fantlab ru

Эдгар Аллан По «Падение дома Ашеров»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
1830
Моя оценка:
-

подробнее

Падение дома Ашеров

The Fall of the House of Usher

Другие названия: Падение дома Эшеров; Падение Эшерова дома; Падение дома Эшер; Падение Дома Ашера

Рассказ, год; цикл «Эдгар Аллан По: свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 208
Аннотация:

Родерик Ашер, последний отпрыск древнего рода, приглашает друга юности навестить его и погостить в фамильном замке на берегу мрачного озера. Леди Мэдилейн, сестра Родерика тяжело и безнадежно больна, дни её сочтены и даже приезд друга не в состоянии рассеять печаль Ашера.

После смерти Мэдилейн местом её временного погребения выбирается одно из подземелий замка. В течение нескольких дней Родерик пребывал в смятении, пока ночью не разразилась буря и не выяснилось одно чудовищное обстоятельство...

Входит в:

— сборник «Гротески и арабески», 1839 г.

— сборник «Phantasy Pieces. Including all the author's late tales with a new edition of the «Grotesque and Arabesque», 1842 г.

— сборник «Рассказы», 1845 г.

— антологию «Opowieści nadzwyczajne, tom I», 1913 г.

— журнал «Weird Tales, August 1939», 1939 г.

— антологию «Anthologie du fantastique», 1958 г.

— антологию «Dark Company: The Ten Greatest Ghost Stories», 1983 г.

— антологию «Tales of the Dark», 1987 г.

— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.

— антологию «The Horror Hall of Fame», 1991 г.

— антологию «Антология ужасов. Том 1», 1991 г.

— антологию «Олалла и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1991 г.

— антологию «H. P. Lovecraft's Book of Horror», 1993 г.

— антологию «Ловец человеков», 1993 г.

— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.

— антологию «Thrillers», 1994 г.

— антологию «Сказки бессонных ночей», 1994 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Король Чума. Американская готика. XIX век», 2001 г.

«Модель для сборки — Live», 2003 г.

— антологию «American Supernatural Tales», 2007 г.

— антологию «Классические кошмары», 2010 г.

— антологию «The Folio Anthology of Horror Stories», 2018 г.

— антологию «Вампир», 2020 г.

— антологию «Вампир. Зарубежная классика хоррора», 2020 г.


Экранизации:

«Падение дома Ашеров» / «La chute de la maison Usher» 1928, Франция, реж: Жан Эпштейн

«Дом Ашеров» / «House of Usher» 1960, США, реж: Роджер Корман

«Падение дома Ашеров» / «Zánik domu Usheru» 1980, Чехословакия, реж: Ян Шванкмайер

«Дом Ашеров» / «The House of Usher» 1989, США, Канада, Великобритания, реж: Алан Биркиншоу

«Падение дома Ашеров» / «The Fall of the Louse of Usher» 2002, Великобритания, реж: Кен Рассел

«Падение дома Ашеров» / «House of Usher» 2008, США, реж: Дэвид ДеКото



Похожие произведения:

 

 


Избранные рассказы
1935 г.
Избранное
1958 г.
Полное собрание рассказов
1970 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1972 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1980 г.
Рассказы
1980 г.
Эдгар По. Новеллы
1980 г.
Рассказы
1981 г.
Рассказы
1985 г.
Убийство на улице Морг
1987 г.
Лигейя
1988 г.
Золотой жук: Рассказы
1990 г.
Падение дома Ашеров
1990 г.
Олалла и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса
1991 г.
Антология ужасов. В четырех томах. Том 1
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Ловец человеков
1993 г.
Маска Красной смерти
1993 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1993 г.
Эдгар По. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1993 г.
Сказки бессонных ночей
1994 г.
Убийство на улице Морг
1994 г.
Черный кот
1994 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 1
1996 г.
Маска Красной смерти
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Т. 2. Падение дома Ашеров
1997 г.
Маска Красной смерти
1998 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Свидание
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Король Чума. Американская готика. XIX век
2001 г.
Золотой жук
2001 г.
В смерти - жизнь
2001 г.
Золотой жук
2001 г.
Черный кот
2001 г.
Золотой жук
2002 г.
Edgar Allan Рое. Selected Tales
2003 г.
Мистификация
2003 г.
Мистификация
2003 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2003 г.
Шедевры классической поэзии для юных читателей
2003 г.
Золотой жук
2004 г.
Золотой жук
2004 г.
Золотой жук
2004 г.
Колодец и маятник
2004 г.
Мистификация
2004 г.
Полное собрание рассказов в двух томах. Том 1
2004 г.
Истории загадочные и ужасные
2005 г.
Маска Красной Смерти
2005 г.
Маска Красной смерти
2005 г.
Рассказы. Стихотворения
2005 г.
Золотой жук
2006 г.
Рассказы
2006 г.
Золотой жук
2007 г.
Стихотворения. Проза (коллекционное издание)
2007 г.
Стихотворения. Проза (подарочное издание)
2007 г.
Эдгар По. Рассказы и новеллы, поэмы и стихотворения
2007 г.
Эдгар По. Рассказы и новеллы. Поэмы и стихотворения (подарочное издание)
2007 г.
Золотой жук
2008 г.
Маска Красной Смерти
2008 г.
Падение дома Ашеров
2008 г.
Убийства на улице Морг
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Рассказы
2009 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2009 г.
Убийства на улице Морг
2009 г.
Падение дома Эшеров
2010 г.
Рассказы
2010 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 7
2010 г.
Убийство на улице Морг
2010 г.
Классические кошмары
2010 г.
Мистификация
2010 г.
Убийство на улице Морг
2010 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Золотой жук
2011 г.
Мистификация
2011 г.
Падение дома Ашеров
2011 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Золотой жук
2012 г.
Падение дома Ашеров
2012 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
Страшные рассказы
2013 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2014 г.
Золотой жук. Сборник
2014 г.
Золотой жук
2014 г.
Заколдованный замок. Сборник
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Падение дома Ашеров
2016 г.
Рассказы
2016 г.
Мистические рассказы
2017 г.
Падение дома Ашеров
2017 г.
Похищенное письмо
2017 г.
Портрет Дориана Грея. Падение дома Ашеров
2017 г.
Бочонок Амонтильядо
2017 г.
Падение дома Ашеров
2017 г.
Голова Медузы
2018 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Падение дома Ашеров
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Падение дома Ашеров
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук. Новеллы
2019 г.
«Падение Дома Ашера», «Рукопись, найденная в бутылке», «Колодезь и маятник» и другие произведения
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Золотой жук. Рассказы
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Сказки таинств и безумств
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Вампир. Зарубежная классика хоррора
2020 г.
Полное собрание рассказов и повестей
2020 г.
Его ужасное сердце. Самые известные рассказы Эдгара Аллана По и 13 новых историй по их мотивам
2020 г.
Золотой жук
2020 г.
Мистические рассказы
2020 г.
Таинственные истории
2021 г.
Мистические рассказы
2021 г.
Страшные рассказы
2021 г.
Страж мертвеца
2022 г.

Периодика:

«Weird Tales» August 1939
1939 г.
(английский)

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Маска красной смерти
2003 г.
Модель для Сборки — Live
2003 г.
Убийство на улице Морг
2004 г.
The Pit and the Pendulum / Колодец и маятник
2006 г.
Овальный портрет
2006 г.
Маска Красной смерти
2008 г.
Маска красной смерти
2008 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №6
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Opowieści nadzwyczajne, tom I
1913 г.
(польский)
Anthologie du fantastique
1958 г.
(французский)
Grotesque and Arabesque
1960 г.
(английский)
The Dark Descent
1987 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1991 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1992 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
1993 г.
(английский)
Thrillers
1994 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
1994 г.
(английский)
Poetry for Young People
1995 г.
(английский)
Selected Tales
2001 г.
(английский)
Чорний кіт
2001 г.
(украинский)
Tales of Mystery and Imagination
2003 г.
(английский)
Ельдорадо
2004 г.
(украинский)
The World's Greatest Horror Stories
2004 г.
(английский)
The Gold Bug and Other Tales
2006 г.
(английский)
American Supernatural Tales
2007 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
2008 г.
(английский)
Alone
2008 г.
(английский)
In the Shadow of the Master
2009 г.
(английский)
Tales of the Macabre
2012 г.
(английский)
His Hideous Heart
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С детства зачитывалась Эдгаром По, и этот рассказ по-прежнему производит впечатление. Атмосфера просто потрясающая, описания захватывают, в целом он до сих пор доставляет мне удовольствие.

При этом, с другой стороны я, видимо, сама с годами стала более приземленной что ли. И за всеми этими страданиями и метаниями души вижу героя, который весь рассказ мучается подозрениями, что похоронил сестру живьем, но при этом никак не поднимет задницу, чтобы спуститься буквально вниз, в свой же подвал, и освободить её.

Я знаю, что это очень поверхностная, игнорирующая весь мистический флер, интерпретация, но почему-то при недавнем прочтении история воспринималась мной именно так.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Падение дома Ашеров» — наверное, один из самых известных рассказов американского мастера готики. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на статистику его переизданий: только по данным ФантЛаба в нашей прессе он выходил в 134 сборниках! Удостаивался ли такой почести какой-нибудь другой новеллист? Сомневаюсь...

В чем же привлекательность данного рассказа?

Во-первых, в яркой (точнее, сумрачной) атмосфере безнадеги, уныния и ожидания близкой беды. Так нагнетать страсти может только настоящий мастер саспенса. Таковых на моей памяти шестеро. Кроме мистера По, это Говард Лавкрафт, Амброз Бирс, Айра Левин, Абрахам Меррит и Стивен Кинг. Сложно сказать, почему советских читателей в первую очередь начали знакомить именно с творчеством По, а не кого-то другого. Позитивных произведений у него крайне мало, так что будущим строителям светлого будущего мало чему можно было у него научиться. Тем не менее, мистера По я прочитал еще в 6 классе, а вот с творчеством Стивена Кинга познакомился только в 1987 году, когда в журнале «Техника — молодежи» вышел его рассказ «Я — дверь». Об остальных мастерах жанра noire («чернуха» по нашему) я тогда только слышал, но ничего не читал — цензура...

Во-вторых, новеллы мистера По не имеют своей целью запугать читателя (как это делают, к примеру, Зельцер с Мак-Кеймоном) — в основе каждого рассказа всегда лежит какая-то мораль. Наверное, благодаря ей, родимой, произведения американского писателя и проходили советскую цензуру. Типа: если не будете соблюдать коммунистическую мораль, с вами случится нечто подобное. Вряд ли советский читатель видал в своей жизни чего-нибудь ужаснее новелл мистера По.

В-третьих, высоколитературный язык автора. Надо сказать, пишет он, словно поэт! Впрочем, почему КАК — Эдгар По действительно поэт. Об этом я узнал значительно позднее, когда прочитал один из романов Жюля Верна — «Ледяной сфинкс», являющийся вольным продолжением «Приключений мистера Пима» от мистера По. В самом начале романа автор вскользь упоминает об известном американском поэте, давшим ему идею этого произведения. Я тогда не поверил французскому классику, решив, что он просто романтизирует образ своего любимца. Однако, время показало, что ошибался я, а не Жюль Верн: Эдгар Алан По в свое время был более известен как поэт, нежели писатель! Стихи его, правда, такие же мрачные и вовсе не напоминают любовную лирику Байрона, но, тем не менее, это тоже лирика...

Читая «Ашера», не можешь отделаться от впечатления его потусторонности, мистической нереальности. А на самом деле — ничего подобного! Это вполне правдоподобный рассказ о событии, которое довольно часто случалось в мировой истории! Не верите? Тогда прочтите мемуары известного советского физиолога Павлова, в которых он описывает некоего Ивана Качалкина, который целых 22 года «лежал живым трупом без малейшего произвольного движения и без единого слова». Хорошо еще, что его не похоронили второпях! А вот другим кататоникам (так медики называют подобных больных) повезло гораздо меньше: не разобравшись в проблеме, их попросту закапывали живыми. Думаю, от таких случаев и пошли известные всем слухи о странных звуках, доносящихся из-под земли, разрытых могилах и ходячих мертвецах. В Румынии, к примеру, всегда пронзали умерших деревянными кольями — чтобы не восстали ненароком.

Скорее всего, сестра Родерика Ашера тоже была больна каталепсией. Даже просвещенные врачи 19-го века не умели отличать проявления этой болезни от физической смерти — чего уж говорить про далекого от науки дворянина! Какое-то неясное чувство, впрочем, мешает Родерику закопать «умершую» в землю, и ее гроб помещают в одно из подземелий родовой усадьбы. Через несколько дней разражается ужасная буря с молниями, и леди Мэдилейн «оживает». Дело тут совсем не в мистике — ее вернуло к жизни природное электричество: это, ведь, не только электрический ток, но и мощнейшее электромагнитное поле, которое легко проходит через кирпичную кладку. Оно-то и запустило сердце больной по-новому кругу. Родерик же со своим гостем воспринял произошедшее именно как мистическое событие: в момент «воскрешения» они читали роман Ланселота Каннинга «Безумная печаль», все события которого почти в точности повторились у них на глазах. Больное сердце последнего из Ашеров не выдержало свалившегося на хозяина стресса и попросту остановилось. Что сталось с его сестрой, мы не узнаем, ибо рассказчик в ужасе сбежал, а разбушевавшаяся стихия разрушила поместье Ашеров до основания.

В чем же мораль? Во-первых, не стоит хоронить людей быстро и сгоряча — может, они не умерли вовсе, а просто потеряли сознание. На Руси, к примеру, хоронят на третий день согласно традиции. А некоторые страны Европы и вовсе практикуют не закапывать усопших в землю, а помещать в специальные помещения — склепы или крипты.

Во-вторых, чтобы не доводить ситуацию до такого печального конца, нужно было вовремя разгонять стресс и уныние, а не плакаться о бесцельно прожитой жизни, усугубляя и без того тяжелое психическое состояние больной. В этом смысле коммунисты были самыми счастливыми людьми на свете, ибо на всё смотрели с оптимизмом. Куда хуже нам сейчас: по радио и ТВ идет сплошная чернуха, народ бедствует, а власть наглеет и ворует. А тут еще этот вирус (который хоть и не опаснее чумы, но слишком уж разрекламирован прессой). Если применить аналогии с новеллой мистера По, то Россия уже находится в состоянии, близком к кататонии...

---------

ИТОГ: поучительный рассказ о том, что не следует бояться оживших мертвецов — нужно внимательно относиться к живым и вовремя заботиться о своем здоровье.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось. Не понимаю этого автора. Возможно, многие видят то, что недоступно мне, возможно кто-то способен разглядеть шарм в загадочном угасании какого-то непонятного древнего рода. Но лично для меня это выглядит бессмысленным, малопонятным, и , что самое главное, — неинтересным.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трагическая, мрачная и преисполненная символизма новелла про визит главного героя к своему другу – наследнику угасающего древнего рода. Родерик Ашер живет в уединенном древнем замке на краю озера, в компании обожаемой сестры и немногочисленных слуг. Но над всем этим домом словно нависает какая-то мрачная тень, заставляющая последних Ашеров необратимо угасать. Леди Мэдилейн медленно умирает от неведомого недуга, а ее брат все больше погружается в бездну черной меланхолии. Трагедия достигнет своей неожиданной развязки в одну грозовую ночь…Отборная классика готической литературы, очень поэтично, зловеще, наполнено атмосферой упадка, деградации и неминуемой погибели.

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

I tell you that she now comes towards the door...

Один из любимых рассказов у автора не в последнюю очередь из-за довольно необычного с ним знакомства. Случилось так, что один из моих любимейших песнопевцев и стихотворцев, отец-основатель британской арт-роковой группы Van der Graaf Generator Питэр Хэммилл разделяет со мной любовь к Эдгару Аллану (многократно цитируя его в своем творчестве), и даже как-то вместе с другом написал самую настоящую оперу на вот этот рассказ. Узрев отрывок его единоличного живого исполнения отрывка из оперы на ютубе (на самой записи все «по правилам» — за каждого персонажа другой исполнитель), я бросилась искать саму запись. И нашла. И послушала. Поздним вечером в темной комнате, почитывая параллельно либретто с монитора. И пережила то, что древние греки называли словом «катарсис».

Эдгар Аллан — безусловный мастер нагнетания саспенса. Питэр Хеммилл — настоящий художник эмоций, одновременно театральный и до невозможности искренний, и тоже в общем мастер нагнетать. Если сложить оба мастерства вместе, получается незабываемое впечатление.

Еще голос «хора» в исполнении интересной вокалистки с крайне низким контральто начинает создавать нужное настроение с первых звуков, потом Монтрезор входит в дом, и архитектура буквально строится перекликающимися «голосами дома», которые присутствуют потом в течении всей оперы как неумолимая сила, влияющая на ситуацию. Леди Медэлин блуждает «под водой» своего лунатического забвения, как призрак, Родерик играет мрачные песни под орган. Единственные два дополнения к сюжету рассказа: это вихрем промчавшийся доктор-шарлатан, настоятельно предлагающий кучу всякой псевдолекарственной дребедени «за очень скромную цену» — даже музыка, его сопровождающая, очень выбивается из общего настроения, подчеркивая, насколько он там лишний, и давая понять, что леди Мэделин никто всерьез не лечит; ну и собственно краткое пробуждение самой леди, эфемерное улучшение перед главной трагедией, когда она и Монтрезор вспоминают былые дни и даже зарождающиеся чувства, которые так и не получили развития, что создает контраст и усиливает ощущение последующей трагедии. Нужны были эти дополнения или нет, это уже на вкус отдельного ценителя. Кульминация же происходит не во время чтения, но во время исполнения песни Haunted Palace, которая присутствует и в самом рассказе. Это шедевр изображения когда-то живого ума, постепенно переходящего в безумие, стих, который получил от меня на этом сайте отдельную 10. Напряжение нарастает и разрывается появлением восставшей из гроба сестры и последовавшей катастрофой. В финале голоса дома спутываются и медленно пропадают, уходя под воду.

Это одно из самых сильных впечатлений, которые я когда-либо пережила. Еще много раз я прослушала эту оперу, прежде чем впечатления немного затерлись.

И конечно же прочла сам рассказ. И получила дополнение к опере в виде замечательных картин, которые По рисует с мастерством истинного художника. И свинцовое озеро с мрачным домом над ним, и тесные комнаты с высокими готическими окнами, и картина самого Родерика Ашера...

Перечитав еще раз недавно, я вдруг задумалась: а был ли мальчик? восставала ли сестра на самом деле? Учитывая обстановку и нарастающее нервное напряжение, это вполне могла быть коллективная галлюцинация. Стук сердца, который Родерик слышит долгими днями, перекликается со стуком сердца в рассказе «Сердце-обличитель», но там он явно был плодом фантазии маньяка. Кроме того ведь Родерик слышит еще много чего неправдоподобного. И сам ведь говорит Монтрезору, что после смерти сестры сам умрет от страха, и именно так и случается в конце. Наконец, когда они сидят и читают, вокруг дома поднимается жуткая гроза с довольно интересными электрическими явлениями, плюс не раз упоминается «сгущенный воздух» — не что иное, как какие-нибудь подземные испарения, вполне способные повлиять на психику в совокупности с обстановкой. В начале Монтрезор вполне отличается здравомыслием, но спустя некоторое время сам поддается настроению друга. Завывания ветра в щелях старого дома и стук разных предметов под его воздействием дополняют картину... Как всегда, у По стирается грань между реальностью и воображением героев, и каждый читатель может провести ее по своему усмотрению.

Ну и финал, конечно, очень символичен: кроваво-красная луна, поднимающаяся над западающими под воду руинами когда-то блистательной аристократии. Это можно было бы расценить даже как пророчество коммунистической революции (но для этого, пожалуй нужно самому быть под стать героям автора)))))). А если серьезно, то это иллюстрация нарастающего на протяжении всего века ощущения неминуемой руины былой жизни, олицетворением которой и была в некоторой степени аристократия. «Закат» дома Ашеров предвосхищает «закат Европы».

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда уже достаточно знаком с творчеством По, рассказ «Падение дома Ашеров» воспринимается спокойно. Да, автор превосходно умеет описывать мрачные состояния, постоянно нагнетая атмосферу кажущейся безысходности, подводя к внезапной и страшной развязке. Однако страха не испытываешь, так как уже знаешь, на что По способен. И да, развязка получается в его стиле: одновременно и неожиданная, и предсказуемая. И всё же стоит отдать должное автору. За умение передавать гнетущие чувства, тревогу и прочие эмоции — те, которые составляют основу мистического жанра.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любое истолкование этого рассказа будет и правильным, и неправильным. То ли леди Мэдилейн на самом деле вампир (и в тексте, пожалуй, найдется множество подтверждений -- как прямых, так и косвенных). То ли у Ашера с сестрой была греховная связь (и тогда тем более все понятно). То ли древний замок символизирует разум, а болезнь его владетеля -- это темная сторона человеческого сознания, пресловутые «хтонические» ужасы, идущие еще от первобытной эпохи... Короче, что ни придумай -- любая трактовка имеет право на существование. Хотя вряд ли Эдгар По намекал на что-то конкретное -- тайна падения Дома (и безумных поступков самого Ашера) не может быть «поверена алгеброй», потому что тогда это будет уже не глубокая символистская притча, а скучный и одномерный ужастик.

Но, раз до сих пор придумываются бредовые теории о «смысле» этой бессмысленной визионерской фантазии -- так попробую и я. Не сочтите за посягательство на святое: ИМХО, все ИМХО. Куда уж мне до лавров старины Эдгара... просто досужие мысли вслух.

Для меня сей рассказ органично выглядит в связке с «Вильямом Вильсоном» (вспомните: Ашер заболел только когда увидел, что больна его сестра. Монтрезор, повстречав леди Мэдилейн в первый раз, был потрясен ее небывалым сходством с Родериком).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Двойник, доппельгангер, воплощающий самые мерзкие и отвратительные свойства оригинала. Злое альтер-эго, если угодно... И вот гг пытается свою темную сторону побороть. Но понятно, что это приведет лишь к уничтожению СЕБЯ...

Дальше можно долго рассуждать на тему иррациональной тяги к самоубийству. Придумывать и ему многочисленные объяснения вроде «это все от сплина и ничегонеделания». Или наоборот: «мы приходим в этот мир лишь д\того, чтобы умереть. Ашер, видимо, подспудно это чувствовал -- вот и...»

Как говорила героиня другого рассказа По:

» ...образ, весь кровавый,

Меж мимами ползет.

За сцену тянутся суставы,

Он движется вперед,

Все дальше, — дальше, — пожирая

Играющих, и вот

Театр рыдает, созерцая

В крови ужасный рот.

И ангелы, бледны и прямы,

Кричат, плащ скинув свой,

Что «Человек» — названье драмы,

Что «Червь» — ее герой!»

-- мой любимый перевод -- Брюсова, и ТОЛЬКО Брюсова. Да, Вольпин перевела (формально) точнее -- но вместе с тем и суше. Бескровнее...

Короче, спекулировать можно долго и много. Но я предпочту лишь саркастически ухмыльнуться -- как сделал это под занавес рассказа сам Эдгар. Есть некоторые вещи -- о них лучше не говорить. И делать вид, что иронически к ним относишься... а то ведь будет слишком СТРАШНО.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Брр...Жутковато, готично, мрачно! Все как я люблю: старинный обветшалый замок, озеро с черной водой у его подножия, глубокий каземат под домом, экзальтированный владелец и его больная таинственным недугом сестра. И со всем этим придется разбираться главному герою рассказа, получившему от своего друга Родерика Ашера письмо с просьбой приехать погостить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Честно говоря, когда я дочитала до момента смерти сестры Родерика и ее помещения в каземате до дальнейшего захоронения, то я сразу подумала: «Вот сейчас окажется, что она не умерла! И придется нашим героям бегать по коридорам замка от вампирши!» Но все оказалось не так банально и намного трагичнее. Бедный безымянный главный герой! Боюсь после проведенного уикенда в замке Ашеров, он выбрался на свободу поседевшим. А конец, что уж тут, великолепен! Замок как живое существо, державшее пленниками род Ашеров, развалился со смертью последнего отпрыска этого рода.

Как жаль, что это всего лишь рассказ! Я бы почитала такой готический роман!:)

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из главных героев рассказа — мрачный, приходящий в запустение дом, когда-то полный жизни, ныне же угасающий вместе со своими хозяевами — и сами брат и сестра Эшеры, связанные друг с другом своим безумием. Тяжело больная Магдалина похоронена заживо, и брат это чувствует, понимает, что они совершил ошибку, которую уже не сможет исправить — Магдалина сходит с ума, очнувшись в могиле, и встреча с ней приводит Родерика к смерти от встречи со своим страхом... Дом — символ психологического увядания, буря — помутнения рассудка, гибель особняка — окончательное разрушение разумов и гибель главных героев... Очень мрачный, жуткий рассказ, для понимания которого необходимо полное погружение.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что произведение По я захотел прочитать после прочтения Эшер II Бредбери, настолько понравилось произведение из «марсианских хроник», но был несколько разочарован. Да, описание обстановки, состояния угнетения хороши, но концовка, как мне кажется, скомкана. Почему-то автор не вдается в подробности, почему брат покойной во время погребения в склеп не заметил, что его сестра могла быть жива, несмотря на свои обостренные чувства. Да и собственно падение дома хозяев очень быстрое, в двух строках! В очередной раз убедился-По не мой автор, извините.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Соглашусь с мнением, что рассказ сумбурный. В плане романтизма, отрешённо меланхоличного слога и в целом атмосферы декаданса По один из лучших, это известно. Но если копнуть глубже..

Атмосферу нагнал, осень пред глазами после прочтения хоть июльским днём. Но о чём история-то? О том, как запустелый дом вместе с собой погубил и чету? Или о том, как больной хозяин излучал буквально осязаемую меланхолию на свою обитель? Какое родовое проклятие, какая болезнь? Об этом ни слова пока дело не дойдёт до Медилейн. С ней и вовсе какой-то бред. Но причём тут она? О ней пара абзацев на весь рассказ. Чёрт знает что.

За отборнейший декаданс 10, а за сюжет 5. Ставлю среднее арифметическое с округлением.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Короткий рассказ, в котором лично я не успела вообще ничем проникнуться. Завидую тем читателям, которые, судя по отзывам, погрузились в жуткую, мрачную и таинственную атмосферу этого рассказа, а так же заимели мурашки по коже, ибо я этой самой атмосферы (не говоря уже о мурашках) не заметила, как ни старалась... какое уж там погружение. «Падение дома Ашеров» вообще, на мой взгляд, больше похоже на сырую зарисовку к будущему рассказу/повести/полноценному роману, так как, несмотря на прелестную идею, исполнение меня не очень порадовало, и плюс к тому Эдгар По даже не потрудился дать какое-то объяснение всему происходящему или хотя бы намеки на таковое и просто сказал: «а вот так вот».

Можно, конечно, и самостоятельно много чего предположить, например:

1. Герой сам больной на всю голову и ему все примерещилось;

2. Ашеры действительно мистически проклятое по какой-либо причине семейство и все случилось именно так, как описано;

3. Ашеры какие-нибудь сверхъестественные существа типа вампиров и все случилось именно так, как описано;

4. Ашеры умелые гипнотизеры и просто постебались над бедным простачком;

5. ... и многое другое.

Но в том-то и дело, что неинтересно строить предположения, основываясь не на авторских намеках, а лишь на собственной фантазии — правды все равно не узнаешь, а пофантазировать я и без По прекрасно могу.

Разочаровывающее знакомство с автором.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увы, но рассказ меня не впечатлил. А получилась это из-за сумбурной истории. Точнее из-за неправильно расставленных акцентов. Очень много внимания уделяется истории Магдалины, когда её заживо похоронили в склепе. Да, безусловно, это жутко и ужасно, но ведь рассказ не об этом.

Он о странной связи поместья с обитателями старинного дома. О том, что окружение самым непосредственным образом влияет на человека. О том, что жилище без жильцов существовать не может. И всё это, несомненно, описано автором потрясающе.

А страшилка о брате с сестрой так, для того, чтобы разбавить повествование.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вероятно, это самый знаменитый из всех «страшных» рассказов По — безоговорочная классика «чёрного романтизма», постоянный участник тематических антологий. Рассказ отличный, хотя, на мой взгляд, у По есть и более сильные истории. А здесь впечатление от рассказа немного портят слишком уж «театральные» эффекты. Главный плюс произведения — конечно, атмосфера, эмоциональный фон. Упоминать о великолепной переданной в рассказах Эдгара По атмосфере — уже просто mauvais ton, слишком это очевидно. Но не могу удержаться, ибо атмосфера и эмоции таки да, великолепны! Высшая степень мастерства: все мысли, тревоги, ожидания героев явственно ощутимы, все шорохи и скрипы слышны, а тени и полумрак окутывают читателя.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень атмосферный рассказ. Но я, честно говоря, боялась его читать. То и дело озиралась на окно в комнате и на дверь, вздрагивала и хотела, чтобы рассказ как можно скорее закончился.

По, несомненно, мастер слова. Очень «триллерного», психоделического, наводящего ужас слова.

Всё происходящее в доме Ашеров передано просто шикарно и очень живописно. Браво!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх