fantlab ru

Новости

 
21 ноября
на сайте

Неделя палпа. Артур Стэнгленд

Составлена библиография Артура Г. Стэнгленда (Arthur G. Stangland) — американского писателя-фантаста первой трети двадцатого века. Родился Артур Голенд Стэнгланд в 1908 году в Астории, штат Орегон, изучал электротехнику в колледже штата Орегон. Период наивысшего расцвета его творческой деятельности приходится на тридцатые годы двадцатого века. Дебютировав, будучи еще студентом, в 1929 году рассказом «The Ancient Brain» (о заморозке мозга), Стэнгленд опубликовал дюжину рассказов у Хьюго Гернсбека, на полвека предвосхитив некоторые темы НФ. Например, в рассказе «The Fatal Equation» (1933) описана наша Вселенная как матрица, а не реальность, при этом настоящая реальность находится где-то там, за её пределами. Вместе со Вселенной исчез и автор с издательского горизонта до конца десятилетия, вернувшись лишь в начале 1940-х. В 1940-50-х напечатал ещё десяток рассказов в журналах Ф. Пола, и больше не возвращался к фантастике.

Артур Г. Стэнгленд был женат на Арти Стэнгленд (Artie Stangland, в девичестве Эпплтон, Appleton) (1910-1995), проживали супруги в Астории, штат Орегон. Арти Стэнгленд писала сентиментальную прозу (в основном в соавторстве с Эдит Уорнер, Edith Warner), и печаталась под девичьей фамилией Арти Эпплтон.

На русский язык переводился лишь рассказ «Перекрёстки космоса».

Составители библиографии: Claviceps P., andre54, Славич.

Продолжение материала про Стэнгленда можно посмотреть в колонке.

20 ноября
на сайте

Неделя палпа. Тэд Рейнольдс

Составлена библиография Тэда Рейнольдса, американского писателя-фантаста. Тэд Рейнольдс родился 8 октября 1938 г. в штате Висконсин, а вырос в Огайо и в Японии. О жизни Рейнольдса почти ничего не известно, сам же он в крайне немногочисленных интервью и библиографических справках предпочитает отшучиваться. Известно лишь что Рейнольдс в разное время работал копировальщиком документов, контролёром куриных яиц, яхтсменом, овчаром, оператором планетария, бухгалтером, переводчиком, анестезиологом, а так же некоторое время в 1970-х гг. преподавал на курсах по написанию научной фантастики в Мичиганском университете. Совершил шестилетнее кругосветное плавание на кече «Феникс», знаком с Маркизскими островами, Фиджи и Малыми Антильскими островами, побывал в Индонезии и Багамах.

Первый рассказ Тэд Рейнольдс опубликовал в 13 лет в журнале фэнтези (название не сохранилось). Официально дебютировал Тэд Рейнольдс в 15 лет, у Горация Голда в журнале «Beyond Fantasy Fiction» рассказом «Just Imagine» (1953 год), потом была пауза в четверть века. И это вызывает вопросы — что мог преподавать на курсах литературного мастерства человек, издавший под своим именем всего лишь два рассказа? Основной корпус произведений Тэда Рейнольдса появился в печати с 1977 по 1991 годы благодаря Гарднеру Дозуа, который в тот период занимал редакторские должности в «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine».

Наибольшую известность автору принёс рассказ «Can These Bones Live?» (1979), в котором женщина, воскрешенная пришельцами спустя долгое время после вымирания человечества, задаётся вопросами в духе космиста Николая Фёдорова — размышляет о том, стоит ли просить о воскрешении остальных землян, и как убедить пришельцев сделать это. Новелла названа читателями журнала Analog Science Fiction лучшим рассказом 1979 года, а так же параллельно номинировалась на «Хьюго» и «Локус» в 1980 году.

В единственном крупном фантастическом произведении Теда Рейнольдса, романе «The Tides of God» (1989), рассказывается о том, как в далёком будущем на Землю вновь обрушиваются война, голод и болезни, а в небеса запускается космический корабль для сражения с неведомой злой силой.

После выхода на пенсию, с 2012 года Тэд Рейнольдс несколько активизировал издание своих книг через Амазон (в Киндл-формате и покетбуках через сервис печать-по-требованию).

По признанию автора, на его творчество повлияли Чарльз Диккенс, Олаф Стэплдон и «Маленький принц» Экзюпери. Ещё Тэд Рейнольдс очарован творчеством Г. Дж. Уэллса — он написал две новеллы, расширяющие повесть «Машина времени», и переписал в юмористическом ключе рассказ классика «Ограбление в Хэммерпонд-парке» (в русском переводе — «Похищение»)

Следующий автор не имеет никакого отношения к фантастике, но так как он полный тёзка вышеупомянутого фантаста, они ровесники, и немного похожи внешне, то на торговых площадках и других сервисах их книги часто смешивают, поэтому мы решили сделать и его библиографию. Это новозеландский журналист Тэд Рейнольдс (II). Тэд Рейнольдс родился в 1931 году в Нельсоне, Новая Зеландия и получил образование в Бленхейме. Тридцать лет проработал в газетах, был редактором новостей в «New Zealand Herald», книжным редактором в Herald, некоторое время редактировал журнал Wilson and Horton's Thursday. Выйдя на пенсию в 1990 году, Тэд Рейнольдс (II) переехал в долину Аватере в Мальборо, что в Новой Зеландии, занялся виноградником и производством вина. Продолжал писать еженедельные колонки под рубрикой «С другого острова» в газету «New Zealand Herald», из которых в 1995 году сложилась книга «My Side of the River», описывающая борьбу фермера с природой и бюрократией. В 1997 году выпустил книгу «Palaces in the sky: A year among Tibetans» о том как работал волонтёром в школе для тибетских беженцев в Гималаях.

Составители библиографии: Claviceps P., zarya, слОГ, Tangier, greenrus07.

Перевод интервью с фантастом Тэдом Рейнольдсом можно прочитать в колонке.

19 ноября
на сайте

Неделя палпа. Фрэнк Райли

Составлена библиография Фрэнка Райли (Frank Riley, настоящее имя Frank Wilbert Rhylick) — американского журналиста, родившегося 8 июня 1915 года в Хиббинге, Сент-Луис, Миннесота. В 1930-х Фрэнк Райли годах писал для газеты «New York Daily News», во время Второй мировой войны служил в морской пехоте. После войны Фрэнк работал внештатным сотрудником, а затем редактором в «Los Angeles Times», где так же вёл колонку о путешествиях. Писал статьи для «Los Angeles Magazine», и ещё вел программу на радио.

В фантастике известен сотрудничеством с Марком Клифтоном над романом «They'd Rather Be Right» (1954), получившим премию «Хьюго» в 1955 году. Роман завершает цикл М. Клифтона «Bossy» — мини-сериал о передовом суперкомпьютере, который стал почти бесполезным в использовании из-за забастовки ученых в университетах, и страха мужчин перед машиной, выполненной в форме «тёлочки» (бурёнки, коровы).

Несколько сольных рассказов и повестей Фрэнка Райли печатались в журнале If во второй половине 1950-х, а после 1962 года нам не известно ни одного его обращения к жанру. Фрэнк Райли продолжал работать журналистом в газетах и на радио, но к фантастике так и не вернулся.

Умер Фрэнк Райли в возрасте восьмидесяти лет в Манхэттен-Бич, округ Лос-Анджелес, Калифорния.

К сожалению, мы не смогли найти фото писателя, поэтому помещаем обложку журнала с его рассказом.

На русский язык произведения Фрэнка Райли не переводились.

С Райли связано ещё одно крохотное открытие. При поиске его произведений мы наткнулись на любопытную историю. В 1962 году фирма Hoffman Electronics заказала шесть коротких рассказов у ​​различных известных авторов научной фантастики — у Айзека Азимова, Альфреда Элтона Ван Вогта, Роберта Хайнлайна, Фрица Лейбера и Фрэнка Райли. Эти рассказы появлялись в журналах Scientific American как часть оплаченной рекламы фирмы. Помимо жёстких ограничений по объёму (каждая история должна была быть менее 2000 слов), авторы имели полную свободу в написании рассказов, и рекламодателю оставалось только вольно устанавливать связи между историями авторов и собственными изобретениями. В лучшем случае история была лишь слабо связана с технологией, разрабатываемой фирмой. Основная же тема рекламы звучит вполне в духе Джона Кэмпбелла-мл.: «Как научная фантастика становится научным фактом». Все шесть публикаций были одного формата — журнальный разворот из двух страниц, занятый текстом и иллюстрацией, и после рассказа — текст от фирмы, в котором обсуждается одно из технологических новшеств. Рассказы не связаны между собой, но представляют вполне себе законченный межавторский цикл. В карточках журналов можно посмотреть образцы как это выглядело на бумаге.

Составители библиографии Ank, Консул.

Дополнительные материалы о Фрэнке Райли мы поместили в колонку.

P.S. Коллега Basstardo нашёл фото из газеты Лос-Анжелеса, оно датировано 1970 г., обновили карточку автора.

18 ноября
на сайте

Неделя палпа. Уилсон «Боб» Такер

Сегодня мы начинаем тематическую неделю — авторов, публиковавшихся в основном в специализированных журналах и жанровой периодике, создавшей лицо фантастики двадцатого века.

Составлена библиография Уилсона «Боба» Такера (полное имя Артур Уилсон Такер), американского писателя и активного деятеля фэндома, автора детективных и научно-фантастических произведений. В любительских фэнзинах он подписывался Бобом Такером, в книгах — Уилсоном Такером.

Боб Такер родился в 1914 году в Иллинойсе, там и получил образование. С детства обожающий фантастику, в 1932 году Боб Такер узнаёт о существовании фэндома, начинает активную переписку. Его письма и рассказы мелькают в фэнзинах и профессиональных журналах от «Astounding» до «Wonder Stories», он сам начинает издавать информационный фэнзин «The Planetoid», и даже написал микрорассказ совместно с Рэем Брэдбери. Фэнзины обеспечивали читателям неформальное общение и держали связность всех участников субкультуры. С 1938 по 1946 год Боб Такер выпустил более 60 номеров литературно-критического фэнзина «Le Zombie», в котором, опять же, печатал свои первые рассказы вышеупомянутый Рэй Брэдбери, а обложки учились рисовать мастер изящного макабрического рисунка Ханнес Бок и Деймон Найт (более известен нам как писатель и критик). В послевоенное десятилетий Боб Такер переключается на новости фэндома, издает фэнзин «Bloomington News Letter». Выйдя на пенсию в начале 1970-х, Боб Такер перестал выпускать фэнзины, однако после четвертьвековой паузы возобновил активность в 2000 году, сделав пять номеров электронного журнала «e-Zombie». Таким образом Боб Такер охватил всю историю развития любительской прессы — от машинописных журнальчиков на писчей бумаге с вручную выполненными иллюстрациями, через типографские заказы у профессиональных печатников — к вебзинам.

В 1955 году Такер выпустил брошюру «Путеводитель для неофэнов по джунглям, известным как фэндом научной фантастики» (The Neo-Fan's Guide to The Jungle Known as Science Fiction Fandom), которая за сорок лет выдержала восемь переизданий (перевод можно прочитать в колонке). Боба Такера в основном знали как популярного фэна, гостя и весёлого ведущего мероприятий на многочисленных конвентах научной фантастики (он начал свою карьеру ведущего в комитете по проведению Второго Всемирного конвента в Чикаго 1940 года, и завершил в 2001 году, поучаствовав в организации Ditto/FanHistoriCon, который проводился в его родном городе Блумингтоне).

Публицистические статьи в фэнзинах Такера описывались Джоном Клютом как «неизменно острые», а сам автор — как «самый умный, красноречивый и искушённый фэн, которым когда-либо могло похвастаться американское сообщество научной фантастики». Станислав Лем вторит Клюту, и в своём двухтомнике «Фантастика и футурология» советует читать фэнзины, которые являются «лучами яркого света, островками хорошего вкуса и верными указателями в потемках научной фантастики». Боб Такер был пионером в критике жанра, попутно придумав многие популярные термины. Именно Такер в 1941 году ввёл в обиход термин «космическая опера»: «В эти лихорадочные дни фразеологизма мы предлагаем один. Вестерны называют «лошадиными операми», утренние слезливые сериалы для домохозяек называют «мыльными операми». Для занудных, тягучих, вонючих, избитых историй о космических кораблях или о спасении мира, если на то пошло, мы предлагаем «космическую оперу»».

Основные направления сюжетов его произведений – мир после катастрофы и путешествия во времени. Например, в романе «The Long Loud Silence» (1952) рассказывается постапокалиптическая история, в которой восточная треть Соединённых Штатов оказывается на карантине в результате одновременной атомной и бактериологической атаки. История разворачивается после ядерного холокоста, который уничтожает все крупные города к востоку от Миссисипи и оставляет выживших навсегда зараженными лёгочной чумой. Чтобы предотвратить распространение чумы, армия устанавливает санитарный кордон вдоль Миссисипи. Сюжет следует за одним выжившим, Расселом Гэри, когда он безуспешно несколько раз пытается перебраться через реку. Дэймон Найт назвал роман «феноменально хорошей книгой, близкой к совершенству» и включил его в десятку лучших НФ-романов пятидесятых годов. В романе 1970 года «The Year of the Quiet Sun» речь идёт об использовании путешествий во времени для корректировки политики. Книга вошла в список Дэвида Прингла «100 лучших НФ романов», и его рецензию мы помещаем в отдельной заметке в авторской колонке.

Боб Такер прожил 92 года и вошел в историю фэндома как один из отцов-основателей сообщества, и за вклад в развитие жанра включён в Зал славы научной фантастики и фэнтези.

На русский язык переведено только два рассказа Боба Такера — «Туризм» и «MCMLV».

Составители библиографии: Claviceps P., vbltyt.

17 ноября
на сайте

Дмитрий Маркевич

Составлена библиография Дмитрия Маркевича — русскоязычного писателя-фантаста. Основные темы творчества автора – метафизика провинции и окраина как таковая. Родился и живёт в Петропавловске (Казахстан).

Занимался написанием сценариев для ночных ролевых игр, квест-комнат и стендапов. В качестве сценариста работал на проекте «Welcome to Qyzyljar», посвящённом сакральным локациям региона. Передача получила высшую телевизионную награду Казахстана – премию «Тумар» (2019). На момент открытия библиографии основное занятие автора – придумывание и проведение паб-квизов и прочих интеллектуальных боёв.

В малой прозе особенно ценит ранние рассказы Виктора Пелевина и «прозрачную ясность» Акутагавы Рюноскэ. Из крупной формы – «Петербург» Андрея Белого и все эпизоды «Улисса» Джеймса Джойса кратные трём, кроме шестого.

Первый написанный фантастический рассказ — «С днём рождения, Джибджи!» на конкурс 4-я ФантЛабораторная работа в январе 2012 года.

Лонг-лист «Русской премии» в номинации «Малая проза» (2024) за сборник рассказов «Симоно-Савловск»; Шорт-лист Волошинского конкурса (2023) — рассказ «Терренкур». Лауреат Международного конкурса драматургов «Евразия» (2021) в номинации «Пьеса для камерной сцены» — пьеса «Говорушка серая». Рассказ Дмитрия Маркевича «Огоньки» вышел в финал недавно закончившегося конкурса ФантЛабораторная работа-27.

Составители библиографии DaleCo, Ga_li

16 ноября
на сайте

Илья Шатуновский

Составлена библиография Ильи Шатуновского, советского журналиста и фельетониста.

Многолетний сотрудник газеты «Комсомольская правда», редактор отдела фельетонов в газете «Правда». Автор многих сборников очерков, рассказов, фельетонов, путевых записок. Сборники фельетонов издавались в сборниках «Библиотеки «Крокодила»: «От имени и по поручению…» (1962), «Дикари в экспрессе» (1965), «Одна точка» (1968), и др.

В конце 50-ых отметился острыми фельетонами известных людей в «Комсомолке», вскрывая недостойное поведение советского гражданина и отрицательные качества популярного, публичного человека, такие как стяжательство и корыстолюбие, хамство, пьянство, паразитический образ жизни, использование связей в личных целях, нарушение закона государства и уголовное преступление.

Книга И. Шатуновского и Б. Стрельникова «Америка — справа и слева» (1971, 1974), авторы которой повторили маршрут И. Ильфа и Е. Петрова (книга «Одноэтажная Америка»), стала заметным явлением в современной советской литературе о США. Она была проиллюстрирована известным художником И. Семёновым, и опубликована в 14 странах, в том числе в Италии и Японии, а её общий тираж превысил миллион экземпляров.

Составитель библиографии: visual73

15 ноября
на сайте

Книжная серия «Магистраль»

Составлена страница издательской серии «Магистраль», с восьмью подсериями. На сегодняшний день это одна из обширных серий издательства «Эксмо», в которой выходят как фантастические и фэнтезийные, так и классические и детективные романы. В последнее время серия разрослась до восьми направлений, каждое из которых регулярно пополняется.

Серийным оформлением занимаются несколько художников: Степан Костецкий, Наталья Портяная, Анастасия Зинина. Книги выходят преимущественно в мягкой обложке.

Куратор серии: мишкинг.

14 ноября
на сайте

Книжная серия «Space Marine Conquests»

Открыта страница серии «Space Marine Conquests». Цикл «Завоевания Космодесанта» — серия романов, которая перезапускает серию «Битвы Космодесанта» и события разворачиваются во время образования Великого Разлома. Иллюстрации обложек принадлежат Нилу Робертсу. В России было выпущено все 6 романов.

13 ноября
обо всём

Лауреат Букеровской премии

Букеровская премия. 2024

Лондон, 12 ноября 2024 г.

Саманта Харви "Orbital". (Великобритания)
Samantha Harvey "Orbital"

Международ­ная Букеровска­я премия:
Дженни Эрпенбек "Kairos". (Германия; перевод Michael Hofmann)
Jenny Erpenbeck "Kairos"

12 ноября
на сайте

Александр Суконцев

Составлена библиография Александра Суконцева, советского журналиста и фельетониста.

Первые опыты в журналистике приобретал в Саратовской областной молодёжной газете «Молодой сталинец», потом в «Комсомольской правде», став её собственным корреспондентом по Саратовской области. В 1962 г. А. Суконцева пригласили в журнал «Крокодил». Его печатали в «Правде» и «Литературной газете».

Суконцев был плодовитым сатириком. Каждый год из-под его пера выходили сборники фельетонов, рассказов, повестей. Достаточно вспомнить такие его книги, как «Барышня и хулиган», «Бес в ребро», «Два окна на Арбат», «Наш человек в столице», «Странный какой-то», «У эпохи на виду», «Часы без стрелок», «Чем жив дармоед» и другие. Всего у него вышло около 30 книг. Среди них — две на криминальные темы, написанные в соавторстве с ответственным сотрудником Прокуратуры СССР Н. В. Жогиным: «По следам преступлений» и «Обвинение предъявлено». А. Суконцев является автором сценария мультфильма «Как ёжик шубку менял».

«– Как можно прощать жестокосердие, алчность?! – возмущался один из нас, после визита очередного посетителя.

– Никак нельзя, – соглашался другой, и мы принимались за дело…»

«После прочтения фельетонов Суконцева не остаётся горького чувства безысходности, растерянности. Наоборот, они вселяют в нас оптимизм, уверенность, что порок обязательно будет наказан, изжит, выброшен из нашей действительности». (Из воспоминаний о своём друге, соратник по отделу фельетонов Илья Шатуновский).

Составитель библиографии: visual73

 
⇑ Наверх