Магия или серые клеточки?/ Великий детектив на службе у благостной империи
Середина 70-х годов 20-го века. Альтернативная Земля. Тут на коне англо-французская империя, властвующая над большей частью Европы и всем Новым светом. Государство, «где каждый должен выполнять свой долг». Благостная держава, заботящаяся о своих подданных и оставившая в прошлом агрессивную политику завоеваний.
Но человек остается человеком, преступления случаются и в этой благословенной Господом земле. Если злодеяния не в силах раскрыть офицеры местной стражи, или дело касается аристократа, за работу принимается главный следователь Его Высочества герцога Нормандского лорд Дарси. Исполняющий в здешней реальности роль Холмса, Пуаро и Марпл одновременно.
Работы у Дарси хватает. От убийств в семействах знатнейших нобилей страны, до политических дел, грозящих самим устоям Империи. Но не нашлось еще преступника, способного поставить в тупик лучший ум державы.
Или нашелся?
Гордон Рэндалл Филип Дэвид Гаррет («вообще у меня много имен», как говаривал незабвенный Бродяжник) – писатель так называемого «поколения Джона Кэмпбелла». Человек наиболее активно творивший в 60-е. Культовая личность для фендома: мужчина буйного нрава, любитель бухнуть и пройтись по прекрасным дамам. Человек, в 70-х годах почти на 10 лет исчезнувший с радаров любителей фантастики, по причине резкой смены вида деятельности: Гаррет стал священником. Неординарный хлопец, одним словом.
В истории литературы Гордон остался в первую очередь благодаря нашему сегодняшнему герою.
Циклу о лорде Дарси, который помещается в одном томе на 800 страниц, писался с 1964 по 1978 года, включает рассказы, повести и один роман.
Цикл приятный, хотя и не без огрехов.
Совмещает классический детектив, увитый флером аристократического окружения, с магическим сопровождением дел и занятными особенностями альтернативной земли.
Расследование написано не шедеврально, но приемлемо. Включает в себя дедукцию и наблюдательность протагониста, сбор улик, поиск мотивов, его способность делать выводы из полученной информации. Недостаток информации, не позволяющий поначалу детективу сделать верные выводы. Всенепременно мелькнувшего перед глазами читателя виновника (порой не единственного, но одного из главнейших) злодейства, и колдовское вмешательство, как противостоящее, так и помогающее герою.
Одной из самых интересных сторон цикла становится отслеживание особенностей здешней альтернативной Земли.
Точкой бифуркации становится судьба Ричарда Львиное Сердце, выжившего после ранения при осаде Шалю. Тяжелейший процесс выздоровления подтолкнул Ричарда к тому, чтобы взяться за ум и вспомнить свой долг короля. Он превратился из взбалмошного рыцаря без страха и упрека в заботливого к своей стране государя (явное первое проявление просыпающейся магии). Унаследовал ему племянник Артур, и вовсе заставивший вспоминать легендарного основателя Круглого стола. Благодаря столь сильному руководству Англия не только не выпустила из рук французские земли, заботливо прихомяченные пораньше вторым Генрихом, но и приумножила завоевания до полного присоединения владений Лилии (чем занимался в это время Филипп 2 Август, в нашей реальности парень отнюдь не промах, на шару свои земли отдавать не собиравшийся, остается загадкой, ага, вроде как лично Ричард отправил последнего Капетинга к праотцам). Да и дальнейшие представители Плантагенетов (Имя династии выводят от прозвища Жоффруа Анжуйского — «Плантагенет», чьей эмблемой была ветка дрока (planta genista) в грязь лицом не ударили. Еще одно колдовское воздействие уровня грандмастера – на протяжении 800 (!) лет среди владык империи не оказалось ни одного мудака, дурака или психа.
Тихой сапой Анжуйская Империи расширилась от Шотландии до южной оконечности Гаскони и границ с Германией. Фрицов, оставшихся в раздробленном состоянии (Пруссия роль объединителя не потянула), невзирая на принадлежащую императору корону Священной империи, оставили в покое, и присоединять не стали.
Первой причиной этому стала вторая сверхдержава здешней Ойкумены – королевство Польское. Оно царит во всей Восточной Европе и владеет кучей земель, до Минска на севере и Киева на юге. Русские/украинские княжества традиционно раздроблены, серьезной силы не представляют и лишь в 20 веке задумались об объединение в какую-никакую коалицию.
Второй – открытие Нового Света, произведенное здесь отнюдь не Колумбом, а английскими моряками, и на 7 десятков лет позднее чем у нас. Никаких испанцев с португальцами в Новом Свете нет и близко, и все его богатства широкой рекой полились в Англо-французскую империю.
Держава, описанная у Гаррета, вызывает четкие ассоциации с произведением некоего Ван Зайчика и получилась до приторности благостной. К середине 20-го века Империя полностью отказалась от завоеваний (!!! Империя отказалась от завоеваний – экий оксюморон), для нее сейчас «агрессия против мирных соседей немыслима». Здесь каждый помнит о своем долге и знает свое место. Здешние стражники не лупят бабло с горожан, а следят за порядком и соблюдением законов, и даже в его случае нарушения дают возможность согражданам исправиться. Ведь доверенный стражнику по должности меч «обязывает его всегда оставаться джентльменом». Здесь лорд обязан помогать своим людям. Всем людям, не только родне, личным головорезам или приближенным. Всем, включая распоследних бедняков. А если не вытягивает сам, может обратиться за помощью к своему сюзерену, а тот выше по инстанциям, вплоть до короля. В случае смерти государя, тухес на трон не мостит старший сын, независимо от его порой отсутствующих дарований. Следующего властителя выбирает парламент, пускай и из членов династии.
Нет, я больше не могу, сейчас зарыдаю, где ближайший портал в Англо-Французскую империю! Держите меня семеро!
Что самое интересное – перед нами не полностью оторванная от жизни утопия.
Здесь первым делом при общении требуется выяснить социальный статус. Обращение к согражданам звучит не как нейтрально-толерантное: «мужчина, женщина, пан или товарищ». А исключительно строго-официальное: «сэр», «лорд», «йомен», «мистрис» или «дамсель» (молодая незамужняя девица). Здесь немало силовиков, главными среди которых являются флотские. Здесь аристократия традиционно чувствует себя пупом земли, относясь к нижестоящим покровительственно-снисходительно. Но вежливо и без наглого пренебрежения. Ведь обычные люди едят свой честно заработанный хлеб, что вполне достойно толики уважения.
Здешняя наука находится в загоне по сравнению с привычной нам. В 20-м веке тут нет электричества и двигателей внутреннего сгорания, максимум паровые машины. Для освещения улиц пользуются газовыми лампами, а возят народ в каретах, запряженных старыми добрыми лошадьми. Для дальней связи применяется проводной телесон, вот только как провести эти провода по дну Канала, маги никак сообразить не могут. Об авиации и речи нет.
Одна из немногих альтернативок, рисующая мир, не списанный почти один в один с нашего, лишь украшенный магическими наворотами (чем грешат даже лучшие альтернативки от Амулета до Норрелла), а после точки бифуркации начинающий двигаться хоть чуточку отличным от нашего путем. Альтернативка, показывающая, что в случае возникновения магии, технологический прогресс не может развиваться так же стремительно как у нас. Слишком много расслабляющих волшебных приблуд. Гораздо меньше необходимости изобретать облегчающие жизнь устройства. Ну зачем ломать голову над потенциальными холодильниками, если можно обойтись подвальными ледниками или заплатить магу, который заговорит продукты от порчи?
Вторым сильной стороной «Дарси» являются нюансы тутошнего колдовства. Когда оно появилось, и в результате каких катаклизмов, неясно. Факт в том, что некоторые из людей обладают Талантом, позволяющим использовать магию. К концу 13-го века ее законы были исследованы и записаны, колдуны организованы в Гильдии и волшебство навсегда вошло в жизнь здешнего мира. Оно не слишком впечатляюще (маг бормочет заклинания, посыпает предмет порошком, рисует символы, машет жезлом/палочкой), никаких файерболов и прочих перумовских миросотрясающих свершений. Скорее инструмент, помогающий в жизни (и в расследовании, что для наших героев немаловажно), чем вундервафля.
Именно законы колдовства становятся главной фишкой и отличием магии «Дарси» от бесчисленных магсистем прочего фентези. От их количества буквально рябит в глазах. Закон релевантности, благодаря которому происходит возвращение предмета в исходное положение, или связывание ключа и замка в единый механизм. Закон метономии, использующий то, что символ аналогичен предмету. Закон синекдохи, играющий на том, что часть эквивалентна целому. Дифференциация по намерению, позволяющая убрать посторонние пятна с текста. А уж без Закона сродства волшбарю и вовсе никак.
И это только некоторая часть из правил, позволяющих визарду в полный рост использовать свой Талант. Целители-священники, излечивающие болезных при помощи волшбы. Левитация. Невидимость (пускай условная). Восстановление уничтоженных предметов. Установление принадлежности пули конкретному оружию, а обрывка конкретной одежде. Отслеживание миазмов зла, присущих черным магам и чувства мрачной безысходности, без которого не обходится суицид. Наложение и снятие охранных заклятий. «Парализ» на неприятеля. Передвижение материальных предметов, по-простому телекинез. Считывание последней картинки, увиденной покойником.
Бесценные умения в расследовании. И хотя помощник ГГ мастер-маг Шон О`Лохлэнн, скромно шаркая ножкой, утверждает, что он лишь «технический работник, добывающий факты, которые нельзя обнаружить простым наблюдением», лорд Дарси не зря для каждого нового дела требует у начальства обеспечить присутствие этого «техработника» рядом с собой.
Со многими законами и нюансами ведовства мы познакомимся благодаря уже упомянутому Шону. Этот пузатенький ирландец — любитель пространных лекций по ходу дела, регулярно проводит волшебные исследования места преступления, улик, тел во время каждого из дел Дарси, и заменяет собой целую криминалистическую лабораторию.
В целом магия пребывает под неусыпным церковным контролем. Лицензия на волшебство выдается церковью лишь после тщательной проверки ортодоксальности методов колдуна. Ведь кроме белой, существует и черная магия. Колдовство, направленное исключительно на дестрой. Способное умерщвлять и сеять хаос. Ну знаете: рука славы, кладбищенская земля, кровь девственницы. То, что лицензированные маги называют «извращением высокого искусства». То, что непременно и без исключений разрушает самого мага, приводя его к гибели (пускай далеко не единомоментно). Если раньше не отловят коллеги, способные гурьбой лишить нарушителя самого важного – Таланта.
Расследование, как я уже говорил, написано недурно. Читателя ждут разные виды злодеяний, от классического локального расследования убийств в замкнутом и частенько закрытом изнутри помещении. Спровоцированных обычными людскими страстями от ревности и ненависти до жажды денег. До политических/шпионских дел, завязанных на судьбы державы и вовлекающих в свою орбиту самых высокопоставленных особ страны. Вплоть до императора. Именно политические преступления показывают мир книги во всей красе, объединяя прелести альтернативной Земли с проницательными действиями нашего Дарси. К примеру, в единственном романе цикла Дарси вместе с военно-морской разведкой расследует шпионские танцы с бубном вокруг новомодного хитрого девайса, мешающего людям разрушать.
Ну а без магии не обходится ни одно дело. Чаще всего она не является орудием убийства, да и в раскрытии дела помогает опосредованно (дедукция рулит). Но без колдовских ушек, торчащих из-за угла, нас не оставят.
Главный герой – классический «великий детектив», по полной использующий свои серые клеточки. Наблюдательный, проницательный, решительный и симпатичный джентльмен. Обладает стальной волей, порой готов рискнуть своей жизнью. Трудоголик, неспособный долго отдыхать. Умеет делать выводы и просчитывать людей. Любит к финалу собрать причастных и подозреваемых, и по примеру Пуаро, вещать им о результатах расследовании. Порой сохраняет этот рассказ для герцога.
Все вроде в порядке, но есть нюансы.
-Как протагонист делает вывод — порой остается за кадром. Прошлое Дарси находится за семью замками. Особых рефлексий и внутренних монологов не ждите, Дарси пребудет вещью в себе. Шлейф роли у персонажа минимален, даже имени его мы не узнаем. Внутренний мир героя не раскрыт. Да и странновато-фамильярные отношения с вдовствующей герцогиней Камберлендской, вызывают недоумение. А всего-то надо было расщедриться на пару предложений, описывающих обстоятельства их знакомства.
-Язык сборника восторга не вызывает. Суховато, местами корявенько, зачастую официозно. Или это опять переводчик накосячил?
-Отношения персонажей описаны в «викторианском» стиле – вежливо, обстоятельно, без особых эмоций, с едва уловимой иронией, непременными расшаркиваниями и постоянными титулованиями. И обязательно благопристойно, с соблюдением правил хорошего тона.
-В романе, находящемся примерно посредине книги, мы впервые встречаем упоминание прошлых дел ГГ. Явная попытка связать разрозненные истории из жизни героя в одно целое. Засчитано. А вот повторения информации, уже известной читателю, порой дословного, можно было бы и избежать.
-Прибор для связи «телесон», напиток «каффе», лекарь «хирургевт», наука «кхемия» — такого уровня словотворчество мы уже встречали в «Крови мага». Спорный прием.
Эрго. Фентезийный детектив в викторианском духе, радующий альтернативной историей и скрупулезным подходом к магии, огорчающий сухостью языка и невниманием автора к прошлому героев.
Тайна четырех сестер, или Девы из ларца, одинаковы с лица
Жизнь Сару Мэннинг не баловала. Судите сами. Круглая сирота, воспитанная строгой приемной матерью. Бурная молодость, нелады с законом. Работы нет, финансы поют романсы. Туповатый парень-наркодиллер, от которого давно пора делать ноги. Разве что маленькая дочка была единственной отрадой.
Но потом пришлось на время расстаться и с ней, оставив на попечение той самой приемной матери.
А тут еще и странная встреча на железнодорожной платформе. Встреча с женщиной, похожей на Сару как две капли воды. Женщиной, на глазах у девушки сиганувшей под поезд. С предсказуемым результатом.
В наследство Саре достается сумочка безвременно почившей незнакомки, с документами, ключами от крутой квартиры и навороченного авто.
Сара начинает обдумывать, как бы кардинально изменить свою жизнь, воспользовавшись открывшимися возможностями. Как вдруг узнает, что девиц, чертовски походящих на нее не одна, не две и даже не три.
И, похоже, на них всех кто-то охотится.
Проект, впечатление от которого меняется несколько раз. Попервой бросается в глаза пресловутая «сериальность», от которой мы уже поотвыкли, избалованные коротким метром с участием сильных сценаристов и звезд большого экрана (вспомним хотя бы «НД», «Фарго» или «Запад»). Лицедеи подвигов не показывают, оператор работает по сериальным канонам, сценаристы Америку не открывают.
Привлекает внимание лишь отсутствие целомудрия героини (жаль, всего один раз). Да интрига, ведь вариантов решения проблемы двойников может быть куча, от квантовых забав.
Вдобавок постановщики начинают сами себе регулярно стрелять по ногам. Интрига с сущностью двойников держится ровно две серии. Еще через 40 минут приказывает долго жить загадка охотника. Еще через серию к праотцам отправляется тайна наблюдателя. И только вопросу о цели кукловодов удается прожить достаточное время.
Да что ж вы творите! У вас же 10 частей в сезоне заявлено, нельзя же так резво вскрывать карты!
Благо, хотя бы новые грани тайны происхождения Сары и компании постановщики вводить не забывают.
Но, что самое любопытное, после самострела постановщиков, бросать смотреть сериал не тянет. Ведь за половину сезона к героине/ням успеваешь привыкнуть, и даже чуток привязаться.
Мы станем свидетелями решения довольно сложной, но крайне интересной для любого лицедея задачи. Без особого грима, благодаря актерскому мастерству, воплотить на экране несколько разных по характеру, повадкам, манере, внешнему виду людей. Вышло не столь впечатляюще, как в Атласе или Сестрах, но тоже весьма недурно.
Маслани изображает четырех разных дам (порой и еще парочку). Все они кардинально отличаются друг от друга, и перепутать их не получится никак, и дело не только в различиях внешнего вида, типа прически или шмоток. Каждая из них ведет себя присущей только ей одной образом, далеко не все они сугубо положительные, порой наоборот.
Больше всего времени достается Саре, несмотря на обилие барышень, остающейся главной героиней сериала. Резкая, чуток припанкованная девица, бунтарка, временами асоциальный элемент, не слишком обращающий внимание на общественные уклады.
Искренне любящая дочурку, привязанная кроме нее лишь к названному брату Феликсу. Хороший человек, поставленный перед нелегким выбором. Вынужденная отставить на некоторое время эгоистичные устремления и поработать в команде.
Бонусом – неловкие попытки изображать детектива, при том, что она ничего не понимает ни в оружии, ни в полицейской работе (Людвигом повеяло), отдельный цирк с кобурой.
Вторая – Элисон. Мамочка на всю голову, девочка-девочка, нервная домохозяйка, готовая пасть порвать любому за своих спиногрызов (тоже, похоже, приемных). Со всеми типичными страхами и комплексами. Прагматичная деваха, отличающаяся женскими реакциями, как-то сперва чего-то сделать, затем ужаснуться и пытаться разгрести последствия содеянного.
Бонусом — юморные сцены, связанные с этими реакциями, вне конкуренции — ежемесячная вечеринка. И странноватое поведение в финале сезона.
Четвертая – Хелена, натуральная детская психотравма во плоти, рыжеволосый маньяк, фанатичная психопатка с религиозным уклоном.
Дамы забавно взаимодействуют, спорят, ссорятся, сотрудничают, помогают друг другу, периодически выдают себя одна за другую, что добавляет комических ситуаций. И недурно развиваются, что случается не слишком часто не только в сериалах, но и во «взрослом» кино.
Если подытожить – Маслани маладца.
Постановщики по мере сил регулярно подбрасывают героиням свежие перипетии, постепенно вырисовывают картину вмешательства крайне могущественных (и, похоже, разнонаправленных и даже противостоящих друг другу) сил, преследующих свои, непонятные нам цели. Конспирологические идеи цветут буйным цветом.
Разбавляют основную линию второстепенными арками, как та же линия дочурки, полицейского-напарника, брата Феликса, активно отливающего голубизной, или парней Сары: бывшего и нынешнего. Некоторые смотрятся откровенным затягиванием времени, но большинство честно работают на дополнительное раскрытие характера героини, либо вводят товарищей, нужных для магистрального сюжета.
Вводят в дело моральные и психологические терзания с рефлексиями. Все как у взрослых пацанов.
Эрго. Противоречивый проект, примечательный актерским перфомансом Маслани и рядом безвременно уничтоженных линий интриги. Даже при этом кровавом злодеянии недурно удерживающий зрительское внимание (но подсократить хронометраж все равно не мешает).
Режиссер: Джон Фоусет, Т.Дж. Скотт
В ролях: Татьяна Маслани, Джордан Джаварис, Дилан Брюс, Скайлер Уэкслер, Мария Дойл Кеннеди, Кевин Ханчард, Инга Кадранел, Рон Лиа, Майкл Мэндо, Дрю Дэвис, Милли Дэвис, Кристиан Бруун, Натали Лисинска, Дэвид Ричмонд-Пек, Реймонд Эблэк
Демоническая пара, или Хороший парень — таки профессия
Отправляясь на собственную помолвку, юный Пенрик кин Юральд и думать не смел, что его жизнь изменится столь необычным образом.
Встретив умирающую храмовую чародейку бога Бастарда, и пытаясь облегчить ее последние минуты, юноша получил от нее в дар не добрый совет или горсть монет, а самого натурального демона – существо, являющееся средоточием магической мощи чародеев.
Ситуация из ряда вон, и как на нее отреагирует пристав чародеев Бастарда, неясно. Понятно лишь, что в восторге он не будет.
Это не единственная проблема Пенрика. Ведь явно отыщутся люди, жаждущие отобрать демона для себя любимых.
Но что если все еще сложнее и бог Бастард задумал для юноши интересное будущее?
Лоис Макмастер Буджолд – автор шикарного цикла о Майлзе Форкосигане, имеет в своем активе и пару серий недурной фентези, в частности — Хроники Шалиона. Наш сегодняшний герой как раз оттуда, при этом не связан с героями основной линии Шалиона.
Читателю подарили сборник повестей, эдакий роман в новеллах, с элементами юнг адульт в начале. Фентези без особых претензий, неспешное, уютное и домашнее.
«Пенрик» делает акцент на раскрытии религиозно-магической части мира Шалиона. Мы подробно познакомимся со здешними системами волшебства. Встретимся лицом к лицу с некоторыми из Вседержителей. А вот с политикой, баталиями и прочей паучьей возней власть имущих, нас в этом сборнике сводить не станут.
Колдовство в Шалионе представлено в двух видах. Первый – посредством демона Хаоса, вселяющегося в человека.
Термин «демон», как на меня, в данном случае не очень уместен и вызывает ненужные ассоциации. Здешние «демоны» существа с иного плана (некоего ада Бастарда) – неразумные элементали, поначалу напоминающие новорожденного младенца. Со временем они обретают речь и знания, которые берут у владельцев и в окружающем мире. При гибели носителя обязаны переселиться в другое тело (не обязательно людское). Создают своеобразную кальку личности прошлого владельца. Совокупность этих самых калек и создают личность самого демона. Коий при определенных условиях способен «вознестись» и захватить тело, подавив разум владельца (но не уничтожив).
Единственный, кроме этого момент, хоть как-то оправдывающий использование столь неудачного термина – то, что магия разрушения дается «демонам» на порядки лучше, чем созидания и они вроде как склонны к дестрою (чего мы воочию не увидим). Но! Убийство магией, даже случайное при целительстве, открывает богам дверь: демон имеет все шансы быть вырванным из тела, и уничтоженным. Не забалуешь.
Демоны любят хорошие песни, чтение, и дары тела: еду, питье и другие плотские радости.
При этом каждый в паре «человек-демон» считает другого конем, а себя всадником.
Магических свойств у чародея и его демона хватает. Они могут зажигать пламя на расстоянии, чуток замедлять время, позволяя уходить от ударов меча, за несколько секунд превратить лезвие в ржавчину, менять химический состав питья, убирая яды, уничтожать вредных насекомых. И даже применять свое колдунство в медицине. Правда, в основном опять же для разрушения: камней в почках, опухолей, выведения глистов.
Второй вид здешней магии – шаманство – происходит не от иномирских сил, а от самой природы. Шаманы взращивают Великого зверя, передавая дух от одной животины к другой, накапливая их силу. Позднее принося в жертву Зверя и передавая его тщательно выпестованный дух человеку-шаману. Что придает гомо сапиенсу лучшие звериные черты типа обостренного слуха и свирепости. Также шаманы работают с призраками умерших и способны подчинять человека волшебным голосом.
Как вы уже догадываетесь, мы близко познакомимся с представителями обеих магических школ.
Первый и главный из них — Пенрик кин Юральд. Младший сын бедного лорда, рано потерявший отца, привыкший и к пахоте на поле, и к охоте, и к ползанью по скалам. Хороший парень, худощавый любопытный юнец 19 лет, создающий впечатление наивного человека, не ждущий зла от людей. Смазливый, особенно если отмыть и нарядить, себе на уме, попущенный, не драчливый, любящий читать. Жаждущий свалить из дому, и получающий такую возможность, благодаря внезапно доставшемуся демону.
Общение Пендрика и Дездемоны (юнец дал демону имя, чем несказанно ее покорил — вежливость и доброта наше все) становится одним из наиболее приятных моментов книги (их диалогов можно было и поболе). Притирка, подколки, споры, совместное использование волшебства.
Мы станем свидетелями приятного взаимодействия Дездемоны, а точнее «Совета 10 старших сестер», со своими тараканами, ограничениями и страхами. Жизненным опытом, умениями, магическими и не очень, тяжелыми психологическими травмами. Ждущими от своего хозяина исключительно утилитарного подхода, и вдруг получающего почти что дружбу.
И «зеленого» юнца, умеющего лишь недурно стрелять из лука да лазить по скалам. «Зеленого», безусловно, но доброго, хорошего человека, способного принимать/понимать других и учиться.
Казалось бы, отличный плацдарм для young adult, однако поджанр «молодых взрослых» заканчивается, практически не начавшись. Чуток его элементов в первой новелле (в частности несостоявшаяся дружба с писцом) и все. Даже искушение расписать обучение Пенрика в божественной семинарии (неубиваемый троп для подростковой литературы), Лоис преодолела. Оно останется за кадром.
Взамен нам дарят новые испытания для подросшего героя («Джонни, сделай монтаж!»), спустя несколько лет уже придворного чародея и полноценного Просвещенного Святого. Позволяя ему по-полной проявить свои положительные черты характера, и попробовать стезю наставничества и утешения. Заодно обеспечив парой товарищей. Которые ему пригодятся. Ведь дальше Пенрика ждет самое настоящее расследование убийства чародейки и поиск ее демона. С использованием как магических, так и логических инструментов. Завершает сборник чуток бестолковая погоня за свихнувшимся демоном.
Недурная арка развития персонажа, скажу я вам.
Второй – молодой шаман Инглис, впавший в глубокий внутренний кризис и вынужденный совершить жуткий, но необходимый поступок.
Не забывает Буджолд и о расширении мира Шалиона.
Мы заглянем в богатый свободный королевский город, узнаем некоторые нюансы его обустройства, пройдемся улицами, побываем в лучшей бане, торговых лавках, внушительном храме, и даже розовом дворце местного архисвятого/той. Отправимся в путешествие в горы, познакомимся с бытом обитателей уединенных долин. Покатаемся на лодках каналами здешней Венеции. Скромно, но со вкусом.
Книга очень эмоциональная и добрая, несмотря на терзания главных, и смерти второстепенных персонажей. Показывает, что хороших людей больше, чем дурных, и даже боги справедливы, адекватны и заботятся о посмертье для своих последователей (ритуал со священными животными хорош). Нередки трогательные моменты, полные чувств. Многим воздается по заслугам, а поскольку см. выше: «хороших людей здесь больше», такое воздаяние частенько проходит без большой крови.
Эрго. Скромное, уютное, домашнее фентези, раскрывающее религиозно-магическую сторону Шалиона. Абсолютно необязательно, но поклонникам Лоис почитать приятно.
Событие, произошедшее однажды ночью в городке Мэйбрук, поставило на уши все поселение поголовно.
Ровно в 2-17 ночи 17 учеников начальной школы вышли из свои домов и исчезли в неизвестном направлении. В классе новенькой учительницы Джастин Гэнди остался ровно один ребенок — Алекс Лили.
Что произошло, и куда собственно делись дети – неведомо никому, хотя многие склонны вешать всех собак на Джастин. Полиция в полном недоумении, а некоторые из родителей, в частности Арчер Граф, принимаются за собственное расследование.
Расследование, которое приводит Арчера к поразительному, и на первый взгляд невозможному результату.
Хоррорный детектив, интересный нелинейной подачей материала, но оставляющий в некотором недоумении по поводу логики событий. О них поговорим в конце рецензии под спойлером, а пока взглянем на сильные стороны картины.
Постановщики сварганили любопытный слоеный пирог, показывающий события пары дней с разных сторон, от лица нескольких персонажей (вспомним недурную "Точку обстрела". Выглядит подход интересно, хорошо цепляет внимание зрителя, постепенно приоткрывая завесу тайны с происходящего.
Причем мы видим не просто постоянное банальное повторение одного и того же, но выделение важных моментов, расстановку акцентов, дополнение мотивации персонажей, раскрытие некоторых локальных загадок и создание новых. В целом благодаря такому приему история выглядит более выпуклой и наполненной.
Пройдутся постановщики по нюансам нелегкой учительской профессии, особенно в наше параноидальное время, когда и обнимать учеников неуместно и отвозить домой непрофессионально. Да и все шишки в случае чего сыплются на голову педагога. По школьному буллингу. По нервной реакции родителей, порой переходящей всякую грань. По преследованию ни в чем не повинных людей, ставших мишенью негативного общественного мнения.
По тому, на что готовы идти дети ради родителей. И тому, как можно подтолкнуть недорослей к нелицеприятным вещам, наносящим вред окружающим (своя рубаха ближе к телу). По тому, как не стоит безоглядно доверять незнакомым людям, даже если они вызывают сочувствие и вроде как требуют помощи.
Вводят элементы детективного расследования, за которое отвечает исполненный чувства вины Граф – единственный в городе, кто хоть чуточку включает мозги, а не только активно эмоционирует.
Как ужастик лента до идеала не дотягивает. Пара жутковатых снов-видений, поддерживающих мистическую арку. Чуток скримеров. Ощущение неопределенности, загадки и угрозы. Атмосфера беспомощности, висящая над целым городком.
И до финальной трети, когда вступает в дело неаппетитная, стержневая хоррорная линия (о которой позднее), взрываясь кровавым финалом — все. Да и масса некомфортных для глаз темных сцен вистов создателям ленты не прибавляет.
Из актерских работ выделяется Джулия Гарнер с ее молодой учительницей. Противоречивый и жизненный образ.
Не самая удачливая девица, что в личных отношениях, что в профдеятельности. Хотя как к учительнице младших классов претензий к ней минимум. Искренне заботящаяся о детях, уделяющая им массу внимания. Такого педагога еще поискать.
Одинокая, не сильно социализированная. Частенько побухивающая и жалеющая себя, страдающая паранойей и кучей комплексов.
Вторая по важности работа у мэтра актерского цеха Джоша Бролина с его Арчером Графом. Отец, активно переживающий о том, что не смог защитить сына от неведомой беды. Невзирая на все рефлексии, активно занимающийся розысками дитятки, не надеясь на полицию. Сказать, что роль прям выдающаяся — так нет, но пара сильных сцен у Бролина имеется.
Также можно упомянуть непостоянного любовника Гэнди – офицера полиции Пола (Эренрайк) – нескладного парня-подкаблучника, частенько действующего невпопад.
Директора школы Маркуса (Вонг), сказавшего «А», но опоздавшего сказать следующую букву. За что и поплатившегося.
Да тетушку Глэдис (Мэдиган)– эксцентричную, и не слишком желанную гостью семейства Алекса.
Эрго. Хоррор с вялым элементами детектива, вводящий в дело странноватого антагониста – природа которого остается загадкой не только для зрителя, но и для постановщиков. За калейдоскопическую подачу материала и атмосферу – зачет, за непродуманные и нелогичные действия злодея – неуд.
Теперь о мистической линии и логике (и ее отсутствии). Дальше будут спойлеры – возвращайтесь сюда после просмотра ленты.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В наличии у нас забавная выхухоль: натуральная ведьма – одна штука, нежно скрещенная с энергетическим вампиром (живет за счет жизненной энергии других) и паразитом типа гриба-кордицепса (сразу Last повеяло) – делающим из объекта аналог зомби.
Лады, фантдопущение принимаем, режиссер художник, он так видит. А вот к технике данной выхухоли имеются вопросы, как и к его предыстории. Да и нюансы его действий оставляют в недоумении. Вроде как, чтобы влиять на человека — необходима принадлежащая тому вещь, либо часть тела. Плюс колдовская ветка, капля крови колдуна и колокольчик. Вроде как. Однако, как потом выясняется, можно обойтись и без последнего? А то и без ветки, которую сей секунд используют в другом месте? Да что ж вы правила на ходу меняете! И откуда, собственно у варлока взялась нить, принадлежащая Маркусу? И сколько времени нужно, чтобы запаразитировать человека? То мы видим ритуал чуть ли не на минуту, а то вдруг оказывается достаточно пары секунд и впопыхах сдернутого с него предмета!
Жутко раздражают все эти несостыковки. Бог с ним, что вы оставили за кадром происхождение колдуна и его прибамбасов. Мы готовы принять на веру любую мистическую идею, которую хотят донести постановщики — но будьте же любезны сделать ее непротиворечивой и логичной!
Впрочем, как проскользнуло в сети, даже сам Креггер не продумал шлейф роли злодея. А вот это уже совсем моветон.
Больше паразитов, хороших и разных!, или Размышления о путях, под брызги крови
2120 год. Исследовательский звездолет «Мажино» возвращается на Землю с образцами инопланетной жизни. Но когда до посадки остается совсем немного, некоторые из алиенов вырываются на волю, оказавшись не против пообедать экипажем. И не только.
Неуправляемый корабль падает на планету в районе Нового Сиама – города, принадлежащего корпорации «Вундеркинд» — одной из пяти компаний, владеющих земными территориями и планетами Солнечной системы.
Глава компании не хочет выпускать из рук знатную добычу, несмотря на то, что владельцы Мажино – корпорация Вейланд ютани жаждет вернуть свою собственность, а один ее сотрудников начинает подрывную деятельность в тылу конкурента.
Для изучения опасных образцов привлекаются андроиды и передовая разработка «Вундеркинда» — синтетические существа с людским сознанием.
У одной из которых, похоже, устанавливается некая связь с инопланетными «гостями».
После попыток проникнуть в глубину глубин в Прометее и Завете, франшиза про дружелюбных алиенов начинает возвращаться к истокам. Сперва в Ромуле, теперь в свеженьком сериале.
Постановщики постарались соединить чуть ли не все элементы привычных Чужих, разбавив их темами из других сказок. Тут вам и хоррор в замкнутом пространстве в стиле первого Чужого и прочих Начал с Живыми. И бодрые солдаты, противостоящие ксеноморфам. И минимальный налет философии. И тупящие члены экипажа звездолета, а заодно ученые корпорации. Вместе с привычными андроидами, рулит киборг, причем чрезвычайно упертый экземпляр этого уважаемого семейства. Дополняют картину размышления о будущем пути развития гомо сапиенсов – выдернутые прямиком из умной фантастики. Синтеты-гибриды — синтетические человеки с людским (точнее) детским сознанием, отожравшие львиную долю внимания создателей сериала. Корпоративные войны за место самой главной жабы в болоте. Элементы фильма-катастрофы.
Задумка интересная, а вот воплощение подкачало.
Вроде и линий с ответвлениями сюжета нам обеспечат с лихвой.
-И корабль в декорациях конца 70-х (ретро-элементов в сериале хватает), везущий образцы — с обреченным экипажем и едва намеченными конфликтами внутри команды.
-И бравый безопасник-киборг — упорно сражающийся за доставку образцов родной корпорации, активно вставляющий палки в колеса хлопцам из «Вундеркинда», наложившим лапу на инопланетный зверинец. Не видящий препятствий, свирепый мужик с немигающим, холодным, давящим взглядом, и любовью к сигарам.
-И предводитель этого самого «Вундеркинда» — «мальчик-гений», лелеющий грандиозные планы по их использованию.
Интересный образ юного ученого с высочайшим IQ , создавшего мощнейшую корпорацию. Играющий в «босоногого мальчика» (тарантеллу, правда, не танцевал), ходящего в потрепанной домашней одежде и не слишком близко знакомого с моральными устоями. Жаждущего создать существо, с которым просто будет интересно пообщаться, ведь окружающие люди несколько туповаты. Прущийся по Питеру Пену и явно ассоциирующий себя с «мальчиком, который не хотел взрослеть».
-И предыдущие хозяева живности из конкурирующей компании Ютани, готовящие реванш.
-И главный ученый «Вундеркинда» Керш (Олифант), обязательный андроид, частенько становящийся украшением многих частей франшизы, со своими глубокомысленными сентенциями и здоровенной фигой в кармане.
-И инопланетный зоопарк, ставший одной из основных фишек сериала. Зрителю подгонят не только привычных ксеноморфов (никогда ранее взрослая особь так явно не напоминала обычного человека в костюме), но и парочку свеженьких внеземных гадов-паразитов. Одни прутся по крови, и заражают носителя клещами, выедающими внутренности. Другие – «милый» и сообразительный осьминожек с глазками – потенциальная фигура для мерча, правда очень кровавого – тоже не дурак влезть внутрь живого существа и покомандовать «скакуном». Мы даже увидим мир необычным взглядом осьминожка и станем свидетелями его натуральной битвы с ксеноморфом.
-И первая синтетка Венди (Чендлер) изо всех сил заботящаяся о своем брате-медике, работающем на корпорацию.
Недурно сыгранный персонаж, хорошо передающий детскую пластику, поведение, мимику, разболтанную походку. Не мыслящая жизни без плюшевых игрушек.
Потихоньку понимающая некоторые нюансы людского поведения, взрослеющая, проходящая нехилое развитие. Сперва в старшую сестру для остальных синтетов. Девушку, принимающую на себя ответственность за брата. После обнаруживающая способность слышать и общаться с ксеноморфами. Эдакий оммаж Рипли из поздних частей франшизы.
-И остальные синтеты, перед каждым из которых встает своя мини-задача-особенность – одна активно проявляет амбиции, другая тихо едет крышей, третий, познает «прелести» шантажа, выбирая между верностью и угрозой семье.
Синтеты – вторая, а точнее главная козырная карта проекта. Эдакие проапгрейдженные андроиды. Возможное решение задачи бессмертия. Искусственные тела, куда переселяют детские сознания смертельно больных недорослей (взрослые для такой операции пока не подходят). Фактически бессмертные, неспособные заболеть или состарится. Получающие восхитительные физические умения, типа возможности безвредно прыгать с умопомрачительной высоты, повышенную силу и скорость. При этом умственно остающиеся детишками 10-12 лет, с чем связана куча юморных моментов и пара важных сюжетных линий. Да и с психикой у них все далеко не в порядке. Заодно синтеты дают возможность поразмыслить над любопытными этическими вопросами, типа того является ли такой робот с перенесенным сознанием тем же человеком, из которого это сознание извлекли. Пытаются перевести сериал из области обычного хоррора на поле взрослой, умной фантастики об эволюции и развитии людей.
-И красивейшие виды Таиланда с его дикой природой: островами, горами, лагунами и урбанистикой: рвущимися ввысь городами.
Вроде должно все быть в ажуре, но некоторые нюансы изрядно портят впечатление от проекта.
-Пляскам вокруг синтетов уделяется масса времени, и они напрочь загоняют под ковер ксеноморфов с прочими паразитами. Лишь к пятой серии, будто опомнившись (ненадолго), постановщики дают флеш-бек на весь эпизод, погружая нас в атмосферу первого «Чужого», возвращая на борт «Мажино» (а начать с этого слабо было?), огорчая очередной на диво раздолбайской командой, запуская слабенькую детективную арку и радуя фразой про умных людей, у которых «не хватает ума не тащить паразита домой».
-Космоса почти нет: короткие кадры корабля извне, да одной планеты вскользь.
-Слишком длинные зтм между кадрами, не как в Книжном, конечно, но тоже раздражает.
-Брождение по коридорам 100-этажной башни, с периодической потерей статистов довольно скоро начинает нагонять скуку. Вдобавок снято оно в темных тонах, нифига не разберешь и постоянно мигающим светом – глаза болят.
-Без вялых скримеров на заднем фоне, сцен, когда что-то постоянно пробегает за спиной, а стоит героям отвернуться, сзади появляется неподвижно стоящий ксеноморф, не обойдется. Так себе приемчики.
-Потенциальный боевик убит на корню, бравому спецназу проявить себя не дали, схваток с ксеноморфами минимум-миниморум.
-Поединок Венди с Чужим, и его «общение» с солдатами – происходит за кадром? Да ладно!
Эрго. Неплохая по задумке но спорная по исполнению попытка создать микс из Чужих во всех их проявлениях и серьезной фантастики с размышлениями о вариантах развития человечества.
Режиссер: Дана Гонсалес, Угла Хёйксдоуттир, Ной Хоули