Качели меж тысячелетиями и мирами, или Троянская война Science
Под стенами Илиона уже 10 год кипит кровопролитная война. Сотнями гибнут доблестные мужи. Рыдают жены. Реют над полем битвы олимпийские боги. Наблюдают за сечей внимательные схолиасты – знатоки «Илиады», возвращенные к жизни волей Олимпа. Схолиасты, один из которых решил изменить ход истории, описанный у Гомера.
А на Земле будущего тем временем пустынно. «Поздние элои» — остатки человечества, позабывшие навыки чтения и тягу к творчеству, живут в неге и довольстве под присмотром роботов. Наблюдая за «туринской драмой» под стенами Трои, развлекаясь и сибаритствуя, пока им не минет сто лет, и не придет время отправиться на орбитальные кольца к постлюдям. Однако, один из самых пытливых гомо сапиенсов, которому вот-вот должен стукнуть век, выясняет, что ситуация выглядит несколько иначе.
Моравекам, полуорганическим существам, созданным давным-давно для работы на лунах Юпитера, было чем заняться. И внутренние планеты интересовали их слабо. До той поры, пока было решено отправить корабль к Марсу, откуда начинает исходить угроза самому Космосу. Корабль, на борту которого кроме четырех моравеков находится также таинственный Прибор.
Дэн Симмонс, автор шикарных Гипериона , Эндимиона, Террора, весьма разносторонний писатель. Научная фантастика, мистика, хоррор, детективы, совмещение жанров. Перед ледовым путешествием с Джоном Франклином, Дэн наведался в далекое будущее, крепко накрепко связав его с мифологическим прошлым. Со временами и жанрами писатель в «Илионе» поигрался знатно. Смешивая убойный жанровый коктейль. Перебрасывая читателя из «до нашей эры» в далекое будущее и обратно, играя в салочки с пространством. Будто на циклопических качелях между тысячелетиями, пространствами и иными мирами катаешься, право слово (на самом деле все еще сложнее).
Как вы уже поняли, нас ждет три линии.
Первая – собственно Илион.
Тем, кто интересуется темой, весьма рекомендую дилогии Олди («Одиссей») и Валентинова («Диомед»).
-Показывающая всю мерзость и кровавость этой бойни. Автор (точнее его герой) подробно, с толком, расстановкой и подробностями описывает изничтожение героев, с указанием куда именно вошло острие копья/стрелы, и какие разрушения на своем пути произвело. Одно из лучших антимилитаристских манифестов, что я встречал.
Разве что обилие имен порой несколько напрягает, тем паче подавляющее большинство из них мы услышим ровно один раз – перед смертью его носителя.
-Не забывающая показать взгляд изнутри града Приама (сделав это поинтереснее Падения).
-Демонстрирующая нестандартный взгляд на троянскую войну. Протагонист – человек из иного времени. Профессор, долго и плодотворно изучавший поэмы Гомера, назубок знающий Илиаду. Схолиаст (в древности иак называли авторов схолий — небольших комментариев на полях или между строк античной или средневековой рукописи), тщательно наблюдающий за ходом войны. Он регулярно упоминает, что ждет тех или иных героев (если коротко – «все умерли»). Цинично комментирует их действия и высказывания, которые несколько отличаются от выспренних, культурных речей, описанных Гомером. Что неудивительно, удивительно другое – как на войне, длящийся десятый год у этих ребят сохраняется так много цензурных выражений и некая изысканность слога (античность, что с нее взять). Докладывает божественному начальству.
Здешние боги – ребята непростые. Не просто силы природы или воплощение стихий, а существа, пользующиеся невообразимыми достижениями науки. Обладающие технологиями, неотличимыми от самой могучей магии. Снабжающие схолиастов инструментами для наблюдения и вселения в тела участников событий. По традиции олимпийцев увлеченно играющие судьбами смертных. При этом преследующие свои цели. Вот только со знанием произведений Гомера у этих хлопцев нелады (за исключением самого могучего из них).
-Дарящая читателю крышесрывную версию развития событий под стенами Пергама.
Вторая линия переносит читателя на Землю будущего. Землю, где от привычной нам людской цивилизации не осталось даже воспоминаний. Нынче Тера населена пресловутым золотым миллионом (почти), элоями, полностью утратившими творческое начало. Напрочь позабывшими о навыке чтения, истории, литературе, искусстве. Проводящими свои сто лет в празднествах, телесных удовольствиях и наблюдениями за сражениями под стенами Трои. Под тесным приглядом различных роботов, охраняющих их, удовлетворяющих все потребности, восстанавливающих людские тела в случае преждевременной кончины. В ожидании истечения пятой двадцатки и перемещения к постлюдям. Однако, как несложно догадаться, все окажется не так просто как видится элоям. А еще на Земле больше нет евреев. Кроме одной.
Третья рассказывает о роботах-моравеках, заселивших луны Юпитера. Они, в отличие от нынешних обитателей Земли, уделяют массу внимания литературным гениям прошлого, став преемниками людей в отношении как минимум литературы. Понятно, что первопричина в программе. Понятно, что не в виде творцов, а читателей-потребителей, но потребителей грамотных, увлеченных, изучающих кумиров от и до. Главный наш герой-моравек увлечен творчеством Шекспира, его приятель фанатеет от Пруста. Моравеки вообще вышли ребятами приятными, во всех отношениях, в отличие от агрессивно-милитаристических коллег с астероидного пояса, к примеру. И в работе молодцы, и специалисты преотменные, и в культурном отдохновении задних не пасут. И миссия по спасению солнечной системы, трещащей по швам от квант-телепортационных забав постлюдей, на их плечи легла. Нелегко быть роботом.
Кстати, Маленьким Зеленым Человечком с Марса тоже непросто. Симмонс подтвердит.
Две арки подвязываются достаточно быстро, третья кажется чуток отстраненной (за исключением одной прямой связи с драмой), присоединяясь к товаркам во втором томе.
Дорога к будущему, описанному в «Илионе», оказалась непростой, фантазия у Симмонса на уровне. Разгул художников по РНК, возродивших массу вымершей флоры и фауны, включая хищных динозавров. Вымирание гомо сапиенсов. Появление постлюдей. Их общение с уцелевшими предками. Отправка саморазвивающихся полуорганических роботов для добычи на Юпитер и в пояс астероидов. Самозабвенные забавы постов с вотчиной Хроноса и прочими квантовыми штуками. Создание системы телепортов/факсов. Попытка сыграть на азимовском поле (земная Галя-лайт) приведшая к непредсказуемым последствиям. Уход/бегство с Земли.
Идейная основа романа хороша. Размышления о грядущем человечества. О разных путях развития цивилизаций завтрашнего дня. Об опасности заигрывания с некоторыми научными открытиями. О литературе и преданных читателях. О людях, легко теряющих творческое начало. О механических созданиях, способных его обрести. Об отвратительности войны. О гуманизме и его восприятии древними греками.
Забавно: Дэн исследует гуманизм в его современном понимании, хотя в романе, регулярно совершающем оммаж Шекспиру, стоило бы поговорить о гуманизме эпохи Возрождения. Великий Бард и его современники называли гуманизмом не заботу о людях, их целостности и комфорте, а познание, изучение человека и его природы во всех проявлениях.
Начинается повествование неторопливо, даже вальяжно, однако со временем набирает мощный ход, подбрасывая персонажам регулярные напряженные перипетии, не забывая о передышках, во время которых герои могут поделиться с читателем различными авторскими мыслями.
Персонажи недурны, но такого сопереживания, как досконально проработанные герои Гипериона с Террором не вызывают. Хотя свои фишки у протагонистов Илиона имеются, как без них.
Профессор Томас Хокенберри, или Хок-эн-беа-уиии, как его называла прекраснейшая женщина тех времен (да-да, вы все правильно поняли). Помнящий лишь обрывки прошлой жизни. Ладящий с детьми и женщинами лучше, чем с сильным полом. Единственный из схолиастов (вы же не думали что он там такой один?), видевший троянскую войну с самого начала. Наше увеличительное стекло, через которое мы сморим на события под Троей. Решивший изменить судьбы всех, связанных с этой гигантской бойней.
Даэман — типичный представитель земных «элоев», отличающийся лишь любовью к бабочкам. Дамский угодник, неспособный пропустить ни одной юбки. Вовлеченный в судьбоносные для людей события, и начавший даже находить в них некую прелесть.
Харман — а вот и нетипичный 99-летний землянин. Единственный (почти), умеющий читать, хотя бы на уровне ребенка. Изрядно напоминающий людей 20 века, стремящийся к открытиям и путешествиям.
И, безусловно, Вечная Жидовка, женщина, выступающая для героев этой арки (а заодно и нас с вами) путеводителем по земле будущего, а заодно историческим справочником и побудительным фактором.
Одиссей, которого мы узрим не только под Троей. Яркий представитель людей того времени, когда дамы и ребетня «не в пример беспощаднее и кровожаднее любого из взрослых мужей 20 века» (ух, какие мощными вышли фигуры троянских леди, пытающихся спасти город). Убивающий без малейшего сомнения. Что животных, что людей. Моральные нормы несколько отличаются от современных, что поделать. А ведь этот еще из лучших.
Моравек Манмут со спутника Юпитера. Созданный для управления подлодкой подо льдами Европы. Любитель работ Великого Барда, трепетный исследователь его творчества. Верный друг и хороший челов…, пардон робот.
Пару слов о грустном. Книга вышла насыщенной до предела, возможно даже несколько избыточно. Из-за слишком большого размаха, огромного объема, литературоведческих отступлений и растекания мыслею по древу повествование временами выглядит рваным и затянутым. Гигантский объем дилогии не выглядит достоинством, как в тех случаях, когда хочется, чтобы история подольше не заканчивалась, а скорее чрезмерным велеречием. Есть вопросы к языку (или переводчику?). Он отнюдь не струится полноводной рекой, как ожидаешь после Гипериона и Террора.
Нюансы налицо, но как было некогда сказано в сети, средняя книга Симмонса стала бы удачей всей жизни для 95 процентов коллег по писательскому цеху. Так что предвзято к Илиону относиться не стоит.
В заключительном томе дилогии автор продолжает оборванный на полуслове «Илион», намертво сливает воедино первую и третью арки, устремляя их на встречу со второй. Раскрывает подоплеку происходящего. До небес (а точнее в космос) вздымает ставки, заставляя героев противостоять не каким-нибудь завалящим роботам или даже Олимпийцам, а натуральным, пускай даже сотворенным гениями, демиургам (только, скорее, в варианте не созидателей, а разрушителей миров).
Эрго. Оригинальная дилогия с неординарным взглядом на Троянскую войну, смешанным с фентези, приключениями и научной фантастикой. Есть нюансы, и лучшими книгами Симмонса «Трою» не назовешь, но прочтения романы достойны.
Альтернативная Земля, где ядерная война все же случилась.
Спустя две сотни лет по матушке-Терре бродят остатки человечества в виде различных бандитов, обитателей вольных городков, жителей антиутопических анклавов, представителей воинствующих братств. Гули – слабоубиваемые экс-люди, подвергнувшиеся воздействию радиации. До чертиков опасные мутанты, огромные насекомые и прочие чудища. Под землей, в умеренно комфортных убежищах кукуют инфантильные потомки богачей и их обслуги, ждущие момента возродить цивилизацию.
Пока в один из дней из очередного Анклава не бежит ученый, унесший с собой нечто, способное всерьез изменить ситуацию на планете и даже само будущее.
За беглецом отправляются циничный гуль-охотник за головами. Рыцарь в силовой броне и его оруженосец из Братства Стали. Под ногами у которых путается девица из Убежища, сбежавшая на поверхность, чтобы отыскать похищенного бандитами отца.
Вскоре их пути пересекутся. Но к чему приведут эти встречи – неведомо никому из живущих.
Дождался своего киновоплощения и Fallout — одна из самых известных игр в этом жанре. В мире Фоллаута мы видим альтернативную Землю, где техническое развитие (до апокалипсиса) пошло несколько иначе, чем у нас. Сделав акцент на развитии ядерных технологий, и напрочь позабыв о многих привычных современному человеку изобретениях. Тут нет мобилок, в загоне транзисторы и компактные ПК, зато имеются силовая броня, домашние роботы, а ядерные источники энергии для чего угодно миниатюрны и безотказны. При этом в культурном плане мир игр завис примерно в районе середины 50-х годов 20 века.
Но основной проблемой этой альтернативной реальности стала война 2077 года, уничтожившая цивилизацию и раскинувшая на ее месте Пустошь.
Игры серии Fallout (их далеко не одна штука) прошли мимо моего внимания, что позволяет взглянуть на сериал незамутненным взглядом.
Перед нами постап, щедро сдобренный черным юмором и сатирой (не самый распространенный подход, если не брать во внимание откровенные комедии типа Шона). В отличие от ряда коллег, подающих сюжет полностью на «серьезных щах», как тот же Корабль или Last of Us, Фоллаут позволяет себе регулярные шуточки, подмигивания и прочие смехуечки. Что по слухам обусловлено наличием черноюморного элемента в большинстве игр серии.
Выглядит забавно. То в очередной раз сверкнет махровой наивностью беженка из Убежища. То простебутся над ситуацией разухабистые жители пограничного городка. То порадует соленым юморком встреченный правонарушитель. То появится оригинальная профессия. То выдаст убойный перл местный трикстер – бесцеремонный Гуль. То сверкнет натуральным бриллиантом убойная перестрелка в духе Дикого Запада. То ошарашит зрителя особенностями подхода послушников Братства к сексу и удобствам.
Пафос тоже в наличии, но отвечают за него исключительно Братство стали, да руководители Убежищ. Первые щеголяют фразами типа «Наш долг защищать пустошь!», вторые настаивают на своем долге: «не дать угаснуть огню цивилизации».
Однако комедийные элементы не означают целомудренности в отношении кровищи и прочего трэша. С расчлененкой, отстреленными конечностями и сочными смертями в Fallout, как и полагается постапу, все в порядке. Хитом выглядит раздавленная всмятку тяжкой рукой голова случайного злодея.
Сериал дарит зрителю две временные линии. Тяжелое настоящее, и прошлое накануне ядерного армагеддона. Альтернативная Америка хороша, хотя изрядно бюджетно сделана: даже жаль, что особенностей этой альтернативки с домашними роботами, маленькими телевизорами и ядерными источниками энергии для всего включая кофеварку, нам откровенно жалеют.
Постапокалиптическую современность выделят с чуть большей охотой. Джентльменский набор постапа: скелеты высоток, людские черепа, кости и окаменевшие мумии, заржавевшие роботы и ретро-автомобили (для нас ретро, тут, если вы помните, по стилю был аналог 50-х). Бескрайние пески Пустоши. Крышки от бутылок из-под лимонада в качестве денег. Дома на побережье, занесенные песком по самое не балуйся. Скелеты в комнате за обеденным столом (в качестве последней трапезы – цианид со вкусом банана). Огромные кратеры от взрыва. Жители Пустоши, совмещающие стиль Безумного Макса и американского фронтира (оммажи вестерну преследуют нас на каждом шагу). Городки, где жильем выступает что угодно, от корпусов машин и автобусов до кусков авиалайнеров. Старые зубы в качестве боеприпасов.
Оригинальные атрибуты альтернативки: силовая броня – очень похожая на глубоководный скафандр, не слишком впечатляюще показывающий себя в бою с верткими противниками. И непременный Пип-бой — увесистый наручный комп, единственный, похоже, признак мобильных компьютерных технологий в здешней реальности.
Различные последствия радиационного загрязнения, от двухголовых коров, безносых гулей, до громадных, с собаку тараканов и прочих мутантов. Особенно впечатлил заглот с пальчиками в пасти.
Социальные отношения, от вольницы Дикого Запада в небольших городках до различных вариантов антиутопий: в одних на щит поднята железобетонная военная диктатура, в других — долгая психологическая обработка населения.
Противопоставлению разных социальных моделей уделяется немало внимания. Сюда же примыкают условно неожиданные повороты сюжета, когда выясняется, что даже устроители цивилизованных убежищ руководствовались отнюдь не ангельскими побуждениями и стандартами (Бункером веет все сильнее). И даже спустя сотни лет все не так благостно, как виделось обитателям бункеров. Теория заговора рулит!
Не забудут постановщики поговорить о проблемах людской расы, вечно норовящей затеять войнушку и порешать вопросы силовым методом. Подгонят в достатке ретро-музыки.
А вот мораль сериала нарочита и подана откровенно в лоб, по-детски (возможно, это не баг, а фича). Хотя поспорить с ней сложновато: всегда, по возможности, оставайтесь Человеком. Золотое правило Люси всю дорогу входит в противоречие с цинизмом и эгоцентризмом Гуля. Стремление обманом урвать свой кусочек пожирнее – с младенческим обаянием наивной великовозрастной девицы. Коварные планы разнообразного начальства – с искренним подходом обычных людей.
Что же победит?
Главных героев ровно три штуки. Их линии то соединяются, порой надолго, то расходятся.
Гуль (Гоггинс ). Лучший персонаж сериала, которого мы будем иметь честь лицезреть в двух ипостасях. Причем постаповская версия, по наполнению как бык овцу кроет предвоенную. Не знающий пощады охотник за головами – смертоносный антигерой из вестернов. Аморальный и эгоистичный мачо, использующий людей, не считающийся с их интересами, настаивающий на верности собственной жизненной позиции. Сидящий на наркоте, не дающей ему стать безмозглым зверем (без ампул эта участь рано или поздно ждет всех гулей). Тщательно скрывающий под спудом доброе сердце и серьезную цель – добраться до кукловода.
В довоенной арке перед нами актер, играющий героев-ковбоев. Ветеран войны. Не великого ума мужик, поддающийся на манипуляции с любой стороны. При этом приятный человек, живущий сам и дающий жить другим. Не лишенный моральных ориентиров и заботы о близких.
Как он превратился из неплохого человека в убийцу и сволочь — становится одним из самых интригующих моментов сериала.
В линии флеш-бэков нас попугают спорными научными экспериментами (имеющими долгоиграющие последствия), звериным оскалом капитализма, коварными, беспринципными корпорациями, зарабатывающими на конце света, стремящимся к глобальной, почти божественной власти, управлению людьми, и прочими непременными элементами конспирологических теорий.
Люси (Пернелл). Высокоморальная и поразительно простодушная девица с огромными глазами, которую даже испытания Пустошью не сделали беспринципной скотиной. С любимой присказкой: «Ладушки». Продукт утопии, столкнувшийся с обычным миром. Способная к обучению, жестким действиям, некоторому приятию сволочной реальности. Но в сложных ситуациях все равно склонная к правильным поступкам. Хорошее воспитание это вещь!
Максимус (Мотен) Ребенок, родившийся в одном из немногих мест, где после Конца света пытались создать безопасную гавань. Неудачно. Мальцом-сиротой попавший в Братство Стали, к парням, под идеологической накачкой собирающим и использующим довоенные технологии, традиционно стремящимся к еще большей власти. Максимус демонстрирует недурное развитие образа: из озлобленного, запуганного, эгоцентричного юноши в человека, принимающего решения, думающего не только о себе. Любовь, она такая.
Отдельное спасибо за Маклахлена и Эмерсона. Всегда приятно встретится с заслуженными ребятами. У одного из которых еще и довольно значимый образ.
Боевки в проекте минимум, помимо уже упомянутой перестрелки, ставшей лучшей экшен-сценой сезона, вспоминается разве что ободранный медведь, беготня с заглотом да финальное чукалово. Да и то, будем честными, шедевральными эти сцены не назовешь.
Эрго. Постапокалиптика по игровому миру, с непременными признаками жанра, вменяемыми актерскими работами, акцентом на конспирологию, нарочитой моралью и уместным черноюморным подходом. А вот движухи поддать не мешало бы.
Противостояние господу, или Физики на страже человечества
Дела неладно. Самоубийства и отход от дел лучших ученых, бессмысленные результаты экспериментов на ускорителях частиц, отсутствие прогресса в фундаментальных исследованиях.
Наука умирает.
И в центре этой агонии пятерка «молодых гениев из Оксфорда». Одна из них разрабатывает самоорганизующиеся нановолокна, вторая пытается оправдать славу «лучшего физика своего поколения», третий трудится в чужой лаборатории, никак не собравшись с силами открыть собственную. А двое и вовсе завязали с исследованиями. Отдав приоритет преподаванию и бизнесу.
Наука умирает, но кто виновен в ее смертельной болезни?
Неужто сам Господь?
Нет, не ветхозаветный Бог, не Аллах, не Будда и не Иисус Христос.
Похоже, для некоторых землян Господом стал кто-то другой. Кто-то, способный на самые натуральные чудеса и невообразимые для нас технологии. Кто-то, возможно готовый починить то, что поломали люди.
Но что если последователи нового Всевышнего в корне ошибаются, и их Господь вовсе не благ?
Трилогия Цысиня во многом открыла миру китайскую фантастику. Книги Лю напоминали работы Золотого века, радуя полетом воображения автора, спорными, но любопытными научными идеями, приятным этическим базисом. И одним из самых оригинальных апокалипсисов в мировой литературе. Разве что герои откровенно не дотягивали до заданной планки.
Первый роман трилогии уже гостил на экране в виде китайского 30-серийного проекта, увидевшего свет в 2023. Спустя год за дело взялся Нетфликс.
Плюс-минус лапоть постановщики сохранили сюжет первого тома. Внеся меж тем немало изменений и дополнений.
Во-первых строках письма они перенесли действие из Китая в Британию. Поднебесная появляется в ретро-сценах, но арка настоящего происходит на 90 процентов на Туманном Альбионе. Подтянули некоторые сюжетные линии из второй и третьей книг.
Во-вторых дали больше внимания героям, разделив главного книжного протагониста на несколько отдельных личностей. Одна из них занимается нановолокнами, вторая – звезда теоретической физики и игрок в странную игру с полным погружением (вместе с еще одним персонажем), третий и четвертый заодно взвалили на плечи работу других героев Цысиня. Вышло приятно, и позволило придать протагонистам побольше личностных особенностей и объема. За персонажей постановщиков стоит похвалить.
Цзинь Чэн (Хонг) — таланлтивый физик, девушка, которая всегда поступает правильно и во имя всеобщего блага. С избытком наделенная эмпатией, пережившая жуткую трагедию в детстве.
Ее лучшая подруга и разработчица нановолокон Августина Салазар (Гонсалес). Более яркая и бойкая девица, тяжко переживающая использование своего детища для убийств.
Джек Руни (Брэдли) – пышущий энергией толстячок, заработавший миллионы на закусках. Гик, чей дом забит моделями звездолетов из ЗВ, роботами и приблудами из комиксов. Лезущий во все дырки, и не способный держать язык за зубами, даже когда это нужно.
Уилл Даунинг (Шарп) – преподаватель, в душе сожалеющий о своем уходе из науки, несмотря на бодрые слова. Взявший на себя функции персонажа из 3-го тома.
Сол Дюранд (Адепо («Хранители» ) – сотрудник лаборатории теоретической физики, талантливый ученый, лишенный серьезных амбиций. Активно поддерживающий товарищей, даже в ущерб собственным делам. Также принявший на себя нелегкую ношу важнейшего героя из второй книги.
Кларенс Ши (Вонг). Сотрудник стратегической разведки. Ши – хмурый экс-полицейский, в свое время уволенный из всех силовых контор Англии. Паршиво стреляющий (хотя как сказать), «растущий через неудачи». Неглупый, но не выпячивающий свой ум. Спокойный и молчаливый дворовой пес, стерегущий добро хозяина.
Персонаж, заменивший шикарного книжного циника Ши Цяна, не скажу что всегда удачно. Кларенс частенько уступает книжному прототипу, хотя сильные стороны у образа имеются.
А вот за Томаса Уэйда (Каннингем) – спасибо. Еще один привет (не последний) из Игры престолов, начальник Агентства стратегической разведки — вышел на славу. Человек, не замечающий препятствий на пути к цели. Безапелляционный вершитель судеб. Апологет принципа «Разделяй и властвуй», не стесненный никакими морально-этическими шорами при защите человечества. «Ублюдок и фашист, но боец», жертвующий чужими и своими. Разве что самомнение у парня уровня Бог (порой обоснованное). Предводитель, дающий нашей цивилизации хоть какую-то надежду.
Е Вэнцьзе (Чао). Женщина, пережившая Культурную революцию, не сумевшая оправиться от утрат. Сделавшая шаг, который может уничтожить расу. И до определенного момента ни капли не раскаивавшаяся в нем.
Постановщики оставили три книжные линии, изрядно сместив акценты в сторону современности, где происходит подавляющее большинство событий.
Кроме 2024, нам покажут Китай времен Культурной революции, и виртуальную реальность игры. Прошлого изрядно меньше, чем в романе, фактически галопом по Европам: ключевая для одной из героинь сцена Митинга борьбы, чуток ужасающей реальности лагерей, и добро пожаловать на базу Красный берег.
Игре, и быту Трисоляриса уделено еще меньше внимания (а жаль). Особенности сан-ти обозначены вкратце, грубыми мазками. Слишком многое остается за кадром. Хоть дегидрацию с регидрацией показать не забыли.
Интрига недурна. Хотя природу угрозы спойлерят уже в аннотации, нюансы проявляются неторопливо, нагнетая саспенс и ощущение беспомощности. Неумолимые цифры обратного отсчета на сетчатке глаза. Сила, которой практически нечего противопоставить, невообразимые технологии, слежка, конспирология, расследование, теории заговора. Ставки постоянно растут, а когда кажется, что намечается просвет, выясняется, что это лишь проявляется мордочка большого «белого песца».
Имеются яркие моменты, как-то военное использование нановолокон, с непременными киношными манипуляциями, типа детей на борту и элементами слэшера. Кто бы спорил, наука на службе у военных – штука неприятная.
Различные продвинутые технологии, людской компьютер, и, безусловно, софоны, отвечающие за самую фантасмагорическую графику в сериале.
Этические вопросы на уровне, хотя до книжного многообразия далеко.
Мы еще раз задумаемся над недостатками людской цивилизации: жестокостью, фанатизмом, ненавистью, желанием оказаться правым любой ценой, самоутвердиться за счет других, склонностью к панике, стремлению уничтожать природу.
Покачаем головой над наивной верой в того, кто все исправит. Прикинем варианты последствий контакта с иным разумом. Неблагих методов, используемых для благой цели.
Эрго. В меру вменяемая телеадаптация недурного романа, внесшая ряд изменений (некоторые удачные, особенно с героями, некоторые нет) в сюжет, перебросившая место действия в Британию, по мере сил старающаяся удерживать зрительское внимание в расчете на продолжение.
Режиссер: Минки Спиро, Джереми Подесва, Дерек Цан, Эндрю Стэнтон
Космонавты Шредингера, или Квантовый полет/Альтернативы бытия/Застывшие в суперпозиции
Профессия астронавта никогда не была намазана медом. Тяжелая работа в невесомости, сложные научные эксперименты, ощущение одиночества, тоска по Земле и близким, холод безбрежности Космоса.
А уж когда на МКС происходит столкновение с неизвестным предметом, становится и вовсе тяжко.
Однако, невзирая на все препятствия и опасности, астронавтка Джо Эрикссон добралась домой, к любимой дочурке.
На Земле тоже все идет не так ладно, как хотелось. Галлюцинации, ПТСР, проблемы в семье, 10- летняя дочь сильно отдалилась от матери.
И все чаще Джо посещают мысли о том, что она вернулась не в то место, откуда улетела. Или столь сильно изменилась сама Эрикссон? Но что если все еще сложнее?
Космос всегда завораживал человека. Не прошел мимо этого чувства и кинематограф. «Контакт», «Гравитация», «Прометей», «Спутник», «Человек на Луне», «За пределами», «Живое», «Жена астронавта», «Салют-7», «К звездам», «Интерстеллар» и многие другие говорят об астронавтах и их нелегком труде. Немалую часть среди космических лент занимает тема возвращения на Землю и проблем вернувшихся.
Создатели Constellation решили сказать еще пару слов на эту тему. Взяв за основу популярную в последнее время квантовую механику.
Вышло любопытно, но неровно.
Мы увидим несколько временных линий и дебютную катастрофу. Первые две серии – напряженный ретроспективная история о спасении в духе Куарона с редчайшими включениями настоящего, напряжение которой снижает лишь тот факт, что мы уже видели героиню, вернувшуюся на Землю.
Тут полно изюминок работы астронавтов в космосе в критической ситуации.
Поведение в невесомости. Крепежи-присоски на предметах для удержания на стене, магнитные захваты и ленты для мелочей типа гаек (а то ищи их потом по всей станции). Ручки на стенах, для зацепов ногами и руками, а заодно для отталкивания во время полета/парения. Передвижение на струе из огнетушителя. Опасный полет обломков, получивших ускорение при столкновении. Выход в открытый космос. Работа с оборудованием под тиканье истекающих минут. Мертвая тишина и темнота во время захода Светила. Тесное соседство с мертвым товарищем. Элементы саспенса, типа полета за бусами, или проблем с захватами. Натуральные скримеры, порой переводящие происходящее в разряд хоррора. Сложнейшее вхождение в атмосферу в горящей капсуле с жуткой тряской.
Фух! Напряженненько.
По возвращении вступает в дело конспирологический триллер, по-прежнему распределяющий внимание зрителя между настоящим и прошлым. Нам покажут проблемы астронавтов с адаптацией к притяжению. После года невесомости становиться на ноги действительно непросто. Процесс долгий и болезненный.
Но физические неурядицы не единственные, ждущие вернувшихся из космоса. Серьезнейший стресс, ПТСР, пробелы в памяти, кошмары, галлюцинации в духе Соляриса и фильмов-ужасов, психоз, алкоголизм, накрывающая паранойя. На этом фоне перенос привычек из невесомости на Землю (не повезло стакану) смотрится просто забавным недоразумением.
Для большинства близкое знакомство с Великой Пустотой бесследно не проходит. Ведь: «в космосе есть нечто неправильное».
После экватора начинается самое интересное – альтернативка с «разоблачениями», причем постепенными и далеко не полными (глобальное объяснение происходящего приберегли на финал, хотя догадки у вас появятся заранее). Махровым цветом распускаются теории заговора. Мелькают космические призраки. Красиво пересекаются альтернативные линии, появляются ответы на некоторые загадки, вскрывается смысл видений и глюков из первой половины сезона. Соединение прошлого с настоящим начинает подаваться огорошивающими клиффхэнгерами, причем не всегда в конце серий, порой в начале.
В жанре «трепета» «Созвездие» на высоте. Даже, несмотря на то, что действие подзатянуто, а темпоритм сериала — рваный. Но растекание мысью по древу проблема почти всех современных теле (и кино) проектов.
Отдельное спасибо за внимание к идеям квантовой физики, имеющим тут самое сюжетообразующее значение, в частности двойственному состоянию частицы и эффекту наблюдателя.
Актеры каши не портят.
Джо (Рапас ). Шведская космонавтка, искренне и трепетно любящая дочь. А вот с мужем перед отлетом были нюансы. Крепкий профи, при этом не супервумен, может сорваться, но быстро берет себя в руки. Надломленная галлюцинациями и недоверием окружающих. Сомневающаяся в собственном рассудке. Но не собирающаяся сдаваться. Изо всех сил старающаяся разобраться в том, что с ней происходит.
Ее дочь Эллис (Колуман, похоже, перед нами близняшки), ставшая второй по важности протагонисткой (оставив позади даже Кальдеру). Одновременно – побудительный стимул для многих действий матери и активное начало, человек, по-полной вовлеченный в квантовые забавы.
Ее супруг Магнус (Д`Арси). Детский учитель, в одиночку тянущий воспитание наследницы во время долгого отсутствия супруги. Оказывающийся скорее помехой вместо опоры.
Коммандер Кальдера (Бэнкс). Космонавт, некогда ходивший по Луне. Нынче пожилой мужчина с не лучшим состоянием здоровья и алкогольной зависимостью. Научный консультант, создатель устройства Кэл, должного оказать помощь в поиске «нового состояние материи». С ним во второй половине связано немало мощных психоделических моментов.
Астронавт и коллега Джо — Ланкастер (Кэтлетт ). Еще один пример квантовых игрищ.
Не забудут постановщики о конспирологических теориях. Поделятся своими опасениями насчет людей и космоса: мол, может ну его, эти полеты, стремно там как-то. Тем паче с сомнительными научными экспериментами наперевес. Опять же, ничего сверхоригинального, но вполне увлекательно. Особенно если ужать хронометраж.
Эрго. Триллер о взаимодействии гомо сапиенсов и Космоса. А также о последствиях таких взаимодействий. И о квантовой физике, шоб она была здорова.
Профессор Ван Мяо не считал свою работу судьбоносной для человечества. Да, нанотехнологии, да, сверхпрочные материалы, да нить, способная перерезать грузовик. Но влияние на судьбы цивилизации? Оставьте.
Однако когда Китай захлестнула волна самоубийств ученых, а военные, вместе с чинами НАТО и ЦРУ начали создавать Боевые командные центры и говорить о войне неведомо с кем, Ван оказывается в самом центре событий.
Там, где переплелись давние эксперименты по поиску внеземного разума, неординарная виртуальная игра с полным погружением и видения, способные свести с ума и отрицающие законы физики.
Один из популярнейших китайских фантроманов, обладатель Хьюго (вроде как первый из забугорных) и номинант на Небьюлу. Познакомимся поближе с ведущим представителем китайской фантастики.
Цысинь неожиданно порадовал. Навеяв ностальгические воспоминания о золотом веке научной фантастики. Когда авторы не стеснялись вовсю пользоваться воображением, создавая неординарные внеземные цивилизации, используя и предвосхищая великие научные изобретения, ошарашивая важнейшими морально-этическими вопросами.
Лю явно вдохновлялся работами мэтров. Его инопланетяне поражают нестандартной природой и позволяют задуматься над людскими особенностями.
Как вам собратья по разуму, живущие на планете, где чередуются обычные погодные условия и время, когда невозможно предсказать ни когда встанет солнце, ни когда наступит лютая стужа. Собратья, обладающие световой речью, разработавшие эволюционную способность к дегидрации – полному обезвоживанию, позволяющему пережить самые неблагоприятные условия. Затем погрузи тушку, свернутую в коврик в воду – и вуаля! Перед нами снова готовый к жизни индивидуум. А живой компьютер, позволяющий проводить сложнейшие вычисления, используя взаимодействие миллионов существ — просто блеск! «Построится в компьютер!» — это пять. Что уж говорить о забавах с микромиром, он же квантовый (цивилизации жалко), дополнительными измерениями и до пределов наполненными протонами, становящимися чем-то иным. Жаль, Лю не взял у Уоттса еще одну фишку: рассказывать в примечаниях, на каких реальных разработках основаны научные допущения и теории в книге. Любопытно было бы узнать, идея Софона основана на настоящих исследованиях, или это сплошное воображение.
Жаль, социальное устройство инопланетян достаточно стандартно-антиутопично и выглядит бледновато на фоне их физических особенностей и свершений науки.
В описании работы ученых и научных достижений Лю явно не прочь составить конкуренцию Уоттсу и Вейеру. В романе Цысиня наука является щитом и опорой нашей цивилизации. Автор не только описывает развитие физики, знакомит читателя с фактами, использует смелые теории. Но и размышляет о пределах научного познания, неизменности физических законов в пространстве и времени, о невозможном на первый взгляд утверждении, что физика никогда не существовала, и не будет существовать. Над тем, возможно ли остановить научный прогресс, фактически «убив» его на корню.
Совершая еще один немаловажный шаг, раздумывая над тем, может ли наука выступать моральным мерилом цивилизации. А научное развитие одновременно быть признаком развития духовного и морального.
Возвращаясь к излюбленной некогда теме контакта. И тому, чем может завершиться столь желаемое обнаружение собратьев по разуму – благолепием во языцах или наоборот. И можно ли позволять себе наивность и прочие почти религиозные чувства в столь важных вещах.
Посокрушаясь о людских «багах», сволочном отношении к своим собратьям гомо-сапиенсам и матушке-Земле. «Багах», способных вызвать не просто отвращение к людям, но и желание напрочь устранить эту ошибку природы. Любой ценой.
О позитивных теориях типа общевидового коммунизма не позабудет. И о роли личности в истории.
Что интересно, китайских особенностей в книге Цысиня немного. Кроме кровавой Культурной революции, впрочем минимально отличающейся от событий любой другой, того же 1917 (разве что Митинги борьбы, где не просто унижали и убивали классовых врагов, а требовали раскаяния и признания неправоты от ученых и преподавателей похожи на аутентичное китайское изобретение), современность романа весьма напоминает общечеловеческую, без восточных «фишек». С одной стороны – хорошо, дает возможность почувствовать себя как дома. С другой – после Робинсона, показавшего как можно описывать быт фантастической Поднебесной, хочется большего.
Примерно до экватора романа автор активно скрывает свои карты, нагоняя туману, активно вводя читателя в заблуждение. Причем, именно первая половина книги смотрится цельнее и гармоничнее. Дебютное погружение в кровавое болото революции. Интрига, взвивающаяся до небес. Виртуальная игра, с полным погружением, манящая таинственностью и вызовом интеллектуалам. Невозможные явления, повергающие героев и читателя в недоумение и ужас. Навевающие воспоминания о «Миллиарде лет» Стругацких.
После прояснения ситуации автор подгонит пафосной театральщины («тише, товарищи, тише, немцы кругом!»). Покажет «лохами» силовиков с политиками. Продолжит линию былого. Подбавит чуток экшена, продемонстрирует использование в целом мирных научных разработок в военных целях (операция «Гучжэн» выглядит завораживающе, как удав, гипнотизирующий кролика).
Посокрушается о нюансах восприятия мира интеллектуалами и прочей интеллигенцией, готовых на глобальное изменение мира и миллионы смертей (включая порой собственную), ради достижения мечты. Проще надо быть, товарищи, проще – утверждает автор, обычные, ничем не примечательные люди могут кой-чему научить свою элиту.
Поразмыслит о восприятии неизбежного (что хуже — определенного во времени) конца света.
Главных героев в романе два с половиной. Им «как до неба рачки» до психологической глубины и проработки протагонистов того же Мартина. Второстепенные персонажи и вовсе больше функции.
Ван Мяо – ученый-прикладник, работающий с наноматериалами. Профессор, человек науки, способный открыть перед читателем стиль мышления яйцеголовых. Одновременно, так как Ван не теоретик, он лишен того практически религиозного отношения к физическим законам. И способен, после хорошего пинка, здраво взглянуть на вещи.
Е Вэньцзе – Поклонница призвания варягов («земля наша велика и обильна…»). Астрофизик, девушка, потерявшая отца в Революцию. Записанная в «контрики», лишенная прав заниматься любимым делом. Благодаря случайности попавшая на секретную базу, занимающуюся попытками отыскать братьев по разуму. Развивающийся, мятущийся человек, свершающий открытия, совершающий ошибки, задумывающийся над их искуплением.
И половинка, подобно трансформатору снижающая пафос и глобальные раздумья ученой братии. Ши Цян — нестандартно мыслящий полицейский, обучающийся у преступников. Грубый, эффективный и наблюдательный экс-солдат с крайне циничным подходом к жизни. «Не смотрю я на твои звезды», и над великими философскими вопросами не задумываюсь. Работы полно. Мир еще спасать. Некогда мне, некогда.
Достаточно в романе и спорных мест. Об относительной слабости второй части, нередком пафосе и театральщине я уже сказал. С языком тоже не все слава богу. Грубоват, местами казенен и простоват. Возможно дело в двойном переводе (с китайского на английский, оттуда уже на русский). Научной терминологии выше крыши (опять же см. раннего Уоттса) – гуманитариям надо быть готовыми.
Эрго. Научная фантастика в духе золотого века. Косяков хватает, но в целом неожиданно недурно. Но надо учитывать, перед нами первая книга трилогии и финала в «Задаче» нет даже промежуточного. Чтобы узнать, чем все закончилось, нужно читать еще два романа (благо оба есть на русском), и возможно жирный фанфик Баошу. Впрочем, насчет фанфика мнения фэнов разделились.