Обитатель Марса Жан ле Фламбер считал воровство искусством. Тем паче в постчеловеческом обществе, с его невообразимыми возможностями. Некоторые даже называли Жана легендой своего дела.
Но однажды Фламбер попался, и быть бы ему объектом воспитательных экспериментов архонтов еще долгое время, если бы не агент Соборности, которой срочно понадобился выдающийся преступник для эпической кражи.
И теперь Жан имеет шанс не только восстановить себя (ведь, как оказалось, перед попаданием в тюрьму вор припрятал часть своей личности), но и повлиять на судьбы всего человечества.
Любопытный вариант развития людской расы, завернутый в обертку авантюрного романа в духе Леблана (которому Ханну, не скрываясь, отвешивает знатные оммажи).
Будущее по Райаниеми становится основной приманкой романа.
В первой книге трилогии всего многообразия миров грядущего автор не покажет, хотя заявок на глубину локации будет достаточно. Тут вам и упоминания сюжетообразующих исторических событий, и обилие новых терминов, названий, технологий (далеко не все из них подробно объяснены и растолкованы, приходится по кусочку собирать обрывки информации – части читателей такой подход вряд ли зайдет). И намеки на противостояние могущественных сил. Вырисовывающие очертания таинственной, полнокровной, переполненной новинками, обитаемой Вселенной. Так и потираешь лапки в ожидании, когда развешанные ружья начнут палить, а покровы сниматься с задрапированных фигур в промышленных количествах.
Близко в «Воре» мы познакомимся с Марсом, а точнее с шагающим городом Ублиеттом. И это не гипербола, он реально находится на циклопических платформах, приводимых в движение искусственными мышцами. Отчего не на поверхности? Терраформирование не завершено, да и неспокойно там, фобои бузят.
Ну, платформы то такое, а вот отношения в этом самом Ублиетте достойны отдельного упоминания. Здешние обитатели поведены на приватности («рай для любителей уединения»), в чем им изо всех сил помогает гевулот — технология, способная полностью скрывать ее носителя от глаз сограждан (нетрудно догадаться – это далеко не весь ее функционал). Как же я их понимаю!
Второй ключевой особенностью поселения становится время как валюта, и деление на Достойных и Спокойных. Подход ко Времени, как к воплощенному платежному средству уже попадался (хотя нищие – клянчащие минутку – это «пять»), а вот смена жизненного состояния обитателей Ублиетта подана нетривиально. После смерти, «когда твое Время иссякает», человеческий разум переселяется в машину, начинающую активно трудиться на благо города определенный, порой немалый срок. Сразу десяток зайцев наповал – и с перенаселением боремся, и выполнение грязной работы обеспечиваем. А заодно и философов с латентным нервным срывом воспитываем в своем коллективе. Лепота.
И это далеко не все фантдопущения, которые вводит в свой роман Райаниеми. Тут вам и разделенные воспоминания, и перемещение разумов, и суперпродвинутые боевые системы, и экзопамять (в общественном варианте — интернет с мгновенным доступом, в личном — безотказный жесткий диск в мозгу), и прыгающие по крышам транспортные средства, и нанотехнологии, и следующее звено эволюции — существа, ставшие без малого богами. А как вам постлюди, произошедшие от геймерских кланов? Или гоголы — запрограммированные разумы человеческих существ, обреченные подчиняться чужой воле, создаваемые большей частью из детей?
Что уж говорить о банальных космических перелетах, или том, что смерть тут уже давно не конец пути.
Еще одной прелестью романа становится интрига. С каждой страницей крепнет ощущение, что этот мир на грани серьезных потрясений, а ставки в игре высоки как никогда. Хотя долгое время непонятно, что будет предметом кражи, как возник конкретный расклад сил, что такое Коллапс, какие еще силы участвуют в деле, чего хочет от героев Соборность (и в чем вообще состоит ее Великая Всеобщая Цель?). Вопросов огромное количество, но они лишь подогревают интерес. Добавляет колорита использование финских имен, топонимов, названий тамошних мифических существ.
Не обойдется без пары-тройки боевых сцен, где противники продемонстрируют нам возможности личных боевых систем будущего.
Создана книга в авантюрном, «люпеновском» ключе, только с использованием ошеломляющих технологий будущего. Тут вам и изощренное воровство, и ловкость рук, и смена обликов, и виртуозный обман, и вирусы, и роковые тайны, и коварные планы, и работа с местными гаджетами, и кража Времени, и интриги, и борьба с могущественными противниками, и игры с воспоминаниями, и ненадежный рассказчик. Фламбер старается вовсю. Тем паче, что жизнь автор ему не облегчает, дав в руки агенту Соборности короткий поводок управления вором, и лишив Жана кучи важных воспоминаний.
Но Фламбер не единственный протагонист романа, ему посвящены лишь половина глав.
Вторым главным героем становится марсианский чудо-мальчик 10 лет, студент-архитектор и сыщик Исидор Ботреле. Фанат наблюдений за людьми и весьма неглупый юноша.
Понятное дело, рано или поздно линии пересекутся, герои встретятся, обеспечив нам битву умов, классический архетип противостояния копа и мошенника. И еще много всего.
Можно упомянуть и того самого агента Соборности и слугу Основателя – крылатую девушку-воина Миели, напичканную боевыми усовершенствованиями и сомнениями.
Да, глубины проработки будущего и морально-этического наполнения книг тех же Стругацких, Олдей, Симмонса, Винджа, Стросса или Уоттса ждать не нужно, до признанных мэтров Ханну чуток не дотягивает. Но это не мешает получить удовольствие от качественного путешествия в грядущее, полного фантдопущений и духа авантюризма.
Эрго. Недурной авантюрно-фентезийный научно фантастический триллер (пардон за оксюморон).
Меж Темным и Светлым путем, или Терзания слепой Справедливости
Жизнь Мэтта Мэрдока после трагедии, произошедшей год назад, в корне изменилась. Костюм Сорвиголовы отправился в чулан, а сражается с несправедливостью Мэтт лишь в зале суда. И даже заводит новый романтический интерес вместо уехавшей из города Карэн.
Так продолжается до той поры, пока Уилсон Фиск, оправившийся после неудачного наставничества над юной Лопес, не выдвигает свою кандидатуру на пост мэра Нью-Йорка. Все выглядит благостно, Фиск отошел от дел своей преступной империи и вроде как всеми силами стремится исправить город и покончить с линчевателями.
Мэтт не слишком верит в преображение Амбала. Вот только получится ли у Мэрдока разобраться в ситуации, не привлекая к делу свою темную сторону?
Нетфликсовский Сорвиголова был одним из лучших сериальных проектов о супергероях, совмещая отличную боевку, две шикарных актерских работы и приличную моральную основу. Разом с Карателем, Джессикой, Кейджем и Кулаком они составили недурную городскую супергероику без глобальных разборок и межкосмических элементов, подарив нам приятный, но небезгрешный кроссровер. Третий сезон сериала вышел в 2018-м, и поклонники с нетерпением ждали возвращения слепого адвоката на экраны. Мэтт мелькнул в Пауке и ненадолго появился в Эхо. Но полноценное возвращение героя случилось лишь в этом году, причем уже без участия Нетфликса, а непосредственно в исполнении и под отеческим крылышком Marvel.
Перезапущенный Daredevil совмещает судебную драму с размышлениями о системе правосудия. Политические зарисовки для белошвеек с мотивами, плотно обыгранными в нолановской картине. Не дотягивает до оригинального сериала, но способен подарить зрителю немало интересных моментов.
Искренне любимым в Цитадели демократии судебным заседаниям, подготовке к ним и нюансам общения сторон, посвящена в сериале львиная доля времени. Переговоры и торговля о сроке для подзащитного с представителями прокуратуры. Предварительная деятельность юристов. Баталии в зале суда с выступлениями сторон защиты и обвинения, работа со свидетелями, судьей и присяжными. Прям, Время или еще какую Презумпцию смотрим. Мило, но можно бы и поменьше.
Следующей магистральной темой проекта становится разговор о системе правосудия. Ее сути, достоинствах и недостатках. О том, работает ли она вообще, или лишь создает видимость. Бездушном подходе, не обращающем внимания на нюансы. Настрое против человека, попавшего в ее жернова. Стремлении скорее посадить, чем накормить. Наказать, а не предотвратить.
Все верно, система далеко не всегда работает как надо (даже на благополучном Западе), однако в случае с мелким воришкой как не обратить внимание на упорное неиспользование субъектом мозгов. Вот никак не мог не подсаживаться на наркоту, хоть раз попытаться честно заработать на кусок хлеба, страдалец ты наш, а потом кто виноват? Система, конечно, я абсолютно не причем.
Политическая линия у проекта тоже не на последнем месте. Борьба за голоса, имидж, реакция народа, блогеры, управляющие настроением масс. Работа местной власти с зажравшимися богачами-вершителями судеб. Постоянная торговля лицом на бесчисленных массовых мероприятиях. Обещания и лицемерие. Превышение власти, давление, завуалированные угрозы, шантаж. Нормальная политическая жизнь.
Все на уровне, но многие откровения постановщиков наивны по полной программе.
«Политика другой способ решать проблемы, но некоторые вещи неизменны», да что вы говорите! Неужто методы политиков и криминальных воротил практически не отличаются? Не может быть! Лекции Капитана Очевидность для домохозяек.
Темы выбора между светлыми и темными методами борьбы с преступностью обыгрывались в комиксоидах не раз: наиболее памятен нолановский «Бэтмен». Постановщики свежего Daredevil решили еще разок высказаться на ту же тему. Как лучше добиваться справедливости и воздаяния? Исключительно законными методами, используя судебную систему и приговоры суда. Или самолично вершить правосудие. А в этом случае достаточно ли отправить злодея на нары, или стоит, не откладывая дело в долгий ящик, устроить подлецу встречу с Создателем, а точнее его извечным оппонентом.
Вокруг этого непростого вопроса крутятся рефлексии и моральные терзания главного героя, после трагедии с другом решившим идти исключительно по светлому пути («я преступил черту»). Но изрядно сомневающимся в правоте и действенности данного метода.
Сюда же прилегают психологические исследования «проецируемых личностей» либо же граней оной, маски, как способа защиты, приема «позволяющего быть собой».
Любопытно наблюдать за визуальными перекличками-сравнениями протагониста с антагонистом, которые постановщики подгонят нам не один раз. Устраивая параллельную демонстрацию их схожих методов и действий. Показывая новую грань извечного противостояния Добра и Зла в несколько изменившихся обличиях.
Заодно совместив в сериале кучу поджанров, от супергероики и элементов детектива до ограблений банков и серийных убийц.
Кокс как обычно хорош. Скрываясь за крепостной стеной вечной чуть виноватой улыбки. Вызывая глобальное зрительское сопереживание. Досконально демонстрируя сомнения и терзания своего персонажа. Одинаково убедительно смотрясь, что в образе выдающегося адвоката, что обличии безжалостного линчевателя. Купаясь в тенях, одновременно показывающих его темную и светлую стороны. Показывая себя хорошим человеком на уровне инстинктов.
У Мэтта, кстати, полностью новая команда, состоящая из бывшей прокурорши и экс-копа, служащего эдаким голосом совести.
Со вторым актерским столпом сериала дело сложнее. Фиск (Д`Онофрио) по-прежнему полон скрытой угрозы и демонстрирует нам любопытную и вполне жизненную трансформацию из короля преступного мира в успешного политика, действующего исключительно (ну, почти) законными методами. Как собственно и поступали испокон веков в нашей с вами истории бандюганы (от баронов-разбойников и пиратов до ганстеров и рэкетиров), срубившие во время своей преступной деятельности малехо бабла и обладающие хоть какими-то зачатками мозгов. Человека, решившего изменить свои методы, оставившего «нелепое насилие», пытающегося научиться прощать и держать свою ярость в узде. «Амбал не вернулся, я нашел в себе нового человека» Ставшего кумиром для многих горожан (нам даже нимб над Фиском продемонстрируют). Взглянем хотя бы на Дэниела, давшего Фиску, то чего тот никогда не видел: не службу под грузом страха, а искреннюю, верность, детскую, наивную веру в доброго Уилсона. Фиск активно выпячивает желание сделать Нью-Йорку хорошо, упорно зацикливаясь на противодействии линчевателям.
Все вроде норм, кроме одного момента: в новом сериале Фиск ужасно много говорит банальностей с умным видом, что для его типажа смотрится не очень.
Супруга Амбала проявляет себя с новой стороны не то чтобы совсем неожиданно, но весьма активно. Ее Темная сторона рвется наружу изо всех сил.
Ну и как не поблагодарить за новую, пуская мимолетную, встречу с Карателем (Бернтал), порадовавшим перлами вроде «сраные фанаты», обращением к ГГ: «Красный» и проявившим себя тонким психологом, куда там новой пассии Мэтта.
Полиция в сериале выглядит так себе. Мы познакомимся в основном с «проблемными» копами, ведущими себя похлеще пресловутых линчевателей. Действующими по заветам Карателя и составившими эдакое бледное подобие головачевского Стопкрима.
Из нюансов.
-Боевки мало, та, что имеется, зачастую сумбурная и неакцентированная, хотя напряженная. Есть серии и вовсе проходящие без единой драки. Да и слабенько прорисованные полеты Сорвиголовы над городом слишком уж попахивают действиями некоего Паркера.
-Со всеми своими тренировками, акробатическими этюдами и шаолиньскими скиллами Мэтт порой слишком много пропускает ударов от обычных, ничем не примечательных бандюков.
-Да и Тигра слили как-то слишком уж тупо. Это у вас супербоец с амулетом, дарующим мощные боевые умения? Ню-ню.
-С пафосом перебор, особенно в тех самых речах Фиска. «Вы на передовой борьбы с тьмой» — м-да, лучше не скажешь.
-Порог вхождения для новых зрителей непростой, проект стартует с места в карьер, рассчитывая на тех, кто хорошо знаком с сериалом Нетфликса. Ни капли не заморачиваясь воспоминаниями о становлении Мэтта, его детстве, юности, обучении боевым искусствам, почти магической способности обходиться без зрения.
-Зато стоит отметить хорошо показанные переключения ГГ из аккуратно нащупывающего путь слепого, в уверенно двигающегося и досконально владеющего своим телом человека. Как и акцент на выдающемся слухе и тактильности Мэрдока.
-Предсказуемость тоже сериал не красит. Все равно в результате наша парочка мирно не разойдется, невзирая на все свои метания и трансформации (или нет?).
Эрго. Коктейль из судебной драмы, вялых политических зарисовок, непростых психологических размышлений о правосудии, системе и справедливости, с двумя по-прежнему сильными ролями (не без помарок). А вот невнимание к боевым сценам, бывшим визиткой Даредевила, не есть гуд.
Режиссер: Джастин Бенсон, Аарон Мурхед, Дэвид Бойд, Майкл Куэста, Джеффри Начманофф
В ролях: Чарли Кокс, Маргарита Левиева, Уилсон Бетел, Джон Бернтал, Винсент Д`Онофрио, Дебора Энн Уолл, Дженнея Уолтон, Уилл Фитц, Майкл Гэстон, Дэниэл Джерролл
Маги против маглов, версия 2.0, или Социальное противостояние в чернокожем антураже
Ориша.
Раньше: земля полная магии, принадлежавшей десяти кланам, счастливо живущим каждый под покровительством своего бога.
Сейчас: лишенная волшебства, пережившая исчезновение магии и смерть колдунов от рук солдат короля Сарана.
Отныне потомки некогда всемогущих волшбарей – рабы и слуги темноволосых косиданцев — народа Сарана.
Но что если среди этих бессильных наследников великих появится девушка, у которой будет возможность вернуть магию в Оришу.
Или навеки упустить последний шанс возродить волшебство.
Второй (после Леопарда) образец ориентального фентези с легким антуражем ветров с Черного континента, попавший мне в руки.
И опять не шедевр.
Перед нами не шибко самобытный юнг-адульт с темнокожими персонажами, обильными рефлексиями, сомнениями в собственных силах, взрослением героев. Благо, хоть «романтик» начинается не сразу, и то хлеб.
Сюжет же вертится вокруг квеста по поиску артефакта и путешествию в условиях ограниченного времени из точки А в точку Б.
Написана книга от первого лица троицы протагонистов, главы которых чередуются друг с другом.
Первая героиня, которой достается больше всего авторского внимания, и чей внутренний мир мы познаем лучше всего — Зели Адебола. 17-летняя девица, плод смешанного брака магички и косиданина (вторая народность королевства, вроде как лишенная магических способностей). Потерявшая мать во время Рейда уничтожения волшебников 11 лет назад. Изрядно озлобленная против нынешней власти. Вспыльчивая, глуповатая, регулярно и обильно размышляющая о происходящем. Хороший боец на посохах. Избранная, которой в руки попадает ценный артефакт, способный (вместе с другими макгаффинами) вернуть в мир магию. Не стремящаяся к подвигам, неуверенная в том, что боги сделали правильный выбор, вручив ей в руки судьбу народа. Задумывающаяся об ответственности и разрушительной мощи магии.
В нагрузку к Зели идет брат, введенный, похоже, для того, чтобы усложнять жизнь героине (ну ладно-ладно, пару раз конкретно выручил) и служить романтическим интересом для принцессы.
Следующие двое формально принадлежат к другой стороне конфликта (но не все так просто), являясь детьми того, кто десятилетие назад сперва исхитрился убрать магию из этого мира, а после приказал уничтожить всех взрослых колдунов, лишившихся сил. Уцелели лишь беловолосые недоросли (белая прядь, зачастую не одна — непременный признак мага, либо «мухи», как их называют после Рейда), ведь до 13-летия «предсказатели» — юные наследники визардов, колдовать не могли в принципе.
Принцесса Амари. Девушка, ни разу не покидавшая пределов королевского дворца. Живущая под вечным материнским гнетом и в страже перед отцовским гневом. Жертва оригинальных педагогических приемов папани. Разве что за уроки владения мечом можно быть благодарной. Бросившая вызов родителю, ставшая спусковым крючком событий, способных в очередной раз перевернуть мир. Старающаяся избегать насилия (выходит не всегда).
И принц Инан. Наследник трона, также познавший крепкую руку гневливого короля. Разрывающийся между добром и злом, долгом и любовью к сестре, ставшей изменницей. Ненавидящий магов, но открывающий в себе чертовски неожиданные качества. Неутомимо преследующий главную героиню. Избегавший женщин, не слишком вовремя начавший испытывать томление к прекрасному полу (я не говорил, что обойдется совсем без «амора»).
Отношения внутри троицы качественно трансформируются, плавая от ненависти до признания, приятия, дружбы и любви. Без острых углов, понятное дело, не обойдется.
Мир старается казаться не слишком стереотипным, совмещая привычные приемы и названия, должные облегчить юному читателю вживание, с умеренно оригинальными авторскими находками.
К примеру, здешняя фауна явно пошла от саблезубых предков, стремящихся к гигантомании, дополнительно украшенных рогами на спине (привет от динозавров). Локация наполнена мурчащими леопанэрами, пантенэрами, гепанэрами (оцените миротворческие филологические изыски) с торчащими из пастей клыками. Причем все эти киски используются как в качестве тягловых, так и верховых животных (как это ноги у здешних наездников не обкусаны по самое «не улыбайся» — непонятно). Вот это жители нашей Африки глупые люди, вокруг куча «домашних» животных, от львов до гепардов, бери и юзай в хозяйстве. Нет, ленятся.
Описаний автор жалеет, разве что морская деревня с плавучим рынком чуток выделяются. Зато Томи подарит нам натуральную навмахию в духе недавнего Гладиатора, только с использованием пушек и призраков. А также повстанческую вольницу типа «Шервудский лес» с парнями и девчатами в масках.
Ритм романа неровный. Напряженные моменты активного действия или внутреннего развития сменяются длительными периодами рефлексий и размышлений. Часть из которых подана на уровне, а некоторые откровенно скучноваты.
С магией ситуация следующая. Адейеми решил совместить в своей магсистеме классические природные/стихийные школы, с кланами повелителей зверей, целителей, копателей в мозгах и некромантов. Поближе познакомив читателя лишь с двумя последними.
Выглядит магическое воздействие в «Детях» на четверку с минусом. Большие волшебные дяди, одного из которых мы встретим по пути, могут и «парализ» кастануть, и огромный вес переместить. Наши юные падованы в основном используют некромантию-лайт (куда там до Фесса), да мозгоправные эксперименты.
Не гнушается автор использованием приема «бог из машины», то в лице зверя, то в облике колдуна. Странный же «баг», когда у героя выпадает из рук уже уроненный минутой ранее посох, похоже на редакторской совести.
Подгонит героям после экватора парочку знатных перипетий.
Африканского колорита негусто, особенно по сравнению с тем же «Леопардом». Периодически всплывает акцент на разных оттенках кожи персонажей, да пальмовое вино с танцами, будто в последний раз, припоминается.
А вот социальная подоплека сюжета небезнадежна.
-Невзирая на первое впечатление: «шо опять: маги против маглов», автору удалось недурно показать картину противостояния двух народностей. С основным концептом «у каждого своя правда», перевиранием и перекручиванием истории, жизни при недостатке информации (и действиях, основанных на этом недостатке), безоглядном доверии к словам старших. Эдакий «ненадежный рассказчик» для героев, причем в державных масштабах.
-Невзирая на то, что попервах мы видим классическую антиутопию и ущемленное рабское положение одного народа вплоть до геноцида. Нюансы вылазят позднее.
-Невзирая, что симпатии автора очевидно на стороне магов, Адейеми, похоже, помнит о том, «что в раю революций не бывает», и сквозь зубы упоминает, что «колдуны начали злоупотреблять магией» (а можно поподробнее? Чего ж так вскользь). И дело не только в изначальном сволочизме и темности натуры короля. Благостные волшбари, в свое время, по-видимому, тоже немало накосячили.
Эрго. Приемлемое, но достаточно клишированное young adult фентези, c легким налетом особенностей, берущих основу в культуре Черного континента.
Призраки торфяных болот, или Приземленный ужас белорусской глубинки
80-е годы 19 века. Беларусь. Ученый этнограф Андрей Белорецкий в поисках древних легенд и прочих сокровищ фольклора оказывается в некогда величественном, а сейчас пришедшем в упадок имении Болотные Ялины.
Хозяйка имения – молодая девушка, последняя из некогда славного рода Яновских, живет под страхом скорого и неизбежного визита Дикой охоты – призраков, преследующих ее род за предательство предка.
Белорецкий не верит в привидения, но некоторые события, происходящие в имении и вокруг него, сложно объяснить с материалистической точки зрения.
Неужто он столкнулся со сверхъестественным? Или все же смертельная опасность, угрожающая Надежде Яновской, да и не только ей, исходит от людей?
Одной из известнейших работ великолепного белорусского писателя Владимира Короткевича («Чозения») является наш сегодняшний герой (многим памятный по фильму 1979 года).
Книга написанная «вкусным» языком, до одури атмосферная, переполненная сябровским колоритом, но имеющая при взгляде с современной колокольни ряд погрешностей.
Автор искренне, грустно и нежно любит родную страну. И щедро делится этой любовью с читателем. На нас водопадом обрушивается тот самый колорит. Поговорки («не хадзи кицю») и песни, блюда и наряды, танцы и обычаи. Отношения, больные места, исторические вехи и личности (не пространными описаниями, а манками, триггерами, подталкивающими открыть инет, и узнать побольше о тех временах).
Мы побываем на шляхетском балу по поводу именин, сопровождаемом аутентичными танцами и парадом подувявшей дворянской гордости. На эпичной холостяцкой пирушке с реками водки, горами снеди, пьяными песнями и ссорами. На похоронах с бабами-плакальшицами.
Столь белорусской по духу книги, раскрывающей этот народ, еще поискать.
Короткевич зло пройдется по имперскому уездному суду. Поиронизирует на тему русских. Поговорит о людских достоинствах и недостатках, особенно выделяя жадность. Попеняет простому люду за жестокость и чрезмерную любовь к деньгам, а шляхте за гордыню и высокомерное презрение к людям (не просто попеняет, но об этом чуток позднее). Посокрушается о тяжкой доле народа (не забываем о годе выхода книги – 1964, в ту эпоху писать о временах царизма без сожалений об ущемленном люде, сволочном дворянстве, не упомянув непременную классовую борьбу, и не показав революционно настроенных матросов — было сложновато. Правда, будем честными, ритуальных мантр о клятом царизме и угнетенном народе можно было бы поменьше).
Окунет в ощутимую всеми рецепторами атмосферу мрачного, глухого, провинциального запустения, окруженного вековечными пущами и торфяными болотами. Мистического ужаса, висящего над обшарпанными шляхетскими имениями и бедными мужицкими хатками. Заведет читателя в инфернальный дом, «тянущий из людей жизнь», позволит пройтись его пустыми коридорами и обветшалыми залами, задрав голову, изучить десятки горделивых портретов, проникнуться неизбывным холодом, царящим здесь (прям «Призраками» и прочими Ашерами повеяло, и никакого кино не надо, хороший писатель парой абзацев делает то, на что сериалу понадобиться десяток минут экранного времени).
Мистическую линию Владимир поддерживает долго, нагнетая обстановку, сгущая саспенс и напряжение, завораживая историей предателя, презревшего побратимство. Потусторонней мести, ради которой продают душу дьяволу, преследующей виновного и его потомков до 12 колена. Вещующими смерть призраками, не дающими спокойно спать. Эта самая линия держится, даже когда появляются обоснованные сомнения в ее природе, антураж сверхъестественного висит мутным маревом почти до финала.
Не забудет подпустить в сюжет внешнего действия, то делая нас свидетелями неординарной дуэли. То заставляя почувствовать напряжение погони и несущего смерть преследования (в качестве объекта охоты).
Порадует читателя отличным мастерством рассказчика и описателя. Даря шикарные, объемные портреты персонажей (включая второстепенных), их особенностей, повадок, характеров, составленные настолько нестандартно, с использованием ошарашивающих акцентов и сравнений, что ух!
Поэтичным, насыщенным языком, с хлесткими сравнениями («зол как поп, что пришел на похороны и увидел ожившего покойника»), эпитетами, метафорами и прочими средствами художественной выразительности.
Историей большой любви, сравнимой с лучшими мировыми образцами.
Создаст одного из самых благородных героев 20-го столетия. Андрей Белорецкий — настоящий шляхтич, каким должен быть дворянин, полный гордости, уважения к другим, уверенности в себе. Искренне любящий свою страну, ее народ. Тонко чувствующий человек, то безоглядно поддающийся горю, то открывающий в душе вялікая любоў. Трепетно относящийся к чужой жизни (до определенного момента), даже во время приступов гнева. Полный порывов, подверженный страхам, сомнениям, но способный с ними бороться.
Теперь о нюансах.
Детективная линия для искушенного читателя вряд ли станет откровением. Хотя Короткевич успешно использует красивые фишки, без которых нынче сложно представить любое «расследование». Смешение мистики с реальным криминалом. Несколько источников угрозы. Смена подозреваемых. «Вот это поворот!» с реальным злодеем, далеко не самым очевидным возможным виновником (хотя в наше время личность главгада повести отличается почти той же степенью таинственности, что и личность отца Люка). В общем, не придирайтесь, а наслаждайтесь процессом.
А вот от ассоциации с Собакой Баскервилей избавиться гораздо сложнее. Тут вам и мистика, и торфяные болота (на которые не стоит ходить, «когда силы зла властвуют безраздельно»), и легенда о козле-предке.
Да и с критикой шляхты автор чуток перебрал. Когда он первый раз пишет о ее вырождении, вымирании, упадке («Страшная штука – род»), показывает ее гордыню, презрение к нижестоящим, их ощущение себя солью (порченной) земли – это берет за душу. Когда во второй настаивает на том, что ее порченная кровь должна развеяться, как призраки поутру – усиливает и дополняет воздействие. Когда демонстрирует паноптикум рож на балу – заставляет прочувствовать мысль до самых гланд. Но когда те же идеи мелькают в четвертый и в пятый раз – это несколько надоедает.
Единственный вариант справиться с этим «багом» — перекинуть препарирование сябровской шляхты на нынешних «владык» и «вершителей» народных судеб. Тогда такие описания имеют шанс заиграть актуальностью.
Эрго. Полная белорусской атмосферы и напряжения восхитительная история, где детектив встречает мистику, а большая Любовь спорит с огромной Подлостью.
Тюремные застенки. Неспешный разговор подозреваемого в убийстве и судебного следователя. Рассказ о детстве, воспитании, взрослении. Колдовстве, ведьмах, их противницах. Проклятых детях-минги и оборотнях. Кровной мести и семье. Рассказ, погружающий в обычаи и традиции горожан и племен, живущих в буше. Рано или поздно доберущийся до поисков ребенка и его убийства.
Но чем так важен этот малыш и как дело дошло до пресловутого убийства?
Своеобразный роман: мое первое знакомство с африканским фентези. Действие «Леопарда» происходит в абстрактном мире, основанном на африканских реалиях, где без изменений используются мифология, бестиарий, обычаи, топонимы, названия предметов, принятые на Черном континенте.
Общая структура книги не слишком оригинальна (вспомним хотя бы Квоута, Клинки, Райан или Лайонс): ретроспективное изложение сюжета в беседе с постепенным подбиранием к настоящему.
Структура понятна и приемлема, но спорных нюансов в конкретной работе хватает.
Роман жутко многословен (к концу первой четверти мы лишь подберемся к завязке основного сюжета) и написан от первого лица. Нас ждет натуральный поток сознания протагониста: огромное количество его размышлений, отступлений, историй-сказок, хронопрыжков, ознакомительных фрагментов с обычаями местных племен.
Вдобавок переходы между сюжетными арками корявые, простыня событий регулярно рвется прямо у вас в руках. Возможно, таким приемом автор хотел посеять дополнительную неуверенность в истинности рассказа ГГ, и без того полного лжи, но даже если так – несколько раздражает.
И главная проблема – автору не хватает мастерства, чтобы удерживать наше внимание на протяжении монструозного объема, на который он замахнулся. Темпоритм романа рваный: напряженные, завораживающие моменты сменяются скучноватыми перепалками героев или пространными размышлениями. В такие моменты жаждешь лишь поскорее добраться до развязки, ведь узнать судьбу протагонистов охота, а вот словесное недержание героев утомляет вусмерть.
Еще одним слабым моментом становятся диалоги, которых тут предостаточно. В большинстве случаев они сливаются в единую полосу текста, и разобрать, кто именно из героев сказал ту или иную фразу — крайне непросто.
Как и натуралистичность происходящего. Что в грубоватых отношениях героев, не чуждых крепкого словца («Етить всех богов» – смотрелось приятно, пока не было использовано пятый десяток раз), пошлых подколок и пикировок, кондового деревенского цинизма, определенного фатализма и отрицания любых высоких чувств (в действиях, напротив, герои не избегают благородства). Так и в контексте сексуальных похождений, которых тут хватает, причем не только (и не столько) в гетероварианте.
Поругались, теперь о позитиве.
Африканский колорит хорош, в первую очередь, именно своей непривычностью (все же культурная пропасть между нами и Колыбелью человечества изрядна). Начиная от бытовых моментов типа оригинального обоснования обрезания (удаляем женщину) или непременных рисунков на теле и татуировок. Природных особенностей буша (их хотелось бы побольше). До мифологических, типа тайных рынков ведьм, где можно прикупить части тел младенцев, или ночных демонов-крышеходцев омолузу, «наводящихся» на кровь и преследующих жертву, пока она находится под крышей.
Мы близко познакомимся с местными (читай африканскими) обычаями, ритуалами, привычками, традициями, обрядами. Волшебными существами (в большинстве своем жаждущими крови и мяса) от троллей-зогбану до духов и демонов. А с некоторыми, вроде гиен-оборотней, посредством ГГ, даже слишком близко.
Несчастными, проклятыми и нечистыми детьми – минги, чей удел смерть после рождения или выброс на съедение диким зверям. В чем их проклятье? В дефектах или физических уродствах, коими в этом богоспасаемом обществе считаются даже верхние зубы, вырастающие раньше нижних или белая кожа (ни-ни, никакого черного расизма, просто милые патриархальные нравы). А не изгонишь – жди беды на всю деревню.
Социальными отношениями и восприятием народом «высокого начальства» типа старейшин или королей. Давними интригами высших мира сего, нарушением заветов предков, за которое следует не слишком быстрое, но уверенное воздаяние. А близкое знакомство с некоторыми венценосцами будет не всегда приятным для героев.
Войной в местных условиях, точнее ее предчувствием.
За атмосферу и антуражность – зачет.
Помогает поближе проникнуться локацией путешествие-квест, куда отправляются герои ближе к середине романа. Путь их будет нелегким и протянется через весьма опасные места, типа Темноземья, а также пробежит по большинству значимых для локации городов. Особенно запоминается Долинго, с его стремлением ввысь и ошеломляющими сюрпризами.
Второй сильной стороной романа стал главный герой, известный под именем Следопыта. Он досконально и дотошно проработан, знаком нам практически с детства, вызывает немало сопереживания, много и охотно рассказывает о себе и своей жизни. Частенько создает четкое ощущение «ненадежного рассказчика», искажающего или приукрашивающего происходящее (что логично, все же перед ним не закадычный друг, а следователь, но откуда здесь взялся термин или имя Инквизитор?), хотя о многих нелицеприятных моментах ведает без утайки.
Человек, обладающий уникальным, практически собачьим (или волчьим?) нюхом, способным отыскать по следу кого угодно (чертовски выигрышную линию обоняния можно было подать и поярче). Порвавший с вендеттой, семьей и родной кровью, отправившийся в самостоятельное путешествие по жизни. Одиночка, далеко не всегда наслаждающийся этим состоянием. Отличный боец, проявляющий жестокость и полное безразличие к сильным, чуткое, доброе отношение к слабым. Циник, не верящий в высшие силы и верховную власть. Ехидный обладатель острого языка и не самого слабого ума. Испытавший множество боли и физической и душевной, предательство и разочарование. Выступающий порой натуральным сказочным персонажем, сталкивающимся грудь в грудь с демонами, оборотнями и божествами. Теряющий и приобретающий части тела.
Изрядную часть времени протагонист проведет с колоритной, запоминающейся компанией (но отнюдь не командой, противоречий между людьми, вынужденными вместе (вместе ли?) заниматься одним делом — хватает), в составе давнего знакомца, бесшабашного раздолбая и отличного лучника – леопарда-оборотня. Словохотливого убийцы «почти великана». Бледнокожего блюстителя порядка. Да 300-летней ведьмы. С периодическими визитами то ли «богиньки», то ли речного духа. Далеко не все из них доживут до финала.
Порадует автор расследованием, в котором Следопыт выступает если не Холмсом, то как минимум Лестрейдом. Детективные похождения протагониста не особо впечатляют, но, тем не менее ведут к цели.
Интригой с ребенком, держащейся весьма долго, приоткрывающейся тяжело и неохотно. Делающей из союзников врагов, ставшей причиной смерти многих могущественных существ.
Эрго. Фентези, любопытное африканским антуражем и героями, но чрезмерно велеречивое и местами излишне натуралистичное.