Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 апреля 10:17

Люпен постчеловечества, или Авантюрное грядущее

kvantovyj_vor

Обитатель Марса Жан ле Фламбер считал воровство искусством. Тем паче в постчеловеческом обществе, с его невообразимыми возможностями. Некоторые даже называли Жана легендой своего дела.

Но однажды Фламбер попался, и быть бы ему объектом воспитательных экспериментов архонтов еще долгое время, если бы не агент Соборности, которой срочно понадобился выдающийся преступник для эпической кражи.

И теперь Жан имеет шанс не только восстановить себя (ведь, как оказалось, перед попаданием в тюрьму вор припрятал часть своей личности), но и повлиять на судьбы всего человечества.


Любопытный вариант развития людской расы, завернутый в обертку авантюрного романа в духе Леблана (которому Ханну, не скрываясь, отвешивает знатные оммажи).

Будущее по Райаниеми становится основной приманкой романа.

В первой книге трилогии всего многообразия миров грядущего автор не покажет, хотя заявок на глубину локации будет достаточно. Тут вам и упоминания сюжетообразующих исторических событий, и обилие новых терминов, названий, технологий (далеко не все из них подробно объяснены и растолкованы, приходится по кусочку собирать обрывки информации – части читателей такой подход вряд ли зайдет). И намеки на противостояние могущественных сил. Вырисовывающие очертания таинственной, полнокровной, переполненной новинками, обитаемой Вселенной. Так и потираешь лапки в ожидании, когда развешанные ружья начнут палить, а покровы сниматься с задрапированных фигур в промышленных количествах.

Близко в «Воре» мы познакомимся с Марсом, а точнее с шагающим городом Ублиеттом. И это не гипербола, он реально находится на циклопических платформах, приводимых в движение искусственными мышцами. Отчего не на поверхности? Терраформирование не завершено, да и неспокойно там, фобои бузят.

Ну, платформы то такое, а вот отношения в этом самом Ублиетте достойны отдельного упоминания. Здешние обитатели поведены на приватности («рай для любителей уединения»), в чем им изо всех сил помогает гевулот — технология, способная полностью скрывать ее носителя от глаз сограждан (нетрудно догадаться – это далеко не весь ее функционал). Как же я их понимаю!

Второй ключевой особенностью поселения становится время как валюта, и деление на Достойных и Спокойных. Подход ко Времени, как к воплощенному платежному средству уже попадался (хотя нищие – клянчащие минутку – это «пять»), а вот смена жизненного состояния обитателей Ублиетта подана нетривиально. После смерти, «когда твое Время иссякает», человеческий разум переселяется в машину, начинающую активно трудиться на благо города определенный, порой немалый срок. Сразу десяток зайцев наповал – и с перенаселением боремся, и выполнение грязной работы обеспечиваем. А заодно и философов с латентным нервным срывом воспитываем в своем коллективе. Лепота.




Статья написана 14 апреля 15:27

Меж Темным и Светлым путем, или Терзания слепой Справедливости

sorvigolova 2025

Жизнь Мэтта Мэрдока после трагедии, произошедшей год назад, в корне изменилась. Костюм Сорвиголовы отправился в чулан, а сражается с несправедливостью Мэтт лишь в зале суда. И даже заводит новый романтический интерес вместо уехавшей из города Карэн.

Так продолжается до той поры, пока Уилсон Фиск, оправившийся после неудачного наставничества над юной Лопес, не выдвигает свою кандидатуру на пост мэра Нью-Йорка. Все выглядит благостно, Фиск отошел от дел своей преступной империи и вроде как всеми силами стремится исправить город и покончить с линчевателями.

Мэтт не слишком верит в преображение Амбала. Вот только получится ли у Мэрдока разобраться в ситуации, не привлекая к делу свою темную сторону?


Нетфликсовский Сорвиголова был одним из лучших сериальных проектов о супергероях, совмещая отличную боевку, две шикарных актерских работы и приличную моральную основу. Разом с Карателем, Джессикой, Кейджем и Кулаком они составили недурную городскую супергероику без глобальных разборок и межкосмических элементов, подарив нам приятный, но небезгрешный кроссровер. Третий сезон сериала вышел в 2018-м, и поклонники с нетерпением ждали возвращения слепого адвоката на экраны. Мэтт мелькнул в Пауке и ненадолго появился в Эхо. Но полноценное возвращение героя случилось лишь в этом году, причем уже без участия Нетфликса, а непосредственно в исполнении и под отеческим крылышком Marvel.

Перезапущенный Daredevil совмещает судебную драму с размышлениями о системе правосудия. Политические зарисовки для белошвеек с мотивами, плотно обыгранными в нолановской картине. Не дотягивает до оригинального сериала, но способен подарить зрителю немало интересных моментов.

Искренне любимым в Цитадели демократии судебным заседаниям, подготовке к ним и нюансам общения сторон, посвящена в сериале львиная доля времени. Переговоры и торговля о сроке для подзащитного с представителями прокуратуры. Предварительная деятельность юристов. Баталии в зале суда с выступлениями сторон защиты и обвинения, работа со свидетелями, судьей и присяжными. Прям, Время или еще какую Презумпцию смотрим. Мило, но можно бы и поменьше.

Следующей магистральной темой проекта становится разговор о системе правосудия. Ее сути, достоинствах и недостатках. О том, работает ли она вообще, или лишь создает видимость. Бездушном подходе, не обращающем внимания на нюансы. Настрое против человека, попавшего в ее жернова. Стремлении скорее посадить, чем накормить. Наказать, а не предотвратить.

Все верно, система далеко не всегда работает как надо (даже на благополучном Западе), однако в случае с мелким воришкой как не обратить внимание на упорное неиспользование субъектом мозгов. Вот никак не мог не подсаживаться на наркоту, хоть раз попытаться честно заработать на кусок хлеба, страдалец ты наш, а потом кто виноват? Система, конечно, я абсолютно не причем.




Статья написана 7 апреля 12:24

Маги против маглов, версия 2.0, или Социальное противостояние в чернокожем антураже

deti_krovi

Ориша.

Раньше: земля полная магии, принадлежавшей десяти кланам, счастливо живущим каждый под покровительством своего бога.

Сейчас: лишенная волшебства, пережившая исчезновение магии и смерть колдунов от рук солдат короля Сарана.

Отныне потомки некогда всемогущих волшбарей – рабы и слуги темноволосых косиданцев — народа Сарана.

Но что если среди этих бессильных наследников великих появится девушка, у которой будет возможность вернуть магию в Оришу.

Или навеки упустить последний шанс возродить волшебство.


Второй (после Леопарда) образец ориентального фентези с легким антуражем ветров с Черного континента, попавший мне в руки.

И опять не шедевр.

Перед нами не шибко самобытный юнг-адульт с темнокожими персонажами, обильными рефлексиями, сомнениями в собственных силах, взрослением героев. Благо, хоть «романтик» начинается не сразу, и то хлеб.

Сюжет же вертится вокруг квеста по поиску артефакта и путешествию в условиях ограниченного времени из точки А в точку Б.

Написана книга от первого лица троицы протагонистов, главы которых чередуются друг с другом.

Первая героиня, которой достается больше всего авторского внимания, и чей внутренний мир мы познаем лучше всего — Зели Адебола. 17-летняя девица, плод смешанного брака магички и косиданина (вторая народность королевства, вроде как лишенная магических способностей). Потерявшая мать во время Рейда уничтожения волшебников 11 лет назад. Изрядно озлобленная против нынешней власти. Вспыльчивая, глуповатая, регулярно и обильно размышляющая о происходящем. Хороший боец на посохах. Избранная, которой в руки попадает ценный артефакт, способный (вместе с другими макгаффинами) вернуть в мир магию. Не стремящаяся к подвигам, неуверенная в том, что боги сделали правильный выбор, вручив ей в руки судьбу народа. Задумывающаяся об ответственности и разрушительной мощи магии.

В нагрузку к Зели идет брат, введенный, похоже, для того, чтобы усложнять жизнь героине (ну ладно-ладно, пару раз конкретно выручил) и служить романтическим интересом для принцессы.

Следующие двое формально принадлежат к другой стороне конфликта (но не все так просто), являясь детьми того, кто десятилетие назад сперва исхитрился убрать магию из этого мира, а после приказал уничтожить всех взрослых колдунов, лишившихся сил. Уцелели лишь беловолосые недоросли (белая прядь, зачастую не одна — непременный признак мага, либо «мухи», как их называют после Рейда), ведь до 13-летия «предсказатели» — юные наследники визардов, колдовать не могли в принципе.

Принцесса Амари. Девушка, ни разу не покидавшая пределов королевского дворца. Живущая под вечным материнским гнетом и в страже перед отцовским гневом. Жертва оригинальных педагогических приемов папани. Разве что за уроки владения мечом можно быть благодарной. Бросившая вызов родителю, ставшая спусковым крючком событий, способных в очередной раз перевернуть мир. Старающаяся избегать насилия (выходит не всегда).

И принц Инан. Наследник трона, также познавший крепкую руку гневливого короля. Разрывающийся между добром и злом, долгом и любовью к сестре, ставшей изменницей. Ненавидящий магов, но открывающий в себе чертовски неожиданные качества. Неутомимо преследующий главную героиню. Избегавший женщин, не слишком вовремя начавший испытывать томление к прекрасному полу (я не говорил, что обойдется совсем без «амора»).

Отношения внутри троицы качественно трансформируются, плавая от ненависти до признания, приятия, дружбы и любви. Без острых углов, понятное дело, не обойдется.




Статья написана 28 марта 12:33

Призраки торфяных болот, или Приземленный ужас белорусской глубинки

Dikaja_oxota_korolja

80-е годы 19 века. Беларусь. Ученый этнограф Андрей Белорецкий в поисках древних легенд и прочих сокровищ фольклора оказывается в некогда величественном, а сейчас пришедшем в упадок имении Болотные Ялины.

Хозяйка имения – молодая девушка, последняя из некогда славного рода Яновских, живет под страхом скорого и неизбежного визита Дикой охоты – призраков, преследующих ее род за предательство предка.

Белорецкий не верит в привидения, но некоторые события, происходящие в имении и вокруг него, сложно объяснить с материалистической точки зрения.

Неужто он столкнулся со сверхъестественным? Или все же смертельная опасность, угрожающая Надежде Яновской, да и не только ей, исходит от людей?


Одной из известнейших работ великолепного белорусского писателя Владимира Короткевича («Чозения») является наш сегодняшний герой (многим памятный по фильму 1979 года).

Книга написанная «вкусным» языком, до одури атмосферная, переполненная сябровским колоритом, но имеющая при взгляде с современной колокольни ряд погрешностей.

Автор искренне, грустно и нежно любит родную страну. И щедро делится этой любовью с читателем. На нас водопадом обрушивается тот самый колорит. Поговорки («не хадзи кицю») и песни, блюда и наряды, танцы и обычаи. Отношения, больные места, исторические вехи и личности (не пространными описаниями, а манками, триггерами, подталкивающими открыть инет, и узнать побольше о тех временах).

Мы побываем на шляхетском балу по поводу именин, сопровождаемом аутентичными танцами и парадом подувявшей дворянской гордости. На эпичной холостяцкой пирушке с реками водки, горами снеди, пьяными песнями и ссорами. На похоронах с бабами-плакальшицами.

Столь белорусской по духу книги, раскрывающей этот народ, еще поискать.

Короткевич зло пройдется по имперскому уездному суду. Поиронизирует на тему русских. Поговорит о людских достоинствах и недостатках, особенно выделяя жадность. Попеняет простому люду за жестокость и чрезмерную любовь к деньгам, а шляхте за гордыню и высокомерное презрение к людям (не просто попеняет, но об этом чуток позднее). Посокрушается о тяжкой доле народа (не забываем о годе выхода книги – 1964, в ту эпоху писать о временах царизма без сожалений об ущемленном люде, сволочном дворянстве, не упомянув непременную классовую борьбу, и не показав революционно настроенных матросов — было сложновато. Правда, будем честными, ритуальных мантр о клятом царизме и угнетенном народе можно было бы поменьше).

Окунет в ощутимую всеми рецепторами атмосферу мрачного, глухого, провинциального запустения, окруженного вековечными пущами и торфяными болотами. Мистического ужаса, висящего над обшарпанными шляхетскими имениями и бедными мужицкими хатками. Заведет читателя в инфернальный дом, «тянущий из людей жизнь», позволит пройтись его пустыми коридорами и обветшалыми залами, задрав голову, изучить десятки горделивых портретов, проникнуться неизбывным холодом, царящим здесь (прям «Призраками» и прочими Ашерами повеяло, и никакого кино не надо, хороший писатель парой абзацев делает то, на что сериалу понадобиться десяток минут экранного времени).

Мистическую линию Владимир поддерживает долго, нагнетая обстановку, сгущая саспенс и напряжение, завораживая историей предателя, презревшего побратимство. Потусторонней мести, ради которой продают душу дьяволу, преследующей виновного и его потомков до 12 колена. Вещующими смерть призраками, не дающими спокойно спать. Эта самая линия держится, даже когда появляются обоснованные сомнения в ее природе, антураж сверхъестественного висит мутным маревом почти до финала.

Не забудет подпустить в сюжет внешнего действия, то делая нас свидетелями неординарной дуэли. То заставляя почувствовать напряжение погони и несущего смерть преследования (в качестве объекта охоты).




Статья написана 17 марта 11:13

Африканские страсти, или Следопыт без Чингачгука

chern_leopard

Тюремные застенки. Неспешный разговор подозреваемого в убийстве и судебного следователя. Рассказ о детстве, воспитании, взрослении. Колдовстве, ведьмах, их противницах. Проклятых детях-минги и оборотнях. Кровной мести и семье. Рассказ, погружающий в обычаи и традиции горожан и племен, живущих в буше. Рано или поздно доберущийся до поисков ребенка и его убийства.

Но чем так важен этот малыш и как дело дошло до пресловутого убийства?


Своеобразный роман: мое первое знакомство с африканским фентези. Действие «Леопарда» происходит в абстрактном мире, основанном на африканских реалиях, где без изменений используются мифология, бестиарий, обычаи, топонимы, названия предметов, принятые на Черном континенте.

Общая структура книги не слишком оригинальна (вспомним хотя бы Квоута, Клинки, Райан или Лайонс): ретроспективное изложение сюжета в беседе с постепенным подбиранием к настоящему.

Структура понятна и приемлема, но спорных нюансов в конкретной работе хватает.

Роман жутко многословен (к концу первой четверти мы лишь подберемся к завязке основного сюжета) и написан от первого лица. Нас ждет натуральный поток сознания протагониста: огромное количество его размышлений, отступлений, историй-сказок, хронопрыжков, ознакомительных фрагментов с обычаями местных племен.

Вдобавок переходы между сюжетными арками корявые, простыня событий регулярно рвется прямо у вас в руках. Возможно, таким приемом автор хотел посеять дополнительную неуверенность в истинности рассказа ГГ, и без того полного лжи, но даже если так – несколько раздражает.

И главная проблема – автору не хватает мастерства, чтобы удерживать наше внимание на протяжении монструозного объема, на который он замахнулся. Темпоритм романа рваный: напряженные, завораживающие моменты сменяются скучноватыми перепалками героев или пространными размышлениями. В такие моменты жаждешь лишь поскорее добраться до развязки, ведь узнать судьбу протагонистов охота, а вот словесное недержание героев утомляет вусмерть.

Еще одним слабым моментом становятся диалоги, которых тут предостаточно. В большинстве случаев они сливаются в единую полосу текста, и разобрать, кто именно из героев сказал ту или иную фразу — крайне непросто.







  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх