Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 апреля 2020 г. 11:44

В. Мозалевский

Пять рассказов

Рассказы ни с какой стороны не представляют собой интереса. Или невнятная лирика (первые рассказы) о женщинах, цветах — с большой долей лжеромантики, или газетная полуфантастика (Амашат и Авиахим) и, наконец, приключенческий роман "Заговор теней" — наиболее удобочитаемая вещь, но неинтересно, плохо написанная, без малейших намёков на художественность.

К печати не годится ни один из рассказов.

Вал. Правдухин

22/II.27г.

цитата
  Русский писатель польского происхождения Виктор Иванович МОЗАЛЕВСКИЙ [15(27).07.1889, Влоцлавск, Варшавской губ. – 26.11.1970, Москва] родился в семье врача. В 1907 году окончил гимназию в Тифлисе, в 1913-м – юрфак Московского университета. До 1915 года занимался адвокатской практикой, затем воевал на германском фронте. После революции служил в Красной Армии (как юрист). Писал с двадцати лет, автор сборника «Фантастические рассказы» (1913) (каковые скорее «символистские»). В начале 20-х входил в кружок «фант. писателей». После 1923 года не печатался, в 30-е и писать перестал, работал юристом. В первом сборнике М. – шесть рассказов, в книжечке «Обман и др.» (1923) – три. Также автор фант. повести «Исчезнувшая мечта» (1914), рассказа «Двойная смерть» (1922) и др. Осталась неопубликованной его «фант. утопия» «Покорённый ферофаг» (написанная до 1923 года).

(В. Окулов)


Статья написана 27 апреля 2020 г. 13:42

Михаил Ковлев -"Фиолетовый газ". Повесть. Стр. 181

Обычный детектив с непременными погонями, формулами, пропавшими рукописями, покойниками и т.п. кинематографическими трюками. Сюжетно сделан неплохо, но слабо смонтирован. Утомляет однообразие положений: след найден — потерян, найден — потерян, так до бесконечности. В кино обычно такого рода фильм снабжён ещё любовной интригой: — это на время тормозит внимание зрителя. В романе Ковлева такой интриги нет. Зато есть непременная "идеологическая концовка" и прочие атрибуты советского фильма.

"Прибой" до сих пор подобной литературы не печатал. Думаю, что не будет печатать и впредь.

6/XII.26г.

З. Юдкевич


Статья написана 26 апреля 2020 г. 16:14

Отзыв В. Друзина

Сергей Беляев. Радио-мозг. Роман.

По замыслу — роман авантюрный, с привнесением научной фантастики под Уэллса.

Но — одно дело замысел, другое дело выполнение его. С первой же страницы этого романа веет невероятной художественной беспомощностью: автор не в силах дать живых людей; у него получились марионетки, механически двигающиеся согласно требованиям сюжетостроения.

Хотя в авантюрной литературе весьма часто приходится прибегать к героям-схемам, маскам — но обычно этот приём употребляется при общей художественной установке вещи (если это не бульварно-авантюрное произведение).

У Беляева же сплошь такие "перлы" стиля:

цитата
Деревья стоят, как невесты, ожидающие своих возлюбленных, овеянные думой о предстоящей радости сближения. Цепкими корнями впиявились деревья во влажную сыть отдохнувшей земли... И слышит Мишутка, как живёт земля и звучит далёкое распростёртое пышное небо...
(стр. 30).

Прибавив сюда примитивность характеристик героев — мы имеем представление об общем фоне романа "Радио-мозг".

Фабула такова:

Двое франц. учёных, ненавидящих СССР — задумали уничтожить сию зловредную страну, дабы путём уничтожения достигнуть неограниченной власти и во всём прочем мире. Средство у них одно: путём открытия особых лучей, излучаемых человеч. мозгом, — они добиваются чтения и передачи мыслей на расстоянии. Отсюда — их страшное могущество. Массовое внушение, массовая психопатия.

Впрочем довести до конца этот план злодеям (ибо они 100%ые злодеи) конечно не удаётся. Вмешиваются в дело советские изобретатели, параллельно открывшие те же лучи, и тем самым вставшие на дороге франц. учёным — и при помощи рабочего-самородка, гениального, насквозь классово-сознательного Мишутки Зубова — загоняют этих приспешников буржуазии, что называется, в бутылку. Конец самый что ни на есть благополучный: злодеи гибнут, Мишутка женится, один изобретатель ступает в партию, другому сов. власть выдаёт патент, и он организовывает в массовом масштабе производство его "экранов для улавливания мыслей".

Одним словом — весь роман проникнут тенденциозностью, — показ героев и событий — неприкрыто лубочный. По стилю — безвкусица. К печатанью роман не годится.

В. Друзин

«Радио-мозг»
Сергей Беляев
Радио-мозг
Издательство: М.: Молодая гвардия, 1928 год, 5000 экз.
мягкая обложка, 184 стр.

Аннотация: Эта история началась с того, что из рентгеновского кабинета Центральной городской больницы было похищено два амперметра. Точно такая же кража, таких же амперметров была произведена из лаборатории отдела точной механики завода "Красный химик". Спустя некоторое время они самым странным образом возвратились на место, но поменялись местами. В это же время из мертвецкой городской больницы исчезает труп старика, который спустя некоторое время в живом состоянии и голом виде появляется рядом с домом бывшего работника упомянутого завода. Лавина странных событий нарастает…

цитата
Деревья стоят как невесты, ожидающие своих возлюбленных, овеянных думой о предстоящей радости сближения. Цепкими корнями вцепились деревья во влажную сыть отдохнувшей земли, жадно пьют и тянут густые весенние соки, гонят их по сосудистым пучкам стволов и ветвей к набухающим жирным почкам. Но земля жива для Мишутки.

Она кажется ему матерью, к сосцам которой припали наголодавшиеся и вкусно чавкающие детеныши. И слышит Мишутка, как живет земля, и звучит далекое распростертое пышное небо.


Статья написана 25 апреля 2020 г. 17:24

Samuel Hopkins Alams. Revelry. London

Действие происходит в Америке. Время — ближайшее будущее. В центре — Президент Соед. Штатов, которого окружает шайка его "друзей" по управлению. Эта компания жуликов опутывает его своими делишками и губит его честное имя — он кончает самоубийством. В романе фигурирует ещё некая дама, которую любит Президент.

Самое интересное для нас в этом романе — сатирическая картина нравов членов правительства, очень яркая. Но в целом роман наивный и особого значения для нас не имеет. Наивна фигура "честного" Президента, погибающего жертвой своей непоколебимой веры в друзей, наивно "героическое" изображение его борьбы и гибели. Некоторая политическая злободневность в романе есть, но переводить его считаю излишним.

Б. Эйхенбаум

6/VI.1927

Адамс С. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 1: Аарне — Гаврилов. — 1962. — Стб. 81—82.


Статья написана 23 апреля 2020 г. 19:53

"Взгляд, брошенный в глубину веков"

Роман-фантазия С. В. Иванова

Это утопический роман с очевидной традицией. Действие происходит в 25-м столетии. Последняя схватка рабов с "золотым интернационалом", кончающаяся гибелью последнего. Причем решающая роль отведена Советской России, отделённой "голубой стеной изол-лучей" от всего мира. В Советской России — города-сады, машинный труд, люди работают только 5 дней в году и т.д.

Несколько отстало для 25-го столетия театральное искусство, ибо на сценах всё ещё ставятся только инсценировки. Вследствие всех литературных реминесценций роман лишён всякого обаяния неожиданности, а слабо развитая интрига делает его тягучим и скучным. Описания будущего сделаны не с точки зрения пафоса машин, а скорее с эстетической точки зрения. Язык вял и порою чуть безграмотен. Утопических романов сравнительно не много, но "Взгляд, брошенный в глубину веков" слишком перепев старого для того, чтобы заинтересовать читателя.

Б. Папаригопуло

[1924]





  Подписка

Количество подписчиков: 105

⇑ Наверх