Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «240580» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 ноября 2020 г. 23:06

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – фигура в истории мировой философии знаковая. Наследие Гегеля – вершина развития Немецкой классической философии и одновременно реперная точка, из которой исходят многие философские системы современности, в частности, марксизм. В этой связи показательным выглядит эпизод из жизни некоего офицера-артиллериста Эвальда Ильенкова, встретившего победный май 1945-го в Берлине. Будущий философ-марксист поклонился могиле своего выдающегося предшественника. У могильной плиты Гегеля Эвальд Васильевич, возможно, думал о противоборстве правового и левого гегельянства как о философской квинтэссенции минувшей войны…

Жизнь Философа была такой же полной загадок и темных пятен, как и его учение. Несколько биографических работ, появившихся в разное время, не обладали всеобъемлющей полнотой, не учитывали весь спектр возможных источников. Рассматриваемое издание (2012 — русский перевод), безусловно, претендует на приличную полноту в жизнеописании Гегеля. Объем книги – больше 500 страниц. Кроме того, труд обладает оригинальным и, в определенной степени, неожиданным подходом. Подходом левого автора, пишущем о (почти) левом философе.

Жак д'Онт (1920-2012) – известный французский исследователь философии Гегеля, марксовед. Во время войны – участник Движения Сопротивления. Около десяти лет был председателем Французского философского общества и до смерти – членом правления Гегелевского общества (Hegel-Vereinigung).

Этапам жизненного пути Гегеля в книге уделено не так уж много места. Начинается все нетипично, как для биографии – с похорон и речей у надгробия. А после конца следует возврат к началу: Тюбингенский штифт с его затхлой атмосферой средневековой схоластики и глухим бунтом студентов, незавидная роль слуги — домашнего учителя у богатых и влиятельных хозяев, получение отцовского наследства и вольные хлеба, разрыв с друзьями по штифту Гёльдерлином и Шеллингом, долгожданное удовлетворение амбиций. Подробно освещается малоизвестный факт из жизни Философа – трагедия незаконнорожденного сына, погибшего в далекой ост-индской Батавии… Но не известными и открытыми фактами ценна книга, а попыткой постичь побуждения и скрытые мотивы мыслителя, вникнуть в междустрочие его трудов в свете полученной исследователем архивной информации.




Статья написана 6 ноября 2020 г. 23:23

Не счесть разнообразия сконструированных фантастических миров и социальных моделей. Одними из них есть анархические построения, придуманные общества без иерархии и государства. Тут, очевидно, пальму первенства держит Урсула Ле Гуин со своей анархистской троицей. Сегодня, однако, поговорим об «анархическом» романе Адама Робертса «Соль».

Безусловно, в «Соли» ощущается многоуровневое влияние творчества Ле Гуин. Есть сюжетные, концептуальные и даже структурные параллели. Однако в данном случае мы имеем дело не с простым ремейком, а с творческой переработкой классического багажа, выстраиванием своей собственной истории, в которой автор пошел намного дальше своих предшественников.

Итак, почему соль? Соль везде – кристаллический хруст белого вещества под ногами, и смертоносный соленый Дьявольский Шепот в воздухе. Одни ее сравнивают с белой чистотой помыслов, другие ассоциируют с войной, приправой к жизни Человека…

То или иное диковинное общество, очевидно, проще изобразить в акте соприкосновения с обществом знакомым, обыденным. Да и выглядят все социальные непохожести намного рельефнее, когда два мира-антагониста сталкиваются, противостоят друг дружке. Робертс активно использует данный прием – в романе отношения между анархистами и традиционалистами не заладились еще во время полета к вожделенной цели, планете Соль.

«Соль» выделяется среди других анархистских романов (из списка априори исключаем всякие индивидуализмы и капитализмы, хоть и с приставкой анархо-) тем, что в ней представлено не просто противостояние с иерархическим обществом, имеем дело с настоящей войной. И местные анархисты – это совсем не мирные хиппи, не знающие, что противопоставить жестокому и вероломному удару. Эти люди, оказывается, умеют драться и кое-кому даже покажутся кровожадными.

После прибытия на планету, экипаж каждого корабля стал зачатком новой нации со своими устоями. Названия кораблей позже стали этнонимами. Одним из таких новых народов стали алсиане. Да, они жили без начальников и подчиненных, и этот факт так и остался непостижимым для всех иных «наций». Ни у кого здесь нет специальностей и постоянной работы, наряды на каждый день раздает компьютер. Как у настоящих анархистов, у алсиан отсутствует понятие «семья». Вообще-то паре жить можно и вместе, однако это никоим образом не исключает связей на стороне. Секс – дело обыденное, достаточно только прямо спросить у понравившегося объекта на этот счет (а зачем усложнять-то?). Роль женщины в обществе алсиан довольно высока, представлен некий вариант матриархата в зачаточном состоянии.




Статья написана 17 октября 2020 г. 11:03

Фантастика — это литература некоей альтернативы: небанального мышления, новых решений старых проблем, попытки дать оригинальные ответы на извечно волнующие человечество вопросы. Круг фантастических тем велик, но проблематика произведений фантастов сводится к двум большим блокам: естественнонаучная и человеческая парадигмы. Если с вопросами физики, биологии и химии все ясно – ими, как правило, занимаются «твердые» фантасты-естественники, то в фантастике, которая ставит социальную повестку, все далеко от формульной предопределенности. Социальному фантасту надобно знать не только матчасть в виде социологии, истории, политологии, культурологи и других гуманитарных дисциплин, но еще и достоверно экстраполировать все это в будущее, построить правдоподобную социальную модель.

Поскольку организованный социум невозможен без экономики, политики и т.п. аспектов общественной жизни, данные вопросы, так или иначе, представлены в социальной фантастике. Если делить социальную фантастику по сути мировоззренческого или политического идеала, который лежит в ее основе, мы получим религиозные, традиционно-консервативные, либеральные и коммунистические подвиды. Первые два апеллируют к наследию прошлого (так, большая часть всей литературы фэнтези прославляет идеализированный феодализм средневекового мира), третий утверждает немного «приукрашенный» вариант настоящего. И если знакомые средневековые, глобально-либеральные или постапокалиптические (подсознательная боязнь деградации к каменному веку?) реалии переносятся в будущее, видимое на страницах книг – это звенья одной социально-пессимистической цепи, то описание коммунистического строя, аналогов которому не было еще сотворено в реальной истории человечества – что-то принципиально отличающееся от всего вышеуказанного. Собственно, сама аутентичная теория Маркса, если говорить иносказательно, является настоящей политической футурологией, поэтому она, наверное, так удачно вписывается как в утопические построения, так и в социальную фантастику в целом.




Статья написана 16 октября 2020 г. 19:28

К счастью, мой сон о полном пролете на конкурсе не оказался вещим. Для новичка очень даже неплохой результат:

цитата Нил Аду
В номинации "Статья"

I место:

Александр Москвин (г. Москва). Статья «Тёмные силы в шаговой доступности» (О прозе Дарьи Бобылёвой).

II место:

Артём Гуларян (г. Орёл). Статья «Из чего строятся миры» (Краткое пособие для начинающих демиургов).

III место:

Николай Гриценко (Украина, Полтавская обл., г. Зеньков). Статья «О цикле Олеся Бердника «Камертон Дажбога»»

Очень удивило распределение мест: те статьи, которые в моем понимании претендовали на I и II места, вообще не попали в тройку лидеров. Особенно жаль, что в тройку не попала "Эра Эроса" — очень информативная и легко читаемая статья.

Оценки жюри были строгими, но справедливыми. Касательно моей статьи — согласен с большинством замечаний; свои косяки знаю и работать еще есть над чем. Хотя два члена жюри были не совсем корректны — в одном случае был немотивированный "наезд" без конкретики, во втором, скажем так, преувеличение реальных шероховатостей.

Поздравляю всех победителей, благодарен за этот чудесный конкурс организаторам и жюри!


Статья написана 8 октября 2020 г. 19:07

Уважаемые лаборанты!

Концепция рубрики изменена. Если раньше здесь публиковались преимущественно тексты о космосе и современных технических новинках, то теперь у каждого посетителя сайта есть возможность размещать контент о новостях, а также малоизвестных широкой аудитории фактах изо всего спектра научных дисциплин. Актуальные статьи, рецензии на научно-популярные книги, сообщения об интересных событиях мира науки – всему этому найдется место в нашей рубрике. Особо будем рады материалам, посвященным взаимосвязям Sci-Fi, научной картины мира и развитию техносферы.

Гуманитарии и естественники, рубрика «Наука и техологии» ждет вашего контента!





  Подписка

Количество подписчиков: 38

⇑ Наверх