Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pouce» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 октября 2016 г. 17:54

      

   Джинн Калогридис "Беглец"

Детективный триллер. Новеллизация одноимённого фильма 1993 года с Харрисоном Фордом в главной роли. Обычно я новеллизаций не читаю, но роман оказался в одной книге с "Трюкачом" Пола Бродера. Фильм я, правда, то ли не видел вовсе, то ли смотрел очень давно, так что сравнивать не пришлось. Главного героя хирурга Ричарда Кимбла обвиняют в убийстве жены и, на основании исключительно косвенных доказательств, приговаривают к смертной казни. Ричард утверждает, что застал дома настоящего убийцу, и даже оторвал у него протез руки, но ему никто не верит. Во время перевозки один из заключённых нападает на охранника тюремного автобуса и Ричард совершает побег. По его следу идёт суровый и неумолимый детектив Сэмюэл Джерард. Удастся ли Ричарду доказать свою невиновность и найти убийцу, или Джерард поймает его до того?..

Можно рекомендовать любителям триллеров, но, скорее всего, лучше посмотреть фильм.

      

   Пол Бродер "Трюкач"

На это раз не новеллизация, а первоисточник, по которому снят одноимённый фильм с Питером О’Тулом в одной из главных ролей. О фильме я уже в своё время писал. Следует заметить, что режиссёр Ричард Раша заметно переработал первоисточник, хотя основная сюжетная канва сохранилась. Главный герой Роберт Кэмерон, дезертирует из армии накануне вьетнамской войны. Его разыскивает полиция, но режиссёр Готтшалк, снимающий фильм на побережье, укрывает Кэмерона, поставив тому условие, что он должен заменить погибшего каскадёра. Кэмерон соглашается, но вскоре понимает, что режиссёр играет с ним в какую-то жестокую игру, заставляя балансировать на грани жизни и смерти...

Поскольку фильм я смотрел, уместно будет сравнить. Фильм хорош, но в нём я не почувствовал в такой степени того мистического оттенка, который есть в романе и подчёркивается говорящими фамилиями. К сожалению перевод, как и многие другие переводы начала 1990-х оставляет желать много лучшего, так что, подозреваю, заметная часть авторских задумок могла остаться незамеченной. В общем, книгу стоит почитать, как дополнение к фильму (или фильм посмотреть, как дополнение к книге), чтобы получить более объёмное представление об этом весьма своеобразном произведении.

Рекомендую любителям триллеров и тем, кому нравится одноимённый фильм.

      

   Йен Макдональд "Бразилья"

Я бы включил этот роман в условный цикл однотипных романов, куда кроме "Бразильи" входят "Река Богов" и "Дом дервиша"последнем я писал ранее). Однотипность заключается в том, что Макдональд берёт какую-нибудь экзотическую страну (в "Реке Богов" — Индию, в "Доме дервиша" — Турцию) и какую-нибудь популярную НФ-идею (в "Реке Богов" — искусственный интеллект, в "Доме дервиша" — нанотехнологии) смешивает и получает "НФ в экзотической упаковке". В "Бразильи" действие происходит, как можно догадаться, в Бразилии, причём параллельно развиваются три сюжетные линии, действие которых происходит в разных временах, соответственно, в 2006, 2032 и 1732 годах. А название Бразилья вместо Бразилия (в оригинале Brasyl вместо Brasil) намекает на то, что показанная в романе Бразилья не совсем наша Бразилия, хотя до конца не вполне понятно так ли это (не понятно мне, возможно, любители футбола сразу почуют, что что-то здесь не так). Соответственно основными НФ-допущениями являются идея многомирья в сочетании с квантовыми компьютерами и другими квантовыми же штучками. Главных героев тоже три. Продюсер шоу на одном из телеканалов, как и положено, беспринципная карьеристка, стерва, страдающая от связанных с постоянными крысиными бегами психологических проблем (2006 г.). Молодой человек, выходец из фавел, который пытается стать специалистом по выявлению и продвижению талантов (2032 г.). И наконец, священник-иезуит ирландского происхождения, направленный орденом в Бразилию, чтобы разобраться с другим священником, который вышел из-под контроля церкви и, организовывает в верховьях Амазонки нечто вроде собственного теократического государства (1732 г.). Со всеми ими начинают происходить странные события, причём какое-то более-менее естественнонаучное объяснение им может получить только персонаж из 2032 года. События эти принимают всё более напряжённый характер, и героям приходится постараться, чтобы разобраться в происходящем, или хотя бы просто остаться в живых...

Читается неплохо, но Бразилия, по сравнению с Индией и даже Турцией, недостаточно экзотическая страна, так что экзотичность её выглядит несколько неубедительно, а употребление автором местных португальских слов вместо общепринятых часто смотрится неестественно и даже слегка раздражает. Плюс попытки автора изложить сложные физические понятия на доступном широкой публике уровне меня обычно только запутывает (это относится отнюдь не только к Макдональду). Впрочем, возможно, эту претензию следует адресовать не автору, а переводчику. Перевод местами, похоже, грешит, да. Кроме того автор несколько чрезмерно, на мой взгляд, педалирует тему гомо- и бисексуальности, но это текущая политика партии, так что...

В целом же получился вполне достойный НФ-роман, который можно рекомендовать любителям соответствующего направления, особенно почитателям Йена Макдональда.

      

   Хосе Карлос Сомоса "Зигзаг"

Решил поближе познакомиться с испанской фантастикой, о которой у нас мало кто что-либо знает. Роман Хосе Карлоса Сомосы "Зигзаг" пример того, что в Испании фантастика есть. И не просто фантастика, а научная, правда, в данном случае, не жёсткая, а, скорее, НФ-триллер. Главная героиня, молодая женщина, заканчивающая университет, посещает особый курс лекций мирового светила в области теории струн. Через некоторое время светило приглашает её для участия в сверхсекретном эксперименте, который проводится на островке, затерянном где-то в Индийском океане. Эксперимент идёт успешно, но одновременно нарастает число странных событий, а заканчивается всё двумя убийствами, совершёнными непонятно кем, с особо патологической жестокостью. Эксперимент сворачивают, учёных эвакуируют, но по прошествии нескольких лет кто-то начинает убивать их одного за другим, так же жестоко, как и на острове. Удастся ли учёным, вопреки запретам спецслужбы собравшимся вместе, раскрыть тайну этих убийств, или их всех ждёт кошмарная гибель?

Сначала произведение читается как чистая НФ, потом начинает казаться, что это мистика, но в конечном итоге НФ торжествует, правда в гуманитарной форме. Нагнетает автор не слишком умело, в основном за счёт несколько устаревших ныне способов, типа фраз вроде "она ещё не знала, что это последний раз, когда она...". Интересно фантдопущение насчёт времЕнных свойств квантовых струн (см. теорию струн). Не уверен, что его суть не пострадала при переводе, но основное послание, насчёт ответственности учёных за последствия своих открытий автор донёс. Ну и непривычный для читателя в основном русско- и англоязычной фантастики испанский колорит, как и вообще особенности испанской жизни мне были интересны.

Рекомендую любителям необычной НФ.


Статья написана 25 сентября 2016 г. 10:59
______________________________________________________ _________________

ИHФОРМАЦИОHHЫЙ ЛИСТОК УКРАИHСКОЙ ФАHТАСТИКИ N 4/2016 (382)
______________________________________________________ _________________

O L D N E W S

От 24 сентября 2016 г.
(с) ТМ "Второй блин" (г. Харьков).

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ:

Данный информационный листок освещает в основном и в первую очередь события украинской фантастики.
Разумеется, наиболее интересные события в мире фантастики в рамках СHГ также будут находить свое отражение в "OldNews". Мы освещаем только русско- и украиноязычную фантастику. О фантастике "дальнего зарубежья" пишут достаточно и без нас.
Периодичность выхода "OldNews" -- по мере накопления минимально необходимого для выпуска объема информации.

Дмитрий Громов, Олег Ладыженский, сентябрь 2016 г.


В HОМЕРЕ:
_________

* Фестиваль фантастики и вымышленных миров "ЛиТерра-2016" (Киев).
** Лауреаты премии "Филигрань".
*** Из-под пера. Контракты. Готовится к изданию.
**** Новые номера журналов и альманахов.

Новости украинской и российской фантастики OldNews N 4/2016 (382) от 24 сентября 2016 г.



Тэги: OldNews
Статья написана 23 сентября 2016 г. 12:55


      https://fantlab.ru/images/editions/small/..." border="1">   Брендон Сандерсон https://fantlab.ru/work425830">"Стальное Сердце"


Первая книга https://fantlab.ru/work481431">цикла "Мстители". В небе над Землёй появляется видимое даже при свете дня небесное тело — Напасть — и у некоторых людей, которых назвали эпиками, начинают появляться сверхспособности. Причём эти сверхспособности, как правило, сочетаются с неуёмной жаждой власти, жестокостью и презрением к обычным людям на уровне "люди — мусор". Главный герой, девятнадцатилетний Дэвид, живёт в бывшем Чикаго, который теперь называется Ньюкаго, и вырезан в толще стали (правящий в Ньюкаго Высший Эпик Стальное Сердце обладает сверхспособностью превращать всё в сталь, и продемонстрировал её на старом городе и водах озера Мичиган). Стальное Сердце десять лет назад убил отца Дэвида и теперь парень жаждет мести и все свои силы посвящает изучению эпиков, выискивая их слабые места. Эта жажда мести приводит Дэвида в ряды Мстителей, тайной организации, уничтожающей эпиков по всей стране...


Произведение явно рассчитано на подростков и young adult-ов: непрерывное действие, короткие предложения, простой язык, большие проблемы с физическим правдоподобием и т.д. У меня даже поначалу было ощущение, что я читаю комикс. Это неудивительно, поскольку роман явно легко комиксизуем и экранизуем. Сам я явно не отношусь к целевой аудитории, но для неё роман должно быть хорош. Сюжет, во всяком случае, держал в напряжении даже меня.


Рекомендую относящимся к целевой аудитории любителям остросюжетных фантастических произведений.


      https://fantlab.ru/images/editions/small/..." border="1">   Брендон Сандерсон https://fantlab.ru/work481436">"Огненный мститель"


Вторая книга https://fantlab.ru/work481431">цикла "Мстители". Главный герой, Дэвид, в составе группы Мстителей отправляется из бывшего Чикаго в бывший Нью-Йорк, а ныне Новилон, чтобы разобраться с правящей там Регалией, Высшим Эпиком, управляющим водой. Сюжет так же динамичен, как и в первой книге, но взаимосвязи между персонажами стали более сложными и запутанными. Целевая аудитория и прочие характеристики второй книги цикла те же, что и у первой.


Рекомендации те же, что и в предыдущем случае.


Статья написана 23 сентября 2016 г. 12:50


      http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." height="96" alt="Lzy diabla" title="Lzy diabla" border="1">   Магдалена Козак (Magdalena Kozak) https://fantlab.ru/work812672">"Слёзы дьявола (Łzy diabła)"


Формально военная фантастика, но если убрать пару многообещающих, но не развитых и не влияющих принципиально на сюжет, фантастических допущений, останется военно-приключенческий роман из афганской жизни. Обитатели далёкой планеты Джахан (Dżahan) находящейся на позднефеодальной, а местами родоплеменной стадии развития вступают в контакт с землянами, открывшими способ перемещения между звёздами. Земляне поставляют джаханцам технику и более-менее современные технологии в обмен на чарс — растение, из которого на Земле получают наркотик Слёзы Дьявола, обязательный для приёма всеми обитателями Земли. Одним из основных производителей чарса является королевство Фария, но поставки затруднены тем, что дорога к базе землян пролегает через горы, контролируемые горскими племенами — формально вассалами фарианского короля, а реально независимыми и не питающими к Фарии особой любви. Наследник трона королевич Иззаат получает от отца задание — обеспечить контроль над транспортным коридором. Под командой королевича хорошо обученная армия, оснащённая самым современным на Джахане земным вооружением. Ему помогают земные специалисты. Его поддерживают двоюродные братья, с которыми он вместе вырос, и опытные командиры, поставленные отцом. Но взять крепости горцев фарианам ещё никогда не удавалось... Параллельно разворачивается история Знайды (Znajda — Найдёныш), человека не помнящего кто он и откуда, простого пастуха, который по невероятному стечению обстоятельств становится легендарным повстанцем Мстителем с Полей, доставляющим множество проблем королевским войскам. И пути двух главных героев неминуемо должны сойтись...


Герои Магдалены Козак отличаются достаточно редкими в эпоху всё более распространяющегося морального релятивизма чертами. Честь, воинское братство, стойкость и мужество, настоящая любовь — обо всём этом автор пишет прямо и серьёзно, без хихиканья и маскировки показным цинизмом и разочарованностью в жизни. Здесь это не просто красивые слова. Впрочем, действие происходит на другой планете... Планета, конечно, другая, но, как я уже писал, Козак явно по полной использует свой собственный жизненный опыт, в частности полугодовой командировки в Афганистан в составе польского воинского контингента. И вообще, военная тема автору близка. Она служила в Афганистане врачом, была ранена во время ракетного обстрела, и в том же году получила воинское звание подпоручика.


Рекомендую любителям героических приключенческих романов.


P.S. В этом году "Слёзы дьявола" были номинированы на две самые престижные польские фантастические премии: имени Януша А. Зайделя и имени Ежи Жулавского.


      http://ic.pics.livejournal.com/pouce/3822..." height="96" alt="Zajdel2016" title="Zajdel2016" border="1">   Сборник http://zajdel.art.pl/2016/08/opowiadania-...">"Рассказы, номинированные на премию им. Зайделя (Opowiadania nominowane do Zajdla)"


В сборник вошли пять рассказов, номинированных на самую престижную в Польше фантастическую премию им. Януша А. Зайделя.


https://fantlab.ru/work812649">Дорота Дзедзич-Хойнацкая "Nihil fit sine causa" (Dorota Dziedzic-Chojnacka "Nihil fit sine causa"). В переводе с латыни заглавие означает "ничего не происходит без причины". Ужастик. На дне заброшенного карьера, превратившегося в озерцо, постепенно растёт, развивается, познаёт себя и людей внеземная форма жизни. Лишь один человек, неудачник и подкаблучник, знает что она там. Какие формы примет контакт рациональной и чуждой инопланетной сущности с человечеством? Автор умело нагнетает, читается неплохо, но ничего неожиданного.


https://fantlab.ru/work812655">Магдалена Куценты (Magdalena Kucenty) "Козерог и Дракон (Koziorożec i Smok)" Главный герой, парень по имени Козерог, плод генной инженерии, обладает необычной способностью вычислять ход и итоги будущих событий. Этим его даром пользуется местный аристократ "чистый" Логан, чтобы выигрывать, делая ставки на боях без правил. Однако во время одного из посещений "Драконьей Ямы", где проходят такие бои, Логан внезапно выставляет Козерога как своего бойца против местного непобедимого чемпиона, тоже генномодифицированного Дракона. Причём утверждает, что парень не просто продержится несколько минут, но выиграет у чемпиона бой. Козерог уверен, что не сможет этого сделать, но предложение Логана не из тех, от которых можно отказаться. Сможет ли непревзойдённый ум взять верх над непобедимой силой и ловкостью? Хорошо написанный рассказ в тщательно продуманном антураже.


https://fantlab.ru/work812663">Мартин Пшибылек (Marcin Przybyłek) "Симон (Simon)". Рассказ из стимпанковской антлогиии "Wolsung". Гномы, полурослики, эльфы, големы и всё это в техномагическом стимпанковом антураже. Главный герой, Симон, калека, но очень талантливый механик работает на заводе и безнадёжно влюблён в местную красавицу и тоже калеку Джессику. И вот однажды Джессика получает от начальства задание, которое явно выходит за пределы её квалификации... Добротно написанный рассказ с неожиданным поворотом событий и непонятным концом. Насколько он вписывается в сеттинг мира судить не могу.


https://fantlab.ru/work812668">Пшемыслав Занько (Przemysław Zańko) "Паучиха (Pajęczarka)". Альтернативная история, стимпанк. Главная героиня, Мария, польская беженка в Англии, работает на фабрике, носит корректирующий корсет, который должен привести её нрав в соответствие со строгими требованиями благонравия, и надеется получить работу в местной сверхкорпорации, ИТ-монстре викторианских времён. Однако, после экзамена её определяют не на вожделенный пятый этаж башни Фонаря, а в телеграфистки. Героиня тяжело переживает крушение надежд, но внезапно начинает получать непонятные телеграммы без обратного адреса, подписанные загадочной Паучихой... Написано хорошо, но конец вяловат. Кроме того, непонятно, зачем автор сделал главную героиню лесбиянкой.


https://fantlab.ru/work495343">Роберт М. Вегнер (Robert M. Wegner) "Молчание овцы (Milczenie owcy)". Об этом рассказе https://fantlab.ru/blogarticle41232">я уже писал раньше.


Все рассказы хороши, или, по крайней мере, неплохи. Рекомендую любителям короткой формы, читающим на польском. Премию им. Януша А. Зайделя получил рассказ Вегнера "Молчание овцы". С моей точки зрения, рассказ хорош, но не лучший у автора, зато теперь у Вегнера два дубля — премии им. Зайделя за рассказ и роман одновременно. Интересно, сможет ли кто-нибудь его переплюнуть в обозримой перспективе?


Статья написана 3 сентября 2016 г. 16:44


      https://fantlab.ru/images/editions/small/..." border="1">   Владимир Зисман https://fantlab.ru/work805131">"Путеводитель по оркестру и его задворкам"


Содержание книги полностью соответствует названию. Только путеводитель этот читается не как сухая энциклопедия, а как юмористическое произведение — автор обильно перемежает рассуждения о музыкантах и их инструментах шутками и байками. При этом структура оркестра и особенности инструментов как-то сами собой остаются в памяти.


Рекомендую интересующимся жизнью музыкантов-"классиков" и вообще любителям приятного юмористического чтения.


      https://fantlab.ru/images/editions/small/..." border="1">   Ким Ньюман https://fantlab.ru/work450657">"Собака д'Эрбервиллей"


Учитывая, что "Собака д'Эрбервиллей" входит в межавторский цикл https://fantlab.ru/work36213">"Шерлок Холмс. Свободные продолжения", брался за книгу с опасением — слишком уж популярно в последнее время стало извращать образы Холмса и Ватсона в меру распущенности авторов. Однако Ньюман не покушается на упомянутые светлые образы. Главные герои романа (состоящего из семи рассказов, часть из которых публиковалась отдельно) — антагонисты Холмса и Ватсона — профессор Мориарти и полковник Моран, а сам великий детектив и его верный помощник лишь упоминаются рассказчиком, собственно полковником Мораном. Не трогая Холмса и Ватсона, Ньюман, однако, весьма активно использовал как цикл Конан Дойля, так и множество других детективных и приключенческих произведений конца XIX — начала XX веков, наполнив роман упоминаниями их героев и ссылками на труды, якобы принадлежащие перу этих персонажей. Вообще автор знатно порезвился в постъмодєрністском стиле — сам роман это якобы долгое время пролежавшая в банке рукопись полковника Морана, снабжённая комментариями и ссылками на публикации, например, того же Ватсона. Пародийный элемент тоже сразу бросается в глаза, хотя бы в названии самой книги и входящих в неё рассказов: "Опус в пунцовых тонах", "Погром в Белгравии", "Союз красных" и пр. В результате получилась весьма остроумная и атмосферная вещь. Требующая, правда, от читателя некоторой эрудиции.


Рекомендую любителям литературных игр и викторианского детектива.


      https://fantlab.ru/images/editions/small/..." border="1">   Бернар Вербер https://fantlab.ru/work24644">"Муравьи"


Первая книга https://fantlab.ru/work24643">одноимённого цикла. Судя по всему, автор тщательно изучал жизнь муравьёв и решил воплотить свои познания в книге. В романе две сюжетные линии. В первой действующие лица — несколько муравьёв, расследующих загадочные происшествия, случившиеся неподалёку от родного муравейника и в нём самом. Во второй — семейство, получившее в наследство старинный дом и пытающееся разгадать тайну зловещего подвала, вырытого под этим домом. Причём автор настолько проникся величием древней миллионолетней цивилизации муравьёв, что муравьиная линия выглядит гораздо достоверней и интересней, чем человеческая, которая кажется неестественной и малоправдоподобной, особенно в конце. Впрочем, муравьиная часть романа заметно объёмней, а заметная часть человеческой посвящена муравьям. Вообще, местами, особенно поначалу, роман напоминает скорее научно-популярную книгу вроде "Пароля скрещенных антенн", а не художественное произведение. Это может отпугнуть читателей, у которых не было юннатского детства или любимых книг типа "Необыкновенных приключений Карика и Вали". Им, однако, следует знать, что по мере чтения в книге возникает всё больше элементов детектива, триллера, ужастика и даже криптоистории.


К сожалению, переводчик не обладает энтомологической эрудицией автора, и в некоторых местах встречаются явные ляпы. Тем не менее, книга мне понравилась и я намерен поискать две следующие книги цикла.


Рекомендую любителям своеобразной фантастики с энтомологическим уклоном.





  Подписка

Количество подписчиков: 88

⇑ Наверх