Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 апреля 2021 г. 08:52

Завершение чуточку хаотичной трилогии, когда закрываются гештальты персонажей первых книг и читательский азарт сменяется светлой ностальгией...

Первый роман — эпическая претензия на конец света, которая закончилась спасением души.

Вторая книга — возведение законного наследника на царский трон, да такое, чтобы молодой человек побыстрее покинул его.

В третьей — история среднего уровня, из жизни как раз тех аристократов, мимо которых персонажи проскальзывали раньше, когда бежали из князи в грязи и обратно. Вернее несколько историй, которые, как всегда у Суэнвика, сплетаются в замысловатый узор, самого барочного и чуточку порочного свойства.

.

Становится ясно, чем занимается царская семья — кроме хитроумных интриг, связанных с периодическим занятием трона. Кстати, упоминается "Её отсутствующее величество" — дочь Вилла побывала на обсидиановом престоле, и показала такой класс, что мало не показалось никому.

Спасение мира от очередных катастроф — вот их задача. Стиль оказания помощи при этом, естественно, не супергеройский, и даже не попаданческий, а чисто плутовской, когда спасать отправляют других людей, вдохновив их на подвиг, но заключив парочку сделок. Не совсем уж грабительских. Но и благотворительностью там не пахнет.

Династия Насреддинов-Уленшпигелей, которая иногда занимает престол — она может позволить себе самые странные шуточки на свете. При том спасают они мир — без армии драконов и оравы чиновников. Если эти чиновники будут работать плохо (аристократия по большей части себе на уме), то толку от усилия не будет и спасти мир не получится, а если всё будет исполняться по воле волшебной палочки (или Обсидианового трона), то внутренние проблемы царя будут спроецированы на устройство мира, и ничем хорошим это не закончится.

Из этого простого фокуса — вырастает вся онтологическая линия романа. Пирамида могущества субъектов: как сделать так, чтобы при всем божественной мощи великих — на долю малых мира сего оставалось немного свободы воли? В том и заключается фокус, что обретя некий набор знаний и сумму навыков — можно обходиться и без чиновников, без менеджеров и даже без лакеев, подающих овсянку на завтрак. Удобствами можно пренебречь, а знания и хитрости позволят прийти в нужное место, и нажать кнопку ровно тогда когда надо. Или подарить ключ. Или протрубить в рог. Или дать презерватив. Это действие будет главным. А как его обставят и переживут обычные существа — уже их дело. Их свобода.

Помощнику Богини, Болдину, иногда может потребоваться и воплощение в чьем-то теле, но краткое. Только выдать призракам по паре медяшек.

При чем тут героиня?

Она — посередине. Между полубожественными царями и случайными попутчиками в автобусе. Цари да, тоже едут в этом автобусе, но своей судьбой и судьбами других — они управляют малость искуснее, чем вот та толстая тетка, которая читает затертый томик "Анжелики" и кушает батончик новой марки эльфийского шоколада. Вот бывшей летчице, которая сама убила своего дракона (закрытый гештальт), простилась с умирающим отцом (закрытый гештальт), и научилась бороться с собственными чувствами (еще один гештальт) — надо будет как-то унаследовать имущество, принять титул и поселиться в родовом поместье (да, гештальт).

Пока же за ней гонится половина государственного аппарата, есть глобальный заговор, а истина где-то там...

И так должно быть. Аристократка (пусть наполовину смертная), она ведь из служивого сословия чудес. Им надо оплачивать буквально своей кровью новые пророчества, сохранение старых договоров и завершение тысячелетних историй. Кто-то наделенный милостью судьбы, наслаждавшийся жизнью — должен шагнуть вперед и положить голову на плаху. Или хотя бы ответить за шашни с чужой женой. Или сплясать под дудочку деревенского идиота. Но это должна быть жертва. Полнокровная и настоящая. Цари вечно живы и порой слишком хитры. Пророков тут нет. Потому неприкосновенным аристократам приходиться играть роль разменных монет.

Правда, она женщина. И как в истории с чудо-женщиной, жертвовать собой придется другим. Но не столько по хитрости или веленью судьбы, сколько по долгу крови.

Что не сработало в героине — это потенциал её шизоидной половинки, то есть попаданки из нашего мира, которая делит с аристократкой одно тело на двоих. До сих пор не пойму, зачем они ограничились созданием только одной танковой дивизии в которую набрали хайнтов, обещав им настоящую судьбу и отблески Луны в самых крепкий коктейлях?

.

Еще одним служебным существом оказывается Эсме — та самая маленькая девочка, которая продала Владыке времени часть своей души, в обмен на удачу и способность запоминать что-то полезное. Она вечно притягивается к людям, рядом с которыми колеблются чаши судьбы. И определяются жизни многих иных людей. Становится ясно, что Нат, отец Вилла, вовсе не случайно отправил её передавать письмо в финале "Драконов Вавилона". Но захочет ли она выкупать свою душу обратно?

.

Плутовство дано в тексте весьма густо, насыпано с горкой. Порой кажется, что автор пережимает с ним. Хотя речь именно об аристократах, им — положено хитрить особенно сильно. Там где раньше неожиданность обеспечивалась устройством фэнтезийно-мифологической вселенной, и можно было предчувствовать сюжетные повороты, опираясь на некое обобщенное знание мифического, на сумму уже прочтенных сказок и легенд, или выучить очередную легенду — теперь чуть больше интриги и детективных загадок. Надо скорее следить за персонажами, за их руками и приложенными текстами договоров, чем за онтологическими структурами и отсылками к Проппу:)

Сказка приближается к реальности все теми же проверенными методами — это показательная жестокость, сдобренная эротизмом и, естественно, в ней много неожиданных сюжетных вывихов. И сказка сохраняется все теми же приемами — суммой мифического, аллегориями и гиперболами. И тысячью имен древности.

Техномагия — присутствует. Суэнвик неистощим на выдумки и его котелок вполне варит. Рожающий паровоз — и то, кто там рождается — это круто. А вот фентезикиберпанка тут нет. Автор упоминает кредитные карточки, паркоматы, ноутубуки и мобильники: альтернативная магическая вселенная местами выглядит современно, будто за окном нулевые годы. Однако ничего похожего на дух виртуальности, на новых богов (американских, понятно :) ) не проскальзывает. Можно скорее видеть новые мистические вещи, вроде браслетов с квантовой запутанностью, которые позволяют точно сказать, где владелец второго браслета.

.

Прочитал с большим удовольствием. Но чувствуется, как образы персонажей исчерпываются, а найти такой же большой объект, как Вавилон (то есть Нью-Йорк), чтобы гармонично уместить в нем сотню разных историй — у автора не получилось. Путешествие героини в Европу — эрзац возвращения к истокам. Ностальгия автора о большой стране времен своей молодости лежит в основе текста, как монолитный фундамент из бетона, замешенного на крови эльфов. Финал, увы, не столь эпичный, как в первых историях.

Третью книгу — стоит купить тем, кто купил две первые.

Четвертая книга — будет лишней.

П.С. Обложка — вот в полный размер безо всяких заголовков




Статья написана 27 марта 2021 г. 09:16

Политкорректно-безопасный Бонд в черном

Один из текстов, наследующих традиции "Магии Inc" Хайнлайна. Волшебство рационализировано, введено в рамки — как технологические, так и социальные. Есть организации, которые им занимаются уже не первый десяток и не первую сотню лет. Контролируют. Чтобы горшочек не варил — в том смысле, чтобы из параллельных вселенных не призывали слишком уж нехороших существ. Кого надо — немножечко стреляют и немножечко вешают, просто эпоха на дворе не самая суровая, потому можно пригласить к себе. Остальных — дезориентируют и разводят в тумане. Обходится без прямого стирания памяти и черных очков, действуют скорее бытовыми методами, в стиле МНВ Азимова.

"К себе" — это в спецслужбу британскую.




Статья написана 24 марта 2021 г. 13:34

Дамы и господа, сеньоры и сеньориты, товарищи — судя по первым сериям весьма годный продукт.

Присоединяйтесь :)


Тэги: кино
Статья написана 19 марта 2021 г. 21:43

Большая комната с занавешенными окнами. Приглушенные цвета, резкие лучи света от ламп и несколько сумрачная атмосфера. Полуофициальное собрание нескольких человек – всех дел не переделаешь, и даже тридцать первого приходиться собираться. Рисовка грубовата, но хорошо узнаются челка и очки тов. Суслова, крестьянское лицо тов. Громыко, калмыцкий прищур тов. Черненко и, конечно, более чем характерная внешность тов. Брежнева.

Вот, однако, решен последний на сегодня вопрос и, как никак, шестьдесят восьмой год наступает, надо отметить. Пусть не в кругу родственников, зато среди очень привычных лиц. Хочется чего-то экстравагантного. Хлебосольный хозяин знает, что обильный стол не подойдет идеологу, а лучшего в компании спеца по иностранным делам сложно удивить спокойной беседой, того и гляди, заскучает.

Потому – кино.

На стене растягивают экран, а в дальнем углу комнаты размешается ширма с проектором. Генеральному секретарю порекомендовали экзотический продукт – длинный рисованный фильм, можно начать с нескольких серий. Эпическое полотно, какие сейчас в моде – недавно вот посмотрели «Войну и мир», всем понравилось. И еще немного сказка. У проектора суетится сам режиссер, которого пригласили отчасти для приятной застольной беседы, отчасти для объяснений и головомойки, если чего не понравится. Чем-то он похож на Гайдая – но точно не Гайдай.

«Давайте посмотрим», – тов. Брежнев закуривает, и гаснет свет.

.

На экране – утро, яркое, наполненное цветами, с облаками на небосводе, которые на заслоняют солнца, но дают ощутить масштаб. Впереди – узнаваемое здание МГУ, высоченное, с рядами окошек и шпилем, уходящим ввысь. Туда торопится студент – вполне обычный лирик с бесконечными мелодиями в голову, одну из которых он как раз себе напевает. Такие ребята сейчас частенько прохаживаются по Москве.

Но вот когда зрители только рассматривают лицо персонажа и запоминают первые аккорды песенки, тот резко останавливается, понимает, что кружится голова, мигает раз, другой, и…

…вокруг вполне восточный «базар», с рядами ловок, навесами и канавой под ногами. И еще вокруг не совсем люди, да и местами не люди вообще. Язык совершенно не русский, не английский, а какая-то смесь гортанных слов и высоких нот, которая бьет по ушам. После первых секунд шока студент пытается куда-то убежать (задумался, не туда свернул, куда-то попал, надо срочно вернуться). Поворот, другой, и он на склоне холма, видит панораму с несколькими улочками и уходящими к лесу полями, понимает, что никуда не убежит.

Потому тихо говорит себе под нос «Допрыгался ты, Даня, крыша поехала». Замирает. «Надо быть спокойным и не причинять вреда»… Садится на завалинку между лавками, обхватывает себя за плечи, пытается успокоиться-проснуться-прийти в себя. Продавцы косятся. Что-то спрашивают, он не понимает. В нос бьет вонь. И тут его начинают окружать какие-то небольшие тварюки-полулюди. Свинособаки с лапами мартышек и слишком умными глазами? «Это какой-то Бо-осх», — растягивая гласные, говорит он себе под нос. Понимает, что эти вот добра ему не хотят, но если он неадекватен и начнет колотить окружающих. Испуг читается на лице, и от этих вот тварей и от того, что свихнулся на ровном месте…

Но тут выстрел, другой, крысомартышку в мясницком фартуке отбрасывает пуля — и появляется человек с ружьем. То есть с винтовкой, и это хорошая узнаваемая зрителями СВТ-40. Персонаж чем-то похож на Шукшина, но у него короткая борода.

— Ты за большевиков или за коммунистов? – вполне серьезно спрашивает он у студента.

— Я за интернационал, — тот спинным мозгом вспоминает цитату из «Чапаева».




Статья написана 17 марта 2021 г. 21:21

Аниме может почти всё :)

/ найден на ру_клюква


Тэги: кино



  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх