Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 февраля 2021 г. 14:34

                                                    

.                                                                         Сингулярность в темпе presto

.

«Аччелерандо» – тот случай, когда чрезвычайно оптимистический, в смысле скорости прогресса, прогноз уже успел приобрести оттенок ретрофутуризма. Роман писался пять лет и был закончен в 2004-м, в годы подъема глобализации, тотального увлечения стартапами и романтических мечтаний о свободе торговли. Немного странно читать описания второго или третьего десятилетий нынешнего века, когда в романе уже должны появиться кошки с частично электронными мозгами, а человеческие разумы уже не могут полноценно мыслить без прямой поддержки компьютеров. Знал бы автор, какими глупостями мы тут сейчас заняты и будем заниматься ближайшие двадцать лет, какими черепашьими остаются скорости разработки проектов!

Отличие романа от других образов сверхбыстрого прогресса компьютеров — это «проекция капитализма на сингулярность». Если у Ханну Райяниеми основой сюжета была проекция культуры на будущее, и приключения в мире разумных машин разыгрывались на основе похождений Арсена Люпена, то в «Арчелландо» тон задают возможности кредита и финансовый рынок, авторские права и доступ к ресурсам. Попытка спасти экономику с помощью ускоренного производства личностей и частичного превращения их в товар – напоминает процесс массового переселения крестьян в города. В эпоху промышленной революции вчерашний селянин становился пролетарием, а в годы очередного компьютерного бума – нет времени возиться с ростом биологических мозгов, программы просто загружают в только выращенные процессоры.

.

Технологическая линия – достаточно необычная в первую декаду тысячелетия – сейчас уже стала традиционной.

Тут и субразумные существа (лангусты), которые с помощью справочных программ и когнитивных модулей могут сбегать из лабораторий и даже основывать свои космические поселения. И переработка всего планетарного вещества Солнечной системы в сферу Дайсона – которую будут населять пост-люди. И самое вольное обращение с человеческой психикой, которая все меньше отличается от программы, потому её можно выгружать, загружать, распределять по десяткам носителей, использовать в параллельном режиме и даже ударно развивать в виртуальной реальности.

Сингулярность мыслится автором как громадный скачок, который обещает великие возможности, но в итоге приводит техногенную цивилизацию к разрушению. Концентрические сферы Дайсона вокруг звезды – «матрёшечный мозг» — позволяют создавать экономику 2.0, потом 3.0, а потом происходит что-то плохое. Потому найденная в космосе система роутеров доставляет путешественников к вымершим планетным системам, где существуют разве что старые корпоративные программы и подобие оборотней-симбионтов.

.

На фоне этого скачка – и непрерывных мотивов бегства — развивается семейная драма Масхов. Стартом служит расставание хакера-мазохиста, увлекающегося социальными экспериментами, и налоговой инспеторши-садистки, которая пытается силой вернуть финансовые потоки мира в юрисдикцию США.

Тем не менее они успевают дать жизнь дочери. Та, уже с когнитивными модулями в голове и темпами усвоения информации, которые подойдут разве что вундеркиндам, бежит от материнского контроля – в космос, к Юпитеру...

Все события укладываются в три четверти столетия и к финалу, в легком противоречии с названием, ускоряется не сколько сюжет, сколько пульс человеческой цивилизации. Масхи же – всегда на периферии, в дебрях фронтира и немного социального маргинеза, им вредно соваться в центры цивилизации. Потому могут сохранить в себе человечность. Их семейная история неторопливо пробирается от события к событию – и финал, как и положено в романах с претензией на эпопею – это встреча внуков-правнуков с предками.

.

Важный момент в любом научно-фантастическом романе – насколько подробно автор описывает технологии будущего. Если они выглядят скорее интерфейсами, наборами впечатлений персонажей и перечнями тех команд, что отдают их уста – то логика сюжета становится почти сказочной. Или соответствует каким-то прославленным сюжетным оригиналам. В этом смысле «Квантовый вор» отличный пример. Если же идет детальная, жюль-верновская проработка, с буквально сотнями ссылок, которые приличны в тексте диссертации – то получается едва ли не воплощенный фатум прогресса, на фоне которого герои будущего выглядят персонажами античной трагедии. Торжествует рок техногенных закономерностей, и страшное, гнетущее моральное устаревание человека — не отменить. Лучше всего это показал Питер Уоттс в «Эхопраксии», «Революции стоп-кадров», да и в львиной доле других своих текстов.

«Аччелерандо» — выдержан в умеренных тонах «заклёпочности» и персонажи не кажутся марионетками, чьи судьбы автор предопределил ростом скорости прогресса. Ближе к современности куда больше отсылок к нынешним проектам, местами явно спекулятивным, да, но при описании «городов-кувшинок», которые парят в атмосфере Сатурна, или космического корабля, летавшего к ближайшей звезде – приходиться полагаться скорее на метафоры и читательское доверие, чем на проработку деталей.

.

Действительно серьезным футурологическим изъяном в романе выступает упорное желание автора представлять будущее компьютерных интеллектов – как образ сообщества, коллектива-среды-социума, очень большого количества существ. Но ведь если возможны почти неограниченные различия в скорости и качестве мышления, если психику можно выгружать и загружать, как программу – то что мешает пост-интернету стать средой, в которой будет обитать Единый. Моносубъект.

Автор слишком романтизирует образы свободной конкуренции – или хочет выглядеть их рыцарем-защитником – чтобы допустить господство монополии не только на рынке, но и в сознании.

.

Однако завершается роман очень правильным футурологическим пассажем. Если прогресс уходит вперед, то для личности, которую еще как-то может понимать читатель, остается одна единственная функция – быть мерилом прошлой эпохи. Старым-верным эталоном разума из палаты мер и весов. И нужны подобные эталоны разве что кошке, которая теперь стала чрезвычайно продвинутым интеллектом, но сохранила привязанность к бывшим хозяевам. Тогда между людьми-экспонатами, вполне живыми и деятельными, просто живущими теперь в своеобразных музеях, исчезают все старые противоречия. Обиды прошлых эпох больше не хочется вспоминать и снова может вернуться любовь...

Итого — роман заслуживает твердые 8, практически 9 баллов.


Статья написана 24 января 2021 г. 22:38

"Суть линьки заключается в следующем. У птицы есть определенный репродуктивный период (как правило, полтора года) – время, когда она несет яйца и может приносить прибыль. Когда этот период заканчивается, птицу пускают под нож. Фисинин же предложил создавать для кур стрессовые условия, которые должны были восстановить репродуктивность птицы. В курятнике отключают свет, воду и прекращают подавать корм. Курица понимает, что пришел ее смертный час! В результате стресса она сбрасывает перо и сильно теряет в весе.

Тут важно поймать момент, чтобы курица в этих условиях на самом деле не сдохла. Потом по специальной схеме птицу начинают кормить – и она потихоньку прибавляет в весе. Свет включают и снова выключают, подается вода... В результате у птицы наступает омоложение организма – и она начинает снова давать яйца. А значит, ее не нужно убивать, не нужно покупать новую. Однако не у всех производителей получается наладить подобную технологию. Как правило, потому что не так строго соблюдают порядок, описанный в документах. " /не моё/

Так и подсказывает воображение — они долетели до инкубатора, а там вот такое...


Статья написана 23 января 2021 г. 11:26

Тематика романов "школы магии" — понятна, и меняться ей особого резона нет. Но.

Первое, что приходит в голову с очередной круглой датой премьеры "Матрицы" или "Гарри Поттера" — есть часть аудитории, которая захочет прочесть тоже самое, но не в юношеско-девических декорациях, а вполне "30+", "40+" или даже, черт возьми, "50+".

И тут же "тёмная половина" подсказывает, как это можно объяснить :)

Мир, в котором магические способности прорезаются у некоторых родителей. Для женщин граница — от трёх живых детей, для мужчин — от пяти. Причем "некоторые" от слова "немногие". Но маги нужны, без волшебства ни от демонов оборониться, ни сортность стали повысить категорически не выходит.

Потому спокойно берем государство "а ля ХХ-й век" и пытаемся представить — чего там будет. И в государстве, и в школе.

Продолжение: https://www.patreon.com/posts/46561275


Статья написана 22 января 2021 г. 10:26


Тэги: кино
Статья написана 15 января 2021 г. 02:32

Гоблин и Жуков гомерически критикуют "Воспитанных волками".

Со львиной долей криков про идиотизм происходящего на экране — я вполне согласен.

Проблема в том, что

а) иногда заносит самих критиков. Некий юношеский голос (Джун) на заднем плане пытается возражать: чего вы так критикуете убогость экспедиции с двумя роботами? Её ведь собирали на разрушенной планете и делал это один человек? Юношу банально задавили авторитетом. Хотя, займи Жуков другую позицию, он мог бы яростно доказывать, что в разоренной Германии 1945 частное лицо могло построить подводную лодку только уровня начала 20-го века (и особо на ней никуда не уплыло бы), а если бы где-то свистнуло мини-подлодку, то там не было бы ни "Энигмы" нормальной, ни половины аккумуляторов, ни хорошего медицинского набора. Вообще меня удивили ссылки на легковушку, в которой обязательно должна быть аптечка (вот прям в каждой) и на спасательные шлюпки, в которых должны быть припасы (хотя в военное время моряки тырят с шлюпок припасы, чтобы продавать или самим есть). И совсем интересно рассуждение про то, что средства спасения должны были быть в сто раз круче, чем сегодняшние. Не отрицаю, но представьте, что десять лет назад сожгли ядерными бомбами фабрики по производству процессоров. Заодно с Тайванем, Южной Кореей и половиной США. Много у вас будет исправных компьютеров с хорошим программным обеспечением?

Повторюсь, я вполне согласен с тем, что глупостей просто космическое количество. Но если вы знаете, что частное лицо собирало эту экспедицию, то надо говорить, что некомплектность оборудования должна была подчеркиваться и какими-то следами ремонта, и отсутствием критически важных запчастей и ссылками на такое отсутствие. Или вообще не поднимать эту проблему.

б) про символизм происходящего на экране должны были говорить практически сразу, а не в последних двадцати минутах. То, что показывают именно техномистику — Жуков так уж точно понимал. Тогда часть рациональных вопросов по технике снимается. Надо сказать, какие из них должны были сниматься при каком уровне символизма. Вот в театре кабуки — не требуют реалистичности, но весьма придирчиво оценивают игру актеров. А в европейской "мольеровской" традиции уровень реализма другой.

Моя рецензия — тут https://fantlab.ru/blogarticle69039





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх