Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 августа 2015 г. 10:13

Эхо-отзыв на рецензию Зеленого медведя...

С момента выхода романа — о нем идут дискуссии. Ряду читателей он не нравится от слова совсем. Авторы, и часть читателей, настаивают, что роман хорош, у него есть своя задача, своя тема. Оптимистичное настроение первой книги — "Путь меча" — это одно, а отход от утопии в средневековых декорациях — другое.

Для меня герои, стилистика и уровень оптимизма — дело не то, чтобы вторичное, но находящееся в компетенции авторов. Захотели — сделали. Если исполнение не полный шлак — вещь имеет право на существование.

Но!




Статья написана 2 августа 2015 г. 19:46

Мораль сего фильма проста, как стенка: денег на эпическую картину о величии нации надо выделять ровно столько, сколько нужно.

И режиссера выбирать — не закостеневшего.

Можно долго искать человека, капать ему на мозги, заставлять читать историческую литературу — но все это до утверждения его кандидатуры.

После голосования и приложения печати, этот человек (скажем, Бондарчук-старший) говорит "Я хочу конницу — вот тут и вот тут. И побольше", — надо сделать.

Если компьютеры позволяют, то можно клонировать всадников или еще что. Но позор вам, если эти боевые порядки выглядят поделочно или отмывочно.

Увы, биография великого голландского адмирала де Рюйтера — значимого не только своим талантом, организаторскими способностями и личной храбростью, но теми силами, что были под его командованием — выглядит драным лоскутным одеялом.

Два главных недостатка, отягощенных пригоршней вторичных проблем:

— первый: историю двадцатилетних англо-голландских разборок втиснули в два с половиной часа. Эта проблем отчасти решается батально-исторических фильмах: для этого требуется повторить технологии старых мастеров живописи, и буквально каждый кадр превратить в собственную историю. То есть — тщательно проработать фон, второй план, чтобы зритель и при первом просмотре ощущал там какое-то дополнительное содержание, а на третьем — мог бы смотреть только на мелкие детали;. Очень хорошо из недавних фильмов это получилось в "Капитане Алатристе";. Постановка требует ярких, неординарных актеров, причем целой "труппы" — первые лица должны выделяться на фоне, а вторые запоминаться и соответствовать интерьеру. Увы, собрать полную коллекцию типажей — не получилось. Если бывший Тайвин Ланнистер — уже все-таки Карл II, не "десница короля";, а сам король, причем со своим характером, то исполнитель главной роли остался для меня загадкой. Гражданин с усами и вторым подбородком, который пытается проектировать, строить, командовать — странным образом у него что-то получается, но он явно произносит слишком много исторических фраз. Не верю :(

Когда же на горизонте мелькает Рудгер Хауэр — это тот случай, когда прошлые роли совершенно заслоняют нынешний образ, и актер просто не видит в этом проблемы. Входит в кадр и выходит из кадра...

Отдельная "проблемка" — героя пытаются показать не просто рыцарем без страха и упрёка, но свести многоплановость исторического клубка интересов — к "условно патриотическим" штампам. Что на фоне рождающегося капитализма сделать весьма и весьма непросто. Я даже не представляю как. Перед нами ведь не народный боец Уленшпигель, и не кормщик Иван Рябов из сериала "Россия молодая", а одно из первых лиц мощной буржуазной державы.

В результате — чтобы как-то нормально разобраться в вопросе, надо либо чуть больше знать о ситуации, ибо после фильма час-другой убить на википедические статьи.

— второй: увы, это действие и киноязык. Извините, но после ряда очень удачных фильмов на пиратскую тематику показана манера съемки, которая мне больше напомнила 70-80 гг. Даже китайская "Битва у Красной скалы" — демонстрирует куда больший размах, эпичность и пафосность подготовки к речному сражению.

Да, создатели смогли частично оторваться от проклятья морских батальных сцен докомпьютерной эры — когда приходилось показывать либо модельки в бассейне, либо все сводить к ближнему плану, к действию на палубе. Есть средние виды, которые даже веришь. Но — увы и ах — абсолютно запороли такой важнейший показатель сражений парусных флотов, как динамику. Ощущения хронометража битвы — не возникает совершенно. Кто, куда, за кем — почему так важно не ломать линию... Зрителю показывают схемы, как из учебника истории, только чуть более детализированные. Вместо этого на палубах обильно хлопают взрыв-пакеты, разбрасывая щепу с опилками — типа ядро попало. Даже в сериале (!) "Черные паруса" схватки парусников выглядят убедительнее.

Так нельзя.

Очень сильный прием — показать, что обыватели смотрели с дюн за битвой — их отцы, мужья и сыновья были в сражении. Но таких приёмов — мало.

Итого. Фильму "4-- -" по пятибалльной шкале. И я сильно подозреваю, что знатоки голландской истории плевались бы больше. Добротная попытка снять национальный эпик, которую погубили некоторые ограничения бюджета и косность(?).

Надо было либо снимать мини-сериал (6-8 часовых серий), либо показывать коротенький кусочек одной из войн. Скажем, подготовку и сам ночной бой на Темзе.


Статья написана 28 июля 2015 г. 10:59

"любят ли военные разнообразие?"

Очередная дискуссия на Демосфере. Среди прочего обсуждалось описание системы обороны, которую земляне построили у портала в другие миры. Там фигурировали и вертолеты, и управляемые ракеты, и пулеметы и много чего еще.

Коллега-литератор возразил мне, что если в системе обороны описаны ядерные "батоны", то вертолеты и пулеметы не нужны абсолютно.

Я ответил ему, что военные любят разнообразие, чем вызвал жаркий контрдовод, что никакого разнообразия военные не любят.

Попытки апеллировать к истории получили ответ, что истории никакой нет :) А есть лишь её толкования :)))

Но вопрос — любят ли военные разнообразие? — нуждается в пояснениях. Пусть даже это пояснения гражданского человека.




Статья написана 26 июля 2015 г. 09:34

Тинейджеры, взыскующие справедливости

Роман-приключение, описание путешествия «из варяг в греки» — построен вокруг немудрящей идеи – всем дать по рогам. И украшают текст две составляющих – это умение автора писать батальные сцены и его же умение чуть отойти в сторону от логики схватки, показать, что мир малость посложней, чем удар в голову противника.

По структуре мира.

Первый пласт, это довольно узнаваемое ранее Средневековье. Есть условные «викинги», есть некое государство, в своей роли похожее на империю Карла Великого, духовные структуры, которые можно считать похожими на католическую церковь (хотя и ограничено), имеется намек на Киев, на печенегов. И, наконец, некий Первогород, в котором легко узнать Константинополь.

Второй пласт – это легкая фэнтезийщина. Упоминаются эльфы, причем не какие-то лесные менестрели, а серьезные, технологически продвинутые существа – персонажи регулярно встречают громадные развалины, где из крошащегося бетона высовывается арматура. Естественно, дело не обходится без артефакта-вундервафли, но сюжет не сводится к работе со старинными штуковинами, а вращается вокруг современных персонажам интриг.

Третий пласт – довольно прямолинейное заимствование из популярной кинематографической культуры, причем с явным оттенком феминизма. Есть престарелая ниндзя, которая учит молодую воительницу – как сподручней викингов за бороды дергать. Имеется барышня-кузнец, разрабатывающая новые способы плавки стали. Есть осовременное мышление персонажей — как бы не старался автор показать, что дело в Средневековье происходит – крайне мало верится в эту самую средневекововсть. Даже «отец Ярви» скорее походит на иезуита.

Да, герои явно бессмертны. Когда героиню до полусмерти бьют в третий раз, а она дальше прыгает – без фатальных переломов – понимаешь, что ей открыт почти неограниченный кредит «на бессмертие». Перелом носа и порванная щека – вообще-то предел тех проблем, которые можно им доставить. Неправильно сросшаяся после перелома нога? Сепсис и заражение крови? Просто новые болячки в южном климате? Нет, не слыхали они про такое.

Герои — молодые люди, при самом начале взрослой жизни. Их бьют, к ним несправедливы, они даже не смотрят друг на друга — но автор проведет их общими дорогами.

Выпукло обозначены персонажи первого романа (а это – вторая книга в трилогии), они явно поднабрались опыта, толики цинизма, и продолжают выяснения отношений.

Если рассматривать текст, как приключенческий роман для восторженных подростков – к нему крайне мало претензий. Текст читается легко, быстро. Композиция выверена, а разноплановые концовки выстреливают в последней четверти текста, как связка фейерверков. Мораль в итоге торжествует – как и положено в нормальном воспитательном романе. Разве что любовная линия откровенно примитивна.

Но если подходить к тексту хотя бы с крупинкой соли – то все представляется в несколько мрачном свете.

Два основных недостатка – это нереальная удача персонажей и время получения ими критической информации.

Да, команде один раз не повезло

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Когда умерла очередная императрица. Но и старая знакомя «главного дипломата» оказалась воспитательницей при новой императрице, и главная героиня спасла жизнь новой императрице, и главный герой убил регента, покушавшегося на узурпацию власти.

Однако за весь год противостояния с «викингами», «империя франков» кроме блокады и дипломатического прикрытия самых дальних флангов – практически ничего не сделала.

В случае же развития романтических отношений

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Сестра главного героя открывает глаза героини – мол, жили мы в бедности, а братец мой все творил и творил добро. Возникает вопрос – герой и героиня вообще-то учились мечами махать у одного человека, в одно и тоже время, причем явно не один месяц. Жили не в современном городе, где про соседа ничего не знаешь, а как бы в средневековом северном поселении…

Есть еще заусеницы, вроде «шаолиньства». Помню как-то зрители смеялись на русскими ниндзями с подковами – «1612-й» — интересно, как читатели воспримут престарелую ниндзю с топориком?

Итого: в своей маркетинговой группе – роман хорош. И главное его качество – это умение показать, что личная справедливость штука правильная, но она не одна в мире правильных вещей. Более взыскательные читатели столкнутся с некоторой примитивностью, одномерностью мира.


Статья написана 24 июля 2015 г. 21:44

У Нила Стивенсона в "Анафеме" — детально расписан быт монастыря-академии. Места, где не совсем монахи занимались наукой.

Вот двадцатиминутный ролик — с описанием быта и занятий монахов-картузианцев. Десять отличный найдет каждый, читавший роман.

Но увидеть за этими отличиями сходство — тоже можно.





  Подписка

Количество подписчиков: 118

⇑ Наверх