Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 августа 2014 г. 14:24
Геннадий Прашкевич призывает авторов всматриваться в свою историю, а не заимствовать сюжеты из чужих эпосов


http://lgz.ru/upload/iblock/1c6/1c63ecac0..." width="300" />

– Вы и прозаик, и поэт, и литературовед, и переводчик. А кем сами себя считаете в первую очередь?


– Писателем. Не поэтом, не прозаиком, а именно писателем. В широком смысле слова.

– Особые отношения у вас с жанром фантастики. Не только пишете, но и издаёте произведения других авторов. Собираете сведения об известных и позабытых писателях, фактически вытаскиваете имена из небытия, как это было с книгой «Красный сфинкс». Можно ли сказать, что вы один из самых значительных фантастоведов в России?

– Себя хвалить – только вредить. Но «Красный сфинкс», несомненно, серьёзная работа, ничего подобного в России прежде не издавалось. Это книга не просто о фантастах – некоторые из них таковыми себя и не считали. Это книга об идеях, перетекающих из одной эпохи в другую. А «Малый Бедекер по НФ, или Книга о многих превосходных вещах» – не литературные воспоминания, а вполне реальные истории о людях, которых я знал и любил или не любил. В «Красном сфинксе» и в «Малом Бедекере» можно прочесть о братьях Стругацких, Ефремове, Снегове, Платове, Крапивине, о югославском поэте Саше Петрове, Десанке Максимович, Роберте Шекли, Кире Булычёве, Юлиане Семёнове, Андрее Вознесенском и Валентине Пикуле, о Плавильщикове и Палее и о многих других писателях и учёных. Каждый из них каким-то образом влиял на меня. Например, Г.И. Гуревич однажды написал мне: «В литературе, видите ли, в отличие от шахмат, переход из мастеров в гроссмейстеры зависит не только от мастерства. Тут надо явиться в мир с каким-то личным откровением. Что-то сообщить о человеке человечеству. Например, Тургенев открыл, что люди из «людской» – тоже люди. Толстой объявил, что мужики – соль земли, что они делают историю, решают мир и войну, а правители – пена, только играют в управление. Что делать? Бунтовать – объявил Чернышевский. А Достоевский открыл, что бунтовать бесполезно. Человек слишком сложен, нет для всех общего счастья. Каждому нужен свой ключик, сочувствие, любовь. Любовь отцветающей женщины открыл Бальзак, а Ремарк – мужскую дружбу и т.д. А что скажет миру Прашкевич?» Думаю, в обеих книгах мне удалось сохранить атмосферу советских времён. А ещё в этом ключе написаны «Белый мамонт» , «Адское пламя», биография Герберта Джорджа Уэллса. В серии «ЖЗЛ» вышли «Братья Стругацкие» (в соавторстве с Д. Володихиным), «Брэдбери», «Жюль Верн»; готовится к выходу биография Станислава Лема (в соавторстве с В. Борисовым) и Джона Руэла Толкина (в соавторстве с Сергеем Соловьёвым – математиком, живущим во Франции и работавшим в своё время в Оксфорде). В каком-то мировом рейтинге по литературоведению я даже попадал то ли на 13-е, то ли на 14-е место. Ну это не так уж дурно.


Полностью в сегодняшней "Литературной газете":
http://lgz.ru/article/-31-6474-6-08-2014/...


Статья написана 5 августа 2014 г. 19:48
На озере Онего прошел Второй международный литературный фестиваль «Петроглиф»


Андрей Щербак-Жуков
Обозреватель приложения НГ-Exlibris



Фестиваль «Петроглиф» в Карелии проводился нынче всего лишь второй раз. Однако можно сказать уверенно, что у него уже есть своя, что называется, фишка, свой набор ярких отличий от аналогичных мероприятий, регулярно проходящих в других регионах, свое, как любили писать раньше, собственное лицо.

Впервые он проходил год назад в поселке Мейери Сортавальского района и назывался «Фестиваль молодых писателей, пишущих о Севере». Однако уже тогда мероприятие посетили такие узнаваемые в своей среде писатели, как Елена Усачева (Москва), ответственный секретарь журнала Бориса Стругацкого «Полдень. XXI век» Николай Романецкий (Санкт-Петербург), Дмитрий Скирюк (Усолье Пермского края), Дмитрий Казаков (Нижний Новгород). А в этом году уже на этапе организации кроме них объявили о своем желании приехать еще несколько москвичей. В общем, если эти авторы и молоды душой (а некоторые и телом), то уж точно не новички в литературе. И о Севере пишут далеко не все. Кроме того, в этом году Карелию посетили члены оргкомитета фестиваля «Летучий фрегат» из Севастополя Алексей и Елена Заворотные – какой уж тут Север. Тут впору дружить сторонами света: север–юг. Кстати, Алексей и Елена привезли сигнальный экземпляр уникальной благотворительной книги «Все будет хорошо» – в поддержку севастопольской девушки, которой требуется дорогостоящееся лечение. Писатели из разных городов дали для нее свои произведения, отказавшись от гонораров. Конечно, прибыли сам сборник не принес и финанасовый вклад его авторов был мизерным, зато их участие в проекте привлекло внимание серьезных меценатов, и сейчас больная девушка получает необходимое лечение. А говорят, литература не приносит конкретной пользы!


Полностью здесь:
http://www.ng.ru/ng_exlibris/2014-07-31/1...


Статья написана 3 августа 2014 г. 20:09
Оригинал взят из ЖЖ Павла Амнэуля.
В издательстве "Млечный Путь" вышла книга Владимира Борисова "Читатель амфибрахия". Влад Борисов — личность, широко известная в фэндоме. Я бы даже сказал — легендарная. Основатель группы "Людены", автор многочисленных статей в "Энциклопедии фантастики", большой знаток и критик фантастической литературы. В книгу вошли статьи Влада Борисова о фантастике, интервью с писателями-фантастами, в том числе — с С. Лемом, Б. Стругацким, Г. Прашкевичем, М. Галиной, А. Лазарчуком, Олди, П. Амнуэлем и др.
Книгу — бумажный и (или) электронный вариант — можно приобрести в интернет-магазине издательства:
http://litgraf.com/detail.html?book=69


Читатель амфибрахияhttp://ic.pics.livejournal.com/amnuel/553..." title="Читатель амфибрахия" />

Аннотация:
Июльским вечером 1980 года ко мне в гости пришли Володя Борисов и Борис Завгородний, которых я знал до этого только по переписке. Так началось мое знакомство с этими благороднейшими донами. Посидели мы в тот раз душевно. Под утро, как Ийон Тихий и профессор Тарантога, пели марсианские песни. Спели мы их с тех пор немало.
О профессиональных достижениях БВИ говорит исчерпывающе настоящий сборник. Добавлю лишь одно. БВИ занимается трудной и не самой заметной литературной работой – библиографией и критикой фантастики. Эта работа сродни функции кровообращения: мы не видим самого процесса, но без него организм не смог бы функционировать.
Володя Борисов основателен и надежен – как в творчестве, так и в дружбе. И под этим давнишним нашим фото с удовольствием расписываюсь строками, которые я придумал для его книги:
Ты бородат
А я усат
Но ты мне
Во фантастике брат.


Владимир Гопман


Статья написана 1 августа 2014 г. 23:20


Книга, написанная для читателей, каких нынче мало, для книгочеев с опытом: сплошь цитаты, отсылки, литературные аллюзии и намёки… Часто – просто названия других книг, вбитые в текст и делающие его более глубоким, наполняющие повествование мощным объёмом дополнительных смыслов. То здесь, то там всплывают мои любимые Стругацкие.


Книга беспощадная, не оставляющая надежды...


Статья написана 23 июля 2014 г. 18:21
http://www.nsu.ru/exp/file?ref=53c20d0e64..." width="500" />


Геннадий Прашкевич, российский писатель-прозаик, фантаст, поэт, переводчик и публицист, преподаёт на факультете журналистики НГУ дисциплину «креативное письмо», где учит писать статьи, рецензии, очерки, обязательно отмечая важность вовлечённости самих авторов и их героев в текст.



О первой научно-фантастической публикации


Остров туманов: Научно-фантастический рассказ // Тайгинский рабочий (Тайга), 1957, 21 сентября (№114).

– Уже в школе я был увлечён научной литературой, а параллельно читал много фантастики. Начинал писать сам – сначала это были стихи, потом короткие рассказы. Один из них я отнёс в редакцию газеты «Тайгинский рабочий», и, к моему страшному удивлению, рассказ напечатали. Это было, конечно, совершенно необыкновенно! Три геолога возвращаются домой после путешествия за Полярный круг, где им удалось высадиться на некий остров, который всё время затянут туманом, причём особого свойства: из всех лучей он пропускает только ультрафиолетовые. А в ультрафиолетовом свете весь мир кажется другим, у него другой цвет: всё светится ярко и необычно – камни, листья растений, графит карандаша... Конечно, как произведение художественное – рассказ, скажем так, невелик, но это был первый мой опыт активного вторжения в жизнь, а это переценить никак нельзя.


Доисторический ужас «Сендушных сказок»

– В начале 70-х годов я начал писать роман о родной Сибири, о том, как люди шли на Север, за Полярный круг, как они вышли на берега Тихого океана – «Секретный дьяк, или Язык для потерпевших кораблекрушение». Работа эта (изучение материалов и само написание) заняла почти двадцать лет. Параллельно, по документам, не отражённым в романе, я написал ещё две повести – «Тайна полярного князца» и «Носорукий». В «Носоруком» рассказано о том, как царь Алексей Михайлович отправил в Сибирь казаков, чтобы они отловили там мамонта, «носорукого зверя».


Когда все эти книги были написаны и даже изданы, у меня остались ещё две папки с неиспользованными материалами, среди которых было много юкагирских, долганских, ламутских, корякских, чукотских, керекских, камчадальских сказок. Сто с лишним лет назад их собирали на севере замечательные исследователи Владимир Иванович Йохельсон и Владимир Германович Тан-Богораз, которые годами жили среди чюхоч и юкагиров и записывали местные истории. Вот эти материалы и легли в основу «Сендушных сказок» (сендуха – это тундра). В них много чуда, страсти, нежности и доисторического ужаса.

Полностью http://www.nsu.ru/exp/2014/7/13/_my_inter..." target="_blank">здесь.




  Подписка

Количество подписчиков: 179

⇑ Наверх