Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 мая 2013 г. 12:18

в следующем месяце в этом блоге, возможно, появится регулярная рубрика под названием комиксы, которые я читал на этой неделе.


Статья написана 25 мая 2013 г. 19:15

James Ellroy

Clandestine

Open Road Media ebook, 2011

(originally published in 1982)

После смерти своего напарника Уокера, молодой патрульный Фред Андерхил узнает из газет об убийстве женщины, с которой он однажды провел ночь. Андерхил проводит связь между убийством Мэгги Кадвалладер и убийством одной женщины еще из тех времен, когда был жив напарник Андерхила. Оба убийства схожи между собой методом и средствами, и Андерхил, амбициозный и мечтающий о бэдже детектива LAPD, вопреки уставу и нарушая закон, начинает проводить собственное расследование, постепенно сосредотачиваясь на одном подозреваемом, бабнике и гэмблере Эдди Энгелсе. Найдя брошь убитой Мэгги в квартире Энгелса, Андерхил убеждается, что Эдди и есть убийца. Собранные доказательства (кроме броши) Андерхил выкладывает своему начальнику, а тот прикрепляет патрульного к оперативной группе, возглавляемой опытным детективом и яростным психопатом Данди. Независимо работающая группа из четрых детективов должна собрать улики против Энгелса, желательно доказав, что, помимо Мэгги, Энгелс убил еще несколько женщин. Но план Андерхила и работа всей группы приводит к противоправному аресту, и Андерхил теряет свой бэдж. Но к смерти Мэгги он еще вернется несколько лет спустя.

После ошеломительного дебюта «Brown’s Requiem» Эллрой несколько разочаровывает своей второй книгой. «Clandestine» — это все тот же «Brown’s Requiem», только перенесенный в прошлое на 30 лет. Главный герой сменил лицензию частного детектива на бэдж LAPD, несколько помолодел (и поглупел), а увлечение классической музыкой сменил на игру в гольф. В остальном это все тот же амбициозный, самовлюбленный, эксцентричный мужчина, мечтающий покорить мир (в пределах своих возможностей) и добиться сердца единственной и неповторимой. Оба романа даже написаны от первого лица.

Эллрой здесь доставляет, конечно, но только эпизодически. В жены Андерхил берет женщину с протезом ноги. Фигурирующий в романе мальчик в свои девять лет имеет рост взрослого мужчины. Гомосексуалист предоставляет алиби (это в пятидесятые-то) подозреваемому в убийстве. Даже финальная развязка логична и закономерна, хотя Андрехил не Фитц Браун, соображает медленнее.

Но Эллрой пропустил главное: все, что произошло с Андерхилом за годы после его ухода из LAPD, автор уложил в две главы:

«It started getting bad with Lorna gradually, so that there was no place to look for causes and no one to blame. It was just a series of smoldering resentments. Too much giving and too much taking; too much time spent away from each other; too much investing of fantasy qualities in each other. Too much hope and too much pride and too little willingness to change.

And too much thinking on my part. Early in '54 I told Lorna that. "Our brains are a curse, Lor. I want to use my muscles and not my brain." Lorna looked up from her breakfast coffee and scratched my arm distractedly. "Then go ahead. You used to tell me 'Don't think,' remember?"»

Фред Андерхил сильно изменился за эти годы, но второй части романа после его почти что развода с женой он почему-то остается все тем же. Семейная жизнь Фреда и Лорны – вот что составило бы роман, который был бы наверняка остроумнее того, что получилось в «Clandestine».

Печально, что Эллрой свой талант растратил на самоповтор.


Статья написана 14 мая 2013 г. 18:48

Michael Kardos

The Three-Day Affair

Mysterious Press, 2012

Четверо друзей со времен колледжа договариваются встретиться после долгого перерыва. Уилл, рассказчик, стал звукоинженером и переехал в пригород после убийства басистки группы, где он играл на барабанах, а с друзьями он хочет поделиться идеей открытия инди-лейбла. Уилл уверен, что неплохо устроившиеся в жизни друзья помогут ему деньгами. Нолан ушел в политику и метит в сенаторы штата. Джеффри заработал миллионы во время интернет-бума. Эван вот-вот станет младшим партнером в юридической фирме. Джеффри и Нолан прилетают в Ньюарк, Эван задерживается, и трое друзей планируют провести уикенд за гольфом и рассказыванием баек. Но уже в первый вечер встречи Джеффри пытается ограбить хлебный магазин, а потом против воли заталкивает в машину, где его ждут друзья, молоденькую продавщицу этого магазина. Ничего не понимающий Уилл следует указаниям друга, и так трое законопослушных товарищей впервые в жизни преступают закон и сразу по-крупному – киднэппинг. Девушку везут в звукозаписывающую студию, где работает Уилл. Джеффри объясняет друзьям, что он обанкротился и потерял все свои миллионы, в отчаянии он и пошел на преступление. Друзья понимают, что их надеждам на светлое будущее пришел конец.

«The Three-Day Affair» завоевывает сердце читателя далеко не сразу. Герои романа – офисные сидельцы, хипстеры, дети миддлклассовых родителей, довольно изнеженные создания. Проблемы в их жизнях совсем не похожи на проблемы работяг, преступников и социопатов, традиционных героев нуара. Белые воротнички сравнительно обеспечены: им не знаком голод, холод и постоянные унижения. Когда разбиваются мечты среднего класса – не стал сенатором, не создал лейбл, не стал партнером в фирме, — затюканный продавец подержанных машин и грабитель-карманник пляшут на обломках.

Преступление трех героев книги тоже выглядит прихотью зажравшихся людей. Нелепая кража в булочной, похищение глуповатой продавщицы, которая и школу-то еще не окончила – сразу бросается в глаза то, что эти необдуманные поступки легко исправить безо всяких последствий. Здесь-то и начинается самое интересное.

Дружба начинает давать трещины, похищенная девушка путается в фактах, а ситуация все усугубляется. Кардос флэшбэками делает проекцию в прошлое: в колледже у друзей тоже были секреты друг от друга.

Белый воротничок или нет, но эмоции выходят наружу, и вот тогда горе-похитителям начинаешь сопереживать на полную.

«The Three-Day Affair» — дебютный роман Кардоса, роман коварный, выверенный и мрачный. Ах да: финал здесь офигенный.


Статья написана 10 мая 2013 г. 08:23

Paul Doiron

The Poacher’s Son

Minotaur Books, 2010/Constable & Robinson, 2013

Можно ли сегодня представить себе написанный на русском языке роман, в котором главным героем был бы егерь? Причем написанный не как голимый трэш или причесанный сборник хохм, а на полном серьезе? Автора подобного романа бы сперва обсмеяли, а потом обосрали.

В США, тем не менее, подобные романы пишутся, издаются и даже номинируются на премии. Рассказчик «Poacher’s Son» Майк Боудич – егерь в штате Мэйн, не проработавший по специальности еще и года. Работа эта неблагодарная, тяжелая и, что важнее всего, мало оплачиваемая. Майк ставит капканы на разгулявшегося медведя, выписывает штрафы отъевшемуся быдлу, приезжающему из Бостона на рыбалку, в полном одиночестве живя в небольшом домике в лесу.

Майк почти разом забывает про медведей и языкастых рыбаков, когда возле таверны неподалеку убивают помощника шерифа и менеджера крупной лесодобывающей компании. Ночью после убийства Майку звонит отец Джек, пьяница, дебошир, бабник и браконьер, которого Майк не видел два года, и оставляет странное сообщение на автоответчике. А на следующий день Джека Боудича уже ищет вся полиция штата: после ареста Джек избил помощника шерифа и подался в бега. Детективы считают, что Джек Боудич и убил копа и менеджера после собрания, на котором было сделано объявление о том, что вся земля в округе выкуплена крупной компанией, а это означает выселение всех живущих на купленной земле.

Майк единственный, кто верит в невиновность отца. Пойдя против приказа босса, Майк лезет в гущу событий, надеясь найти настоящего убийцу и очистить имя отца.

Являясь первоклассным whodunit, «The Poacher’s Son» еще и мощное высказывание на тему отцов и детей. Выбрав профессию егеря, Майк пошел от обратного, желая стать противоположностью отцу-браконьеру. Майк не испытывает (и не испытывал) никакой любви к отцу, но тем не менее верит в его невиновность.

Дуарон, поместив действие своего романа в дикие леса Мэйна, населил книгу разномастной живностью, но при этом сделав очевидным то, что самый опасный зверь в тайге не медведь и не волк, а человек. Даже уравновешенный Майк ближе к финалу едва не теряет равновесие, чуть не превратившись в психопата из-за крайнего нервного перенапряжения.

Флэшбэки в книге по-настоящему запоминающиеся, детализация работы егеря феноменальная, и, вдобавок к этому, «The Poacher’s Son» расставляет несколько капканов для читателя, когда затрагивается тема чести и совести представителя закона. Можно ли прогнуть закон под себя, когда дело касается жизни родного? Что дороже, свобода отца или бэдж? Если нельзя очистить имя отца, то можно ли позволить ему скрыться?

С «The Poacher’s Son» можно идти на медведя: гарантированно сваливает с ног.


Статья написана 7 мая 2013 г. 10:27

Duane Swierczynski

Point and Shoot

Mulholland Books/Mulholland UK, 2013

Стоит сразу сделать предупреждение: «Point and Shoot» нужно читать только в том случае, если вы знакомы с двумя предыдущими книгами трилогии. Эта третья книга о Чарли Харди не очень-то работает как самостоятельный роман, который, если читать в отрыве от книг-предшественниц, не будет иметь особого смысла.

По этой же причине писать рецензию на «Point and Shoot» довольно тяжело: того и гляди зайдешь на минное поле спойлеров. Те, кто читал первую и вторую книги, уже знают, что произошло с Чарли Харди до того, как в начале третьей книги он оказался на земной орбите. Те, кто этих книг не читал, должны бежать за «Fun and Games» и «Hell and Gone».

Первый роман серии был для меня не просто одним из лучших триллеров 2011-го года, но вообще одним из лучших триллеров, когда-либо написанных. Фантазия Дуэйна Сверзински сбивала с ног, и роман можно было по справедливости назвать королем пейдж-тернеров. «Hell and Gone» имел совсем другой темп: роман был важен как часть общей истории, но сам по себе был разочаровывающим чтением. Автор переборщил с мелодраматизмом, от книги пахло картоном и глупостью.

Третья книга должна была стать решающей: выйдет ли Сверзински на уровень первой книги или провалится, как в случае со второй? «Point and Shoot» — достойное завершение трилогии, но все же до уровня «Fun and Games» автор не дотянул. За две первых книги Сверзински использовал столько неожиданных поворотов сюжета, что казалось, на третью уже не останется. Как бы не так. В «Point and Shoot» фантазия пышет и цветет, неожиданностей тут хватило бы еще на несколько книг. Начав книгу на орбите Земли, Неубиваемый Чак метеоритом понесется на землю, чтобы спасти свою семью.

Разочаровывает в романе только то, что ушло чувство фатализма, которого было предостаточно в первой книге. Сюжет вихляет, твисты удивляют, Чарли поражает своей неубиваемостью, но уже с первых страниц становится понятно, чем все закончится.

Ну и тяжело читать такое с серьезным лицом:

«Hardie decided he wanted a beer. Like, yeah, right now. It was the morning in Philadelphia, but it was afternoon here in space. He should have insisted that they install a cooler in this damned thing, maybe arrange for monthly shipments of quarter-kegs or even a couple of six-packs. Beer is packed with nutrients, right? If you’re going to stick a guy in a tin can, at least give him a couple of cans to open every now and again.

But no. The satellite was too small for such an extravagance as a beer.»

Как бы то ни было, трилогия завершена. БУМ! Кто не прочитал, сам виноват.





  Подписка

Количество подписчиков: 74

⇑ Наверх