Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Синяя мышь» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 мая 2014 г. 22:10

Хочу рассказать историю про своего деда, Кондратьева Константина Дмитриевича.

Мой дедушка служил после войны радистом на минном тральщике в Балтийском море. Войны он почти не застал — был слишком молод, его призвали в начале 45 года.

И однажды он мне рассказал, как на флоте отпраздновал Новый год. Жаль, что я очень плохо помню подробности: суть я уловила, а вот все технические детали проскользнули мимо.

В ночь с 31 на 1 он был на катере неподалеку от основного корабля, и еще десяток катеров рядом. Для команды каждого катера в праздничную ночь было делом чести включить музыку КАК МОЖНО ГРОМЧЕ. Так, чтобы и на берегу затыкали уши:)

А дедушка, у которого были золотые руки и настоящий талант к инженерному делу, еще с сентября мастерил усилитель.

И в ту новогоднюю ночь его катер заглушил всех своих соседей!

На следующий день дедушку вызвали к помощнику капитана. Он страшно испугался, перебрал все свои грехи, проверил форму и пошел. А начальник встретил его вопросом: "Слушай, расскажи, а что у тебя за аппаратура на катере была?"

И дедушка с облегчением вздохнул и пустился в объяснения.

Это очень простая история, но я всегда улыбаюсь, представляя себе ночное море, высокие борта тральщика, крошечный катер и молоденького радиста на его борту, который гордо слушает, как по волнам разносится пение...

А чье?

Чью пластинку он ставил?

Память говорит, что Шульженко, но, может быть, просто потому, что она была одной из его любимых певиц.

И не спросишь уже...

Поздравляю всех с праздником 9 мая!

Для меня маленькой это был "Дедушкинденьпобеды".

Пы. Сы. Кстати, дедуля был заядлым курильшиком Беломора и курить начал именно в 45, потому что в паек входили сигареты.


Статья написана 7 мая 2014 г. 22:43

Аннотация начинается с утверждения «Бэтмен: Тихо!» вдохнул новую жизнь в приключения Темного Рыцаря. Однако сам роман не слишком похож на новое слово в жанре, скорее на возвращение к истокам.

История начинается с того, что Бэтмен спасает ребенка-заложника от монстра; затем Женщина-кошка похищает у него чемодан с десятью миллионами выкупа; затем кто-то злодейский и загадочный обрезает бэттрос, Бэтмен падает вниз, его избивает уличная банда; Бэтмена спасает Охотница; Бэтмен спасает Женщину-кошку от Ядовитого плюща… и так, не сбавляя темпа, еще триста с лишним страниц.

«Бэтмен: Тихо!» — это честная игра с читателями; красочная, динамичная и рассказанная всерьез история о мускулистом супергерое, его друзьях, врагах, помощниках, предателях и прочее. Подбородок решительно выпячен, мускулы напряжены, плащ развевается; у всех женских персонажей потрясающие фигуры, похожие на воплощенные мечты «Плейбоя», а у Робина-Найтвинга замечательный поперечный шпагат.

Рисунок сочный, яркий и насыщенный, пожалуй, даже излишне яркий для условного нуара Готэм-сити. Широкоскулые, пухлогубые, большеглазые лица женских персонажей отличаются только цветом глаз и волос, но их всегда можно узнать по костюму! Прорисовка героев "Бэтмен: Тихо!" напомнила мне девушек пин-апа, с их жизнерадостной уверенностью и наивным самолюбованием в несколько затруднительных обстоятельствах. Разве что вместо попытки покрасить крышу, сидя верхом на коньке — падение с той же крыши.

Городской антураж тоже выглядит непривычно: вместо ухмылок горгулий, прорезающих городской смог и туман,вместо холода, зыбкости и зябкости атмосферы Готэма читателей встречает бесхитростная и прямолинейная туристическая открытка.

В романе можно познакомиться со всеми основными персонажами вселенной Бэтмена – Робин, Альфред, Оракул, Джокер, Загадочник, Харви Дент, Харли Квинн, Ядовитый плющ, Женщина-кошка, Глиноликий, Талия аль Гул, Рас аль Гул. Также в сюжете мы встретимся с другом Бэтмена — Кларком Кентом и Лоис Лейн.

С другой стороны, этих персонажей так много и они вносят такую незначительную лепту в сюжет (за исключением Женщины-кошки), что это больше похоже на камео известных актеров или хорошо иллюстрированную энциклопедию.

Но детективная линия оооочень слабая – вычисление главного злодея похоже на задачку «обведите лишний предмет на этой картине: стол, стул, шкаф, суслик». Правда, ближе к финалу авторам все же удается один раз удивить читателя неожиданным сюжетным поворотом, связанным с алиби главного подозреваемого.

Такое прискорбное скудоумие Бэтмена изрядно мешает восхищаться привычным героем детства; с одной стороны, ему и вправду некогда, злодеи не дают даже оперу послушать, но, с другой – «мозговитость теперь сексуальна».

Сравнения с вышедшей раньше «Лечебницей Аркхем» не избежать, и вот как раз «Лечебница» была потрясающим выходом за привычные рамки комикса и новым словом в жанре, а «Бэтмен: Тихо!» — это история, которая полностью, — и даже с излишней готовностью, — подчиняется законам жанра.


Статья написана 26 апреля 2014 г. 23:49

Людей завораживает власть случайностей над их судьбой, и, кажется, Кейт Аткинсон решила всерьез попытаться ответить на вечный вопрос: «а что, если?».

А что, если сердце девочки Урсулы Тодд Бересфорд перестанет биться сразу после рождения? А что, если доктор успеет в «Лисью поляну» вовремя? А что, если прислуга не поедет на празднование во время разгула «испанки»? А что, если девочка не полезет за куклой, выброшеннной из окна на крышу?

А что, если по мере взросления ее будут ждать все более ужасные причины смерти?

Константой жизней Урсулы будут оставаться ее родные: Морис, не любимый никем старший брат, неизменно будет агрессивно, нахраписто и успешно делать карьеру; сестра Памела – воспитывать детей в счастливом браке, тетушка Иззи – вносить дух эпатажа, хаоса и веселой аморальности в приличную английскую семью. Мать будет «кривым зеркалом», критиком и скептиком, отец – надежной опорой.

Пионер в области душевной хирургии Стивенсон некогда захотел найти выход качествам грозного и властного У.Х. Хенли на уровне, доступном простому мореходу; и, как мне кажется, оказавшись рядом, пират и писатель смогли бы увидеть свое внутреннее родство.

А вот личность самой Урсулы равномерно распределена между прожитым. Ее характер абсолютно неизменен, потому что слишком зыбок для точных характеристик. Если бы Урсулу не напитывала и не подпирала яркая вещность фона (Аткинсон превосходный мастер деталировки, в духе старых голландцев), то она просто плыла бы по сюжету, как бледное привидение. Храбрая? Пожалуй… Стойкая? Может быть… А что еще?

И если всех Урсул познакомить между собой, то, обменявшись любезностями, они равнодушно разойдутся, каждая в свою сторону: на тоскливую пенсионную лавочку в Гайд-парке семидесятых, в берлинскую булочную тридцатых, в разбомбленный военный Лондон, в разбомбленный военный Берлин, под пяту мелкого домашнего тирана…

Их объединяет лишь то, что каждой из Урсул, осторожно поднимающихся вверх по ступенькам событий, лестница рано или поздно подсунет подгнившую половицу и сбросит вниз.

Урсула не помнит о своем прошлом, но, когда на нее накатывает чувство «что-то страшное грядет», она пытается изменить будущее. В эти моменты автор умело и изящно играет со временем, напоминая целый ряд ставших классикой произведений, от «Дороги, которые мы выбираем», и до «И грянул гром», от «Дня сурка» до «Беги, Лола, беги».

Мне очень хотелось в сюжетном клубке увидеть, опознать единственное, неизменное, настоящее… вытянуть красную нить той самой, правильно прожитой жизни и следовать за ней.

Где-то до середины книги я верила, что эта нить существует.

К последней трети я заподозрила, что это игра ради самой игры.

Отдельные истории Урсулы великолепны. В этом легко убедиться, проделав несложный мысленный опыт: нужно превратить книгу в сборник рассказов о женщинах с разными именами. Тогда почти каждая история запомнится и заденет за живое.

Пожилая дама… ммм... допустим, Эмили Уокингшо, которая прожила жизнь так, словно это была прогулка в тесноватой обуви: почти все в порядке, но что-то не так, и, чем дальше идешь, тем острее становится это смутное недовольство собой и миром.

Отдых Третьего Рейха и фрау Брайнер, которая, ясно сознавая все происходящее, попала в самую прочную ловушку в мире – ловушку материнства.

Шестнадцатилетняя Миллисент Хоуп, такая же, как тысячи ее сверстниц; жертва, которую наивность и невинность сделали полностью беззащитной, которая расплатилась здоровьем и жизнью за то, в чем не было ни грана ее вины.

Девушка Лора Торнтон в отряде гражданской обороны Лондона, которая видит людей, чудом уцелевших, людей, превращенных в месиво, людей, так похожих на живых, что не поймешь правды, пока тело не развалится надвое в твоих руках. (Эта история очень напоминает и «Ночной дозор» Уотерс, и «Пожарную охрану» Конни Уиллис).

Но больше всего сходства у «Жизни после жизни» с «Детской книгой» Антонии Байетт. Их роднит не только тема «английская семья на фоне катаклизмов мировой истории», но и украденная кульминация. Обе книги написаны на один лад, под общий мотив «что-нибудь должно произойти – что-нибудь и происходит; что-нибудь должно произойти – что-нибудь и происходит…», и так вплоть до самого финала.

Можно сомневаться, существует ли внеположенный смысл человеческой жизни, но он точно существует в истории о человеческой жизни – просто потому, что у нее есть автор.

В финале Аткинсон все же дала ответ, но, увы, он показался мне до обидного простым.

Конечно, Урсула совершает поступок глобального масштаба. Он меняет историю и, возможно, отменяет бесчисленные страдания.

Но после всех путей, которые читатель прошел с Урсулой, он желает на ее примере узнать две вещи: а) как не совершить роковую ошибку; б) как вернуться к нормальной жизни, если эта ошибка все же совершена.

Читателю не грозят способности Урсулы Тодд, и потому ее финальный ответ «непригоден в быту».

Возникает легкое чувство обмана.

Не знаю, хотела автор этого или нет, но вот вывод, который я сделала, закрыв книгу.

Проще убить Гитлера, чем наладить отношения с собственной матерью! Первое удалось Урсуле хотя бы однажды. (Не спойлер: означенное убийство происходит еще на первых страницах книги)


Статья написана 26 апреля 2014 г. 16:04

Как-то так вышло, что я прочла три очень созвучных между собой книги.

Это "Снобы" Джулиана Феллоуза, "Интроверты" Сьюзан Кейн и "Наблюдая за англичанами" Кейт Фокс

Феллоуз — актер и автор сценария к "Госфорд-парк", а еще он доподлинный барон Уэстстаффордский. У него есть стиль и острый взгляд натуралиста:) "Снобы" — это история брака знатного холостяка и амбициозной девушки из среднего класса, которая рассказана с позиции "вовлеченного наблюдателя". Вначале — история охоты, немного закамуфлированная симпатией к добыче, затем — все проблемы неравного брака, которые двадцатый век смягчил в весьма незначительной степени.

Сюжет выстроен слишком линейно: две параллельные линии супружества рассказчика и замужества Эдит смотрятся откровенной иллюстрацией "как надо" и "как не надо". Персонажи хороши, но не отличаются особой глубиной проработки; зато картина высшего общества — очень цельная, точная, ироничная, остроумная и многоплановая.

Потом "Интроверты" — наглядно раскладывает все по полочкам, без перегрузки терминологией и без слащавой поверхностности. Мне особенно "запало в душу" утверждение о том, что интроверты желают общения не меньше, чем экстраверты, просто у них иной стиль общения. Это про меня, дааааа.

И, наконец, "Наблюдая за англичанами" Кейт Фокс. Антрополог исследует странное островное племя с массой причудливых обычаев:); как и Феллоуз, она действует с позиции вовлеченного наблюдателя, но с научной, а не художественной точки зрения.

И я поняла наконец корни моей англофилии! Я интроверт, англичане возводят свою интроверсию в степень, и общество, выстроенное по принципу "отрицательной вежливости", для меня просто идеально!


Статья написана 10 апреля 2014 г. 21:30

Вот я и посмотрела фильм «Незваные» 1941 года, снятый по новелле Дороти Макардл «Утес».

http://fantlab.ru/work92635

Вообще, старые фильмы делятся на две категории по принципу:

а) получаешь удовольствие оттого, что смотришь фильм 1941 года выпуска

б) получаешь удовольствие от самого фильма

К сожалению, «Незваные» безоговорочно принадлежат к первой категории.







  Подписка

Количество подписчиков: 36

⇑ Наверх