Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 августа 2010 г. 17:46

Вот и добрался я до очередного юбилея — 200 статьи в своей колонке. По сложившейся доброй традиции предлагаю вам, уважаемые читатели моей колонки, высказать в комментариях к этому посту свои пожелания — отзыв на какую фантастическую книгу вам будет наиболее интересно прочесть. А заодно вы сделаете доброе дело — поможете мне выбрать из огромной стопки нечитанных книг самую интересную;-) Жду ваших предложений!


Статья написана 21 августа 2010 г. 17:38

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Думаю, очень многие читатели фантастики начинали свой путь к ней с приключенческой литературы. Эх, как мы в свое время глотали книжки про приключения мушкетеров, индейцев, пиратов! Взяв в руки роман «Золотой город», я словно бы снова окунулся в то прекрасное время, когда приключения были увлекательными, герои — бесстрашными, женщины — прекрасными, а злодеи — коварными, но неизменно побежденными.

Действительно, в «Золотом городе» есть все для качественного подросткового приключенческого произведения. Загадочный клад пиратского капитана, морские сражения, роковая красавица, таинственные индейцы, запутанный шифр — что еще нужно для счастья? При этом, несмотря на узнаваемость элементов, из которых создан роман, сюжет его вполне оригинален и достаточно интересен. Пару раз автору даже удалось меня удивить. Однако, несмотря на попытки описать некоторые не самые симпатичные реалии пиратского быта, роман неистребимо романтичен и столь же неистребимо наивен.

Герои достаточно четко делятся на положительных и отрицательных, при этом положительные герои полны благородства, несмотря на свое пиратское ремесло. Никакой душевной ломки героев, никакого психологизма в произведении нет и в помине. Единственный персонаж, с которым происходят хоть какие-то изменения по ходу романа — подросток Чарли, попавший на пиратский корабль и ставший там коком, да и то это объясняется вполне закономерным взрослением героя. Собственно, Осояну, очевидно и не ставила перед собой цель создать серьезное произведение, а просто написала симпатичную сказку про пиратов. Будь мне лет на 25 меньше, возможно, эта книга оказалась бы в числе моих любимых. Ну а взрослому читателю могу посоветовать ее только в случае, если вы любите незатейливые романтичные истории.


Тэги: Осояну
Статья написана 21 августа 2010 г. 08:32

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

За время отпуска мне посчастливилось прочесть немало хороших и очень хороших произведений, но, пожалуй, самое приятное впечатление на меня из прочитанного за это время оставил «Слон Килиманджаро» Резника. Очень уж красивая, романтичная и в то же время мудрая история получилась.

Итак, эта история началась в четвертом тысячелетии Галактической эры. В таверне «Дом голубых огней», принадлежащей Тембо Лайбону, идет игра с очень крупными ставками. В какой-то момент хозяин в азарте ставит на кон знаменитую реликвию некогда могущественного племени масаев — бивни Слона Килиманджаро — самого крупного из сухопутных животных, когда-либо жившего на Земле. Спустя три с лишним тысячи лет в фирму «Уилфорд Брэкстон» обратился другой масаи — Букоба Мандака. За очень крупной вознаграждение он нанял одного из лучших сотрудников фирмы Дункана Рожаса для того, чтобы тот помог отыскать и вернуть пропавшую реликвию. И начинается увлекательнейший поиск сквозь года и тысячелетия. Один за другим всплывают на свет эпизоды, в которых знаменитые бивни играли ту или иную роль. Постепенно Дункан Рожас начинает понимать не только то, где могут находиться бивни, но и то, почему его клиент с такой одержимостью охотится за ними.

Роман состоит из десятка ретроспективных эпизодов, каждый из которых сам по себе очень хорош. Автор смело переносит нас не только на разные планеты будущего, но и в Африку 19 и 21 веков. Постепенно отдельные эпизоды складываются в целостную картину и эта картина действительно интересна, красива, увлекательна. Описывая судьбу бивней, автор ухитрился и дать нам множество информации о развитии человечества в созданном им мире, и рассказать несколько замечательных историй — притч, и поставить множество важных философских проблем. Каждая из историй, составляющих роман, хороша по своему, но все вместе они на редкость удачно дополняют друг друга. Пожалуй, лишь история о властелине, развязавшем войну, чуть послабее, но и в ней есть своя изюминка.

Подкупает манера повествования Резника. С неспешностью огромного слона, шествующего по саванне, автор ведет нас сквозь тысячелетия и миры, при этом ухитряясь и дать читателю большой объем информации в ненавязчивой форме, и поставить увлекательные загадки, и рассказать несколько мудрых притч, и показать нам множество персонажей своих историй, таких ярких и необычных. У каждой из историй свои герои, но многие из них описаны лучше и точнее, чем персонажи иных многотомных эпопей. Коварство и благородство, легкомыслие и служение долгу, утонченная хитрость и грубая, идущая напролом сила персонажей Резника не только запоминаются, но и постоянно требуют от читателя задуматься и сделать свои выводы из каждой из описанных в романе притч.

Производит впечатление то, насколько тонко при этом автор проводит общую идею романа — необходимость сберечь даже в светлом галактическом будущем землян некие подлинные ценности, то особенное, что есть у каждого народа, человека, живого существа. Сколько внутренней силы, сколько почвы для размышлений Резник ухитрился вложить в проходные, на первый взгляд, эпизоды, вроде встреч Мандаки и Рожаса в гостях друг у друга, как он сумел подчеркнуть все сходство и все различие двух столь разных подходов к жизни!

Должен признаться, что я вообще люблю вот такой отрывочный стиль написания произведений, когда из отдельных фрагментов в итоге складывается нечто целое, когда отдельные мазки вдруг постепенно становятся единым полотном. Далеко не все авторы могут удачно писать в такой манере, но в данном случае Резник блестяще справился со своей задачей.

P.S. Я много раз проходил мимо этой книги, неоднократно вертел в руках, но так и не решался купить. И только случайное стечение обстоятельств позволило мне прочесть это произведение. Даже у нас на сайте этот роман не пользуется популярностью, на него не было ни одного развернутого отзыва, а между тем книга безусловно заслуживает внимания читателей. Очень рекомендую!


Статья написана 20 августа 2010 г. 19:50

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Не так часто в мои руки попадают книги из серии «Книга-загадка книга-бестселлер», но если уж попадают, то производят очень сильное впечатление. Вот и роман Карен Мейтленд по силе воздействия на меня приблизился к «Террору» Симмонса. Как ни странно, между двумя этими романами есть немало общего. В обоих случаях группа людей пытается выжить в крайне неблагоприятных природных условиях. Только в романе Мейтленд речь идет не о полярных льдах, а о старой доброй Англии, ставшей не менее смертоносной для своих жителей дождливым летом 1348 года с приходом опустошительной эпидемии чумы. В обоих романах главным врагом оказывается не свирепая природа, а некая таинственная сила, хоть и принявшая у Мейтланд не столь угрожающий вид, как у Симмонса. В обоих случаях борьба за выживание обнажает самую сущность героев, заставляет их пережить серьезнейшую ломку. В обоих случаях эта ломка приводит к краху мировоззрения героев, к крушению традиционных идей и ценностей. И такая ломка дает героям шанс выжить. Но этим шансом еще надо воспользоваться. Оба романа производят крайне тяжелое впечатление на читателя, но при этом заставляют читателей мыслить и чувстовать вместе с героями романа.

Итак, сюжет романа вращается вокруг девятерых совершенно разных людей, которые вынуждены совместно пытаться спастись от надвигающейся на Англию эпидемии чумы. Среди них — бродячий торговец фальшивыми реликвиями, музыкант и его ученик, художник с беременной женой, странствующий фокусник, необычный сказитель, немолодая знахарка и совсем юная гадальщица. Сложные отношения между ними на фоне суровой борьбы за выживание описаны с большой тщательностью.

Центральное место в романе Мейтланд занимает ложь, которой проникнуты слова, поступки, да по сути, вся жизнь героев. Герои лгут друг друга, скрывая различные постыдные тайны, лгут себе, боясь посмотреть правде в глаза. Вот только не является ли эта ложь ложью во спасение? И не слишком ли лицо правды похоже на беспощадный лик смерти? И что, в конце концов, свело вместе и объединяет героев: роковой случай, суровая необходимость совместного выживания, божий промысел или чья-та злая воля? Постепенно в ходе развития сюжета читатели шаг за шагом будут приближаться к разгадкам всех этих роковых тайн.

Да, есть в романе Мейтланд и что-то от классического детектива. Наверняка каждый из вас читал неколько подобных историй: происходит убийство, совершить его мог кто-то из узкого кругаподозреваемых, в ходе расследования выясняется, что все так или иначе имели мотив для совершени преступления, заметая следы, преступник расправляется с новыми жертвами. Что-то подобное происходит и в романе Мейтленд. Вот только в «Маскараде лжецов» гораздо сильнее психологическая составляющая, а происходящее объясняется в значительной мере и мистическими причинами.

Очень удачны образы героев романа. Каждый из персонажей обладает своим характером, своими неповторимыми чертами и особенностями и этот характер постепенно раскрывается в ходе развития сюжета. Пожалуй, только тайна личности главного героя показалась мне несколько притянутой за уши.

Еще один серьезный плюс романа — отличное знание автором реалий средневековой Англии. Здесь вы не найдете хронологических ошибок или реалий, не соотвествующих эпохе. Наоборот, изобилие мелких подробностей придает такую достоверность произведению.

Еще одно достоинство произведения — вставки в виде сказочных или реалистичных историй, рассказанных героями романа, и очень удачно вплетенных в основной сюжет. Некоторые из них общеизвестны хотя бы по сказкам Андерсона, другие показались мне совершенно оригинальными.

Ко всему прочему, должен отметить, что роман удачно переведен. В результате даже несмотря на трагичный сюжет, читается он достаточно легко.

И все же, несмотря на все достоинства произведения, рекомендую его с большой осторожностью. Не всякому читателю хватит духа, раскрыв эту книгу, выйти из своей уютной комнаты вслед за героями Мейтланд на раскисшие от непрерывных дождей и пропитанные чумными миазмами дороги средневековой Англии. Но осилившего этот сложный путь, ждет достойная награда.


Статья написана 20 августа 2010 г. 11:35

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

В то время, когда все прогрессивное человечество читает «Эйфельхайм» Флинна, я, наконец, добрался до его первого романа «В стране слепых» и остался очень доволен этим фактом. Перед нами — некий гибрид детектива с элементами боевика и научной фантастики, вот только наукой, о которой идет речь в романе, оказалась не традиционная физика, математика, астрономия, а история. Собственно говоря, главная идея романа и состоит в том, является ли история настоящей наукой, то есть можно ли точно предсказывать грядущие исторические события и влиять на них неким образом в свою пользу. Подобные идеи вообще уже успешно высказывались, например, Азимовым в Фонде/Академии, но в применении этих идей к реальной земной истории, да еще не с помощью перемещений во времени, а с помощью точечного воздействия на ключевые события и соответствующего формирования будущего, Флинн является одним из первопроходцев. Естественно, подобными воздействиями занимаются некие тайные общества и главная героиня романа Сара Бомонт совершенно случайно оказывается в центре их борьбы.

Наиболее интересна первая часть романа, которая выглядит как неплохо закрученный детектив. Едва ли не у любого читателя ёкнет сердце, когда Сара поднимается по лестнице заброшенного здания и обнаруживает на его верхнем этаже документы загадочной организации и удивительные протокомпьютеры, которые в нашей реальности были спроектированы, но так и не созданы знаменитым математиком Бэббиджем. Собственно, история тайных обществ и описание их попыток влияния на историю — пожалуй, самое интересное, что есть в романе.

Хотя и здесь Флинн, конечно, не обошелся без грубых ляпов и без явной америкоцентричности. Как вам, например, такая идея: Тайное общество спровоцировало гражданскую войну в США, чтобы ускорить развитие Америки и чтобы Америка обогнала Германию с созданием атомной бомбы 80 лет спустя?;-) Перестарался автор и с количеством тайных организаций. Одно тайное общество, влияющее на историю — это действительно страшно. Десяток подобных организаций будут, естественно, только мешать друг другу. А уж идея о том, что подобные организации могут больше века не знать о существовании друг друга и только потом додумаются отслеживать и постороннее влияние на исторические события, не выдерживает никакой критики. Примитивны и представления автора о способах подобного воздействия. Далеко не всегда принцип: нет человека — нет проблемы, является оптимальным. Порой на ключевую историческую фигуру можно повлиять гораздо проще, с меньшим риском и затратами. Впрочем, первый блин всегда комом, а автор заслуживает большого уважения хотя бы за то, что поднял столь непростую и неоднозначную тему.

В самом же романе к второй части происходит постепенный переход от детектива к боевику. Погони, взрывы, убийства — всему этому найдется место на страницах книги. В итоге произведение явно стало более эффектным, но заметно проиграло в реалистичности. Впрочем, поклонники триллера наверняка будут довольны. Прямо хоть снимай по книге голливудский блокбастер.

За всеми этими внешними эффектами несколько потерялись герои романа. Сара и Ред старательно выполняют функции продвижения сюжета и даже вызывают определенную симпатию, но чего-то в них все же не хватает. Любовная линия показалась мне очень наивной. Злодеи и вовсе получились слишком схематичными. Зато второстепенные, порой даже эпизодические персонажи нередко радуют.

Несколько удачных эпизодов связяны с размышлениями на тему жизни под чужой личиной, изменения своей судьбы, попыткам приспособиться к обстоятельствам. Причем, далеко не всегда эти эпизоды связаны с главными героями романа.

В результате у Флинна получился достаточно крепкий конспирологический триллер, за яркими сценами которого несколько потерялась основная идея романа. Впрочем, спасибо автору за то, что он хотя бы поднял столь сложную проблему влияния на историю. Возможно, сказать больше ему не позволили бы тайные общества.





  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх