В качестве кайроса (оказии), принимаю предложения и идеи, как информационно улучшить страницу по текущей деятельности издательства «Северо-Запад»: http://sz-izdat.ru (в настоящий момент редирект https://szfan.ru/sz-izdat.ru, т.е. до сегодняшнего дня это была просто тематическая заглушка «Парковка домена сайта нынешнего издательства «Северо-Запад» — sz-izdat.ru»).
Скриншот для заполнения места в посте и большей информативности
Ну и вообще по перспективе развития данного раздела на сайте.
Или по желанию, в личку.
P.S. Статья по преемственности юридических лиц и редакций под флагом «Северо-Запада» давно в работе, держат некоторые исторические нестыковки.
Я желаю прежде всего хорошо отдохнуть, целенаправленно отвлечься и набраться сил за праздничные дни, потому что силы нам всем пригодятся.
Я всё-таки пожелаю счастья в Новом Году, потому что счастье — состояние внутреннее и может не только не зависеть от внешних воздействий, а иногда наступать вполне себе вопреки.
Здоровья, и по личной традиции, настоящих ёлочных, под-ёлочных, недалеко упавших от ёлки и плавно превращающихся в подарки игрушек.
Пара слов про прошедший год широкими мазками — если уже начали отдыхать и отвлекаться от внешнего, лучше не читать:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Этот год был напряженным и интересным (но интересным преимущественно для интересующихся социальными, историческими и финансово-экономическими — и в целом стратегическими — аспектами бытия, которые всё-таки лучше изучать не будучи в них непосредственно вовлечёнными). В общечеловеческом смысле, если быть ориентированным на европейские идеалы прогресса и гуманизма, год был катастрофическим. Исторически — ещё одним локальным триумфом антимодерна.
Прогнозируемый многими мировой экономический кризис, следующий после 2008-2009, наступил, и мы почти дошли до его самой низкой стадии (кажется, осталось ещё минус 30 процентов на горизонте полугода). Причём происходит он на фоне других глобальных событий. Кроме того неизвестно насколько быстрым будет восстановление после. Пока вариации модели «L» всего вероятнее.
Коммунистически индоктринированные аналитики предпочитают называть это очередным столкновением базовых и переферийных империй, встречается концепция очередной перестройки сфер влияния из-за накопившихся за тридцать лет несоответствия степени внешнеполитического влияния стран (например, части БРИКС) и объёма ВВП, соответственно, размежевание валютных зон. А также кризисом эффективности капитала.
Мы кроме антимодерна имеем дело с очередной стадией децентрализации, опять же индоктринированно вписываемой многими в концепцию антиглобализма.
Совсем широким мазком: если рассматривать наш мир глобально как цивилизацию, сформированную греческой философией, христианской верой, римским правом и впоследствии чуть приправленную протестантской этикой, то вся эта конструкция будет подвергнута очередному испытанию, ревизии, разборке, которые этот мир в очередной раз (исторически незначительно, но для нас существенно) изменят.
Читайте хорошие, желательно структурированные книги и бегите прочь от текстов и выступлений, где более трёх раз встречается термин «геополитика».
Лично себе я желаю быть готовым к любым переменам и обладать если не пониманием, то общей версий происходящего. Мгновенно отличать главное от несущественного и не вестись на подмены действительно насущной и актуальной повестки с самых разных сторон. Примерять ли это на себя, решайте сами. Долго будем жить, увидим многое.
P.S. Лично я в качестве погружения-отвлечения буду читать переиздание Джина Вулфа, книгу-эпопею, которую я начинал читать уже очень давно и после первой части осознано отложил на долгие годы, специально до появления качественного переиздания и для особого случая.
«С благодарностью Полу Андерсону за «Сломанный клинок» и «Три львиных сердца», покойному Флетчеру Пратту за «Колодец Единорога», покойному Бертольду Брехту за «Трехгрошовую оперу». По непонятным мне самому причинам книги эти вкупе с другими оказали большое влияние на первые повести об Элрике»
Это в первую очередь пост себе для закладок, чтобы не забыть и на него, на этот список, ссылаться. Проще сделать эту подборку в колонке, чем в книжной полке.
Смешение книжного и злободневного: попробую осмыслить реальность через идеи и восприятия, отраженные в фантастике. Фантастика, она берёт не только из технического, но со времён увлечения Коржибски и опыта Новой волны и из социального, антропологического, гуманитарного. Список фантастических литературных произведений, характеризующих, предвосхищающих, а в отдельных случаях в чём-то прогнозирующих текущую ситуацию допущениями, сюжетными поворотами, ассоциациями, в отдельных случаях прямыми историческими заимствованиями, через «художественную правду» и, даже не побоюсь этого слова, «мифопоэтику»:
Володя Телескопов, лёгко идущий по жизни человек, нигде не работающий подолгу, на этот раз устроился шофёром в сельпо. А вот и первый наряд: пора отвезти на станцию скопившуюся бочкотару. Но не таков Телескопов, чтобы не превратить поездку на шестьдесят пять километров в целое странствие. Для начала наберёт он себе целую команду спутников, ничем не похожих друг на друга, но как один стремящихся попасть в Коряжск, где ходят поезда. Жизнь и судьба каждого из них преобразится в этой поездке, и немалую роль в том сыграет затоварившаяся, затарившаяся, затюрившаяся и зацветшая бочкотара...
— Перспектива ядерной войны, парадоксальность, абсурдность и, разумеется, индоктринация
В самой глубине непроходимых джунглей Бразилии находится круглая долина скошенной травы. Абсолютно круглая. Это район Планальто, и ни один человек, попавший туда, не возвратился живым. Элиас Уэнтик, похоже, может стать исключением. Он оказывается в тюрьме в центре Планальто и подвергается унизительным и странным допросам. Доктор Уэнтик открывает невероятный секрет Планальто: долина существует в далеком будущем.
— Один в один широко известная в узких кругах конспирологическая версия дестабилизации партнёрства Евросоюза и России
С началом перестройки в СССР все европейские страны объединились в Евросоюз. США же напротив, всячески обосабливаются, отказываются выплачивать внешний долг, захватывают территории южноамериканских стран. Все средства правительство США вкладывает в строительство ядерного щита «Космокрепость Америка» на околоземной орбите, подобного которому нет ни у одной другой страны. После принятия СССР в Европейский Союз США задумало развалить СССР. Для этого при поддержке США на Украине был избран президент-националист Кронько, провозгласивший независимость Украины. На фоне этих событий разворачивается история американца Джерри Рида, создателя «Космокрепости» и космического буксировщика. Мечта Джерри – выйти в космос. Но в его судьбе так тесно переплелись работа и политика,...
— Война писателей 2014 года по Быкову и далее уже шире (возможно поговорим отдельно, если подберу нейтральные слова), попаданчество, ресантимент, реваншизм, «версальский синдром», он же, почему-то «веймарский синдром», дегуманизация в очень нарочитом, почти постмодернистском, кривом, обратном, дважды зеркальном и примитивно сложном романе
«Стальная мечта» – альтернативная история, в которой Адольф Гитлер не возглавил нацистское движение, а эмигрировал в 1919 году в США и стал заурядным писателем-фантастом. Основное содержание книги составляет его последний роман «Вождь под Свастикой», написанный незадолго до кончины и удостоенный в 1954 году премии «Хьюго». Действие этого «романа в романе» разворачивается в вымышленном мире далёкого будущего, в 1154 году после Небесного Огня. Наряду с нормальными людьми, в этом мире существует множество разнообразнейших мутантов и квази-людей, а также доминаторов, способных психоизлучением подчинять окружающих своей воле. В государство Хелдон, оплот расовой чистоты этого мира, приезжает Феррик Яггер. За короткий срок он объединяет вокруг себя...
Основное допущение романа — полуостров Крым здесь является полноценным островом в бассейне Чёрного моря. Эта вроде бы маловажная деталь играет существенную роль в истории Гражданской войны в России, привнося тот самый элемент «альтернативной истории» и являя собой роль ее катализатора. Отряды «белых», малочисленные и изможденные войной, отступают в Крым, преследуемые силами «красных». Никакой возможности переломить исход последнего сражения в свою пользу у них нет, Крым беззащитен и войска большевиков начинают последнее наступление по льду. В этот момент происходит случайность, не учтенная ни теми, ни другими — один из кораблей английского флота, стоящий в Черном море, внезапно открывает огонь, который из-за хрупкого льда под ногами наступающих становится...
— Если долго и регулярно слушать проповеди, можно ими проникнуться, пусть даже ты и криминальный авторитет в фэнтезийном городе
Однажды, случилось так, что пути Фафхрда и Серого Мышелова разошлись. Мышелов подался в рэкет, занимавшийся вымогательством денег у разнообразных религиозных культов, а Фафхрд стал единственным последователем некоего Бвадреса, единственного апостола мелкого божка Иссека Кувшинного.
— Почему-то всем мерещаться излучение башен и башни с излучателями из «Обитаемого острова» Стругацких, по-моему у Воннегута лучше
История о том, как встретились родители Майлза, Эйрел Форкосиган — попавший в опалу, самый молодой адмирал Барраярской империи и Корделия Нейсмит — капитан исследовательского корабля колонии Бета. Враги, они полюбили друг друга. Супруги, они прошли сквозь ад, чтобы спасти Барраярскую империю от надвигающейся гражданской войны...
— Король Гюон у нас тоже долго был на самоизоляции
Темная империя Гранбретания покоряет страну за страной в мире, чрезвычайно похожем на наш. Один за другим складывают оружие те, кто посмел выступить против нее. И лишь Дориан Хоукмун, герцог Кельнский, в союзе с графом Брассом, хранителем Камарга, способны противостоять тьме.
Причём это, разумеется, относительно серьёзная литература (про Муркока разговор отдельный), а не попаданчество, реконструкция и прочая отечественная фантастика. А также и не привычные шаблоны про «всё пропало» со ссылками на «оруэловские» и не очень антиутопии или «серые и чёрные» Стругацких. В общем, осмыслять, конечно, ещё рано, но уж очень хочется по целому ряду причин. И, чёрт его знает почему, у двух авторов из трёх в этом списке (Спинрад и Аксёнов) оказалось по целых два произведения. Хотя надо сказать и в творчестве Приста можно при желании подобрать ещё пару, оно как раз про искажение реальности.
Разумеется, в большой литературе тоже есть такой список, но про него отдельно. Хотелось бы ещё подробнее, но не сейчас и в другом формате.
P.S. Можно было бы подобрать ещё список антивоенного, который я бы лично начал с
Космический корабль находит планету, на которой общество — функционирующая анархия. Нет никакого правительства и лидерства — визитёрам приходится лицезреть политико-экономическую систему, полностью основанную на сотрудничестве и доверии, а не на принуждении (хвала мудрому индусу Ганди). И, главное, эта система начинает быстро нравиться твоим подчинённым, объединённым отсутствием интереса к собственному начальству.
Колония на планете Новый Дилавер давно уже оторвана от связи с Землей. Но однажды, жители колонии получают радиосообщение о том, что в течение двух недель к ним прибудет инспектор c Земли для проверки порядка в колонии. Пришлось жителям деревни в спешном порядке строить почту, тюрьму и полицейский участок, а Тому Рыбаку вообще становиться преступником. Но как Том должен убивать и воровать, если он не знает, как это делается? Ведь на Новом Дилавере уже несколько столетий нет никакой преступности!
Но, увы, это не есть ни наше настоящее, ни наше ближайшее будущее.
Давно хотел опубликовать этот отрывок, чтобы было удобно на него ссылаться, как на аргумент судного дня в спорах про белую бумагу. Но реальность несколько подкорректировала повод, но зато, наконец, сподвигла меня оформить этот фрагмент в колонку.
Итак, глава «Белая или тонированная бумага для книжной печати?» из книги Яна Чихольда «Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике» (перевод с немецкого Е.Шкловской-Корди с комментариями В.Ефимова)
----------------------
Бумажную массу химически отбеливают, чтобы придать ей чисто белый цвет. Небеленая бумага не только гораздо прочнее, но и красивее. Сегодня это большая редкость, такой бывает только бумага ручного отлива. Чудесный цвет старых печатных книг и еще более ранних рукописей до сих пор не изменился, если только книги не пострадали от воды или гнили. Когда раньше, хваля бумагу, называли ее «белой», то имелся в виду светлый оттенок, как у небеленого холста. Такой оттенок был у небеленой бумаги из льняных волокон и овечьей шерсти (в то время это было обычное сырье для бумаги). Этот цвет и сегодня самый красивый.
Неопытный взгляд среди образцов для высокой и офсетной печати сразу отмечает белую-пребелую офсетную бумагу. Но она предназначена не для печати книг, а для цветных иллюстраций, поскольку чем белее фон бумаги, тем точнее передается цвет. По тем же причинам большая часть мелованных бумаг для художественной печати имеет чисто белое покрытие. Многие годы я тщетно твержу о том, как нужна слегка тонированная бумага для художественной печати, только ее никогда нет на складе.
Может быть, служащим типографских фирм так нравится белоснежная бумага для печати потому, что она кажется им «современной» — напоминает холодильники, сантехнику и кабинет дантиста. Или потому, что белая офсетная бумага больше всего подходит к белой мелованной, а тонированная не востребована потому, что при печати требуется «блестящий» результат. Или все-таки дело в непрофессионализме и невежестве? Так или иначе, но печатается невероятное количество ярко-белых книг. Даже переплеты теперь часто щеголяют в белоснежном подвенечном уборе. Это прямо к делу не относится, но явно прослеживается та же тенденция.
Читают ли вообще люди, отвечающие за издание таких книг, свою продукцию? Так как им известны эти книги, то, может быть, они пару раз и взглянули на них. Но чтение — это совсем другой процесс. В конце концов, какие-то книги они читают и должны были бы заметить, как болезненно воспринимается эта слепящая белизна в книге. Белизна кажется не только холодной и неприязненной — она мешает, слепит глаза, как снежное поле. Книжная страница становится неприятно прозрачной; белый тон бумаги, вместо того чтобы сливаться воедино с зеркалом набора, отходит в глубину, образуя другую оптическую плоскость.
Когда белую офсетную бумагу неправильно используют вместо бумаги для высокой печати, это уже само по себе свидетельствует о недостаточно тщательной работе, но при этом плохой результат усугубляется из-за гладкой пустоты бумажной поверхности, практически лишенной структуры. Большинство применяемых сегодня шрифтов отличаются преувеличенной ровностью и регулярностью, которые еще сильнее проявляются при машинном наборе, и возникает общее впечатление внешней гладкости и холодности, являющихся зеркальным отражением равнодушия к книжному делу. Хорошо сделанная книга не должна быть просто результатом искусного расчета и минимальных затрат энергии. И если в других странах восхищаются нашими изданиями, то это прежде всего относится к высокоразвитой технике печати, а не к настоящей красоте книг*. Во многих странах нет такой полиграфической техники, но равнодушие к книге там такое же. Если кому-то книга необходима, то, конечно, он не будет обращать внимания на ее типографские недостатки. То, что научная книга хорошо раскупается, вовсе не значит, что она хорошо издана. Элементарно необходимое — это еще не искусство. Настоящее искусство начинается там, где есть что-то, кажущееся ненужным, избыточным. Только если на книгу приятно смотреть, если она так прекрасна, что ее хочется сразу купить и унести домой, то мы можем говорить о настоящем произведении книжного искусства.
Для того чтобы книга производила прекрасное общее впечатление, бумага не менее важна, чем безукоризненная типографика. Этого слишком часто не замечают. Исключительно редко встречаются книги, бумагу для которых выбирал компетентный дизайнер. Проектируя книгу, нужно выбирать бумагу не только по весу и прочности на изгиб по отношению к формату издания. Не менее важно, чтобы ее структура, цвет и другие особенности соответствовали характеру шрифта и духу книги, создавая гармоничное созвучие всех частей. Наши бумажные фабрики могут и готовы выполнить эти пожелания. И это не будет стоить дороже.
В любом случае хотелось бы, чтобы чисто белая бумага применялась только там, где это требуется. Сам я с трудом могу представить себе такой случай. Если нам рекомендуют белую бумагу оттенка «цветов вишни», то коварно пользуются нашим пристрастием к любованию цветущей вишней. Насколько прекрасно цветение вишни, настолько бумага этого оттенка не годится для высокой печати.
Про «белоснежную» бумагу речь идет уже реже — видимо, здравый смысл торжествует. В годы нужды и лишений (и после них) много книг печаталось на серой и грязновато-желтой бумаге. Когда эти времена прошли, мы вправе были ожидать возвращения прочной, хорошей бумаги. Непрофессионал ошибается, когда думает, что хорошая бумага обязательно должна быть белой, а тонированная бумага непрочная. Знаток, понимающий, что это не так, должен объяснять это непрофессионалам. У чисто белой бумаги через десять лет пожелтеют края, а сероватая бумага может быть превосходного качества! Это зависит от состава бумаги, неспециалист в этом плохо разбирается.
Итак, белизна не показатель качества и прочности бумаги. Чуть тонированная бумага для высокой печати, тон которой обычно почти не заметен, гораздо лучше, потому что не слепит глаза и возникает единство бумаги со шрифтом, которое при белой бумаге достигается только в исключительных случаях. Но я говорю сейчас о необходимости тонировать бумагу, а не о ее качестве. Существует множество книжек и брошюр, которые должны печататься на дешевой бумаге. Как правило, самый светлый из возможных для такой бумаги тонов имеет сероватый и неприятный оттенок. Это можно преодолеть легким тонированием, придавая бумаге теплый оттенок шамуа, причем она не подорожает. У меня это много раз отлично получалось. Качество бумаги не улучшается, но она приятнее для глаз. Я сделал это для дешевых книг издательства «Пингвин букс», которые теперь стоят в Англии 3 шиллинга 6 пенни (2 франка). Бледно-серая бумага выглядела отвратительно, а теперь ее оттенок стал теплым и книги так же приятно читать, как и те, что в три раза дороже! Было бы хорошо, чтобы наши газеты и журналы тоже использовали эту возможность. Обычная газетная бумага серая и убогая, точно такая же, какая раньше была у изданий «Пингвин букс». Если бы она была более теплого, желтоватого оттенка, удобочитаемость была бы лучше. Это не поможет типографике газет, по большей части уродливой, но наши глаза будут меньше страдать. Заметим, что бумага у лондонской газеты «Таймс» намеренно желтоватого оттенка — какой контраст с тоскливой серостью наших газет! Сравните и убедитесь сами. Я только боюсь, что мои призывы ни к чему не приведут, как ни к чему не приведут и те замечания о производстве тонированной бумаги для высокой печати, что я делал раньше. Но ведь и то и другое очень важно для здоровья людей, для миллионов глаз.
Итак, белизна бумаги не признак ее прочности. Для высокой печати она не годится, потому что слепит глаза. Необходимо ее чуть-чуть тонировать, чтобы приблизиться к теплым оттенкам небеленого полотна или шамуа. Совсем дешевые книги, журналы и даже газеты надо печатать на тонированной, а не на серой бумаге. Кроме того, определенным шрифтам требуются определенный тон и фактура бумаги. Особенно это касается новых версий классических шрифтов. Чем старше шрифт, тем более темной и шероховатой должна быть бумага. На белой бумаге антиква Полифилус (1499 года) не выявляется в полную силу**. Для нее хорошо подходит только бумага, по оттенку и характеру фактуры похожая на бумагу, делавшуюся в 1500 году. То же самое относится и к антикве Гарамон (около 1530 года). Позднее, в восемнадцатом веке, предпочитали «белую» бумагу (к счастью, ее еще не умели тогда так сильно отбеливать, как теперь), поэтому антиквы Баскервиль (около 1750 года) и Вальбаум (около 1800 года) лучше всего смотрятся на почти белой бумаге. Только антиква Бодони (около 1790 года) и только в больших кеглях и на страницах большого формата выдерживает совершенно белую бумагу, но она должна иметь определенную структуру поверхности. Бодони намеренно добивался эффекта сильнейшего контраста между нервным черно-белым контуром литеры и белой почти абсолютно гладкой бумагой, что сильно мешает спокойному чтению. Вслед за ним так поступали и в девятнадцатом веке. Грязно-желтая бумага последних десятилетий девятнадцатого века в основном стала такой неприглядной неумышленно, это было следствием необдуманного ухудшения качества бумаги.
Сейчас бумагу тонируют, как правило, добавляя пигменты. Возможны бесчисленные варианты оттенков, состава, проклейки и особой структуры поверхности бумаги. Нам надо не забывать об этом, а использовать эти возможности как можно чаще.
-----------------------------------
* Это и следующее предложения относятся к Швейцарии. (Примеч. авт.)
**Чихольд имеет в виду великолепную антикву старого стиля, нарезанную Франческо Гриффо да Болонья, которой набрана знаменитая иллюстрированная книга Hypnerotomachia Poliphili, изданная Альдом Мануцием в Венеции в 1499 году, и более поздние подражания этому шрифту (Прим. ред.)
Собственно, какие такие убеждения я хочу аргументировать? Так как я довольно часто читаю на улице (в итоге только на улице теперь я и читаю бумажные книги), то это, как минимум, к вопросу, почему я предпочитаю электронные книги с сероватой e-ink, а также газетную бумагу всеми любимой белой бумаге (на солнце белой ослепительно). Вот такие убеждения (или предубеждения) или привычки. Казалось бы, простая эргономика, победившая эстетику, но оказывается в большинстве случаев и эстетика тоже.