Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Anahitta» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 23 января 2016 г. 06:56

19 января 2016 г. Брендон Сандерсон поделился новостями по третьей книге из цикла «Архив штормсвета» (Oathbringer — «Носитель Присяги») на сайте reddit.com. Предлагаем перевод сообщения.

Привет, reddit. Подумал, вернусь-ка я и расскажу, как продвигается книга. (Поверить не могу, что с прошлого раза прошло уже полгода.)

Предупреждаю, что после этого абзаца будут небольшие спойлеры. Разумеется, я не стану раскрывать сюжет, это испортит всё удовольствие. Однако про структуру книги и работу над черновиком немного поговорим. Я знаю, что некоторые читатели очень щепетильно относятся к любым спойлерам и вообще ничего не хотят знать. Если это про вас, то скажу лишь одно: я приближаюсь к экватору книги, но пока что его не прошел. Работа спорится, и я очень доволен.

 Далинар
Далинар

А теперь углубимся в подробности. «Архив»-3 я начал с глав-флэшбеков Далинара и Сета, потому что на тот момент ещё не определился, кто станет ключевым героем книги. В процессе я решил, что это будет Далинар, хотя при разработке цикла задумка была другая. Это решение меня не слишком обеспокоило, я принял его в соответствии с тем, как развивается цикл. Да и всегда можно ожидать, что во время написания что-то поменяется, в этом нет ничего страшного. (Например, большая часть сюжетной линии Каладина перекочевала из третьей книги во вторую.) Никогда не стоит слишком строго следовать намеченному плану.

Выбрав Далинара, я написал все его флэшбеки. К концу я полностью уверился, что они лучше всего подходят для этой книги. Это «книга Далинара», и поэтому я хотел, чтобы его ПОВы были во всех пяти частях «Носителя присяги». Видите ли, у «Архива штормсвета» немного необычная структура. Я разрабатываю её довольно причудливо, и, скорее всего, смысл во всем этом есть только для меня. Но я попробую объяснить.

 Каладин
Каладин

Каждую книгу я делю на пять частей. В целом по сюжету они образуют три блока, три отдельных тома в одной книге. При этом всё объединяет большая сюжетная арка на пять книг, и во всем цикле таких арок две, то есть всего десять книг. Таким образом, каждая книга представляет собой законченную трилогию с отдельными сюжетными линиями и кульминациями для каждого из главных героев (Каладин, Шаллан, Далинар). Помимо этого, в ней есть главы-флэшбеки, по крайней мере одна второстепенная повесть о персонаже, у которого пока не было ПОВа, и соответствующая последовательность коротких историй. «Ключевой» герой, кроме флэшбеков, получает ещё и главы в каждой части.

 Шаллан
Шаллан

Это означает, что мы увидим чуть больше Далинара и чуть меньше Каладина и Шаллан. (Не переживайте, у обоих будет примерно столько же книжного «времени», сколько было у Каладина в «Словах сияния».) Итак, структура «Носителя присяги», как я уже упомянул, такова: пять частей, образующих три тома. (Я называю их «томами», потому что не могу подобрать более удачного слова. Получается, что каждый роман цикла – это одна книга из трех томов. Не запутайтесь. Я вовсе не собираюсь делить книгу на три тома при публикации, речь идёт только о структуре.)

Первый «том» «Носителя присяги» состоит из первой части и идущих после неё интерлюдий. Второй «том» – из второй и третьей частей, а также сопутствующих интерлюдий. Третий – из четвертой и пятой частей и их интерлюдий. Из всех частей самой необычной будет вторая. В неё войдет ещё одна повесть (разделенная на шесть глав), потому что, как мне кажется, пора познакомить вас с очередным персонажем. По этой причине глав основных героев здесь будет меньше всего.

Я закончил все флэшбеки, все ПОВы первой части, повесть для второй части и дописываю вторую повесть (ту, что будет вместо линии Сета из первой книги или линии Эшонай из второй). Пока вышло примерно 180 тысяч слов, из которых 130 тысяч – это готовая первая часть.

Если всё это кажется немного запутанным, приношу свои извинения. В эти книги погружаешься с головой, и для сложных историй планирование сюжета иногда просто выносит мозг. Тем не менее я набросал на скорую руку визуальную схему структуры книги и представляю её вам.

Масштаб на схеме неправильный. Например, первая часть, скорее всего, будет самой длинной из пяти. Вторая часть, на первый взгляд, наиболее насыщенная, но, наверное, в ней будет только по три-четыре главы основных героев (у одного из них вообще только одна глава), поэтому на самом деле она будет короче первой. Пятая часть не обрезана. Я знаю, что она будет короткой, как и в предыдущих книгах.

 Сет
Сет

Дальше предстоит редактура первой части. (Я не часто занимаюсь редактированием, не дописав книгу, но при таких объемах это помогает мне придерживаться сюжета и смысловой целостности от части к части.) После этого я напишу главы Далинара для второй части, перемешаю их с подходящими флэшбеками и уже законченной повестью, а потом займусь подробной разработкой ПОВов трех других главных героев для этой части. Надеюсь, что подтяну вторую часть примерно до 70 тысяч слов, то есть всего где-то до 200 тысяч, и половина пути будет пройдена.

Если у вас закружилась голова, не волнуйтесь. Можете вообще не обращать внимания на мои разглагольствования. Для меня важно, чтобы в этих книгах, хоть это и эпическое фэнтези, на протяжении всего цикла держался фокус на главных героях. Будет много Далинара, Каладина и Шаллан. Умеренно – Сета, Эшонай, Джасны, Адолина и Навани. Вас ждут несколько сюрпризов относительно других персонажей. Кое-кто из них отвоевал себе больше места. Однако, если говорить в целом, всем, кто не перечислен выше, можно надеяться самое большее на главу-другую. (До второго пятикнижия, где главные герои поменяются. Фанаты Ренарина, вам придётся запастись терпением.)

Я нацелен не сбавлять темпа развития событий и не позволю истории слишком отклоняться от первоначального замысла. Мне кажется, что этого можно добиться как раз с помощью тщательного планирования сюжета и последовательной структуры книг.

Благодарю за терпение.

На данный момент на баннере в блоге Б. Сандерсона 44 % готовности первого черновика романа.

Перевод: zhuzh, 2016 г.

Для booktran.ru (сейчас на сайте технические проблемы и нет актуальной информации) и группы Брендона Сандерсона


Статья написана 14 января 2016 г. 07:18

В своем официальном блоге Б. Сандерсон пишет комментарии (аннотации) к некоторым своим книгам, в том числе к романам цикла "Рожденный туманом". Он комментирует каждую главу без исключения, поясняет механизм работы магических систем, раскрывает некоторые секреты работы над книгами, рассказывает о персонажах то, что осталось за кадром.

Представляем выборочные комментарии к четвертой части романа "Герой Веков". Комментарии рекомендуется читать только после прочтения соответствующей главы, ибо СПОЙЛЕРЫ! Спойлеры по дальнейшему развитию событий в романе спрятаны под скрытым текстом.

Комментарии к первым трем частям романа здесь:

Часть 1. Наследство Выжившего

Часть 2. Ткань и стекло

Часть 3. Расколотые небеса

 обложка романа в России
обложка романа в России
 обложка романа в Греции
обложка романа в Греции

Глава 45

Рин – это Разрушитель

Вы в самом деле думали, что я верну Рина?

Может быть, и думали. И правильно бы думали; читатели художественной литературы привыкли к странным воскрешениям давно умерших персонажей. Думаю, этому есть две причины. 1) Либо автор так привязался к погибшему герою, что хочет его вернуть. 2) Либо автор хочет сделать что-то совершенно неожиданное и поэтому внезапно для читателей воскрешает персонажа.

К сожалению, обе причины основываются на эмоциях, что обычно не слишком хорошо для развития сюжета. После таких поворотов от читателей потребуется повышенная способность закрывать глаза на натяжки. Отчасти из-за таких приемов беллетристика как жанр заслужила плохую репутацию у литературной элиты. (Как читатель может переживать за героя, зная, что его смерть может ничего не значить?)

Я говорю это, но, конечно, я так же, как и любой другой, виновен в таких трюках. У меня сейчас в работе две книги, в которых я планирую смерти и воскрешения, хотя, разумеется, я встраиваю эти элементы в сюжет и в структуру мира.

Кроме того, есть много примеров тому, что такие приемы подходят для художественной литературы, и они срабатывают. Вообще, одна из причин писать фэнтези заключается в том, что вы можете затрагивать темы, подобные этой, которые не сработают в художественной литературе в целом. Я просто беспокоюсь о том, что мы, как приверженцы жанра фэнтези, слишком ленивы для таких идей. Если с ними переборщить, то в итоге получится комикс, где смерть абсолютно бессмысленна.

Игра с клише

Что ж, эта тема превращается в какую-то непредусмотренную проповедь. Она может быть вам интересна, но я оставлю ее, потому что хочу продолжить рассказ о моей первоначальной идее. Я не вернул Рина (и Кельсера), потому что я против таких поворотов сюжета, разве что к ним были заблаговременные предпосылки и они хорошо встроены в магическую систему. Однако я хотел, чтобы читатели думали, что я верну их, потому что мне почему-то доставляет удовольствие вводить читателей в заблуждение тем, что я якобы следую клише, а потом резко уходить в сторону от этих клише. (В определенном смысле этому посвящен весь цикл.)

Однако, отдавая должное моим читателям, я не стал это затягивать. Я понял, что многие догадались о том, что Рин был фальшивым, особенно после эпиграфа, прозрачно намекающего на то, что у Вин есть штырь. Вдобавок в этой сцене я хотел указать на разницу между Вин и Призраком. Он идеалист, он неискушен и неопытен, несмотря на то, через что прошла команда Кельсера. Вин – реалист и скептик, и она более опытна. Для меня это самое простое обоснование тому, что она почти сразу разоблачила уловки Разрушителя.

Глава 47

Смерть Билга

Вы могли не узнать в этой главе камео, которое представляет Билг. Это солдат, ударивший Дему. Кто такой Билг? Что ж, если вы читали первую книгу, вспомните сцену, когда Кельсер посещает пещеры, в которых тренируется его армия. Он выбирает из толпы солдата, чтобы тот сразился в поединке с одним из недовольных. Кельсер помог своему поединщику, вмешавшись в схватку с помощью алломантии.

Кто его поединщик? Капитан Дему. А недовольный, с которым он сражается? Парень по имени Билг. (Возможно, теперь вы поймете, почему Билг затаил злобу на Дему.) В исходном черновике первой книги Билг погиб в поединке. Однако читатели возмутились тем, что Кельсер убивает человека ради того, чтобы доказать свою точку зрения. Поэтому я переделал сюжет так, что Билг выжил и стал последователем Кельсера. Хотя мне всегда казалось, что он должен умереть. Поэтому в этой книге он опять становится зачинщиком проблем, снова дерется с Дему и на этот раз получает по заслугам. Единственная загвоздка заключается в том, что Эленд здесь неправильно произносит его имя и называет его Бриллом. Упс! Поскольку из-за этого распознать камео практически невозможно, наверное, я исправлю это в переиздании.

Глава 48

Последнее послание Вседержителя

Это послание Вседержителя на металлической пластине мне было очень трудно писать. Первоначально оно было короче, но в последнем черновике я его расширил, потому что оно казалось совершенно бесполезным. Оно и сейчас говорит не слишком много. В этом и проблема.

Я так и задумывал, что на последней металлической пластине Вседержителя не будет ответов. Это вписывается в тему цикла – в этом романе обыгрывается клише эпического фэнтези о могущественном предмете, который нужно отыскать, и с его помощью побороть зло. Разве что на этот раз я хотел, чтобы предмет искали и нашли, но это оказалось бы бессмысленным, и никаких ответов от Вседержителя там бы не было. Мне показалось, что это только усилит ощущение безнадежности, которое испытывают герои, пытаясь бороться с Разрушителем.

Проблема заключается в том, что, перечитывая текст на металлической пластине, я понял, что сделал как раз то, чего хотел, но также по-настоящему и очень сильно разочаровал читателей. А я ненавижу разочаровывать читателей. Это как будто нарушить обещание. Поразмыслив, я решил, что это все же лучшее, что можно было сделать, хотя я предпочел бы найти другой способ разобраться с этой проблемой.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Обратите внимание на то, что Вин совершенно упустила из виду круг с точкой в центре. Размер круга соотносится с текстом вокруг него, а по периметру круга начертаны некие числовые подсказки, указывающие на масштаб карты, на которую его нужно наложить. Если расположить круг правильно, то точка укажет прямо на Ямы Хатсина.

Вин потрясающая, но она получила только начальное образование. Сложные математические задачки вроде этой ей не по силам. Если бы у Эленда было время изучить металлическую пластину, возможно, он бы догадался, на что она указывает. Но времени у него не было.

Вседержитель и правда оставил очень важную подсказку на металлической пластине. Однако мне кажется, что такие неясные подсказки слишком часто расшифровываются в книгах, подобных этой. По-моему, на практике, если оставить такую подсказку, велики шансы, что ее прозевают или не поймут. Так здесь и случилось.

Глава 49

Способности Сэйзеда к запоминанию

(...) Во-первых, имейте в виду, что Сэйзед склонен приукрашивать те усилия, что он потратил на первоначальное заполнение своей медной метапамяти. Все Хранители, и он в том числе, в раннем возрасте проходят интенсивные тренировки по запоминанию и учатся развивать почти фотографическую память еще до использования метапамяти. Цель этого, разумеется, в том, чтобы научиться удерживать в уме точные образы прочитанного так, чтобы сохранить знания в наиболее близком к изначальному виде, прежде чем поместить их в медную метапамять.

В общем, Хранители могут держать в голове содержимое нескольких книг даже безо всякой ферухимии. Подобно мусульманам, заучивающим Коран, Сэйзед может дословно запомнить книгу и повторить ее вам. Тем не менее, он так долго вырабатывал у себя это умение, что оно кажется ему обычным. Помимо этого, применение ферухимии каким-то образом меняет его способности и то, как он ими пользуется.

Шкала алломантического потенциала

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Вопреки тому, что говорит в этой главе Призрак, аристократы тоже подвержены туманной болезни. Однако слухи, на которые ссылается Призрак, заслуживают внимания. Понимаете, с тех пор как туманы начали пробуждать в людях алломантические способности, аристократов они затронули гораздо меньше, чем скаа. Почему? Да потому что многие аристократы уже были алломантами. Еще детьми их избивали, чтобы пробудить способности.

Тем не менее это не уберегло их всех от туманной болезни, потому что туманная болезнь пробуждает также тот алломантический потенциал, который в ином случае был бы слишком слаб для того, чтобы проявиться. Представьте, что существует шкала алломантического потенциала. 100 % означает, что вы алломант. В книгах цикла «Рожденный туманом» 100 % достигли только двое – Вин и Эленд. Однако во многих людях скрытый потенциал силы Охранителя, достаточной для того, чтобы он проявился, составляет, скажем, 50 % по этой шкале. Если таких людей избить или подвергнуть какому-то стрессу, то у них пробудятся алломантические способности.

Однако у многих людей потенциал всего 20 или 30 %. Именно их пробуждают туманы. Поскольку сами туманы – отчасти сила Охранителя, они могут, прикасаясь к людям, слегка увеличивать их алломантический потенциал и выводить его на первый план.

Глава 51

Эленд сражается в деревне с колоссами

Эта глава – еще одна из моих любимых в этой книге. (Думаю, под номером четыре.)

В следующих нескольких главах Эленд ходит по кругу, но в то же время получает возможность блеснуть. Он один, вынужден справляться с проблемами без Вин, Тиндвил и других людей, поддерживавших его. Для него пришла пора решать, кто он на самом деле и чего хочет.

Вот с чего начинается глава. Досада Эленда на то, что он не способен защитить своих людей, наконец прорывается наружу, и под влиянием эмоций он делает то же, что делала Вин во второй книге. Хотя в его атаках гораздо меньше красоты, чем было в атаках Вин. Эленд могуществен, но из-за алломантии вынужден действовать резко.

Мне нравится визуальный ряд этой сцены в деревне. Эленд сражается в свете горящих домов, среди пепла и тумана, окруженный десятками умирающих колоссов. По моему мнению, здесь у него первый настоящий шанс проявить себя рожденным туманом, и он в какой-то степени удивлен тем, что с ним происходит.

Он еще не разобрался с тем, как защитить народ своей империи. В какой-то мере он только вступает на путь, который ему нужно пройти. Однако это ключевой момент, когда он наконец признает то, что так сильно его тревожит. Он не просто боится того, что становится похожим на Вседержителя, – он боится того, что, становясь похожим на Вседержителя, справляется со своими обязанностями гораздо хуже предшественника.

Глава 52

Эпиграфы к книге

Эпиграфы в этой книге существенно отличаются от эпиграфов двух предыдущих романов. Здесь они гораздо научнее и, в отличие от первых книг, относятся не к прошлому, а к будущему. (Хотя, как и в двух других книгах, они взяты из письменного источника, который в конце концов появится в романе.)

Это сделано умышленно. В первых двух книгах эпиграфы предназначались для того, чтобы отразить мифологию мира. Взяв их из прошлого, я добавил весомости истории мира, что иначе было бы упущено, поскольку персонажи не обращали особого внимания на такие вещи. Однако мне показалось, что в этой книге появление еще одной старинной записи будет повторением. Мне захотелось чего-то нового, что добавило бы красок в этот роман.

И, поскольку это книга о конце света, я решил, что некто, обратившийся к событиям прошлого и пишущий о них, может придать роману хорошую долю таинственности (Кто же это?), напряженности (Правда грядет конец света? Как же так, если кто-то выжил и пишет об этом?), и информативности. Тогда эпиграфы дадут ответы на вопросы, и станет больше известно о мире, но не так, как в первых двух книгах.

Я очень переживаю, что они слишком научные для атмосферы романа. Мне хочется, чтобы мои книги давали ощущение фэнтези, но я довольно твердо придерживаюсь мнения, что магию нужно объяснять с технической точки зрения. Если говорить в целом, в своих книгах я создаю скорее атмосферу Ренессанса или ранней индустриальной эпохи, чем классического средневековья.

Глава 53

Призрак просит Кельсера помочь поговорить с Бельдре

«Кельсер» не может помочь Призраку советом в том, что касается отношений, и это очень показательно. Разрушитель вообще не понимает, что такое отношения. Это одна из его главных слабостей.

Создавая Разрушителя злодеем, я хотел уйти от образа, воплощающего чистое зло. Лично я не считаю Разрушителя злым. Думаю, он действительно находит оправдание тому, что пытается сделать.

Но это не значит, что герои должны просто сидеть и позволять ему разрушать мир. Однако он сила, которой присуще сознание, или, скорее, сознание, которое присоединилось к силе. Как бы то ни было, эта сила управляет им и доминирует над ним. И разрушение – естественная часть жизни.

Глава 54

Вин получает обратно свою серьгу

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Возвращение Вин ее серьги вызвало логическую проблему, наверное, для меня самую большую во всей книге. Если я выдерну серьгу, Разрушитель не сможет разговаривать с Вин, и у меня не получится вставить сцены с ней и Разрушителем в тюрьме. Я чувствовал, что они очень важны – и для того, чтобы заполнить время пребывания Вин в заключении, и чтобы донести полезную информацию о природе Разрушителя, его целях и мотивах.

Таким образом, мне нужно, чтобы Йомен вернул серьгу. Но зачем? Зачем ему отдавать алломанту кусочек металла? Доводы Вин в этой главе – лучшее, что я мог придумать. Да, у Йомена есть атиум, который он готов поджечь. Он в самом деле пытается спровоцировать ее применить заготовленные уловки. На самом деле, после того, как ее унесли, он следовал позади на расстоянии и прождал возле ее темницы остаток дня, ожидая, что она попытается что-нибудь выкинуть. Она ничего не предприняла, и это его озадачило.

Серьга также представляла проблему в первом черновике первой книги. Тогда серебро было алломантическим металлом. Позже я заменил серебро на олово и переиграл свойства металлов. Однако не продумал до конца принципы действия гемалургии. Таким образом, дойдя до этой книги, я беспокоился о том, что ее серьга не из того металла. Отсюда пояснение о серебряном покрытии, поскольку я переживал, что забыл или пропустил упоминания в первой книге, где говорилось о том, что серьга серебряная. (Я пытался вырезать все упоминания о том, из какого она металла, чтобы получить возможность разрабатывать гемалургию без ограничений.)

Обратите внимание на то, что она не слышит голоса Разрушителя до тех пор, пока не вдевает серьгу обратно. Как она позже заметила, его приказ убить не так конкретен, как она его интерпретирует. Он просто посылает ей общее ощущение того, что она должна убивать и разрушать. Его внимание в этот момент сосредоточено на чем-то другом, он наблюдает за тем, что делает Призрак.

Глава 55

Эленд видит туманного духа

Эленд на самом деле очень сильно верит в Вин, даже если и не поклоняется ей. Он приписывает ей почти сверхъестественные силы. И я могу его понять. В этих романах Вин не столько персонаж, сколько сила. В каком-то роде как Разрушитель и Охранитель.

Как бы то ни было, в этой главе Эленд отчаивается – и затем снова обретает надежду. Я вставил сюда финальное появление туманного духа, но постарался, чтобы он не выложил Эленду слишком много информации. Не потому, что я не хотел выдавать саму информацию, а из-за того, что туманного духа не было в книге, и я не хотел, чтобы он показался «роялем в кустах». Если бы он возник из ниоткуда и выдал порцию ответов, думаю, для читателей это выглядело бы дешевым трюком.

Как поясняется в следующем эпиграфе, туманный дух – это остатки разума Охранителя. Я не слишком в это углублялся в книге, даже в эпиграфах, но на самом деле сознание Охранителя отделено от его силы. Однако само сознание тоже наделено ограниченной силой. И он ее использовал, чтобы связать Разрушителя.

Это не ослабило его силу, которая по-прежнему защищает мир. Но это стоило ему разума, от которого осталась только слабая тень – подобно памяти Охранителя в туманах, в значительной степени уменьшенная по сравнению с тем, что у него когда-то было.

Присущее Охранителю сознание, как и сознание Разрушителя, – часть Адоналсиума, когда-нибудь я это объясню. Достаточно сказать, что в крайнем случае Охранитель мог зачерпнуть силу из собственного разума, чтобы с ее помощью заточить Разрушителя. Вот почему у него получилось провернуть такой неожиданный для Разрушителя трюк. Он мог предвидеть нападение с использованием силы Охранителя, но никак не его разума, и не знал, к чему может привести сжигание собственного разума.

Вот почему в клетку Охранителя попал разум Разрушителя, но не его сила.

Глава 57

Вин задается вопросом, не безумна ли она

Мне нравятся рассуждения Вин, где она решает, не сошла ли она с ума. Зейн всю свою взрослую жизнь сомневался, пытаясь понять, безумен он или нет, и разобраться в том, насколько окружающий мир является порождением его нездорового рассудка. Вин? Она размышляет пару секунд, понимает, что если она сошла с ума, то проверить это нельзя, и решает больше на этом не заморачиваться.

Временами Вин жалуется на то, что она живет инстинктами, а не логикой, но это неправильное определение. Она очень логична – я бы сказал, гораздо больше, чем многие ученые. Ей просто не нравится зацикливаться на чем-то и обсуждать это. Предоставьте ей факты, и она их примет. В некотором смысле она буквальна и точна – а это, по моему мнению, основа логического философского подхода. Эленд абстрактен. Он любит размышлять и рационализировать. Скорее обдумывать проблемы, чем встречаться с ними лицом к лицу. Но он тоже логичен.

Возможно, их приверженность к голым фактам – одна из причин, почему они сблизились.

Вин расспрашивает Разрушителя об Охранителе

Возможно, после этой сцены вы поймете, почему я так сильно хотел, чтобы Вин и Разрушитель провели некоторое время в беседах во время ее заточения. Это показалось мне достаточно важным для того, чтобы я ради такой возможности допустил небольшую натяжку. (Спойлер в аннотации к главе 54 поясняет, что я тут имею в виду.)

Дискуссия о морали здесь важна, потому что я хотел, чтобы Разрушитель и Охранитель представляли силы, а не нравственные полюса. По разным причинам это жизненно необходимо для заложенной космологии. Если бы они представляли полюса, то это означало бы, что подобных им может быть только двое. Но они представляют противоположности, что оставляет больше простора.

Охранитель предал Разрушителя. Это приводит нас на зыбкую почву моральности лжи во имя достижения великого блага. Если ставка настолько велика, как здесь, – крушение целого мира – тогда, возможно, вы тоже предали бы. (Я люблю фэнтези. Где еще можно порассуждать о конце света как о последствии предательства, причем буквально?)

Сознание Разрушителя, отделенное от его силы, – не самая приятная сущность. Но его нельзя сильно винить, так как у него осталось очень мало разума по сравнению с тем, что было когда-то. Сила Разрушителя довольно сильно изменила разум своего носителя, чтобы он соответствовал ее намерениям.

Глава 58

Растягивание кульминации

Я попробовал сделать в этой книге кое-что новое. Меня справедливо критиковали за то, что я слишком много всего впихиваю в концовки. Хороший, в быстром темпе финал – это замечательно, но когда вы громоздите одну кульминацию на другую, они слегка теряются. По этой причине я пытался строить сюжет так, чтобы кульминации распределялись более равномерно. Я понадеялся, что это не уменьшит напряженности и драматизма, а позволит лучше сосредоточиться на кульминационных моментах, не давая им затмевать друг друга.

Это видно на примере Призрака. По существу эта глава – кульминация его сцен. Позже будут еще маленькие эпизоды с его участием, но в основном его сюжетная линия завершается здесь (за исключением одного открытого финала). Надеюсь, благодаря этой взрывной сцене мне удалось сделать темп повествования более ровным и приберечь последнюю треть книги для других героев.

Заключение по Призраку

 Призрак. Рисунок с сайта Тhe Coppermind
Призрак. Рисунок с сайта Тhe Coppermind

В целом мне очень понравились главы Призрака в этом романе, особенно после того, как я переписал первые из них, чтобы сделать его более симпатичным для читателей. Думаю, в его главах есть подлинная сердечность, трагедия и триумф. Единственный изъян – романтическая линия Призрака и Бельдре не очень сильна, но я с этим могу смириться. Учитывая то, что они оба подростки с сильными подростковыми страстями, и принимая во внимание то, сколько места мне удалось для них выделить, я удовлетворен.

Что, на мой взгляд, хорошо сработало, так это тонкая демонстрация вредоносного перста Разрушителя в сочетании с тщательно разработанным сюжетным поворотом, давшим в конце Призраку силу это преодолеть. Что иронично, он победил благодаря своим недостаткам, а не силе. Нечувствительность, так шокировавшая его раньше, стала инструментом, который он использовал для победы.

Поворот с Бельдре, оказавшейся алломантом, не совсем поворот. Я подозреваю, что некоторые читатели уже догадались. Тем не менее это та причина, по которой Гражданин начал спасать алломантов. Он мог судить об их полезности по своей сестре. Как и для большинства тиранов в истории, он легко мог найти оправдания для людей, которых любил, и сделать для них исключения в своей ненависти. Нужно отметить, что в самом Квеллионе не было благородной крови. Фактически Бельдре была ему сестрой только наполовину.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Голос Кельсера

Голос, который Призрак слышит после того, как он вытащил штырь, действительно принадлежит Кельсеру. Теперь, когда Охранитель мертв, голос Кельсера встретится в повествовании еще несколько раз.

Неугомонный Кельсер не может просто сидеть, позволяя миру рушиться. Смерть Охранителя оставила вакуум, и Кельсеру удалось немного затянуть свой дух в силу Охранителя. Он не многое может, но способен дотянуться до людей и шепнуть несколько слов. По крайней мере до тех пор, пока Вин не приняла силу и не лишила его этой возможности.

Знаю, я говорил, что он не вернется, но… ладно, это Кельсер. Он меня не слушается. Он просто делает что хочет.

Перевод: Anahitta.

Редактирование: Zhuzh.

продолжение следует...

P.S. В связи с техническими проблемами на сайте booktran.ru мы переносим наши переводы в группу Брендон Сандерсон | Brandon Sanderson Вконтакте. За исключением романа "Стальное Сердце", официально изданного в прошлом году в "Азбуке", и романа "Слова сияния", который готовится к выходу.


Статья написана 31 декабря 2015 г. 07:56

В своем официальном блоге Б. Сандерсон пишет комментарии (аннотации) к некоторым своим книгам, в том числе к романам цикла "Рожденный туманом". Он комментирует каждую главу без исключения, поясняет механизм работы магических систем, рассказывает о персонажах то, что осталось за кадром.

Представляем выборочные комментарии к третьей части романа "Герой Веков". Комментарии рекомендуется читать только после прочтения соответствующей главы, ибо СПОЙЛЕРЫ! Спойлеры по дальнейшему развитию событий в романе спрятаны под скрытым текстом.

Комментарии к первой и второй частям романа здесь:

Часть 1. Наследство Выжившего

Часть 2. Ткань и стекло

Глава 34

Металлические треугольники

Треугольники, которыми Марш убивает людей, потребовала моя писательская группа. Добавлю еще информации по миру «Рожденного туманом» – в первой книге я сделал несколько намеков (правда только намеков) на церемониальные аспекты религии Вседержителя. Эта религия не требует глубокой набожности от обычных людей, даже аристократов. Они должны подчиняться и исполнять свои обязанности в империи Вседержителя, но поклонения от них не ждут.

Однако от священнослужителей требуют большего. Они должны ежедневно возносить молитвы Вседержителю и совершать обряды, поклоняясь ему и храня дух религии. Остальной мир этого не видит и даже не знает об этом. Некоторые ритуалы включали разрезание тела маленькими треугольными лезвиями. Когда в первой книге Вин и Кельсер проникли в Кредикскую Рощу, один из инквизиторов бросил в Вин пригоршню таких лезвий.

Не знаю, почему, но моя писательская группа захотела вернуть эти штучки. И я их вставил, поскольку они хорошо перекликались с первой книгой.

Глава 35

Как работает гемалургия

В эпиграфах к этой и соседним главам говорится о гемалургии. Мне кажется, вы уже поняли, как она работает. Алломанта или ферухимика убивают штырем, при этом заряжая его их силами. Потом нужно воткнуть в кого-то этот штырь, и тот человек получит такие же способности. (Хотя чуть менее выраженные, чем у убитого. В некоторых случаях, если штырь долго находился вне тела, он теряет значительную часть своего потенциала.) Хотя такой механизм не добавляет в мир новых сил, мне очень нравится как он работает. Алломантия и ферухимия уже дают много различных магических сил. Я хотел, чтобы в гемалургии было нечто, не просто добавляющее новые способности, а соответствующее ощущению и природе магии. Нечто такое, что уравновесило бы алломантию, в которой человек может получить много способностей, и это ему ничего не стоит.

Итак, гемалургия. Она в некотором смысле обладает самым большим потенциалом всех сил, и с ее помощью любого можно сделать алломантом или ферухимиком. Похитив отдельные способности у двух других магических искусств, их можно как угодно смешать в человеке. Такой метод добавляет в мир разнообразия – дает возможность достичь большей силы или помогает обычному человеку стать таким, как Вин или Кельсер, но ужасной ценой. Это превосходно подошло к задуманному образу Разрушителя и обеспечило хороший конфликт для романов цикла. Какова цена силы?

Причина и следствие, действие и противодействие.

Глава 36

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Если для вас число шестнадцать очевидно, пожалуйста, не вините героев в недогадливости. Вспомните, что на протяжении тысячи лет им твердили о том, что алломантических металлов только десять. Конечно, вы видели в конце книги иллюстрацию со всеми шестнадцатью металлами, но персонажам не посчастливилось прочесть этот роман.

Глава 37

Нападение на лагерь

У писателей есть старинная прибаутка. Если действие движется слишком медленно, нужно чтобы на героев напали. (Я задаюсь вопросом, на что будет похожа литература, если следовать этому методу...) (Замечание редактора: "Гордость и предубеждение и зомби"?)

Я все равно планировал вставить эту сцену дальше, но мне показалось, что после последнего эпизода Эленда, где он по большей части дискутирует и борется с внутренними демонами, нужно что-то быстрое и с экшеном, чтобы подстегнуть события. Тогда я переместил сражение сюда, сделав так, чтобы на лагерь напали.

Поэтому в некоторой степени мысли Вин в начале главы были моими мыслями. Наконец-то битва! Некоторые члены моей писательской группы, дойдя до этой главы, разделили это впечатление, и я понял, что все сделал правильно. (Может быть, стоило сделать так еще раньше.)

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Если вам интересно, – да, это Разрушитель являлся Вин и действовал как рожденный туманом, чтобы ее отвлечь. Он беспокоится насчет штурма. Он хочет, чтобы Вин и Эленд просто напали на город и двигались дальше. Он расстроен тем, что его пешки не делают то, что он им предписывал. По крайней мере не так быстро, как ему хотелось. Поэтому он помогает Йомену, отвлекая Вин в надежде на то, что нападение на лагерь и потеря части колоссов заставят их разозлиться на Йомена и нанести ответный удар.

Человек пытается сделать нового колосса

Да, колоссы – это люди. Полагаю, многие из вас уже догадались. А многие, возможно, еще нет. Если вы поищите внимательно, то заметите подсказку в том, что после захвата Лютадели в телах колоссов находили маленькие штыри. (Это упоминается в конце второй книги.)

К сожалению, герои очень мало знают о гемалургии, чтобы обнаружить связь со штырями до того, как это драматическим образом продемонстрировал Человек. В этой книге только три магические системы – все взаимосвязанные, все имеют дело с металлами. Во второй книге упоминается, что колоссы, инквизиторы и да, даже кандра, имеют что-то общее. Их всех создал Вседержитель во время Вознесения.

И, можно сказать, создал из того, что было под рукой. В кандра чуть больше глубины, поскольку эта раса (вроде бы) развивается правильно. Увидите дальше в книге. Однако все они были созданы с помощью гемалургии, и штыри очень, очень важны.

Происхождение Человека

 колосс
колосс

Человек – особенный колосс. Он существенно старше большинства колоссов, его создали еще до смерти Вседержителя. Он был лидером мятежников на юго-востоке, той самой территории, где Колченог сражался в юности. Человек, а тогда его звали Вершадом, был одним из самых удачливых вожаков изгоев, которые жили за пределами Последней империи, но совершали набеги на отдаленные деревни и грабили их.

Он был харизматичным и умным, и ему удалось сохранить свою банду в живых даже когда на них обратил внимание Вседержитель. Вместо того чтобы продолжать грабить деревни, Вершад помаленьку перевел их жителей на свою сторону и заставил их отдавать ему припасы. Взамен он стал «нападать» на них, разрушать особняки лордов, сея хаос и давая возможность людям в какой-то мере отомстить своим хозяевам. Предполагается, что в суматохе захватчикам удается убежать с припасами скаа, которые потом им же и возвращают.

Вседержитель устал от этих игр и в конце концов послал колоссов против Вершада и его людей. Несмотря на свою изворотливость, они не были способны выстоять против хорошо продуманного предательства и засады, устроенной инквизитором, который контролировал отряд колоссов. Налетчиков перебили, а Вершада за его преступления обратили в колосса.

Однако в нем осталось довольно много сознания и ума, чтобы стать на диво смышленым колоссом. (Колоссы разнятся в зависимости от того, кем они были до трансформации).

Глава 38

Мощь Охранителя

Ладно, возможно, я солгал о том, что в этой книге только три магических системы. Все зависит от того, как вы назовете силы Охранителя и Разрушителя, которые, можно сказать, охватывают всю систему. Здесь много чего происходит, и, по правде говоря, я не хочу упоминать все, опасаясь спойлеров по будущим книгам. Тем не менее приведу несколько правил.

Во-первых, для этих сил энергия и масса означают одно и то же. То есть их сила может принять физический облик – подобно Охранителю в зернышке металла, которое проглотил Эленд. Во-вторых, во всех людях есть частичка Охранителя, и именно она позволяет стать алломантом. Ее нужно пробудить и разжечь, но если это произошло, то подходящий металл может извлечь еще больше силы Охранителя. Металл как будто настраивает частицу внутри человека, и она действует как катализатор.

Алломантия не подпитывается металлами, ее подпитывает Охранитель. Однако металл дает человеку возможность включить эту подпитку. Если бы был другой способ ее принять, металлы бы не понадобились.

Влияние Охранителя на каждого человека разное. Некоторым досталось больше, другим меньше. Это не значит, что человек лучше или хуже. Среди худших людей мира попадаются наиболее затронутые Охранителем. Как позже указал Разрушитель, быть злым или быть разрушительным – это не одно и то же.

Как бы то ни было, чем большая частичка Охранителя досталась человеку, тем лучшим алломантом он становится. Поэтому Эленд стал рожденным туманом. Как все люди, он обладал потенциалом, но слишком незначительным, чтобы его можно было пробудить обычным способом. Однако маленькая порция тела Охранителя усилила и пробудила его алломантию.

Интересно, что это был побочный эффект от зернышка металла. Это не было главной целью зернышка, и если бы его поджег другой алломант, оно бы сделало что-то другое.:-)

Глава 39

Механизм гемалургии

 инквизитор
инквизитор

Когда я разрабатывал вторую и третью книги цикла, Благословения и механизм работы гемалургии доставили мне некоторые проблемы. С одной стороны, мне нравится, как действует гемалургия, похищая силу у алломантов и ферухимиков и давая ее другим людям. Однако если я ограничусь шестнадцатью металлами и способностью похищать алломантические и ферухимические способности, это значит, что мне нужно придумать механизм, определяющий, какие силы можно украсть. Например, если вы воткнете пьютерный штырь в человека, который одновременно является алломантом и ферухимиком, откуда штырю знать, какую силу нужно вытянуть и передать тому, кому она предназначена?

Разрабатывая механизм действия гемалургии, я понял, что нужно вписать в него еще и кандра с колоссами. Нелепо думать, что Вседержитель будет убивать алломантов для того, чтобы создать колоссов. С одной стороны, алломантов мало, к тому же очень глупо терять силу алломанта ради создания менее ценных колоссов. Значит, колоссов нужно делать из обычных людей, не алломантов или ферухимиков. Вдруг у меня появился еще один набор способностей, который должна уметь похищать гемалургия – базовые части Охранителя, находящиеся в душах всех людей.

Я нашел решение: место, куда помещается стержень в получателя, и то, каким образом с его помощью убили человека, влияют на то, как действует сила. Пьютерный стержень может похищать любую из сил в зависимости от того, как его применили. И можно использовать обычных людей, а не алломантов, однако в этом случае получатель изменяется гораздо больше, чем если бы в него воткнули стержень, заряженный алломантом или ферухимиком.

Мое объяснение этому такое: если стержень вытягивает чистую силу Охранителя – часть мощи всего созидания – и извращает ее, это сильно изменит тело получателя. Извратит из-за использования искаженной силы.

Благословение Стойкости

Оно упоминалось в этой главе и в эпиграфе к предыдущей, где автор эпиграфа заметил, что оно «редко используемое». Есть простое и разумное объяснение тому, почему вы нигде в книге не встречали его применения.

Благословение Стойкости я добавил задним числом.

Видите ли, я понял, что нужно еще по крайней мере одно Благословение для соответствия структуре гемалургии. Мне понадобилась еще одна ментальная способность, чтобы дополнить их набор до четырех. Две основываются на физических способностях от алломантии и ферухимии: сила и выносливость – это первая, обострение органов чувств – вторая. Однако ментальные способности в алломантии и ферухимии отличаются. Поэтому я хотел, чтобы здесь происходило то же самое. Отсюда появилось Благословение Ясности, которое делает разум более стабильным.

Но уже закончив книгу я понял, что необходимо еще и четвертое. Так возникло Благословение Стойкости, и я чисто символически вставил его в нескольких местах. Мне нравится концепция силы, – той, что делает человека эмоционально стабильным, – и я даже рад, что не показал, как ее используют. Я могу продемонстрировать это в следующих книгах.

Глава 40

Создание новых инквизиторов

В систему гемалургии хорошо вписалось то, что инквизиторы предназначены для охоты за туманщиками-скаа. Их всегда хватало для создания новых инквизиторов взамен умерших от старости. Инквизиторы всегда были нацелены на ловлю скаа и предавались этому с огромной страстью. И для этого существовала веская причина, ведь только так раса инквизиторов – а это отдельная раса, как и колоссы с кандра – могла поддерживать свою численность.

Лейтенант Конрад

Лейтенант Конрад – это Том Конрад, еще один сосед по комнате. Том был моим первым соседом по комнате – компьютер свел нас вместе в общежитии Хеламан Холлс в университете Бригама Янга, результатом чего стала масса дурацких проделок. Мы делили комнату два года, после чего Том решил найти жилье за меньшую плату. Он переехал из кампуса в подвал под трейлером. (Ну, не совсем, но мне так показалось, когда я побывал у него в гостях).

Глава 43

История Йомена

Йомена как персонажа было весело писать. Он назван в честь Аарона Йеомана, выигравшего аукцион, который я устроил за право дать имя персонажу. Я хотел, чтобы он представлял тип злодея, отличающийся от Зейна из второй книги. В чем-то привлекательный, но скорее мыслитель, чем боец.

С ранних лет он мечтал стать поручителем. Сын незначительного аристократа из Лютадели, он рано принял сан священнослужителя и посвятил себя науке и теологии. Мы не часто видели эту сторону Стального братства, потому что обычно наше внимание было сосредоточено на другом. Тем не менее в братстве есть множество философов и мыслителей, и большинство из них попадают в Кантон ресурсов, лучшее место для людей с аналитическим складом ума.

Когда в Фадрексе освободилось место, Йомен ухватился за эту возможность, зная о том, что большинство поручителей не стремятся попасть туда. Фадрекс находится на отшибе, и важные события обходят его стороной. Йомен единственный из имеющих безупречный послужной список поручителей Лютадели захотел поехать в Фадрекс. (Он обошел более квалифицированных поручителей из других городов, поскольку имел связи среди высших чинов братства в Лютадели.)

За пять лет в Фадрексе он, несмотря на молодость, поднялся до прелана (т. е. высшего священника) в местном братстве. Многие считали, что он вернется в Лютадель и займет там высокий пост, однако еще неизвестно, удалось бы ему этого там добиться. Перебравшись в Фадрекс, он смог быстро подняться по карьерной лестнице, поскольку конкуренция среди местных поручителей здесь была очень низкой. (Многих назначили сюда потому, что им не хватило влияния для того, чтобы получить место где-то еще.) Однако это также удалило Йомена с политической сцены в Лютадели и из вида многих более важных людей.

Возможно, он смог бы поддерживать связи и затронуть достаточно струн, чтобы вернуть себя на влиятельные позиции в столице. Хотя, воспользовавшись благоприятной возможностью и уехав в Фадрекс, он смог быстро стать преланом, но при этом закрыл себе путь к достижению высоких рангов.

Глава 44

Тонкости силы

Вседержитель создал колоссов, кандра и инквизиторов в то время, когда владел силой. Однако это потребовало немного практики и опыта. Как уже объяснялось, обладание силой сопровождается интуитивным пониманием того, как ее использовать. Например, он знал, как создавать гемалургических существ, но поначалу у него было недостаточно практики, чтобы точно понимать, что он хочет сделать или каким будет результат его экспериментов. Аналогичным образом он знал, что может двигать планету, – и сделал это. Если бы у него была практика, он бы разобрался в том, как нужно сместить планету, чтобы она попала на правильную орбиту. К сожалению, нельзя начать эксперименты с перемещениями планет без того, чтобы не причинить много вреда.

Таким образом, он смог сделать нечто настолько тонкое, как создание трех новых рас, и, попрактиковавшись в биологии, слегка переделать растения и животных мира, но в первый раз у него совсем не получилось правильно переместить планету.

Посланцы Слоусвифта

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Осталось рассказать о двух беднягах, которых Вин использовала в своих замыслах. Братья Аледин и Троалин приходились Слоусвифту кузенами. Их мать казнило Стальное братство за интрижку со слугой-скаа. (Ее муж и отец молодых людей ушел из жизни несколькими годами ранее.) Йомен, возглавивший к тому времени город, позволил ее законным сыновьям сохранить титулы и не стал их преследовать, а они взамен обязались молчать об увлечении матери. Огласка поставила бы всех в неловкое положение. Они остались в Фадрексе, но так и не смирились с постигшей их мать участью. Слоусвифт знал, что они не поддерживают власть поручителя. Вин воспользовалась их помощью, чтобы проникнуть в хранилище. За ней наблюдали другие шпионы Йомена, которых она так и не заметила. Задачей этих шпионов было стоять в сторонке и закрыть за Вин дверь, когда она проберется в хранилище. Братьев швырнули в темницу и выпустили оттуда после заключения союза между Йоменом и Элендом. В правление Призрака они стали известными фигурами.


Перевод: Anahitta.

Редактирование: Zhuzh.

продолжение следует....

С Новым Годом!


Статья написана 20 декабря 2015 г. 18:51

Уже традиционно накануне дня рождения Брендон Сандерсон пишет в своем блоге об итогах уходящего года и планах на будущее. Команда Booktran представляет перевод поста от 18 декабря 2015 г.

Вступление

Все ближе День пережевывания голов у колоссов, и он совершенно случайно совпадает с моим днем рождения (19 декабря). В этом году мне исполняется сорок, и для меня это не такая уж значительная дата, как для некоторых. Наблюдая за моим поведением, последние двадцать лет люди шутили, что я родился сорокалетним. Думаю, я просто наконец догнал свой возраст.

С тех пор как я закончил свою первую книгу, прошло почти двадцать лет. Помню, как мы шутили с друзьями в колледже (возможно, вы их знаете как лейтенанта Конрада из «Рожденного туманом» и Дрехи из «Слов сияния»), что к сорока годам мы все разбогатеем и прославимся.

Дело в том, что я всегда намеревался воплотить эту мечту в жизнь. Не обязательно в части богатства или известности – ни то, ни другое меня особо не интересовало. Я просто знал, что без крепкой, стабильной карьеры писателя Космер никогда не увидит свет.

Может, именно отсюда и растут ноги этого «родился сорокалетним». Почти весь свой третий десяток я писал, отчаянно пытаясь разобраться, как создавать книги. Друзья советовали мне расслабиться, но я не мог – слишком велика была мечта. Нужно заметить, что тяжелый труд не всегда гарантирует успех, хоть наше общество и верит в обратное. В том, что я сижу и пишу для вас эти строки, огромную роль сыграла удача.

И все же, вот он я перед вами и, честно говоря, трудно представить, могла ли моя судьба сложиться лучше. Многие удивляются моей продуктивности; когда я встречаюсь с молодыми авторами, они иногда в шутку обращаются ко мне «старина». Я понимаю, что они имеют в виду: для многих из них писательство – процесс скорее инстинктивный. То, как они рассуждают о коммерческой стороне дела или целях писателя, идет вразрез с тем, что в свою профессию они попали наполовину случайно. Но для них это работает; они пишут отличные книги, которые я всегда с удовольствием читаю.

Но иногда складывается ощущение, исходящее от фанатов, от сообщества, в целом от нас, авторов, что продуктивность – это не так уж и хорошо. Словно для мастеров своего дела должно быть естественным не соблюдать назначенные сроки, срывать планы, не отдавать себе отчет в том, что и зачем мы делаем. Считается, что искусство рождается в муках, и нам будто не пристало наслаждаться своей работой, будто нас нужно заставлять ею заниматься.

Если что и удивляло меня последний десяток лет, так это с какой странностью люди относятся к моему удовольствию от работы и мое личное понимание писательского ремесла. Меня благодарят за продуктивность, хотя сам я считаю, что пишу не особенно быстро – все дело в систематичности. Фанаты переживают, что мой запал иссякнет или что я организовал что-то вроде тайного сговора писателей. Я не против шуток, но на самом деле никакой тайны нет. Я просто получаю удовольствие от самого процесса. У меня есть возможность создавать нечто невероятное, нечто затрагивающее человеческие души. Иногда это прикосновение легкое: я лишь помогаю человеку расслабиться на пару мгновений его бурной жизни. Порой мои истории цепляют людей глубже и серьезнее. Я счастлив и в том, и в другом случае.

Почти тридцать лет назад я обнаружил в книгах, которые тогда читал, нечто поразительное. Нечто неописуемое, но полное смысла – новое видение, новые эмоции. Я понял, что должен научиться тому, что умели те писатели. И теперь, когда у меня есть возможность точно так же дотянуться до людей, я не собираюсь тратить ее попусту.

Наверное, это было вступление перед предупреждением. Я работаю над множеством проектов. Многие из них связаны друг с другом моим эпическим генеральным планом, циклом о Космере в тридцать шесть (а может, и больше) книг. Но даже те книги, что не входят в этот цикл, в определенной мере бросают мне вызов, влияют на меня и мои истории, знакомят вас с идеями, завораживающими меня много лет.

Последние десять лет были невероятными. Я благодарю вас и благодарю Бога за ту замечательную возможность, что вы мне дали. Я не собираюсь снижать темп.

Мне вовсе не стыдно быть «стариной». Даже если я только-только официально достиг зрелого возраста.

Как прошел мой год

В 2015 году я писал несколько медленнее, чем в прошлом, так как провел много времени за редактированием.

Январь-май: Calamity («Напасть», третья заключительная книга цикла «Мстители», – прим. пер.)

Большая часть времени, потраченного на писательство в этом году, ушла на Calamity. В прошлом году я отложил ее, чтобы написать два новых романа из цикла «Рожденный туманом». Согласно моим записям я закончил последние главы в начале мая.

Время от времени я прерывался на доработку разных книг, а также на тур в поддержку «Огненного мстителя» (англ. Firefight, – прим. пер.) и поездку в Шарджу в ОАЭ. Все время был занят. На самом деле, так занят, что у меня ушел весь остаток года на отзывы писателям, у которых я веду курс писательского мастерства. Каким-то образом мне удалось проверить их работы еще в мае, но я пообещал каждому лично просмотреть их окончательные варианты, и только сейчас дело подходит к концу.

Июнь-август: «Архив штормсвета»-3

Нашел чуть-чуть времени на «Архив штормсвета», хотя написал не слишком много. Почти весь сентябрь и октябрь приходилось прерываться на редактирование, туры и поездки.

Сентябрь-октябрь: редактирование и секретный проект

Из-за разъездов было трудно писать «Архив»-3, требующий много времени на разработку, поэтому в перерывах между редактированием я закончил проект, над которым работал уже лет десять. (Да, десять.) Вскоре вы его увидите. Это повесть.

Ноябрь-декабрь: снова «Архив штормсвета»-3

Я планирую сосредоточиться на нем, пока не допишу. Еще расскажу об этом ниже. Если хотите почитать о моей работе в ноябре, то это в другом посте блога.

"Архив штормсвета-1"- "Путь королей"
"Архив штормсвета-1"- "Путь королей"
"Архив штормсвета-2" — "Слова сияния"
"Архив штормсвета-2" — "Слова сияния"

Полный список произведений, над которыми я работаю

График выхода запланированных книг

Вполне вероятно, что у меня не получится его придерживаться, но, просто для вашего сведения, вот каким я вижу график выхода будущих книг (сюда не включены ни повести, ни короткие рассказы, которые могут появиться – а могут и не появиться, – когда мне нужно переключиться на что-то новенькое).

Январь 2016 — цикл о Ваксе и Уэйне, книга 3

Февраль 2016 — «Мстители»-3 (заключительная книга)

Июнь 2016 — «Алькатрас»-5

2017 — «Архив штормсвета»-3

2017 — «Рифматист»-2

Весна 2018 — новый молодежный цикл, книга 1

Осень 2018 — цикл о Ваксе и Уэйне, книга 4 (заключительная)

2019 — «Архив штормсвета»-4

2019 — новый молодежный цикл, книга 2

2020 — «Элантрис»-2

2020 — новый молодежный цикл, книга 3 (заключительная)

2021 — «Архив штормсвета»-5 (конец первой части цикла)

2022 — «Элантрис»-3 (заключительная книга)

Заключение

Что ж, не говорите, что я не предупреждал вас, список и правда длинный.

Год выдался насыщенный. Я много путешествовал, встречался с людьми и подписывал книги. Этим я занимаюсь уже десятый год. Последние десять лет я считал себя одним из новичков на рынке фэнтези, но, наверное, пора признать, что я стал если и не членом старой гвардии, то одним из наиболее признанных авторов.

Как всегда, скажу: все это стало возможным благодаря вам. Пусть следующий год будет таким же прекрасным. Веселого Рождества и счастливого Дня пережевывания голов у колоссов вам всем.

Брендон Сандерсон

Декабрь 2015 г.

Над переводом работали: Zhuzh, Anahitta, paloozer, Bazalmont

Напоминаем, что в группе Б. Сандерсона ВКонтакте мы начали выкладывать по главам любительский перевод романа "Сокрушитель войн" (Warbreaker).




Статья написана 12 декабря 2015 г. 14:29

В своем официальном блоге Б. Сандерсон пишет комментарии (аннотации) к некоторым своим книгам, в том числе к романам цикла "Рожденный туманом". Он комментирует каждую главу без исключения, поясняет мотивы персонажей, какие-то рабочие моменты, освещает то, что осталось за кадром.

Представляем выборочные комментарии ко второй части "Героя Веков". Комментарии рекомендуется читать только после прочтения соответствующей главы, ибо СПОЙЛЕРЫ! Спойлеры по дальнейшему развитию событий в романе спрятаны под скрытым текстом.

Комментарии к первой части романа смотрите в предыдущей статье авторской колонки.

Глава 14

На сцену выходит Призрак

И вот перед вами первая глава Призрака. Когда я писал этот цикл, я довольно долго разрабатывал эпизоды с Призраком и был очень взволнован, когда до них дошла очередь. Как я уже говорил, я написал их все вместе, как самостоятельный мини-роман, а потом распределил между главами Вин/Эленда и Тен-Суна.

Призрак всегда был моим любимчиком. Его невнятная речь в первой книге была очень забавной, и уже тогда я начал думать, что получится, если сделать его персонажем, от лица которого будет вестись повествование. Первое, что мне пришлось сделать, − это, к сожалению, избавиться от его диалекта, который многих раздражал и просто был не вполне понятным. Второе − мне пришлось придумать для него конфликт. Хороший повод для этого дали гибель Колченога и отсутствие Призрака во время штурма Лютадели, но этого было недостаточно. Кроме того, мне хотелось как-то по-новому обыграть для него алломантию. Отсюда возникла идея савантов − людей, которые жгут так много металла, что это вносит изменения в их организм. По мере продвижения сюжета вы узнаете об этом больше. Однако мне показалось, что эти романы слишком сосредоточились на могущественных и одаренных людях. Мне нравятся сцены Вин и Эленда, но нам требовался кто-то менее могущественный. В этих сценах с Призраком я захотел показать, как некто более посредственный, тот, на кого читатели не обращали особого внимания, делает изумительные вещи.

Первоначально я изображал Призрака немного более неуравновешенным. Он обнаглел от своих новых способностей до такой степени, что стал слегка отталкивающим. Во время последней редактуры, в ходе которой я добавил религиозные исследования Сэйзеда, я отказался от бурных проявлений эмоций Призрака в его первых главах, стараясь сделать его чуть более симпатичным и достойным доверия.

Да, он серьезно навредил своему телу, игнорируя совет не жечь металл так часто. (Загляните в первую книгу, где Кельсер то же самое советует Вин.) Тем не менее он сознает, что делает, и находит оправдание своему поступку.

В остальном это еще одна вступительная глава, возвращающая нас к Призраку, показывающая его мотивации и место в книге и немного демонстрирующая его магию. В следующей главе от его лица событий намного больше.

Глава 17

Как Кельсер стал рожденным туманом

Почему Кельсер не стал рожденным туманом еще до того, как попал в Ямы? У меня нет ответа, даже в спойлерах. У него была тяжелая жизнь, и странно, что он не стал рожденным туманом еще до того, как увидел, что его жену избили до смерти.

Говорят, что чем сильнее человек, тем серьезнее должно быть потрясение, которое сделает его рожденным туманом и тем опаснее этот процесс.

Глава 20

Почему Вседержитель создал кандра такими, какие они есть

Возможно, вы кое-что заметили в этой главе. Тен-Сун упоминает ямы с пищей, в которых кандра выращивают смесь водорослей и грибков. Да, питаясь этим, они способны выжить. Нет, это не очень вкусно, зато не требует света для роста.

К несчастью, человечество на этой смеси выжить не сможет. Тем не менее есть один вопрос, который в тексте не поднимается, и это то, чего не знают даже кандра. Существует несколько причин, по которым Вседержитель создал кандра именно такими, какие они есть. Одна из причин − чтобы существовала раса, способная выжить под землей, если мир наверху будет уничтожен туманами. Иными словами, он сотворил расу подземных жителей, чтобы те пережили человечество, если возникнет такая необходимость. Именно он предоставил им Обиталище и научил их выращивать пищу под землей. Затем он, разумеется, решил добавить в их свод законов Обещание. Это была предосторожность на случай, если Разрушитель потребует их себе. Да, слегка пораженческое решение, но Вседержитель посчитал, что лучше им умереть, чем стать пешками в руках его самого опасного врага.

Глава 21

Дему выживает

Да, Дему жив. Он должен был умереть, если бы не мое обещание. Если вы читали другие аннотации, то знаете, что он назван в честь моего бывшего соседа по комнате Мики Дему. Я всегда считал его имя крутым и хотел использовать для какого-нибудь персонажа. Он разрешил, но заставил пообещать две вещи. 1) Его персонаж должен в конце концов найти себе девушку. 2) К концу цикла он должен выжить.

Поэтому Дему не мог умереть в этой главе. Его защитил магический щит, известный как обещание автора приятелю.

Белая униформа Эленда

Замечу еще кое-что интересное: Вин упоминает, что униформа Эленда белая настолько, насколько возможно. Некоторые читатели спрашивают, как можно в таких условиях поддерживать одежду белой.

Мой ответ во многом совпадает с тем, что говорит об этом Вин. Если бы человек из нашего мира взглянул на униформу Эленда, вряд ли он назвал бы ее белой. Может, светло-серой. Тем не менее по сравнению с окружающим миром она белая. Все относительно. Униформу, которую персонажи видят как ярко-белую, мы бы описали по-другому.

Быть лидером

Эленд всегда был склонен к самоанализу. Думаю, это один из отличительных признаков ученого. В первой книге он постоянно сравнивал себя с Кельсером. Теперь же он больше не беспокоится о том, чтобы заменить Кельсера. Его больше тревожит, что он идет по стопам Вседержителя.

Меня привлекает тема лидерства и того, какие качества необходимы лидеру. В фэнтези мы сталкиваемся с этими темами в увеличенном масштабе. Но таков жанр эпического фэнтези. Подобные книги дают нам возможность разобраться с этими проблемами утрированными методами, позволяющими проще говорить о них. Как доктор может взглянуть в микроскоп на микробов и увидеть их увеличенными, так и мы расширяем и раздуваем наши проблемы, придавая им эпический масштаб и тем самым делая их более доступными для рассмотрения и объяснения.

Таким образом, конфликт Эленда здесь является моделью проблем реального мира. Страх провала, стремление соответствовать ожиданиям, последствия того, что ты лидер и за тобой следуют другие.

Ему еще есть над чем работать, и одной из самых ранних проблем, с которыми я столкнулся в процессе написания этой книги, было то, каким образом я хочу показать развитие Эленда как персонажа. В итоге я переписал те места, где касался его личности и мотиваций, хотя многие из тех правок проявились в романе уже дальше.

Число шестнадцать

Меня беспокоит, что тот момент, когда Вин устанавливает эту закономерность, оказывается одной из самых больших натяжек в книге. Она только-только перестала твердить, что она не ученый, а теперь обнаруживает закономерность в статистике по заболевшим? Сначала я намеревался объяснить это тем, что после предшествующего разговора о Разрушителе и его законах ее мысли потекли в сторону поиска естественных закономерностей, поэтому она ее и усмотрела. Перечитывая текст, я не был на удовлетворен на 100%, но уже поздно что-то менять. Возможно, я бы переписал эпизод так, что зависимость обнаружил Нурден или Эленд, а затем уже Вин связала ее с тем, о чем она размышляла. Так было бы гораздо правдоподобнее.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Замечу здесь, что Вин неправильно понимает, что значат эти цифры. Она ищет законы, ограничивающие Разрушителя. Но находит не их, а оставленную Охранителем подсказку. Цифры понятны независимо от того, на каком языке говорят люди, поэтому Охранитель решил оставить несколько подсказок, которые, как он рассчитывал, направят людей по намеченному им пути. Во время написания черновика я собирался зашифровать в математической статистике числа, выражающие более значимые, рациональные факты о законах вселенной, например, температуру кипения воды. Они означали бы, что Охранитель намекает человечеству: у меня есть для вас план. В итоге ничего не получилось. Я решил, что это будет чересчур сложно и слишком научно для этого романа. Единственное, что осталось от замысла, − число шестнадцать, которое Охранитель зашифровал в том, как действует болезнь от туманов, подсказка, что именно туманы делают с людьми. Предполагалось, что это будет гласить: «Вы теперь алломанты!» К несчастью, Вседержитель умышленно внес путаницу в алломантию и число действующих в ней металлов, и эта подсказка осталась непонятой.

Глава 25

Фадрекс

Фадрекс первоначально назывался Фадекс. Но это название не понравилось никому − ни редактору, ни агенту, ни писательской группе. Я вставил одну букву, и вдруг все стало хорошо. Ну надо же! Я уже упоминал, что мне было очень трудно сообразить, как описывать этот город. Я довольно отчетливо могу представить картинку в моей голове. Конечно, я много времени провел на юге Юты, где подобные скальные формации встречаются в изобилии. Если вы погуглите Cathedral Valley (Долину Соборов), то сможете получить представление, на что похожа эта территория, за исключением того, что скалы Долины Соборов чуть выше и более рассредоточены, чем те, что окружают Фадрекс, как я их себе представляю.

Долина Соборов
Долина Соборов
высший пик Долины Соборов
высший пик Долины Соборов
Храм Солнца
Храм Солнца

Иногда мне хочется пробраться в головы моих читателей, когда они погружаются в эти истории, и посмотреть, как они представляют себе разные места из книг. Я уже говорил, что художественная литература − это совместное творчество, каждый человек, читающий мои книги, воображает себе все немного иначе, у каждого разные образы мест и персонажей. Мне хотелось бы знать, что они видят, просто из любопытства. Нет неправильных способов представлять персонажей, так же как не существует правильного или неправильного произношения имен. Это все ваше дело.

Глава 26

Влияние алломантии на мыслительные способности

Еще одно интересное замечание: алломантия во всех ее формах некоторым образом повышает мыслительные способности. Хотя первоначальная концепция магической системы фокусировалась на различных способностях, как физических, так и ментальных, в итоге ментальный компонент присутствует всегда. Заметьте, как Призрак, поджигая олово, лучше сосредотачивается на отдельных разговорах в помещении. Или как его разум пронзает туман или повязку у него на глазах. Кроме того, горение пьютера или олова делает разум человека бдительнее, настороженнее. Горение атиума не только позволяет алломанту немного заглядывать в будущее, но также эффективно использовать эту информацию.

Разум в значительной степени делает нас теми, кто мы есть. Я хотел, чтобы вы видели, как алломантия воздействует на разумы тех персонажей, которые ее применяют. Как я уже говорил, одно из преимуществ книг над телевидением и кино, − это возможность четко увидеть, что происходит в мыслях и чувствах персонажа. Добавляя ментальный компонент в каждую алломантическую способность, я надеялся сыграть на сильных сторонах прозы.

Глава 27

Камео архитектурных сооружений и персонажей

Собор Церкви Иисуса Христа Последних дней в Солт-Лейк-Сити
Собор Церкви Иисуса Христа Последних дней в Солт-Лейк-Сити
Вашингтонский кафедральный собор
Вашингтонский кафедральный собор

Многие из крепостей аристократов, которые я описывал в первой книге, − реальные сооружения. Например, прототип крепости Венчер − Вашингтонский кафедральный собор. Прототип крепости Ориэлль − Собор Церкви Иисуса Христа Последних дней в Солт-Лейк-Сити, только в книге у него больше витражей. Перечитайте описание (думаю, оно в этой главе), и, возможно, у вас получится его увидеть.

 Дж. Р. Р. Толкин
Дж. Р. Р. Толкин

В не менее забавной роли камео (я разошелся, придумывая камео) выступает Слоусвифт − его прототип дедушка Толкин. (Вот с этой картинки.) Само имя возникло из его любви к игре словами и именам, содержащим внутренние противоречия (Slowswift − англ. “медленный-быстрый”, − прим. переводчика).

Я не знаток Толкина: понятия не имею, что он был за человек и как бы отреагировал в подобной ситуации. Я просто любитель и фанат, которому почему-то захотелось воткнуть в текст крошечного второстепенного персонажа, напоминающего о мастере. Мы, писатели, временами вытворяем всякие странности.

Слоусвифт рассказывает о Сетте и Йомене

Да, Сетт поэт. Я добавил этот штрих, чтобы приоткрыть завесу над его прошлым и его личностью. Мне показалось вполне подходящим, что, несмотря на постоянное неодобрение Сеттом методов Эленда, он сам был немного ученым (хотя больше артистом) прежде, чем погрузиться в политику. Йомен один из моих любимых персонажей в этой книге. На самом деле мне пришлись по душе все три главных злодея цикла − Вседержитель, Зейн и Йомен. Все они представляют собой антагонистов, которые в чем-то неожиданны. Разумеется, дальше вы больше узнаете о Йомене, но имейте в виду, что Слоусвифт не лжет. Йомен хороший человек, но очень преданный. Возможно, даже чересчур.

Вин чувствует, что ее преследуют

Надеюсь, вы не забыли про способность Вин видеть сквозь медные облака. В первой и второй книгах на этой особенности во многом строился весь сюжет, хотя в третьей книге я пока не уделял ей много внимания. В третьей книге она отходит на второй план, поэтому я к ней особо не обращался. Однако знайте, что объяснение тому, почему она на это способна, в этом романе наконец появится. (Точнее, в одном из эпиграфов.)

Вин избегает Хойда

А, вот и Хойд в этой главе. Хмм… интересно, что он затеял.

Глава 28

Огнестрельное оружие в фэнтези

В эпиграфе упоминается порох. Странно, но мы, фанаты фэнтези, чувствуем непроизвольное и глубокое отвращение к пороху. Мы придерживаемся идеи о том, что огнестрельное оружие повредит атмосфере книги. Я до сих пор помню, как в юности читал книгу фэнтези − кажется, это была Робин Мак-Кинли, − и наткнулся на место, где упоминалось, что у героев были винтовки. У меня вдруг возникло странное чувство, будто меня предали, будто книга просто пошла прахом. Конечно, это глупо. В истории может быть огнестрельное оружие, и от этого она не перестанет быть фэнтези. По крайней мере, «Пираты Карибского моря» это подтверждают. Тем не менее я всегда сомневаюсь, использовать ли в фэнтези огнестрельное оружие. Может, когда-нибудь оно у меня появятся, но пока что я от него воздерживаюсь. К счастью, в этом цикле у меня есть очень хорошие и интересные причины, почему там есть каналы и строительные технологии образца XIX века, но нет пороха. (Во втором цикле «Рожденного туманом», действие которого происходит спустя несколько столетий после событий первой трилогии, огнестрельное оружие давно уже в ходу и герои вовсю палят из пистолетов, — прим. переводчика.)

Глава 29

Подсказка в повествовании о состоянии Призрака

Сцена, где Призрак заходит в здание без факела, а Сэйзед ждет снаружи, − прямая параллель со сценой во второй книге, где Марш проделывает то же самое с Сэйзедом. И Призрак, и Марш способны, в отличие от Сэйзеда, видеть в темноте, и оба склонны забывать о том, что другие не наделены подобными талантами.

Это не единственное сходство. Я умышленно сделал так, что Призрак в очках, замотанных тряпкой, — это отсылка к инквизиторам со штырями в глазах. Обе эти параллели − существенные подсказки к тому, что происходит с Призраком в этой книге.

Глава 31

Особенности речи Сэйзеда

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

В этой главе Сэйзед думает: «Я, к несчастью, тут главный». Вернитесь к самому первому эпиграфу этой книги. Заметили сходство? Все эпиграфы в романе выдержаны в языковом стиле Сэйзеда. Они звучат так похоже на то, как он говорит, что я сначала подумал, не станет ли это чересчур очевидным уже в первых главах. К счастью для меня, большинство читателей не обращают особого внимания на то, как говорят персонажи.

Надпись на стальной пластине в хранилище

Возможно, это самые альтруистичные слова Вседержителя за всю его жизнь. Эленд иногда беспокоится о том, что становится похожим на Вседержителя, и, по правде говоря, отчасти так и есть. Разница в том, что Вседержитель начинал как злобный незначительный человечек, но его могущество научило его относиться к своей силе более ответственно. Эленд был добросердечным идеалистом, а пребывание у власти воспитало в нем больше черт реалиста.

Я считаю, что власть не всегда развращает. Думаю, во многом она может сделать человека лучше.

Глава 33

Благословения кандра

Боюсь, Благословения все еще немного непонятны. Первоначально я разработал их как кусочки металла, по одному в плече каждого кандра. Но в конце концов я понял, что их число нужно изменить ради цельности магической системы. Я добавил еще один кусочек в другое плечо. Таким образом, каждый кандра имеет одно Благословение, но это Благословение состоит из двух кусочков металла. Каждый кандра может получить только одно Благословение, причем определенного типа. Конечно, подробнее об этом будет дальше в книге.

Перевод: Anahitta

Редактирование: Zhuzh

Команда Booktran. Группа Б. Сандерсона ВКонтакте

Продолжение следует.





  Подписка

Количество подписчиков: 181

⇑ Наверх