Майк Гелприн, Ина Голдин «Отражения и миражи»
Шестой сборник серии «Зеркало» так же, как все предыдущие, составлен из парных, отражающих друг друга текстов — мужских и женских. На этот раз связывает их самая древняя символика нашего мира — письмена Ветхого Завета. Законы Божьи действуют на Земле и во Внеземелье, в мирах реальных и мирах альтернативных, в странах будущего и странах средневековья. Но в иных временах, пространствах и цивилизациях законы Божьи преломляются, превращаясь в нечто иное, неведомое, иногда аморфное и эфемерное, иногда чуждое и враждебное нашему миру. Как сложатся судьбы героев, оказавшихся там, где любят, ненавидят, верят, сражаются, мстят не так, как у нас? Где боевое оружие бессильно, а меткое слово убивает, подобно пуле или стреле? Где нелюди рядятся людьми, а люди становятся нелюдями? Где мир зыбок, непрочен, обманчив настолько, что, глядя в зеркало, не отличишь, видишь ли ты своё отражение или мираж?
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 17 мая 2018 г.
«Отражения и миражи» — уже шестая книга «зеркальной серии» и это неплохой показатель для такого нетипичного проекта. Что ж, давайте посмотрим, к чему пришла серия на данный момент.
Нельзя не отметить, что «Отражения и миражи» выделяются на фоне остальных книг. Во-первых, это самый большой сборник по количеству рассказов — их 29. Во-вторых, многие истории легко группируются между собой в условные и полноценые циклы, что делает книгу более цельной и связной. В-третьих, это сборник очень мягкой фантастики и фэнтези, в котором почти не нашлось места жести.
Итак, 29 рассказов, 14 из которых принадлежат перу Ины Голдин, 15 – Майка Гелприна. В «женской» половине сборника хорошо просматриваются два авторских цикла: «Сага о межпланетном лингвисте» и «Шестиугольник». «Контакт», «...is ainm dom», «Печальная песня райнери» — истории о Шивон Ни Леоч, космическом лингвисте, которые представляют собой неплохие образцы гуманитарной фантастики с интересными лингвистическими, этическими и моральными проблемами. «Сантойя», «Дудочник», «Последняя игра в бисер», «Брат мой меч» — рассказы, которые объединяются в цикл «Шестиугольник». Это уже такое мягкое фэнтези, без особой героики, эпика и мрачности, зато с эльфами, средневековьем и легким оттенком меланхолии. Из оставшихся рассказов автора хотел бы еще выделить «Казинский скорый» (хорошая мистика про поезда), «Без памяти» (чуть ли не единственный рассказ, который можно отнести к героическому фэнтези в духе Сапковского, хотя и он содержит сюрпризы для читателя) и «Долгую ночь» (хрономистика с интересной идеей). Более того, в нескольких рассказах проскальзывают одинаковые специфические словечки, вроде «цесарь», из-за которых я подозреваю наличие еще одного, уже условного, цикла.
Теперь поговорим о «мужской» половине сборника. В рамках серии, Майк Гелприн автор уже знакомый, отметившийся еще в самой первой книге – «Зеркале для героев». Помнится, я тогда отмечал, что «Майк Гелприн больше внимания уделяет фантастике и приключениям, его рассказы более экстравертированы, в них больше схваток и ярких впечатлений». Примерно таких же впечатлений я ждал и в этот раз, однако автору удалось меня удивить. В этом сборнике его рассказы почти целиком сосредоточены на внутреннем мире героев, не единожды появляется тема самопожертвования и поиска смысла жизни. Среди его произведений нашлось место и хорошим приключениям по альтернативным мирам с толикой лингвистического юмора («Марина плюс Коля»), и переосмыслению мифических персонажей («Мастер», «Должник»), и сказкам в духе Р. Желязны («Мудрствуя лукаво», «Пешечное мясо»), и альтернативно-исторической фантастике с динозаврами («Господин ротмистр»), людьми, впадающими в спячку как медведи («Между ветроходом и дождепадом») и кентаврами, псоглавцами и прочими полукровками («Ватажник»). Но больше всего хотелось бы отметить рассказы «Улыбка» и «Чужая ненависть». Первый за необычный дар/проклятье главного героя и ударную концовку. А второй за интересный взгляд на вампиров, а также особую трогательность. Я не часто ставлю девятки, последние два сборника серии вообще прошли без таких оценок, но и «Улыбка», и «Чужая ненависть» оставили очень сильное впечатление, так что не мог не оценить по достоинству.
Ну и пара слов про сборник в целом. Если на первых порах привязка книг серии к определенной тематике была условной, то в случае «Отражений и миражей» она полностью оправдана. Невооруженным глазом видно соответствие рассказов заявленной теме и отличное дополнение друг друга.
Седьмой книгой серии станет «Зеркальный лабиринт» Ларисы Бортниковой и Алексей Провоторова. Книга вот-вот поступит в продажу, и я возлагаю на нее большие надежды. Все-таки «Костяной» А. Провоторова оставил настолько сильное впечатление, что не выветривается из памяти до сих пор.
Ashenwail, 3 января 2019 г.
Понимаю, что буду ложкой дёгтя в бочке мёда, но я не в восторге. От сборника в целом. Отдельные рассказы — вполне на уровне; эмоциональная составляющая, построение самого рассказа и т.п. Но... большинство рассказов ни о чём. Если рассказы в «Зеркале для героев» были разные, ни один другого не повторял и каждый нёс самостоятельный смысл (не все смыслы были новые, но каждый был оригинально решён), то в этом 80 % рассказов об одном и том же: нежный душевный мир героя и как ему больно. Предполагалось, что у меня в руках книга с фантастикой, а на деле получается сборник психологических новелл, в которых фантастическая составляющая сделана «на коленке». Я не хотел Кафку, я хотел фантастику!
И, тем не менее, поставим шестёрочку: всё же, качество чувствуется
Час Быка, 24 мая 2018 г.
Книги « Зеркало» отличает высокий уровень новеллистики, вдумчивое составление авторских сборников, их копозиция( дуэт авторов), интересные тонкие иллюстрации. За год вышли уже семь книг этой серии, позволяющей нам познакомиться под одной обложкой каждого из сборников с яркими представителями самой новой « волны» отечественной фантастики- волны « Лаборантов», среди которых особо выделяется Майк Гелприн, инициировавший эти « Зеркала», являющийся душой проекта и курирующий издания всех « Зеркал».
Уже первое «Зеркало» Майка Гелприна и Ольги Рейн «Зеркало для Героя» вполне заслуженно названо лучшим отечественным сборником фантастики за 2017 год по версии Фантлаба.
На мой взгляд фена с 60- летним стажем, большой удачей сборника авторов или его составителей является, если половина или более рассказов понравились читателю. Из рассказов Гелприна в «Зеркале 1» и « Зеркале 6» дуэта Майк Гелприн — с соавторшами « Зеркало для Героев» и «Отражения и миражи» мне понравились соответственно 10 из 13 и 10 из 15 его рассказов.
Рассказы Гелприна производят впечатление сжатой пружины благодаря большому заложенному в них основному смыслу, безупречной композиции, напряженному действию, запоминающейся «ударной» концовке ( подобно рассказам О' Генри!).
Хотелось бы пожелать, чтобы согласно арифметической последовательности, рассказы Гелприна составили и « Зеркало 11», далее 16,....
В «Отражения и миражи» собраны под одной обложкой и многие из ранее известных читателю но разбросанных по разным антологиям, журналам, таких сильных рассказов Гелприна , как» Нейтрал», « « Брат мой единственный» и других.
Выделяю как лучшие в « Зеркале 6» такие также рассказы Гелприна , как « Мастер», « Должник», « Господин Ротмистр», « Ватажник», « Между ветропадом и дождепадом».
Рассказы второго участника дуэта в « Зеркале 6»- Инны Голдин , хоть и производят, на мой взгляд, менее сильное впечатление, чем рассказы Ольги Рейн из « Зеркала 1», но следует отметить как запоминающиеся, такие рассказы , как « Город в осаде»( напоминающий ряд рассказов Джеймса Балларда), « Журавлик», « Долгая ночь», « Последняя игра в бисер»( где, как мне кажется, много аналогий с отечественной историей прошедшего века). В рассказах Голдин этого сборника привлекает фактура письма и нюансы текста( хотя созданию эффектов « сжатой пружины» и ударной концовки ей ещё есть чему поучится у Майка Гелприна).
Рассказам Гелприна даю оценку 10, и рассказам Голдин -8, в целом в усреднении оценка. « Отражений и миражей» -9.
darkseed, 8 марта 2019 г.
Хороший сборник двух хороших авторов. Но не отличный. Не знаю почему. Может лучшие рассказы Майк отправил в первый сборник серии. Может потому, что рассказы Инны почти каждый раз содержали примерно одно и то же (проклятые Империи и неистребимый ирландский дух), но вот как-то не цепляло в целом, как сборник. Хотя хороших и очень хороших рассказов в сборнике хватает. Те же «Джинн» и «Последняя игра в бисер» у Инны, к примеру, или «Улыбка» и «Мудрствуя лукаво» у Майка. Остальные лень перечислять. Напишу про два, имхо, худших. Просто так. Из вредности напишу. «Дудочник» Инны и «Брат ты мой единственный» Майка. Чтобы поровну. Хотя не понравившихся мне рассказов у Инны было больше. В пользу Инны могу сказать, что рассказы её «атмосфернее» что-ли?
В общем, итог — не пожалел, что потратил время, но и перечитывать за исключением нескольких рассказов, не тянет.
strannik102, 4 ноября 2018 г.
А замечательный получился авторский дуэт! При всём при том, что каждый автор пишет отдельно друг от друга и вполне самостоятелен и самодостаточен в своём творчестве.
В любой паре рассказов на обозначенную тему каждый мастер выкладывается по полному. И трудно, практически невозможно отдать предпочтения кому бы то ни было — ни уже относительно давно знакомому Майку Гелприну, ни новому для меня авторскому имени — Ине Голдин. Потому что, то один сюжет перевешивает парный ему, то другой приём чуть возвышается над первым, то опять перемена ролей и мест. В результате соревнования не получилось. Равно как и не планировалось. И для меня Ина Голдин занимает теперь довольно высокое место в рейтинге. Во всяком случае имя её теперь точно запомнилось и при утыкивании носом с интересом намерен знакомиться с её творчеством и дальше (может и про полюбившуюся Шивон что-то будет продолжено). Ну а с Гелприным в этом смысле вопросов нет — всё попавшееся в руки рано или чуть позже, но будет открыто и прочитано.
О сабже говорить совсем не хочется, благо многие рецензенты вполне прилично прошлись и рассмотрели и проанализировали, и систематизировали, и разложили по полочкам. Хорошо, что жанровый диапазон достаточно широк — от фэнтези до космической фантастики. И хорошо, что многие рассказы не просто, так сказать, греют душу и радуют, но и оставляют послемыслие и послевкусие. Потому что если произведение, даже неплохое, не оставляет возможности потом подумать, порассуждать самому с собой или пообсуждать в диалоге с кем-то, то это, в принципе, просто жвачка — рот набил, пожевал, вкусно. Вкус закончился — выплюнул и забыл. В ситуации с этим сборником почти каждая пара рассказов как раз возможностей пролонгации действий в отношении себя оставляет предостаточно. Да и темы злободневные и практически трепещущие. Иногда ставящие читателя вместе с героями в ситуацию выбора. Непростого и неоднозначного...
Замечательный получился авторский дуэт. Ина Голдин и Майк Гелприн.
volodihin, 19 мая 2018 г.
Неровная книга. По заданным изначально «условиям игры» микрокосм сборника строится в соответствии с мировидением иудаизма или, во-всяком случае, оформляется подобным образом. Где-то эта привязка «сыграла», где-то ничего не получилось. Так же и отдельные вещи. Яркие, необычные, «Сантойа» и «Мастер» — рядом со... скажем так, средне-крепкими «Виршителями» и незамысловатым «Дедом Морозовым»... Успех и неуспех чередуются в равных пропорциях. Но как эксперимент — любом случае интересно, стоит приобрести.
Хойти, 25 августа 2018 г.
Сборники фантастических рассказов, выходящие в серии «Зеркало», читаю в хаотичном порядке, так уж сложилось. Вот и дошли руки до шестого тома, авторы которого — Ина Голдин и Майк Гелприн. Такое чувство, что беседуешь сразу с двумя людьми, причём одного знаешь давно и без малого досконально, а другую первый раз видишь. В реале подобное непременно породит неловкость, а на книжных страницах — ни малейшей.
Читатели серии уже знают, что в каждом её томе двойного авторства есть одна — всякий раз новая — ключевая идея, нить образов, на которую нанизаны бусины-рассказы. И если со знаками зодиака или шахматами всё понятно, то символика «Отражений и миражей» меня поначалу заставила приуныть. Письмена Ветхого Завета?.. Законы Божьи?.. Что я в них смыслю-то, как всё это расшифрую? :(
Но всё оказалось не так уж эзотерично. И главную мысль сборника можно выразить хрестоматийным (пусть и новозаветным) «В начале было Слово...». Слово в самом буквальном смысле, а также в более широком и в переносном, становится и темой, и сюжетом, и даже персонажем рассказов Ины и Майка. Первые четыре рассказа сборника меня просто в телячий и лингвистический восторг привели. Слово в них становится оружием, поэтическая строка — свиршением (и это не опечатка, а шикарная авторская находка), и даже буквы могут быть украдены, изъяты или, наоборот, оказаться лишними, и каждое их явление или исчезновение перекраивает окружающий мир...
Среди последующих рассказов, — а всего их в пятисотстраничном сборнике 29, любой читается стремительно, — встретились очень разные: печальные, весёлые, горькие, жестокие, хулиганские, — и оценки мои разнились тоже, но оказывались неизменно в верхней части 10-балльной шкалы. Больше всего оказалось девяток и десяток. Но и шестёрка одна поставлена (рассказу М. Гелприна «Мастер»; ничего не поняла, и было неинтересно), и даже пятёрка (рассказу И. Голдин «Журавлики» как предсказуемому и, извините за слова © спекулятивному; ну не люблю я такие вещи).
По-настоящему великолепными считаю рассказы Ины «Контакт», «Сантойа», «Казинский скорый». Вот даже назвав эти три, понимаю, что одно из полюбившихся достоинств нового для меня автора — безупречное владение фактурой. Её миры разнообразны и при этом предельно достоверны, в них есть не только «картинка», но и звук, запах, ощущение воздуха; полное погружение, иначе не скажешь. К этому добавляется и меняющийся от повествования к повествованию язык (вот это я очень люблю-уважаю, и немногие авторы это умеют). Но при этом Ина Голдин использует и сквозных персонажей, и «сквозные миры». Здесь уже срабатывает эффект узнавания — когда радостного, а когда и не очень: так, уже упомянутые мною «Журавлики» оказались ещё и своеобразным повтором «Города в осаде», которому 8/10 поставила.
О произведениях Майка Гелприна я писала неоднократно и подробно. В этом сборнике особо, «на десяточку», отмечу рассказы «Виршители» (sic! для тех, кто ещё понимает), «Улыбка» (наконец-то я её прочитала, она и впрямь так хороша, как ценит её автор), «Камикадзе», «Ватажник», «Между ветроходом и дождепадом» — всё превосходно! И ещё о двух рассказах хочу отдельно упомянуть. «Мудрствуя лукаво»: милая, дурашливая сказка из тех, что рассказывают озадаченным слушателям поучительным тоном, с крайне серьёзным видом — и с чёртиками в глазах. «Нейтрал»: короткий и оглушительный, сразу 10/10, без разговоров. Тут нюанс в том, что я этот рассказ читала сто лет назад, оценила как потрясающий... но не запомнила имени автора :)) Меня извиняет то, что попался он мне в ходе марафонского «зачита», когда я насквозь прочла годовую подшивку альманаха «Полдень XXI век» (вот, теперь я вижу, что это 2007 год был), и наповал запомнились мне тогда всего три произведения: «Родительский день» Виктора Точинова, «Табак» Юрия Ищенко — и вот «Нейтрал», как выяснилось, Майка Гелприна :)
В целом сборник очень и очень хорош. Довольна им по полной программе. Уже дочитав, задумалась над названием всего тома. Понятно, что в заглавиях книг серии составители используют «зеркальные» ассоциации, но тут оно очень в тему: отражения — это слово, в котором находит воплощение реальность, миражи — слово для вымышленного, того, что видит (и показывает нам) автор, а в целом — двойственная природа Слова и этой книги, написанной двумя авторами.
Добротное издание, которое приятно взять в руки: хорошего качества белая бумага, шлифованный обрез, изящные чёрно-белые внутренние иллюстрации Е. Елисеевой. На обложке, по серийному обыкновению, двое персонажей, по одному от автора. Слева — наверняка Шивон, героиня рассказов «Контакт», «...Is Ainm Dom» и «Печальная песня райнери» Ины Голдин. А в руке у неё — традуктор :) Справа — Гамбит, герой рассказа Майка Гелприна «Пешечное мясо». Стойкий шахматный солдат словно шагает за край зеркальной обложки и именем своим и мечом указывает на следующий, седьмой сборник серии — «Зеркальный гамбит» ;)