Анджей Сапковский «Ведьмак»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Незнакомец появился с севера. Был он еще не стар, но волосы у него были почти совершенно белыми. Путник зашел в трактир выпить пива, но, так случилось — убил пару-тройку голодранцев. Затем заставил городскую стражу вести себя к ипату, при оружии. А там выяснилось, что звать его Геральт из Ривии, по профессии он ведьмак — странствующий убийца василисков. А явился он в славный город Вызиму для того, чтобы расколдовать упырицу, дочь короля Фольтеста.
Журнал «Fantastyka», №12 (51) 1986 г. С.18-20, 45-49. Рассказ публиковался с подзаголовком («работа прислана на конкурс Fantastyki»); в рубрике «Из польской фантастики». Сам рассказ занял на этом конкурсе третье место.
Входит в:
— цикл «Ведьмак Геральт» > сборник «Последнее желание», 1993 г.
— сборник «Wiedźmin», 1990 г.
— журнал «Всесвіт 1990'05-06», 1990 г.
— антологию «Истребитель ведьм», 1990 г.
— антологию «Jawnogrzesznica», 1991 г.
— антологию «Пригоди, подорожі, фантастика-91», 1991 г.
— антологию «Империя мрака», 1992 г.
— антологию «Трактат о ведьмах», 1992 г.
— журнал «Вокруг света 1993'08», 1993 г.
— антологию «A Polish Book of Monsters», 2010 г.
- /языки:
- русский (27), английский (2), украинский (3), белорусский (1), польский (2)
- /тип:
- книги (26), периодика (2), аудиокниги (7)
- /перевод:
- А. Бушков (4), Е. Вайсброт (17), М. Кэндел (1), С. Легеза (1), Е. Матиевская (1), М. Рябчук (2), Д. Сток (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
т. Дроноффски, 28 декабря 2017 г.
Честно сказать, я не припомню сколько раз читал этот рассказ. Больше четырёх — это наверняка. Первый раз пришелся в конец девяностых, ещё во всем известной серии «Век Дракона», в обнимку с абсолютным неведением об уже тогда сложившейся фан-базе, а так же наличии целого последующего цикла. Но разговор сейчас не о серии, а только лишь о самом первом рассказе. Итак, приступим.
Собственно начать следует даже не с рассказа, а с пары слов о его авторе. Многие, вероятно, знакомы с элементами биографии Сапковского хотя бы поверхностно, но я всё же повторю кое-что, чтоб было понятней, так как ни в коем случае нельзя рассматривать произведение, а уж тем более дебютное, в отрыве от его автора. Как ни крути, а именно в дебют он вкладывает всего себя, свои мысли и взгляды. И «Ведьмак» получился именно Сапковским. Я сейчас объясню почему.
Анджей Сапковский долгое время работал в торговле. Вроде бы во «внешней», а значит мог дотянуться и до западной литературы... Но это уже отклонение. Не стану углубляться в его историю (если кому интересно, почитайте книгу Станислава Береся «История и Фантастика»), а скажу лишь, что именно торговля, а так же рациональный подход, основанный на извлечении максимальной прибыли из чего бы то ни было, и создал Ведьмака таким, каков он есть. Каким начинал быть. Я конечно же имею ввиду саму идею о наёмном убийце чудовищ. Наёмный — значит «за деньги». И этот подход кажется мне вполне обоснованным и очень современным. Время рыцарей без страха и упрёка не то, чтобы ушло, оно в понимании автора никогда и не наступало. Никогда. И все примеры из его же собственных последующих произведений, по-типу того же Рейневана или безумца, который в одиночку кинулся на дракона в рассказе «Предел возможного» (позабыл его имя), лишь подтверждают существование правила. Каждый из них с переменным успехом отгребает по полной именно из-за своего подхода к ситуации. А уж всяких там раубриттеров, крушащих шаблоны, в достатке таком, что хоть в окна выбрасывай. Отсюда и вытекает принцип риска за деньги. Награда, какой бы она ни была, всё равно присутствует в любом случае, и у рыцарей, и у ведьмаков, просто последние, как бы это сказать, более «конкретны».
Но на самом деле это лишь прикрытие, и все мы об этом знаем. Даром, что ведьмак рубит на право и лево, всё равно живёт впроголодь. Персонаж он неоднозначный и в высшей степени добродетельный, но это потом. А сейчас он прибывает в Вызиму и сходу убивает троих только чтоб заявить о себе. Голодранцы, но всё же... Даже Фольтест отмечает, что тот мог бы обойтись меньшей кровью. Мог бы, но возможно автор ещё толком не решил кем быть его герою, и что ставить себе в высочайшие ценности. Да и предназначение там ещё не маячило.
Вот с этих троих и хотелось бы поподробнее. Я не знаток средневековых законов, но здравый смысл подсказывает, что убийцу троих человек надо тащить не к ипату, а в яму/темницу/тюрьму/казематы, куда угодно, но не в кабинет к градоправителю, и не оставлять его с ним же наедине. Даже обезоруженного. А насильников они куда тащат? В женский монастырь? Далее, тот же градоправитель тут же забывает о насильственной смерти своих подопечных, стоило только помахать перед ним объявлением. Почему же? Может и потому, что увидел возможность избавления от злосчастной принцессы. А может потому, что он шкуру свою не ценит и давно грезит о самоубийстве. Ровно всё тоже самое касается и Фольтеста. Ослеплённый надеждой (хотя казалось бы, пора б уж привыкнуть к таким проблескам), он допускает убийцу к себе, а потом сам является к нему скрытно! Да будь Геральт засланным, разделал бы его, как свинью на бойне, бросил кишки в окно и по ним же сбежал. Если вокруг все хотят стащить его с трона, то не глупо ли шляться к убийце под нож? Я полагаю что глупо. Ровно так же, как и прощать ему эти три смерти. Ведь за всё надо платить. Каждое действие влечёт за собой противодействие. Уж «торгашу» ли не знать?
Продолжая придираться, хочу вспомнить Острита и первые проблески кодекса чести. Ведьмак отказался от золота, на что тот не рассчитывал, но может стоило его сразу убить стрелой из-за угла и оставить на закуску, а не торговаться и тратить минуты? Всё равно ведь потом попытался. Ещё и один. Из такого интригана вряд ли бы вышел путёвый король. Ну, стало быть и не вышел.
В общем-то это придирки и их можно и НУЖНО списать. Все мы не без греха и требовать от начинающего автора абсолютного просчёта по меньшей мере глупо. На то он и начинающий, чтобы искать и совершенствоваться. И Сапковский, конечно же, не подвёл. Он развил образ героя, заставил его эволюционировать в прикрытого беспристрастием хорошего парня, которому даже ярлык продажного страховидлы настолько претит, что аж зубы стучат. Он отыскал тот истинный путь героя, разочаровавшегося в людях, но продолжающего их защищать, пусть даже и против их воли. Рискну заявить, что в этом рассказе родился один из лучших героев, когда-либо населявших фантастику. И не важно в какие дебри душевных страданий завели его пути предназначения и попытки растянуть сериал «на подольше». Не важно, Геральт есть Геральт.
Так вот, в продолжении биографии автора... Писать он начал поздно. И по меркам тогдашних мэтров, и уж тем более по меркам нынешних вундеркиндеров, денно и нощно пасущихся у штамповочных прессов и в свои два с гаком десятка имеющих серию из десятка романов, пару заброшенных, но не забытых и штук пятнадцать соавторов, которых сами же и клонировали из собственных стволовых клеток где-то в забытом советском бункере... Но поздно — не рано. Я думаю именно поэтому рассказ совершенно не выглядит именно первым опытом. Да на деле он и не первый, я знаю, но первый, ушедший в массы. И никакого графоманского бреда. Коротко, ясно, по делу. На примере концовки даже слишком коротко. Я бы хотел пару листов продолжения, но куда там. К слову последующие рассказы этим совсем не страдают. Там всего в меру.
И на последок хотелось бы отметить некие разногласия в философии мира до «Ведьмака» и после. Велерад сетует, что чудовищ расплодилось пруд пруди, что кругом лешие и кикиморы, что детей крадут, мужиков убивают... Что ещё и недавно никто б и подумать не смел о странствующих убийцах чудовищ, а сейчас на тебе, здрасьте-приехали. И не далее, чем через пару книг, Ведьмаков уже списывают в утиль. Отправляют на пенсию, объявляют пережитком эпохи. И нет, это НЕ несоответствие. Это скорее перемена приоритетов и настроений опять же у автора. Он легко мог бы вылепить мир, где людей осаждают чудища-зверища, по лесам кишат волкулаки, а ночью в нужник выйти страшно, потому как нахлещут по заднице так, что домой не воротишься. Но Сапковский предпочел мир, где высшее зло — это люди, потому что в его понимании так оно и есть. И черт возьми, я с ним согласен. Ну кто ещё убивает своих ради забавы? Грязь и смерть. Даже волшебство в масштабе войны, превратилось не более, чем в артилерию. И всё то, что потом подаётся едва ли не прямо, маячит уже в самом первом рассказе. Да, друзья, все это прячется здесь предпосылками и тонкими сквозняками цинизма, жестокости. Думается мне, что автор, как и его ведьмак, романтик, жестко поставленный жизнью на место. Это лишь моё мнение, а не попытки психоанализа. Я ведь имею право его составлять?
В заключении скажу, что рассказ, если не гениальный, то очень и очень хороший. Он яркий, запоминающийся, ломающий стереотипы и очень живо написанный (вообще «язык» автора это отдельная тема, и тема весьма интересная). Кто-то может сказать, что переиначивать сказки большого ума не надо, но я возражу — надо. И пусть морали здесь нет, зато есть здравая оценка ситуации, а тот кто считает иначе, может припомнить сапожника, да пол царства в придачу. Только вот «почему сапожники такие идиоты, а Геральт?»
k2007, 29 декабря 2021 г.
Идеальный (почти) с моей точки зрения фэнтезийный рассказ. Он короткий, он напряженный, он логичный по своей структуре. Автор в немногих словах умудряется показать мир, характеры персонажей, их историю. У рассказа есть начало, середина и финал, они логично увязаны между собой, в сюжете нет провисаний. Идеальный рассказ
Darth_Veter, 16 марта 2022 г.
Ну что ж, весьма недурственно! Славянская сказка, написанная в традициях западного «темного» фэнтези. Главный герой — ведьмак Геральт — нанимается к ипату Вызимы, ведомый призывом короля Фольтеста. Он не добрый самаритянин, мечтающий о полном искоренении Зла, — ему просто нужны деньги. Но для этого нужно сделать фактически невозможное — обратить назад в человека демонизированную дочку правителя Темерии, Понтара и Махакама... Поскольку это первое произведение цикла о Геральте, сюжет у него сильный и привлекательный. Кроме обычной «страшилки» автор показал нам внутренний мир презираемого всеми «охотника на чудовищ». Оказывается, несмотря на жестокое воспитание, в главном он всё же сумел остаться человеком. Для него главное — не просто выполнить свою работу, а выполнить ее МАКСИМАЛЬНО КАЧЕСТВЕННО. Дело высокородной вампирши должно убедить нас в положительности характера ведьмака, показать то окружение, среди которого он смотрится, словно «луч света в темном царстве». Хотя паинькой его всё же назвать нельзя: по сути он — человек своего времени, темного и жестокого. Поэтому он легко жертвует Остритом, чьи замыслы вошли в противоречие с его собственной задачей. Камни на дороге, ведь, никто не жалеет — не так ли? Их просто отшвыривают в сторону, чтобы освободить проход, не приписывая такому поступку никакой философии. У Геральта и философия, и мораль имеется, но она весьма странная и пока скрыта от читателя, что делает образ ведьмака загадочным и даже в чем-то противоречивым. А, значит, и более привлекательным.
------------
РЕЗЮМЕ: первое дело ведьмака Геральта — реинкарнация упыря (точнее, «упырицы») королевских кровей. Гуманистический посыл прилагается.
Agnostos_, 22 мая 2022 г.
Как известно это первый рассказ Сапковского в ведьмачьем цикле. Говорят, написал он его для конкурса, написал «нехотя», едва ли не пальцами левой ноги. Тем ни менее, что бы там кто не говорил, рассказ выдался на редкость хорошим: он насыщен действием, приукрашен недурными диалогами и приправлен живым и бойким слогом. По части последнего Сапковский — великий мастер. Перевод, по моему скромному мнению не менее прекрасен, и я думаю, что он сохранил в себе дух оригинала (возможно связано это с тем, что язык оригинала — польский).
В этом рассказе Сапковский начинает замечательную традицию интерпретации народных сказок и легенд, интерпретирует он их очень вольно и своеобразно. Начал он с до боли знакомого мотива «спасения прекрасной девы», да только дева у него не прекрасная, а то и вовсе не дева – упырица, плод кровосмесительной связи местного короля и его сестры. А спасать ее не обязательно, достаточно укокошить. Собственно, герой наш наверняка так бы и сделал не будь у него сострадания и «кодекса чести».
Образ ведьмака уже в первом рассказе вышел на славу: его необычная профессия, личность, взгляды на жизнь – все необычайно свежо и притягательно. Сапковский большой виртуоз по части лавирования в огромном море клише, стереотипов, избитых штампов и прочих шаблонов жанра фэнтези, вообще новизна у него всегда идет рука об руку с юмором и одно прекрасно дополняет другое.
В отличие от других рассказов, тут Сапковский еще не начал продвигать так называемую «мораль», особых выводов в рассказе не делается, вопросов не ставится и идей не высказывается. Это рассказ в первую очередь сюжетный в нем экшон занимает большую часть повествования, хотя по традиции есть и колоритные диалоги, и неоднозначные герои, и в целом все, что только можно запихнуть в короткий рассказ.
kadim, 9 июля 2021 г.
Простой, но «крепкий» рассказ. Можно уже с уверенностью причислять к классике фэнтази. Сделан по всем канонам, написан хорошо, и отлично выполняет свою роль — знакомит с героем и заинтересовывает миром.
Nikonorov, 7 апреля 2020 г.
Хех. «Ведьмак». Первый сборник рассказов. Первый рассказ.
В 16 лет, а это почти 14 лет назад, а это 2006-й год, у меня только-только появился компуктер. И не было никаких «Ведьмаков» от CD Project RED, ни Морровиндов, ни Скайримов. А была фантазия. Еще куцая фантазия с малюсенькой базой данных/знаний. С соответствующей визуализацией. К чему я? К благодарности за игры, которые я успел опробовать за эти неполные 14 лет.
Ведь сегодня я перечитал первый рассказ и, благодаря играм и многим качественным фильмам, всё представляю четко, но с четкостью и не было проблем, но еще и, хм, пожалуй, КАЧЕСТВЕННО и ДОСТОВЕРНО. Залы, замки, склепы, трактиры.
Первый рассказ крут своей спорой и молчаливой брутальностью, бойким экшеном и очерчивающимся, назревающим сеттингом приятного околославянского колорита. Геральт у Сапковского более вежлив пока, общается на «вы», сдержан в беседах. Чем-то напоминает, кстати, Роланда из «Темной Башни» Кинга. И как же тут не вспомнить о «Страже» Пехова, который был прочитан позже и в более-менее зрелом возрасте. «Страже», который, конечно, проигрывает за счет своей схематичности. В «Ведьмаке» же чувствуются мощь и порыв. Достоверность. И погружение. Отлично.
Залез на ФантЛаб, а тут стоит 8. Смело исправляю на 10.
BeNight, 8 ноября 2020 г.
Сапковский стартовал в фэнтези с того, что переделал известную славянскую сказку, придумав Ведьмака — профессионала по снятию заклятий и истреблению страшилищ. В сказке был сапожник, но Сапковский не был согласен, что он сможет. Образ Ведьмака стал настолько удачным, что тут же потребовали продолжений, было написано ещё 9 рассказов, а потом Сага, ещё позже — игры, а ещё потом — сериал. Начиналось же всё с малого — с рассказа — и интересно, что если бы ведьмака переводчики назвали «Ведуном», название же не такое удачное :)
tolstyi1010, 27 апреля 2021 г.
Первый рассказ сборника «Последнее желание». Ведьмак Геральт прибывает в Вызиму. Король Фольтест желает расколдовать свою дочь, которая стала упырицей и по ночам убивает людей.
Произведение, где мы впервые знакомимся с культовым персонажем фэнтези — ведьмаком Геральтом. Читается рассказ легко. Сюжет захватывает, персонажи интересные. Схватка описана мастерски.
vaderkaylo, 13 декабря 2017 г.
Рассказ приятно удивил, во-первых, весь сюжет умещается в одном рассказе, что есть хорошо и позволяет получить максимально концентрацию удовольствия за один раз, во-вторых, тематика рассказа весьма смела даже спустя тридцать лет. Конечно про инцест королевских семья пишут в другом фэнтези, но с такой точки события не рассматривал никто и король Фольтест получился весьма интересным персонажами, несмотря на свои похождения.
Что здесь есть? Нетипичный сеттинг, нестандартный взгляд на классический сюжет борьбы с чудовищем, острая тема, и интересные характеры героев. Все в одном рассказе. Получилось просто великолепно.
SAG, 26 марта 2018 г.
Вот как то не удосужился перечитать этот рассказ в журнале «Вокруг света», а вот снял с полки сборник «Польской фантастики» и просто прочитал его. И вроде занимательно, и вроде интересно. А ведь и правда, его бы в своё время. Видно опоздал пан Анджей до меня, хотя что судить по одному рассказу. Подождём. По стараемся, почитать и другие его произведения. А тут, ну просто вклинивается в сюжет незабвенный Н. Гоголь с его «Вием». И панночка, и другая нечистая сила. И третьи петухи и заклинания, где надо избавить «существо» от вампиризма. Всего в достатке. Извините, за прямоту, но абсолютно проходное произведение. Прочитал, и подзабыл. Начать читать и вспомнил.
Yarowind, 27 апреля 2017 г.
Тот самый рассказ, с которого началась Вселенная пана Анджея, и которая сделала его знаменитым. Первый раз я прочитал его лет 15 назад, поэтому было интересно перечитать сейчас – потому как частенько любимцы подросткового возраста сейчас смотрятся скучными и неинтересными. Но нет, даже если бы я прочитал его впервые сейчас, я бы с удовольствием начал читать и последующие книги цикла. А значит вещь прошла свою проверку временем.
shaynar, 11 января 2016 г.
Ведьмак — первый рассказ о Геральте из Ривии, своего рода производственный роман о буднях охотника на чудовищ, в котором упор сделан не на чувствах и переживаниях белоголового Ведьмака, а на профессиональной составляющей его работы.
Геральт профессионал своего дела и выражается это не только в мастерском владении мечом, колдовскими знаками или знании ведьмачих зелий, но и в огромной подготовительной работе. Узнав о предполагаемом заказе, он эффектно пиарится в трактире, грамотно торгуется с представителями местной власти, проводит сбор данных об объекте заказа и, в конце концов, заключает соглашение с самим королём, очертив свои права, обязанности и возможные риски.
Ведьмака, как истинного профессионала, не трогают ни политические дрязги местной элиты, ни семейные проблемы в королевской семье, его не заботят три трупа в трактире или брошенный на верную смерть интриган. Геральт из Ривии получил заказ и сделал свою работу, не избежав, впрочем, того самого производственного риска.
Этот эпизод из биографии стоит особняком от остальных историй из жизни ведьмака, но он лучше всего иллюстрирует все грани его необычного и не лёгкого труда.
sonysakura, 20 февраля 2017 г.
Рассказ прочитан, как минимум, дважды: в первой половине 2000ых и 19 июня 2014 года; отзыв основан на моей же рецензии, опубликованной на LiveLib.
Даже не помню читала ли я этот рассказ до основной серии или после... У меня на компе была небольшая электронная библиотека, в отсутствие Интернета понатащенная от друзей, там же и «Меньшее зло» был, и «Зерно правды». Так что прикидываю, что с Сапковским я познакомилась в 2003-2004 году. Файл назывался «Ведьмак» и я только недавно узнала, сравнивая переводы, что это у меня изменённая копия перевода Бушкова, где «ведун» был заменён более привычным ныне «ведьмак». В общем-то, с заменой-то я соглашусь, эти слова по-разному воспринимаются... А так нормальный перевод, неплохой, наверное.
Сага о Ведьмаке всегда казалась мне очень необычным фэнтези, темным, жестоким. Это сейчас меня этим не удивишь, а тогда это было что-то необыкновенное. Рассказ дочитала и сразу заново начала. Потому что это было что-то свежее, невиданное...
Подумать только, ведь это практически начало классики. Рассказ дал начало одному из моих любимейших циклов. «...Потом рассказывали, что человек этот вошел в город с севера, через Ворота Канатчиков» сейчас звучит почти как «В земле была нора, а в норе жил хоббит». Хотя, если посмотреть поближе, рассказ ведь не такой потрясающий. В наше время даже обычный. И персонажи, кажется, говорят слишком много и слишком доверительно. Но первое знакомство с Геральтом! Образец жанра!..
Чичеро, 6 августа 2019 г.
Культовый рассказ, ага. Надо помнить весь его резонанс. Отсюда пошёл и Сапковский, как фантаст, и множество подражаний — целая линия фэнтезийная, забравшаяся и в компьютерные РПГ-шки. Но сдаётся мне, сам пан Анджей к своему творению не сразу всерьёз отнёсся. Так, написал что-то для заработка.
И не только к своему, но и к использованным в нём фольклорным мотивам.
Сам-то рассказ хорошо прочитался, но его продолжений я много осилить не смог. Впечатление, что автор читателей за лохов держит, усиливалось с каждой последующей вещью.
dimon1979, 26 марта 2013 г.
Охотник на нечисть. На сегодняшний день, написаны сотни книг с подобными героями. Но именно Анджей Сапковский запомнится всем и надолго, потому что его Геральт — эталон борца с нечистью. Первое знакомство с ним происходит в этом рассказе. Путешествуя по разным странам, дорога приводит его в небольшой городок, в котором есть для него работа. Краткое описание Геральта дает необходимую информацию о нем. Доброты и сострадания в нем нет, любви тоже, есть ненависть ко всему гадкому и мерзкому, а еще есть понятие справедливости, которое для него бесценно.
Отдельного упоминания заслуживает описание боевых сцен. Ничего лишнего, никаких размахиваний двуручным мечом, все довольно рационально и просто. Каждое движение выверено, каждый шаг просчитан. Великолепное начало масштабного цикла, с нетерпением жду дальнейших приключений Ведьмака Геральта.