FantLab ru

Анджей Сапковский «Последнее желание»

Последнее желание

Ostatnie życzenie

Сборник, год; цикл «Ведьмак Геральт»

Перевод на русский: Е. Вайсброт (Последнее желание), 1996 — 9 изд.
 Рейтинг
Средняя оценка:8.89
Голосов:6486
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Профессиональный борец с нечистью — для многих он страшней и ненавистней тех, с кем борется, хотя он честно делает своё дело и даже более того.

Приходилось ему встречаться и с заколдованной принцессой, и с не менее заколдованным принцем, с красавицей вместе с влюблённым в неё чудовищем, с Белоснежкой и её семью гномами. Слыхал он и о Золушке — но это уже не его работа. Ведь то, что он делает, очень редко похоже на чудесную сказку.

Он — ведьмак. Он прошёл перерождение, и уже не вполне человек. Он выбран Предназначением. Куда оно ведёт его?

Примечание:


Состав сборника отличается от выходившего ранее сборника «Ведьмак» («Wiedźmin»). Убран рассказ «Дорога, с которой не возвращаются», зато добавлены рассказы «Край света» и «Последнее желание», а также квази-рассказ «Глас рассудка», который увязывает все тексты в единое целое.

В произведение входит:

  • Глас рассудка I / Glos rozsadku I
8.77 (5062)
-
75 отз.
  • Глас рассудка II / Glos rozsadku II
8.69 (4059)
-
30 отз.
  • Глас рассудка III / Glos rozsadku III
8.74 (4023)
-
34 отз.
  • Глас рассудка IV / Glos rozsadku IV
8.70 (3855)
-
24 отз.
  • Глас рассудка V / Glos rozsadku V
8.66 (3775)
-
20 отз.
  • Глас рассудка VI / Glos rozsadku VI
8.79 (3951)
-
35 отз.
  • Глас рассудка VII / Glos rozsadku VII

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2011 // Книга фэнтези (Польша; сборник)

Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2012 // Антология или сборник (Польша, 1993)

Похожие произведения:

 

 


Ведьмак
1996 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2000 г.
Геральт
2004 г.
Геральт
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2007 г.
Последнее желание
2008 г.
Последнее желание
2011 г.
Ведьмак
2012 г.
Геральт
2013 г.
Ведьмак. Последнее желание
2015 г.
Ведьмак. Последнее желание
2017 г.
Ведьмак Геральт. Том 1
2017 г.

Аудиокниги:

Последнее желание
2003 г.
Последнее желание
2006 г.
Последнее желание
2007 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №13
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Відьмак: Останнє бажання
2016 г.
(украинский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 мая 2012 г.

Прочитала наконец. Впечатления достаточно смазанные — но одно понятно, читать это надо было лет в 14-16. Подростковая романтика зашкаливает, и архетип на архетипе. А вообще что-то мне эта книга очень сильно напомнила. Попробую описать ощущения и посмотрю, куда это меня приведет:

Герой — бледный, загадочный, обладающий грозными способностями, давно идущий по земле и ищущий свою судьбу, свою любовь... Повседневность его не касается, он идет от битвы к битве, от монстра к монстру, он был создан для боя и беззаветного служения неблагодарному человечеству.

Любовь — мимолетная, опасная, отказы и воссоединения, предательства и трепет желания, и — упаси господи! — никак не связанная с ежедневной реальной жизнью.

Женщина — прекрасная (описания из серии высокая грудь-тонкая талия-глаза-кудри-губы), коварная, страдающая от любви к герою и от собственного коварства, если поцелуй — то ядовитый, если ночь — то бурная, если корсаж — то полурасстегнутый...

Монстры — порой жалкие, порой противные, порой откровенно трогательные (хотя и требуют ликвидации — но поскольку гг не кровожадная дрянь, то жалость в ассортименте необходима).

Комический элемент тоже имеется, но в минимальной степени — или менестрель обеспечивает, или герой отпустит пару сухих мрачноватых (как он сам) шуток...

Кажется, поняла, что мне все это напоминает. Это Сумерки. Только для мужчин.

Оценка: 7
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 марта 2010 г.

Трудно что-то говорить о Сапковском. Писатель, безусловно, талантливый. В мировой литературе действительно величина. Пишет интересно, сильно, высказывает много серьёзных идей. И всё же я его не люблю. Хочу разобраться, наконец, почему.

Многие говорят, что, вот скажем, Толкиен – это литература для детей. А для реальных пацанов – Сапковский (или сейчас Мартин). Предполагается, что литература «для взрослых» – более серьёзна и более универсальна. Однако в реальности всё наоборот. Толкиен не для детей – он для всех. Он универсален. А Сапковский – лишь для взрослых, причём не для всех. То есть это достаточно узкоспециализированная литература. Что делает её узкоспециализированной?

Во-первых, насилие. Весь этот первый сборник рассказов о ведьмаке круто замешан на насилии. Кровь льётся рекой. Причём не только Геральт убивает чудовищ, и чудовища убивают невинные жертвы. Но и собратья жертв отнюдь не невинны и при случае пытаются оторвать что-нибудь друг дружке или ведьмаку. Или хотя бы забросать его камнями. Как там было в одном фильме? «За стенкой люди друг друга давят, душат, режут. Братьев родных, сестёр. Словом, идёт повседневная будничная жизнь». Вот насилие, причём в самых отвратительных формах, и есть повседневная жизнь мира ведьмака. Вспоминается и знаменитая фраза «мир во зле лежит».

Здесь я с паном Сапковским согласен. Однако, как мне кажется, фокус его взгляда слишком смещён в темноту мира. Мир сам по себе не зло, он гармонично устроен. Однако, лежит во зле, гармония нарушена. Она не отсутствует, нет, просто нарушена, хотя и сильно. В Ведьмаке мир соткан из отношений, которые бывают похожи на человеческие лишь в двух случаях: когда это выгодно (но очень редко), и когда это отношения между некоторыми героями (например, Геральтом и Нэннеке), что ещё реже, поскольку таких героев единицы против масс, одержимых собственными мелкими и крупными страстями. Это рисует страшную и отталкивающую картину. Автор зачастую признаёт, что мир прекрасен, но предпочитает видеть в нём по большей части зло. Это вам не мечты Чингисхана о мире, в котором может гулять девушка с золотым блюдом. Здесь девушке даже на улицу выходить не надо – остаётся просто ждать, когда к ней в дом залезет кто-нибудь одержимый алчностью или похотью. Причём и ждать долго не придётся. А ведьмаков, конечно, всегда не хватает на всех. Кстати, несчастные девушки – вообще не Геральтова проблема. Его специальность – чудовища. А девушки пусть молча терпят и пытаются получить удовольствие.

Сам автор определяет ведьмака как добро (см. одно из интервью). Только добро это крайне узкоспециализированное.

В общем, если мир других авторов (Толкиена, Желязны, Ле Гуин…) хочется познавать, то от мира Сапковского хочется побыстрее отдышаться, ибо основной его ароматический тон – это запах дыма и разложения.

Во-вторых, секс. Видимо, автор считает, что половая потребность – из того же ряда, как и голод, а, следовательно, и подлежит удовлетворению с такой же простотой и лёгкостью. В любом подходящем месте и в любое подходящее время. Судя по фразе «секс – это любовь» (см. одно из интервью), у пана Сапковского весьма своеобразные представления (я понимаю несерьёзный контекст этой фразы, однако, слово не воробей).

Вообще всегда в человеческой культуре отношение к сексуальной потребности, умение владеть этой важнейшей частью своей личности, было показателем уровня развития человека. С этой потребностью справиться очень тяжело. Есть лишь одна, справиться с которой ещё тяжелее. Поэтому путь наверх (в любом виде деятельности) связан со строгостью самодисциплины в этом вопросе. А «свобода» в отношении к этому вопросу всегда была показателем отсутствия самодисциплины и рабства у страстей. Теперь возьмём Геральта. С одной стороны – строжайшая самодисциплина, полное владение собой (умение спокойно сносить оскорбления, терпеть физическую боль, голод и пр.). С другой – склонность уделить внимание каждой второй симпатичной заднице (извините) на своём многотрудном пути. Ведьмак никогда не упускает случая пропустить жбанчик пива и покувыркаться с кем-нибудь в ванне. То есть полное отсутствие самодисциплины. Парадокс, однако.

В-третьих, цинизм. Хотя точнее это назвать непоследовательностью. Пан Сапковский чрезвычайно не любит рыцарей. В его первом сборнике что ни рыцарь, то дурак, хам или сволочь. Однако, если отвести взгляд от перьев плюмажа и слепящих глаза бликов на кирасе, что собой представляет ведьмак? Человек, специально воспитанный для борьбы с чудовищами, угрожающими человечеству; овладевший для этой цели воинским ремеслом и следующий своим принципам, весьма близким к рыцарскому кодексу. То есть, если отбросить незначительные мелочи, Геральт является довольно полным воплощением рыцарского идеала. И вот это непонятно. Автор посвящает много пассажей демонстративному осмеиванию и оплёвыванию рыцарства, в то же самое время, продвигает своего героя, являющегося по-существу самым настоящим рыцарем. Что это? Попытка растождествить рыцарскую атрибутику и сущность рыцарства? Может быть. Но чрезвычайно наивная попытка. Очень похожа на детские капризы «я хочу лечить больных, но не хочу быть врачом».

Сюда же, в принципе, относится использование фольклора. Везде у Сапковского какой-нибудь сказочный сюжет – золушки, обещанные дети, белоснежки, заколдованные принцы и пр., только и тут со сказочными сюжетами пан писатель расправляется недрогнувшим пером. И постмодернистски выворачивает наизнанку архетипы мировой культуры. Можно понимать это как переосмысление традиционных сюжетов и образов, переоценку ценностей, попытку снять груз посторонних наслоений и обывательских ассоциаций, погребающих под собой сущность явлений. Мне же частенько видится здесь попытка проехать за чужой счёт. Такое ощущение, что автор сам ещё не разобрался – всерьёз он ставит свои вопросы или просто играет.

Оценка: 6
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 августа 2013 г.

Несколько лет назад я прочитал «Трилогию о Рейневане» пана Сапковского, после чего причислил себя к его фанатам. На тот момент «Ведьмака» я еще не читал, а поэтому достаточно долгое время предвкушал свое знакомство со знаменитым циклом, причисленным к культовым произведениям жанра фэнтези.

Наконец, не далее как неделю назад, мои руки наконец дошли до данного сборника, обещавшего ввести меня в запутанный и совершенно новый для меня фэнтезийный мир.

Ожидания мои были достаточно радужными, однако мало в чем оправдались, поэтому тон моего отзыва может показаться несколько пессимистическим. Если выразить вкратце основную мысль(или, возможно, своего рода дилемму) посетившую меня при прочтении «Последнего желания» : китч или постмодерн?

Разумеется, сам факт причисления Сапковского у постмодернистам у меня вопросов не вызывает. Его книги(включая упомянутую Гуситскую трилогию) как правило изобилуют разнообразными аллюзиями, намеками и литературной игрой, что считается присущим постмодернистсткому подходу в литературе. В том числе постмодернизм активно использует прием пародии на «самое себя», в данном случае имелась бы в виду пародия в целом на жанр фэнтези, заключающаяся в активном использовании растиражированных штампов и клише, с целью абсурдизации того или иного образа и демонстрации его в своей первозданной неуклюжей или парадоксальной «самости».

Я предположил, что Сапковский мог прибегнуть к такому приему, потому что в ином случае пришлось бы признать его весьма посредственным писателем, отнюдь не фонтанирующим свежими и оригинальными идеями(во что я верить не хочу, имея и крайне позитивный опыт встречи с творчеством пана Анджея)

В принципе, абстрагировавшись от присутствовавшей или отсутствовавшей игры, мои претензии к произведению можно выразить в следующих пунктах:

1. Сюжет

Назвать сюжет интересным до определенной степени не будет ошибкой. Но ни в коем случае не захватывающим или тем более, свежим. Все расхожие фэнтезийные штампы, как я уже говорил, присутствовали, но дело даже не в этом. Основной проблемой является абсолютно безликий главный герой, напоминающий обезличенного «темного эльфа» из любой ролевой игры со стандартным набором персонажей. Возможно(охотно допускаю), в следующих книгах Геральт покажет себя во всей многогранности душевных проявлений, но здесь он не тянет на нечто большее, чем аватару рассказчика — фигурку на экране, перемещающуюся по уровню. Остальные персонажи ничуть не лучше, представляют собой стандартных персов со стандартными функциями : новое задание, ценная информация, ценный предмет. Эти идеализированные короли, бургомистры, волшебники и наемники никак не представляются живыми фигурами, а только лишь сюжетными вехами, смутно обозначенными в сценарии.

Мир Ведьмака, если судить по данному сборнику — это невероятная мешанина различных королевств, различающихся только именем короля. К слову, большие претензии у меня к ономастике данного произведения. Как могут «на одной улице» уживаться псевдославянские Стрегоборы, Новиграды с рыцарско-европейскими Фольтестами, Ренфри, Элландерами и Оксенфортами с каким-то совсем уж непонятными Махакамами(индийское?). Такая небрежность в выборе имен в моем представлении свойственна фэнтезятине самого низкого пошиба(Длиннорукий Ричард и т.д.)

Опять-таки — старославянские речевые обороты(не знаю, с вины ли переводчика?) плохо уживаются с совершенно современной терминологией(эксперимент, превентивный), которую все герои(включая даже всяких там среднестатистических войтов) активно используют.

Это все я тоже готов списать на счет литературной игры(намеренное смешение разных пластов текста, стилей, и т.д). Но к сожалению отнести сюда еще и язык сборника я с чистой совестью не могу.

2. Язык. Помимо даже вышеупомянутых стилистическо-смысловых недостатков, язык произведения чрезвычайно несовершенен. Скажу откровенно, читать его мне было непросто, иногда восприятие вязло в некоторых неловких в плане построения предложениях.И это при том, что себя я причисляю к достаточно искушенным в этом вопросе читателям(читал и невозможную «Радугу земного притяжения» Пинчона). Не знаю, дело ли здесь в работе покойного Вайсброта, в сырости авторского мастерства Сапковского(все таки, до любимого мной Рейневана оставалось еще много времени), или в той самой «игре». В любом случае, удовольствие от текста мне например было получать непросто.

3. Идеология. Ни один из рассказов сборника не имел по-моему мнению удовлетворительной морали. Я не отношусь к занудным философам и не рассматриваю как правило фантастику в подобном ключе, однако мне показалось, что сам Сапковский пытался заложить нечто подобное. То-есть, предлагал некий вывод из каждого приключения Ведьмака, но настолько неоднозначный и будем откровенны — сыроватый, что не стоит и упоминать.

Чем же можно резюмировать все вышесказанное? Как произведение сугубо развлекательное, к тому же ориентированное на подростков «Последнее желание» может жить( все же, некоторые из историй вызвали у меня интерес). Как произведения постмодернистсткого дискурса, глобально насмехающееся над канонами жанра — тем более.

Как взрослое, серьезное, содержательное и высокохудожественное чтение — ни в коей мере.

П.С Фанатам Сапковского напомню, что по правилам сайта минусы ставятся не в случае несогласия с мнением автора, а в случае явной, вопиющей неформатности или провокационности, или если она заключается в агрессивном навязывании своей позиции пользователям сайта.

Оценка: 5
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июня 2010 г.

«Ведьмак – в мифологии восточных славян – мужчина, обладающий сверхъестественными способностями и, как правило, употребляющий их во вред людям. Ведьмаком можно родиться, а можно и стать после соответствующего обучения».

Я помню, как впервые взял в руки приличной толщины книгу, с золотым драконом на обложке и странной парочкой, в которой непонятно, кто страннее: беловолосый тип, вооружённый гигантским мечом, или прильнувшая к нему дама с совершенно не приличествующей спутнице героя физиономией. Поблизости красовалась надпись: «Ведьмак», и она, в ту пору ничегошеньки не говорила ни мне, ни авторам, в рукописях которых сорняками выросли впоследствии мириады охотников за нечистью, со шрамами на лицах, белыми волосами и мечами за спиной. Позднее, когда пристрастие к произведению Сапковского притянуло меня на первый в моей жизни форум – тематический – и я перечитал всё, что вышло из-под пера выдающегося поляка, рассказы этих двух книг, сборников новелл, утратили волшебный блеск, превратились в старых друзей-товарищей, но даже теперь я стараюсь читать их в одиночестве. Чтобы никто не бродил, не отвлекал и не видел. Причина есть. Когда Цири, Дитя Предназначения, бежит к Геральту, мне всегда что-то попадает в глаз. Чертовщина.

Герой Сапковского — первый и единственный. И хотя черты подобных суровых многоликих персонажей разбросаны по литературе, — можно привести уйму примеров: Арагорн Толкиена, маг-одиночка Ле Гуин, суровый желязнинский Бенедикт, появившийся позже демерит Шарлей (что-то в нём есть от ведьмака, с его циничным отношением к общечеловеческим благам) и ещё сотни и сотни, — но для меня Геральт на всю жизнь останется именно таким: первым и единственным. Не зря, конечно, создатели знаменитой игры, первоначально вознамеривавшиеся сделать героем «какого-то другого ведьмака», изменили своё мнение, дали людям Геральта и не прогадали.

«Прирождённого ведьмака узнать обычно труда не составляет: у него не растут ни усы, ни борода, нет половых органов, зато имеется хвостик, а отражение в зрачках перевёрнуто вверх ногами. У ведьмака две души — человеческая и демоническая».

Геральт – это не просто герой, он — сюжет книги. Он страдает, сомневается, ищет и, что самое главное, — меняется. В первом рассказе он – ремесленник, делающий свою работу (вообще, я нисколько не удивился, узнав, что рассказ «Ведьмак», позднее ставший первым в «Последнем желании», первоначально задумывался как самостоятельное произведение, настолько он кажется обособленным, играет роль введения, знакомящего читателей – прекрасно, надо сказать, знакомящего – с героем). В главе «Крупица истины» Геральт уже другой. Убив бруксу, истинное чудовище, он чувствует нечто большее, чем удовлетворение проделанной работой. Именно здесь автор дал понять, что Геральт – не мутант, напичканный снадобьями и лишённый чувств и эмоций и не идол МТА, убийца по найму, а, напротив, он, как позднее АС охарактеризовал другого персонажа, «воплощение человечности». В «Меньшем зле» — самой, по моему мнению, сильной новелле первой части, Геральт уже не ведьмак, он с лёгкостью отбрасывает шкуру нейтральности, действует ради чего угодно, кроме денег, и здесь же получает первый укол несправедливости в спину, который шлейфом будет тащиться за ним по всему семикнижию. Стремление людей воспринимать поступки ведьмаков, включая таких странных, как Геральт, изображено не только в ироничном «Крае света», где жители деревни пытаются нанять его для борьбы с собственными тараканами и страхами, но и, в большей степени, в «Вопросе цены». Из этой главы выросло, в последствие, пять великолепных «продолжений». Именно здесь со всей безжалостностью показана неспособность ведьмаков жить в мире и не быть его частью, делать своё дело и не испачкаться в грязи интриг, междоусобиц и делёжки власти.

«Ведьмак — оборотень, ему подчиняются все ведьмы той местности, где он обитает».

Новелла «Последнее желание», по названию которой поименован первый сборник, важна для всего цикла не менее чем зачин истории про Цири. Здесь появляется Йеннифер. Эксцентричная ведьма, анархистка с осколком льда вместо сердца. По велению автора, в Геральте вновь оказалось слишком много человеческого. Трагичная, полная конфликтов и противоречий, история этой странной любви раскрывает читателю образ ведьмака едва ли не лучше, чем все бои-пожарища вместе взятые. Он мучается сам и мучает возлюбленную. Он бежит от неё – от себя! – и не может выносить расставание. Он висит над пропастью, из последних сил удерживая Йеннифер – эта яркая картинка из «Предела возможного» навсегда отпечатывается в памяти.

«В отличие от ведьм, которые устраивают шабаши на Лысых горах, ведьмаки слетаются на Красные горы».

«Меч предназначения» идёт по проторенной дорожке, и отличается от первой книги только отсутствием интерлюдий, названных «Гласами рассудка». Однако, как мне кажется, здесь новеллы катятся под гору с возрастающей скоростью, а перед глазами мелькают в новом свете уже просмотренные кадры. Ведьмак встаёт на защиту существа, которое все считают чудовищем («Вечный огонь»), вновь сталкивается с власть имущими («Немного жертвенности»), любовь к Йеннифер подвергается новым испытаниям («Осколок льда»), делает ещё шаг навстречу Предназначению («Меч Предназначения») и, наконец, в финальной новелле, названной «Нечто большее», валяясь в бреду, пролистывает главные, важные страницы прошлой жизни, очищается и восстанавливает утраченное, тем самым подготавливаясь к дальнейшим странствиям и страданиям.

«Перед смертью он должен избрать преемника и передать тому свои знания».

Помню, как меня поразил момент, характеризующий Сапковского, как автора, с крайне положительной стороны. Этот момент – второстепенные персонажи. Я негодовал от подобной расточительности. Ренфри, черты которой позднее всплывали в боевитых дамочках; Калантэ, правительница, балансирующая на грани гордыни и порядочности; Торувьель, жестокая и несчастная эльфийка; Борх Три Галки, драконий ведьмак; Иво Мирс по прозвищу Цикада и Левек, из подобных которым позднее выродится чудовище в человеческой шкуре Лео Бонарт, поэтесса Эсси Давен по прозвищу «Глазок»; допплер Дуду; псевдодьявол Торкве и уйма прочих. Для каждого из них какой-нибудь ушлый фэнтезист не пожалел бы и пятисот страниц, а Сапковский ухитряется сказать всё на десятке.

«Когда ведьмак умирает, начинается засуха или, наоборот, льёт проливной дождь. Хороня ведьмака, необходимо отрубить ему голову, положить лицом вниз, забить в рот кол и положить в гроб кусок осины. Иначе он может превратиться в упыря».

Когда прочитана последняя страница, а в голове ещё пляшут образы, яркими буквами вписанные автором, уже знаешь, что на этом ничего не закончилось. Но последующие пять книг – совершенно другие. В них нет сказки, только жизнь, суровая, кровавая и грязная, а ещё в них Сапковский, к разочарованию поклонников бесконечных сериалов, похоже, сказал всё, что хотел о ведьмаках. И, тем не менее, автор не спешит ставить точку, скорее – многоточие. Недаром читатель норовит поискать следы «Ведьмака» в саге о Рейневане, связать артуровскую концовку «Владычицы Озера» с красивой легендой «Maladie», а в рассказе «Случай в Мисчиф-Крик» увидеть отголосок собраний, на которых блистали чародейки Ведьминлэнда.

Сапковский не разочаровывает. Пока. Почему так пессимистично? Просто пришлось невольно заглянуть в будущее, прочитать на фанатском сайте кусочек новой «Змеи»... Но это, как говорится, совсем другая история.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2012 г.

С сожалением поддерживаю тех, кому не понравилось (то есть сожалею, что не нашел в Сапковском автора, который бы мог помочь утолить мой вечный читательский голод. И жалею времени, на него потраченного).

В целом вроде и неплохо, но нет (и не будет никогда) интриги в приключениях героя, который всегда побеждает. Цикл малосвязанных друг с другом басен с вялой любовной линией, проходящей через них.

Ожидал большего.

Хоть уровень текста и повыше подросткового, но, не вижу, за какие заслуги он в таком фаворе у любителей фэнтези и стоит на третьем месте в рейтинге фанлаба... Сразу после Мартина ?!!

Вы, наверное, прикалываетесь...

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2008 г.

Жаль, что я послушал множество хвалебных отзывов (не только на фантлабе) и все же решился прочитать «Последнее желание». Я даже пытался перечитывать его, думая, что с первого раза просто всего не понял. Но каково же было мое разочарование, когда я понял, что не ошибался! Сюжет довольно банален: ведьмак бродит и убивает монстров, в итоге оказывается в монастыре и его там лечат. Но самое неприятное не это. Самое неприятное, что пан Сапковский (в отличие от Лукьяненко или Перумова, которые даже из простейшего сюжета сделают конфетку) даже не постарался красиво написать. Книгу просто-напросто сложно читать, кроме того, что неинтерестен сюжет. Что ж, теперь буду осторожней относиться к хвалебным отзывам.

Вывод: растянутое примитивное произведение, недостойное внимания. Не тратьте время.

Оценка: 3 из 10.

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июля 2008 г.

На мой взгляд, сборник рассказов досадно безвкусен. Структура книги простовата, стилизация беспомощна, сюжетные линии не доработаны, а содержание вульгарно и примитивно. Автор не желает сообщать что-то новое, да и зачем воображать, когда можно сыграть на подвластных рефлексах читателя другими коварными способами.

Автор интригует по мелочам, усердно описывает криминальные хроники, эротические сцены и разговоры (и даже эротика асексуальна).

Гротескные персонажи преувеличенно и уродливо отыгрывают свои роли. Недоэпический герой близок к восприятию потребителя, образ дешевый и не требующий высоких мыслезатрат.

Что это закон жанра — тарабарщина?!

Если кто-то назовет адаптацию детских сказок для взрослых — новаторством, то я назову — коммерческим паразитом, именно в этом конкретном случае. Потому что был Шварц Е.Л. и его пьесы «Снежная Королева», «Тень», «Обыкновенное чудо», которые он писал по мотивам сказок Андерсена Х.К. Какая же это была психология персонажей, драматургия реальности и при этом пьесы сохраняли свою антидидактичность! А здесь мы имеем — пересказания для взрослых с циничными и бесстыдными приемами описания.

Никакой филологической ценности книга не несет, литературный уровень низвергается на бытовой уровень платежеспособного населения.

«Ведьмак» это вирус порождающий отрицательные психологические явления, это курок коммерческой окупаемости, и автор точно знает, где нужно произвести волшебный щелчок бескультурного привыкания.

P.S. Во время чтения этой книги, я успел прочитать три замечательных книги (настолько мне не хотелось возвращаться к Ведьмаку!), одна из которых принадлежала к жанру темного фэнтези. Это была книга С. Кинга «Темная башня. Стрелок».

Оценка: нет
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июля 2012 г.

Решила приобщиться-таки к нашумевшей эпопее. Разочарована. Заминусите мой отзыв, но я ооочень разочарована. Да, я не любитель т.н. славянского фэнтези, но в этом ли дело? Может, дело в том, что цикл о Геральте чуть ли не канон жанра и картон-шаблон застревает в зубах? Я вообще бралась за ПЖ с надеждой, что получу удовольствие от прочтения и, зная себя, предполагала, что так оно и будет, раз настрой подобающий.

Понравилось, что в рассказах по-своему интерпретируются хорошо известные сказочные истории и сюжеты. К Геральту прониклась симпатией — ну невозможно не проникнуться. На этом положительные отзывы закончились.

В остальном всё предсказуемо, плоско, скучно. Сюжет каждого рассказа строится по принципу «пришел Геральт в город, там нашлась работа, он оценил работу и согласился на нее, он сражается с чудой-юдой, он сильный и умный, он начинает побеждать, но чудо-юдо его обдуряет, но Геральт всё равно круче и он побеждает, и уходит из города». А, ну плюс вставки о рефлексирующем Геральте, о несчастной любви и его желании быть «как все».

В общем, в 12 лет мне бы может и понравилось. Сейчас, в 20, я исплевалась.

Оценка: 5
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июня 2010 г.

Да, какой же это было потерей. Я имел неосторожность перед прочтением цикла пройти одноименную игру. Рассказ «Ведьмак» попал в мои руки совершенно случайно, я, конечно, знал о его существовании, но искать не хотелось, как оказалось — зря. Рассказ я прочитал буквально за 15-20 минут, и он оставил неизгладимое впечатление в моей памяти. Следом быстро последовали остальные рассказы сборника рассказов «Последнее желание». Удивительно, описание событий не просто не дает от себя оторваться, но оно полностью поглощает до конца рассказа. Мысли, страдания Геральта вносят свое разнообразие и... без них это был бы не тот ведьмак, которого мы знаем. «Ведьмак», «Меньшее зло», «Последнее желание» — мои любимые рассказы. Первый — это начало, введение в суть ведьмака, но он закончен и не подразумевает продолжения. Тем не менее, Сапковский успешно соединил все рассказы сборника этими небольшими прослойками «Глас рассудка». Да, дорогая администрация, я не согласен с полным объединением частей «Гласа рассудка» с остальными рассказами, так как это сам по себе отдельный и красивый рассказ, введение которого само по себе великолепно, а реализация еще лучше. Второй рассказ, «Меньшее зло», ставит Геральта в острую ситуацию, подвергается опасности сама суть ведьмака, ведьмачьи принципы. Там-то и становится окончательно ясно, что Геральт не бездумный убийца, работающий ради денег. А дальше писать об этом рассказе не буду, это нужно прочитать самому. Третий, «Последнее желание», необычайно наполнен действием, в нем сильны сюжет, достойный даже повести, и в нем Геральт влюбляется, что позже становится основой для многих ситуаций и даже целиком для одного рассказа из второго сборника. Таким образом, я бы поставил десятку четырем рассказам из сборника: «Ведьмак», «Меньшее зло», «Последнее желание» и «Глас рассудка».

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 февраля 2009 г.

Сборник новелл о ведьмаке Геральте показался весьма топичным для фэнтези «нечистого» жанра. Попытка творческой переработки народного фольклора Сапковскому не совсем удалась. Продемонстрированная автором «нечисть» вызывает жалость, а «профессиональные» борцы с нечистью работают клоунами на потеху читателю. Развитие сюжета происходит только во времени, даже пространственного размаха не наблюдается. Ведьмак внушает глубокое уныние героическим ликом борца за справедливость, чем сильно напоминает «правильного» мента из телесериалов: кругом все в дерьме, один он в белом. Никакого развития характера и в помине нет: Геральт одинаков и полностью предсказуем от первой до последней страницы. По нехорошей традиции современных фэнтезийщиков, автор не слишком озаботился продумыванием мира, нелогичность которого сильно мешает хотя бы частично погрузиться в сюжет. Авторский язык, стиль изложения также не очень порадовали: уровень весьма посредственный.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2008 г.

Отличная, захватывающая, острая, весёлая, разносторонняя, высокодуховная книга!

Крайне редко читаю фэнтези, но роман о ведьмаке просто поразил меня. Это произведение абсолютно, а может быть неоднозначно, на любой вкус. Юмор, любовь, драки и сражения, мистические персонажи, живые, привлекательные герои, а также глубокие моральные и нравственные вопросы, присутствующие в книге и делающие её не просто массовой, а ещё и высокохудожественной литературой. Богатый, яркий язык и абсолютно оригинальный стиль писателя делают чтение незабываемым.

Очень понравились прологи к каждой главе, объединенные одним названием «Глас рассудка». Интересно наблюдать жизнь Геральта между его странствиями и путешествиями.

Оценки, поставленные мной за каждую из глав романа, разнятся от шести и до десяти. Всё таки главы, представляющие собой средней продолжительности рассказы, писались в разное время, повествуют о разном и вызывают разные чувства и ассоциации. Но, несмотря на это, весь роман в целом заслуживает, на мой взгляд, совершенно твердой десятки. И очень хорошо, что цикл о ведьмаке Геральте этим романом только начинается. Всё ещё впереди.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2012 г.

Очень хороший сборник рассказов (или небольших повестей), рассказывающих о некоторых моментах из жизни Ведьмака Геральта, о его нелегкой и незавидной доле, миссии, предназначении в этом мире. Мире, полном зла, ненависти, коварства, тёмного колдовства. Впрочем, этим вселенная Сапковского наполнена лишь наполовину, и есть ещё вторая, состоящая из добрых дел, справедливости, волшебства, любви и искренней дружбы.

Любую из шести историй сборника, в принципе, можно читать в произвольном порядке, ведь как таковой строгой сюжетной линии и последовательности в книге нет. Нет такого, чтобы сказать, вот, мол, с этого и начался ведьмак Геральт (не в смысле хронологии написания), вот его первое выполненное задание, вот он, первый убитый монстр. Каждая история рассказывает о каком-нибудь «деле», задаче, выполнение которых требует от него большого знания вопроса, решимости, смекалки и нередко – мучительного выбора, учитывая возможные последствия.

Истории разные, все в какой-то мере проходят под лозунгом «Не всё так однозначно в этом мире». А ещё всё время на языке крутилась поговорка: не разбив яиц, не приготовишь яичницу. Нет абсолютного зла или абсолютного добра — есть лишь недюжее столкновение интересов самых разных людей, чудищ, сословий и рас. В этом противостоянии редко определишь правого и виноватого, за каждым тянется (разный всего лишь по длине) недобрый шлейф с душком из степени вины и меры отчуждения.

Злой мир, в котором всё покупается и продаётся, где есть место подлости и лжи, и в котором проданные и купленные честь, совесть и достоинство – это всего лишь «вопрос цены». Где каждый считает свои «крупицы истины». Люди, эльфы, гномы, краснолюды, короли, солдаты, селяне, купцы – все творят плохое, хоть и порой прикрываясь тем, что таки во имя хорошего, и каждый по-своему отстаивает своё право на «меньшее зло».

И во всех случаях центральная фигура сборника – Геральт из Ривии – выступает в разных ипостасях: и громоотводом-парламентёром («Вопрос цены»), и «козлом отпущения» («Меньшее зло»), и спасителем («Последнее желание»), и целителем проклятья («Ведьмак», «Крупицы истины»), и обличителем-правдорубцем («Край света»). Ведьмак одновременно цельный и разбитый на кусочки; он справедлив, решителен, смел, силён, умён, остёр на язык, хоть и немногословен; его чувству долга должно позавидовать, но… он одинок. Люди презирают, бояться, чураются ведьмаков, однако же когда «прижмёт», когда ещё больший страх перед чем-либо загоняет их в угол, обращаются к ним за помощью. Впрочем, о многих людях и сам ведьмак невысокого мнения.

Таков мир, в котором живёт, сражается, исцеляет, любит и ненавидит седовласый ривианин. Выписанное Судьбой Предназначение, цель которого в сборнике ещё не ясна, ведёт его по жизни, направляет, заставляет делать тяжкий выбор, целует и выдаёт пощечины.

Всё это преподнесено Анджеем Сапковским очень красочно, органично, логично и цельно. Разные истории дополняют друг друга, связывая сборник в целое «Гласами рассудка»; их объединяет великолепие и сила слова, точность и яркость образов, мудрость и неоднозначность мысли. Добавьте сюда увлекательные сюжеты, фотографическую визуальность описанных событий, сцен, боёв, магических эффектов, невероятную жизненность, правдивость происходящего и получите такую книгу, которая влюбляет, очаровывает, восхищает. Книгу, которой веришь.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 мая 2013 г.

Наконец и я добрался до эпической фэнтезийной саги о ведьмаке Геральте, о которой слышал очень много и хорошего, и плохого, и даже мельком успел поиграть в обе части игры по мотивам. Что хочется особенно отметить после прочтения первой части похождений, а именно сборника «Последнее желание», так это просто какую-то магическую, не поддающуюся логике крайнюю привлекательность этого чтения. Я не являюсь поклонником фэнтези, почитываю изредка в целях ознакомления с жанром в целом, но чтобы мне сильно это нравилось, такого не было. И вот читая «Ведьмака», ловлю себя на мысли: «А ведь как классно, черт возьми!», и мысль эта не покидала меня до последней страницы. Сказать, что остались какие-то сильные впечатления о сюжете или проработанных характерах, сказать не могу. То есть, в целом, и сага о Ведьмаке должна была стать просто очередным знакомством с жанром, но вот тут включается некое волшебство, потому что книга очаровывает тебя с первой страницы и не отпускает уже никогда. Ты просто кайфуешь, читая ее, от всех ее компонентов, хотя по отдельности они, по идее, не должны производить на тебя впечатление. Так что магия, волшебство и однозначный шедевр!

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 октября 2011 г.

Пару лет назад, когда впервые начал читать Ведьмака, жалел лишь о том, что открыл его для себя так поздно. Сейчас же жалею о том, что уже прочитал его и не могу получить вторично восторг первого прочтения. Творение пана Анджея вместе с ПЛиО Мартина скорее всего навсегда заняли мой личный пантеон лучших фэнтези, которых я когда-либо читал. Поистине великое произведение с продуманным миром, живыми персонажами, замечательным юмором и моральными дилеммами. Моя мечта — это если бы по Ведьмаку сняли фильм(настоящий эпический фильм, а не то, что получилось в 2000 у поляков), не побоюсь этих слов: с размахом Питера Джексона.

P.S. Все романы, кроме последнего не дотянули 1 бал только из-за наличия первых двух сборников повестей. Без учёта этого почти всей серии можно ставить 10/10

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 декабря 2010 г.

Сказать что данное произведение закралось в душу, этого мало.

Чем цепляет труд Сапковского? В отличие от многих произведений фэнтези, он рисует картину миру с нашего. Он берет, смысл существования, мораль, принцип выживания, списывая всю суть своего фантастического мирка с нашего, что действительно потрясает. Мы получаем очень реальную и интересно прописанную картину происходящего. Сапковский не создает ни светлых-добрых, ни темных-злых. Он как в нашем настоящем мире показывает что эти качества проявляются в его поступках, и то что мы все грешны, только один человек отличается от другого наличием тяжести преступления — один лжет, другой убивает, и оба грешники, но отличаются лишь тяжестью.

Пожалуй те самые поступки и определяют персонажей романа, не их авторские портреты, а именно их поступки. Лютик — бабник и фактически чут ли не сексуальный маньяк, Йеннинфер — лгунья, Геральт — убийца... Но вот лежится и мораль на все стороны. Впрочем вся идея и мораль книги лежит под ней, а на передний план автор выдвигает литры кровавых историй, достаточно элементов эротики, и довольно брутальных элементов. Всю серьезную атмосферу особенно разбавляет юморист Лютик, веселя читателя.

Главная мысль всего романа это судьба, предназначение, и смысл существовать и жить. И чего стоит каждый отрицательный поступок человека.

Каждая новелла затаскивает меня вглубь происходящего от чего хочется ликовать.

«Ведьмак» — эта первая история, имеющая оттенок хоррора, и налет кровавой сказочности.

«Крупица истины» — психологичная история о добром чудовище, имеющая вновь небольшой налет хоррора.

«Меньшее Зло» — о принципе меньшего зла, и выборе.

«Вопрос цены» — о долге перед работой, и судьбе с предназначением.

«Край света» — о расовой терпимости и желание жить в мире и согласии.

«Последнее желание» — о том насколько один человек ради спасения пожертвует собой, чтобы спасти других(другого)

Пожалуй эта книга эталон качественного фэнтези со смыслом.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу