FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Дагон»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.40
Голосов:
1419
Моя оценка:
-

подробнее

Дагон

Dagon

Другие названия: Дэгон

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 151
Аннотация:

Попав в плен во время войны, герой рассказа совершает побег и оказывается в открытом океане на шлюпке. После изматывающих и бесконечных дней поиска суши, проснувшись в очередной раз, он обнаруживает, что тонет в вязком черном болоте среди разложившихся останков рыб и прочей мерзости...

© sham
Примечание:

Рассказ «Дагон» был написан в июле 1917 и впервые опубликован в ноябре 1919 в журнале «The Vagrant». В нем впервые проявляется лейтмотив творчества Лавкрафта — осознание героем ужасающей древности мира и ничтожности человечества перед его скрытыми силами, который найдет более глубокое и полное воплощение в его поздних работах. «Дагон» является отличным примером преемственности творчества Лавкрафта — в нем отчетливо видны зачатки других, лучших работ автора, а именно рассказа «Зов Ктулху» и повести «Морок над Инсмутом».

Входит в:

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса», 2003 г.

— антологию «Реаниматор», 1992 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— журнал «Weird Tales», October 1923», 1923 г.

— журнал «Weird Tales» January 1936», 1936 г.

— журнал «Weird Tales» November 1951», 1951 г.

— журнал «Супер Триллер №18 (141)», 2007 г.

— антологию «The Shuttered Room and Other Pieces», 1959 г.

— антологию «1901-1937, les premiers maîtres», 2000 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— антологию «Waves of Terror: Weird Stories About the Sea», 1976 г.

— антологию «The Best of Weird Tales: 1923», 1997 г.

— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.

— антологию «Horror Short Stories», 2018 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Реаниматор
1992 г.
Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
Тварь у порога
1993 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса
2003 г.
За гранью времен
2004 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Грезы в ведьмовском доме
2005 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
За гранью времен
2010 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
За гранью времен
2014 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
За гранью времен
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Миры Ктулху
2018 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №18 (141), 2007
2007 г.

Самиздат и фэнзины:

«Если свет твой — тьма...»
2016 г.

Аудиокниги:

Тёмные аллеи №04
2008 г.
Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Weird Tales, October 1923
1923 г.
(английский)
«Weird Tales» January 1936
1936 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
«Weird Tales» November 1951
1951 г.
(английский)
The Shuttered Room and Other Pieces
1959 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
Waves of Terror: Weird Stories About the Sea
1976 г.
(английский)
Dagon
1978 г.
(французский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
The Best of Weird Tales: 1923
1997 г.
(английский)
Une histoire de la science-fiction-1. 1901-1937, les premiers maîtres
2000 г.
(французский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Stories
2002 г.
(английский)
1901-1937, les premiers maîtres
2003 г.
(французский)
The Whisperer in Darkness
2007 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Early Works Of H. P. Lovecraft
2009 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)
Horror Short Stories
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 декабря 2015 г.

Ну да, это и впрямь набросок, эскиз, этюд, зародыш, прототип...

Маленький неказистый туманный рассказ, автор которого еще не овладел в должной мере искусством описания безумных видений(он лишь пишет о том, что видения были безумны) и жутких чудовищ(он лишь утверждает, что чудовища были жуткими и омерзительными немыслимыми тварями), а также не отрекся окончательно от лицемерной викторианской традиции, согласно которой изображая нечто запредельно ужасное и таинственное, следует тут же сделать реверанс в сторону адептов рационализма и позволить оным списать все на то, что герой рассказа всего лишь повредился рассудком по причине злоупотребления опиатами, а потому ему и мерещатся мерзкие рыболюди...

Кстати, тема рыболюдей здесь в должной мере не раскрыта. Еще не пробил час их полноценного выхода из глубин подсознания мистера Лавкрафта на страницы его произведений...

Пока что в полной мере из этих глубин прорвалась лишь весьма характерная фраза, спасающая рассказ и придающая ему смысл, ибо заключенные в данной фразе боль, страх, ненависть и отчаяние сформулированы как откровенное пожелание человечеству катиться ко всем чертям, если оно продолжает уповать на всесилие разума. Разума, гордящегося созданием разрывных пуль и удушливых газов вкупе с неограниченной подводной войной...

Есть у меня мечта, говаривал преподобный Мартин Лютер Кинг. Что же, мистер Лавкрафт устами своего героя тоже провозглашал, уповая на немыслимых тварей из морских глубин: Есть у меня мечта...

» Я мечтаю о том времени, когда они поднимутся над морскими волнами, чтобы схватить своими зловонными когтями и увлечь на дно остатки хилого, истощенного войнами человечества».

Впрочем, изучение истории человечества за время, прошедшее после 1919 года, а также регулярный просмотр новостных телепередач позволяет рассчитывать на то, что человечество справится и своими силами, позволив немыслимым тварям спокойно почивать на дне морском...

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 сентября 2011 г.

Дагон — это второе произведение, которое мне довелось прочитать у автора. И скажу, честно и без обиняков: рассказ нельзя отнести к числу выдающихся. Манера повествования периодически вызывала раздражение. Читать было непросто даже не смотря на малый объём новеллы. Единственное, что по-настоящему впечатлило, так это описание загадочного места, где оказался главный герой. Лавкрафту удалось великолепно передать атмосферу в том моменте. Однако на этом, увы, всё хорошее, на мой скромный и непритязательный взгляд, закончилось. Очень тяжело было воспринимать слог, которым написана большая часть произведения. Да и в целом, работа могла бы получиться куда более изящной и выразительной, однако не буду чересчур суровым. Всё же Дагон является одной из самых ранних работ маэстро жанра, так что нельзя требовать, чтобы у автора всё и всегда было выполнено на самом высшем уровне.

Не смотря на то, что данный рассказ оставил неприятный осадок в душе, я не перестал читать Лавкрафта и это стало моим самым правильным поступком из всех возможных. Да и не мог я отвернуться от его работ, ибо первое, что я прочитал у него — повесть «Цвет из иных миров» и на мой взгляд, это одно из самых значительных произведений автора.

P.S. Надеюсь, никто не станет обвинять меня в предвзятости.

Оценка: 3
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 декабря 2008 г.

А это как раз мое первое знакомство с творчеством Лавкрафта. Короткий рассказ, повествование в котором ведется от первого лица. Мы знаем, что герой побывал в плену, что после побега приличное время в одиночестве на лодке «бороздил» воды океана, и не можем с уверенностью сказать: было ли то, что он увидел реальностью или только плодом разума, воспаленного свалившимися на него потрясениями. Мы знаем, что после герой становится наркоманом, зависящим от морфия, что, возможно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«шум у двери, как будто снаружи об нее бьется какое-то тяжелое скользкое тело...Боже, эта рука!»
— всего лишь галлюцинация. Но когда я читал этот короткий рассказ и удивлялся, почему же мне не страшно, вздрогнул от такой концовки, чего от себя не ожидал.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2017 г.

Наверное, один из первых рассказов, наряду с «Зовом Ктулху», который назовет любой читатель, зайди разговор о Лавкрафте. Помню, при первом прочтении, много лет тому назад, он мне не понравился. «где сюжет? где экшн? Где ужас?» спрашивал я себя тогда. Со временем ответы на эти вопросы я нашел — пусть и не всегда прямые.

наверное тогда, с первого прочтения «Дагона у меня и начало складываться впечатление, что Мифы Ктулху — это не ужасы, а фэнтези, просто довольно экзотичное и мрачное. Древний ужас не столько пугает читателя, сколько будит в нем любопытство и рождает легкую дрожь восторга, от прикосновения к тайнам, лежащим далеко за пределами людских познаний и восприятия. Да, автор предупреждает, что приобщение к такому знанию уничтожит ваш разум, сделает вас безумцем. Но с другой стороны, он не пытается ломать «четвертую стену» всегда указывая, что такие последствия ждут героя, а не читателя. тут ведб как — каждый из нас переживал за Фродо и Сэма в Минас Моргуле, но никто по-настоящему не видел себя на его месте в этот момент. Нет, сейчас я предвижу вопли возмущенных толкиенистов, но то что я хочу сказать, что соль жанра ужасов — это прямая применимость к читателю. легче всего пугает именно то, что может случится с каждым, пот прямо через минуту, вот за тем углом. Но мы не найдем за углом культ древних и не встретим Дагона и Гидру. Это — элемент фэнтези, пусть и мрачного и замешенного на неравном противостоянии человека и сверхъестественного.

Вот таким надо видеть «Дагона». Это легкая и изящная зарисовка, одно из введений в мир Древних Богов, сложный, неструктурированный, запутанный и пахнущий чем-то совсем нехорошим для оказавшихся в нем героев. По-большому счету, Мифы — они почти все такие. Короткие введения, за которыми таится в темноте мир непознанного. Отстствие эпического размаха (исключая разве что «Хребты Безумия») не позовляет отнести Г.Ф. к фэнтези совсем уж полноценно. Но по сути — это фэнтези. очень яркое, самобытное и мрачное.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 марта 2017 г.

Про что: Boy meets an ancient eldritch abomination, goes mad from horror.

Стиль изложения: в форме предсмертной записки перед готовящимся самоубийством.

Придирки: Лавкрафт сделал главным героем идиота. Безымянный протагонист попадает в плен, когда его корабль сталкивается в Тихом океане с немецким рейдером в начале Великой Войны. Он бежит на лодке из плена, несмотря на отсутствие какого-либо плана действий или знаний об ориентировании на море: «бездумно положившись на волю волн, я имел весьма смутное представление о том, где нахожусь. Не будучи опытным навигатором, я смог только очень приблизительно определить по положению солнца и звезд, что нахожусь где-то южнее экватора. О долготе я не имел ни малейшего представления...» Фактически он просто прыгает с корабля в океан, надеясь на счастливый случай, который донесёт его до суши или ненемецкого корабля. И это было бы разумным поведением, если бы, скажем, немцы творили зверства по отношению к пленникам (например, заставляли слушать немецкие песни), и побег в неизвестность смотрелся вариантом перспективнее, чем издевательства и мучительная смерть, вот только, согласно словам рассказчика, «с нами, членами экипажа, обращались со всей обходительностью и предупредительностью, как и подобает обращаться с захваченными в плен моряками».

Также стоит заметить, что бежал он в одиночку, и нет никаких упоминаний, что кто-либо хотя бы пытался убежать вместе с ним, что показывает, что все остальные пленные сохранили присутствие логики и здравого смысла.

Видимо, парень просто на дух не переносил немцев.

Вердикт: обычный Лавкрафт. Мне по душе.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2016 г.

Привидится же такое!

Короткий рассказ. Яркий образец раннего Лавкрафта.

То ли спал, то ли не спал. То ли приснилось, то ли померещилось. Какой, право, спрос с человека, умирающего в шлюпке посреди океана? А может и действительно было что-то такое в реальности. Океан то огромный. Кто его знает, что там на дне водится? Короче, сплошные неясности. Знаменитая Лавкрафтовская атмосфера вроде бы наличествует, но обстановка прописана как-то невнятно, эффекта присутствия не получилось. Да и образ самого монстра какой-то лубочный. Не зацепило, в общем. Хотя, честно говоря, и не ожидалось чего-то особого. Маэстро пока только учится.

Рекомендуется к прочтению только фанатам Лавкрафта. Для общего представления о творчестве.

Выше пятерки поставить не могу.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 сентября 2008 г.

Страшное произведение, где чувство обреченности и загнанности просто сбивает с ног. Бегущий человек без надежды на спасение, без шанса уйти безнаказанным — не это ли ужасно? Мне иногда снятся именно такие кошмары.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 мая 2017 г.

Вот и состоялось первое мое знакомство с Лавкрафтом. Не понимаю многие отзывы, мол «не закончено», «ненависть к людям», «обнаркоманился»... По мне так изложено все ярко, при этом кратко. Да, нет тут особого ужаса (хотя, тут уж вините свое воображение, а не автора), нет и любимого всеми взаимодействия между персонажами. Зато прекрасное описание местности. Илистая муть с разлагающимися остатками каких-то там организмов, благоухающая под темным небом в солнечных лучах. Каньон, уходящий далеко в глубь земли, чье дно омывает темная река. В общем, можно еще много про описание окружения поговорить. Так же передано безумие ГГ. Вам-то не страшно, а вот он в ужасе!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И как только он выжил...
В целом, приятное чтиво.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июля 2014 г.

Может быть, как набросок или трамплин для других рассказов, это и приемлимо. Но как самостоятельное произведение — никуда не годится. Плывёт, идёт, видит что-то странное, сходит с ума. Всё. В конце правда есть небольшой намёк на более глубокий смысл, чем это в начале кажется. Но он буквально тонет в атмосфере полусумашествия, что воспринимается, как полный бред.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2013 г.

Не могу оценить данное произведение объективно. Наверное, из-за его краткости и скомканности сюжета. С другой стороны непонятного ничего нет. Сюжет довольно прост и прямолинеен. Возможно, это была ранняя работа автора, в которой он только оттачивал свое мастерство.

Самого Дагона, злобного и ужасного на вид монстра, который рисуется в нашем воображении неким годзиллой с ящеровидным хвостом, тут нет. Вернее есть какой -то намек на него. Есть конкретное и подробное, красочное описание мистического и странного места, которое навевает ужас и нагнетает мрачную атмосферу. Но все очень быстро заканчивается в тот момент, когда главный герой в страхе убегает оттуда, увидев рыбо-человека. Наверное, в этом и проблема. Все слишком быстро заканчивается. Чары Лавкрафтовской истории уже протянули ко мне свои лапы страха и благоговейного ужаса, но были вынуждены отступить, потому что рассказ подошел к концу. Потенциалу, который таки пестрит атмосферностью и загадочностью, просто не дали полностью раскрыться. Но ругать за это автора не стоит. Это ранняя работа, легшая в основу для других более объемных и интересных произведений.

Так или иначе мое знакомство с творчеством этого талантливого писателя продолжается.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2010 г.

Относительно недавно начал знакомиться с творчеством Лавкрафта, прочитал пару-тройку его творений, поэтому сложно сравнивать этот рассказ с другими. Могу сказать лишь что от этого рассказа у меня душа ушла в пятки

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 мая 2009 г.

Слог здесь — очень старомодный, даже для того времени, когда рассказ был написан. Сам рассказ походит на росказни какого-то деревенского дурачка о странных и непонятных вещах, которые с ним якобы случились. Было бы совсем плачевно, если бы не концовка. Классная получилась. Даже чуть-чуть страшно становится.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 февраля 2018 г.

И вот он — переоцененный рассказ Лавкрафта во всей красе. Многообещающее, таинственное и хорошее во всех смыслах начало, которое неуловимо быстро перетекает в ничтожный финал. Автор откровенно спекулирует фразами в стиле «это было так ужасно, что даже не с чем сравнить». Само чудовище почти никак не описывается, и поэтому ужас героя я не разделил совершенно. Да и имя Дагон выпрыгивает по тексту ниоткуда, словно чертик из табакерки. Что примечательно, его произносит не «знаменитый этнолог», а сам герой. Откуда он его взял, не уточняется. Сам герой не вызывает ни капли сопереживания. Раздражает его высокомерие, его психоз и гаденькое желание конца света, выдающее больной эгоцентризм — «если умираю я, то хочу, чтобы умерли все».

В итоге, пугает — нет, заставляет задуматься — нет, атмосфера — частично.

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 декабря 2017 г.

Честно признаться, это был отнюдь не лучший выбор для знакомства с творчеством Лавкрафта. Сюжет совершенно невнятный, безумие главного героя не чувствуется, да и все выглядит сыровато. Впрочем, минусы можно списать на тот факт, что это ранний рассказ писателя.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2014 г.

Перед нами история одного обезумевшего человека после кораблекрушения, который сразу же уверяет нас: до вечера он не доживет. Дело в том, что он встретился с древним божеством Дагоном — симбиозом человека и рыбы, описать которого невозможно: «Я не смею подробно описывать их лица и тела, потому что от одного лишь воспоминания едва не лишаюсь чувств». Так наш герой рассказывает о странных существах, которые поклоняются божеству. Что уж говорить о самом божестве! Но нет полной уверенности, что действительно случилось. Может быть, все это лишь плод галлюцинаций, больная фантазия или вообще морское наваждение. Даже консультация с «известным этнографом» ничего не приносит: тот тоже испугался рассказа о старинной легенде филистимлян. Что все же случилось? Остается только гадать.

Типический рассказ маэстро Лавкрафта — идеальный пример первого знакомства с творчеством «великого и ужасного». Да, весь рассказ можно воспринимать как абсолютное клише, где также легко узнаются Эдгар Аллан По, Жюль Верн и Борхес (последний правда сам заимствовал много у Лавкрафта, даже краткую форму рассказа). Но здесь есть фирменная атмосфера — тягучая, липкая как смола атмосфера — без которой сложно представить любой гениальный роман или рассказ. Таинственный антураж вообще напускает туман неопределенности, которого вполне достаточно, чтобы захотеть еще почитать Лавкрафта.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх