Г. Ф. Лавкрафт «Музыка Эриха Занна»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Каждую ночь глухой Эрих Занн исполняет потрясающие по красоте мелодии на виоле. Сосед снизу, восхищаясь его талантом, пытается завести с дружбу с музыкантом и сталкивается со странным поведением старика. Почему-то он панически боится открывать вечно занавешенное окно в своей комнате.
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Song of Cthulhu», 2001 г.
— журнал «Weird Tales, May 1925», 1925 г.
— антологию «Creeps by Night: Chills and Thrills», 1931 г.
— журнал «Weird Tales, November 1934», 1934 г.
— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Other Weird Tales», 1945 г.
— журнал «Famous Fantastic Mysteries March 1951», 1951 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.
— антологию «Ghosts!», 1971 г.
— антологию «Thirteen Tales of Terror», 1971 г.
— антологию «The Best Ghost Stories», 1977 г.
— антологию «Masterpieces of Terror and the Supernatural», 1985 г.
— антологию «Famous Fantastic Mysteries», 1991 г.
— журнал «Mardus 4. 1991», 1991 г.
— антологию «Безумие и его бог», 2007 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— антологию «Antología universal del relato fantástico», 2013 г.
— антологию «The Folio Anthology of Horror Stories», 2018 г.
- /языки:
- русский (43), английский (20), испанский (2), французский (1), эстонский (1), украинский (2), белорусский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (63), периодика (4), аудиокниги (4)
- /перевод:
- Н. Бавина (1), Л. Биндеман (21), Л. Брилова (8), А. Волков (1), В. Гуринович (1), Е. Дудка (1), С. Жигалкин (1), О. Колесников (6), Э. Серова (1), О. Українець (1), Х. Фуа (2), В. Чарный (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 24 марта 2024 г.
Каждый вечер герой рассказа, проживающий в старом доме на улице д'Озей, слышит весьма необычную музыку, звучащую совсем не по земным канонам. Определив, из какой именно квартиры она раздается, мужчина решает познакомиться с ее вдохновенным исполнителем. Но оказывается, что подобное знакомство ничего хорошего герою не сулит...
Экскурс Лавкрафта в область «высокого» искусства вызывает у меня лишь сдержанную улыбку. Потому что описать звучащую в новелле чарующую музыку у писателя не было никаких средств. Во-первых, по причине его некомпетентности в музыкальной сфере — он был хорошим журналистом и корректором, но не музыкантом (тем более, не композитором). Во-вторых, вся музыка строится на строго определенном созвучии нот, называемом консонансом. Любые иные сочетания нашему уху (точнее, рассудку) неприятны и не могут вызвать никакого восхищения — потому их и называют диссонансами (несозвучными). Попытка построить мелодию не по канону приведет к рождению какофонии — беспорядочному и бессмысленному набору звуков, не содержащих единого звукового ряда. Так что красивую мелодию сочинить можно, а вот необычную — вряд ли. Идея рассказа порочна уже в самом своем зародыше. Но я хорошо понимаю, что хотел сказать автор. Просто у него не хватило для этого ни знания, ни подходящих слов. Речь, скорей всего, шла о таком сочетании звуков, каковое могло разрывать «ткань реальности», перенося играющего в совершенно другой мир. Только вот, судя по канве этой истории, такой мир оказался далек от райской идиллии, на которую намекала услышанная героем музыка. Получается, что далеко не всё прекрасное служит добру...
-----------
РЕЗЮМЕ: история, позволяющая усомниться в созидающей силе высокого искусства, в данном случае — музыки. А кто вообще сказал, что умение творить музыку — от Бога?
Стронций 88, 9 января 2024 г.
Лавкрафт писал стихи, это факт. Я их ещё не читал (пока), но по этому рассказу уже могу сказать, что Лавкрафт обладает определённой поэтичностью. Да, этот рассказ поэтичен, и есть в нём что-то таинственное и страшное. До него я читал рассказ «Картина в доме» – историю, на мой взгляд, оборванную не очень умело. Здесь же, наоборот, – всё идеально; не оборванность даже, а общая недосказанность. По-моему, именно эта недосказанность и делает рассказ одним из лучших в творчестве автора. Что в нём происходит? Мы с героем видим лишь поверхность, корку, под которой что-то загадочное и страшное.
Единственное, я не очень-то понял (может это ошибка переводчика?), почему Эрих Занн несколько раз назван в рассказе глухим, притом, что он там прекрасно реагирует на звуки – например, на стук главного героя или дребезжание стекла, ведь это даже не речь, которую можно прочитать по губам. А вот то, что он нем, видно чётко… Может это такая легкая недоглядка – хотя глухота добавляет своего к истории, будто не слыша человеческое, немец мог слышать что-то скрытое от всех, неземное…
Ещё, в примечаниях (я читал в сборнике серии «Библиотека Всемирной Литературы» от ЭКСМО, 2019 год) сказано, что действие рассказ происходит в Париже. Я не очень понял, почему автор комментариев так решил. В тексте нет никаких намёков ни на город, в котором происходит действие, ни на страну – есть только французское название улицы; но такая могла быть и в Канаде, например, да и в той же Америке. Но это так, кстати сказать.
Old_Gonsalez, 23 мая 2023 г.
Классная аллегория — музыка для вечности. Как и этот образ, весь рассказ не страшен, он величественен. Гений маленького немого музыканта противостоит бесконечным хтоническим силам, а свидетелем этого становится главный герой. Очень атмосферно, пронизывающе, и монументально. Отличное произведение!!!
V-a-s-u-a, 3 января 2020 г.
Один из более удачных рассказов Лавкрафта, не сливающихся с ворохом других бесконечными спусками в загадочные гроты да неясными видениями древних цивилизаций. Запоминается героем (собственно, Эрих Занн) и событийным рядом, для объяснения которого хочется строить догадки. Сделав персонажа музыкантом, а значит, человеком искусства, Лавкрафт добавляет к своему заколдованному кругу интересов интересное новое измерение. Что подталкивает Занна играть странную музыку – неведомая сила из другого измерения или, наоборот, огромное желание ей противостоять? Так и тянет найти в этом какую-то аллегорию бремени поэта или, может быть, приукрашенный портрет реально возможного помешательства. Открытие главным героем, что он больше не может найти на картах жилплощадь, на которой всё и произошло только ещё сильнее размывает истину и добавляет возможностей для трактовок, хотя и ослабляет саспенс.
Впрочем, стиль написания временами неуклюж: Лавкрафт разбрасывается вычурными наречиями – shudderingly, shiveringly – аж вспоминается стих Олега Григорьева: «Сидела на раме дрожащая мышь / Сказал папа маме: Ну что ты дрожишь?»
Селеста, 15 сентября 2019 г.
Классическая для автора структура со сторонним наблюдателем — невыразительным главным героем, — нагнетание атмосферы необъяснимого и непознанного, открытая концовка. Несмотря на это, рассказ цепляет и запоминается — во многом благодаря центральной тематике, связанной с музыкой, и в целом грамотной подаче, где автор не пускается в объяснения неизведанного и в попытки противостояния смертных и иных, а оставляет персонажам право на беспомощность.
Клован, 8 февраля 2019 г.
Автор мастерски использовал ход, почти забытый нынешними киношниками ужастиков — не показывать то, что страшно. Нужно самому представить, что это было. Что делал Занн своей музыкой — отпугивал кого-то или привлекал невольно, как это срабатывало. Да что там было вообще, в этой темноте?! А страшно! Замечательный рассказик.
avsergeev71, 13 сентября 2016 г.
Подойди скорей поближе, чтобы лучше слышать,
Если ты ещё не слишком пьян.
---
Кто сказал, что истинное искусство от Бога? Лавкрафт готов поспорить. Звуки виолы откроют такие инфернальные бездны, о которых лучше не знать, если хочешь засыпать спокойно.
Рассказ — явная перекличка с «Моделью Пикмана», хотя и написан раньше по времени. Только там живопись, а здесь — музыка. Видимо, автора так или иначе беспокоили вопросы происхождения искусства. «Модель Пикмана» мне понравилась больше. Она реалистичней, и потому страшней. Здесь же повествование ведется в форме притчи о «чёрной-чёрной улице» без начала и конца. Эффект присутствия смазывается, позволяя читателю глядеть на происходящее как бы со стороны. Зато «Музыка» изящней, тоньше, эстетичней. Почитать однозначно стоит.
9 баллов.
ufaan, 22 марта 2016 г.
Великий шедевр. Вряд ли можно добавить что-то в плюс к другим отзывам, эта вещь абсолютно безупречна в плане вкуса, настроения, неявных смыслов и проч. и проч. Для любого, кто интересуется метафизикой творчества это sine qua non — то, без чего нельзя обойтись.
Добрый Филин, 22 марта 2016 г.
Вот этот рассказ реально страшен. Мало того, он реально заставляет думать голову. Я, например, все время гадал о том, где же находится главный герой и каков секрет Цанна... В плане атмосферы, большой плюс звукописи. Руками Лавкрафта даже звук может напугать.
10 из 10
JohnNorrik, 24 января 2016 г.
Один из лучших рассказов Лавкрафта, где довольно интересным методом (с помощью музыки) создается своеобразная атмосфера ужаса.
Рассказчик попадает в странное место, где музыканты черпают свое вдохновение из бездн нескончаемого космического ужаса, из других, темных миров и благоволят им древние сущности. А их музыка являет собою завораживающую какофонию.
AnOwl, 12 мая 2015 г.
Интересный и своеобразный рассказ. Говорят, что люди, имеющие талант к какому то делу, черпают вдохновение из высших сфер... Но почему только из высших?! Почему не могло бы приходить вдохновение из низших сфер, где обитают смерть и безымянный ужас? Именно оттуда, как мне показалось, исходила музыка старика Цанна.
Лавкрафт в очередной раз сыграл на атмосфере и ощущениях, но теперь не только за счет описания предметов и ощущений ГГ,а и за счет описания музыки. Ведь временами одного только звука достаточно, чтоб напугать.
Myrkar, 29 октября 2014 г.
Этот рассказ мне оказался донельзя близок. Во-первых, Лавкрафт всегда помещает ученых и студентов, особо рьяно занимающихся своим предметом, в иное пространство, о котором сложно вспомнить. Очень похоже на реальную студенческую жизнь человека, который поглощен учебой. Да даже сейчас как вспомню, что всегда была в наушниках, забитых хардкором, а головой, полной физико-химических выкладок и даже своих собственных теорий, стремящихся найти хотя бы математическое выражение, а теперь вообще ничего не слушаю, мир даже стал немного дискретнее.
Во-вторых, во мне тоже жил суеверный страх перед тьмой, в которой обязательно нужно что-то напевать. Сейчас я темноты не боюсь, но, по-видимому, с ней очень сильно связана музыка. И тут интересен момент помещения на этот раз музыки в новое измерение. Иное пространство было дано в «Снах в ведьмином доме», потусторонний визуальный опыт в «Цвете извне», а музыка здесь.
Было бы неплохо, если бы Лавкрафт использовал что-то кроме описаний. Например, за счёт ритмики и звукописи дал понять, что потусторонняя музыка вселяется в сам текст и способна вылиться в реальность читающего, а не только в чердачное окно музыканта.
Илориан, 22 июня 2014 г.
В принципе все произведения Лавкрафта можно поделить на две категоии: творения «а ля Ктулху» и философско-сновидческие рассказы на подобие «Поиска неведомого Каданта». Что кому больше нравиться — это уж дело вкуса. Но «Музыку Э.Занна» нельзя отнести ни к одной из этих групп. Это нечто новое и необычное. Попытка нагнать страх не через описание мерзостей и магических ритуалов, а через красоту. Ужас, скрывающийся в гармонии. Музыка страха.
Конечно, рассказ не всем покажется страшным, но то, что он буквально дышит каким-то НЕЧТО, чем-то потусторонним и необьяснимым — думаю, это почувствуют все.
vfvfhm, 6 марта 2014 г.
Спрэг де Камп пишет, что Лавкрафт почти не знал музыки. Тогда этот рассказ еще одно доказательство, что ГФЛ — великий мастер. С помощью слов он сумел передать такую потрясающую музыку сфер, что ее буквально слышишь, проникаешься всеми фибрами. И это в переводе! «Музыки, музыки прежде всего!» — призывал Поль Верлен. И в этом рассказе Лавкрафт на его призыв откликнулся. Когда он отдавался полностью стихии творчества, ГФЛ во истину мог достичь степени гениальности.
Некоторые продолжают упрекать Лавкрафта в том, что он не был Стивеном Кингом, а его персонажи не похожи на настоящих янки. При виде Ктулху и других Космических Мверзей они то в обморок падают, то бегут без оглядки. Вместо того, чтобы полицию вызвать, или открыть пальбу из обоих стволов. На это ГФЛ мог бы словами Достоевского ответить — « я всего лишь реалист в высшем смысле».
volga, 22 августа 2013 г.
[p]Студент, страдающий от нехватки денег, селится в старом доме на улице д'Осейль, в комнате под мансардой. Каждую ночь он слышит чудесную музыку: причудливую и чарующую. Её исполняет немой музыкант — нелюдимый эксцентричный старик. Но почему он так исступленно играет по ночам? Что это за таинственная музыка? Какую тайну он скрывает? Вопросы, вопросы, вопросы…
[p]Автор, как всегда, прекрасно передает атмосферу происходящего: тончайшие нюансы, ощущения, описания окружающего мира – всё это окутывает читателя с головы до пят как плед в промозглый осенний денек. Но самый главный вопрос так и остается без ответа. Зачем Эрих Занн играл и чего он так страшился? Возможно, музыка — это печать, которая не давала потусторонним сущностям проникнуть в наш мир, а мансардное окошко – это единственная дверь между этим миром и миром демонов. А может и нет. Может музыкант, будучи молодым и амбициозным, заключил договор с дьяволом и теперь в обмен на талант должен пожизненно исполнять свою гениальную музыку в усладу демону. Автор не дает конкретного ответа. И в этом весь Лавкрафт. Читатель должен сам домыслить суть того необъяснимого и сверхъестественного ужаса, с которым столкнулся герой, используя собственную фантазию и воображение.
[p]Нравится ли вам такой авторский ход? Если да, то этот рассказ для вас.