FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Данвичский кошмар»

Данвичский кошмар

The Dunwich Horror

Другие названия: Данвичский ужас; Ужас в Данвиче; Ужас Данвича

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху»

Перевод на русский: А. Боргардт (Ужас в Данвиче), 1992 — 1 изд.
Е. Мусихин (Ужас Данвича, Ужас в Данвиче), 1993 — 8 изд.
С. Ашмарин (Ужас в Данвиче), 1993 — 1 изд.
П. Лебедев (Данвичский ужас), 1993 — 1 изд.
Л. Володарская (Данвичский кошмар), 2000 — 14 изд.
Л. Биндеман (Данвичский кошмар), 2001 — 1 изд.
О. Колесников (Данвичский ужас), 2012 — 5 изд.

Жанрово-тематический классификатор:

Всего проголосовало: 94

 Рейтинг
Средняя оценка:8.15
Голосов:995
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Второго февраля 1913 года у Лавинии Уэйтли родился сын Уилбер. Странный мальчик, который рос не по дням, а по часам, внушал страх жителям Данвича. Его деда считали колдуном, а сам он читал в библиотеке Мискатоникского университета черные книги, где выискивал информацию об ужасном Ключнике Миров.

«Однако все это только пролог к Данвичскому кошмару».

Примечание:


По этой повести в США в 1970 г. был поставлен фильм с тем же названием (режиссер Дэниэл Холлер).

Входит в:

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Other Weird Tales», 1945 г.

— антологию «Чёрный нимб и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1992 г.

— антологию «Граф Магнус», 1991 г.

— антологию «Bound for Evil: Curious Tales of Books Gone Bad», 2008 г.

— журнал «Weird Tales» April 1929», 1929 г.

— антологию «The Weird: A Compendium of Strange & Dark Stories», 2011 г.

— журнал «Икар: фантастика, приключения № 4», 1993 г.

— журнал «Weird Tales» Fall 1999», 1999 г.

— сборник «3 Tales of Horror», 1967 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.

— антологию «Chilling Horror Short Stories», 2015 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— антологию «The Baen Big Book of Monsters», 2014 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.


Экранизации:

«Данвичский ужас» / «The Dunwich Horror» 1969, США, реж: Дэниэл Хэллер

«Город живых мертвецов» / «Paura nella città dei morti viventi» 1980, Италия, реж: Лучио Фульчи

«H.P. Lovecraft's Dunwich Horror and Other Stories» 2007, Япония, реж: Ryo Shinagawa

«Данвичский ужас» / «The Dunwich Horror» 2009, США, реж: Ли Скотт



Похожие произведения:

 

 


Чёрный нимб и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса
1992 г.
Граф Магнус
1993 г.
В склепе
1993 г.
Локон медузы
1993 г.
Шепчущий во тьме
2000 г.
Том 2. Притаившийся ужас
2001 г.
Хребты Безумия
2001 г.
За гранью времен
2004 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Грезы в ведьмовском доме
2005 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
За гранью времен
2010 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Обитающий во мраке
2012 г.
За гранью времен
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
За гранью времен
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Херберт Уэст, оживляющий мертвых
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2018 г.

Периодика:

Икар: фантастика, приключения № 4
1993 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.
Тёмные аллеи 2.2: Ктулху и аколиты
2017 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» April 1929
1929 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft
1945 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1963 г.
(английский)
3 Tales of Horror
1967 г.
(английский)
Zew Cthulhu
1983 г.
(польский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1985 г.
(английский)
The Best of H. P. Lovecraft: Bloodcurdling Tales of Horror and the Macabre
1987 г.
(английский)
The Annotated H. P. Lovecraft
1997 г.
(английский)
L'abomination de Dunwich
1997 г.
(французский)
«Weird Tales» Fall 1999
1999 г.
(английский)
H. P. Lovecraft: Tales
2005 г.
(английский)
The Whisperer in Darkness
2007 г.
(английский)
Bound for Evil: Curious Tales of Books Gone Bad
2008 г.
(английский)
The Weird: A Compendium of Strange and Dark Stories
2012 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
The Baen Big Book of Monsters
2014 г.
(английский)
Chilling Horror Short Stories
2015 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том ІІ
2017 г.
(украинский)




 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 мая 2013 г.

Прочитал давно, но уже не ребёнком. И испугался так, как не пугался ни от одной книги. Именно с этого рассказа (вернее говоря, повести) и началось моё кошмарное путешествие по жутчайшим мирам Говарда Филлипса Лавкрафта.

Уилбур Уэйтли. Персонаж, снившийся мне в кошмарах. Его брат-близнец... ну это уж вообще убило меня. Кроме того, нигде и никогда не встречал я столь живого, столь мерзкого описания событий. И я влюбился в эту повесть, влюбился в автора этой повести, влюбился какой-то извращённой любовью мазохиста, понял, что мне понравилась эта мерзость, понравилось, что меня испугали до чёртиков, понравилось буквально всё.

И вот теперь. Я знаю Лавкрафта гораздо лучше, чем тогда, лет восемь назад. Я знаю, что часто он писал ужастики весьма бледные, занимался самоплагиатом и много раз срывался на банальщину. Но когда на него находило, он мог написать так, как не писал никто ни до, ни после него. И «Данвичский кошмар» как раз из таких вещей.

А ведь что сотворил Лавкрафт? Почему он смог так напугать меня простыми словами?

Да, в том-то и дело, что простыми. Частые описания чего-то мерзкого, чего-то крадущегося, чего-то, что видно лишь краем глаза... бррр! И это при том, что ничего особо оригинального он не придумал. Проклятия, вызовы демонов, монстры — всё это уже было. Подумайте. Главное — это не то, что именно сварил повар, а КАК он это сварил.

Лавкрафт не стал говорить нам, какое чудовище жестокое и плохое, раз растоптало несколько домов и погубило кучу народа. Нет, он просто взял это чудовище, бросил его на городок и стал наблюдать за тем, что произойдёт. И это при том, что само чудовище, в общем-то, никому никакого зла намеренно причинить не хотело — его вызвали, как сказал один из знаменитых киномонстров, и оно пришло. А остальное, так сказать, ваши проблемы.

Так вот, именно в этом я вижу гений Лавкрафта. И «Данвичский кошмар» навсегда останется для меня произведением, перевернувшим в своё время взгляд на «хоррор» множества людей... и мой взгляд в частности.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 марта 2013 г.

Говоря об очередном прочитанном мною рассказе Говарда Филиппа Лавкрафта, я невольно вспоминаю: с чего собственно началось мое знакомство с его творчеством. Со стыдом и обидой во взоре я могу сказать, что во многом был неправ и предосудителен к автору, я во многом его критиковал и оспаривал, не соглашался и отказывался верить в его истории, хотя всегда в отзывах писал сдержанные комментария и хвалил сухо и жадно.

Данное произведение меня покорило. Сказать о каких-то штампах, это только лишний раз показать свою глупость. Ведь мы говорим о такой эпохе, из которой только и брали свое вдохновение современные писатели хорроров, которые, собственно, и понаделали этих штампов, но винить в этом Лавкрафта уж точно не стоит. Повесть очень лаконична и одухотворена старой эпохой, мистикой, которая улавливается при просмотре немых ужастиков 20-30 годов в черно-белом формате. И тут, наверное, не каждый киноман меня поймет. Мы видим некую экспозицию, видим главных действующих лиц, нам доносят об их действиях как будто из хроник новостей, это все в стиле Лавкрафта, и если вы прочитали уже не одну книгу, то к этому стоит уже привыкнуть. Главное, привыкнув, суметь насладиться книгой. Постепенно история прямо на глазах обрастает мистикой и загадочностью, а действия героев становятся странными, а затем и вовсе пугающими. И зная, какие картинки и образы, возникали у меня при прочтении других работ автора, я еще не встречал такого красочного и одновременно пугающего описания образа умирающего Уолти на полу в библиотеке Мискатоника. Дальнейшие образы и намеки только лишь дразнят и поднимают интерес к вещам и формам, которые таятся и скрываются по ту сторону измерения, представая в виде непередаваемых существ, которые просто не могут перевариться в нашем трехмерном сознании так, чтобы человек потом не сошел с ума. И я говорю именно о пантеоне Ктулху, странных и страшных существ, которые, не переставая, сопровождают почти все рассказы мэтра. И знаете, образ этого невидимого существа, которое все это время таилось на чердаке Уолти, а затем проявилось с помощью средств и смекалки бравого библиотекаря, удивил и поразил меня настолько, насколько я в своих скудных фантазиях даже и представить не мог таких страшных и одновременно омерзительных вещей, на которые ни у кого из присутствующих не хватит фантазии.

Повесть получилась красочной и остросюжетной. Обвинять ее в каких-то повторах и штампах глупо и невежественно. И знаете, во многом я понял одну простую вещь — насладиться историей Говарда Филиппа Лавкрафта сможет зачастую не каждый и не сразу, и я рад тому факту, что сумел попасть в число редких ценителей его творчества.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2011 г.

Все бы ничего... Но урезать бы повесть до размеров 10 страниц — и можно было бы получать удовольствие. Мозг мой отказывался воспринимать абзацы по типу: «Они увидели нечто такое, что не могли вообразить! Может ли человеческий язык описать то, что они увидели? Нет, ни один человек в мире не смог бы подобрать слова для описания этого!»

Во всем остальном Лавкрафт остается верен себе: ожидание ужаса страшнее самого ужаса.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2009 г.

Очень уж давно написанная история, поэтому, действительно, грех говорить о штампах... хотя это слово, честно говоря, так и напрашивается!..

Не знаю, видимо, кому-нибудь этот рассказ показался страшным. Я, читая, скучала. Явный недостаток психологизма, нужный эмоциональный фон создается искусственно. Неинтересно...

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 января 2016 г.

Признаюсь, что меня повергают в откровенное недоумение отзывы, авторы которых без тени сомнения утверждают, что скучали, читая «Данвичский кошмар», поскольку это простенькая пугалка и вообще Лавкрафт как всегда избегает конкретных описаний своих чудовищ, употребляя словеса « и тут их глазам открылось нечто невообразимое»...

Видимо, на нашей планете ценятся именно простенькие пугалки. Благородные порывы сочинить пугалки изощренные и запутанные оборачиваются полным непониманием сего замысла. Запутавшийся в паутине архетипов, неврозов, цитат из Кастанеды, списках имен тибетских демонов и прочих изысков авторской энциклопедической учености, читатель перестает понимать, что именно должно его напугать, а затем благополучно возвращается к простеньким пугалкам... К чудовищам, живущим в стенном шкафу, допустим, на чем основана очень простенькая и очень страшная пугалка Стивена Кинга «И пришел Бука»...

Будучи старомодным приверженцем простеньких пугалок, Лавкрафт ограничивается описанием захолустного городка, вырождающегося семейства, практикующего черную магию, поисков в библиотеке ключей к иным измерениям, а затем некий монстр начинает бродить семо и овамо, сеять панику среди невежественных фермеров, чтобы быть истребленным на последней странице рассказа...А ведь мог бы соединить Юнга с квантовой механикой, добавив для атмосферности немного сапотекской мифологии!

Адепты теории простеньких пугалок, к которым я присоединился лишь для видимости, не замечают, что Лавкрафт обладает недюжинной эрудицией, что он весьма умело создает атмосферу, из которой должен соткаться неведомый ужас, что он искусно нагнетает напряжение при продвижении к развязке, что он умеет удивить читателя. Но все это доступно взору только тех, кто подходит к его рассказам и повестям непредвзято, не решив заранее, что сто лет назад умели сочинять только примитивные страшилки с жукоглазыми пришельцами и коварными марсианскими спрутами...

Попутно отмечу, что чудовища в этом отдельно взятом рассказе описаны весьма подробно. Хотя(по секрету)главными чудовищами у Лавкрафта являются вовсе не сатироподобные юноши и даже не сам Великий Ктулху, а обычные такие обыватели, чья спорадически проявляющаяся приверженность ко злу и регулярно проявляющееся равнодушие к своим ближним и делает при случае маленькие городки из его рассказов(и еще кое-чьих) самыми всамделишными филиалами ада на земле...

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2015 г.

Жаль, но еще один слабый рассказ Лавкрафта. Да, написан был очень давно, но я бы не стал делать на это скидку: например, те же «Хребты безумия», «Модель Пикмана», дилогия о Серебряном ключе да и многие другие рассказы и повести Мастера читаются намного интереснее «Ужаса Данвича». Первая половина повести интригует красочными и таинственными описаниями, заинтересовывает сюжетом — захолустная деревушка с темной обитающей в ней семейкой, наполненной странными и зловещими персонажами; степенно подводит к развязке — в первой половине все замечательно. Очень понравилось оппонирование повествования включенным в рассказ отсылкам к скептическим газетам, рассказывающим о событиях повести в рациональном ключе, в то время как автор говорит о мрачной мистичности происходящего. Постепенно карты раскрываются, и перед нами вырисовывается примитивная пугалка, смехотворная в своей банальной попытке вызвать ужас типичными словесными средствами Лавкрафта, вроде: «его рассудок повредился навсегда», «это невообразимый ужас, которому не найдется подходящих слов в человеческом языке» или «неведомая тварь мрачных космических бездн» — не дословно, но смысл, думаю, понятен; те, кто знаком с прозой Лавкрафта, поймут, о каких оборотах идет речь. Сюда же примешиваются скупо объясненные разного рода проклятия, какая-то магия, не совсем свойственная произведениям Лавкрафта. Я очень люблю этого автора, но, постепенно открывая шаг за шагом его увлекательнейшее творчество, понимаю, что его произведения отличаются невероятной неровностью — здесь соседствуют откровенно слабые рассказы с очень сильными вещами, а разбираться, где какая — приходится исключительно своим умом.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 октября 2011 г.

Присоединюсь к Язеве и Маннусу — кто-то, читая рассказ испугался, а мне было скучно, а временами и смешно. Например, читая. что «их магическая формула может подействовать, но может и не подействовать...», вспомнилась фраза про «корованы», которые, как известно, можно грабить, а можно и нет...

Больше всего рассказ напоминает лагерную страшилку, рассказанную сумасшедшим пионером. Всегда удивлялся как некоторым писателям удаётся писать настолько сухо, невыразительно, без всяких там метафор и прочего, и в то же время так нединамично и многословно. Данный рассказ — отличный пример именно такого текста. И главное — в упор не вижу сочащегося из рассказа потока ужаса. Никакие мурашки по мне во время чтения и близко не пробегали. Ведь и правда — персонажи схематичны до невозможности, сюжет развивается предсказуемо и неинтересно, хотя интрига(кого прячет Вилбур в доме?) и есть, но поддерживается она плохо. Цитаты из древней книги тоже не получились чересчур пугающими. Есть только два момента в поддержку рассказа — красочные, с фантазией описанные, чудовища — вот уж где автором хочеться восторгаться, и, разумеется, неожиданная концовка. Вот только стоило ли ради неё читать весь рассказ — сомнительно.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июня 2010 г.

Несмотря на некоторое количество штампов в этом рассказе, красочность его и стиль Г.Ф. Лавкрафта всё также узнаваемы. Интрига открывающаяся в последних строчках рассказа шокирует, впрочем как и в большинстве рассказов Г.Ф. Лавкрафта. Здесь витает атмосфера ужаса с первых строк и до последней точки. Данвич описан просто великолепно.. Промозглость древних развалин, странное семейство Уэйтли, порождения которого ничто иное как сын дьявола. Не хватает только более мощного момента, как например, помешательство Лавинии, Уилбера и его деда. Вывод: маниакальная страсть к оккультным наукам не всегда ведёт к желаемым результатам, а ещё страшнее оказываются последствия такого вмешательства. И конечно в рассказе не упускается ключевой персонаж Йог-сотот и предки Ктулху — своеобразная фишка Г.Ф. Лавкрафта. Но всё равно от Г.Ф. Лавкрафта ждёшь чего-то большего, чего-то более мощного. Не знаю, возможно я не прав или у меня просто замылился глаз.:shuffle:

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2011 г.

«Данвичский кошмар» по праву считается одним из лучших произведений Г.Ф.Л. за всю его творческую карьеру. Автору удалось просто блистательно обыграть идею создания невидимого чудища. И вроде бы ничего особенного, но данный ход вселяет в душу некий глубинный страх, вызывающий чувство лёгкого озноба на коже.

Мрачная местность, промозглые пепельно-серые пейзажи, пелена страха, помноженная на отблески чего-то жуткого, сокрытого глубоко в недрах таинственного дома семейства Уэйтли. Умело созданная атмосфера, которая окутывает читателя на манер байкового одеяла, погружая в омут загадочного кошмара и непостижимых тайн. Само слово Йог-Сотот заставляет содрогнуться. Есть в нём что-то особенное, отличное от прочих существ из лавкрафтавского пантеона.

Я абсолютно не согласен с теми рецензентами, которые считают, что в «Данвичском кошмаре» присутствует то или иное количество литературных штампов. Давайте взглянем на год, в котором вышел рассказ: 1929. Написан же рассказ был и того раньше, в 1913 году. Без малого — век назад. Кто-то на самом деле считает слово «штамп» уместным в данном контексте? Для 80-х, 90-х или 2000-х это явление и в самом деле актуально, но только не для того времени, когда вышла новелла.

Итак, что мы имеем в сухом остатке? Изящно поданная идея, лихо закрученный сюжет, чрезвычайно сильная и грамотно созданная атмосфера, присутствие в произведении интересных персонажей. Всё это, в совокупности, гарантирует полнейшее погружение в рассказ. Читать — непременно!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2011 г.

Всем хорош Лавкраф, а особенно хорош, когда пугает готически-космическим кошмаром. И вроде бы кажется, что знаешь, чем все кончится, и действительно угадываешь, но все-таки есть в этом рассказе доля неожиданности: и страшной, и мерзкой одновременно.

Как и все произведения Лавкрафта, «Ужас в Данвиче» притягателен и омерзителен одновременно. И почему люди так любят всякую жуть на грани мерзости? Впрочем, мастер ужасов сыграл на этом чувстве отменно, и «Ужас в Данвиче» классическое тому подтверждение.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2016 г.

Мне не очень хотелось писать отзыв на «Данвичский кошмар», поскольку считаю это произведение откровенно слабым, но ввиду моего глубокого почтения к Лавкрафту не склонен к публичным критическим выпадам в адрес его творчества. Пишу только потому, что обратил внимание на то, что во многих предыдущих отзывах рассматривается тема «пугает / не пугает». Честно говоря, мне не понятно, как можно испугаться от литературного произведения человеку с обычной психикой в конце XX–XXI веке. Лично я от литературы никогда не испытывал чувства именно ужаса (при том, что переживал много других глубоких эмоций). В детском и подростковом возрасте, бывало, пугался некоторых фильмов, но там другой эффект.

Для меня же основным принципом оценки произведения weird fiction (единственный, который я читаю) является не «ужасность», а увлекательность. «Данвичский кошмар» принципиально не увлекателен. Из достоинств могу отметить только атмосферную локацию (в этом отношении, считаю, Лавкрафт безупречен практически во всех своих рассказах и повестях). А вот сюжет невнятный. И, самое главное, на все его протяжении на периферии сознания гнездится мысль о том, что Могущественные повелители Чужих Миров породили на Земле что-то… малохольное, прошу прощения за гротескное слово. Что же это за «титанический монстр», что смог погубить лишь несколько злосчастных коров и людей? А идея о том, что Властители Древности способны отступить от каких-то бормотаний (т.е. «заклинаний»), всегда казалась мне попросту абсурдной.

Резюмируя, приведу гениальную цитату из рассказа еще одного классика weird fiction — изумительного «Великого Ноктюрна», вышедшего из-под пера бельгийца Жана Рэя:

«…невозможно достичь сферы действия падших ангелов: для этих последних люди представляют столь мало интереса, что они не считают нужным покидать свое пространство, дабы непосредственно вмешиваться в нашу жизнь».

И хотя, безусловно, существуют особые «посредники», все же я не считаю правильным в жанре weird fiction скатываться к банальностям — убийствам и «заклинаниям». Этого полно в других сферах литературы.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июня 2014 г.

Не первый раз уж замечаю: читаешь Лавкрафта и злишься — сухой язык, монохромные персонажи, неизменный «Некрономикон» выглядывает из каждой второй книги. И думаешь, щас, мол, зайду на фантлаб и поставлю с обиды мерзкую 4/10. А как прочитаешь концовку — прям «десятку» поставить хочется.

Вот где умение писать финалы! Многим писателям-современникам поучится бы у него стоило.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 апреля 2011 г.

Было интересно читать, как обычно впрочем, но... Не страшно! Мерзко, противно, но не страшно. Лавкрафт, конечно по прежнему интригует, медленно раскручивается, но так открыто, что додумывать надо только внешний вид твари.

Я хотел увидеть новых существ из «Мифов» и получил это. Но почему-то не удовлетворился. А в целом очень много интересных деталей, которые позволяют углубиться в «Мифы» — книги, дневники, Древние в конце концов:)

Концовка — браво! Не шокирующие, но сильно. И вся идея рассказывается только когда ты читаешь эти последние строги. Гениально по-моему!:)

В итоге: произведение интересно как рассказ, как шанс окунуться глубже в мир Лавкрафта :) Но я то хотел атмосферы! А она там весьма жиденькая с банальной интригой...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2009 г.

Поразило в этом рассказе описание чудовища. Ну и, конечно, концовка самое сильное место.

Можно сказать, что много штампов, но надо учитывать время, когда был написан рассказ. Но если вы любитель Лавкрафта, то обойти стороной это произведение нельзя.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2008 г.

Обалденный рассказ... Ужас соседствуем с мифологией, а неожиданная концовка просто крышу сносит. Одно из наиболее понравившихся произведений Лавкрафта...

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх