FantLab ru

Альфред Ван Вогт «Чудовище»

Чудовище

The Monster

Другие названия: Resurrection; Пятый вид: Загадочное чудовище. Воскресшее чудовище; Возрождение

Рассказ, год

Перевод на русский: Ф. Мендельсон (Чудовище), 1965 — 19 изд.
А. Балбек (Чудовище), 1991 — 1 изд.
В. Курганов (Чудовище), 1993 — 1 изд.
Д. Савельев, Я. Савельев (Пятый вид: Загадочное чудовище. Воскресшее чудовище), 1995 — 1 изд.
С. Прокопчик (Возрождение), 2003 — 1 изд.
Перевод на украинский: Л. Василенко (Чудовисько), 1966 — 2 изд.
Перевод на белорусский: Л. Каурус (Пачвара), 1990 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 203

 Рейтинг
Средняя оценка:8.49
Голосов:1309
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Чудовище — это человек. Последний человек на земле. Воскрешённый инопланетянами, он должен был быть убит вновь. Но он оказался не так прост. Владея тайнами, которые человечество унесло с собой в могилу, он смог стать опасным и загадочным монстром для пришельцев и тем, кто возродит человечество.

Примечание:


Впервые в переводе на русский — в приложении «Искатель». — М.: 1965, №2. (С иллюстрациями Н. И. Гришина).

Входит в:

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires de mutants», 1974 г.

— сборник «Destination: Universe!», 1952 г.

— сборник «Monsters», 1965 г.

— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.

— антологию «Золотой Век фантастики», 2005 г.

— антологию «Момент бури», 1991 г.

— антологию «Продаётся планета», 1986 г.

— антологию «Зарубежная фантастика. Том 1», 1992 г.

— антологию «Фантастика века», 1995 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение», 2003 г.

— антологию «Современная фантастика», 1988 г.

— антологию «Поединок разумов», 1991 г.

— антологию «Чудовище», 1990 г.

— журнал «Сокол № 1,1991», 1991 г.

— антологию «The Oxford Book of Science Fiction Stories», 1992 г.

— антологию «Мир «Искателя», 1973 г.

— журнал «Искатель» 1965'2», 1965 г.

— антологию «Звезды американской фантастики», 1991 г.

— сборник «Science Fiction Monsters Plus», 2000 г.

«Просто Фантастика», 2008 г.

— антологию «Проклятая книга», 1991 г.

— антологию «Роза для Екклезиаста», 2002 г.

— антологию «Чудовище», 1990 г.

— антологию «Замежная фантастыка», 1990 г.

— антологию «Кришталеві небеса», 1966 г.

— антологию «The Other Side of the Moon», 1949 г.

— антологию «Perilous Planets: an Anthology of Way Back When Futures», 1978 г.

— антологию «ФантАstika 2010-11», 2011 г.

— сборник «The Best of A.E. van Vogt», 1974 г.

— антологию «The Edward De Bono Science Fiction Collection», 1976 г.

— антологию «Гарри Гаррисон; Джон Уиндем; Альфред Ван-Вогт», 1993 г.


Похожие произведения:

 

 


Мир «Искателя»
1973 г.
Продаётся планета
1986 г.
Продаётся планета
1988 г.
Современная фантастика
1988 г.
Пасынки Вселенной
1989 г.
Чудовище
1989 г.
Чудовище
1990 г.
Чудовище
1990 г.
Черный истребитель
1990 г.
Звезды американской фантастики
1991 г.
Проклятая книга
1991 г.
Момент бури
1991 г.
Поединок разумов
1991 г.
Зарубежная фантастика. Том 1
1992 г.
Гарри Гаррисон; Д. Уиндем; А.Э. Ван-Вогт
1993 г.
Путешествие космической гончей
1993 г.
Слан
1993 г.
Чудовище
1993 г.
Фантастика века
1995 г.
Лунный зверь
1995 г.
Роза для Екклезиаста
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение
2003 г.
Золотой Век фантастики
2005 г.
Черный разрушитель
2005 г.

Периодика:

«Искатель» № 2, 1965 год
1965 г.
Сокол № 1, 1991
1991 г.

Аудиокниги:

Просто Фантастика
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Other Side of the Moon
1949 г.
(английский)
Destination: Universe!
1952 г.
(английский)
Кришталеві небеса
1966 г.
(украинский)
Кришталеві небеса
1969 г.
(украинский)
Histoires de mutants
1974 г.
(французский)
The Edward De Bono Science Fiction Collection
1976 г.
(английский)
Perilous Planets
1980 г.
(английский)
Perilous Planets
1980 г.
(английский)
Histoires de mutants
1985 г.
(французский)
Замежная фантастыка
1990 г.
(белорусский)
ФантАstika 2010-11
2011 г.
(болгарский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2010 г.

Очень часто этот рассказ упоминают на Фантлабе как пример талантливого взгляда в будущее, восхищения мужеством и величием человечества, по разным другим причинам, в споре о том или о сем. Захотелось и мне почитать. Как уже случалось, это оказалась встреча с забытым старым знакомым. Попадался мне этот рассказ лет ...цать назад, «розовые слоны» были опознаны сразу, а на «забыли маленькую деталь» вспомнился и финал.

Да, конечно, про величие человечества здесь есть. Но это не совсем человечество, не то, которое нам знакомо и привычно, особенно его последний, наиболее могущественный представитель. Заносчивый фараон — верю. Пьяница — насмешка над нашим современником, но так и быть. Третий воскрешенный почему-то вызывает наибольшую симпатию: оценил обстановку, сделал все возможное, чтобы спастись. Но четвертый — это просто какой-то супермен. Таких способностей у нас нет, логика его тоже не совсем ясна: зачем-то спрашивал тайну локатора, хотя дальше становится ясно, что это было ему не нужно. Чтобы решить, что потом сделать с пришельцами? Разве он уже не решил, каковы будут цели его и человечества? Поступил затем тоже немного двусмысленно, со смесью подлости и благородства.

Словом, странная психология инопланетян и человека будущего отражены очень достоверно, а вот сюжет чем-то напоминает комиксовые единоборства между одними всесильными и другими. Причем кто добрый, кто злой, определить не представляется возможным. Такие истории в классической НФ чаще случались с землянами: попали на незнакомую планету, вели себя нескромно, натворили лишнего

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и были наказаны.
Причем симпатии к ним обычно не испытываешь, чаще злорадство. Вот и здесь можно разве что позлорадствовать над нахалами, которых щелкнули по носу, безотносительно к «месту жительства».

Рассказ понравился этой холодноватой нечеловеческой логикой обеих сторон, но «гимном» человечеству я его не назову. Скорее это та самая история, которую пишет победитель.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2010 г.

У меня рассказ в бумаге. Ради него, собственно, и купила ненавистный своим форматом «кирпич» с дурацкой яркой суперобложкой.

Это не рассказ, конечно же. Это гимн. Вам гимны нравятся? Странный вопрос… Их ведь не слушают, как музыку. Их принимают иным слоем сознания. ИМХО – не надо сразу же шуметь, если это гимне не вашей страны, я намерена откомментировать его довольно подробно:glasses:

После первого прочтения у меня было ощущение оглушенности этой вещью. Никаких красивостей языка, простота на уровне фиксации фактов. Никакого описания чудес техники или медитативно-астрального сверхсознания. Никакой скрытой пружины, создающей интригу в детективном (а «Чудовище – подделка под детектив») рассказе.

Прибыли колонизаторы. На население им наплевать. Население (1 экз.) думает иначе и доказывает свою правоту… Практически – аскетизм, близкий к черному квадрату Малевича)))

И за ним так много… Три воскрешения – три ступени роста духа. Пещерный алкаш – исселователь – настоящий человек, которого совершенно не хочется называть «сверхчеловеком». «Сверх» — они ведь за веник не берутся, чтобы навести дома элементарный порядок — да?

Это ведь едва ли ни единственный рассказ о действительно взрослом человечестве. Именно взрослом, — преодолевшем технический прогресс с его стремлением уничтожить все вокруг, — переросшем детское и страшное желание играть в войнушку, — утолившим голод исследования непознанного огульно, любой ценой. Взрослое человечество гармонии души и разума, уничтоженное нелепой случайностью и возродившееся опять же случайно – и в то же время закономерно.

А колонизаторы – они ведь тоже человечество, разве нет? Только иное, избравшее путь деградации и количественного роста. Наше с вами нынешнее общество потребления. Это мы – со щупальцами и вонючие – прилетели к нам же, взрослым и мудрым Это мы себя же нормальных назвали чудовищем, потому что так проще и понятнее. Это мы не пожелали даже на миг задуматься и что-то в себе изменить.

Я преклоняюсь перед автором за финал истории. :pray: Ничего в нем нет предсказуемого, разве дело в предсказуемости? Это ведь не обман человеком колонизаторов, а логический итог пути развития, пройденного каждым из участников истории. Человек не вынуждал никого самоуничтожаться. Не мстил и не увещевал. Просто дал свершиться неизбежному для колонизаторов. Ограниченность мышления завела их в ловушку, духовная ничтожность заперла там. Страх толкнул на отчаянный и нелепый акт. Так сказать, «спички детям не игрушка»… и взрослый человек, гад такой, не отобрал у злых детей спички! Полагаю, это был лишь первый урок…

В общем, 10 баллов и еще 100 в довесок. Если бы автор написать ТОЛЬКО этот рассказ, он был бы в моих глазах все равно Писателем с большой буквы.

А чудовище… Вообще-то колонизаторы так красочно описаны, что даже странно, что их не все читатели номинируют на роль вселенского монстра.:wink:

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июня 2013 г.

Что же все запричитали: Чудовище! Чудовище! Дело вкуса, как говорится. Для кого — шесть щупалец, гибкий хвост, переливающаяся всеми цветами радуги чешуя, длинная шерсть, фасеточные глаза, три головы или саблеобразные клыки — верх красоты. Все это вопросы личного вкуса и моды, так сказать.

Да и с социальными нормами и моральными принципами не все так чисто. Еще совсем недавно, каких-то 400- 500 лет назад, что в глазах матушки Земли и временем-то достойным упоминания не является, сжечь на костре ведьму было делом благим и высоморальным. Даже боюсь в этом плане упомянуть религиозные войны, Крестовые походы, инквизицию, политические партии, коррумпированных чиновников и... Не будем об этом. Так что, это очень и очень сложно — распознать настоящее Чудовище.

Для инопланетян, прилетевших на опустевшую после глобальной катастрофы Землю, каждый из воскрешенных жителей должен был показаться настоящим Чудовищем. Странные, опасные, непонятные./А такое редко когда бывает привлекательным/. И ведь не ошиблись бесхитростные инопланетяне, привыкшие « огнем и мечом» прокладывать себе путь в Галактике. Для них Человек оказался настоящим Чудовищем — хитрым, коварным, обладающим опасными способностями, непобедимым, погубившим/хотя они об этом еще не догадываются/ все их планы на завоевание Космоса. А потому — бомбу на него и самую большую!

И с точки зрения Человека, непрошенные гости не менее чудовищны с их жаждой захватить все больше и больше, подмять под себя всю Вселенную, уничтожить всех непохожих на них. А с Чудовищами всегда был разговор короткий, без разницы, что там у них — зубы, когти, сабли, пушки или звездолеты.

Рассказ провокационный и на удивление современный. Одни могут увидеть в нем отголоски «холодной войны», другие, образ современного общества, третьи — размышления о разуме и его особенностях. Каждый прочтет свое и это — самое главное: сколько бы ни прошло лет, а этот маленький рассказ будет востребован у читателя!

Поэтому призываю и Вас потратить немного своего времени, прочитать и внести свой вклад в определение настоящего Чудовища. Рассказ лаконичный, чудесный и умный. Ну, а что касается моего мнения о Чудовищах, то его я оставлю при себе. Но не могу не упомянуть вот еще что: есть в рассказе чудный и забавный маленький этюд с воскрешением алкоголика, который сам по себе — шедевр/ и этюд и образ алкоголика/.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2013 г.

«Человечество уже тысячу лет как отказалось от техники» — эта фраза стала определяющей для моей оценки. А за то что, восстав из пепла, сверхчеловек, почти Бог,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не в этом ли предназначение человека – познать Бога и стать ему равным?
взял веник, чтобы вымести накопившуюся пыль тысячелетий вообще +100 баллов. Такой человек мне нравится. В отличие от тех юзеров, у которых развиты только кисти рук и которые как раз от этого эпизода брезгливо морщатся. По их мнению человек будущего будет только шевелить бровями, повелевая полчищами машин и механизмов. Этакий мозг с бровями плавающий в физиологическом растворе.

Да, человеческая цивилизация в рассказе погибла. Но заметьте не по своей глупости, ни уничтожив себя. Так сложились обстоятельства, предотвратить которые не было возможности.

Не благодарное это дело, строить догадки, что же хотел сказать автор своим произведением. Многие писатели, если не большинство, ничего не хотели рассказать и донести. Ну, написали, и написали, работа такая (к Ван Фогту это не относится). Да и ладно! Главное, как мы понимает прочитанное.

Вот и я «Чудовище» понял так. В образе гэнейцев с их щупальцами показано современное агрессивное экспансивное человечество, которое при малейшей попытке угрозы, или видимости угрозы, или просто так показалось, или «просто так» начинает истерично вопить: «Огонь из всех орудий!». Человечество закованное в сталь и бетон, и ощетинившееся авианосцами и МБР. Крестоносцы шагают по Вселенной. Хе-хе.

Человек забрался в скорлупу бетонных квартирок, жестянок-автомашин и самолетов. Машины для него все равно, что для инвалида костыли. Исчезни нефть, металлы, электроэнергия и человечество быстро переселится из небоскребов в простые уютные каменные пещеры. Саблезубых тигров к счастью уже нет.

Так что не надо надеется на электронные мозги и бластеры. Думать надо теми мозгами, что дала нам природа и вперёд к звездам!

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2013 г.

В этом рассказе интересны не его литературные достоинства (они нулевые), не интрига (она примитивна), а то, как писатель очень успешно и , практически, без усилий «втюхал» огромной армии читателей свой простенький и коротенький продукт.

Это вам не Дэн Браун, которого никто бы и не читал без гигантской рекламной компании. Чудовище Ван Вогта нравится по настоящему, искренне, самым разным во всех планах людям.

Во-первых, мы горды тем, что он один, легко-легко надрал задницу армии высокоразвитых инопланетян.

Во-вторых, нам ужасно нравится, что он жутко силён. И не просто силён, а сильнее вообще всех на свете.

В третьих, сила эта ниоткуда. Просто есть и всё. Неважно, почему и не надо объяснений.

Знаете, вот эта гордость мне и не нравится. Она слишком простая, слишком пустая и не терпящая объяснений. Ван Вогт по-рекламному точно нашёл лазейку в наших душах и сунул туда свой стиральный порошок.

Оценка: 3
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2010 г.

С этим рассказом у Ван Вогта я почитал всего четыре коротких произведения (до романов пока не добрался), однако, по-моему, каждое из них – шедевр. Вот и этот рассказ… после него я долго ходил как дурак – только о нём и думал. Вещь не просто великолепная – эталонная, настоящая вершина мастерства для любого писателя-фантаста! Во первых сам стиль – он отточен до блеска, в нём нет ничего лишнего, некоторые моменты автор как бы предлагает даже домыслить самому. Однако он не сух, а наоборот какой-то даже объемный – странное дело, после прочтения я мог с лёгкостью представить мир этого рассказа и многие вещи, предшествующие самой описанной в нём истории, хотя об этом в рассказе сказано очень мало. И даже каким-то невероятным кажется УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ истории будущего в нём описанного, причём очень отдалённого будущего. Эту убедительность я сравнил бы с убедительностью «Дюны», но в «Дюне» на это, возможно, ушла вся книга плюс приложения, а здесь рассказ в двадцать с лишним страниц. В общем, не могу даже подобрать слова, чтоб описать, КАК СИЛЬНО мне этот рассказ понравился. Я даже перечитывал его несколько раз подряд. Я даже искал к чему придраться, но нашел только момент, когда всесильный человек веником подметает здание, однако позже я пришёл к выводу, что это сделано намеренно – ведь человек провоцировал, он хотел ведь уязвимым казаться… Много лестного хотел бы я ещё написать про этот рассказ, но даже слов не могу подобрать, а нечто типа «рассказ очень и очень понравился» кажутся даже бледными по сравнению с чувствами испытанными мной. А написано-то когда – в 48-ом! Кто-нибудь помнит, что у нас в это время писалось? Да и не только у нас? Небо и земля. У меня вообще было ощущение, что «Чудовище» написан в 80-90-е – так мощно, так убедительно и так ново даже. И ещё – уж это я точно раньше не чувствовал, просто самой возможности не было– как гэйнейцы испытывали гордость за свою расу, так и я (не поверите!) испытал настоящую гордость за человечество! И это со мной в первый раз – удивительное чувство, спасибо рассказу «Чудовище» и Альфреду Ван Вогту!

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 февраля 2009 г.

Классический рассказ, едва ли не самый известный у Ван Вогта. Вот только впечатления у меня от него довольно нестандартные. Да, попытки инопланетных пришельцев изучить останки человечества описаны весьма необычно и интригующе. Да, такого впечатляющего изображения человека будущего и его необъятных возможностей я, пожалуй, и не встречал. Вот только человек ли это? Как-то не получилось мне воспринять изображенного в рассказе монстра в качестве нашего далекого потомка. Скорее это действительно чудовище, еще более бесчеловечное, чем агрессивные и жестокие инопланетяне.

А еще этот рассказ учит никогда не сдаваться, даже если у вас не осталось ни единого шанса, и учит не расслабляться, даже если у вас — все козыри, ведь недооценка противника может все перевернуть с ног на голову.

Так что при всей внешней развлекательности этот рассказ весьма глубок.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 октября 2012 г.

Рассказ безусловно шедевр. Вообще у меня к Ван Вогту очень не ровное отношение: одни вещи очень нравятся, другие не нравятся очень. Но это вещь, безусловно, лучшее из всего написанного автором, как и в малой, и в большой форме.

Веще уже отдали должное до меня. Добавлю к этому только то, что рассказ как бы парит над временем. Я имею в виду, что он был написан очень давно, но никаких анахронизмов при этом в тексте не обнаруживается. Это очень большая редкость.

А вот позицию kkk72 я откровенно не понимаю. Где он в пришельцах человечность нашёл? Где увидел бесчеловечность в человеке?

Времена когда в литературе злодеев мазали одной чёрной краской давно прошли. Я вполне могу поверить, что даже среди отдельных членов СС была крепкая дружба.

Я вдруг с ужасом представил, некоего критика будущего пишущего рецензию скажем на фильм о Великой Отечественной Войне. «В начале я сочувствовал Штирлицу, но потом я понял, что у фашистов бывают признаки человечности, а советские солдаты, такие гады, захватили Берлин, Рейхстаг подпалили». Всё верно, всё так и было, вот только рецензент забыл упомянуть про Хатынь и Освенцим с Бухенвальдом.

А пришельцы в рассказе именно геноцидчики, об этом сообщается сразу. Или человечность их в том, что на двух захваченных планетах коренное население не добили? Так ведь это не от щедрот душевных, у них там чисто технические проблемы были.

Человек же стремиться воскресить свой биологический вид. Что здесь бесчеловечного?! Тут можно идти на любые средства. Тем более с такими как гэнейцы.

Ещё два важных момента относительно морали «чудовища». Мне думается, он не солгал, когда предложил гэнейцам мир в обмен на секреты воскресителя и локатора. Похоже, за весь рассказ, он вообще ни соврал, ни разу, только кое о чём умалчивал. Понятно, что и то, и другое он уже знал, и просто манипулировал врагами. Но это могло преследовать и ещё одну цель – проверка на вшивость, можно ли наладить с геноцидчиками хоть какие-то отношения? Они её не выдержали.

Второй момент. В эпизоде, когда он телепортировал попытавшихся напасть на него гэнейцев на звездолёт, почему он не отправил их куда-нибудь в глубины океана или в жерло вулкана. Да не только этих, а всю корабельную команду. Объяснить это можно только одним способом – у него был абсолютный моральный запрет на убийство.

Что ж, каждый выбирает сам, какая сторона в конфликте ему нравится больше: фашисты или советская армия с союзниками.

Ещё по мелочи и другим рецензиям. Пишут, что слишком легко досталось человеку победа, не интересно читать. Да это же не боевик, рассказ совсем не об этом. Он о том чего могут достигнуть разум и дух, будем надеяться. О дальнейшей эволюции человека разумного.

Кстати, кому понравилось, рекомендую цикл Садова об Альвандере. (Пока только две книги: «Кристалл Альвандера» и «Корабль Альвандера»). Там мир подобных сверхлюдей описан в деталях и изнутри. Прочёл обе книги на одном дыхании. Но предупреждаю, это скорее фантастика идеи, хотя сюжет лично для меня был очень интересен, любителям боевиков не понравится.

Почему сверхчеловек не может орудовать веником? Даже если у них были уборочные киберы. То за столько лет, конечно вышли из строя. Что ж ему в грязи седеть что ли? Уж у такого продвинутого существа не может быть морали древних греков считавших позорным работать руками. Впрочем, это зависит от того, какой части слова ударение: человек или сверх. Как сказал один философ: есть огромная разница между богочеловеком и человекобогом Ницше.

Интеллект у инопланетян нормальный. Их просто инерция мышления подвела. Не могли представить на что воскрешённый ими человек способен.

Последнее. Конечно это не детектив, как кое-кто написал. Детектив в любой форме предполагает поиск преступника. Это даже не о поиске к разгадки тайны. Какая там разгадка. Спросили у человека, что здесь случилось, он сразу ответил. Нет, рассказ совершенно о другом.

Простите, что так много. Просто хотелось поделиться мыслями

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 марта 2011 г.

Помнится, Лем, прочитав тощую папочку рассказов Ильи Варшавского, удивился: как на столь немногие страницы уложилась вся западная фантастика.

Здесь — больше. Здесь в ОДИН рассказ уместилось больше, чем мог бы мечтать целый материк фантастов.

Это уровень «1984» Оруэлла. Только со знаком плюс: от рассказа этого я в детстве... странно вспомнить: перестал бояться атомной войны. И скоро полвека уже, как не боюсь.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2009 г.

Ох, не зря этот рассказ вошел в сборник «Золотой век фантастики». Он идет в разрез с фантастикой о пришельцах, которая была до него. И ведь ничего особенного Ван Вогт не придумывал, а просто взял и перевернул все с ног на голову! И теперь уже не пришелец — всемогущ, а человек. И уже не человек вступает в роль любопытного существа, которому до всего есть дело, а пришелец. И неважно кто «человек» а, кто «чудовище» ведь буквально в следующую секунду все может измениться.

Пока мы не столкнулись с чем-то неизвестным, можно придумать много вариантов исходов этой встречи. Но когда она произойдет — надо быть на чеку, даже когда шансы стремятся к нулю, чтобы использовать мизерную возможность и поменять ситуацию в свою сторону, и наоборот не расслабляться даже когда шансы на победу почти стопроцентные.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2011 г.

Рассказ, попавшийся мне, изголодавшемуся по фантастике в 1977 году, когда я дорвался до хорошей библиотеки и буквально «глотал» книгу за книгой. Тогда впервые узнал автора Ван Вогта. Рассказ ошеломил. Особенно после адамовских, мартыновских, стругацких, казанцевских просоветских произведений. Ошеломил и заставил думать. Может быть, без этого рассказа я б иначе воспринял «Волны гасят ветер» АБС. Все-таки для осмысления роли человека и человечества во вселенной нужно и время и знание и умение понимать порой совершенно непонятное на первый взгляд. Ксенофантастика, когда чужие не они — а мы. Потому что рассказ написан не нами — а ими. Это производит впечатление. Рассказ, который я перечитал раза три, не для того чтоб понять, а что бы найти то, что мне казалось упущенным, смысл скрытый, завуалированный, и в 17 лет понял, что не все приходит сразу, некоторые события, книги, мнения нужно пережевывать в мозгу долго, осмысливать и привыкать к ним.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 марта 2010 г.

Читала рассказ давно, но до сих пор помню очень хорошо. Помню ту тоску и боль, которую я испытала вместе с человеком за всё человечество, когда он узнал что произошло на Земле... Помню то отчаянное стремление во что бы то ни стало начать всё сначала — да, невозможно трудно, непосильно, да, его снедает пустота вокруг, вакуум — но решение его твердо, воля его неумолима, выдержка — безгранична. Не сверхспособности показывает автор, а простые человеческие добродетели и чувства Настоящего Человека — мудрого, невзыскательного, мужественного и привыкшего к трудностям, чувствующего лежащую на нем ответственность за всё человечество, как отец чувствует ответственность перед дочерью — он знает, что должен и может его защитить, возродить, привести к расцвету. И он идет к цели. И он добивается ее. Он вовсе не в восторге от того, что случилось с инопланетянами — ему от этого тоже больно, но он сохраняет хладнокровие, ведь изменить он ничего не мог. У этого человека есть еще одно очень важное качество — он уважает чужой выбор.

10 баллов! Самый лучший, лаконичный, выверенный и сильный в плане передачи замысла и накала эмоций рассказ, который я когда-либо читала:pray:!

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2009 г.

Я — оптимист. Считаю, что автор предвосхитил результат развития человечества. Да, некоторые моменты могут показаться странными и скучными — но мне запомнилось действие в его развитии, и конец повести логичен и оправдан.

Мне жаль недалеких инопланетян, я чувствую, что только своей агрессивности они обязаны своей гибелью. Зачем нужно было уничтожать всех воскрешенных ими людей? Именно поэтому они сами решили свою судьбу, сгорев в пламени Солнца. Ведь воскрешенный человек не причинил никому из них никакого вреда. И предыдущий — он только защищался, а инопланетяне уничтожили и его, и весь город своим атомным оружием.

Ну, а тот факт, что воскресший человек оказался так могуществен — что ж, на то и фантастика, ведь сейчас и мы (как человечество) существенно могущественнее, чем, скажем, лет двести тому назад, а в более далеком будущем, верю, существенно возрастут возможности и отдельно взятого человека.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 ноября 2008 г.

Эх, сейчас попру против многих... Восторгов по поводу данного рассказа не разделяю. Он неплох, но не более того. Текст рваный, порой не понять от какого инопланетного лица ведется повествование, чьими глазами мы видим картинку. Вот идет диалог, главное лицо которого, — ну допустим, биолог; следом абзац с мыслями историка, потом чего-то думает капитан, затем речь землянина. Туго. Единственный плюс — победа землянина — несомненная, умная, но и она полностью нивелируется качеством её достижения. Сверх-супер-мега-возможности и способности землянина ну просто до неприятия смешны. А почему бы вообще было не сделать его супертелепатом, чтоб разом разузнать все секреты гэнайцев? Или, что далеко ходить, не сделать его сразу Богом, да и конец сомнениям?! Неубедительно, не шибко интересно. Победа всегда ценна тяжестью её достижения, а тут всё почти просто, с огромной форой. Нечестно.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2016 г.

Канадский фантаст Альфред Ван Вогт, за свою долгую жизнь, успел написать много произведений: десятки романов, повестей и рассказов, чем, безусловно, заслужил место в зале славы мировой фантастики. Но даже если бы всё его внушительное литературное наследие ограничилось одним этим рассказом, то и его бы вполне хватило, для увековечивания своего имени.

Как часто нам доводилось читать про столкновение человечества с воинственной инопланетной расой? Атака «в лоб», как в «Войне миров» Герберта Уэллса или тихое внедрение, с минимумом «шума и пыли», из «Кукловодов» Хайнлайна или «Кто идет?» Кэмпбелла. Казалось, любой аспект противоборства нашего брата с трехрукими и двухголовыми (ну прости, Зафод) супостатами, рассмотрен со всех возможных углов. Так и есть, столкновением человека с пришельцами удивить искушенного читателя довольно сложно. Но что если не мы, а они (пришельцы) будут вынуждены столкнуться с человеком?

Рассказ стартует от лица тех самых пришельцев-гэнейцев, заскочивших к нам в гости по вполне известным причинам. Места мало, народу много — надо расширяться! Но где же армии землян, готовые дать решительный отпор незваным гостям? Где линкоры, эскадрильи бомбардировщиков и истребителей, подводные атомоходы и танковые армады? Копнем глубже, где вообще ВСЕ? Впрочем, у наших гостей есть средства, чтобы докопаться до правды и узнать причины сложившейся ситуации. Первые две попытки оказываются провальными, хоть и привносят изрядную долю юмора (с пьяницы, напившимся до «зеленых обезьян», смеялся буквально в голос). Третья попытка оказывается более продуктивной, но и она не приносит желаемых результатов (если не сказать наоборот), а вот четвертая…

Тут хочется встать и стоя аплодировать Альфреду до тех пор, пока не заболят ладони обеих рук. Как часто нам доводилось видеть будущее, напичканное невообразимыми технологиями и инновациями? Телепортация и переселение душ, межгалактические перелеты и искусственный интеллект. Впечатляет? Ну, в общем, да. Где-то лучше, где-то хуже. Другой вопрос, почему при развитии всего и вся, мы раз за разом видим одного и того же человека, будто нашего с вами соседа, вышедшего покурить на лестничную клетку? Почему, развивая науку и технику, мы даже не пытаемся развить собственные умственные и ментальные возможности? Все слышали, что мозг человека работает не полностью (10% или 20% — не важно), так почему же мы никак не рискнем «раскочегарить» наш «котелок» на полную мощь? Альфред показывает нам человека, которого сложно назвать человеком вообще. Это не супермен или мутант из комиксов, но человек+, стоящий на вершине той лестницы, у подножия которой мы все с вами находимся (тупо пялясь на первую ступень)

Финал рассказа получился достойным и логичным (что у Ван Вогта бывает не так часто), но главное здесь не финал, а общий замысел и идея! Нет зверя, страшнее кошки, как нет чудовища, ужаснее человека. Не верите? Спросите у гэнейцев.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх