FantLab ru

Рэй Брэдбери «Вельд»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Оценок:
1596
Моя оценка:
-

подробнее

Вельд

The Veldt

Другие названия: The World the Children Made; The Veld

Рассказ, год (год написания: 1949)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 256
Аннотация:

Дорогая детская комната, в которой создан виртуальный африканский вельд. В какой-то момент детская игра перестает быть игрой.

Примечание:

Впервые опубликован в Saturday Evening Post, 23 сентября 1950, под названием «The World the Children Made».

Рассказ в переводе Л. Жданова впервые на русском опубликован в журнале «Иностранная литература» № 08 1963 год, стр. 130-139.


Входит в:

— сборник «Человек в картинках», 1951 г.

— журнал «SF Magazine Vol. 1 №7 (7)», 1960 г.

— сборник «The Vintage Bradbury», 1965 г.

— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 2», 1965 г.

— антологию «SCIENCE FICTION. Наука и фантастика», 1970 г.

— антологию «World Zero Minus», 1971 г.

— антологию «The Best Horror Stories», 1977 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

— антологию «Сборник фантастических рассказов», 1990 г.

— антологию «На сон грядущий (выпуск 2)», 1992 г.

— антологию «Блистательный Голливуд», 1993 г.

— журнал «Супер Триллер №2 (53)», 2005 г.

— антологию «Созвездие Льва», 2015 г.

— антологию «We, Robots: Artificial Intelligence in 100 Stories», 2020 г.


Экранизации:

«Вельд» 1987, СССР, реж: Назим Туляходжаев



Похожие произведения:

 

 


Фантастика Рея Бредбери
1964 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Сборник фантастических рассказов
1990 г.
В серебристой лунной мгле
1990 г.
Были они смуглые и золотоглазые
1991 г.
451° по Фаренгейту
1992 г.
На сон грядущий
1992 г.
Вино из одуванчиков
1992 г.
Тени грядущего зла
1992 г.
Фантастика Рея Бредбери
1992 г.
Блистательный Голливуд
1993 г.
Улыбка
1993 г.
Марсианские хроники
1997 г.
Страх. Философские маргиналии профессора П. С. Гуревича
1998 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2000 г.
Апрельское колдовство
2000 г.
Конец света
2000 г.
Рэй Брэдбери
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Марсианские хроники
2002 г.
Надвигается беда
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Человек в картинках
2004 г.
Человек в картинках
2005 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Человек в картинках
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Человек в картинках
2012 г.
Человек в картинках
2013 г.
Марсианские хроники
2018 г.
Человек в картинках
2018 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №2 (53), 2005
2005 г.

Аудиокниги:

Золотые яблоки солнца
2004 г.
Рассказы
2011 г.
Созвездие льва
2015 г.

Издания на иностранных языках:

SCIENCE FICTION. Наука и фантастика
1970 г.
(английский)
World Zero Minus
1971 г.
(английский)
Short stories. Рассказы
1983 г.
(английский)
Короткие рассказы / Short Stories
2008 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)
We, Robots
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень мощный рассказ. Когда ещё учился в школе, вышел фильм, снятый по нему. На афише было написано — Отечественный фильм ужасов. Возможно, в наше время некоторые сцены фильма покажутся не такими уж ужасными. Но тогда это было нечто.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная Фантастика, уважаемый потенциальный читатель. Квинтэссенция Жанра. Прекрасный фантАнтураж, оригинальное фантДопущение и совершенно обворожительное философское обобщение в образе шедевральной фантИдеи. Супер, короче говоря.

Ужасно, что это гениальное пророчество уже, фактически, свершилось. Кошмарно, что ничего ещё не закончилось — всё только начинается, всё по-настоящему жуткое — всё ещё впереди.

И тем не менее. Кликушество — кликушеством, а Фантастика — фантастикой. Как говорится -«…Не стреляйте в пианиста — он играет как умеет…»

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то сбылась мечта подавляющего большинства людей! Полная победа над бытом. Чудо дом со столом автоматом, автоматической ванной и даже шнуровальщиком ботинок. Главная изюминка-детская комната воплощающая на стенах-экранах фантазии и мысленные позывы детей. Освобождается масса времени для интеллектуального и духовного роста человека. Но не тут-то было!

Брэдбери рассматривает очень актуальную в наше время тему-взаимоотношение человека и научно-технического прогресса. Рассказ был написан в 1950 году и уже тогда писатель гениально предугадывал возможные негативные стороны этой проблемы. Безусловно интернет, смартфон. компьютер вещи нужные и полезные. Вот только для чего они используются?

Никакая виртуальная реальность не заменит живого общения, творческих поисков, ручного труда. Иначе благо обернется злом. Сон разума рождает чудовищ и в рассказе произошла именно такая материализация в прямом смысле этого слова. Любимые милые дети отдают на растерзание львам своих родителей и может статься, повзрослев, создадут пожарные команды по уничтожению книг как источника зла. По сути в «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери обозначил подобную проблему, с той лишь разницей, что телевизионные гостиные это уже игрушка для взрослых, может быть получивших воспитание в подобных детских комнатах.

Взрослым вечно не хватает времени или желания заняться собственными детьми и в качестве воспитателя сейчас выступает смартфон или телевизор. Так что не надо жаловаться если когда-нибудь вас сожрет стадо львов. Прекрасная аллегория, не правда ли? Брэдбери в рассказе нашел именно такой образ данной опасности. Хотя это очень непростой вопрос. Лишишь детей всех современных удовольствий-они станут белыми воронами среди сверстников и вы опять же превратитесь во врагов заслуживающих мести. Разрешишь-получишь вместо детей примитивных автоматов, подобных тем, коими наполнен дом без проблем. Где же она,эта золотая середина? Читайте рассказ и сами решайте.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых страшных впечатлений от небезызвестных телеспектаклей из цикла «Этот фантастический мир», если память не подводит. Подвела, но править не буду)))

Жуткая и пророческая техно-страшилка о том, во что превращаются заброшенные и забытые родителями дети, если их воспитание целиком отдать на откуп современным технологиям. Это материализуется прямо на наших глазах. Когда взрослые, забитые бытом и проблемами, покупают отпрыску очередной крутой гаджет, пытаясь убедить самих себя, что это и есть внимание к ребенку и воспитание и забота.

Дистанцируясь от управления взрослением детей, вы рискуете в случае выхода ситуации из-под контроля и последующего закручивания гаек оказаться жертвой этого самого крайне облегчающего вам жизнь прогресса.

Даже страшно представить, что нас ждет дальше. Развитие науки и техники летит с головокружительной скоростью, и очень хочется верить, что не в Ад.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как-то давно, не помню уже, в какой книжке, я прочитал следующую мудрость: «Вначале природа так изменила обезьяну, что та стала человеком, а потом этот человек в благодарность начал уничтожать природу». Мысль, может, ироничная, но, в общем-то, верная. Всё, что делал человек за свою длинную историю, — это подминал окружающую среду «под себя», т.е. создавал себе одному комфортные условия для жизни, ни мало не заботясь об остальных обитателях этой самой среды. Первыми на себе это почувствовали братья по крови — неандертальцы, которых наш дальний предок, кроманьонец, за несколько тысячелетий вырезал подчистую. Затем настал черед мамонтов, которым не повезло столкнуться с человеком на заснеженных просторах Евразии. С севера наступал ледник, пищи не хватало, да и холодно было... Чтобы выжить, человек изменил свой рацион, включив в него мясо мамонта. А заодно — его шкуру, из которой сделал себе одежду. Это был тот самый случай, когда размер значения не имел: мамонт был в 2 раза выше и в 5 раз длинней человека. Но всё решила технология. У людей были каменные копья и зачатки разума, а на стороне мамонтов — только их размер. В итоге о мамонтах мы узнали лишь в просвещенную эпоху, а до этого и не догадывались об их существовании. Сегодня человечество продолжает «славные» традиции своих предков, уничтожая не только живущих рядом животных, но и саму природную среду. Хорошо известные всем Красные Книги и заповедники появились вовсе не из-за нашей доброты, а как попытка оттянуть во времени пресловутый «час Икс». Мы стали настолько опасны для всей планеты, что нас пытается извести на корню та самая Природа, которая нас когда-то и породила. Нынешний корона-вирус — одно из возможных проявлений ее гнева.

Все эти мысли пришли мне в голову после прочтения бреэдбериевского «Вельда». В этом рассказе автор остро ставит очередной философский вопрос: можно ли считать нашу цивилизацию прогрессивной для нас самих? Казалось бы, вопрос риторический. На самом деле это не так. Когда человек делал всё сам, он понимал цену и ценность труда (вспомним хотя бы известный нам из истории термин «трудодень»). Труд был мерилом ценности и самого человека: кто лучше и качественнее справлялся со своей работой, высоко поднимался в обществе. А что будет, если понятие труда обесценится? Например, всю работу за людей будут выполнять автоматы? Автор описывает в рассказе очередной «умный дом», уже знакомый читателю по «Марсианским хроникам» (новелла «И будет ласковый дождь») и роману «451 градус по Фаренгейту». Новая технология доведена до полного абсурда: люди доверили автоматам уход за своими детьми и даже их воспитание. Автоматы развлекают их, кормят, моют и даже зашнуровывают им ботинки! Но дети, судя по высказываниям родителей, лучше от этого не становятся. Наоборот: они терпеть взрослых не могут.

Кто-то из психологов метко заметил, что современные американские родители вовсе не любят своих детей, а только УВАЖАЮТ их. В этом суть и причина всех грядущих семейных бед. Дети Джорджа и Лидии Хедли уже настолько изменились внутренне, что обожают свою сверхтехнологичную детскую комнату больше, чем собственных родителей. А когда те пытаются исправить ситуацию, выключив все автоматы в доме, дети решаются на убийство...

Впрочем, если говорить строго, самого убийства в рассказе нет. Читатель делает такой вывод самостоятельно, основываясь на косвенных уликах: изменению детьми настройки комнаты на жестокие сцены охоты диких зверей, странно-знакомых криках, доносящихся из комнаты, и найденных внутри личных вещах родителей, ну и, наконец, сцене с запиранием родителей в комнате. Когда на следующий день психолог заходит в комнату, то обращает внимание, что львы кого-то доедают. Таковы стандартные представления о сюжете. Однако, они не абсолютные. Потому что никакая настройка комнаты не в состоянии сделать виртуальный мир реальным.

Поэтому возможен и такой вариант. Дети решили ответить родителям аналогичным образом: раз вы решили воспитывать нас шоковой терапией, мы тоже заставим вас испытать шок. Вначале запрограммируем комнату на неподчинение взрослым, создав впечатление какого-то заговора, а потом закроем в комнате родителей и нагоним на них страху, чтобы они стали покладистей и не отказывали нам ни в чем. Недаром на вопрос психолога, где родители, девочка отвечает, что они сейчас придут. Это вполне может быть и правдой.

Тем не менее, рассказ оставляет после прочтения весьма мрачное впечатление. В первую очередь, из-за полной потери взаимопонимания в семье, вызванной засильем технологий. А также негативными изменениями в психологии детей, постепенно теряющих человеческий облик. В советском фильме 1987 года режиссер Туляходжаев выбрал первый вариант прочтения, добавив от себя вытекающую из-под двери кровь. Этого от него потребовала пессимистическая атмосфера сценария, а вовсе не сам рассказ Брэдбери. Поэтому в титрах появилась оговорка: «фильм снят по мотивам произведений Брэдбери». Но это никоим образом не отменяет той морали, что автор вложил в свое произведение.

----------

ИТОГ: мрачный хоррор о влиянии технологий будущего на психику детей. Рекомендуется современным родителям. Посмотрите на то, во что могут превратиться ваши дети, если вы перестанете уделять им внимание и доверите их воспитание смартфонам.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Местами читая фантастику «отцов-основателей» закономерно удивляешься «устарелым представлениям» (царившим на момент написания произведения). но... порой просто «диву даешься» от того КАК ТОЧНО автор мог предвидеть «дальнейшее развитие событий» из своего «дремучего и немного отсталого времени»...

Так и здесь... Данного рассказ четко описывает весь механизм «ухода в виртуальную реальность» и опасность «безопасных технологий», которые (казалось бы) призваны сделать нашу жизнь только легче и насыщенней... а по факту — все как в пословице «о благих намерениях» (которые приводят....)

Конечно и здесь автора можно упрекнуть в невозможности «физического убийства», но если не понимать (автора) столь прямолинейно — все это (вполне) возможно и путем воздействия иных механизмов (действующих на воспрятие человека и его психику). В общем... казалось бы бред — но … посмотрим через ...энное количество лет!

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно средний рассказ, типичный для Брэдбери в своем «тихом» детском исполнении, когда оные оказываются «монстрами». Мне показалась работа слишком гиперболизированной. Слишком показательной, что ли, пытающейся заострить внимание на взаимодействии детей и родителей.

Рассказ полон нелепых фантдопов, но в аспекте сказанного воспринимать рассказ следует как притчу, меморандум и предостережение потомкам. Видать, уже тогда прогресс сказывался на взаимодействии с миром не лучшим образом.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как интересно сочетаются вечные и современные темы — духовная неблизость детей и родителей; виртуальная реальность, плавно переходящая в реальность реальную; искусственный интеллект; умные дома и развлечения... Написано очень давно, но, как уже не раз замечено, остаётся актуальным и по сей день. А с развитием всякой инфо-цифро-виртуальной мишуры долго ещё не потеряет актуальность. К тому же написано так, что страшненько становится за будущее человечества.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В какой-то момент при чтении у меня возникло ложное (как я надеюсь) впечатление, что основная угроза в рассказе таится в этой комнате «виртуальной реальности». Однако подумав некоторое время, я устыдилась этой мысли: Бредбери никогда не производил на меня впечатление луддита, и переносить страх перед технологиями, который испытывают герои рассказа, и их точку зрения на автора – совсем неправильно. Если отбросить контекст, убрать в сторонку умный дом и технику, то в основе истории лежат именно отношения между родителями и их детьми.

Внешне это — благополучная, обеспеченная семья, однако, если вдуматься, то никакого диалога между взрослыми и детьми нет. Родители не знают, где пропадают их дети, чем занимаются и чем они интересуются. И на протяжении рассказа они и не пытаются общаться со своими отпрысками. Влияние Джорджа, главного героя, как отца семейства проявляется в том, что он либо включает, либо отключает детскую комнату или убирает «автоматического художника», чтобы сын научился рисовать. Почему бы для примера не посидеть в этой комнате с детьми? Не задаться вопросом, а хочет ли ребенок вообще рисовать? Почему бы в таком случае не попробовать порисовать вместе с ним? Как на счет каких-то совместных занятий? Даже когда он понимает, что в доме что-то идет не так, то приглашает знакомого психолога/психиатра, кем бы он ни был. Казалось бы, а что мешает для начала просто поговорить с детьми?

Да и приглашенный специалист, казалось бы, верно угадывает причину, но предлагает сомнительное решение. Много ли измениться, если отказаться от комфортных условий жизни, если проблема в отсутствии контакта между близкими? В конце концов, и здесь родители неверно понимают степень ценности и важности для детей их комнаты, за что и оказываются вынуждены расплачиваться. Особенно занимательным становится рассказ, если проводить параллели с Питером Пеном, на которые указывает, очевидно, и сам Брэдбери (вспомните имена детей).

Что касается «опасности технологий», «бездушных машин», которые порабощают неокрепшие умы – тут уж простите, кто что увидел. Для меня это всё равно что обвинять оружие в том, что оно стреляет. Комната в рассказе – проекция детских желаний, эмоций, чувств; настолько же насколько и сама идея модернизированного дома – способ передать идею рассказа. И ведь должно о чем-то говорить то, что эмоциональная привязанность в итоге возникла у детей с комнатой, а не с живыми родителями.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Настоящий триллер. Вообще этот рассказ больше похож на творение Стивена Кинга, чем на творение Рэя Брэдбери. Насколько я понял, комната создаёт только те голограммы, которые заказывают дети, а на просьбы родителей не реагирует. То есть комната сама решает, для кого создавать голограммы, а для кого не создавать.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если кратко и по существу, то вседозволенность может привести к необратимым, губительным последствиям.

Если не кратко, то всё в предыдущих отзывах.

Спасибо за совет puma444

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотите знать, на что способны неокрепшие детские умы, ради попадания в радужный и беззаботный мир, скрывающийся под яркой неоновой аббревиатурой VR? Они готовы скормить вас ему, и оно проглотит вас, не задумываясь, выполняя любые прихоти своих хозяев.

Во все написанное Брэдбери охотно вериться. Посмотрите на вечно занятых родителей, готовых спихнуть ребёнка в бездонный, заваленный инфомусором Ютуб. Ребенок сидит себе, мирно поглощает мегабайты увеселительного шлака, а родители могут «отдохнуть» от ребенка, ведь воспитание это так тяжело в наши беспощадно трудные времена. Пусть посидит, посмотрит, ничего плохого, алгоритм подберет правильную информацию для ребенка, ведь он умнее нас, он знает что полезнее, ведь так?

Будущее готовит для нас целую россыпь замечательных увеселительных забав — «Осуществление любых ваших прихотей и желаний, по самой низкой цене во всей Солнечной Системе, — весело завлекает Главный Балагур Галактики, — только сегодня и только сейчас!!!»

Исполнители желаний могут не иметь физической основы. Но достаточно ему попасть под вашу незащищённую черепушку, как вы уже не различите, где жесткая и нерушимая как могильный камень реальность, а где легким флером кружится незаметная на первый взгляд выдумка. Которая готова превратится для вас этим самым камнем, придавить вас, и стать назидательной эпитафией — «Они хотели многого, и получили по заслугам».

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман-предостережение о том, что бывает, когда родители не уделяют достаточно внимания своим детям. Виртуальная реальность это прекрасно, особенно когда она сама визуализирует мысли и чувства детей. Помните, писали про истории, когда дети были готовы чуть ли не убить своих родителей, когда те запрещали им играть на компьютере? Бредбери еще когда предвидел такие сценарии…

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сперва прочитала адаптированный английский вариант. Дочитав, поняла, что хочу «полную версию», ибо даже урезанная вызывала мурашки.

Прочитала полный вариант в переводе. Пытаюсь прийти в себя.

Жутко, конечно. Хотели как лучше, а вышло, что убили человека, убили людей в себе — всё заменили машины. И произошло это так незаметно...

Я хорошо понимаю чувства Лидии о ненужности: действительно, зачем они вообще нужны, если машины полностью обеспечивают детей...?

Закончилось всё безумно печально... Я до последнего надеялась, что дети одумаются, но... Всё зашло слишком далеко.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересный рассказ про виртуальную реальность и детскую жестокость. Предтеча киберпанка

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх