Хорхе Луис Борхес «Бессмертный»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Северная Африка ) | Европа (Западная Европа ) | Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: Древний мир | Средние века | Новое время (17-19 века) | 20 век | Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Оригинал этой рукописи, написанный на английском и изобилующий латинизмами, был обнаружен в 1929 году в одном из шести томов «Илиады» Попа…
В рукописи рассказывается о поиске легендарного Города Бессмертных Марком Флавинием Руфом, военным трибуном римского легиона, и о дальнейшей судьбе Марка…
Входит в:
— сборник «Алеф», 1949 г.
— антологию «New Worlds of Fantasy», 1967 г.
— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.
— антологию «Глубина. Погружение 42-е», 2022 г.
- /языки:
- русский (25), английский (2), испанский (4), украинский (3)
- /тип:
- книги (33), аудиокниги (1)
- /перевод:
- М. Десятова (1), Л. Синянская (23), В. Шовкун (3)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Xosander, 11 августа 2022 г.
Великолепное произведение. Это не только просто блестящая стилизация под античный текст (впрочем иного от Борхеса ожидать не приходится), но и более чем увлекательное повествование. Город достоин произведений Лавкрафта, сам образ бессмертных очень интересен, ну и сюжетный поворот в середине) В общем один из рассказов, где Борхес действительно показал себя мастером.
vanishrap, 5 августа 2024 г.
В какой-то момент он умылся и поцарапался о дерево, увидел кровь и обрадовался этому.
Рассказ обрывочный и умышленно так написан, чтобы показать, что воспоминания не вечны, и за тысячи лет человек начинает забывать, что с ним происходило. Всё кажется странным и непонятным, но это интересное размышление о том, что бессмертие может быть не даром, а проклятием.
Ouroboros_8, 15 августа 2023 г.
֍ ОМЕРЗИТЕЛЬНЫЙ ГОРОД, или ГОМЕР – БЕССМЕРТНЫЙ ТРОГЛОДИТ ֍
«…продлевать жизнь человеческую означает продлевать агонию и заставлять человека умирать множество раз.»
(Хорхе Луис Борхес. «Бессмертный». Новелла. 1947)
«Смерть (или память о смерти) наполняет людей возвышенными чувствами и делает жизнь ценной.»
(Хорхе Луис Борхес. «Бессмертный». Новелла. 1947)
«Троглодиты оказались Бессмертными ...»
(Хорхе Луис Борхес. «Бессмертный». Новелла. 1947)
Первая новелла из сборника «Алеф» Хорхе Луиса Борхеса называется «Бессмертный». Принято считать, что сборник этот – лучший.
Классика, как считают многие из нас, но он не был признан классиком. И Нобелевскую премию в области литературы не получил. Знаменитый аргентинский писатель. Жил: 24 августа 1899 – 14 июня 1986 г.
Читать Борхеса полезно: мозги прочищает – заставляет размышлять. Главное – не стремиться искать сложности там, где их нет. Это миф, что Борхес сложен и непонятен: читать его могут только те, кто семи пядей во лбу.
Всё несложное повествование «Бессмертного» (не стоит вдаваться в детали!) весьма увлекательно и направлено к одной-единственной цели – вникнуть в суть понятия «бессмертие». А когда поймёшь, о чём толкует Борхес, тогда приобретёт ещё большую ясность идиома «Помни о смерти».
И может перевернуться с ног на голову то, что понимается под «бессмертной душой» … Вот тут мне, верующему человеку, стало как-то не по себе … Когда я стала думать об этом. Но. Но человек не создан для вечной жизни на земле. Слава Всевышнему. А у бессмертной души совсем другое измерение.
Бессмертие на земле – хуже ада. Вдуматься только: умопомрачительная повторяемость всего. Хуже, чем обратное развитие плода в утробе матери …
«Ничто не случается однажды, ничто не ценно своей невозвратностью. Печаль, грусть, освященная обычаями скорбь не властны над Бессмертными.»
***
Причудливый рассказ. Так и веет от повествования и Лавкрафтом, и особенно Говардом с его знаменитыми историями о Конане-варваре … Образ Бессмертных – фантастический, завораживающий.
Множество литературных исторических отсылок усиливают ощущение бесконечности, повторяемости: лабиринт зеркальных отражений.
Борхес – поэтизирует прозу. И делает это настолько мастерски, что порою дух захватывает. Великолепные фантастические картины рисует воображение: немыслимое сменяется ещё более невообразимым и затейливым. Повествование похоже на покрывало в стиле пэчворк.
Чем дальше читаешь, тем больше понимаешь, что рассказчику доверять нельзя. Есть такой литературный приём: «ненадёжный рассказчик». Вот его-то и использует Борхес. Так что читала я с улыбкой на лице… В конце – всё понятно. Даже почему Гомер – троглодит. Правда при этом, – бессмертный. Естественно.
Groucho Marx, 26 декабря 2015 г.
Причудливое совмещение «Последних дней Помпеи» Бульвер-Литтона, «Путешествий Гулливера» Свифта и гравюр Пиранези из цикла «Тюрьмы» даёт поразительный эффект. Мы понимаем, что это коллаж, но детали, соединённые воедино, превращаются в нечто большее.
Как всегда у Борхеса, в воспоминании этот коротский поэтичный рассказ разворачивается в целый роман со множеством подробностей, на которые автор только намекнул.
Magribinus, 24 ноября 2011 г.
Отличное произведение. Образы бессмертных, их история очень своеобычны. И, по-моему, такие вариации на тему бессмертия и того, что оно за собой влечет, даже более убедительны, чем множество других книг на подобную тематику...