fantlab ru

Жюль Верн «Таинственный остров»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.01
Оценок:
5670
Моя оценка:
-

подробнее

Таинственный остров

L’Île mystérieuse

Роман, год; цикл «Капитан Немо»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 396
Аннотация:

Самыми страшными войнами являются гражданские, когда ненависть зашкаливает все пределы, когда брат идет против брата, когда попасть в плен может быть страшнее смерти. Именно в такой ситуации оказалась пятерка северян, чье стремление к свободе было сильнее страха погибнуть в плену или при попытке к бегству. Но результат бегства на воздушном шаре оказался непредсказуемым: в результате урагана их занесло на необитаемый остров. Множество приключений и опасностей поджидают их там, но отвага, знания и изобретательность позволят им не только уцелеть, но и обустроить свой быт. А остров, только казавшийся необитаемым, на самом деле давно имеет своего Хозяина, могущественного, сильного и справедливого, помогающего островитянам в случае смертельной опасности, но желающего скрыть свою личность от всех.

Для этого произведения есть карты:
Примечание:

Только во время написания этого романа появилась идея объединить его в трилогию с романами «Дети капитана Гранта» и «20000 лье под водой», связав все романы сюжетными линиями и наконец раскрыв личность капитана Немо – кроме того, многие читатели в письмах просили воскресить любимого героя и объяснить его тайну. Однако два названных романа были написаны раньше, чем и объясняется ряд нестыковок с датами.

Над романом автор работал с 1872 или начала 1873 года. Большое место в романе занимало описание химических процессов и технологий («…это будет роман о химии…» — писал Ж. Верн в письме к издателю), и автор много времени проводил на химических фабриках, консультировался со специалистами-химиками. В романе использованы многие наработки неоконченного раннего романа Жюля Верна «Дядюшка Робинзон» — сюжетные линии, персонажи, эпизоды.

Критики отмечали неправдоподобие описанного в романе острова: на уединенном острове вулканического происхождения в Тихом океане не могли бы жить названные в романе разнообразные животные и птицы, многие растения острова не могли бы расти в этой климатической зоне, а минеральный мир острова неправдоподобно богат. Однако другие критики утверждали, что остров Линкольна – это символ всего мира, аллегория земного шара, отданного во владение человечеству – недаром герои проходят весь «технологический путь» от добывания огня, охоты и собирательства до получения сложных химических веществ и создания механизмов. В описании технологии получения пороха автор сознательно опустил ошибку, с тем чтобы юные читатели – экспериментаторы не начали ставить соответствующие опыты.

Первая публикация романа состоялась в журнале Этцеля «Magasin d’Éducation et de Récréation» с 1 января 1874 по 15 декабря 1875 года. Предисловие было написано самим Этцелем, рекомендующим этот роман читателям в качестве «робинзонады нового типа» и одного из лучших произведений Жюля Верна.

Отдельным книжным изданием роман сначала был издан в трех книгах, с промежутками в несколько месяцев:

- «Таинственный остров. Крушение в воздухе» / «L’Île mystérieuse. Les Naufragés de l’air» – 10 сентября 1874 года.

- «Таинственный остров. Покинутый» / « L’Île mystérieuse. L’Abandonné» — 12 апреля 1875 года.

- «Таинственный остров. Тайна острова» / «L’Île mystérieuse. Le Secret de l’île» — 28 октября 1875 года.

22 ноября 1875 года вышло иллюстрированное (152 иллюстрации Жюля Фера, гравированных Шарлем Барбаном — Charles Barbant) издание романа. Этот был девятый «сдвоенный» (или скорее «строенный» если судить по объему) том «Необыкновенных путешествий».

Английский перевод романа появился также в 1875 году. Текст перевода отличался от оригинального авторского: Смит стал Хардингом (имя «Смит» в Англии часто использовали разные бродяги и мошенники, и оно не подходило главному положительному герою), были опущены многие научные отступления, сильно сокращены анти-британские реплики капитана Немо. Такой вариант перевода оставался традиционным более века – первый полный перевод романа на английский появился лишь в 2001 году.

На русском языке роман в переводе Марко Вовчка вышел в ноябре 1875 года в Санкт-Петербурге. Для этого издания Этцель предоставил клише оригинальных иллюстраций Фера. Почти сразу появились и другие переводы романа, который был встречен в России с большим интересом и вызвал в печати много откликов.

© Евгений Борисов

Перевод Веры Станевич, опубликованный издательством «Комсомольская правда» в 2007 году вызывает большие сомнения, так как во многом совпадает с переводом Михаила Салье. Настораживает также указанный в издании факт перевода с английского, хотя Вера Оскаровна прекрасно знала французский язык, дата публикации и некоторые другие детали.

Статья К. А. Чекалова «Трудности и загадки переводов Таинственного острова», посвященная анализу и сравнению разных переводов романа, см. здесь.


Входит в:

Экранизации:

«Таинственный остров», СССР, 1941 // реж. Эдуард Пенцлин

«Остров приключений» / «Mysterious Island», Великобритания, США, 1961 // реж. Сай Эндфилд

«Таинственный остров» / «L'île mystérieuse», Франция, 1972 // реж. Хуан Антонио Бардем, Анри Кольпи

«Таинственный остров» / «Mysterious Island», Канада, Новая Зеландия, 1995 // реж. Крис Бэйли, Уильям Фрюит, Питер Шарп и др.

«Таинственный остров» / «Mysterious Island», США, Таиланд, Германия, 2005 // реж. Рассел Малкэй

«Приключения на таинственном острове» / «Mysterious Island», США, 2010 // реж. Марк Шеппард



Похожие произведения:

 

 


+ещё 102 издания
Таинственный остров. В 2 томах
2011 г.
Двадцать тысяч лье под водой. Таинственный остров
2011 г.
Таинственный остров
2012 г.
Таинственный остров
2012 г.
Таинственный остров
2013 г.
Таинственный остров
2013 г.
Таинственный остров
2013 г.
Таинственный остров
2013 г.
Таинственный остров
2013 г.
Таинственный остров
2013 г.
Таинственный остров
2013 г.
Таинственный остров
2014 г.
Таинственный остров
2014 г.
Таинственный остров
2014 г.
Трилогия о капитане Немо и «Наутилусе» в одном томе
2015 г.
Таинственный остров
2016 г.
Таинственный остров
2016 г.
Таинственный остров
2016 г.
Таинственный остров
2016 г.
Таинственный остров
2017 г.
Таинственный остров
2018 г.
Таинственный остров
2018 г.
Таинственный остров
2018 г.
Таинственный остров
2019 г.
Таинственный остров. Книга 1
2019 г.
Таинственный остров. Книга 2
2019 г.
Таинственный остров
2019 г.
Таинственный остров
2019 г.
Таинственный остров
2019 г.
Таинственный остров. Том 1
2019 г.
Таинственный остров. Том 2
2019 г.
Двадцать тысяч лье под водой. Дети капитана Гранта. Таинственный остров
2019 г.
Таинственный остров
2020 г.
Таинственный остров
2021 г.
Таинственный остров
2021 г.
Таинственный остров
2022 г.
Таинственный остров
2023 г.
Таинственный остров
2023 г.
Таинственный остров
2024 г.
Таинственный остров
2025 г.

Аудиокниги:

Таинственный остров. Спектакль по одноименному роману. Часть 1
2002 г.
Таинственный остров. Спектакль по одноименному роману. Часть 2
2002 г.
Таинственный остров
2006 г.
Таинственный остров
2008 г.
Таинственный остров
2008 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2010 г.
Таинственный остров
2010 г.
Таинственный остров
2012 г.
Таинственный остров
2013 г.
Таинственный остров
2013 г.
Таинственный остров
2013 г.
Таинственный остров
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Saladuslik saar
1956 г.
(эстонский)
Таинственный остров
1964 г.
(грузинский)
Noslēpumu sala
1978 г.
(латышский)
Серле утрау
1984 г.
(татарский)
Таємничий острів
1992 г.
(украинский)
Таємничий острів
2004 г.
(украинский)
Таємничий острів
2004 г.
(украинский)
Saladuslik saar
2005 г.
(эстонский)
Таємничий острів
2014 г.
(украинский)
Jules Verne: The Essential Collection
2018 г.
(английский)

страница всех изданий (164 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  23  ]

Ссылка на сообщение ,

Весь ХIХ век в этом романе. Век безграничной веры в технический прогресс и великую силу человеческой изобретательности, вооруженной научными знаниями. Этим книга, конечно, цепляет. И пускай смеются над этим современные богоискатели, пусть говорят, что не все подвластно человеку, что «природа ответит» и взорвет остров к чертям. Что с них, нищих духом, взять? Все равно чудес не бывает, а гении прошлого будут вдохновлять молодежь на новые изобретения и открытия.

Но я другой вопрос хотел бы поднять, на который почему-то никто не обращает внимания. С самого начала в романе работают, (т.е. занимаются физическим трудом и причем не малым) почему-то только Пенкроф и Наб, которым иногда помогает Герберт. Остальные же два героя, либо руководят, либо вовсе ничего не делают. Ну ладно, инженер Смит, он генератор идей и вообще командир. Но Гедеон Спилет занимается только охотой, да и то лишь с того момента как у колонистов появляются лук и стрелы, которые тоже изготавливает Пенкроф.

В некоторые моменты произведение начинает напоминать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Например когда Пенкроф с Набом отправляются потрошить очередного добытого тюленя, а Смит со Спилетом в очередной раз «обследуют побережье». Как будто там еще есть что «обследовать». Для читателя-ребенка кажется, что все при важных делах. Но для взрослого читателя эта ситуация выглядит несколько комично.

Может быть, нельзя строго судить автора за такое не товарищеское поведение его героев и нужно делать скидку на эпоху? Мол таковы были нравы и жизненные реалии того времени: простые люди и негры работали, а образованные граждане имели право заниматься лишь благородными занятиями. Но давайте обратимся к воспоминаниям натуралиста Георга Стеллера, который действительно побывал в ситуации на необитаемом острове, где потерпел крушение корабль В. Беринга, возвращавшийся в Россию после открытия Аляски. Вот что писал Стеллер:

«Мы убедились, что чин, ученость и другие заслуги не дают здесь никакого преимущества и вовсе не помогают находить средств к жизни, и потому, прежде чем нужда нас принудила к тому, мы решились сами работать изо всех оставшихся сил, чтобы впоследствии нас не порицали, и чтобы нам не дожидаться приказаний».

Вот так. Причем это написано более чем за 100 лет до «Таинственного острова» и задолго до Великой Французской революции, которая стерла сословные привилегии, но, видимо не до конца...

Оценка: 9
[  22  ]

Ссылка на сообщение ,

Редкая книга так потрясает воображение, что определяет интересы и увлечения на всю оставшуюся жизнь. «Таинственный остров» — из них. Помню в детстве я перечитывала ее десятки раз, знала практически наизусть, и, во многом, именно она заставила заинтересовать наукой, и это увлечение не угасло и спустя 40 лет.

Сюжет — захватывающий. Во время гражданской войны пятеро северян бегут из взятого южанами Ричмонда на воздушном шаре. Но страшная буря заносит их на затерянный в Тихом океане необитаемый остров, где им предстоит провести долгие годы, рассчитывая только на свои силы и знания, взаимовыручку и товарищество. Талантливый инженер и ученый Сайрус Смит, решительный и смелый военный журналист Гедеон Спилет, предприимчивый смельчак — моряк Пенкроф, пятнадцатилетний Герберт Браун и бывший раб Нед не только выживут в трудных условиях, но и обустроят свою жизнь ничуть не хуже, чем в «цивилизованных» странах 19 века. Им предстоит противостоять стихии, болезням, сражаться с пиратами, вернуть из дикости бывшего преступника Айртона, подарить покой и мир капитану Немо.

Как здорово было следить за тем, как сюжетные линии самых любимых книг Верна сходятся в одну. Сколько фантазии надо было приложить, чтобы объединить действие таких, казалось бы, разных произведений: «Дети капитана Гранта» и «20 тысяч лье под водой»? Но, почему же разных? Разве не объединяет все три романа любовь к науке, вера в человека, и такие чистые герои — мужественные, благородные, умные и решительные, которые и сегодня, в наш жестокий и прагматичный век, остаются идеалами настоящих людей?

Книга полна веры в человека, в его способность и возможность построить справедливый мир, опираясь только на свои знания и умения. Поиск решения проблемы, практическое воплощение идей — вот ее основа. Герои, свободные от жадности и жестокости, зовут в будущее, снова и снова обращаясь к фантазии и воображению все новых поколений читателей.

Оценка: 10
[  18  ]

Ссылка на сообщение ,

Написав третью часть своей знаменитой трилогии, Жюль Верн создает одну из своих лучших книг. Под видом приключенческой «робинзонады» создается своеобразная утопия о необычном устройстве жизни колонистов острова Линкольна. Одна из целей — показать совершенные моральные качества колонистов, которые в трудных условиях не теряют человеческого облика(как реально существовавший островитянин А. Селькирк, или как книжный герой Айртон), не стремятся к порабощению других (как герой Даниеля Дефо Робинзон Крузо), а проявляют братство и взаимовыручку. Жюль Верн уже пробовал решить эту задачу. Герои романа «Дети капитана Гранта» оправляются на очень рискованные, опасные для жизни, поиски отважного шотландца (до которого им в общем-то никакого дела и не было) просто так, не за деньги, а во имя человеколюбия. Наверное, это самые лучшие герои мировой литературы! Им помогают сила духа, гуманизм, природная веселость и неутомимость, и конечно же пытливость, и научные знания. Жюль Верн, сам не очень-то избалованный жизнью и остающийся одиноким даже в семье, создает в своих книгах образы совершенных людей. Таких, с какими бы хотел общаться и дружить сам! К этому совершенству нужно стремиться! Героям «Таинственного острова» не свойственны звериные законы борьбы за выживание, сопряженные с убийством своих собратьев, лютая ненависть или взамная вражда. Один из лучших героев — инженер Сайрус Смит, человек личного мужества, стойкости, обладающий энциклопедическими знаниями и находчивостью. Теперь понятно, на кого ориентировались в создании своих образов Иван Ефремов и братья Стругацкие(о значении этого образа говорил сам Борис Стругацкий). Создав своебразную модель почти первобытного рая, Жюль Верн допускает массу фантастических деталей — тут и разнообразный животный мир(почти как в Ноевом ковчеге), а позже появляется и сам Капитан Немо с«Наутилусом»(как Ной). По сути у писателя создается почти христианская утопия... Автора передыдущего сообщения смущала склонность колонистов к охоте на животных и убийства ягуаров. В современной фантастической литературе, при освоении других планет, отважные космолетчики будущего и не такие «подвиги» совершают! Те, кто хоть раз попадал в положение экстремальное, почти безвыходное, согласится, что в таком положении, в каком оказались колонисты, не до «Красной книги» и любви к домашним поросятам. Возможно прийдется прожить на острове всю оставшуюся жизнь! Необходимо было запастись продовольствием, а не сидеть, в отчаянии сложив руки. И тем более не ждать, когда тобою пообедает ягуар. Лишь благодаря неутомимому труду, воле, энергии, знаниям, простой, чистой и искренней человеческой дружбе, людям удалось победить, выжить и еще спасти другого человека! Замечательная книга!

Оценка: 10
[  28  ]

Ссылка на сообщение ,

Который раз убеждаюсь: нельзя в зрелом возрасте перечитывать любимые книги детства. Хотя парадокс состоит в том, что Таинственный остров — роман совсем недетский. А тут взял в дорогу первое, что попалосьпод руку. В поезде обрадовался (окунусь в любимый мир детства). Начал читать — и пришел в ужас!

Начнем с героев. Все безумно (и бездумно!) картонные и слащавые — аж злость берет. Это даже не живые люди, это — воплощение профессий и социальных статусов! И писать их нужно только с заглавных букв: Инженер, Журналист, Простак, Верный Слуга, Мальчик-гениальчик. А затем — набор самоповторяющихся у Верна штампов. И все — без страха, упрека, недостатков, слабостей и человеческих эмоций. На этом фоне притягательно выглядит только Пенкроф: живой человек с чувством юмора и всеми остальными чувствами. Все остальные (после недолгих выплескиваний эмоций по поводу пропажи/нахождения Сайреса) растеклись по острову и стали такими же безжизненными, как залежи руды.

Кстати, насчет залежей руды... Да, можно, конечно, назвать невероятное разнообразие острова Линкольна фантастическим допущением (ведь фантастику все-таки писал!), можно аллюзией на весь мир... Но когда страдает элементарный здравый смысл, никакими допущениями его не восстановить. Откуда на вулканическом острове такое гигантское разнообразие фауны и флоры? Тут тебе и ягуары, и тюлени, и свинки, и водосвинки, и дюгони, и волки, и орангутаны... Ладно, почву ветром нанесло, семена тоже, животных высадили проплывающие мимо корабли (хотя почему тогда остров не отмечен на картах?). А залежи руды, пирита, сланца и все остальное — тоже ветром нанесло? Или проплывающие моряки вышли — и разбросали в разные стороны? А заморозки под тридцать градусов на острове, лежащем в одних широтах с Австралией и Новой Зеландией? А то, что при этом они собирали в этих жутких климатических условиях не то три, не то четыре урожая в год! Вобщем, бодрый бред, который превратил научную фантастику в сказку для подростков. Допущения допущениями, но объективную логику даже в фантастике никто не отменял. А звучит она так: фантастическое допущение может быть недостоверным, но не может быть противоречивым!

И самое страшное в книге — идея. Идея того, что человек — царь природы. Что он может истреблять все живое, только потому, что это ему надо. «Честные и праведные» коллонисты исстребляют ягуаров только потому, что они им, дескать, мешают. Они сначала убивают животное, а потом решают: пригодно ли оно в пищу. Они пачками валят беззащитных тюленей, да еще и радуются этому. Они придумывают зверский способ охоты на волков (с пробиванием их внутренностей китовым усом), за которых их казнили бы все гринписовцы современности. Они — олицетворение бездумного человечества, которое с остервенением уничтожает природу ради своего комфорта и технического прогресса. А Верн еще и хвалит их: вот, молодцы какие! Как они рационально и мудро используют дары природы.

Но не забудем, как закончился роман. Остров Линкольна не потерпел на себе столь жестоких тварей — и отомстил им за тысячи загубленных животных. Тоже ждет и все человечество. Земля отомстит ему — и громыхнет. Уже громыхает. Цунами в Японии — первый дымок из вулкана на острове Земля. А финал — написан Жюль Верном.... Хотя если Верн сознательно хотел показать пагубность тенденции технического прогресса — тогда честь ему и хвала, великий роман!

Но ведь я точно знаю, что это не так. Сам Верн был ярым пропагандистом индустриализации. А Сайреса Смита и его «кровных братьев» произошедшее ничему не научило. Они купили себе здоровенный участок земли и устроили на нем точно такой же тоталитаризм над природой. Итог: детям читать только в присутствиии родителей.

Оценка: 5
[  17  ]

Ссылка на сообщение ,

Классика приключенческой фантастики в самом ее зародышном этапе... Больше ничего и не скажешь...

Одна из тех вещей, которые СФОРМИРОВАЛИ и НАПРАВИЛИ развитие моей фантазии и воображения. Можно сказать ВСЕ и НИЧЕГО!!! Такие вещи нужно ЧУВСТВОВАТЬТ!!!

Тем, кто не читал — РЕБЯТА, ЭТО (говоря совввременным языком — масштабная САГА о колонизции НОВОГО мира.... :который находится на планете ЗЕМЛЯ и все-таки, а вдруг будет интересно???

Если сурьезно, то это ТО. из ЧЕГО выросла ВСЯ современная ФАНТАСТИКА и ФЭНТЕЗИ...

УДАЧИ ВАМ, современные читатели.. слава Электронному Богу, что вы все же ЧИТАЕТЕ эти книги...

ТРАДИЦИОННО ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА ОБИЛИЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕКСТА ( К АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА, КОНЕЧНО)

Оценка: 10
[  17  ]

Ссылка на сообщение ,

По моему одна из лучших книг Жюля Верна. Прочитал я ее в детстве и восхищался теми людьми которые там описаны: Изобретательный Сайрес Смит, неунывающий работяга Пенкроф, преданный Наб, храбрый Гедеон Спилет и сообразительный парень Герберт. И конечно умный песик Топ. Плюс Айртон и орангутанг. Поразительно чего можно добиться имея лишь руки и ум (и еще единственное зернышко пшеницы). Читая книгу я был с ними во время шторма, нападения пиратов, извержения вулкана. Жюль Верн — истинный мастер слова. Книга учит быть смелыми, храбрыми, трудолюбивыми (и сообразительными). Конец что ни на есть счастливый. Только жаль капитана Немо (так помянем же этого морского волка...- или кита... ну да без разницы — минутой молчания).

Вывод: Хорошая книга, поучительная

Оценка: 9
[  17  ]

Ссылка на сообщение ,

Книга-магнит. Книга-витамин изобретательности и несгибаемой веры в то, что взаимопомощь выручит даже на краю света. Книга, раскрывающая глаза юным на удивительный мир вокруг, во всём многообразии притягательного, опасного и прекрасного.

Книга-горнило.

Недаром вулкан стал любимейшим образом для Жюля Верна: он и согревает в космических просторах («Гектор Сервадак»), и спасает в безвыходной ситуации («Дети капитана Гранта»), а в «Таинственном острове» даёт героям пристанище.

Образы настолько зримые, что Гранитный Дворец мне виделся в пещерном городе Чуфут-кале, расположенном в столовой горе в Крыму, откуда открывался вид на величественное ущелье, а потом и в американских каньонах.

Верн научил не падать духом и очень конкретно решать задачи. А то что, как пишут пытавшиеся изготовить нитроглицерин описанным образом. это не очень срабатывает — думаю, из соображений ТБ :cool:

Сайрес Смит — просто кладезь мысли. Причём у француза Верна американцы вышли куда оптимистичнее, чем у американца же Марка Твена в «Янки при дворе короля Артура».

И, кто знает, может знакомство с Гидеоном Спиллетом в юные годы предопределило в какой-то мере то, что я уже третий десяток лет преподаю на факультете журналистики МГУ, читая курс истории и перевода фантастики.

Оценка: 10
[  28  ]

Ссылка на сообщение ,

Согласно распространенной байке, мэтр Верн не хотел писать робинзонаду, он хотел попросту столкнуть американских революционеров-северян, вполне достойно оседлавших «новую эволюцию» на гребне новых социальных условий тогдашних (как известно они улетали из уже осажденного Грантом Ричмонда вечером 20 марта 1865 года) северных Соединенных Американских Штатов, и запертый после вздрыва вулкана под островом «Наутилус». Но вышло иначе, ему так понравилась первая же глава, которую он написал (а написана она действительно классно!), что он решил сделать капитана Немо персонажем «за кадром», и как превосходно выиграл от этого роман! Правда, многие критики до сих пор не понимают, зачем Немо нужно было так уж глубоко конспирироваться, раз уж пленники острова не могли тут же донести властям о том, что сам корабль попал в ловушку, равно как и последующие объяснения своих поступков, приведенные Немо, кажутся слегка, гм... неестественными, но!.. Как выиграла от этого фабула, какая таинственность, когда собаченку путешественников едва не загрыз ламантин (чего быть не могло, поскольку «морские коровы», как моряки на английском называют ламантинов, сугубо поедают водоросли и лишь самых мелких морских зверушек), какой удивительный эффект, когда умирающий от лихорадки находит рядом с собой таблетки спасительного хинина!.. Действительно, один из лучших романов, которые нужны мальчишкам, и не только им, но и тем, кто не забыл, каково это — быть мальчишкой.

Равно, как и классический роман с колоссальным количеством неправильностей и нестыковок. Не мог ураган пронести воздушный шар на две тысячи лье (чуть больше восьми тысяч километров — по-нашему — исправлено, sic!), в этом направлении, каким бы крепким не был ветер, невозможно было получить нитроглицерин тем способом, каким его, якобы, получил инженер Сайрус Смит на острове (уже поднаторев в химии, я проверял, даже писал уравнения, не работает, не дают животные жиры того эффекта, чтобы получить глицерин настолько примитивно-просто, но в те времена, когда роман писался, органическая химия была в зачатке, Верн этого просто не мог знать), да и в выплавке железных орудий труда автор несколько, гм... дал маху. Да и вулканов в том месте быть не может, нет там разломов земной коры, чтобы можно было организовать остров, да еще с таким великолепным набором полезных ресурсов... А роман все-равно замечательный, лучше и не придумаешь, лучше и не сделаешь. Прямо — не роман, а флаг творческого и первопроходческого поиска и успеха, если, опять же, не придираться к мелочам. Но ведь это — классика, а к классике разве кто-то хочет придираться?

Оценка: 9
[  19  ]

Ссылка на сообщение ,

Отличная приключенческая книга с достаточно глубоким смыслом. На страницах этого романа нам придется не только в очередной раз убедиться в силе человеческой мысли, способной найти выход из самой сложной ситуации и обеспечить людям достойное существование даже на необитаемом острове. «Таинственный остров» расскажет нам о настоящей дружбе и взаимовыручке, о способности пройти любые испытания. Именно в этом романе сойдутся в единое целое сюжетные линии других произведений Жюля Верна, и мы узнаем о судьбе, постигшей Айртона и капитана Немо. Интересный сюжет с неожиданными поворотами привлекает интерес к произведению, а незаурядные характеры героев запоминаются надолго. Впечатляющими выглядят и сцены гибели таинственного острова. И еще, мне было ужасно жаль Юпа :weep:

Этот замечательный роман можно с удовольствием перечитывать в любом возрасте.

Оценка: 10
[  15  ]

Ссылка на сообщение ,

«Таинственный остров», несомненно, самый увлекательный и самый ненаучный из романов Жюля Верна. Подобного острова нет и быть не может. Залежи селитры не соседствуют с буйной растительностью, вулкан и карстовые пещеры вместе не встречаются... и т.д. и т.п. Отважная пятёрка, исследующая остров, отлично видит, что остров обитаем, неведомый хозяин следит за ними и время от времени помогает, но ничего не предпринимают, чтобы разрешить эту, в целом простую загадку. Особенно это касается появления пакетика хинина. Появился, вот и хорошо: чисто потребительское отношение к тайне. Но читатель-то, особенно юный, не может ограничиться многозначительным пожиманием плечами, уж он бы в этот колодец непременно полез, но увы, сквозь страницу не прыгнешь. Парадоксальным образом все эти рояли и недодумки держат читателя в напряжении, не позволяя заскучать. Потому и говорю, что это очень увлекательный роман, который читается уже почти сто пятьдесят лет и ещё столько же будет читаться.

Особое спасибо автору за рецепт нитроглицерина, при помощи которого взрывают скалу. Если рецепт получения серной и азотной кислот Жюль Верн приводит подробно и корректно, то в последней стадии процесса сознательно допущена махонькая неточность, которая наверняка сохранила много ребячьих жизней. Глицерин и обе потребные кислоты в те времена можно было легко купить в любой аптеке, но при попытке получить нитроглицерин по рецепту Верна, юный химик обжёг бы руки кислотой и ходил бы потом с жёлтыми ладонями, но взрыва бы не было. Я и сейчас не скажу, чего именно не договорил писатель, отмечу лишь, что поступил он правильно. Рецептов взрывчатых веществ в художественной литературе быть не должно. Это ещё одно достоинство романа, понятное лишь химику, но от этого не менее важное.

Оценка: нет
[  15  ]

Ссылка на сообщение ,

Что можно сказать о книге, которую в детстве зачитал до отдельных листочков? Ну не задумывался я тогда о тоталитаризме; может, и были царапки про Наба, верного слугу инженера, поставленного чуть ли не один уровень с Юпом. И картонными персонажи не казались; в детстве даже картонка оживает, если капнуть фантазии (а в ту пору ее с избытком! Вон как игрушечными машинками забавлялись и гудели по ковру в свое удовольствие!). Зато можно было не читать учебники (что я, собственно, и делал...) Главным был процесс выживания и вывод: без труда не вынешь... (в назидание некоторым молодым бездельникам, желающим все и сейчас — и без напряга). Как говорил Гегель, свобода — осознанная необходимость. Вот только внушил роман излишнюю веру в человека и его возможности... и до сих пор не знаю, хорошо это или плохо...

Оценка: 10
[  14  ]

Ссылка на сообщение ,

Так уж получилось, что я сначала прочитал «Таинственный остров». Это было в летние каникулы после первого класса. Через несколько лет удалось найти «80000 километров под водой», и только потом, уже будучи записанным в библиотеку, прочитал «Дети капитана Гранта» . Сказать, что «Таинственный остров» мне понравился, значит ничего не сказать. Я влюбился в книгу, влюбился в её героев. С тех пор прошло много лет. Я много раз перечитывал эту книгу, правда, начинал, как и положено, с «Детей капитана Гранта». Но главное, перечитывая в юношеском возрасте и будучи совсем взрослым, не разочаровывался. Вся трилогия оставалась для меня шедевром, особенно по сравнению с многими другими книгами, восприятие которых в зрелом возрасте было совсем иным. Оценка — десятка, только десятка!

Оценка: 10
[  14  ]

Ссылка на сообщение ,

Да — герои не живые люди, а пафосно-прекрасные абстракции. Да — природные ресурсы острова и скорость их освоения героями не выдерживает никакой критики. Да — с точки зрения гуманного отношения к животным, роман не занимает лидирующих позиций. И да — не столь уж живой и гладкий язык, периодически схематичен, много повторов и ненужных объяснений.

Но конгда это написано... Почти полтора века переизданий. В конце 19 века практически все недостатки романа были достоинствами для читателей: какие там «зеленые» — человек хозяин природы и хорошо, что легко может себя прокормить. Растения и животные — не считаются! Время такое было, мораль такая. Герои положительные — и отлично, ничто не мешает следить за их приключениями, а главное свершениями — стока понаворотили! Всегда приятно смотреть на положительный пример: вон какой гений современного человека. Полагаю, очень было и захватывающе и приятно такое читать в 1880.

Прошло лет сто и роман из «взрослого» превратился в подростковый. Думаю, у 90% из читавших его до своих 16 и до общего 1985 г. роман стал любимым. Он захватывал, он будил фантазию, он был открытием в то время, когда не было компьютеров и видеопроигрывателей, избытка литературы и игрушек... Да, теперь через 30-40 лет видишь множество недочетов, но разве можно своей первой любви поставить что-то меньше 10?

Даже не знаю, стоит ли читать это современному подростку. Боюсь, он только удивится отрицательному ответу на гениально-прозорливый вопрос Пэнкрофа «а можно ли курить бамбук?». Сейчас многие только этим и занимаются.

И всё же «Таинственный остров» является и бесспорным памятником литературы, и книгой любимой столькими поколениями, что вспоминать о ней, как о чем-то очень большом, будут еще долго. А кто-то и откроет для себя этот удивительный мир героев Жюля Верна — человека, который звал в будущее.

Оценка: 10
[  14  ]

Ссылка на сообщение ,

И всё-таки Жюль Верн не романист. Он инженер-изобретатель. А его герои – винтики в его изобретениях, идеальные сами по себе и идеально подогнанные друг к другу в плане механического взаимодействия, лишённые человеческой эмоциональной ауры.

Если же всё же попытаться охарактеризовать его романы с точки зрения литературы – то это утопии. В которых мир сам собой организовывается благодаря идеальности всех населяющих его организмов. И не говорите мне, что все дело в том, что это детский писатель. Купера и Скотта тоже обвиняли в этом, но у них-то чувства присутствуют. По-детски наивные, но присутствуют! А тут ими не пахнет.

А если вчитываться внимательно, то утопия быстро превратится в фэнтези. Начиная с того, что не хило так воздушный шарик полглобуса пропахал. Всё из карманов до последней булавки выбросили, но в них всё равно завалялись и спичка, и хлебное зёрнышко, и увесистые хронометры и металлический ошейник. А чего не завалялось в карманах – есть на острове: все известные Жюлю Верну полезные ископаемые (соль, железо, уголь, глина, известняк, сера, и т.д.) не просто присутствуют, но весьма компактно валяются прямо под ногами. А когда фантазия на изобретения велосипеда истощилась, под ногами стали валяться ящики с готовыми орудиями и оружием. Логика отсутствует в принципе – герои подумали о том, как им освещать зимней ночью свою пещеру, а о том, что им элементарно, новые трусы не помешали бы, уже не говоря о тёплой, одежде, никто не подумал. На каждом шагу пропагандируется безнаказанное вмешательство человека в природу (прокладка новых реки и осушение старых озёр, уничтожение целых колоний различных животных), никаким образом не влияющее на хрупкую жизненную цепочку на столь маленьком островке.

Хотя, остров не меньше лодки капитана Немо напоминает палатку Гарри Поттера. На острове размером с Мальту и на широте Греции, затерянном в океане, есть все климатические зоны: тропики, скованные льдом зимой реки, бесплодная пустыня, болота, леса, и… пингвины с тюленями! Вообще фауне острова Пекинский зоопарк позавидовал бы, а флоре – ботанический сад МГУ. (И это, на минутку, вулканический остров, созданный не так давно активной вулканической деятельностью.) Осмотреть остров размером с Мальту островитяне смогли поднявшись на километровую гору, на которую с побережья по незнакомой дороге поднялись за полдня. И увидели не только целиком, но и наибескрайнеший океан вокруг. Испугавшись, герои бросились поднимать быт тем, что случайно всё-таки завалялось в кармане и нашлось под ногами. И если гончарное дело я могу как-то понять, но то, как меньше чем за неделю они едва ли не дамасскую сталь на коленке кулачком сковали – не всякому чародею под силу. Того и гляди, на острове обнаружатся нефтяные фонтаны и залежи урана и через пару месяцев у островитян будут химическая промышленность и мирный атом. А ещё через полгода – генная инженерия и долгожданное выведение в лабораторных условиях того, чего больше всего не хватает на острове – женщин!

Оценка: 3
[  14  ]

Ссылка на сообщение ,

Первая книга Жюля Верна прочитанная мной. Очень понравилась! Читала взахлёб и думала отчего она не попала ко мне в руки ещё в детстве.

С первых страниц автор переносит на край земли, на необитаемый остров. Подробно описывая географию, природу и настроения героев, заставляет поверить, прочувствовать и буквально оказаться с этими мужественными и смелыми людьми плечом к плечу. Задаваясь вопросом, а смогла бы я так же — не сдаваясь и не отчаиваясь, прилагая такие отчаянные усилия и знания в различных областях — смогла бы и я выжить на острове? И какой же добрый волшебник этот Жюль Верн, нисколько не задумываясь, своей книгой говорит — Человек может все!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх