Доктор-психиатр Марк Пауэлл (Бриджес) считал себя хорошим специалистом. И врачом, способным разобраться практически в любом психическом отклонении. Но случай с неким Протом (Спейси), человеком без документов, считающим себя инопланетянином из созвездия Лира, поставил Марка в тупик.
Прот умен, харизматичен, логичен, обладает недюжинными знаниями в области астрономии, психологии, и даже отбирает у доктора его работу, помогая остальным пациентам клиники, куда его поместили. Пауэлл не верит в существование внеземной жизни, а его опыт говорит, что корни большинства психических хворей обычно лежат в травмирующем прошлом.
Однако чем ближе становиться день, когда Прот пообещал покинуть Землю, тем больше сомнений посещает доктора. Неужто перед ним действительно пришелец?
Идея о контакте со внеземным разумом может быть реализована массой путей. Как боевик, ужастико- триллер, психологическое исследование, трагедия, комедия. А может быть подана таким образом, чтобы зритель так до конца и не уверился в том, что этот самый контакт вообще был.
Именно этой дорогой пошли автор одноименного романа (1995) Джин Брюэр и постановщики ленты по его мотивам.
Получилось приятно.
Лента вышла актерской и атмосферной.
Причем расписывают эту партию фактически два лицедея.
Шикарный Кевин Спейси.
И еще бодрый и полный сил Джефф Бриджес.
Спейси, находящийся как раз в зените славы, весьма хорош. Поворот головы, чуть растерянный всепонимающий взгляд из-под темных очков. Легкая, едва угадываемая полуулыбка. Минимум внешних эмоций. Скованная, лишенная резких жестов пластика. Выплескивающаяся при каждом шаге харизма. Тонкий, подмечающий малейшие оттенки происходящего разум. Мягкая ирония родителя, общающегося с расшалившимися детишками. Искренняя и незамутненная любовь к фруктам.
Бриджес также не подкачал, показав нам отличное развитие образа. Пресыщенный, снисходительный, подзажравшийся, уверенный в себе, все повидавший эскулап в начале. Профессионал, понимающий, что, оказывается, бывают случаи, которые не объяснишь в рамках богатой врачебной практики. Человек, неожиданно отыскавший друга, начинающий сомневаться в своей реальности и надеяться на то, что ее рамки могут быть шире, чем казалось.
У них вышел отличный дуэт, дополняющий и развивающий друг друга, дарящий зрителю одну из самых запоминающихся пар в современном кино.
Второе что откровенно радует в K-PAX – атмосфера картины. Лента с самого начала немного грустная, неуловимо печальная, при этом чертовски оптимистичная. Расширяющая горизонты, дарящая надежду на то, что за пределами Земли что-то есть, и это что-то окажется не ксеноморфом кислотным, а вполне вменяемым и продвинутым существом.
А наблюдая за работой Прота с его невольными соседями, или слушая его размышления о религии, социальных или семейных отношениях и прочих проблемах человечества, чувствуешь себя нашкодившим школьником, в очередной раз не справившимся с домашним заданием. И замечаешь за собой желание попробовать все же справится с пакостной задачкой.
Вдобавок фильм дает нам возможность подумать о хрупкости людской психики, и о том, что эту хрупкую структуру может сломать практически любая бытовая фобия. И в психиатрических клиниках очень мало Наполеонов и Жанн Д’Арк, зато полно людей шарахающихся от ближних своих и не способных больше переносит вонь их злобы, зависти, жадности.
О настоящих трагедиях я даже не говорю.
Интересно наблюдать за играми света и блеском солнечных лучей, используемыми оператором весьма часто. Это явный кивок в сторону способа путешествия Прота.
Еще одним приятным моментом стала игра постановщиков со зрителем. Они то тонко (в стиле незабвенного Штирлица и Евы Браун) намекают на инопланетное происхождение героя. То наоборот склоняются к его земной природе и погружении в иллюзию под влиянием трагедии. Так и не отвечая однозначно на вопрос происхождения героя. Решайте, мол сами, товарищи зрители, кому что больше по нутру, будто говорят они. И это, в отличие от большинства как-бы открытых концов, абсолютно не напрягает.
Эрго. Отличный актерский проект, помимо двух хороших лицедейских работ дарящий нам приятную атмосферу и изрядный заряд оптимизма.
Режиссер: Иэн Софтли
В ролях: Кевин Спейси, Джефф Бриджес, Мэри МакКормак, Элфри Вудард, Дэвид Патрик Келли, Сауль Уильямс, Питер Герети, Селия Уэстон, Аджай Найду, Трэйси Вилар, Джон Тоулс-Бей, Кимберли Скотт, Кончата Феррелл, Винсент Лареска, Клеберт Форд
P. S. Единственный непонятный момент: куда они $68 000 000 бюджета подевали? Картинка столько не стоит, спецэффектов нет как класс, разве что два главных героя затребовали себе нехилые гонорары. Впрочем, за такую работу не жалко.
Фильм обманчиво простой на первый взгляд, но именно с него начались кубриковские многоуровневые картины, в которых упрятаны бездны смысла.
И мне кажется, что именно из романов Набокова Кубрик почерпнул многие творческие методы — в частности ультраметафоричность, многослойность, и тему двойников (их он и раньше любил, но с "Лолиты" двойники у него везде как лейтмотив).
Это первое видео на "Лолиту", продолжение будет со временем.
Прежде всего — хотел бы отделить сериал от сложившейся крипто-исторической традиции расследования старой трагедии. В неё надо специально погружаться, там "своя атмосфера". Я смотрел все восемь серий глазами постороннего зрителя, который что-то там про событие слышал, но для которого художественный сюжет абсолютно не спотыкается о реальные подробности той истории, равно как об авторитеты людей, заработанные на её расследовании.
.
Общее впечатление — добротная работа, в которой авторы заигрывали с массой историй и образов, но решили не ударяться в мистику.
Отлично показали, как из тупиков расследования может вырасти та самая пугающая атмосфера тайны.
Что для этого потребовалось?
В первую голову — тщательно воссоздать эпоху.
Делать весь сериал черно-белым — неправильно. А вот четные серии — вполне можно (с цветными перебивками). И формат кадра взять не 9 на 16, а 3 на 4.
Нужны локации — их обеспечили. Кабинет начальника управления в КГБ. Заснеженный лес. Жилая квартира с обстановкой тех лет. Чум охотника-манси. Колония. Морг. Избушка браконьеров. Улицы.
Нужны костюмы. Тоже присутствуют. Равно как реквизит — от мебели до газет.
Как показать людей?
На дворе 59-й — это значит всего пятнадцать лет после войны. Старшее поколение через одного на фронте побывало.
И вторая удача сериала — военные эпизоды, которые показывают, через что прошли многие персонажи. Хотите — вот вам мистический фашистский замок-лаборатория. Хотите — вот трагедия, и человек в петлю лезет. Хотите — вот удача и помощь как бы с того света, и человек на десяток метров разминулся с бомбами. И вот достигается ощущение, что пережившие войну люди сейчас строят жизнь, как умеют, что-то пытаются делать и на уровне власти, управления. Как они это делают — на фоне инерции советской власти с одной стороны и очень больших ожиданий от будущего с другой стороны — и определяет цвет времени. Вот молодые энтузиасты, наивные романтики, за которыми пока есть кому присматривать.
В-третьих — дерево расследования на котором волей обстоятельств снова и снова обрубаются сучья гипотез.
Люди на месте трагедии видят в небе шары огненные, кто-то даже про НЛО заикается. Но следователю говорят, что это ракеты, просто расстояние большое, шума не слышно, а свет из дюзы — вот он какой.
В группе был человек с радиометром, комитетский. Оказывается дело расследовал с браконьерами. Пытаются задержать, крошат этих браконьеров, но злодеи тут совершенно ни при чем.
Удары тупыми предметами по ребрам? Патанатом допускает, что и прикладами могли бить. Выходят на спецгруппу, которая за з/к беглыми должна охотиться, и вроде те могли... Только вот у начальника колонии что-то похожее на самоубийство, а один из этой группы сам в побег ушел.
Но каждая недоговоренность, каждый приказ замолчать и забыть — явно работает на создание таинственной истории, мифа. Пересказали пересказ пересказа, и вот нарратив обретает свою силу. На чем и построена предпоследняя серия, в которой время действия "современность".
Очень хорошо удалось показать многообразие, многоплановость любой серьезной истории.
Тут и собственные глюки следователя, и проблема местной власти, и суеверия манси, и любовные завязки, и мелкое жульничество, и случайные недомолвки.
Динамику всей этой сложности поддерживают актерские работы и батальные сцены. Интересно смотреть за людьми. Зрелищно выглядят поединки.
.
Можно спросить — а получился российский вариант Кинга? Или может "Секретных материалов"?
Или же это необоснованная претензия?
"Перевал Дятлова" хороший нишевый продукт. Когда смотрел — понимал, что вот тут получилось, и вот тут сработало, но, как со львиной долей фильмов по книгам Кинга — чувствуется, что это немного не мой вариант. Как не слишком нравятся мне чистые детективы или узкопрофильные ужастики, так не очень заходит и "крипто-мистика". Наверное потому, что самое главное в хорошей, но не ударной "крипто-мистике" — это ответвления сюжета, случайные разговоры на дорогах, воспоминания и мечты. А сердцевина сюжета не очень трогает. Рама получается лучше картины. Вещь вроде бы жанровая, но снята шире, полнее жанра — восьмерка или девятка по десятибалльной шкале, просто не моё.
В этом смысле "Перевал Дятлова" для меня очень похож на "11.22.63".
.
Любителям тайн и загадок — если у них нет своего, особого мнения о той истории — рекомендую.
Тёмный кристалл: Эпоха сопротивления (The Dark Crystal: Age of Resistance), сериал, Великобритания, США, 2019-?
Кукольный фильм «Тёмный кристалл» 1982-го года был странной сказкой, околдовавшей одних и не прошедшей мимо внимания других. Простейший линейный квест «Дойди и донеси», которому явно далеко по исполнению до толкиновского, никак не мог обеспечить истории её долголетие. Дело было в том необыкновенном мире, окошко в который лишь приоткрылось на незаметно пролетевшие полтора часа, и в той зияющей недосказанности, что неотвязно требовала заполнения. Должно быть, как раз поэтому в 2019-м году, при участии группы фанатов оригинального фильма и Лизы Хенсон, дочери его главного кукольника и режиссёра, появился десятисерийный сериал под названием «Тёмный кристалл: Эпоха сопротивления».
Формально сериал можно отнести и к приквелам, и к фанфикам. Никак не проясняя сюжет и прошлое героев полнометражного прародителя, он даёт возможность ещё раз насладиться инопланетными ландшафтами Тра и поближе познакомиться с её экзотическими обитателями. О чём он? Кристалл уже повреждён, но цивилизация гельфлингов ещё не погибла. Загадочная раса, некогда прибывшая из космоса, уже разделилась на отшельников-мистиков и паразитов-скексисов. Мир клонится к закату, но всем разумным кажется, что его жизненная сила ещё стоит в зените. Осознание близкой трагедии доступно зрителю и немногим провидцам, но не основной массе персонажей. Гельфлинги узнали, что божественные скексисы злы и смертны, и подготавливают масштабное восстание. Они надеются, что всё можно легко исправить.
Удивительно, но в современном сериале по-прежнему используются куклы, максимально приближенные к тем самым «маппетам» и аниматроникам Джима Хенсона. Компьютерная графика лишь добавила им жизни, поработав над мимикой, мелкой моторикой, полётами и батальными сценами. Приятное дополнение к старой традиции! Долгоживущие скексисы узнаваемы вплоть до издаваемых звуков, их лишь немного омолодили. Все существа, созданные для фильма 1982-го года, перенесены в сериал без изменений. Создано много новых представителей флоры и фауны, и большинство из них не выбивается из общего стиля. Несколько странно выглядят разумные крабоиды-арахниды, но их существование получило пояснение в сюжете. Пейзажи, также улучшенные на компьютере, обрели движение, глубину и правдоподобие.
Тра, пустынная и почти безжизненная в старом фильме (за исключением редких оазисов и финальной сцены), здесь многообразием и причудливостью форм напоминает сельву Южной Америки или каменноугольный период в истории Земли. Некоторые особенности строения живых существ и их движения вызывают предположения о том, что всё может происходить на дне океана или в мире с гораздо более плотной в сравнении с земной атмосферой. Гельфлинги подразделяются на несколько «кланов» или, скорее, рас, разнящихся внешним видом, культурой и средой обитания. Все они матриархальны и объединены по принципу полисной Древней Греции (вплоть до соперничества Афин и Спарты). Подлинги потеряли карикатурный параллелизм со славянскими народностями. Скексисы, мистики и Мать Огра перешли в ряды действующих персонажей.
В сериале несколько ветвящихся и пересекающихся сюжетных линий, завязанных на группы гельфлингов, Мать Огру и скексисов. Линии гельфлингов просты, но детскими их назвать никак нельзя: это страшные сказки без купюр, в которых, помимо любви и дружбы, есть предательство, проклятие и смерть. Скексисы, к немалому сожалению, всего лишь клише злодеев из американских мультфильмов и комедий. Мать Огра напоминает странствующих учителей боевых искусств из комедийных боевиков совместного американо-китайского производства. Хочется отметить несамостоятельность сюжета и образов сериала. Легко узнаются элементы культовых фильмов, книжных бестселлеров жанра фэнтези и популярных компьютерных игр. Скорее всего, в приоритете здесь детализация мира Тра, а сюжет несёт лишь вспомогательную функцию.
История осталась незаконченной, оборванной где-то возле кульминации. Силы собраны и обрели полярность, произошло первое масштабное столкновение, мир Чёрного и Белого распался на оттенки, раскрыт тайный смысл Пророчества и создано идеальное оружие… Вдруг вырубили электричество и зрители остались хлопать глазами в полной темноте. Создатели сериала рассчитывали на второй сезон и даже упомянули об этом в интервью, но что-то пошло не так. Ходят слухи, что у них и Netflix возникли некие разногласия. Хочется верить, что они будут улажены – но опыт подсказывает, что этого не случится. Пока в ближайшем будущем предлагаются заменители: видеоигра и фанфикшн. Увы, прецедент с мультсериалом «Пираты тёмной воды: Сага начинается» 1991-1993 годов показал несостоятельность такой замены.