Теодор Старджон отзывы

Все отзывы на произведения Теодора Старджона (Theodore Sturgeon)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 374

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8 

«Ракета Мяуса»
–  [ 8 ]  +

SuroooK, 19 октября 2008 г. в 21:59

Такой милый и грустный рассказ...Наверное это самая удачная попытка автора передать разочарование. Человечество постоянно ждет что кто-то «прилетит» и научит его уму-разуму. Не пора ли самим уже за ум браться. А что если кому-то действительно нужна помощь?

«Больше, чем человек»
–  [ 8 ]  +

слОГ, 04 ноября 2007 г. в 21:12

Один из лучших романов начала 50-х. Один из самых интересных НФ-романов золотого века вообще. Роман, который легко можно перечитать не один и не два раза (лично мне нравится больше перевод, который был в Если). Главное это очень доброе произведение, которое никого не может оставить равнодушным, возможно от финала можно было ожидать большего, но... он по-своему очень логичен.

Оценка : 10
«Скальпель Оккама»
–  [ 7 ]  +

amak2508, 08 августа 2022 г. в 10:43

Ничего не скажешь, идея автора о причинах надвигающейся на нашу планету экологической катастрофы действительно оригинальна и даже как-то по-своему мрачно-красива. Но это, естественно, только чисто умозрительно. Человек, к сожалению, такое существо, что и самостоятельно всё загадит, причём без особых усилий. И помощь ему в этом совсем не требуется :).

Но идея, это далеко не единственное достоинство рассказа — он ещё и хорошо написан. Здесь и умное построение, и стилистика, и язык. Вот и получается, что даже ничем казалось бы не примечательная история жизни некого Кливленда Уилера читается с большим удовольствием. И ровно тоже самое можно сказать и о сцене за крематорием. А вот насчёт «скальпеля Оккама» с Теодором Старджоном можно было бы и поспорить: как уже говорилось, его вариант — далеко не самый очевидный. Тут автор явно лукавит....

Оценка : 8
«Скальпель Оккама»
–  [ 7 ]  +

vam-1970, 25 декабря 2016 г. в 13:18

Замечательный рассказ. Автор как бы говорит -то, что вы все делаете с Землёй, только бы сделали пришельцы, желающие её завоевать и создавая для этого подобные условия для своего последующего пребывания на ней. Позже Старджона уже на 15 лет похожий сюжет использовал Уилсон в «Мире пауков».Создание атмосферы на планете , пригодной для пауков .

Оценка : 10
«Киллдозер»
–  [ 7 ]  +

vrochek, 03 октября 2014 г. в 02:00

Впервые читаю Старджона, легендарного «девяносто процентов — дерьмо». Очень неплох. Вообще, странное ощущение — написано и сделано на таком уровне, что думаешь, он случайно попал к фантастам 1950х годов. Стиль современный, подача тоже очень современная и жесткая. Кинематография -- бери и снимай.

Недостатки. Может, чуть суховатая манера? Не знаю. Там, про огромные стальные рабочие машины, это было к месту. Отличные характеры. Герои именно работяги. Глыбы, каменюки, объемные, трещина там, мох здесь. Реальные. Хотя, казалось бы, чисто типажи из голливудского фильма. Но сыграны харизматичными, наполненными актерами. Которые на экране, появившись, сразу заполняют весь кадр. И могут уже больше ничего не играть, кстати.

Отличные диалоги. Реальные. Прекрасное знание матчасти, и никаких поддавков, на которые падки как фантасты пятидесятых, так и современные.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Парни этого Киллдозера убили не с помощью везения. А честно обыграли в страшной игре, потеряв кто руку, кто глаз, кто жизнь.

Вот, может быть, эмоций не хватает чуть? Пожалуй, это есть. Вообще, мне Старджон напоминает Крайтона, технотриллер с проработанной матчастью и чем-то Кинга.

Но Старджон не делает обобщений, в отличие от последнего. Поэтому «Грузовики» Кинга я бы поставил выше — чисто за концовку (хотя сюжеты очень схожи, Кинг, правда, обрезал у себя вводную про инопланетную хрень). Та река грузовиков в сумерках к заправке... по всей Америке... по всему миру — да, это пробирает.

Очень профессионально сделано — вернусь к Старджону.

Единственное: случайная ракета — это брат, Старджон, уже подмигивание читателю. Потому что рассказ настолько достоверен, что уже сам держишься потными руками за обшарапанные рычаги, морщишься от выхлопных газов двухтактного дизеля, а рычание, вой и лязг передач — ну, это просто музыка, ласкающая и карябающая ТВОИ уши. Так что последняя фишка «с упавшей не туда ракетой», — это объяснение для читателя 50х, который поверил, и хочет продолжать верить. Мол, почему я не слышал про этот случай? Тут же все правда! Это бульдозер взбесившийся... трупы... схватка... брр.

А все просто. Военные шарахнули ракетой не туда. Это они могут. И читатель журнала ASTOUNDING остается в полном своем удовлетворении. Вроде бы и вранье... А верить не стыдно.

Хотя, уверен, все равно на границе сознания маячит тревожный огонек. Слишком уж умен, и точен, и серьезен автор. С чего бы ему писать в такие дешевые журнальчики?

Вообще, по уровню мастерства Старджон — писатель-реалист из самых серьезных. Вроде бы развлекательная безделушка для несерьезного журнала, а как сделано, а?

Оценка : 8
«Искусники планеты Ксанаду»
–  [ 7 ]  +

rrq64k, 13 февраля 2014 г. в 20:31

Долго сомневался в необходимости приобретения одноименного сборника рассказов, боялся разочароваться, да и цена в сравнении с объемом была не маленькая. Когда-то читал рассказы автора «Бог микрокосмоса» и «Скальпель Оккама», но это было так давно! Наконец, решился купить и не прогадал. Старая добрая фантастика, столь выгодно отличающаяся от 90% процентов той бредятины, что сейчас выходит под маркой НФ. Рассказы написаны и переведены с любовью. Конечно, с точки зрения сегодняшнего дня кому-то рассказы покажутся несколько наивными, но разве не хочется вам хоть на несколько часов отдохнуть от пейзажа за окном, от смакования различных человеческих пороков и патологий в СМИ и искусстве? Если и всё остальное у Старджона на том же уровне, то он, похоже, опровергнет собственное же высказывание: «90% чего бы то ни было – абсолютный хлам».

Оценка : 9
«Умри, маэстро!»
–  [ 7 ]  +

romanpetr, 02 февраля 2014 г. в 17:43

Странно,что рассказ Старджона «Умри, Маэстро!» попал в сборник фантастических произведений, ибо какой-либо фантастической фабулы здесь никак не просматривается. Но с другой стороны Теодор Старджон себя преподнес в другой реалистической интерпретации с долей мистического оттенка, что вероятно, весьма интересно, если оценивать творчество писателя с разных сторон. Возможно сначала и ждешь после описания внешности главного героя раскрытия какой-то более страшной тайны, но в конце-концов Флюк остается всего-лишь одержимым уродцем с безобразной внешностью, желающим добиться чего-то более своими собственными силами...Клатч — его «друг», наставник, товарищ-музыкант и лидер популярной топовой джаз-банды «Пропащие парни Латча Кроуфорда» становится точкой внутреннего раздора Флюка, ибо Клатч — душа всех и всего, добивается больших успехов, а Флюк — всего-лишь бледная тень на фоне всеобщего успеха ... Отсюда и навязчивая идея , перешедшая в манию преследования и желание уничтожить все и вся, что связано с Клатчем и его самого. Убить человека можно, но творение рук его едва ли. В этом Флюку придется убедиться на себе сполна, ибо месть , обрушившаяся на горе-маньяка еще более ужасна, чем он сам...

Хотелось бы отметить прекрасное описание Старджоном музыкальной атмосферы популярного во все времена джаза — автор своим почитателям невольно дал намек на вкус, которого он придерживался в музыкальном мире...

Оценка : 8
«Талант»
–  [ 7 ]  +

Aryan, 22 января 2014 г. в 17:02

Один из самых развеселых образчиков хоррора, с которым мне приходилось сталкиваться. Это надо было бы назвать «Детство Черного Властелина, оборвавшееся рано, но заслуженно».

На самом деле это забавнейшее переложение старой знаменитой сказки, как перехитрить могущественного злого волшебника: а ты можешь обратиться абсолютно в любое существо? А в слона можешь? А в медведя? Спорим, в мышь не сможешь? :)))

Только здесь мерзопакостный и до чертиков могущественный будущий явно очень темный и на редкость гнусный Властелин совершенно замечательно перехитрил сам себя. А вот не надо маленьких девочек пугать. Они боятся-боятся, а потом ка-а-ак перестанут бояться...

Оценка : 8
«Особая способность»
–  [ 7 ]  +

sanchezzzz, 04 февраля 2013 г. в 10:02

Слабый рассказ во многих отношениях, и его ещё более портит изрядное количество ляпов, ну и, немалое лукавство. Я бы даже сказал, что имеет место подмена понятий. Казалось бы, всё очевидно: Слопс, этот смешной (поневоле) парень добыл кристаллы, потому что случай с лопотунами был схож с теми многими другими, которые бывали в его жалкой жизни, Он всегда был объектом насмешек, шуток, розыгрышей и даже откровенных издевательств, потому-де он и добился успеха там, где не смогли другие.

Нельзя не признать, что да, он молодец, он хороший и смелый парень, но, положа руку на сердце, не забудем, что ничего сверхъестественного он не совершил при этом – он не превзошел себя, не стал мудрее, сильнее и лучше: он просто был самим собой, как и на корабле «Зов звезд» в окружении этого подленького экипажа. Он и среди лопотунов был просто объектом шуток и предметом для развлечений. Разница лишь в том, что довольные лопотуны вознаградили его за доставленное удовольствие. Им по-своему было смешно, забавно и весело, также как экипажу были смешны шутки и подставы в его отношении. И кстати об этих «забавах: никогда не поверю, что то, что вытворяла команда, возможно на межпланетном космическом корабле. Ведь все они не на турбазу поехали в пригородной электричке и не на загородный шашлык-машлык, чтобы так себя вести. Я так понимаю, что экспедиция по определению должна быть серьёзным делом и набор экипажа в неё должен вестись со всей строгостью – в нём должны находиться лучшие, а, глядя на этот экипаж, разве кто-нибудь признает в них лучших, достойных, гуманных индивидов?

Ну и сам Слопс: как он-то попал в эту команду, не обладая элементарными знаниями о невесомости, тяге и прочих вещах?! Разве он не проходил тренировки, обучение и практику на макете, в центрифуге, на корабле, что так запросто подвергся розыгрышам и, например, преспокойно выбросил свои вещи в первый попавшийся люк, словно это мусоропровод на лестничной площадке?! В чём его «особая способность» — в способности терпеть обиды и насмешки? И это космолетчик? Хм… И подобных ляпов достаточно в рассказе. Конечно, рассказ истинно из 50-х годов 20 века: запотевшие иллюминаторы, ракета, садящаяся на «хвостовые плоскости» (как в «Тайне третьей планеты»), шлемы в виде стеклянных шаров (это на Венере-то!), ну и иллюстрации в сборнике «Экспедиция на Землю» тоже из этого же набора прелестей фантастики того времени. В целом, рассказ читается легко, если не быть слишком пристрастным.

Оценка : 7
«Бизнес на страхе»
–  [ 7 ]  +

redmarie, 06 декабря 2012 г. в 01:20

Произведение перекликается с другим рассказом Теодора Старджона, «Скальпель Оккама». Там главный герой для пущего сгущения красок выдает своего босса за внеземное существо, а потом, на досуге, задумывается, а вдруг, это не его выдумка, и инопланетяне на самом деле среди нас?..

В истории «Бизнес на страхе» автор пошел дальше, показав вариант реальной, если можно так выразиться применительно к НФ-рассказу, встречи человека с «призраком из летающей тарелки». Юмор в том, что если человеку свойственно «играть» на страхах других людей, то от инопланетянина ожидаешь совсем другого поведения. Ведь должны же чужие от нас отличаться! Но имеет место та же игра на страхе: запугивание врушки-писателя, попытка победить человека его же оружием. Либо человечество изучили за века, проведенные среди нас, либо «с кем поведешься...»

Есть такая простая истина, преподаваемая жизнью: если окружающие привыкают, что некто постоянно врет, то никто и не поверит, скажи он правду. А переломить устоявшееся мнение нелегко, — наверное, проще плыть по течению. Тем более, когда ложь еще и приносит доход.

Люди неисправимы, особенно, если управление толпой зиждется на фобиях. Правильно, что Старджон «улетел» тарелку. Не надо навязывать нам счастье, угрожать и пытаться подложить грабли. Мы себе сами их найдем, наступим, и если повезет, научимся на собственных ошибках.

Оценка : 9
«Скальпель Оккама»
–  [ 7 ]  +

chert999, 22 августа 2012 г. в 15:29

Выдающийся, на мой вкус, рассказ, в котором упоминаемый в названии скальпель является не только продвинутым родственником философской бритвы, но и вполне реальным патологоанатомическим инструментом, ставшим движущей силой и важнейшим элементом научно-фантастического сюжета. Причем если бы автор выбрал в заголовок какой-нибудь другой режущий инструмент, то я предполагаю, что и идея рассказа, и его сюжет, и финальные выводы могли бы стать в значительной степени другими.

Короче говоря, я с большим интересом прочитал бы НФ-рассказы с такими названиями:

Ножницы Оккама

Топор Оккама

Меч Оккама

Бензопила Оккама

Лазер Оккама

Бластер Оккама

Гиперболоид инженера Оккама

Боеголовка генерала Оккама

Дезинтегратор академика Оккама

и т.д.

и т.п.

И даже, быть может, из этих рассказов можно было бы составить весьма любопытную тематическую антологию...)))

Оценка : 10
«Восток есть восток»
–  [ 7 ]  +

Aryan, 21 июля 2012 г. в 20:49

Один из ранних рассказов Старджона, под которым наверняка мог бы не без удовольствия подписаться сам О.Генри. Оба писателя владели фантастическим умением, как джина в бутылку, упаковать целую повесть, жизнь и историю любви в 3-4 страницы, не пожертвовав ни смыслом, ни эмоциями , ни юмором.

Крошечный эпизод из «ревущих 20-х», эпохи джаза и джайва, и девушек в коротких шелковых платьях, отплясывающих чарльстон в подозрительных тавернах с лощеными набриолиненными юношами. Эта история вполне могла бы быть коротким черно-белым фильмом эпохи немого кино — c Луизой Брукс или Кларой Боу в главной роли. Комедия положений, обманка, шутка — и ироническая точка в конце, на которые Старджон был такой мастер :)

Оценка : 8
«Искусники планеты Ксанаду»
–  [ 7 ]  +

Yazewa, 20 февраля 2012 г. в 16:38

Какой-то очень технический прием воспитания. Надел пояс — и всё. Заслуга ли это населения распрекрасной планеты? У меня осталось какое-то странное впечатление после прочтения этого рассказа. Как-то все очень сусально-замечательно там, на этой Ксанаду. А финальный разговор — про одержанные победы, и с явной насмешкой над прочими цивилизациями и их представителями... Чем-то неприятным повеяло. Эдакое насильственное добро...

Оценка : 7
«Оно»
–  [ 7 ]  +

grinderrr, 24 апреля 2011 г. в 21:19

Рассказ прекрасный.

Удивило другое: в сборнике «Домашние убийства» концовка рассказа кардинально отлична от концовки в сборнике «Чудеса магии«!

Отсебятина переводчиков не перестает удивлять. Чему верить, непонятно...

«Мистер Костелло, герой»
–  [ 7 ]  +

Eldritch, 11 апреля 2011 г. в 19:16

Интересный рассказ.Сразу и не поймешь,что не менее важен для событий простак интендант,гений математики и статист аналитик.Такие люди идеальное орудие в руках вождей-манипуляторов.В ироничном,но совершенно не забавном ключе показано,какие легкие и простые механизмы правят толпой:они не такие как мы,они наши враги.Простейшее уравнение фашизма-национализма,расизма и прочих гнилых идей.Это хорошо,когда великий гуру,фюрер будет вовремя изолирован от общества.

Люди,будьте благоразумны!

Оценка : 10
«Скальпель Оккама»
–  [ 7 ]  +

Footer, 01 сентября 2010 г. в 23:41

В детстве впервые услышал о бритве Оккама именно из этого рассказа. Если бы все в философии так захватывающе иллюстрировалось, наверное, захотелось бы стать философом.

Оценка : 9
«Мистер Костелло, герой»
–  [ 7 ]  +

Yazewa, 28 марта 2010 г. в 12:10

  Трудно понять, что бесит в этой истории больше: фигура манипулятора — или стадо, идущее у него на поводу. Автор специально «гипертрофирует» ситуацию; я думаю, как раз для того, чтобы вызвать подобные чувства у читателя!

Оценка : 7
«Медленная скульптура»
–  [ 7 ]  +

zmey-uj, 20 мая 2009 г. в 16:12

Написано очень сухо, похоже не на фантастический рассказ, а на документирование реального случая, надо сказать, странноватого: девушка впервые видит мужчину и тут же рассказывает ему о своей болезни, а он предлагает «что-нибудь придумать» и исцеляет ее. НФ-идея тоже не столь фантастична, сколь реалистична, хотя вокруг лечения рака и без того предостаточно теорий, а еще больше шарлатанов.

Интересны упоминания о бонсаи, а еще примечательнее рассуждения о том, что человечество не всегда готово бывает принять гениальные изобретения. Но в целом ничего особенного. Очарование рассказа для меня осталось «за кадром».

Оценка : 7
«Ракета Мяуса»
–  [ 7 ]  +

ozor, 19 февраля 2009 г. в 11:15

Знаковый рассказ для зари Золотого века американской фантастики. Из таких рассказов и появились впоследствии «Инопланетянин Ип» и другие фильмы о мягком контакте с пришельцами.

Оценка : 10
«Мистер Костелло, герой»
–  [ 7 ]  +

Saneshka, 18 июля 2008 г. в 20:26

Кошмар! Вот что стоило бы называть «хоррор». Демоны, зомби — детский лепет по сравнению с тем, на что способен человек, одержимый идеей, и толпа, не желающая думать самостоятельно.

Оценка : 9
«Таксидермист»
–  [ 6 ]  +

jolly-fellow, 26 октября 2017 г. в 21:01

Рассказ не понравился. Конечно вся фантастика построена на допущениях. Но если события происходят не в совсем не связанном с земным мире то эти допущения хотя бы как-то должны уживаться с реальностью. Автор пишет, что человек стал менять кожу как змея. Но любой, кто видел кожу, которую сбрасывает змея, или хотя бы не прогуливал уроки биологии в школе где об этом говорили, знает что змеи сбрасывают только очень тонкий верхний слой кожи, примерно как корочки после солнечных ожогов у людей. Из такой кожи невозможно делать сумки, перчатки или чучела. Чтобы сделать сумку из кожи, её нужно содрать полностью, до подкожного сала. А чтобы кожа отрастала и сбрасывалась каждые сутки требуется такое ускорение метаболизма человека, что главному герою пришлось бы съедать за день по 100 килограммов еды.

Моральный облик ГГ меня тоже потряс, когда я прочитал как он, наболтав по быстрому лекарство изменяющее генный код, силой привязывает свою любимую женщину к креслу и, без какой либо проверки, мажет её этой субстанцией, а когда она срабатывает то ещё колет ей другой препарат, который возвращает всё обратно. При этом она тоже считает что это совершенно нормально. Ну и конечно же не добавляет реализма идиот полицейский инспектор, следящий за ними, который, без каких либо сомнений, ужирается до потери сознания виски, которым его поит подозреваемый им в убийствах и расчленениях трупов человек. В общем лично у меня после прочтения сложилось мнение, что я только что прочитал какой-то абсурд, который сложно представить и в который невозможно поверить. Всё произведение написано автором в юмористическом стиле, но желания смеяться не вызвало.

Оценка : 1
«Искусники планеты Ксанаду»
–  [ 6 ]  +

tochinov, 15 июля 2017 г. в 10:08

Т. Старджон более знаменит не творчеством, а сформулированным им законом, -- даже те, кто произведения писателя не читал. о законе что-то слышали... Формулировок закона встречается много, одна из них такая: любая совокупность на десять процентов состоит из вещей годных, остальные девяносто -- дерьмо.

Если применить закон Старджона к его же библиографии, мне представляется, что рассказ «Кудесники....» в десять процентов не угодит.

Сюжет затерт до дыр. До зияюших сквозных прорех. Встречаются два мира (в лице своих представителей) живущие и развивающиеся согласно в корне различающимся принципам, и адепты модели-А обращают в свою веру адептов модели-Б...

Не только в книгах этот сюжет не нов, в жизни тоже. Есть у потомков обезьян такой врожденный дефект мировосприятия: если кто-то живет иначе, строит цивилизацию с иными базовыми принципами, -- значит, они живет неправильно, надо переубедить, не получится -- перевоспитать силой, и это не получится -- уничтожить... В результате стерто в пыль много цивилизаций, не отвечавших западно-европейским базовым ценностям. Надеюсь, агрессивные потомки обезьян никогда не полетят к звездам.

А в рассказе Старджона заставил улыбнуться и вспомнить о его законе один момент:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
представитель «неправильной» цивилизации начинает свой путь к перевоспитанию через дерьмо и и процесс избавления от него

Какие-то проблемы были у Старджона с этим делом...

Оценка : 5
«Взять в жёны Медузу»
–  [ 6 ]  +

vam-1970, 14 января 2017 г. в 17:55

Гениально написанный роман!Сюжет непревзойденный по замыслу.Одно слово -Классик! Притом классик в том понятии, когда и без фантастики классик.А фантастический сюжет только усиливает роман. Вторжение Разума(Медузы) на планету Земля, причем не с целью уничтожения, а с целью вовлечения во вселенский Разум-улей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В итоге человеческий разум преобразовался во всепланетный Разум и покорил Медузу.То есть взял её в жёны -а жена должна покоряться мужу!
Я думал -зачем такой заголовок непонятный? Всё пояснил финал.

Смелый взгляд в будущее человечества — мир без катастроф и уничтожения, тонкое и медленное развитие сюжета к финалу. Жаль, что никто не издаёт сейчас Автора. Читать -наслаждение!

Оценка : 10
«Трио на фоне бури»
–  [ 6 ]  +

stenny, 03 сентября 2016 г. в 11:33

Как всегда, на «штампы» и «штампованную экзотику» всегда бросаются, как на небывальщину. а на самые действительно странные, необычные и выдающиеся вещи не обращают внимания. ( Перед этим написала отзыв к Желязны «24 вида горы Фудзи кисти Хокусая»).

Прочитав примерно до 3/4 этого рассказа, или скорее новеллы, мне хотелось вопить: «Вот оно! То самое необычное и настоящее! Гениальная вещь!»

Дочитав до конца сидела под впечатлением, как оглоушенная.

Буря заявленная в названии не только является фоном, декорацией и иллюстрацией к нарастающим чувствам внутри героя.Буря — это, то, что нависает над всеми тремя героями книги. Та неизбежность, то непоправимое событие, или вернее, действие одного человека, которое разрушит жизнь сразу троих человек.

Причем тонкость в том, что событие, оно как бы приходит извне и не зависит от нас, а действие — это выбор и опрометчивый или необдуманный поступок человека.

Встретились трое — супружеская чета и «она» — прекрасная нарушительница покоя, «кружительница голов. Вечное Искушение.

В первый раз героя удержало то самое привычное, расхолаживающее дремотное состояние устоявшихся будней, которое не хочется нарушать и которое не допускает какого-либо вмешательства извне.

Счастливая пара, прямо как из первой половины фильма «Роковое влечение». Затем, случайно происходит вторая встреча и герой уже знает, что не сможет устоять перед своим безудержным желанием.

Самое забавное, что деталь, относящая этот рассказ к жанру «фантастики» совершенно незаметна на фоне разворачивающихся драматических событий. Мы словно бы находимся внутри головы главного героя и чувствуем все эмоции и переживания, обуревающие героя. Мы думаем его мыслями и мы видим складывающуюся ситуацию его взглядом.

А потом, небольшая «коррекция способностей» некими путешествующими пришельцами, и герой вдруг додумывает ту самую мысль, которая не дает ему покинуть устоявшийся круг семейного очага, немного дальше.

А правда ли то, что он видит и правдиво именно его вИдение ситуации?

Герой сначала отталкивается от одной небольшой детали — что происходило с его женой пока его «ремонтировали на космическом корабле»?

А затем, шаг за шагом вспоминает обычные семейные будни, своеобразную «супружескую верность и преданность» жены именно их семье и ему. А насколько в своих мыслях он был верен и предан ей? Физически он был верен, но мысленно и в своих желаниях — нет.

Самое главное, что вторая женщина тоже является лицом, от которого ничего не зависит. Она тоже отказалась от намерений, но ей пока ничего конкретного и не предлагали.Ее даже в «подруги» не запишешь, ибо разговаривали они мало.

И теперь герою предстоит сравнить и осмыслить почему инопланетяне так тщательно «собрали» и восстановили его прежнего, наряду с мотыльком, кузнечиком и цикадой, поврежденными взлетающим летательным средством пришельцев.

Почему они так ревностно оберегают политику невмешательства в чужую жизнь?

И тогда герой видит все , всю семейную жизнь к которой успел «крепко прирасти», в новом свете.

Оказывается, что герой не смог бы жить в соответствии с философией пришельцев, именно так, как жила и живет его законная жена. и вторая тоже не смогла бы.

И герой наконец-то принимает решение, которое было отложено, или «отсрочено» или даровано ему пришельцами.

Вместе с отъездом из зоны штормов и проливных дождей уходит и угроза семейной «бури».

Оценка : 10
«Когда ты улыбаешься»
–  [ 6 ]  +

miamortu, 20 августа 2016 г. в 16:27

Я не понял. Помните, как в «Большом» с Томом Хэнксом?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Я не понял, почему Генри из года в год собачкой таскался за протагонистом, несмотря на исходящий от того шум.

Я не понял, откуда у протагониста деньги на красивую жизнь с написания «статеек в воскресное приложение одной газеты». Кстати, откуда у него время и деньги, чтобы «подолгу звонить, носиться по стране, брать интервью у сотни людей» и «целыми неделями таскаться за похоронными процессиями и просиживать в моргах» ради материалов, идущих в стол, я тоже не понял.

Я не понял, как Генри умудрился растворить дикумарин в спиртном, а заодно, сколько же он жахнул этой дряни, чтобы протагонист гарантированно помер и его не смогли бы откачать.

Я не понял, почему протагонист не столкнулся ни с одним случаем, когда бы одного из телепатов-мокрушников поймала полиция.

Я не понял, откуда у протагониста, гордого труженика жёлтой прессы, доступ к «испытаниям нового лекарства, которое подавляет волю».

Не считая этого, идея игрушки в виде дома-трансформера и правда любопытна. Наверное.

Оценка : 4
«Борговля тутылками»
–  [ 6 ]  +

vam-1970, 15 марта 2016 г. в 16:12

Год написания -1941. Советую почитать — великолепная неожиданная концовка.Мастерство автора неоспоримо. Морали сего рассказа таковы: — не рой яму другому, сам попадешь в неё — так и случилось. И следуй инструкции на приобретенный продукт, иначе он перестает работать. Герой рассказа потерял дар, купленный в лавке. Дар видеть и общаться с призраками.

Оценка : 10
«Летающая тарелка одиночества»
–  [ 6 ]  +

olpo70, 07 декабря 2015 г. в 18:41

Изумительная история.История на мой взгляд о том что необходимо всегда верить и ждать.И всё плохое пройдет и одиночество пройдет.И рядом будет биться чьё-то сердце.

А как написана сама история.Люди,спецслужбы,пресса довели до отчаяния и самоубийства только за то,что человек знал что-то такое чего не знали они.Что ему было что-то дано свыше ,а им нет.Стремясь узнать то что им нельзя знать ,они готовы затравить человека.

Да и роль летающей тарелки в этом рассказе не совсем обычная.Такого контакта с НЛО я просто не ожидал.Да и по моему не НЛО это было вовсе,А какая-та,ну пусть божественная сущность или ангел,замаскированная под него.Которая соединила два одиноких сердца.

Оценка : 10
«Тайна планеты Артна»
–  [ 6 ]  +

romanpetr, 03 марта 2014 г. в 00:02

Довольно живенький рассказ в духе авантюрного Р.Шекли 50-ых с его приключениями о первых экипажах космических первопроходцев, встречающих и преодолевающих на их пути разные преграды. Земляне и марсиане столкнулись в соперничестве за выход из «топливного» кризиса — и те, и другие зависят друг от друга, но имеют зависимость от третьей стороны — планеты Артна. Марсиане физически сильны, не по годам умны, и соответственно подмяли землян под себя, но долго ли кому захочется пребывать под вторым номером и пользоваться льготами «странной свободы». Потому у землян Слимми и Белла осталась лишь природная смекалка, которой не грех воспользоваться и доказать, что не только силой можно управлять, но и кое-чем другим. Для 40-ых годов очень даже перспективное произведение у Старджона получилось...

Оценка : 9
«Может, ты все-таки начнешь ходить?»
–  [ 6 ]  +

Aryan, 25 февраля 2014 г. в 19:16

Интересная психологическая зарисовка, вначале притворяющаяся ужастиком (кто и зачем усыпил Джо и что с ним случится?), потом научной фантастикой (любовно выписанная лаборатория, гаджеты и потрясающий прибор, способный создать уверенность в себе там, где ее нет, и заставить всех прислушиваться к мнению человека, который сам себя и то убедить нормально не способен).

А потом следует традиционный для фокусника Старджона элегантный взмах руки — и все выворачивается наизнанку и объясняется блестящим психологическим трюком, без малейшей фантастики.

С середины финал рассказа (для читавших Старджона) уже абсолютно предсказуем. Но главное, как всегда, не интрига, а превосходное исследование характера и создающих его обстоятельств — и замечательные психологические зарисовки практически всех действующих лиц.

Оценка : 7
«Это был не сизигий»
–  [ 6 ]  +

romanpetr, 05 февраля 2014 г. в 00:37

Интересное произведение Теодора Старджона пропитано от начала до конца мистической вуалью и держит в неведении читателя до самого конца, когда открывается главная и страшная тайна.Автор довольно неожиданно выдвигает возможность существования реального мира сознания — эдакого параллельного мира несбыточных желаний, где обитают эталоны наших сокровенных мечтаний, и который иногда может ,приоткрываясь, пересекаться с реальным миром. Но гораздо оригинальней идет описание главного героя Лео, который встречает свой идеал предела мечтаний Глорию, и начинает понимать ирреальность всей ситуации. В результате нужно идти до конца, чтобы разузнать всю подноготную сложившегося положения, ибо странностей вторгшихся в личную жизнь главного героя становится более, чем предостаточно...

Очень необыкновенное психологическое произведение, заставляющее гадать и думать от первой и до последней страницы...

Оценка : 8
«Скальпель Оккама»
–  [ 6 ]  +

gorvzavodru, 11 февраля 2013 г. в 22:11

Вспомнил. Давным давно читал.

Как вспоминаю — в то время весьма понравилось.

А как перечитал — так и не очень.

Получается, приемника главы корпорации «развели» с целью защиты окружающей среды.

А потом сами испугались своего варианта «придумки».

Хотя, в целом, идея интересная.

Оценка : 6
«Искусники планеты Ксанаду»
–  [ 6 ]  +

leon.kl, 27 января 2013 г. в 20:46

Я это читал ещё в детстве. А сейчас почему-то вспомнил и перечитал. Да, изменить ЧЕЛОВЕКА не возможно без вмешательства чего-либо. Пояса, например. Сам человек этого не захочет добровольно. Мне эта сказка немного ассоциируется со вторым пришествием Христа. Т.е. с тем, что должно будет произойти с людьми. Все люди изменятся тогда, независимо, хотят они этого или нет. По библии все возлюбят друг друга и заживут долго и счастливо в полной гармонии. И ничто извне не сможет эту гармонию нарушить. Ну, как-то так. Вот может и автор это имел ввиду. Хотя в процессе эволюции возможно всё что угодно. Вот нас учили в школе что есть шесть общественно — экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодализм, капитализм, социализм и коммунизм, как высшая ступень. Сегодня уже получается, что коммунисты ошибались и две последние — вообще тупиковые. А ведь человечество продолжает развиваться. И кто знает, сколько ещё будет разновидностей общественно экономических формаций. Может через 1000 лет в школе на уроке истории период от 5000 лет до н.э. по настоящее время будет называтья -рабовладельческий строй в разных формах его проявления. А в одном автор угодил в точку. Самое ценное для человека, это свобода.

Оценка : 9
«Удивительный моряк»
–  [ 6 ]  +

Aryan, 27 июля 2012 г. в 16:49

Я давно и нежно люблю этот рассказ. Не за какие-то необыкновенные литературные достоинства, которых, в общем-то, нет. И не за полет мысли фантаста — рассказ из ранних, когда автор еще плавал на торговых судах и писал 5-долларовые скетчи для газетной колонки.

Люблю за виртуозное умение Старджона сконцентрировать полноценную повесть или даже небольшой роман в 5-6 страниц. Сохранив при этом всю эмоциональную сложность, мелкие оттенки чувств, показав одним смешным жестом целую гамму переживаний.

Богатая и своевольная девушка «с золотым сердцем», которая волей родственников вынуждена отправиться в необычное морское путешествие — но не на фамильной яхте, а на обычном рабочем сухогрузе. Странный матрос с выводящей из себя привычкой обескураживать ее по любому поводу. Конфликт, ссора, задетое самолюбие, бессонные ночи — и желание во что бы то ни стало доказать «этому наглецу».... Хеппи-энд с (предсказуемо) неожиданным финалом.

Приходилось видеть 200-страничные любовные романы, в которых, по-сравнению с этой маленькой вещицей, было на 190 страниц больше — и куда меньше лирики, смысла и доброго ехидства.

Оценка : 8
«Ракета Мяуса»
–  [ 6 ]  +

Aryan, 17 октября 2011 г. в 13:05

Никак не пойму — тот ли я рассказ читала, что и все остальные? Глубоко добрый, как практически все вещи Старджона. и глубоко печальный, что тоже ему очень свойственно. Прибившееся к людям мурлычащее инопланетное существо, чудесные штучки, которые людям так хочется понять и использовать —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и внезапное трезвое осознание, что это существо — маленький ребенок и что для своей семьи — ребенок потерян безвозвратно, более того, что он медленно умирает.

Неожиданная развязка и финал, полный грустного бессилия.

Оценка : 10
«Больше, чем человек»
–  [ 6 ]  +

alex1970, 18 сентября 2011 г. в 20:15

Очень неоднозначный и необычный роман. Несмотря на экспериментальность, интересный и сейчас.

Повествование позволяет множественность трактовок.

Герои выписаны хорошо, хотя они и не те, кем могут показаться поначалу.

Книга, которую можно перечитывать много раз, всякий раз встречая нечто необычное

Оценка : 8
«Когда любишь…»
–  [ 6 ]  +

Aryan, 31 августа 2011 г. в 21:53

Классический Старджон — о любви, которая свирепа и неостановима в своей нежности и сминает на своем пути даже смерть. О выборе и о том, кто выбирает. Необыкновенное сочетание страсти и прагматизма. И — как всегда у Старджона — все это написано мазками солнца и тени, полузаконченными фразами и отведенными взглядами...

Концовка — как всплеск холодной волны в лицо — заставляет вздрогнуть и задуматься, чтобы потом тряхнуть головой и просто улыбнуться.

Оценка : 10
«Когда ты улыбаешься»
–  [ 6 ]  +

alex1970, 27 августа 2011 г. в 22:22

Прекрасная повесть о человеке, который считал себя избранным и ... оказался таковым, только несколько не в том качестве, в котором полагал.

Сначала идет просто рассказ о неприятном человеке, потом конспирологический триллер, а затем блестящий финал.

Отлично написанное произведение

Оценка : 9
«Быстрый, как молния, гладкий, как шёлк»
–  [ 6 ]  +

glupec, 03 ноября 2009 г. в 14:10

Шикарное начало, напоминающее изысканную прозу Сологуба и прочих мастеров Серебряного века (иногда, впрочем, СЛИШКОМ изысканную — это касается и данного рассказа тоже);

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о Барбаре, кстати, читать гораздо интереснее, чем о Рите — какие-то даже толкиновские нотки в описании её внутреннего мира проскальзывают... А Рита — что Рита? вот та самая... ЧРЕЗМЕРНАЯ... изысканность...

И — такой банальный финал...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему Дел остался с Барбарой? Я бы понял, если бы он бросил её. Даже поняв, что это она была с ним в ту ночь. Такие люди, как он — легко клюющие на приманку всяких там Рит — во-первых, недостойны любви, а во-вторых, не могут ее оценить в силу своей природной... эээ... неразумности и нечувствительности. И вот ТАКОЙ человек в итоге «сделал правильный выбор»? Извините меня...

И ещё — Барбара, по идее, должна была бы остаться одна. Люди, подобные ей, обречены на одиночество. Моральную победу она уже одержала — чего более-то? И было бы грустно, но зато «идейно»...

А что имеем в итоге вместо этого?

Хеппи-энд по всем статьям, все
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(кроме единорога)
пляшут и поют... «Ужос-ужос-ужос», короче...

Не будь этого, совершенно провального, финала — поставил бы все 8 баллов.

Оценка : 7
«Бог микрокосмоса»
–  [ 6 ]  +

sanchezzzz, 01 августа 2009 г. в 07:39

Мне рассказ не понравился. Вышел он какой-то рваный, с плохим текстом (я далёк от мысли, что «виноват» перевод Ф. Мендельсона), с плохо различимой идеей, но с чётко расставленными акцентами: вот плохой и жестокий банкир, вот хороший и наивный учёный. Мне такое не по вкусу. Вообще, сложилось впечатление, что это рассказ-набросок для чего-то большего, вроде конспекта с основными тезисами. Характеры, личности героев не раскрываются, сюжет описывается бегом, на каждое действие – буквально несколько строчек, на каждую сцену – несколько абзацев. Грандиозный эксперимент учёного Киддера описывается так скоро, так поверхностно, так мимоходом, что лично мне абсолютно не верится не то что в его благоприятный исход, но даже и вообще в закономерную конечность какого-то итога, результата. Читал и твердил себе: этого не может произойти (…так быстро). Но только из этого научного эксперимента можно было вычленить автору что-то интересное для читателя, однако же Старджон сделал акцент на противостоянии банкира и учёного, итог которого ясен с первого намёка на это.

Вполне возможно, что на восприятие влияет дата написания рассказа: не перманентно, мол, ага, 1941-й год, ну тогда яможно и не ждать от этого рассказа каких-то оригинальных, свежих идей; наоборот, только после прочтения говоришь себе: «наверное, дата написания сего – 30-40-е годы, очень похоже…». В целом же, не глубокое произведение, с карикатурными, шаблонными не героями даже, но персонажами. Перечитывать не потянет.

Оценка : 6
«Шрамы»
–  [ 6 ]  +

LeMax, 21 июля 2009 г. в 15:13

Великолепная зарисовка на тему отношений мужчин и женщин и их взаимного восприятия друг друга. Истинная мотивация поступков мужчин скрыта от противоположного пола, так же как и женская логика навсегда останется «тайной за семью печатями» для сильной половины рода человеческого...

К сожалению, сложилось впечатление, что авторы других отзывов не правильно поняли концовку этого рассказа, оттого и недооценили его.

Оценка : 10
«Скальпель Оккама»
–  [ 6 ]  +

hattifnatt, 14 июля 2008 г. в 11:52

Прочитав впервые этот рассказ, я попросту испугался. Меня почему-то поразила не столько сама возможность переделки Земли враждебными пришельцами, сколько сама возможность выдать всё. что угодно, за всё, что хочешь. Такой вот чёрный пиар!

Оценка : 9
«Больше, чем человек»
–  [ 5 ]  +

scafandr, 10 января 2024 г. в 16:16

Все книги я читаю в порядке покупки. Когда дошла очередь до «Больше, чем люди», я держал в руках книгу и гадал, по какой причине я ее купил, потому что совсем не помнил мотивацию. Скорее всего, кто-то на каком-то перед выходом книги в октябре 2017 года радостно сообщил о хорошей новости, пошло обсуждение, и я поддался искушению. Тем более, что тема супергеройства на уровне 50-х годов прошлого века века интригует.

Супермен, правда, появился раньше, в 1938 году. А Теодор Старджон углубился не в развлекательную тему, а в глубоко внутреннюю, психологическую. В маленькой книге спрятаны 3 истории, которые являются как бы продолжением друг друга. Первая книга мне, наверное, понравилась и запомнилась больше всего. Сначала автор нам рассказывает о казалось бы о совсем не связанных друг с другом людях, точнее даже детях. Какой-то нищенствующий босяк пробирается в имение затворника, который содержит под замком двух своих дочерей. Происходит потасовка, в результате которой 2 человека погибают... В общем, довольно классическая ситуация, в которой ничего не понятно, но очень интересно.

А потом судьбы разных людей начинают переплетаться, формируя, кто бы мог подумать, некий единый разум. Один — это тело, второй — ноги, третий руки, четвертый — голова. По отдельности они обычные изгои, а вместе это суперсила космического уровня. В романе показан процесс становления сверхразума, взаимоотношение с обычными людьми, психология сверхчеловека.

И где-то после 50-ой страницы я стал думать, что роман стал уходить куда-то не туда. Совсем не этого я ожидал от него. Возможно, для 50-х годов это и был прорыв мысли, но сейчас мне было сложно понять, что автор закладывал в свое произведение. Наверное, иногда так люди и смотрят арт хаусное кино. Мол, это же гений, а кому не понятно, тот может смело переключать на КВН.

Идея Старджона напомнила мне японский мультфильм Вольтрон, в котором люди сначала садились в боевые машины и старались победить зло. А когда становилось трудно, машины соединялись в одного огромного робота, который уж точно мог уложить врага на лопатки. Для меня это сверхчеловек — это некий Вольтрон, только без физического соединения. В самом конце книги был интересный момент, когда зарвавшейся голове Вольтрона напоминают об истоках, что люди — не биомусор и к ним иногда нужно прислушиваться. Интересный момент.

Возможно мне не хватало какой-то методички о том, как читать книгу. На что или кого она повлияла, какие интересные секреты в ней зашифрованы. Я попытался поискать какие-то аналитические статьи, но ничего не нашел. Поэтому остается лишь верить тем рецензентам, которые ставят роману десятки, что это действительно эпохальное фантастическое произведение, которое почему-то читалось мне скучно. Хоть и слог у Старджона приятный, владеет текстом он хорошо.

«Больше, чем люди» — действительно о сверхлюдях, их понимании мира, их философии и отношении к людям. Но зачем я купил книгу. я так и не понял.

Оценка : 5
«Взять в жёны Медузу»
–  [ 5 ]  +

Нортон Коммандер, 19 ноября 2023 г. в 22:01

Роман «Брак с Медузой» построен оригинально. Главным образом, это история нищего бродяги Гарлика, который случайно становится симбионтом инопланетного сверхразумного существа, цель которого — захватить человечество, сделать его частью себя. Для этого сверхсознания, Медузы, разумные существа и даже целые цивилизации становятся составными частями, клетками, нейронами.

Главы о происходящим с Гарликом чередуются с главами о других самых разных людях, и до определённого момента непонятно, какое отношение они все имеют к этой истории. На самом деле все эти персонажи — личности, индивидуальности — служат примером, образцом всех нас, людей, составляющих человечество. Масштабы этой истории таковы, что в конечном счёте героев тут совсем немного — это Медуза и Человечество, ну и, конечно, Гарлик, оказавшийся между этих двух огней.

Необычен и стиль романа. Поначалу кажется, что читаешь ироничную прозу, почти юмористическую; но в самые неожиданные моменты вдруг сталкиваешься с трагическими, кровавыми эпизодами, получаешь эмоциональную встряску.

За концовку плюс балл к оценке.

Оценка : 9
«Взять в жёны Медузу»
–  [ 5 ]  +

god54, 18 декабря 2022 г. в 10:01

Первое, что понравилось в этом произведении, так это текст. Легко читается, мгновенно понимается, красота обвалакивает и поглощает, навевает галлюцинации происходящих событий практически реальные, осязательные... и ты растворяешься в потоке букв, слов, фраз, предложений, абзацев, глав... сюжета.

Второе, это идея, оригинальная, необычная, спорная: что есть я, что есть мы, что лучше... но, я как читатель, против, я хочу быть не такой, как все, я хочу быть индивидуальностью. Будем спорить? Будем!

В целом, интересно, сложно, противоречиво. Но, наверное, в этом и есть смысл фантастики: заставить человека думать. Читайте, я уже прочитал.

Оценка : 10
«Громы и розы»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 14 октября 2021 г. в 22:41

Весьма нестандартный взгляд на ядерный апокалипсис. Мы привыкли к тем западным авторам, которые буквально прославляют ядерные войны, смакуя чудовищные разрушения и массовую гибель населения. При этом делается упор на тот факт, что «стороны обменялись ракетными ударами». Так сказать, в долгу друг перед другом не остались. А вот автор данного рассказа исповедует иную мораль, которая напоминает мне библейскую мудрость: «Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую — пусть твой враг почувствует себя изувером». Героиня рассказа, поп-дива Стар Антим, совершает турне по просторам погибшей Америки, пропагандируя свою идею «не отвечать ударом на удар». Дескать, надо дать миру шанс на выживание (при ответном ударе его почти точно уже не будет). Как окажется в итоге, ее вояж куда важней по своим целям, чем обычная пропаганда, и значительно шире, чем моральная поддержка проигравшей нации. Дело в том, что последняя база, куда она прибыла, хранит в себе один важный секрет, который может повернуть вспять исход начавшейся войны.

Несмотря на целую кучу условностей (неожиданный удар, уничтоживший всё правительство США, массовое помешательство в армии, отравленный радиацией воздух), повествование просто потрясает натурализмом разыгравшейся драмы мирового масштаба. Характеры основных пероснажей (их всего три) нарисованы полно и убедительно, а их поступки мотивированы и оправданы ситуативно. Не возникает чувства искусственности, вымышленности происходящего — так уже происходило в истории (гибель Хараппы и империи инков) и потому вполне могло повториться еще раз. Просто удивительно, что такой сильный антивоенный памфлет написал американец, гражданин той страны, которая не без оснований считает себя «мировым жандармом». Не грех будет кое-кому из нынешних «ястребов войны» перечитать эти строки, чтобы задуматься над своими убеждениями, подобно сержанту Питу Маузеру.

----------------

РЕЗЮМЕ: антивоенный памфлет, ставящий под вопрос необходимость ответного ядерного удара. Действительно — стоит ли губить весь мир только из-за того, что судьба оказалась неблагосклонной только к тебе одному?

Оценка : 8
«Скальпель Оккама»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 01 мая 2021 г. в 21:29

Жаль, что это не Фантастика. Правда, искренне жаль. Ибо задумка — просто великолепна, без каких-либо преувеличений.

Специфика Жанра сознательно использована в качестве «альтернативы здравому смыслу», и это более чем грустно. Да, конечно же, зелёные человечки и порталы в иные миры — по крайней мере пока — всего лишь «фигура речи», элемент свойства филологического, а не научного. Да что там с наукой, и к фактологии обычной оные фигуры прямого касательства не имеют. Увы. Бездоказательно пока что. Увлекательно, головокружительно, адреналиноплодно — не более того.

Но Интрига — то в рассказе ЕСТЬ. Вне всяких сомнений. И — тогда: ну, что стоило автору не срывать так грубо и почти что непристойно «покров тайны», а оставить — помимо сухой вероятностной гипотезы — некие более ощутимые аспекты фантастичности происходящего. Вот это было бы ЧТИВО. Но — имеем то, что имеем

Оценка : 6
«Ракета Мяуса»
–  [ 5 ]  +

god54, 01 апреля 2020 г. в 19:07

Бывает же такое, когда совсем не ждешь, а невероятное стоит за углом, просто ждёт тебя. Великолепный рассказ. В котором великолепно сочетается авторский текст и сюжет с мастерством переводчика, которая сумела передать все нюансы задумки автора. Рассказ не просто увлекает, он заставляет видеть происходящее. Не зря впоследствие появился киносценарий по этому рассказу. Самое главное, что произведение доброе, просто доброе, без всяких кровавых сцен, злых бандитов, сумасшедших учёных. Нет, такие вещи должны обязательно в коллекции. Рекомендую всем!

Оценка : 10
«Больше, чем человек»
–  [ 5 ]  +

volodihin, 13 мая 2019 г. в 20:49

Из этой вещи Старджона растут ноги многих идей и книг, ставших классикой фантастики. Наверное, в люденах Стругацких есть своя «старджонинка», выведенная на иной уровень, — уж больно быстро детишки-мутанты учатся жить по-своему и перестраивать под себя мир...

Старджон — превосходный стилист, сильный писатель, и эта его вещь не напрасно получила широчайшую известность. Да-да.

Но... вот какая штука: когда массовая культура подбрасывает суперменов всех мастей людям, которые отчаялись устроить свою жизнь ярко, интересно, богато без всяких суперспособностей, и те кайфуют, это вызывает у интеллектуалов улыбочку превосходство: «Жуй, пипл!» А вот когда в мир приходят дети-мутанты Старджона, людены, разного рода Homo Super, у которых что-то там сигнальное растормозили, и социальная эволюция, уступив место психологической или психофизиологической, ведет общество «из тупика», то тут, вроде бы, всё серьезно... Но если вдуматься: ведь такого рода персонажи -- своего рода супермены-для-интеллектуалов, которые устали и отчаялись творчеством своим, да и просто честным трудом хоть что-то подправить в нашем мире к лучшему. Отсюда мечтания: вот придет человеку устаревшему на смену некая суперская просветленная разновидность человека нового, мутанта (черта из пробирки, как остроумно показал Андрей Столяров), психократа и т.д. и т.п., и дела пойдут на лад. Ну, или просто нас уберут с дороги, как ненужный хлам, мешающий наступить заре нового просветленного мира. И станет хорошо.

Сладостные мечтания: вот приедет барин...

Собственно, при всем великолепии Старджона, которому эпигоны в подметки не годятся.

Оценка : 7
«Борговля тутылками»
–  [ 5 ]  +

Грант, 15 марта 2019 г. в 08:28

Влейте в бутылку одну треть бодрой выдумки Генри Каттнера и добавьте совсем чуть-чуть мозголомной изобретательности Роберта Шекли. Дайте постоять полминутки, спрысните ехидной ухмылочкой Уильяма Тенна. Смешайте, но не взбалтывайте — полученная смесь может шибануть прямиком в мозг. И...

..а это точно Старджон? Ах да, шикарный мрачный финал не оставляет никаких сомнений.

Вот это рассказчик, ребята. Вот это называется — маэстро.

Оценка : 7
«Умри, маэстро!»
–  [ 5 ]  +

wowan, 20 мая 2018 г. в 23:09

Тут говорилось, что, мол, рассказ не фантастический, но Старджон почему-то поместил его во вполне себе фантастический сборник E Pluribus Unicorn. Автору, как говорится, виднее, к тому же дальше в сборнике можно обнаружить такой же не фантастический рассказ «Шрамы». Да и «Летающая тарелка одиночества», по большому счету, вовсе не о летающих тарелках...

Иными словами, перед нами настоящая литература -- литература о ЛЮДЯХ, а все остальное -- просто декорации.

Рассказу, давшему название сборнику, повезло. Он переведен настоящим мастером слова -- писателем Александром Мирером. Дело даже не в том, что не в том, что переводчик профессионально разобрался в музыкальной терминологии, хотя это, по большому счету, та же декорация, театральный задник, на фоне которого пылают человеческие страсти. Дело в том, что каждому слову перевода -- веришь, а значит, веришь и автору, который хотел поделиться с нами своими мыслями, своими тревогами и жаром своего сердца.

Оценка-- 10. Лучший рассказ в сборнике, на мой взгляд.

Оценка : 10

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8 



⇑ Наверх