Эдгар Аллан По отзывы

Все отзывы на произведения Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1290

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»

«Философия творчества»
–  [ 6 ]  +

Доктор Вова, 19 января 2011 г. в 06:49

Отличный образец профессионализма от Великого Мастера! Своеобразная Азбука для желающих Научиться! А вот научиться чему? Автор пишет о написании стихов, но мне кажется, что вместо стихов можно поставить любую сферу деятельности. Есть- ремесло и есть- Творчество!

Ремеслу можно обучить, а Творчество должно иметь под собой (помимо желания научиться) еще и Талант! К сожалению, в наше время даже ремесленников не так много, чего уж говорить о Мастерах! Тем не менее, это эссе очень нужное и должно читаться всеми, кто Хочет Учиться! Для того, чтобы стать (по меньшей мере) хорошим специалистом!

Читал и перечитывал неоднократно, но не для того, чтобы научиться самому писать стихи, а прежде всего для того, чтобы постараться научиться правильно планировать и анализировать. Могу сказать только, что однозначно нашел для себя несколько очень нужных и важных деталей и нюансов, которые помогали уже и будут (надеюсь) помогать в будущем!

Спасибо, Автор!

Оценка : 9
«Очки»
–  [ 6 ]  +

AlisterOrm, 25 ноября 2010 г. в 23:05

Был у меня друг, который долго отказывался надевать очки — до тех пор, пока чуть не встретился лбом с дорожным указателем...

Смешное и поучительно произведение для юных снобов, которые гордо отказываются от очков, предпочитая всё видеть в тумане, лишь бы не носить две линзы на носу. Вот и главного героя это несколько подвело — сослепу едва не женился на собственной прабабке. Настолько актуального лично для меня рассказа не читал давно...

Оценка : 9
«Надувательство как точная наука»
–  [ 6 ]  +

AlisterOrm, 25 ноября 2010 г. в 23:00

Ёмкое и информативное описание самых разных видов мошенничества — прямо таки учебник для юного Бендера. Вряд ли его можно считать рассказом — скорее, эссе, а не литературное произведение.

Оценка : 7
«Золотой жук»
–  [ 6 ]  +

AlisterOrm, 25 ноября 2010 г. в 22:56

Яркий и интересный рассказ о поисках сокровищ на необитаемом острове при помощи необычного золотого жука. Дополнительный интерес рассказу добавляет пиратская грамота с зашифрованным посланием, и его раскодированием — по настоящему увлекательно поданным. По стилю напоминает романы Стивенсона и Верна, и, видимо, он оказал немалое влияние на этих классиков мировой литературы. Увлекательное остроумное произведение, чуточку ироничное — вполне достойное включения в школьную программу.

Оценка : 8
«Чёрный кот»
–  [ 6 ]  +

alex1970, 14 ноября 2010 г. в 00:36

Классический рассказ, один из определивших пути развития литературы ужасов. Неоднократно экранизировался.

История некогда приличного человека, допивающегося до ручки и очень быстро деградирует. Сначала он убил любимого кота Плутона, а затем и жену. Но кот сумел отомстить.

Прекрасное произведение.

Оценка : 10
«Поместье Арнгейм»
–  [ 6 ]  +

Вертер де Гёте, 09 октября 2010 г. в 12:46

«Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают.» © Андре Боннар

Поэт Эллисон (поэт по духу, а не по форме) получает в наследстве колоссальное состояние и тратит его на создание совершенного сада... Если воспринимать рассказ буквально, то он может вызвать недоумение и скуку — слишком уж утомительны и статичны описания красот поместья Арнгейм. Я же уверен, что в этом произведении Эдгар По в метафорической форме раскрывает свои философские взгляды, свои идеалы. Поместье суть «земной Эдем», прекрасный мир, который, уподобившись Творцу, способен создать на Земле человек Будущего. Олицетворением этого человека является Эллисон (фактически, «сверхчеловек» с точки зрения По) — умный, творческий, благородный, совершенный душой и телом, руководствующийся в жизни 4 основными принципами — здоровье (через физические упражнения на свежем воздухе), любовь, отсутствие честолюбия и возвышенная цель. По сути, в рассказе Эдгар По излагает свою систему нравственного и физического совершенствования, свою собственную «йогу», если угодно.

Эдгар По неоднократно возвращался к рассказу: переписал первоначальный вариант, а затем написал ещё «дополнение» — «Коттедж Лэндора». Это доказывает, что автор придавал рассказу большее значение.

Оценка : 7
«Маска Красной смерти»
–  [ 6 ]  +

Shoni Mei, 05 июля 2010 г. в 22:24

Пир во время чумы... Не счесть сколько уже написанно произведений и нарисованно картин на данную тематику. И всё же По приносит что-то своё. Я думаю для того времени автор был весьма актуален. Нагнетание атмосферы ужаса и трагизма выходит из его пера бесподобными. Хотя для современного человека, воспитывающегося на более страшных и жутких образцах искусства, этот рассказ, конечно, может показаться слабоватым.

Оценка : 7
«Ворон»
–  [ 6 ]  +

Пирит, 04 апреля 2010 г. в 21:32

На мой взгляд, самое потрясающее стихотворение Западной литературы. Правда, не у всех получился хороший его перевод.

Оценка : 10
«Убийство на улице Морг»
–  [ 6 ]  +

sham, 13 марта 2010 г. в 09:48

Ну вот я и нашел произведение у Э. По, которое прочитал с удовольствием, не отрываясь. Классический детектив, вспомнился Шерлок Холмс. Конечно же рассказ перегружен фирменным авторским насилием: со смаком описанно убийство. Думаю до недавнего времени рассказ производил сильное впечатление. Самую высокую оценку не поставил из-за финала, ибо мое мнение таково, что детектив должен писаться так, чтобы у читателя появлялася шанс угадать кто убийца. Здесь же такого нет, и ответ на этот вопрос настолько экзотично-неправдоподобен, что за это я и снял 1 балл.

Оценка : 9
«Ты еси муж, сотворивый сие»
–  [ 6 ]  +

ii00429935, 28 ноября 2009 г. в 15:55

Отец детективного жанра Эдгар По, оказывается, писал криминальные истории, и не связанные с образом Огюста Дюпена. На самом деле в расследовании этого преступления сыщик экстра-класса и не нужен. Все, как говорится, шито белыми нитками: подозреваемых в убийстве раз, два и обчелся, а кто на самом деле порешил богатого дядюшку, по-моему, понятно с самого начала. Рассказ стоит разок прочитать ради финала с разоблачением убийцы, эффектно-театрального, в духе «Вильяма нашего Шекспира» (см. пьесы «Гамлет», «Ричард Третий», «Макбет»).

Оценка : 6
«Очки»
–  [ 6 ]  +

ii00429935, 25 ноября 2009 г. в 16:22

Еще один случай познакомиться с По-юмористом. Рассказ написан легко и довольно изящно, правда, сюжет слишком надуманный. Вот хотя бы исходная ситуация: герой случайно видит в театре неизвестную красавицу и так страстно влюбляется, что тут же и под венец готов идти (не интрижку мимолетную завести, а именно жениться). По-моему, даже для 19 века слишком неправдоподобно. А когда герой-рассказчик говорит, что очень близорук, но очки носить стесняется, к чему он придет в финале, в принципе уже понятно. Впрочем, если не быть слишком требовательным и воспринимать «Очки» просто как анекдот, фарс и водевиль, почитать рассказ вполне можно. Влюбился же в оперетте «Летучая мышь» герой в собственную жену, встретив ее на балу в легкой полумаске. Вроде бы полный бред, но таковы законы жанра.

Оценка : 7
«Вильям Вильсон»
–  [ 6 ]  +

ii00429935, 21 ноября 2009 г. в 14:49

Едва ли не в каждом рассказе По можно найти интересные идеи и образы, но, к сожалению, частенько тяжеловесная манера изложения мешает их восприятию. Таким мне показался и «Вильям Вильсон»: многословно, пафосно и предсказуемо. В ситуацию, когда герой понимает, что он подлец и рассказывает читателям о своей гнусности, в принципе поверить можно. Проблема в том, что о своей жизни Вильсон говорит в основном намеками, а самый большой его грех, о котором рассказано подробно, — уличен в шулерстве за карточным столом. Увы, прошли те времена, когда люди стрелялись из-за карточных долгов, а без этого понять терзания героя сложно. В то же время тема двойника, использованная По в этом рассказе, достаточно интересная. Примерно в те же годы Лермонтов пишет пьесу «Маскарад». Явная аналогия: Неизвестный разрушает жизнь Арбенина, а у Эдгара По Вильяма Вильсона преследует его полный тезка. Потом уже эту тему развивали и Достоевский, и Стивенсон («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»).

Оценка : 6
«Морелла»
–  [ 6 ]  +

sham, 16 ноября 2009 г. в 13:26

Рассказ «Береника» порадовал больше... здесь как-то все вымученно... пол рассказа с упоением неторопливо ведется мысль каких философов они изучали, а потом — все полетело очень быстро и как-то страха не вызывало... екдинственное что было любопытно — методы воспитания отцом дочери... 10 лет без имени... очередная семья психов глазами Э. По...

Оценка : 6
«Знаменитость»
–  [ 6 ]  +

ii00429935, 15 ноября 2009 г. в 16:24

Рассказ не относится к шедеврам Эдгара По, но хотя бы одного, ознакомительного прочтения вполне заслуживает. Любопытно, что уже в 1835-м писатель выразил один из законов современного шоу-бизнеса. Выделиться любой ценой, лучше даже не умом и талантом, а хотя бы и патологией. Не случайно в финале главной «звездой» светского общества становится некий курфюрст, у которого после дуэли носа нет вообще.

Оценка : 7
«Свидание»
–  [ 6 ]  +

sham, 12 ноября 2009 г. в 15:42

Рассказ не понравился совершенно: ни сцена спасения ребенка, ни последующее свидание, с обсуждением шедевров искусства. Финал вообще вызвал недоумение. перечитал дважды так и не уловил суть интриги. Не понравилось!

Оценка : 5
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 6 ]  +

georgkorg, 01 января 2009 г. в 20:33

На мой взгляд это одно из лучших произведений По, стоящее совершенно особняком от всего его остального творчества. Здесь своя поэтика, свой стиль изложения. При определённой скупости художественных приёмов По удаётся достичь максимального погружения читателя в происходящее. Да и эти «скупость» по своему очень красива.

Оценка : 10
«Рукопись, найденная в бутылке»
–  [ 6 ]  +

Sanny, 25 ноября 2008 г. в 23:05

Незаконченность рассказа кажется привычной для По. Неожиданное прекращение бурного действия неоднократно встречаются в его произведениях. Но при ближайшем рассмотрении, в рассказе присутствует определенное движение, цель и логическое завершение. Рассказ завершен... Для нас...

Оценка : 7
«Золотой жук»
–  [ 6 ]  +

Sanny, 23 ноября 2008 г. в 00:38

Дорога ложка к обеду. Этот рассказ пришелся очень кстати. Попался он мне, как и многим, в списке литературы на лето. Казалось бы, банально и не интересно. Однако именно с «Золотого жука» для меня начался Эдгар По. Под влиянием рассказа провела целый месяц за составлением разнообразных шрифтов и секретных языков.

Оценка : 8
«Убийство на улице Морг»
–  [ 6 ]  +

LENA56, 14 мая 2008 г. в 16:29

Малюсенький рассказик — родоночальник детектива. А месье Дюпен — дедушка всех великих сыщиков — Шерлока Холмса, комиссара Мегре, Глеба Жеглова...

Между прочим, после прочтения этого рассказа, считала название улицы и заведение, где хранят мертвецов одним тем же!:-) Правда, это было очень давно.

Оценка : 10
«Бочонок Амонтильядо»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 05 марта 2008 г. в 22:25

    Еще один из рассказов По, где главный герой спокойно, обыденно, в деловом тоне описывает совершенные им ужасные поступки.

    Да, надо присматриваться к гербам и девизам... многих неприятностей можно было бы избежать...

И сразу вспоминаются рассказы Брэдбери: эта история использовалась им с успехом!

Оценка : 9
«Правда о том, что случилось с мсье Вальдемаром»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 05 марта 2008 г. в 22:11

   Людям с хорошим воображением, безусловно, чтение такого рассказа не доставит эстетического удовольствия... %-\

   Однако, нельзя не отметить, что автор добился того, чего (я думаю) хотел: реалистичности описанного опыта. Стилистика рассказа, подробности описаний, эмоциональная окраска — все это чрезвычайно правдоподобно! И поскольку По серьезно интересовался месмеризмом, такая история должна была привлечь внимание к проблеме, как к таковой.

Оценка : 8
«Береника»
–  [ 6 ]  +

aznats, 28 февраля 2008 г. в 01:45

По эмоциям, которые вызывает, рассказ просто кошмарный! Такой ужас в чистом виде. Ужас перед непонятным и непредсказуемым. Только в этом рассказе непонятность и непредсказуемость носят не мистический характер, а связаны с тяжелыми психическими заболеваниями героев, и от этого все гораздо страшнее..

Оценка : 6
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 6 ]  +

duke, 11 декабря 2007 г. в 03:58

Если бы мне довелось встретиться с этой книжкой в юности, меня было бы за уши не оттащить! А сейчас воспринимается, конечно, немного по-другому. Да и отвык я уже от художественной литературы, в которой совсем нет диалогов. Не хватало мне их при чтении. Хотя должен признать, что По пишет настолько хорошо, что даже при таком «описательном» повествовании полное погружение в происходящее гарантировано, так что может я излишне придираюсь.

Достоинств произведения не счесть и не случайно столько писателей пытались писать продолжение этой незаконченной истории.

А любители приключенческой литературы, уверен, получат настоящее удовольствие.

Оценка : 8
«На стенах Иерусалимских»
–  [ 6 ]  +

duke, 10 декабря 2007 г. в 01:04

Не очень интересный рассказ, видимо уж «совсем раннего» Э.По. Половину истории занимают имена древних еврейских богов, другую — перечисление еврейских праздников, храмов, городов и обычаев. А суть — в одной последней строчке про трефное мясо.

Оценка : 5
«Маска Красной смерти»
–  [ 6 ]  +

duke, 13 ноября 2007 г. в 12:23

Жуткая история. Правда, следует признать, что когда я читал этот рассказ лет в 14, было намного страшнее. Теперь же, закаленный просмотром всевозможных «ужастиков», криминальных новостей по телевизору, самой окружающей жизнью, — обращаешь внимание на другие составляющие этой истории: бесподобный слог, хороший перевод, лаконичность и, конечно, ключевая мысль рассказа — от Судьбы не убежать.

Оценка : 8
«Овальный портрет»
–  [ 6 ]  +

duke, 12 ноября 2007 г. в 03:54

Видит бог: краткость — сестра таланта. И Э.По было отпущено этого таланта в полной мере.

Сколь малыми мазками можно создать такой мини-шедевр.

Оценка : 9
«Падение дома Ашеров»
–  [ 6 ]  +

duke, 22 октября 2007 г. в 12:51

В этом рассказе весь По.

Ужасающая фатальность происходящего и абсолютная невозможность изменить ход вещей.

Оценка : 9
«Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»
–  [ 6 ]  +

Asanty, 12 января 2007 г. в 09:39

Вот так же через много лет наши потомки будут читать современную фантастику и говорить: «Ха-ха, они хотели лететь к звёздам на обычных космических кораблях, годных для путешествий только в пределах солнечной системы» :)

Забавный рассказ. Мне понравилось очень.

Оценка : 8
«Падение дома Ашеров»
–  [ 6 ]  +

Artrides, 17 февраля 2006 г. в 15:06

Главное, и то, что удавалось Эдгару По лучше всего — это атмосфера. Атмосфера suspense, атмосфера постоянного и непрекращающегося давления на героев каждого из его произведений, и, как следствие — на читателя. Можно не помнить деталей каждого из его рассказов, но как только упоминается имя его автора — ты сразу понимаешь, что получить не просто сюжет, но и некое ощущение, которое еще долго тебя не оставит. И пусть это ощущение не из самых приятных, но оно доносится автором до читателя с максимальной точностью.

«Падение...» — одно из лучших доказательств «атмосферности» творчества писателя.

Оценка : 10
«Украденное письмо»
–  [ 5 ]  +

maxxx8721, 26 мая 2022 г. в 01:50

Сложнее всего искать то, что на поверхности. В этом свете мне вспомнился момент из жизни легендарного русского посла графа Николая Павловича Игнатьева. Будучи послом в Константинополе, наибольшей проблемой для посла было то, как отправить важные разведданные и секретные документы на Родину, чтобы турецкая контрразведка ничего не заподозрила. Дело в том, что посылать личного курьера было дорого, а специальные пакеты с сургучной гербовой печатью вскрывались в первую очередь и затем запечатывались без малейших следов вскрытия. Что придумал Игнатьев — он решил отправлять всю свою корреспонденцию в самых обычных письмах, запечатанных в грошовых конвертах, которые пролежали некоторое время с селедкой и мылом. Он заставлял лакея писать адрес не на имя российского министра иностранных дел, а на имя его дворника или истопника по частному адресу. И это действительно стало действенным методом переправки важнейших данных.

     Рассказ очень логичен, в нём есть интересные рассуждения (математикам немного досталось) о логике и интеллекте, что делает произведение более глубоким, нежели простой, бульварный детектив. Хотя, при всех доводах Дюпена, я очень сомневаюсь, что полиция проскочила бы мимо этого места, причём дважды. Но тогда не было бы детектива) Хотя о детективе, как о жанре, ещё тогда не знали. А вот По рассказами об Огюсте Дюпене считается как раз основоположником жанра.

    Невооружённым взглядом видно, что цикл в значительной мере повлиял на Конан-Дойля при написании рассказов о Шерлоке Холмсе. «Украденное письмо» сильно перекликается с рассказом «Скандал в Богемии» даже по части отвлечения внимания, хотя там логика поведения была совсем другой. Да и вообще, историй с похищением особо важных документов у Конан-Дойля было немало — «Скандал в Богемии», «Второе пятно», «Морской договор», «Чертежи Брюса Партингтона»...

     По-моему, лучший рассказ цикла об Огюсте Дюпене.

Оценка : 9
«Свидание»
–  [ 5 ]  +

Iricia, 31 декабря 2021 г. в 10:49

Интересная история, но на мой взгляд перегруженная деталями, как перегружены всяким добром покои главного героя. Нравится идея свидания, которое оказывается договоренностью вместе отправится в загробный мир, хотя сами персонажи особо сопереживания или сочувствия не вызывают — вероятно, из-за эпизода с младенцем. Беспомощный ребенок, который едва не утонул, как-то больше внимания привлекает, чем двое тоскующих друг по другу взрослых, которым нет до него дела.

Оценка : 4
«Падение дома Ашеров»
–  [ 5 ]  +

Iricia, 25 декабря 2021 г. в 20:05

С детства зачитывалась Эдгаром По, и этот рассказ по-прежнему производит впечатление. Атмосфера просто потрясающая, описания захватывают, в целом он до сих пор доставляет мне удовольствие.

При этом, с другой стороны я, видимо, сама с годами стала более приземленной что ли. И за всеми этими страданиями и метаниями души вижу героя, который весь рассказ мучается подозрениями, что похоронил сестру живьем, но при этом никак не поднимет задницу, чтобы спуститься буквально вниз, в свой же подвал, и освободить её.

Я знаю, что это очень поверхностная, игнорирующая весь мистический флер, интерпретация, но почему-то при недавнем прочтении история воспринималась мной именно так.

Оценка : 9
«Убийство на улице Морг»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 10 декабря 2021 г. в 10:13

Интересно, думал ли Эдгар Аллан По, создавая свой рассказ, что он вот так взял и запросто породил целое большое направление в мировой литературе, позднее названное классическим детективом. И сегодня это его произведение достойно всяческого уважения уже за одно то, что без него у нас возможно никогда не было бы ни Шерлока Холмса, ни Ниро Вульфа, ни Эркюля Пуаро.... А Артур Конан Дойл в своем первом произведении о великом сыщике («Этюд в багровых тонах») даже удосужился напрямую использовать тот же прием, что и Огюст Дюпен, дав в газету фальшивое объявление о якобы найденном кольце (пойманной обезьяне у По).

Конечно, рассказ Эдгара По не лишен недостатков. И главный из них — то время, что прошло с момента его создания: теперь так не пишут. Сегодня с литературной точки зрения эта вещица выглядит достаточно корявой — какие-то странные рассуждения шахматах и шашках, излишние умствования, длинноты. Да и вся эта история с гигантским орангутангом.... Раскручена она Огюстом Дюпеном бесспорно мастерски, но вот поверить в то, что такая история могла бы произойти в действительности, как-то никак не получается :).

Оценка : 7
«Лигейя»
–  [ 5 ]  +

Ksellos, 09 ноября 2021 г. в 16:30

У Эдгара По есть рассказы-истории, а есть рассказы-картины. Лигейя явно относится ко второй категории. Сам сюжет здесь очень схематичный, линейный, состоящий лишь из пары-тройки ключевых моментов. Но на этот каркас нанизаны роскошные слои описаний и размышлений. Автор подробно разбирает темы вечной любви, болезненной привязанности, несовершенной красоты. Ещё один штрих к картине — это упоминание белых зубов, вид которых, похоже, завораживал Эдгара По, так как акцент на этой детали встречается во многих его работах.

Местами читать сложно, так как писатель одновременно углубляется в детали, использует многочисленные отсылки и умудряется иронизировать над своим же стилем. В итоге произведение запоминается не как текст, а как образ. Вряд ли к нему захочется возвращаться, но впечатление оно производит.

Оценка : 7
«Низвержение в Мальстрем»
–  [ 5 ]  +

Злобный Мышалет, 27 июня 2021 г. в 13:17

С самых первых строк автор интригует читателя, показывая нам старика, который пережил смертельный ужас и мгновенно состарился, потеряв твердость духа и физическую крепость.

Высокохудожественное описание ужасного водоворота поражает. Почти кинематографическая точность деталей, словно Эдгар Алан По наблюдал за воронкой не один день. «Часто случается, что киты, очутившиеся слишком близко к этому котлу, становятся жертвой яростного водоворота; и невозможно описать их неистовое мычание и рев, когда они тщетно пытаются выплыть. Однажды медведя, который плыл от Лофодена к Моске, затянуло в воронку, и он так ревел, что рев его был слышен на берегу. Громадные стволы сосен и елей, поглощенные течением, выносит обратно в таком растерзанном виде, что щепа на них торчит как щетина.»

Рассказ интересен тем, как воспроизводится мироощущение моряка. Старик рассуждает, что безрассудно перед проявлением такого могущества божьего думать о собственной судьбе. Безрассудное кружение над бездной, по краю воронки чуть не свело с ума моряков, увлекаемых на дно. Моряку удалось схватиться за бочонок и с невероятными усилиями покинуть шхуну. Благодаря провидению, он спасся. Но забыть страшное приключение не смог.

Язык Эдгара Алана По настолько богат оттенками, смыслами и описаниями, что его рассказ можно использовать как учебник литературного мастерства. Читатель проходит все стадии отчаяния и горя, и радостное спасение героя в конце поднимает читателя на верх блаженства.

Оценка : 8
«Философия творчества»
–  [ 5 ]  +

Paganist, 20 мая 2021 г. в 13:29

Если бы писатели и поэты надеялись исключительно на вдохновение, мировая литература не досчиталась бы 99,9% всех своих произведений. По убеждён (и я ему верю), что в основе творчества лежит не порыв и склонность муз, а кропотливый труд. И на примере своего «Ворона» объясняет, как это работает. И такой подход касается не только поэм, но и прозы, включая как большую, так и малую форму. Конечно же, далеко не каждый автор способен воплотить замысел «Ворона» в жизнь так, как это сделал По, ибо гениальность Эдгара Аллана никто не отменял. Но принцип «главное ввязаться в бой, а там посмотрим» (то есть упование на вдохновение) в литературе выстреливает во многие разы реже, чем прагматичный подход, описанный По. И это подтвердит любой, даже самый таланливый автор. Как говорится, «в основне любого успеха лежат 90% труда и только 10% таланта».

Оценка : 10
«Лось. Утро на Виссахиконе»
–  [ 5 ]  +

Paganist, 18 мая 2021 г. в 11:44

Не перестаю удивляться многогранности таланта По. И хоррор, и мистика, и детективы, и приключения — всё ему по силам. Но примере этого рассказа он, оказывается, вполне может и тревел-блоги вести. По современным меркам язык рассказа слишком витиеватый как для блога, но если бы этот жанр существовал тогда (а он существовал в виде всяческих «дневников» и «записок» о путешествиях), то был вполне годным его образцом.

Оценивая рассказ, невозможно не затронуть тему бережного отношения к природе, на которую автор делает упор. В тот период туризм как коммерческая деятельность только зарождался, но По уже предвидел к чему это может привести. Ну и помимо прочего выступал за «непопсовость» путешествий. По его мнению, в богом забытых уголках не меньше красот, чем в раскрученных и признанных достопримечательностях.

Концовка рассказа вообще гениальна: не переворачивает повествование с ног на голову, но и подтверждает уже сказанное в начале текста.

Оценка : 9
«Лось. Утро на Виссахиконе»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 14 декабря 2020 г. в 21:04

Вот вопрос, которым задавались в своем время тысячи людей: остались ли на нашей планете такие места, куда не ступала еще нога человека? Места, где не протоптаны еще стежки-дорожки, где не сбита роса с трав, а вода родников по-прежнему чиста и незамутнена? Еще 100 лет назад Конан-Дойль был уверен, что такое место можно отыскать у истоков великой реки Ориноко в Южной Америке. Именно там, по мнению писателя, находится тот затерянный мир доисторических чудовищ, что он описал в своем одноименном романе. Приблизительно в это же время в Андах был найден древний город инков Мачу-Пикчу, и мысли о неоткрытой планете как-то сразу вдруг стали актуальными. Наступило время поисков, и тысячи следопытов-энтузиастов рассыпались по джунглям и нагорьям, чтобы вернуть этому миру утерянные частицы его истории. Обычно в качестве иллюстрации приводят биографию английского военного геодезиста Персиваля Фосетта, искавшего на просторах Амазонии легендарную страну золотых городов — Эльдорадо. Весной 1925 года полковник ушел в свою третью экспедицию, из которой ему так и не суждено было вернуться. Мы до сих пор не знаем, нашел ли он свою мечту или его поиски оказались безуспешными — джунгли надежно скрывают свои тайны. Даже в наш век Гугла и космического туризма на географической карте всё еще остаются «белые пятна», скрывающие тысячи квадратных километров не открытой еще территории. Большинство «пятен» находится в сельве уже упомянутой Амазонии, лежащей в самом сердце Бразилии, остальные приходятся на тропические леса Месоамерики и Экваториальной Африки, пустыни Центральной Австралии, а также неприступные горные системы Гималаев, Тибета и Анд. Не забудем, конечно же, и шестой континент — Антарктиду, под 4-километровыми льдами которой нас еще ждут будущие великие открытия...

Поэтому попытки Эдгара По найти подобный заветный уголок в окрестностях американской Филадельфии — не более, чем романтическая утопия. Там всё было истоптано и исследовано еще во времена первых поселенцев! Дикой природы там уже нет добрую сотню лет. Даже лось, которого автор встретил в лесу в тщетной попытке ощутить «дух первопроходца», оказался ручным и принадлежал жителям одной из близлежащих ферм...

---------

ИТОГ: повествование о том, как нелегко современному человеку найти на планете дикое в своей первозданности место, где еще живут непуганые звери, а в округе не валяются горы мусора и пластиковые бутылки из-под «Кока-колы».

Оценка : 7
«Литературная жизнь Какваса Тама, эсквайра»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 13 декабря 2020 г. в 22:37

Как я уже писал ранее в своих комментариях, Эдгар По — большой любитель шуток и мистификаций. Читая его произведения, пытаешься угадать, что это будет: очередной готический «ужастик» или пародийный по своей сути юмор? Такова природа человека: если он не испугается, то будет хохотать до упаду.

В этой новелле автор решил высмеять тех современных поэтов, какие пишут великомудрую чушь в глянцевые журналы, не заботясь о ее сути и рифме. Для меня в этом смысле характерным является один из эпизодов советского мульт-сериала про Незнайку, где тот пытается выучиться на поэта. Но единственный шедевр, на какой он оказывается способен, чем-то напоминает творение эдгаровского Оподельдока:

«Я поэт, зовусь Незнайка. / От меня вам балалайка!»

Просто и со вкусом! Почему балалайка? А просто для рифмы! В поэзии, ведь, главное — звучание, а не смысл. Белый стих, конечно, не в счет. Если хотите убедиться в том, что современная поэзия мертва — послушайте т.н. «русских рэперов». Тогда и поймете, что стишки Незнайки выглядят настоящими шедеврами рядом с их «творчеством». Недаром за рубежом за подобные достижения стали вручать особую премию — «Золотую малину». Думаю, у нас в России на нее гораздо больше претендентов, чем на всём загнивающем Западе. По большому счету, всякие там «Кинотавры» и «Голоса» как раз такими «малинами» и являются. Просто их номинанты в силу своей природной тупости об этом не догадываются. Может, хоть классики помогут им понять это.

--------------

ИТОГ: своеобразный фельетон от мистера По, высмеивающий тех «поэтов», кто имеют понятие о рифме, но ничего не слышали о Шекспире, Гомере и Данте. Бьюсь об заклад, что многие из россиян считают, что Шекспир тоже рифмы не знал — в «Гамлете», ведь, ее нет! А вы КАК считаете?

Оценка : 7
«Убийство на улице Морг»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 06 декабря 2020 г. в 22:58

Несмотря на то, что Эдгара По все считают мастером готической новеллы, он иногда нарушал этот образ, создавая произведения другого жанра. Например, писал лирические стихи и даже детективы! «Убийство на улице Морг» — как раз тот самый случай.

Надо сказать, данный рассказ не претендовал на лавры криминальной хроники: автор просто хотел проиллюстрировать читателю отличия аналитического мышления от интуитивного. Аналитик будет делать какие-то выводы на основании весьма серьезных рассуждений, а обладатель высокой интуиции будет больше доверять своему опыту и озарению (божьей искре), не отрабатывая всю цепочку рассуждений, ведущих от причины к следствию. Знакомый рассказчика, некий Ш.Огюст Дюпен, обладает как раз первым типом мышления, в то время как полицейские Парижа — вторым. Поэтому там, где профессионалы стали в тупик, герой повествования нашел единственно верный ответ. Автор подробно описывает весь процесс дознания, указывая на причины промаха полицейских, чтобы читателю стал понятен весь их формализм. Они не удосужились как следует изучить само место преступления, из-за чего от их внимания ускользнули многие улики, и не придали значения тем фактам, которых не сумели понять и объяснить. В итоге расследование зашло в тупик и стало абсолютно безнадежным.

Автор высказывает две интересные мысли: о важности воображения в раскрытии преступлений и о необходимости смотреть на вещи «боковым зрением», чтобы подмечать ускользающие от прямого взгляда детали. Именно умение «смотреть правильно» помогает Дюпену правильно разобраться в происшедшем, вначале определив число участвовавших в инциденте лиц, а потом — и роль каждого в свершившейся трагедии. На примере закрытого окна он показывает формализм полицейского расследования, судящего по интуиции (логике), а не по сути (факту). Именно это окно и поставило крест на стараниях блюстителей порядка, ибо они не могли представить себе, что оно могло быть просто ЗАПЕРТО, а не ЗАКРЫТО. В криминалистике подобная оплошность просто недопустима, ибо на кону стоят загубленные людские жизни и моральные вопросы справедливости возмездия. Ни для кого из нас не секрет, что большинство следователей относятся к своей работе формально, и это объясняет низкий процент раскрываемости расследуемых ими преступлений. Я сам когда-то близко столкнулся с подобными «мастерами сыска» и могу только посочувствовать тем, чья жизнь будет целиком зависеть от подобных «знатоков». На мой взгляд, следователем может стать далеко не каждый — тут нужен и особый склад ума, и наметанный глаз, и хорошее воображение, и, самое главное, умение соединять всё это вместе. Научить этому нельзя, поэтому нужно просто искать в обществе способных к такому роду деятельности людей и достойно оплачивать их труд. Как искать? Да очень просто! Самое очевидное — публиковать в периодике (или Интернете) задачки на подобный тип мышления и следить за теми, кто с ними успешно справляется. Во времена СССР подобные «тесты» часто появлялись на страницах журналов «Техника — молодежи», «Вокруг света» и даже «Юного техника». Каждый из читателей мог примерить на себя «кепи Шерлока Холмса» и сделать соответствующие выводы. Наверно поэтому профессия следователя была тогда так уважаема. Но в «бедовые 90-е» ее реноме сильно пострадало и сегодня лично я уже не питаю к служителям закона прежнего пиетета. Пора гнать всех формалистов взашей и доверять дело настоящим профи! Может, тогда процент раскрываемости преступлений начнет увеличиваться...

-----------

ИТОГ: первый блин Эдгара По в жанре детектива. Отнюдь не комом. Рекомендуется к чтению и изучению студентами следственных отделений, наряду с бессмертными произведениями о Шерлоке Холмсе, Арсене Люпене, Эркюле Пуаро, Перри Мейсоне, комиссаре Мегрэ, отце Брауне и мисс Марпл.

Оценка : 8
«Остров феи»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 05 декабря 2020 г. в 20:23

Один из редких лирических рассказов от известного мастера готики и мистики. Не ищите в нем скрытой морали и философии — это просто иллюстрация к высказанной в самом начале авторской мысли: «... человек, желающий узреть славу божию на земле, должен узреть ее в одиночестве.» Действительно, суетность современного мира мешает человеку насладиться красотой его природы и свободой размышлений — каждый день мы куда-то торопимся без особой надобности, пока жизнь утекает тонкой струйкой меж наших пальцев, не оставляя нам второго шанса на познание этого мира. Стоит ли наша работа такой жертвы? Думаю, нет. Мне, как жителю деревенской части России, это чувство хорошо знакомо. Еще в школьную пору мне каждый день приходилось проходить по 7 километров, чтобы получить знания в соседней деревне. И в мороз, и в распутицу, и во время листопада. Целых сорок минут в пути — есть на что посмотреть и о чем подумать! Наверно, поэтому я так люблю природу. Это неотделимая часть моей натуры, мое второе «я». Мне тогда казалось, что все остальные люди тоже так думают. Но иллюзия растаяла, когда я позднее переехал в город и увидел своими глазами, ЧЕМ конкретно интересуются местные жители. Тогда это откровение меня просто шокировало, а сейчас, с высоты своих лет, я просто жалею всех горожан, никогда не покидающих пределов своего микрорайона и не знающих, как добывается хлеб с молоком.

Еще одна мысль, высказанная в новелле, также кажется мне достаточно мудрой — мысль о быстротечности нашей жизни. Автор говорит о феях, что пригрезились ему на маленьком острове посреди реки. Как известно, жизнь их коротка, как у мотылька. Пока рассказчик наблюдал за одной из них, она успела постареть и кануть в Лету, а он всё никак не мог поверить, что вся ее жизнь уместилась в столь краткий миг. Точно так же и наша с вами жизнь будет выглядеть всего лишь кратким мгновением с точки зрения какого-нибудь космического долгожителя. Лишний повод для нас не тратить ее на всякие глупости.

----------

ИТОГ: лирическая зарисовка о вреде суетности и важности поездок на природу. Ничто так не лечит, как единение с природой — убедитесь в этом сами.

Оценка : 7
«Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 29 ноября 2020 г. в 23:35

Если читать данное произведение впервые, у читателя сложится впечатление, будто автор пересказывает им самим лично виденное событие. Рассказ поражает своей документальностью и научным подходом к изложению. Герой сюжета не просто описывает происходящее — он аргументирует его с точки зрения науки, подтверждая свои выводы математическими расчетами. Всё выглядит вполне правдоподобно.

Тем не менее, всё это — не более, чем первоапрельский розыгрыш мистера По, известного своими масштабными фальсификациями. Об этом говорит он сам в примечании к своему рассказу. Собственно, написал он его с одной целью: научить читателя отличать правду от лжи в газетных публикациях. Поводом к написанию мистификации стала «научная» статья некоего Локка «Рассказы о Луне», где тот, нисколько не смущаясь, пишет о том, как известный астроном Гершель при помощи своего телескопа открыл разумную жизнь на Луне. Критикуя Локка за излишнюю доверчивость, он призывает читателя быть более внимательным к фактам и не попадаться на крючок подобных псевдонаучных измышлений. Свой рассказ он приводит как пример подобного измышления.

Попробуем разобраться, где автор умышленно «накосячил».

1. Информация о газе, который в 37,4 раза легче водорода. Даже в начале 19 века химики знали, что ничего легче водорода быть не может, ибо этот элемент имеет самое простое строение из всех химических элементов — один электрон вращается вокруг одинокого протона. Так что «легчайший газ» — явная выдумка писателя.

2. Бесконечная атмосфера космоса. Пфааль утверждает, что все планеты Солнечной системы погружены не в вакуум, а в разреженное газовое облако. Об этом ему якобы сказала комета Энке, развалившаяся прямо на глазах у астрономов. Что могло стать причиной ее гибели, как не трение о воздух?! Увы... Сегодня мы точно знаем, что в космосе царит почти абсолютный вакуум с температурой, близкой к абсолютному нулю (-273,15 Кельвина). Так что дерзкий путешественник не только задохнулся бы уже на высоте в 7 километров, но и вдобавок превратился в ледышку. А комета Энке погибла вовсе не от трения, а от гравитационных возмущений со стороны Солнца.

3. Полая Земля. Еще древние греки считали, что Земля напоминает слоистый пирог: мы живем на его «корочке», а внутри целая куча полостей, в которых обретаются души умерших предков. Впрочем, в такую модель верили даже серьезные ученые, такие как Эдмунд Галлей (открыватель известной кометы) и Леонард Эйлер (создатель особого раздела геометрии — топологии). А известный советский академик и географ Обручев даже посвятил «полой Земле» самый известный свой роман «Плутония». В справедливости гипотезы был убежден и Жюль Верн (роман «Путешествие к центру Земли»). Вот и мистер По поначалу тоже верил в эту гипотезу и даже посвятил ей свой единственный роман о приключениях мистера Пима, но позже признал ее очевидную глупость.

4. Лунная атмосфера. Ганс Пфааль не смог бы отправиться на Луну на воздушном шаре, т.к. никакой атмосферы на нашем спутнике нет — есть только облако из заряженных частиц солнечного ветра, которое на самом деле разреженнее любого вакуума, создаваемого земными установками. А воздушный шар выйти за пределы атмосферы не может.

5. Лунные жители. Никакая жизнь в вакууме невозможна, поэтому факт №4 ставит жирный крест на обитателях Луны — лунитах.

6. Адаптация к низкому давлению. Все рассуждения Пфааля про возможность привыкнуть к низкому давлению воздуха — чистый вымысел. Кошка с котятами, случайно выпавшие из гондолы шара, просто не долетят до земли живыми, т.к. погибнут от удушья. И никакие тренировки или «врожденное привыкание» тут не помогут — таков закон жизни (земной, по крайней мере).

7. «Сгуститель воздуха». По современному это называется барокамерой. У нее прочный корпус из настоящего металла, ибо воздух содает весьма нешуточное давление на стенки. Так что «чудесной» ткани для такой операции явно будет маловато...

Все остальные приведенные в рассказе факты и расчеты правдивы. Особенно поразила меня уверенность автора в том, что с большой высоты поверхность Земли будет казаться аэронавту не выпуклой, а вогнутой. Откуда он это мог знать? Ведь высотные полеты в стратосферу начались только в следующем веке...

--------

ИТОГ: правдоподобная мистификация, повествующая о полете воздушного шара на Луну. Автор весьма искусно спрятал ложь среди научных фактов и математических расчетов. Учитесь, телевизионные прохиндеи от «Аномальной планеты«! Вот как нужно обманывать людей!

Оценка : 8
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 5 ]  +

qkd, 22 октября 2020 г. в 12:40

Крайне редко перечитываю книги. Причина не только в том, что ещё надо много чего нового прочитать и возвращаться к пройденному просто непозволительная роскошь, но и в том, что редкая книга способна заставить вернуться. Ограничиваюсь закладками или просто фотографирую строки, абзацы, а иногда и страницы целиком, представляющие зерно, крупицы золота или россыпь алмазов.

В несвойственных автору произведениях, в пробах и творческих экспериментах всегда чувствуется лёгкость и непринуждённость. Мазки не тяжёлые и густые, а касательные, полупрозрачные. В том формате, в котором творец нашёл себя и многократно воплотил — подобного ощущения увы не встретить. Там есть отточенные, отработанные и законченные приёмы, но они создают и наполняют произведение плотностью в которой нет места домыслам и недосказанности. Там возможно непонимание, но только то, которое навязано и неизбежно. Вне зависимости от сюжета и предлагаемой обстановки подобные творения обладают чётко выраженной особенностью — они по настоящему живы ибо одухотворены. Можно подвергать их анализу и упрекать в не состыковках, но станут ли они хуже?

Артур испытал на себе наверное самые страшные испытания, при жизни прошёл кажется больше чем девять кругов ада, и недоумение многих по поводу не разжёванной концовки мне совсем не ясно. Каких ещё откровенных подробностей не хватило? Не заслужил ли мученик хоть чуточку доброго и светлого? Хоть и всё было ясно уже в начале второй главы, но мне совсем не хотелось бы такого финала. Наоборот я искренне желал и верил, что всё будет хорошо. В моём прочтении так и случилось.

Оценка : 10
«Человек толпы»
–  [ 5 ]  +

Zombie 1st class, 26 мая 2020 г. в 11:19

Главный герой случайно замечает необычного человека на улице, и в порыве любопытства начинает незаметно за ним следовать по городу. А незнакомец – мало того, что отличается странной внешностью и поведением, так еще и маршруты у него… своеобразные. Из приличных районов с чистой публикой, преследование заводит в нищие кварталы, а потом и в еще более мрачные глубины темного дна Лондона, а оттуда – одному Богу известно куда. Но одно остается неизменным – странный человек никогда не остается один, всегда стремясь к скоплениям других людей, неважно каких и где. Словно в буквальном смысле не способен существовать сам по себе...

Необычный рассказ, созданный вокруг довольно простенькой метафоры. Ничего страшного в нем не происходит (да и вообще почти ничего не происходит), но чувствуется некая тревожная атмосфера необъяснимого – чего-то, о чем лучше и не знать нормальным людям.

Оценка : 7
«Не закладывай чёрту своей головы»
–  [ 5 ]  +

Шербетун, 11 мая 2020 г. в 13:59

Что посеешь, то и пожнешь.

В этом рассказе даже название говорящее, само же произведение поучительно и напоминает прозаическую басню с сатирическим элементом. Но, несмотря на дидактичность, произведение кажется странным за счет использованных автором гиперболизации, превращающей рассказ в нечто гротескное, пародийное, насыщенное едким сарказмом.

Такого Эдгара Аллана По я еще не читала – колкого, злого, хулиганистого. Как же мастерски он разнес в пух и прах критиков, которые, очевидно и побудили автора написать данный рассказ. В истории-монологе автор обращается к наследию софистов и ловко вводит ложные умозаключения в канву рассказа, подчеркивая тем самым основную идею. Использованные софизмы вроде бы и кажутся веселыми, но в то же время дают пищу для размышлений, например, этот: «Мир вертится справа налево, и если пороть дитя слева направо, ничего хорошего из этого не выйдет. Каждый удар в нужном направлении выколачивает из дитяти дурные наклонности, а отсюда следует, что порка в противоположном направлении, наоборот, вколачивает в него определенную порцию зла».

Мораль рассказа проста, её можно выразить двумя пословицами: «взялся за гуж, не говори, что не дюж» и «сам заварил кашу, сам и расхлебывай». Ведь совершая какой-либо поступок человек должен знать, что ответственность только на нем, соответственно и подумать нужно заранее, стоит ли данный поступок свершения, или необходимо, пусть даже и приложив больше усилий, но поступить иначе, чтобы потом не давиться горечью плодов своих деяний, или, что хуже, не потерять голову, как импульсивный герой рассказа.

Рассказ «Не закладывай черту своей головы» обязателен к прочтению всем азартным людям, которым сложно вовремя остановиться.

Оценка : 9
«Литературная жизнь Какваса Тама, эсквайра»
–  [ 5 ]  +

Paganist, 08 декабря 2019 г. в 00:26

Нечто подобное позже будет писать соотечественник По Марк Твен. И не будет скупиться, высмеивая деятелей «авторитетных» изданий: редакторов, авторов, литераторов, критиков и прочих. Видимо, ситуация актуальна была и до, во времена По, и после. Разумеется, сам По — автор специфический, и далеко не каждому его творчество приходится по душе. Но при несомненном таланте, думаю, он вправе ехидничать в сторону «разбирающихся» в литературе соотечественников. Те, в чьей власти давать старт карьеры молодым и даровитым писателям/поэтам, совершенно не знакомы с бессмертной классикой, а восприимчивы лишь к лести, скандалам и прочим далёкими от толковой литературы вещам.

Если копнуть глубже, за строкам рассказа кроется извечная проблема начинающих авторов: писать своё оригинальное или подстраиваться под требования издательств/редакторов/потребностей читателей. Судя по ироническому тону рассказа, По на стороне первого варианта. И пусть собственное оригинальное творчество не принесло богатства, он оставался верен себе. И пережил своё время.

Оценка : 8
«Свидание»
–  [ 5 ]  +

Шербетун, 06 ноября 2019 г. в 13:17

Поэзия любви и смерти.

Поэзия в прозе — только так я могу охарактеризовать произведение Эдгара Аллана По «Свидание». Иносказательность — вот чем хорош данный рассказ, здесь ничто не сказано напрямую, все завуалировано, о чувствах и мыслях героев читателю остается лишь догадываться.

Сюжет произведения чрезвычайно прост и эта простота сильна и драматична. «Свидание» — старая как мир и любовь сказка, вот только я до конца не смогла определиться, какая же это сказка — страшная или просто грустная, поскольку и вселенская мудрая грусть здесь присутствует, и ужас самого положения героини, всё создает соответствующую атмосферу мрака и безысходности.

Контраст грязи человеческой души и воды, смывающей дурные намерения, описаний прекрасных произведений искусства, красот Венеции, лишь делает рассказ-притчу ярче и придает пряный оттенок тайне, которая как кокетливая барышня лишь на мгновение высунула из тени туфельку, чтобы заинтриговать, и тут же спряталась в сумрак вновь, вернув читателя к приземленному...

Оценка : 10
«Чёрный кот»
–  [ 5 ]  +

sato4i, 26 июня 2019 г. в 13:29

Это произведение из того корпуса, что должен прочитать всякий любитель ужасов. Красивый язык, идея воздаяния, небольшой размер. Хорошая вещь, чтобы в неё погрузиться минут на десять. С одной стороны вроде и безделица, а потом, когда прочтёшь всё у По, хочется чего-то такого же, а уже и не найти. Такие вещи надо ценить.

«Колодец и маятник»
–  [ 5 ]  +

Alexus_404, 16 февраля 2019 г. в 20:02

Пожалуй, данное произведение прекрасно описывает саму сущность человеческого бытия. Хоть мы и не знаем происхождения узника, ясно, что его жизнь была отнюдь не сладка, и лишь в столь экстремальной ситуации он действительно начал ценить свою жизнь, пытаясь избежать собственной участи. Несмотря на отсутствие экспозиции, мыслям главного героя веришь, его эмоции и переживания описаны крайне ярко, отчего создаётся нужный эффект погружения, позволяющий олицетворить самого себя с персонажем. Создаётся ощущение, что сам читатель находится в этой самой темнице, превозмогая все, что там происходит, а динамика текста, равно как и интрига, заставляет дочитать рассказ до конца. Не всем писателям удаётся добиться подобного эффекта.

Оценка : 10
«Разговор с мумией»
–  [ 5 ]  +

god54, 08 января 2019 г. в 17:41

К сожалению, я не нашел в этом рассказе ничего необычного, политичного или предвосхитительного. Обычное банальное произведение. Однако красная линия, которая проходит через него, которая так редко сегодня встречается в фантастике, особенно в поджанре об попаданцах, гласит древние были значительно умнее нас живущих сегодня, а все новое, это хорошо забытое старое. И, если наши предки попадут в наше время, они выживут, а вот, если наши современники попадут в прошлое, ни один не проживет и одного дня. Это аксиома. И, как мне кажется, автор в этом плане абсолютно прав.

Оценка : 7

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»



⇑ Наверх