Виктор Пелевин отзывы

Все отзывы на произведения Виктора Пелевина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1795

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  8  9 10 11 [12] 13 14 15 16 . . . 32 33 34 35 36   (+10)»   (+24)»»

«Зал поющих кариатид»
–  [ 7 ]  +

слОГ, 13 октября 2008 г. в 21:45

У меня, эта повесть вызвала ассоциации с «Собачьим сердцем»: если пересадить половые железы мужчины псу, тот станет человеком, ну а если девушке впрыскивать нейромедиатор богомолов в спинной мозг, она рано или поздно, свернут шею своему половому партнеру... Ну что-то в этом роде. Шариков 80 лет спустя и наоборот. А так сатира, сатира и еще раз сатира. А читается просто на ура. Единственный минус, что максимум за час:-(

Оценка : 8
«П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана»
–  [ 7 ]  +

armitura, 11 октября 2008 г. в 22:01

Добавлю свою ложку дегтя — лично меня новый сборник Виктора Олеговича слегка подразочаровал. И не смотрите на относительно высокую оценку — если есть писатели, для которых «семерка» часто становится «великолепной семеркой», то для Пелевина это провал. Ниже определенного уровня он, конечно, не упал, но многое все-таки подрастерял.

Впрочем, оговорюсь сразу — я отнюдь не фанат «малой формы» Пелевина, мне больше по сердцу его романы. Но даже это не оправдывает того, что «П5» являются книгой откровенной скучноватой. Вечные и любимые темы Пелевина — круговорот денег в природе, пиар и рекламные технологии, жизнь и досуг олигархов и т.п. — уже немного притерлись (потому две лучшие повести в сборнике — это небольшой шаг в сторону: «Кормление крокодила Хуфу» как сюрреалистичная притча и «Ассасин» как восточная сказка). Новых граней в этих темах не нашел, равно как не нашел и новых слов для граней старых.

Нет у Пелевина книги, которую я бы прочитал всего один раз — каждую открывал минимум дважды. Но, чувствую, первое прочтение «П5» станет для меня и последним. Проходная конвейерная книга, не ниже определенного уровня, но не дотягивающая до тех откровений, что я привык видеть у Пелевина.

Оценка : 7
«Синий фонарь»
–  [ 7 ]  +

Kriptozoy, 11 сентября 2008 г. в 16:07

Я думаю, что у каждого человека оценка этого рассказа будет разниться по совершенно субъективным ощущениям. Рассказ хороший, но акцент в нём делается на то, чтобы вызвать эмоции, прилив адреналина, чтобы пробудить воспоминания детства. Поэтому в идеале рассказ должен читаться ночью, под одеялом, при свете лампы. Если у кого-то перед окном стоит уличный фонарь, синий свет которого пробивается сквозь занавески, или шторы, то это будет превосходным дополнением. Я впервые читал этот рассказ уже достаточно давно, дома, днём, перед уходом на работу во вторую смену, с чашкой чая и бутербродом в руке, а под столом мяукал мой кот и просил его накормить. Я сам себя теперь презираю и недолюбливаю за то, что из-за неправильного усвоения смазалось впечатление от одного из произведений любимого писателя :-(

Насколько я себя знаю, если бы я прочитал «Синий фонарь» в детстве, в возрасте примерно лет десяти-двенадцати, то я бы потом ещё долго ходил по улицам и пытливо вглядывался в лица прохожих, пытаясь определить по каким-нибудь признакам мертвец передо мной, или же не совсем. Но сейчас я уже достаточно повзрослел, чтобы на этот счёт у меня сложилось постоянное мнение ;-)

А тема страшилок в мировой литературе, как мне кажется, неисчерпаема. Роберт Блох, Стивен Кинг, да что там перечислять, в творчестве многих и многих создателей хоррора присутствуют произведения, так или иначе завязанные на эту благодатную идею. Только у тех же американцев всё ближе к Хэллоуину, мертвым детям и всяческим зомби, а у нас страшилки с народными корнями. Что-то близкое к Николаю Васильевичу Гоголю.

Оценка : 7
«Девятый сон Веры Павловны»
–  [ 7 ]  +

Kriptozoy, 11 сентября 2008 г. в 12:21

Не знаю почему, но рассказ ужасающе сильно напомнил мне известный роман того же Пелевина «Чапаев и Пустота». Читаю, и не покидает ощущение, что это одна из глав сего почтеннейшего произведения. И действительно, вся задумка, вся идея очень похожи. Также и Петр Пустота остался навсегда в российской истории, а для него самого все события были не более чем путешествием в глубины сознания. Кстати, если кто-нибудь обратил внимание, последний абзац в рассказе написан в стиле письма девятнадцатого, начала двадцатого веков. Я имею в виду твердый знак в конце слова. Автор хотел схитрить дважды, первый раз, когда назвал рассказ СОН Веры Павловны, а второй раз, когда она якобы проснулась в своей постели и так и не осознала, что видела будущее и отчасти сама его спроектировала. Но на самом-то деле всё действительно началось с картины на стене и музыки. И это не было ничьим сном :-)

А знаете, я Вере Павловне нисколько не завидую. Знать Тайну Жизни для того, чтобы субъективно менять реальность вокруг себя совсем не обязательно. Если у человека яркое, богатое воображение, если он не мыслит шаблонно, то достаточно всего лишь открыть книгу хорошего писателя — да хотя бы того же Пелевина,- и мир изменится навсегда. Иногда совсем незаметно, неуловимо, на уровне подсознания, а порой и очень сильно. В таких случаях человек загорается идеей и начинает исполняться его Предназначение. Так же и с хорошей музыкой.

Хороший рассказ. Один из моих любимых.

Оценка : 7
«Жизнь и приключения сарая Номер XII»
–  [ 7 ]  +

Petro Gulak, 20 июля 2008 г. в 02:20

В «Затворнике и Шестипалом», чтобы вырваться за пределы чудовищного мироздания, нужно было научиться летать, вопреки поговорке «курица не птица».

В этом рассказе единственная альтернатива неподвижности и гниению — не просто совершить невозможное, но перестать быть собой, превратиться в кого-то совсем другого. Например, в велосипед.

А то, что достижимо это лишь в смерти, — так ли важно?

Оценка : 9
«Жёлтая стрела»
–  [ 7 ]  +

Маргарита, 13 декабря 2007 г. в 15:51

О произведении я узнала на одной конференции. Девушка делала доклад, как сейчас понимаю, не совсем о том и про то, но с душой, да так, что самой захотелось прочитать. И прочитала, в поезде у купе проводников,так как во всём вагоне в 12 часов ночи свет выключили (символично, не правда ли?). Очень сильное впечатление. Не знаю, будет ли произведение жить века, но вероятно долго. Хотя... Всё возможно! Но его актуальность от времени не зависит. Настоящее, будущее, прошедшее — не имеет значения. Во все века есть свои проводники, честные и не очень, ложки и дверные ручки, которые хочется украсть: вдруг обогатят! Очень удачная, на мой взгляд, аллегория движения поезда как движения жизни. И упаси Боже, что автор ограничивает людей, загоняя их в единое пространство! Поезд под названием «Желтая стрела», здесь только место обитания социума — нормальных пассажиров, со своими бытовыми проблемами, в его стенах они совершенно добровольно. Есть за окнами поле, оно для «ненормальных». Туда социум скидывает всю грязь, сам, мало от неё очищаясь... Можно было бы, конечно, обойтись без поезда, и всех за окно без подстаканников. Но поезд в движении, а поле нет. А жизнь-то на месте не стоит!

P.S. Каким быть пассажиром, или не быть им вообще — дело совести! К глубокому своему стыду о Хайнлайне не имею никакого представления. Пришлите, пожалуйста, можно без перевода.

Оценка : 10
«Психическая атака. Сонет»
–  [ 7 ]  +

Kons, 19 марта 2007 г. в 12:59

Здесь главное играет цитата Маяковского, которая и важна к понимания этого «концептуального» творения.

Оценка : 6
«Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре»
–  [ 7 ]  +

Ank, 22 ноября 2006 г. в 18:08

Многообещающее начало, но чем дальше в лес – тем боже мой. Шлем, потом какая-то философская трепотня ни о чём, от которой быстро устаёшь. Аудиокнига озвучена здорово, но содержание оставило в недоумении. Охарактеризовать его можно в духе самого писателя, скажем, диалектической флатуленцией, и пусть сам автор догадается, что я имел в виду. Не всё же мне за ним загадки разгадывать.

Оценка : 4
«Чапаев и Пустота»
–  [ 7 ]  +

ransom, 14 ноября 2006 г. в 08:52

Вирусный роман какой-то. Когда закончил читать, испытал облегчение. Без Касперского тяжко..

Оценка : 5
«Затворник и Шестипалый»
–  [ 7 ]  +

SoN, 02 сентября 2006 г. в 12:10

К вопросу о «внеморальности» и «мрачности» Пелевина:

«Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый лyч света,

ты должен идти к немy вместо того, чтобы pассyждать,

имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла.

Hо пpосто сидеть в темноте не имеет смысла в любом слyчае.

Понимаешь, в чём pазница ?» В.Пелевин «Затвоpник и Шестипалый»

И ещё:

— «По-моемy, я никогда ничего не любил,- пеpебил Шестипалый.

— Hет, с тобой это тоже слyчалось. Помнишь, как ты пpоpевел полдня,

дyмая о том, кто помахал тебе в ответ, когда нас сбpасывали со стены?

Вот это и была любовь...

Всё, что ты делаешь, ты делаешь только из-за любви. Иначе ты пpосто

сидел бы на земле и выл от yжаса. Или отвpащения.»

Оценка : 10
«Затворник и Шестипалый»
–  [ 7 ]  +

Shvoloch, 17 апреля 2006 г. в 13:56

Перечитал намедни. Получил массу удовольствия, даже больше, чем при первоначальном прочтении. Сюжет и идея перекликается с «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха, но, ИМХО, у Пелевина получилось глубже, с прекрасным юмором и ближе нам по менталитету.

Обобщение социума с бройлерным комбинатом — это сильно! А разговор Затворника с Шестипалым о любви-вообще минишедевр. И еще, как по мне, это произведение помогает во время депрессии, настраивает на философский лад и благодаря ему можно научиться проще смотреть на жизнь, не заморачиваясь на проблемах, которые жизнь с таким упорством преподносит каждому из нас.

Оценка : 10
«Чапаев и Пустота»
–  [ 7 ]  +

v_by, 14 ноября 2005 г. в 22:39

Очень спорная «идеология» — и совершенно гениальная «живопись». В должной мере абстрактная, но не настолько, чтобы смазался сюжет. Как раз тот случай, когда картина лучше фотографии.

Петька из фильма, из учебника, из анекдота — сказочный персонаж. Петр Пустота тоже персонаж мифа, но другого. Петр — дитя рока, гражданская война — его Дао. Вечность крутит колеса в мозгу, демоны ведут его в атаку. Но никакой агрессивности, лишь созерцание и проницание :-)

Фантастика делает реализм, в обоих смыслах «делает».

Оценка : 10
«Тайные виды на гору Фудзи»
–  [ 6 ]  +

eatenbrain1, 15 июля 2024 г. в 00:54

«Тайные виды» мне очень понравились содержанием. Как говорится, всем, кто хоть немного слышал о восточной философии и «практиках», — посвящается. Автору прекрасно удалось облечь в слова те вещи, что обычно так запросто не пояснишь. Это я про его описания «инсайтов» — то, как передана их суть, действительно поражает. За это господину Пелевиду отдельное спасибо.

А форма мне не понравилась капитально... Не люблю я этот «тёмный» мир под названием «вечные девяностые». Да и градус цинизма в тексте невероятен. Пусть это и вкусовщина, но именно из-за антуража я к этой книге больше никогда и не вернусь.

Оценка : 6
«S.N.U.F.F.»
–  [ 6 ]  +

flying_kitten, 04 марта 2024 г. в 13:23

Постапокалипсис в исполнении Пелевина поначалу вызвал у меня стойкие ассоциации с Александром Тюриным. Конечно, у главного отечественного киберпанка всё достаточно серьёзно, здесь же — сплошной стёб и прозрачные аллюзии на актуальные отечественные (и не только) реалии.

После глобальной ядерной катастрофы человечество (по крайней мере на описываемом участке земного шара) поделилось на две неравные социально-этнические группы — «орки», населяющие земную поверхность и влачащие довольно тяжкое существование и «люди» — технари, живущие на огромной парящей над столицей орков станции. Медиа и политтехнологии правят миром, виртуальное даже в реальном мире имеет большое значение, чего не скажешь о человеческих жизнях. Может ли орк перейти в категорию людей? И так ли ценны людские ценности?

Книга доверху наполнена довольно злой сатирой на актуальную на момент её написания парадигму российского успеха — любыми способами заработать денег, вывести их на условный Запад и уехать туда самому. Кстати, несмотря на то, что книга написана до украинского конфликта, санкций и всего остального прочего, последствия этой модели в общих чертах показаны, что не может не вызвать усмешку. Но роман даёт не только и не столько искривлённое изображение российской действительности, хотя этому, конечно, уделяется весьма много внимания. Среди тем, поднятых автором (пусть зачастую и в фирменной издевательской манере) — влияние массмедиа на общество, вопрос проблемы первичности — что важнее, событие или угол под которым оно освещается? Ну а может событие вообще не важно и оно лишь следствие новостной повестки?

Туговато начавшееся чтение неожиданно увлекло, и сюжетно, и заставляя задуматься о вопросах, затронутых автором. Изображённое Пелевиным более 10 лет назад на злобу дня вновь/всё ещё (нужно подчеркнуть) актуально. Вопросы о природе власти и месте искусственного интеллекта в обществе вообще заиграли новыми красками. Недооценённая критиками в момент публикации, но весьма хорошая, на мой взгляд, книга.

Оценка : 8
«S.N.U.F.F.»
–  [ 6 ]  +

Manowar76, 20 ноября 2023 г. в 11:03

«...что есть любая культура, как не замкнутая сама на себя цепочка проходящих по синапсам электрических импульсов, которая позволяет одним оркам с веселыми прибаутками убивать других?»

Обычно в период осеннего равноденствия выходит новый роман Пелевина, в весеннее равноденствие я перечитываю что-то из старого. Но в этом году что-то сбилось. И хорошо. Потому что я совершенно не наелся слишком диетическим «Путешествием в Элевсин». Поэтому практически сразу перешел к перечитыванию «Снаффа».

Помню был в восторге после первого прочтения. Мысли про женщину, сатира на первый и третий мир, забавная антиутопия, остроумное словотворчество. Всё это никуда не делось и при перечитывании, но внезапно стала видна громоздкость и надуманность конструкции.

Ну, с каждым годом роман становится только актуальнее.

Особенно метко получилось про глобальных урков, хранящих деньги в Лондоне и живущих там же.

10(КЛАСС)

Оценка : 10
«Путешествие в Элевсин»
–  [ 6 ]  +

nik4x, 25 октября 2023 г. в 10:25

поза Рамзеса работает только раз, а Пелевин пытается проделать это , уже даже не помню кокой по счету раз . читать этот бред, потерявший оригинальность и остроту, становится тяжкой мукой. осеннее кармическое наказание от ПВО. контракт давит, баблос сосется!

Оценка : 4
«KGBT+»
–  [ 6 ]  +

kavarkad, 11 апреля 2023 г. в 16:59

Этот роман мог бы стать отличным обратным попаданством: японский офицер милитаристкой Японии попадает в далёкое будущее псевдокиберпанка. Честь, мораль (забудем, что он из фашисткой армии, так же как это уже сделал автор), волевой стержень и привычка жить в досетевую эпоху — с такими характеристиками он мог создать и возглавить бунт против победившего технофашизма, т.е. превратить роман из псевдокиберпанка в нормальный киберпанк (а то борцов с системой тут нет).

Но нет, этого здесь нет.


А что есть?

Сперва автор давит на мистику. Вот мол, буддисты спорят о сансаре и реинкарнации, а затем один предлагает другому испытанный метод по переносу в любую другую жизнь. Неужели будут перемещения между мирами и размышление о религии? Что-то вроде цикла произведений Генри Лайон Олди или лубка «Кольцо духов» Сатоши Мизуками.

Не-а. Перенос будет только один, причём в самом начале произведения, а потом ни буддизм, ни японское прошлое никакой роли играть не будут. (хотя это как раз прямо как в кондовых попаданцах)


На этом же месте умирает мысль, что автор будет таскать главного персонажа («персонажа», а не «героя», потому что не все из них являются героями, некоторые из них злодеи или тряпки (как вот здесь))... таскать главного персонажа по мирам своих романов.

Название цикла видите? Вот в этом мирке он и застрянет.

А так как автор полностью раскрыл мир в первом томе, то тут ему раскрывать или расширять нечего. Этот мир просто декорация.


Декорация для чего, спросишь ты?

И кратко я отвечу: для пересказ современных жёлтых газет, переделанных под мир кибердекаденса. Т.е. совершенно пустой романчик.

А если чуть подробнее, то ответ будет такой:

для ***страданий автора. И я не ошибся, именно «автора». Персонаж здесь артист (для простоты назовём так, хотя не совсем и не только). А вся книга — это его монолог, рассказ о его трагической жизни: он выдаёт «шокирующую» правду как его в детстве кормили со страпона в какой стриминговой рекламе, он жалуется на измену, он рассказывает как подставлял мужикам со связями и деньгами жопу, чтобы получить эти связи и деньги, и какие же паразиты те, которые критикой пытаются подмазаться к его славе, и не понимают, как трудно она ему досталась.

Серьёзно? Товарищи критики, вы согласны с тем, что вы паразиты?

А там ещё есть перл: «Я никогда не пишу прямо, ведь мои читатели не идиоты», — он почти прямо назвал всех, кто не разглядел «глубокий смысл» (тм) в этой графомании дураками.

Читатели, вам не стыдно ставить высокую оценку лишь бы не считаться идиотом в глазах автора?

Ну а с тяжестью тоже смешно. Мне плевать сколько раз персонажу пришлось подставлять свою задницу, чтобы работать. Это в конце концов договор, который он сам выбрал и видимо таки получил заслуженное. Но писателей меньше сотой доли 1 процента населения. А о работягах, которых в той или иной форме имеют без смазки, автор не хочет написать?


Обычным людям читать такое смысла нет. Не для нас написано.

Оценка : 2
«S.N.U.F.F.»
–  [ 6 ]  +

whatever_it_is, 09 марта 2023 г. в 17:33

«Спасибо — это мне много. Мне бы бонус».

Так вышло, что десятилетний юбилей «Снаффа» мы встретили на одиннадцатом году жизни романа, а всё потому что специальное переиздание вышло с рекламным подзаголовком «2011-2022». Что, учитывая фирменный юмор автора, смотрится гораздо органичнее — единицы сменились двойками, а его, пожалуй, самый фантастический и абсурдный роман продолжает жить, перечитываться, и встраиваться в меняющуюся реальность.

Эту книгу можно было бы называть «поздним Пелевиным», только сейчас уже он олицетворяет период, когда романы выходили раз в несколько лет, чередуясь с сборниками рассказов, и, осмысляя и перемалывая в себе ушедшее десятилетие, умудряясь при этом немного заглянуть в будущее. «Empire V», «t» и «Священная книга оборотня» использовали эту формулу, её мог бы взять на вооружение и «S.N.U.F.F.», в итоге же общие черты у этих текстов есть, но лишь частично — на деле же здесь есть элементы всех лучших произведений за все годы творчества, от «Принца Госплана» и «Чапаева и Пустоты» до «Шлема ужаса» и «Чисел».

На этот раз перед нами самая настоящая классическая антиутопия, в лучших традициях жанра, на который автор уже надевает свою фирменную фантасмагорическую логику мира, идею Пустоты, опасность пропаганды, а также особенности психологии искуственного интеллекта и женского коварства, военные сцены с рекламой на поле боя очень напоминают онлайн-игру, а мировая элита живёт в Лондоне, который представляет из себя всего лишь виртуальную проекцию за окнами. И это лишь малая часть, за которую роман можно смело советовать всем любителям фантастики, ставя при этом в один ряд с лучшими дистопиями современной российской литературы — «Кысь» Татьяны Толстой и «Днём опричника» Владимира Сорокина.

Оценка : 9
«Чапаев и Пустота»
–  [ 6 ]  +

bur_zumer, 03 декабря 2022 г. в 23:28

2022-й год мог быть ознаменован не только началом «одного из важнейших военно-исторических событий на постсоветском пространстве». Ведь если бы в мире существовал некто Виктор Пелевин, то в этом году он отмечал бы свой 60-й день рождения. Россияне же, вместе с тем, испытывали бы на себе новую волну интереса к произведениям автора, не в последнюю очередь из-за юбилея господина П, а также по причине выхода нового документального фильма о Викторе Олеговиче и кинокартины по мотивам романа «Empire V». Однако, ничего этого не происходило, как не было и этого отзыва, и этого писателя, и этого 22-го года. Разве что, только во сне, или в Пустоте…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«- Если от твоих кошмаров тебя разбудят таким же способом, как этого китайца, Петька, — сказал Чапаев, не открывая глаз, — ты всего-то навсего попадешь из одного сна в другой. Так ты и мотался всю вечность. Но если ты поймёшь, что абсолютно всё, происходящее с тобой — это просто сон, тогда будет совершенно неважно, что тебе приснится. А когда после этого ты проснёшься, ты проснёшься уже по-настоящему. И навсегда. Если, конечно, захочешь.

— А почему всё происходящее со мной — это сон?

— Да потому, Петька, — сказал Чапаев, — что ничего другого просто не бывает.»

Признаться честно, поначалу роман давался нелегко.

Я знакомился с произведениями автора в хронологическом порядке, отчего стал почитателем манеры изложения, хода мыслей и философии Виктора Олеговича с самых ранних рассказов.

Данный же роман встречает читателя обилием экшена и круговоротом событий, молниеносно сменяющих друг друга в самом начале повествования, отчего может показаться не столь глубоким, как предыдущие работы. Однако первые главы, это заманчивая обёртка для массового читателя. Когда же дело доходит до метафорического переложения религиозно-философских учений на окружающие нас время, культуру и быт, понимаешь, что равных Пелевину просто нет.

В «Чапаеве» читатель встретится с уже известной по рассказу «Иван Кублаханов» солепсистсой концепцией иллюзорности мира, которая удивительным образом совпадает с идеей несуществующей реальности «майя», представленной в индуизме. Отсутствие пространства и времени, цикл вечного перерождения, единство бога и сознания — все те идеи, что приходят в голову людям, употребляющим психоактивные вещества, находят своё отражение в адаптированной трактовке идей шиваизма и буддизма на страницах романа. Поэтому, читателям стремящимся найти ответы на вопросы бытия данная книга сможет, если не дать ответ на все вопросы, то, по крайней мере, укажет на ориентиры и составит стратегическую план-карту действий.

Помимо экзистенциального вопроса, автор не обошёл стороной и одну из любимых тем раннего творчества, а именно, ироничные подколки в сторону людей, вставших на грудь окружающих, и шедших по головам, для получения и удержания власти в советский/постсоветский периоды истории. В вечном стремлении закрепиться в иллюзорном мире с помощью накопления силы и ресурсов, такие индивиды, в лице красных революционеров или братков из 90-х, еще глубже укрепляли свои убеждения в существовании единственного и исключительно важного в этой реальности «Я». Отдаваясь первичным порокам (злобе, страсти и неведению) каждый из них и по сей день продолжает жить во снах, сотворённых собственным ЭГО.

Роман можно смело назвать пособием по выходу из матрицы/ достижению нирваны/ сошествию поезда с рельс. Однако подойдёт он, не каждому. Для того, чтобы «Чапаев» стал билетом из дурдома №17, Вам понадобится определённый багаж опыта жизненного, философского, религиозного, или психоделического. Но даже если у Вас ничего из этого нет, всё равно попробуйте. Быть может, Вам будет интересно, смешно или даже страшно, на что искренне надеюсь. Ну а если Вы всё-таки осмелитесь проснуться, то обязательно присоединяйтесь к нам с Петькой, Анкой и Чапаевым! Полетаем среди несуществующих полей эфедры, в бесконечном потоке условной реки абсолютной любви…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Единственный путь к бессмертию для капли воска — это перестать считать, что она капля, и понять, что она и есть воск. Но поскольку наша капля сама способна заметить только свою форму, она всю свою короткую жизнь молится Господу Воску о спасении этой формы, хотя эта форма, если вдуматься, не имеет к ней никакого отношения. При этом любая капелька воска обладает теми же свойствами, что и весь его объем. Понимаете? Капля великого океана бытия — это и есть весь этот океан, сжавшийся на миг до капли. Но как, скажите, как объяснить это кусочкам воска, больше всего боящимся за свою мимолетную форму? Как заронить в них эту мысль? Ведь именно мысли мчат к спасению или гибели, потому что и спасение, и гибель — это тоже, в сущности, мысли.»

Оценка : 10
«Смотритель» [Роман-эпопея]
–  [ 6 ]  +

vfvfhm, 30 сентября 2022 г. в 11:59

Вновь оказалось, что йа не один такой умный. Уже нагородили огородов и наговорили всякого на бедного подпоручика Же. Я тоже очень критически с возрастом и опытом стал относиться к творчеству ПВО, но эта книга произвела большое и неизгладимое впечатление.

Она увлекательная, веселая, умная и тра-та-та, но не это главное.

Главное, во-первых, что Виктору Олеговичу удалось написать вполне себе серьезный и достойный философско-эзотерический роман, с настоящей онтологией, пусть и парадоксальной. Причем в отличие от неудачного «Бэтман Аполло» здесь апории излагаются легко и ненавязчиво (почти всегда), и не замедляют действие (почти всегда). Есть над чем с интересом и азартом подумать.

Во-вторых, и для чувств здесь выделен угол, да целый полигон. Книга получилась очень светлая и добрая. После трех очень мрачных и жестоких книг, две из которых еще и провальные, Пелевин вспомнил, что религия должна обезболивать, а не молотом по башке дубасить. Книга дарит радость и душевный подъем, призывает не гнуть выю перед своими духовными демонами, а легко их разгонять ,как надоевшую мошкару. Любовь, что движет солнце и светила, и тут не подвела и спасла целое мироздание.

За три убедительно проповеданные идеи можно простить любые огрехи книги.

Живая девушка, даже с головными тараканами, лучше и полезнее для здоровья души, чем любой виртуальный симулятор.

Богатые думают, что жить надо ради глюков, а жить надо только ради неба.

Мы все всего лишь сторожи, Смотрители потока света из прошлого в будущее, сам этот свет и есть.

Сегодня в жестокие дни ,когда атланты, расправив плечи, ныкаются в самые глухие углы и самые тесные щели за печками, полезно напомнить, что люди не уникальные снежинки, без которых мир рухнет, а ничтожные части единого потока, который грандиознее любых наших о нем представлений.

Алексис де Киже дает невероятный урок жизненной стойкости и мужества. Он пошел до конца, и никакой правды не испугался.

Эта позитивная и жизнеутверждающая книга — один из лучших роман Виктора Пелевина.

Я его практически целиком прослушал в исполнении Сергея Чонишвили. Великолепная работа артиста! Даже неизбежные скучные моменты он с блеском вытягивает. Горячо рекомендую!

Оценка : 9
«Чапаев и Пустота»
–  [ 6 ]  +

ВладимирВас, 30 августа 2021 г. в 11:42

Как я уже писал в другом отзыве — Виктор Пелевин очень простой (нишевой) замороченный автор и не надо перечитать все его книги, чтоб понять свое отношение к его творчеству. Либо Вы в восторге от его философских мыслей и их подачи, либо его философия, ирония и юмор для Вас слишком примитивные/непонятные. ВСЕ!!! Ничего не поменяется с чтением его других романов. Это или Ваша планка, или нет. Тот кто описывает события может нравится разным читателям в зависимости от описываемых событий, тот же, кто описывает душу человека и восприятие мира или Вам близок или чужой и пока Вы сами существенно не изменитесь он не станет для Вас другим. А книг Пелевина крайне мало, чтоб Вы на них изменились, да и не педагог он. Он болтун-философ рисующий перед единомышленниками свою картину мира или иронизирующий над миром с позиции своих светофильтров, но ключевое тут «перед единомышленниками», так как форма подачи для других будет или некомфортная, или даже неприятная.

Чапай самая известная книга автора и в ней он поразмышлял о многом. Если Вам близко творчество Пелевина, то я Вам рекомендую поразмышлять вместе с ним.

Оценка : 9
«Омон Ра»
–  [ 6 ]  +

ВладимирВас, 30 августа 2021 г. в 10:43

Сильными сторонами произведений Пелевина является их глубокая и многослойная философичность, просто виртуозная ирония и включение в повествование мелких фраз, деталей или полутонов, которые настолько всегда попадают в цель, что даже самый надуманный сюжет превращается в знакомую реальность и даже Станиславский сказал бы: «Верю». Людям выросшим в СССР, служившим и до сих пор не знакомым с творчеством Виктора Пелевина, я бы рекомендовал начать знакомство с этого небольшого романа, в нем раскрыты все лучшие стороны писателя и сделано это в сжатом, концентрированном виде, почти без воды. Молодым людям наверняка тоже стоит начать с этого романа, но там уже как пойдет. Возможно, если для Вас СССР и наши нынешние государственные приоритеты и наклонности что-то идущее параллельно Вашей жизни, то Вы и не поймете ни иронии, ни философичной глубины, и тогда весь роман покажется бредом воспаленного мозга. Но большинству, даже молодых людей, должно понравиться. Эта книга из разряда тех, что после прочтения еще долгое время вспоминаешь из нее какие-то тезисы или сцены и вновь и вновь смакуешь их, обдумываешь и удивляешься, как тонко автор умеет передать мысль. Вердикт: Рекомендую.

Оценка : 10
«Непобедимое солнце»
–  [ 6 ]  +

newARTix, 09 августа 2021 г. в 17:22

Вчера перед сном дочитал книгу и через сутки сформировались следующие наблюдения:

Первые 80% книги ждёшь завязки, она вроде бы уже произошла, но нет никакого конфликта, никакой проблемы, просто набор безсвязных событий которые происходят со схематичной глав героиней. Движение есть, прогресса нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А в конце, вдруг развязка. Которая, к слову, полностью совпадает с прогнозами, никаких сюрпризов.
Ни интриги, ни детектива толком не выходит. Просто перечисление событий по пути из точки А в точку Б. Типа роудмуви, только без хоть сколько-нибудь интересных персонажей. Глав героиня прописана плохо. В «Фудзи» автор от имени женщин видимо уже все сказал. В среднем книга получилась скучной (да-да, этого только ленивый не написал, но это факт), а в конце ещё и скомканной, явно торопились. Кто бы там её не писал.

Скомканная скука это ужасно.

Оценка : 4
«Смотритель» [Роман-эпопея]
–  [ 6 ]  +

majj-s, 15 декабря 2020 г. в 08:23

О Магии и Каретах.

Между читателем и героем Пелевина всегда дистанция. Допускаю, что есть люди, читающие книги ради наслаждения языком и стилем; есть, отдающие приоритет сюжету; есть — черпающие из них знания («Любите книгу — источник знаний» Максим Горький). Я примитивная эгоистка, ищу везде свое. В каждой ситуации, в поступках персонажей, в них самих. Герой может быть ребенком или стариком, воином, узником или купцом, животным, ангелом или демоном, вообще куском свиной кожи — не суть важно. Иногда происходит что-то, включающее радость абсолютного узнавания и, пусть на мгновение, понимаешь: это обо мне, сливаешься, наполняешь живой кровью. Парадокс, тебя становится не меньше, а больше после этого, ты оставил свой отпечаток и другие, кто почувствует то же, будут забирать частичку тебя. И так прибудешь в мире.

С Виктором Олеговичем этого не получается. Его герои могут вызывать симпатию, уважение и восхищение; можешь думать о них: ну совершенно мое! Но между тобой, читателем, и персонажем всегда остается промежуток ничейной полосы. Как два магнита, которые пытаешься сблизить одноименными полюсами: до определенной границы сходятся, а дальше никак. Всегда так, даже с лисичкой Ахули, даже с Шестипалым, которого люблю полтора десятка лет. «Смотритель» не исключение.

Он милый и славный, Алексис де Киже, и нравится мне. Местами даже сильно. А в самом начале первой книги почти казался родным. «Почти» не считается. Привычная пелевинская отстраненность вступает в права. Ни подвиги, которые совершает парсонаж парсипаль, ни обуревающие его сомнения, ни грозящие ему смертельные опасности, ни горечь потерь, ни удивительные прозрения — ничто не способно отменить дистанцию. «Мило то как! — только и думаешь, — Как китайская лаковая шкатулка: нарядно, изысканно, в меру остроумно и вообще — сон в нефритовом павильоне».

Что? Не китайское? Да какая разница Он — Мастер и равно легко оперирует архетипами и антуражем мифологии человечества: Дальний или Ближний Восток, Южная Америка или Древняя Греция, масонская эзотерика или легенды о вампирах. Тяните карту, какую вытянете, такая вам и будет история. Что? Не получается интегрироваться? А этого никто и не обещал. Вас пустили посидеть в карете, видите, как раскачивается, как скрипят рессоры и что-то словно мелькает за глухо зашторенными окнами. Но того, что карета будет ехать реально, никто не обещал.

Забавная метафора с каретой, на самом деле, несет куда большую смысловую нагрузку, чем все глубокомысленные построения с Железной Бездной, Последним Поворотом и Каким-то Там Змеем. Просто потому что она точнее всего отражает происходящее. В колоде Таро есть карта, которая называется «Маг» и имеет значения от «Чародей и Волшебник, Творец миров» до «аферист, мошенник». Срединная ипостась «фокусник, престидижитатор». В этом качестве народно любимый писатель чаще всего и выступает. Он показывает свое шоу. Находясь всегда над зрителем.

А если чуть склонен при этом передергивать карту — он в своем праве, представление-то его. А если творит иногда, увлекшись, новый мир — радуйтесь, глупые. Это счастье, присутствовать при сотворении Мира.

Оценка : 10
«Чапаев и Пустота»
–  [ 6 ]  +

majj-s, 15 декабря 2020 г. в 07:31

О нахождении во Внутренней Монголии.

Случайность — неосознанная закономерность, и спонтанное решение прочесть «Чапаева и Пустоту», созревшее аккурат накануне пятьдесят пятого дня рождения автора, случайным быть не могло. В мире по большей части все переплетено сложнее, чем мы и вообразить можем, но про солярные возвращения вам любой астролог объяснит: когда Солнце возвращается раз в году в точку, где находилось при рождении человека, он должен особенно остро ощутить себя живым. Этой цели служат толпы гостей, шумные попойки, кучи подарков. Но иногда неплохо справляется внимательный взгляд, который юбиляр почувствует как мимолетную ласку ниоткуда, как прохладную руку друга на своем лбу.

Итак, «Чапаев и Пустота» — книга, которую все, кто есть кто-то прочли многие годы и даже десятилетия назад и любой разговор о Пелевине с его поклонниками, дойдя до нее, превращается в сказку про Белого Бычка: Как, ты не читала «Чапаева?» (типа: ну и о чем тогда с тобой разговаривать?) Примут в зачет другие стопицот книжек, которые ты сумела одолеть, а они, поклонники — нет. Но жиденьким, таким, плюсиком. По-настоящему жирный (плюс) относится к «Чапаеву и Пустоте».

И я ждала, признаюсь, безумства, феерии, невероятных откровений, но главное — такого Пелевина, какого еще не видела никогда. Не дождалась. Оно и к лучшему. Потому что люблю Виктора Олеговича таким, какой он есть: магом, волшебником, престидижитатором, виртуозом игры. А книги его театром, в котором не представляется возможным разобрать: тебе ли показывают представление или посредством тебя кому-то еще, скрытому за ширмой.

Критики и культурологи могут надувать щеки, классифицирукя раннего, позднего и раннепозднего Пелевина по категориям: фантаст, объяснитель, философ, брюзга; могут приплетать к месту и не к месту постмодерн (будь он неладен). Но мы-то с вами знаем, что Виктор Олегович нисколько не изменился с самой «Онтологии детства» и «Жизни насекомых». за которые полюбили его (и с «Омона Ра», и Generation P за которые лично я сильно не полюбила). В нем намешано много больше того, что среднестатистический читатель (даже неглупый и понимающий) может принять и осмыслить. В том и феномен писателя, за то и ценим.

А все же, к «Чапаеву», что в нем? Ну. во-первых, обращение к культовой фигуре. Я имею в виду, подлинно культовой. Сколько раз каждый из нас на протяжении детства и юности произнес: «Василь- Иваныч с Петькой...»? Ну, затрудняетесь ответить. Десятки тысяч, они у нас в мозгу как тот сахарок, который дрессировщик дает собаке за выполненный трюк — лексическая формула, предваряющая смех, неожиданное и парадоксальное разрешение мучительного вопроса, радость ощутить себя частью целого — все смеются, потому что все понимают одинаково.

Так вот, взять этих самых культовых и горячо, на уровне подкорки, любимых персонажей и сделать героями своего романа. Да не в простоте, над которой потешались, но сложными, умными, красивыми, с налетом нездешней буддисткой инфернальности. Эвона как, жизнь-то, оказывается, не так проста, как мы о ней думали. На самом деле она гораздо проще. И да, это дивный роман. Я много смеялась, грешным делом идентифицировала себя с Петькой и тихо млела от наслаждения хорошей литературой.

Оценка : 10
«Тайные виды на гору Фудзи»
–  [ 6 ]  +

Zangezi, 17 сентября 2020 г. в 18:19

Помните, «земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу»? По нынешним понятиям, половина тянет на сорок. Именно столько стукнуло герою романа Фёдору, олигарху средней руки, когда он осознал, что теперь ему многое по плечу, да ничего не хочется. Исправить досадное положение вызвался некий мелкотравчатый демонёнок-Дамиан. Подобно Мефистофелю, он искусил новоявленного Фауста «любовью, счастьем, божеством», а попросту — неземным блаженством. И всего-то нужно было подключиться с помощью хитроумных устройств к сознанию медитирующего буддийского монаха — остальное тот сделает сам. Покатает по нирване и оставит на поляне… Да вот беда: поляна-то иллюзорна, а нирвана нет, тут и до настоящего просветления недалеко. А зачем просветление нашему современнику? Обриться и в келью? Нет уж, увольте, интернета там нет, и вообще у меня вдова Клико выдыхается…

Вы уже поняли, что Пелевин предлагает нам Фауста наоборот, «Антифауста». Тот стремился к познанию, этот — к удовольствиям; тот горел любовью к людям, этому интересен только он сам; того спасла Вечная женственность, этот был пойман и проклят «женственностью» совсем иного свойства и калибра… Но, как и тот, этот вполне типичен своей эпохе, выражая её продымлённый, надушенный Zeitgeist. Впрочем, отдадим должное, никто так много и с таким талантом не критиковал, не высмеивал, не бичевал наше время, как Пелевин. Сатира его беспощадна и в новой книге. Печально другое: кажется, яд попал и в сердце автора, бумеранг поразил самого охотника.

Симптомы проявились уже в предыдущем «iPhuck 10», чьи человеческие герои были отвратительны, а симпатию вызывал лишь компьютерный алгоритм. В «Тайных видах…» нет и того. Здесь омерзительны все (неужели таков мир сорокалетних?). Погодите, скажет иной читатель, уже познакомившийся с текстом, а как же буддийский монах? Благородный, мудрый, просветлённый… Вот с буддизмом-то и самая проблема. Не тот это буддизм, не пелевинский, точнее, не Пелевина времен «Чапаева и Пустоты», «t» и даже «Смотрителя», а Пелевина нового, бесстрастно-холодного, как та пресловутая улитка, слюнявящая Фудзи. Факт, который ускользнул от всех рецензентов, но который хочется выделить прописными буквами, настолько он важен: в новом романе Пелевин мигрировал от тибетского буддизма к тхеравадинскому, от срединного пути Махаяны к крайностям Хинаяны. Теперь он говорит не на тибетском или санскрите, а на пали, и учится не у лам и тулку, а у архатов и саядо.

Ну и что? А то, что тхеравадинский буддизм это крайне суровая система психотехник, которая не оставляет человеку никакого иного выбора, кроме как между одним ничего (иллюзорный мир сансары) и другим ничего (полное угасание и растворение в нирване). Tertium non datur! Высшее достижение Хинаяны — это состояние архата, или пратьекабудды — будды-для-себя, замкнутого аскета, реализовавшегося одиночки (в каком-то смысле оба героя романа — Фёдор и Татьяна — также пратьекабудды, так как они достигли всего того, чего для себя хотели). Махаянский буддизм отвергает подобные крайности, ставя на идеал бодхисаттвы — обрётшего просветление, но оставшегося в сансарном мире, дабы деятельно способствовать пробуждению остальных живых существ. Мы помним этих прекрасных персонажей предыдущего творчества Пелевина: Василия Ивановича, Владимира Соловьева, смотрителя Алекса… Куда они делись? Вместо них — лишь саядо Ан, отрешённо взирающий на мельтешение «необузданных полярных демонов». Некого спасать, да и незачем…

Неудивительно, если в новом романе отчётливо проявилось то, что некоторые критики уже окрестили «мизогинией» Пелевина: язвительное изображение женщины как препятствия на духовном пути мужчины. Это закономерно вытекает из учения тхеравады, согласно которому женщина принципиально не способна стать буддой и должна стремиться к мужественности, дабы переродиться в более благоприятном теле мужчины (пелевинская философиня-качок Жизель по сути пытается сделать это извращённым способом). Как и многое другое, Махаяна отменила подобное ограничение, словами «Лотосовой сутры» провозгласив возможность немедленного просветления женщины (на примере девочки-дракона). И ведь была у Пелевина такая светлая девочка-лиса — А Хули. Увы, вместо неё теперь злобная ящерица-игуана с металлическим крюком в живородном органе…

Таким образом, перед нами самый реалистический, самый мизантропический, самый холодный роман Пелевина. Роман, в котором автор решается на радикальный мировоззренческий поворот и даёт, подобно Гёте, архетипический портрет не только ищущего, но и реализовавшего себя современника. Несомненно, это большое произведение большого духовного писателя. Но, во имя Будды, как же тошно его читать!

Оценка : 5
«Смотритель» [Роман-эпопея]
–  [ 6 ]  +

Кропус, 13 января 2020 г. в 01:03

По началу нравилось и было любопытно, но конец автор просто слил в пустоту, буквально! Ничего нет, нам просто всё кажется, но нас тоже нет и мы кажемся сами себе. Даже любопытно, как оценит книгу будист. Но я — не будист.

Ещё момент, если прошлое физически не существует, а в тексте на это указано прямо, то как может существовать протянувшийся через время змей?! Или я чего-то не понял?

Оценка : 3
«Затворник и Шестипалый»
–  [ 6 ]  +

Yosho, 17 октября 2019 г. в 21:32

Повесть прекрасный образец раннего Пелевина. Светлый и веселый.

Почитал отзывы. Создается ощущение, что те кто не оценил юмор, видимо просто Кастанеду не читали)

Затворник и Шестипалый по сути пародия по мотивам Кастанеды и если не читали оного, то половина шуток просто могут быть непонятны.

Кстати это касается и многих других ранних книг Пелевина. Чтобы полностью понимать все шутки, надо Кастанеду прочесть)

Оценка : 10
«Искусство лёгких касаний»
–  [ 6 ]  +

Manowar76, 28 августа 2019 г. в 12:34

Почему решил прочитать: моя ежегодная порция Пелевина! С пылу с жару!

В итоге: впервые за долгое время чувствую некоторую растерянность перед написанием отзыва… За пять дней с начала продаж книги вышло уже столько рецензий на томик, что сказать что-то новое очень сложно и почему-то даже не очень хочется.

Три повести, мало связанные друг с другом. Суммарно похоже на «П5 (Пэ в пятой)» и в чуть меньшей степени на «Ананасную воду для прекрасной дамы ». Но при этом все повести, особенно центральная, увязаны в пространстве PelevinVerse, общей для большинства произведений Виктора Олеговича.

«Иакинф» лично мне напомнил, как и некоторым другим рецензентам, «Кормление крокодила Хуфу». Почему-то светлый по настроению и очень несложный триллер-страшилка, развязка которого становится ясна практически сразу, даже если не задаёшься целью разгадать манёвр автора.

Главный конспирологический элемент – божество Сатурн/Кронос/Время и поклоняющиеся ему долгоживущие жрецы.

Хлёсткие, злободневные, но при этом какие-то ленивые афоризмы, высмеивающие общество потребления, прилагаются.

Что смутило — человек, бывший юношей в девяностые, спрашивает у четырёх 20-30-летних друзей, знают ли они, кто такие экстрасенсы... Вся четвёрка, в принципе достаточно образованная, в один голос уверяет, что им это слово незнакомо... Да ладно!? Не верю, Виктор Олегович! Страшно далеки вы от народа! Сейчас, как минимум, существует заслуживающий внимания феномен многосезонного реалити «Битва экстрасенсов».

«ИЛК» — наконец-то Пелевин отдал должное «дэнбраунщине». Дмитрий Быков ещё в 2006 изящно поупражнялся в этом жанре в «Коде Онегина».

Некий Голгофский проводит расследование, посвящённое гаргойлям, химерам, ноофрескам и, в конечном счёте, властью над миром.

Конспирологическая картина мира – спецслужбы, манипулирование с помощью СМИ и Интернета, Разум как божественная сущность. В эпизодах – масоны, бывшие нацисты, двинутые египтологи и французские интеллектуалы, начиная с Руссо и де Сада.

Актуальная повестка последнего года отработана на ять: жёлтые жилеты, пожар в Нотр-Дам, дело Скрипалей. Причём всё это достаточно слабо увязано с магистральным расследованием главного героя.

ПВО опять, не стесняясь, ругает литературных критиков, в какие-то моменты практически напрямую полемизируя с рецензией Юзефович на прошлогодний роман.

«столыпин» – эпилог к прошлогодней «Тайные виды на гору Фудзи» . Страшный, зверино-серьёзный мир зэков, оттеняющий своим ужасом потребительский рай олигархов. Мощно. Предельно цинично и издевательски, но при этом максимально правдиво.

Спасибо другим рецензентам за расширение контекста! Разве я мог знать, что египтолог Солкинд — это пародия на реально существующего альтернативного учёного Солкина, а Голгофский — это якобы некий реальный писатель Галковский. Разве не прочитав ещё «Венерин волос» Шишкина я мог бы понять, что лодка, нарисованная над шконкой – это не просто так, а кивок Шишкину. По мнению Галины Юзефович в «ИЛК» есть отсылки и к «Седьмой функции языка» Лорана Бине. Но я, дочитав «Седьмую функцию» на данный момент до середины, особых параллелей, кроме условностей «дэнбраунщины», не заметил.

Выше? Ниже? Лучше, хуже других произведений? Примерно на одном уровне. Может, не так ярко и необычно, как романы, действие которых происходит в будущем/прошлом или странных мирах («S.N.U.F.F.», «t» «Смотритель», «iPhuck 10»), но вполне сравнимо с вещами, разворачивающимися в условно нашем мире («Empire V», «Бэтман Аполло», «Тайные виды»).

9 (ОТЛИЧНО)

Оценка : 9
«Затворник и Шестипалый»
–  [ 6 ]  +

_xander_, 15 мая 2019 г. в 15:34

Понравилось. Можно сказать, что знакомство с автором оказалось удачным.) Про социально-сатирическую подоплеку повести в отзывах и до меня написали достаточно, по большей части с ними согласен и дублировать не вижу смысла. Но по прочтению не остовляет ощущение, что я прочел классическое фэнтези с отмеченным судьбой героем, с всезнающим опытным наставником и другом, скитаниями, ломкой мировоззрения и изматывающими тренировками, финально-смертельной битвой с участием «богов» и, как награда, обретение новых, чудесных способностей и целого нового мира))) Практически перумовское «Кольцо Тьмы» в сокращенном варианте.)

Оценка : 8
«Жёлтая стрела»
–  [ 6 ]  +

eatenbrain1, 27 апреля 2019 г. в 13:07

Первое прочитанное произведение у Пелевина...

Что ж, пару дней ходил, будто «плитой придавленный». Умеет автор «загрузить» в чужой мозг свои мысли...

Если в целом, то — красивый язык, мегасимволизм каждой фразы и тонны философии «за кадром».

Мне очень понравилось.

Конечно, когда уже сочувствуешь ГГ, то хочется чего-то более определённого в финале, конкретного, что-ли. Но жизнь — она ведь никого не балует! Сапогом по носу сьездить — это уж запросто. А плюшки халявные — так они только у писателей-фантастов :)

В общем, финала хочется такого, чтоб был стопроцентный «хеппи энд», а автор нарочно делает последнюю сцену размытой — мол, каждый по-своему понять должен.

Оценка : 8
«Принц Госплана»
–  [ 6 ]  +

Manowar76, 04 апреля 2019 г. в 14:26

Сначала немного цитат:

«Саша ненавидел Бориса Григорьевича той длительной и спокойной ненавистью, которая знакома только живущим у жестокого хозяина сиамским котам и читавшим Оруэлла советским инженерам.»

«Господи, – вдруг подумал он, – а я ведь действительно живу в этом… в этой… Стою пьяный в очереди за портвейном среди всех этих хрюсел – и думаю, что я принц?!»

Очень добрая и элегическая вещь, написанная просто и без красивостей. Немного суфизма, немного буддизма и много любви к старым досовским играм. Играл практически во всё, но, к своему сожалению, даже никогда не слышал про бродилку «Targhan» про варвара. Очень жаль.

Оценка : 9
«Тайные виды на гору Фудзи»
–  [ 6 ]  +

necrotigr, 19 марта 2019 г. в 22:04

Как написать книгу Пелевина? За основу взять буддийское учение о пустоте и нирване, добавить древнюю мать-землю, приправить острыми злободневными шутками, и не забыть обновить антураж. В новом романе нет Angry Birds и айфоны упомянуты вскользь, зато сильно достаётся Илону Маску. В литературном плане хороша завязка и структура романа, такая закольцовочка. Порадовали подробные — возможно, наиболее подробнве из всех книг — объяснения по медитации. А помимо чувства дежавю огорчила концовка — как-то слабовато, да и вообще линия феминисток-игуан играет только на злободневности движения #metoo, а по сути совершенно искусственно пристыковано.

Итог: читать стоит, но без особых надежд. На будущее. Которого нет.

Оценка : 7
«Водонапорная башня»
–  [ 6 ]  +

Manowar76, 19 февраля 2019 г. в 11:55

Почему: в рамкам проекта по перечитыванию всей малой прозы Пелевина. По рассказу в день.

В итоге: поток сознания длиной в целую жизнь и всего в одно предложение. Из известных писателей похожей длины предложения позволял себе только гуру ланиноамериканского магреализма Маркес. И то они у него были покороче.

Практически вся история СССР через призму судьбы одного человека.

Да, большинству эпизодов уделено всего по паре строк, но сами моменты раскрыты стильно и мастерски.

И да, в рассказе в концентрированной форме заархивировано большинство тем и настроений позднего творчества Пелевина.

Шедевр и по форме и по содержанию.

Оценка : 10
«Спи»
–  [ 6 ]  +

Manowar76, 19 февраля 2019 г. в 11:47

Почему: прочитал отзыв на фантлабе, решил перечитать

В итоге: сюр эпохи позднего застоя. Метафора последней советской эпохи.

Ближе к концу рассказа главный герой оказавшись на перекрёстке, встречает похожих на ангелов дружинников Михаила и Гаврилу, выпивает с ними водки, потом несётся куда-то ввысь. Вроде бы всё прозрачно — героя сбили, его приняли ангелы. Но потом почему-то герой уже в возрасте, у него жена и дочь, взрослые скучные проблемы...

С одной стороны концовка со взрослой жизнью лишняя, с другой — возможно в тот момент на перекрёстке душа покинула тело, а тело осталось жить, уже не просыпаясь.

Короче, сплошная неясность, как и должно быт в сюрреализме.

Написано замечательно, хорошим литературным языком.

Оценка : 9
«Бэтман Аполло»
–  [ 6 ]  +

Aleksii, 11 февраля 2019 г. в 15:24

Дочитал «Бэтмен Аполло» и должен заявить, что считаю книгу лучшей из всех пелевинских.

При это догадываюсь почему книгу считают неудачной: автор загрузил читателя по полной программе, соотношение между «бу-га-гашечками» и философией оказалось сильно в пользу последней (а многим хотелось бы видеть Пелевина просто рассказчиком анекдотов и автором метких афоризмов, и чтобы всё это было в лёгком психоделичном антураже), десакрализация оппозиции.

В общем, Пелевин решил перемолоть всё мироздание в виртуальную пыль и проделал это немного болезненно для читателя и достаточно неторопливо.

Оценка : 10
«Некромент»
–  [ 6 ]  +

URRRiy, 04 января 2019 г. в 14:16

Натужный рассказ с хорошей в принципе идеей, что «лежащий полицейский» — это душа погибшего гаишника, по аналогии с: «вертолет — это душа погибшего танка», но политические приколы, по моему мнению, у автора не получились. Разного рода философы Дупины и пр. только размывают эту идею, а нормальных шуток всего одна-две, что никак не окупает избыточности текста.

В целом, прикольная мысль реализована через ту самую «дупу», в результате нормальный рассказ превратился в нудноватую недоповесть, поэтому не могу рекомендовать сей опус почитателям Пелевина, дабы не расстраиваться зря.

Оценка : 6
«Тайные виды на гору Фудзи»
–  [ 6 ]  +

Nikquest, 13 ноября 2018 г. в 12:14

Пелевин написал в своем привычном сатирическо-постмодернистском стиле роман о счастье и методах его достижения, подводя целые научно-стартаповские разработки под сие творение. Только счастье — излишне философская абстракция, чтобы так легко достичь его понимания. Пелевин и не достигает, он — опять же, в своем намеренно-разнузданном, размашистом стиле — изощренно ездит читателю по ушам, мозгам, глазам, пускает пыль моднявыми течениями и умелым переплетением всего подряд, от фемкоидей до скрытого желания эксгибиционизма, но в душу — которая, как он сам рассуждает, может находиться где угодно, — сей продукт не попадает совсем. Прежде всего, такой формат заметно утомляет, перегружает и идеально описывается фразой «обо всем и ни о чем». Поэтому автор и скачет по любому инфоповоду последних лет с самоцелью обстебать или хотя бы упомянуть в ироническом ключе каждый пришедший на ум пунктик. В итоге получается жутчайшее месиво, когда спустя десятки страниц уже забываешь, о чем были предыдущие главы. Запоминаются только ключевые события да парочка жалких персонажей вроде олигарха, мечтающего обнажиться перед школьной красоткой, которая давно уже вышла в тираж. А как неуместен здесь формат писем-обращений, ууу... Вроде бы понятен замысел, показать через некое подобие исповеди изменения в человеке, но здесь оно совсем стремно смотрится. А может, такова и была цель автора: вызвать негатив и бурление. Кто его знает, я еще от Порфирия, клепающего детективчики, и чекистов с масонами не отошел, чтобы понимать переменчивость настроений Пелевина как автора...

Оценка : 6
«Омон Ра»
–  [ 6 ]  +

Uto4ka, 12 октября 2018 г. в 22:06

Необычная книга, как и всё творчество Пелевина. Смелая идея в сочетании с неплохой литературной проработкой. Картинка настолько зрима, что начинаешь верить, а вдруг такое возможно. Именно этого и добивался автор. Произведение оставляет тяжёлый осадок, но это скорее плюс автору, сумевшему так расшевелить читателя. То, что задевает душу — то искусство.

Оценка : 8
«S.N.U.F.F.»
–  [ 6 ]  +

aleksdesent, 17 сентября 2018 г. в 08:04

В 2011 был описан концепт художественных новостей, а в 2017 в Англии начали показывать длинный скрипучий снафф про шпионов.

Если фантасты предпологают варианты будущего, то меньше всего я бы хотел жить в вариантах Пелевина, но похоже — придётся.

Оценка : 8
«Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 04 июля 2018 г. в 18:26

Интеллектуальная проза или психоделика? Или, по большому счету, это одно и то же? :). Во всяком случае вещица не для любого ума. Для чего она писалась автором и что он хотел донести этой вещицей до читателя постигнут, думается, далеко не все. У меня, например, так и не получилось :(. Если это всё-таки стёб, то ну уж очень заумный.

Между тем Пелевин вполне благополучный и, можно сказать, всё еще модный писатель. И издают его много — значит есть спрос на его книги, значит его читают. Понятно, что все люди разные, и наслаждаться текстами Пелевина дано, к сожалению, не всем. Остаётся только искренне позавидовать тем читателям, которые могут получать удовольствие от таких, на первый взгляд, бессмысленных книг :).

Оценка : 1
«Жёлтая стрела»
–  [ 6 ]  +

Ferucil, 31 января 2018 г. в 16:07

Отзыв относится не только к данной повести, но и ко многим другим произведениям автора.

Первое, о чем стоит сказать, Виктор Пелевин относится к тому разряду авторов, произведения которых читают ради подтекста. Его особенностью среди такой категории писателей есть частые остроумные игры слов, в том числе иностранных, ну и конечно всем известная эксцентричность, которую кто-то обзовет кичливостью, а кто-то оригинальностью, на ваш вкус, в выборе названий своих трудов. То есть главное, что следует сказать, сюжет его книг ценен не сам по себе, а только как оболочка, в которой автор держит свои размышления и чувства, а потому поверхностный синопсис не имеет смысла, нужно очерчивать ощущения, они скажут больше.

Прочтение книг Виктора Пелевина всегда вгоняло меня в глубокую печаль и уныние. Его серые, неприглядные панорамы страшили меня много сильней, чем преувеличенная мрачность, а тем паче загадочность книг так называемых «мастеров ужаса». Даже Хичкоку (а на его стороне было не только слово, но и сила экрана) не удавалось заставить прочувствовать меня так, как Пелевину. Видно, страх слабее пустоты безнадежности, которую неизменно испытываешь после ознакомления с творчеством автора.

Кроме того, вышеописанной эмоции сопутствует некоторая растерянность, озадаченность человека, который вдруг понял, что потерялся. Возможно, в пустой комнате. По-моему, хуже всего потеряться в пустой комнате, ибо некому тебя найти да и тебе не к чему выйти. Звучит напыщенно, но это тот случай, когда помпа соответствует истине. А может быть, хуже всего то, что где бы ни находился все превратится под влиянием Пелевина в пустую комнату?

Важно, что в палитре автора светлых красок очень мало, но с другой стороны, от этого те, что есть приобретают баснословную ценность. Исходя из этой драгоценности и дефицита (видимо, внутреннего) волей-неволей писателю приходится расставлять светлые мазки вдумчиво, с филигранной точностью стратега, в чьем распоряжении крайне ограниченный контингент войск. Продолжая метафору могу сказать, что свои бои за высказывание себя и внимание читателя Пелевин выигрывает, хотя и с переменным успехом.

В этой повести автор не изменил своему кредо «Настоящий писатель всю жизнь пишет одну книгу» и продолжил темы, начатые им ранее и продолженные в более поздние периоды, которые лаконично можно обозвать «общефилософскими», но такая формулировка не только унижает за своей избитостью и бесформенностью авторские установки, но и не способствует раскрытию ни вопросов, ни пограничных ответов, предлагаемых автором. Впрочем, касательно ответов, я всегда думал, что задача философии — напоминать миру о тех вопросах, которые мир не разрешил и заставлять последнего сомневаться в тех ответах, которые он дал. Этим Виктор Пелевин и продолжает заниматься в «Желтой стреле», не самой сильной, но достойной своей работе.

Оценка : 8
«Т»
–  [ 6 ]  +

roypchel, 30 января 2018 г. в 11:47

Один из самых спорных романов нашего кумира. Граф Толстой, Достоевский, Чапаев, духи, Оптина Пустынь, вот это всё.

Нет ничего более пошлого и банального, чем история литературного героя, встречающегося со своим творцом. Этот сюжет обыгрывался бессчётное количество раз, на разные лады, так что сказать нечто действительно новое здесь практически невозможно.

Автор о книге: «Эта книга вовсе не о Толстом — он там ненадолго появляется всего в одной главке. Это книга об абстрактном путешествии, которое удаётся проделать в жизни некоторым людям. Мне интересно было составить карту такого путешествия, значки на которой соответствуют некоторым элементам известной мне реальности. А выбор героя — графа Т. — большая загадка для меня самого... Льва Толстого я люблю с детства. Меня всегда завораживала странная красота смерти Толстого, этот его уход из дома в вечность. Понятно, что на самом деле он дошёл до своей Оптиной Пустыни. Кстати сказать, мне до последнего момента даже не приходило в голову, что в следующем году будет столетие ухода Толстого из Ясной Поляны, — я это понял, только когда рукопись была готова. Своего рода знак».

В общем, если вы готовы продираться сквозь тонны воды из философии, метафизики и странных аллюзий и метафор — то велкам.

Оценка : 4
«Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»
–  [ 6 ]  +

Vadimnet, 18 декабря 2017 г. в 12:49

При всей моей любви к Виктору Пелевину этот роман показался слабым. Такое ощущение, что автору необходимо было что то быстро написать, вот и возник винегрет из весьма простых компиляций: здесь и теория заговора, и массоны, и чекисты, и каббала, и уголовники, и рептилоиды на закуску. И все очень поверхностно. Чувствуется, что автор встречался с массонами и задавал вопрос, а что было бы если.... Говорил с кем-то из каббалистов... Читал «Таящийся у порога» Лавкрафта, «Рыбарей и виноградарей» Харита, и “Колесо рефинансирования» Шленского, и «О нем и о бабочках» Липскерова... Но от любимого писателя ждешь больше, чем просто текст с набором модных тем. Ждешь его собственной трактовки этих самых тем. А вот этого то как раз в романе нет. Опять же литературный язык. Ну не нравится мне, когда писатель вытаскивает сюжет за счет мата, или перечисления имен из политических сводок. Вот и получилось, что писатель — любимый, а роман — не понравился.Надеюсь на следующий...

Моя оценка: 5 из десяти

Оценка : 5
«Священная книга оборотня»
–  [ 6 ]  +

euthanazia, 04 декабря 2017 г. в 09:27

Напишу отзыв в такой же форме, как главная героиня записывала свои параллельные друг другу мысли:

1) В этой книге нет никакой философии, автор просто хотел посмеяться над псевдо-интеллектуалами, которые её там найдут.

2) В этой книге есть философия, и читатель, который её не нашёл, просто недостаточно просветлён.

3) В этой книге есть философия, но она настолько хромая, надуманная и узконаправленная, что истинно интеллектуальный читатель просто посмеётся над ней.

Оценка : 6
«Ника»
–  [ 6 ]  +

vgi, 22 ноября 2017 г. в 08:22

Странно, что кто-то вообще купился на этот шитый белыми нитками приём. Примерно с третьего абзаца становится понятно, что автор чего-то не договаривает. Ну, а заподозрив подвох, достаточно сложить два и два, чтобы понять, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ника — кошка.

Вопрос в том, остаётся ли в рассказе что-то после того, как разгадаешь эту немудрёную загадку. По-моему, мало что. Во многих ранних вещах Пелевина я чувствую некую энергетику. Но не в этой. Домашнее задание по предмету «постмодернизм», выполненное старательно, но формально, без души.

P.S. Немного похожий приём автор, кстати, использовал в «Затворнике и Шестипалом» — и там я действительно далеко не сразу догадался, где происходит дело и кем являются главные герои. Но, конечно, нелепо сравнивать «ЗиШ» с «Никой». Первое — безусловно, шедевр. В отличие от второго.

Оценка : 6
«Девятый сон Веры Павловны»
–  [ 6 ]  +

Dutugukqq, 11 октября 2017 г. в 14:56

Рекордное количество употреблений термина обозначающего отходы жизнедеятельности на страницу текста.

Что же, вполне допустимо применить сей термин и к оценке этого произведения

Оценка : 1
«Орден жёлтого флага»
–  [ 6 ]  +

VovaZ, 31 августа 2017 г. в 15:29

Роман, построенный на привычной для Пелевина, социальной софистике, вероятно наиболее ортодоксален, на фоне всего творчества автора.

Здесь Пелевин не просто строит мир оборотней, вампиров или адептов шумерского пантеона на основе привычного нам общества. Автор строит мир с нуля, на пустом месте. В том самом месте из «Чапаева и ПустотЫ», где «нет ничего... нигде».

В этой связи, все литературные параметры произведения неизбежно принимают несколько психоделический характер.

Повествование крайне динамично. Автор создаёт сущности, и тут же опровергает их. Строит философские постулаты, и ту же их громит.

Произведение написано в высоком драйве. Подкупает, как было сказано, крутой философской софистикой. Однако тем, кто возьмёт на себя смелость прочесть роман, не советую пытаться что-то понять. Следует просто течь и изменяться вместе с текстом. :)

Оценка : 8
«Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре»
–  [ 6 ]  +

serpe, 06 августа 2017 г. в 01:58

К моменту выхода этой книги Пелевин успел уже надоесть одними и теми же идеями, которые он пропихивал из книги в книгу — пустота, дзен и т. д. То есть вроде так-то ничего плохого в этом нет, но появилось чувство, что пластинку конкретно заело. Я уже приготовился к раздражению, но...

...книга прикольная! Она и ироничная, и захватывающая, и метафизичная до ужаса. Концептуально цельная. В отличие от большинства остальных его произведений. И это не смотря на то, что самоповторов избежать не удалось. Финал фееричен, просто катарсис! Предлагаю считать ее завершающей вполне конкретный период творчества, ибо потом пошло что-то уж совсем бессодержательное.

Оценка : 9
«Любовь к трём цукербринам»
–  [ 6 ]  +

Нортон Коммандер, 11 июля 2017 г. в 14:49

С творчеством Пелевина я знаком мало, поэтому о наличии или отсутствии самоповторов и снижении/повышении его писательского уровня судить не берусь. Когда-то давно, больше 10 лет назад, пробовал читать его ранние вещи, и тогда они мне скорее не понравились, чем понравились, и я знакомство с творчеством этого автора прекратил. Но прошли годы, изменились мы, изменился мир; и Пелевин наверняка изменился. И, заинтересовавшись доносящимися об этом романе суждениями, я его прочёл, и он мне скорее понравился.

«Любовь к трём цукербринам» состоит из четырёх отдалённо взаимосвязанных историй. Это история рассказчика Киклопа о себе и три написанные им повести.

Повесть «Добрые люди» — это сюрреалистическая история о том, как Птицы атакуют Древнего Вепря, используя обычных людей в качестве живых снарядов. Это авторская мифология, вдохновлённая игрой «Angry Birds».

Повесть «Fuck the system» — практически полноценный киберпанк. Мир будущего, где люди плавают в невесомости, подключенные к поддерживающей их жизнь автоматике, в то время, как вся их жизнь проходит в виртуальной реальности и в осознанных сновидениях, так же регулируемых компьютерными системами.

Часть «Dum spero spiro» похожа на притчу со светлым настроением об ангеле Сперо и говорящих животных, населяющих мир Эдем.

Мне же больше всего понравилась связующая весь роман история о самом Киклопе, человеке, которому вдруг открываются все тайны мира. Её можно расценивать как магический реализм или как городское фэнтези о герое со сверхспособностями, которого преследуют Птицы — могущественные существа из другого мира, пытающиеся разрушить наш мир. В этой части практически нет действия, в основном она состоит из рассуждений.

Пелевин направляет наше внимание на самые неприглядные моменты нашей реальности, в том числе на извращения. Я бы пожал Виктору Олеговичу руку уже за одно то, что он осуждает порнографию, даже если он, как это водится у постмодернистов, имел в виду что-то другое. Киклоп в «Цукербринах» предупреждает о том, что если мы не изменимся, то неизбежно попадём в тот киберпанковский мир, где за нас всё решено заранее, даже то, каким именно видом извращений мы будем страдать. Более того, наш мир уже очень близок к этому. Но философия этого романа не упадническая, не беспощадная и не безнадёжная; напротив, она конструктивная, вдохновляющая, гуманистическая. Нельзя сразу сказать, насколько это близко к истине, но Пелевин, словами Киклопа уверяет нас в том, что мы способны, проявив усилие, создать вокруг себя лучший мир.

Оценка : 8

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  8  9 10 11 [12] 13 14 15 16 . . . 32 33 34 35 36   (+10)»   (+24)»»



⇑ Наверх