Дж Г Баллард отзывы

Все отзывы на произведения Дж. Г. Балларда (J. G. Ballard)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 560

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11 12

«Человек из подсознания»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 17 декабря 2023 г. в 18:18

Экраны — экраны . А у нас билборды- билборды заполонили все трассы. Но не во всех странах билборды есть, видно запрещены их Законом. Автор в 1963 году предвидел назойливость рекламы на подсознание. А то ли ещё будет. Продать любой ценой. Всё-таки какой-то регулятор нужен -и ресурсы не бесконечны, и безработицу девать куда-то надо. И другие социальные проблемы. Но не слыхал даже, с чтобы их как-то обсуждали, не говоря о том, чтобы решали.

Оценка : 10
«Пленник кораллового рифа»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 17 декабря 2023 г. в 11:36

Короткий романтический рассказ о находке у моря, которая позволяет слышать звуки докембрийских морей. И загадка сюжета -прекрасная то ли женщина, то ли ящерица. Понравился сюжет. Нечто таинственное и прекрасное -жаль герой оказался не на высоте.

Оценка : 8
«Песочная клетка»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 15 декабря 2023 г. в 11:57

Номинант Премии альманаха «Gigamesh»     1985 года. Баллард часто в своих произведениях применяет метод отображения пустыни, песков как символ на мой взгляд опустошения человечности. И рисует эти пески с небывалым мастерством -они не отторгаются читателем -талант так отобразить. Вот и здесь для меня несмотря на трагизм ситуации пески Марса на мысе Канаверал обладают какой-то притягательностью -ну они во-первых укрытие для этих трёх беженцев. Талантливый сюжет.

Оценка : 9
«Из лучших побуждений»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 14 декабря 2023 г. в 11:26

Как рядовой сюжет попыток изменить убийством кого-либо историю будущего. Меня сюжет тронул трагизмом любви и её гибели. Попытка спасти свою любовь, на которую он положил десятилетия труда , создавая машину времени, и окончилась всё тем же , вдобавок и гибелью создателя. Круг времени замкнулся на нарушителе его.

Оценка : 9
«Перегруженный человек»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 08 декабря 2023 г. в 21:21

Как человек сходит с ума? Как рождается безумие? А никто не знает. Лечат уже постфактум. А само начало? Когда можно уберечь человека от развития болезни. Баллард нарисовал реально картину сумасшествия человека по его желанию — но... было ли это его желанием? Ему нравилось это делать — исчезать из мира и ...погиб.

Сильный сюжет. Если так рассматривать.

Оценка : 9
«Место Ожидания»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 26 ноября 2023 г. в 15:55

Взгляд на десятки миллиардов мегалет в будущее — и что автор видит глазами героя? Видит эволюцию и угасание Вселенной и снова её рождение. Циклическое и бессмертное — новая гипотеза 1959 года. Великолепно!

Оценка : 10
«Воронка-69»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 18 ноября 2023 г. в 17:59

Сюжет как пример , что не надо вмешиваться в создание Природы или Высшего Разума такое как человек. Пример сна взят как яркий фон для предупреждения ученых. Можно что угодно изменять в человеке -ещё пару рук -ног, две головы -думать будет побольше и т.д ., без остановки. А итог один — на сегодня мы не создатели с большой буквы, а копирователи. Не так скопируешь -гибель живого существа.

Оценка : 7
«Побег»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 16 ноября 2023 г. в 19:12

Лауреат премии альманаха «Gigamesh» 1985   года.

Трудно разобраться в замысле автора, настолько не ясно выражена мысль . Подтекст какой-то. Но как моё предположение: никто ведь кроме героя не обратил внимание на временную петлю. !!!!Смотрели сериалы   повторяющие одно и тоже каждые 15 минут. Никто в большинстве и не вдавается в осмысление происходящего в мире и вокруг них. Никто! Только герой наблюдателен, остальным по барабану. О чем это говорит? О возможности манипуляции массой населения.

Оценка : 8
«Чистильщик звука»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 04 ноября 2023 г. в 22:39

«Странные сближения» сыплются на меня как из рога изобилия. Перечитал эту изумительную новеллу в тот же день, когда узнал о не триумфальном возвращении Аллы Пугачевой. «Примадонна небытия», как остроумно назвал ее Александр Пелевин.

Герман Садулаев же считает, что это все мафиозные дела. Пахан должен управлять своей ОПГ в ручном режиме, глядя шестеркам глаза в глаза. Иначе теряет деньги и влияние.

Но судя по этому рассказу, западная эстрада основана на тех же принципах. И укоротить эту тусовку самозванного музбомонда может только простой народ. Те самые преданные слушатели, которых облапошивают дельцы от музыки.

А еще одной левой Баллард предсказал грядущую цифровизацию аудиоформата и полное изменение музыкальной индустрии.

Оценка : 10
«Звёздная улица, вилла номер пять»
–  [ 2 ]  +

amak2508, 05 октября 2023 г. в 09:21

В фантастике не так уж мало произведений о будущем живописи и литературы. Джеймс Баллард тоже, как видно, решил внести свою лепту в такие «прогнозы» — поразмышлял о возможном будущем поэзии. И сделал это очень неплохо — остроумно, увлекательно и красиво. Правда для этого ему пришлось допустить в свой сюжет настоящую музу поэзии и подпустить толику мистики, но в итоге, повторюсь, получилось и интересно, и красочно, и красиво. А так называемые поэты будущего, естественно, в результате вмешательства сей музы обрели способность писать стихи самостоятельно, безо всяких там костылей в виде компьютерных приставок. Хотя, если честно, настоящие поэты — эти люди не от мира сего — вряд ли когда бы замарали свои руки использованием таких вот электронных помощников :).

И ещё. Кроме всего прочего в рассказе нельзя не отметить удивительную красочность текста и романтичность повествования.

Оценка : 7
«Утонувший великан»
–  [ 2 ]  +

amak2508, 03 октября 2023 г. в 10:03

Начало рассказа сразу же заставляет вспомнить свифтовского Гулливера. Только вот дальше пути этих двух произведений резко расходятся: Гулливер остаётся Гулливером на все века, а утонувшего великана Балларда перерабатывают на удобрения. Цинично, но, в общем-то, очень похоже на правду и от этого никуда не денешься. А что ещё прикажете делать с протухшей горой мяса... :).

Только вот зачем об этом было писать? Чтобы ещё раз ткнуть человека в то, что он на самом деле из себя представляет? А Вы, уважаемый автор, уверены, что человек именно такой? Может быть в нем всё-таки есть и что-то другое? Во всяком случае из текста произведения выловить что-то по этому поводу не получается. Хотя, может быть, всё гораздо проще и это просто-напросто образец «интеллектуальной прозы» в понимании Джеймса Балларда?

Оценка : 5
«Ноль»
–  [ 2 ]  +

god54, 24 июня 2023 г. в 12:21

Мне пришлось довольно много работать с жалобами наших граждан, как в виде жалобных писем, так и записей в Книге жалоб. Абсолютное большинство было написано одним лицом, для каждого региона или уровня управления был свой герой. Практически все были психологически невменяемые, охваченные творческим зудом борьбы за светлое будущее... С ужасом представляю себе, что если бы им хоть часть способностей героя рассказа?!. Рассказ практически не фантастический, скорее сатирический, реалистичный. Даже без таких способностей наши борцы за правое дело положили на погост не одного человека... Почему за рубежом нет книг жалоб?..

Оценка : 7
«И пробуждается море»
–  [ 2 ]  +

Groucho Marx, 20 апреля 2023 г. в 09:53

Подчёркнуто странная импрессионистическая новелла о соприкосновении миров, основанная на старых рассказах Герберта Уэллса «Замечательный случай с глазами Дэвидсона» и «Дверь в стене». Баллард развил мотивы Уэллса, усилив их странность и неоднозначность до сюрреалистического уровня. Наверно, в сюжете «И пробуждается море» можно отыскать рациональные элементы, обосновать происходящее научно, но не хочется это делать из-за глубокой, пронизывающей текст меланхолии.

Оценка : 10
«Заметки ниоткуда (комментарии к текущей работе)»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 15 ноября 2022 г. в 21:36

Манифест прочтен в честь сегодняшней 92-й годовщины Джеймса Грэма Балларда.

Потрясающей силы документ от революционера, который, радикализируясь, покидает стратосферу прозы, чтобы выйти на космическую высоту гения-провидца.

Основная идея: повествование о настоящем и прошлом, роман о застывших социальных формах — все мертво и руинизировано. Реальность может описать только будущее, а оно чуждо повествовательной последовательности, поэтому проза должна сжаться до нейтронной плотности. Красота рождается на стыке математической модели и чистой сексуальности.

Поэтому — Сальвадор Дали. Полностью разделяю мнение Балларда, что картина Дали «Девственница, содомизируемая рогами своей собственной невинности» — одно из важнейших полотен 20 века. (Кто увидел впервые эту картину лет в 15 прекрасно меня поймет))

В отличие от большинства манифестантов, у Балларда слова с делами не расходятся. Последний пункт его заявления — потрясающее сюрреалистическое описание техногенного и апокалиптического пейзажа высохшего русла реки Рио Седо, убегающего в Средиземное море и увиденного с борта военного вертолета.

Отличная иллюстрация возможностей его нового метода.

П.С. Низкий поклон за перевод Александру Ибсоратову. Возможно, это самый талантливый переводчик на сегодня прозы ДжГБ на русский.

И огромная благодарность Ивану Калюжеву и всей команде «Найти Лесоруба» за издание невероятного фолианта «Выставка жестокости». Лучший из возможных подарков для тонких ценителей этого британского гения.

Оценка : 10
«Двенадцатая дорожка»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 15 ноября 2022 г. в 21:02

Сегодня годовщина Джеймса Грэма Балларда, 92 года. Вот и решил отметить день рождения любимого автора хотя бы чтением двух рассказов. Одного из самых ранних и одного из последних.

Баллард здесь виртуозно соединил тривиальный сюжет о любовном треугольнике со строгой научной базой. Получилась весьма оригинальная скульптура из художественной прозы, иллюстрирующая правильность выводов биологов-эволюционистов.

Человеку помогла выжить и развиться в царя природы не грубая физическая сила (неандертальцев она не спасла, например, как не спасла спортсмена), а интеллект.

Отсюда мораль: хочешь оставить потомство — все надо делать с умом, даже заводить любовные интрижки))

Оценка : 9
«Похищенный Леонардо»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 11 июня 2022 г. в 22:51

Очередная авторская фантазия на тему морали и религии. Впрочем, автор касается проблем не самой веры, а напротив — ее отсутствия. По библейской легенде, один из жителей Иерусалима отказал Иисусу Христу в отдыхе, когда тот нес свой крест на Голгофу. За это богочеловек «одарил» грубияна вечной жизнью вплоть до Второго Пришествия, чтобы у того было время оценить всю жестокость своего поступка. Так ничем не примечательный ремесленник Агасфер стал Вечным Жидом, презираемым всеми разумными людьми. Но автора интересует не далекое прошлое этого человека, а его настоящее: понял ли он суть своей промашки и, если понял, то пытался ли хоть что-либо исправить? Как вообще чувствует себя проклятый богом человек? Радуется своему бессмертию или тяготится прожитыми годами? Молится ли богу, в которого не верил, или, напротив, проклинает его? Не парадокс ли это — наказание бессмертием? Воистину — у создателей библейских хроник была весьма богатая фантазия! Они накидали нам столько поучительных историй, что только на их основе можно написать отдельную толстую книгу замечаний и комментариев. Я уж не говорю про интерпретации наподобие баллардовской — их количество вообще не поддается исчислению! Но моральная ценность древней легенды от этого только возрастает...

------------

РЕЗЮМЕ: поучительная история о настоящей цене бессмертия — награды или проклятия. Парадокс: жизненные примеры из Библии сейчас почти возведены в абсолют — но только в моральном плане. Практически же им почти никто не следует — даже постоянно твердящие про них священники.

Оценка : 8
«Звёздная улица, вилла номер пять»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 09 июня 2022 г. в 23:53

Очередная история из хроники мира Пурпурных Песков связана с поэтами. Впрочем, поэтами этих людей можно назвать с большой натяжкой: они только программируют стихотворные компьютеры (автоверсы, или попросту — рифмоплеты), а потом редактируют полученный текст. Но всё абсолютно меняется, когда по указанному в заглавии адресу поселяется загадочная женщина, считающая себя новым воплощением феи поэзии Меландер...

Сюжет рассказа перекликается с «Облачными скульпторами»: тот же конфликт между людьми искусства и некоей загадочной леди, приехавшей непонятно откуда. Только в том рассказе речь шла о скульпторах и дочери известного финансиста, здесь же собрались обитатели Парнаса во главе со своей музой. Интрига в том, что муза весьма амбициозна в своих стремлениях, из-за чего налаженный быт поэтов терпит крах и превращается в сущую муку. Автор прозрачно намекает на паранормальные способности своей героини, без которых она не смогла бы реализовать свои задумки. Тут явно попахивает мистикой, но в параллельном мире возможны и не такие «закидоны». Пурпурные Пески — это вам не наша Земля! Здесь цветы поют арии, дома копируют психику своих хозяев, а скульпторы работают не с твердым камнем, а с весьма изменчивым водяным паром. Чего ж тут удивляться бессмертной музе со сверхспособностями? Лучше поберечь свои эмоции для финала рассказываемой истории — он хоть и ожидаемый, но символичный и запоминающийся. Как глоток чистого воздуха в душной городской атмосфере. Возможно ли в наше время «чистое» искусство, или его в скором времени заменит некий электронный суррогат? Такой, например, как социальные сети, заменившие собой живое человеческое общение. Если тенденция сохранится, может стать реальностью анекдот про утоление голода при помощи фотографии бифштекса. Может, действительно имеет смысл вывести из строя все компьютеры на планете?

--------------

РЕЗЮМЕ: история про то, как одна муза заставила стихоплетов стать настоящими поэтами. Как ни странно, но у этой истории очень оптимистичный финал.

Оценка : 7
«Багряные пески» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 01 июня 2022 г. в 10:37

Рассказы , написанные в течение 14 лет, объединенные общим местом действия, поселок богемы некой страны, который деградирует, несмотря на выдающиеся достижения науки и техники того времени, выраженные в быте, архитектуре, градостроительстве. Удивительные придумки автора- поющие саморазвивающиеся скульптуры, живая одежда, живые дома, поющие цветы и прочее. Казалось бы счастье, всё для счастья человека, но автор накладывает на эту фантастику жизнь людей, их мораль. И несоответствие одно другому. Философский вывод — быт не определяет сознание! Очень на удивление блестящие сюжеты -все притом! Шедевры. Недаром издано в серии ШФ.

Оценка : 10
«Тысяча грёз Стеллависты»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 01 июня 2022 г. в 10:20

Из цикла «Багряные пески». Снова необыкновенная фантастика -живые дома из биопласта по любому желанию владельца- как фон для описания морали людей будущего. Автор здесь затронул очень тонкую сторону взаимоотношений между женой и мужем- это взаимоуважение и взаимотерпимость. И вот казалось счастье- свой дом навороченный, отзывающийся на любое желание владельца и не только на самые лучшие желания. А изобретенная техника будущего на свой лад ломает психику человека — а это ещё не искусственный интеллект.

Оценка : 10
«Звёздная улица, вилла номер пять»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 31 мая 2022 г. в 17:04

Из цикла «Багряные пески». Мистика с фантастикой- и посыл нам со взглядом на будущее — механизировать творчество не следует. Особенно поэзию. Ярко, смело, бескомпромиссно, таков автор в этом сюжете. И снова в сюжете женщина с загадочной вроде поначалу миссией, но как потом всё тривиально.

Оценка : 10
«Прощание с ветром»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 31 мая 2022 г. в 10:38

Из цикла «Багряные пески». Оказывается мы носим мертвую одежду, а автор придумал живую одежду. За это наивысший балл. Необыкновенная фантастика , а неё фоне жестокая героиня убивающая своих любовников. Техника меняется со временем быстро , а мораль очень медленно. Видно наступит момент, когда мораль не сумеет вообще догнать развитие науки и техники. Блестящий рассказ.

Оценка : 10
«Улыбка Венеры»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 31 мая 2022 г. в 10:33

Из цикла «Багряные пески». Необычная фантастика от автора. Он снова использует поющих скульптур как описание характеров персонажей и их поступков из будущего. На фоне удивительной придумки мы видим месть героини за непризнание её таланта. Якобы таланта — не каждому такой талант покажется талантом. Иные уши затыкают.

Оценка : 10
«Шестьдесят минут крупным планом»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 30 мая 2022 г. в 22:37

Писатель должен быть смелым. Иначе искусство не сотворишь. Баллард взялся рассказать историю об адюльтере, ревности и всепожирающей ненависти к объекту своего желания. В тысячный раз? в миллионный?

Однако оригинальность видения, смелость метафор и уникальный стиль восприятия реальности еще и не такие чудеса преображения мертвого сюжета живую историю совершали. Баллард, в своей излюбленной поздней манере смешивает в единый коктейль животную страсть и обезличивающие высокие технологии, и показывает — вот оптимист! — что даже в стандартизированном и дезинфицированном пластиковом мире будущего человеку по илу остаться человеком, во всем своем величие и, конечно же, мерзости.

Оценка : 8
«Облачные скульпторы коралла D»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 16 мая 2022 г. в 19:19

Из цикла «Багряные пески».

Номинант Премии SFinks 2003 года.

Романтика, мистика вроде бы как наказание за отсутствие морали героини забав, рискованные приключения. И это на фоне фантастики — как и сложно её представить. Фантастика необычная- вроде как обыденная до простоты -ну что там вырезать из облаков фигуры, но вписана автором блестяще. Очень замечательное написание сюжета.

Оценка : 9
«Зодиак 2000»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 11 марта 2022 г. в 10:15

Рассказ о том, как соревнуется безумие сознания и безумие мира, которое оно воспринимает. Однако Баллард оптимистичен — для некоторых возможно и исцеление, и спасение. Правда только через эскапизм и внутреннюю эмиграцию. Но лучше так, ведь альтернатива — смерть.

Очень характерный рассказ, показывающий, как работает его проза. При всей фрагментарности и недоговоренности — крепкий острый сюжет, от которого не оторваться.

На больничной койке, когда на улице творится полное безумие, рассказ воспринимается едва ли не как откровение.

Оценка : 10
«Предметно-именной указатель»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 10 марта 2022 г. в 22:58

Отличный рассказ, исполненный в экстравагантной манере примечаний к тексту. Сжато, умно, очень смешно. Как будто посмотрел кратчайшую выжимку из лучших «сенсационных» передач РенТВ. При этом Балларду на нескольких страничках блестяще удалось создать эпический образ воина, ученого, художника, гуру.

20 век был обилен фигурами многогранных гениев от Сальвадора Дали до Ромена Гари и иже с ними, но фигура Генри Родса Гамильтона и среди столь ярких звезд не сможет затеряться, даже несмотря на свое таинственное исчезновение из истории.

Оценка : 10
«Вечные каникулы»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 10 марта 2022 г. в 14:35

После кошмарного «Театра войны» новое, умиротворяющее до анемии, предсказание ближайшего будущего. Не удивительно, что оно сбылось, как и подавляющее число других предвидений Балларда. Выдавливание из жизни на обочину отдыха населения, оказавшегося лишним во время кризиса, — типичная стратегия для капиталистов.

Только в реальности они не стали раскошеливаться. Помогла цифровая революция. РПГшные тактики, сетевой секс и легалайз легких наркотиков оказались дешевле массовых курортов. Не помогло, конечно. Пришлось применять более жесткие санкции против биологического человеческого материала.

Оценка : 10
«Экстремальные метафоры»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 05 марта 2022 г. в 15:56

«Круши и учись» — великолепный первый том трехтомного русского издания большого сборника интервью с Баллардом «Экстремальные метафоры».

Здесь собраны беседы за пятнадцать лет — большой срок как для творческого пути писателя, так и для бурного 20 века. И темы под стать — космического масштаба.

В буквальном смысле. Слом эпох: переход из Космической эры в Информационную. И как реагировать и что писать автору НФ в такое бурлящее время. Воспоминания о детстве в Шанхае и юности в послевоенной Англии. Творческое кредо. Уникальное вИдение будущего. Новое искусство в ландшафте человеческого сознания.

Да, даже такой глубокий ум, как у Балларда не может обьять всю целокупность реальности: например, он не может преодолеть буржуазное мировосприятие и социальное благодушие обеспеченного мещанина. Но он столько важных вещей понял о современном человеке и человечестве, о путях их развития, что на отдельные промахи не то чтобы стоит закрывать глаза, но прощать как человеческую ограниченность свойственную всем нам — и великим, и малым.

А книжка гениальная и прекрасная. Низкий поклон замечательному подвижнику С. Соболеву за его издательскую деятельность и упорное продвижение Балларда в России!

Оценка : 10
«План убийства Жаклин Кеннеди»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 02 марта 2022 г. в 16:49

Входит в антологию «Английский уклон НФ: Умозрительные рассказы», 1968 г. Новая волна.

Что-то после прочтения в этом сборнике двух рассказов Балларда нет желания его вообще читать. Возможно это у него такое отвлечение от жизни -посмотрим по остальным. Такой бред давно не встречал — недаром автору пришлось публично оправдываться , да и эти оправдания такой же бред как и сами рассказы.

Оценка : 2
«Путешествие через кратер»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 01 марта 2022 г. в 01:18

Осевой текст между ранней «научной фантастикой» Балларда и его трилогией Модерн, после которой начнется совсем другой период его творчества — сочинения сказок о постсовременности. Собственно тема рассказа и место действия одновременно — разорванное сознание горожанина рубежа тысячелетий.

Можно сделать эксперимент. Проехаться на электричке из дальнего Подмосковья, все время смотря Ютуб, потом спуститься в метро на узловой развязке, слушая рекламу и предупреждения из динамиков и пялясь в рекламную панель, провести деловую встречу на ходу где-нибудь на Пушкинской площади, а потом поужинать в «Бургер-кинге», последующий вечер может закончиться в ночном клубе или небольшом отеле с почасовой оплатой номеров. И тогда понять, что Баллард был прав и в форме, и в содержании рассказа.

А. Ибсоратов совершенно справедливо считает этот текст распускающейся почкой на ветви «Выставки жестокости».

Оценка : 10
«Джоконда в полумраке полдня»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 01 марта 2022 г. в 00:05

Очень суровый рассказ не о бегстве от реальности, а о проникновении в самую его суть — «по ту сторону принципа удовольствия». В тот момент, когда Мэйтланд осознал, что являлось главным содержанием его психического бытия — а путь к осознанию парадоксально шел через ослепление — он прозрел и объятый ужасом сделал то ,что сделал.

Очень крутой, прямо-таки хрестоматийный рассказ, разъясняющий суть «внутреннего пространства», которое важнее «внешнего космоса». Исполнено в бесподобной манере Балларда, когда сухой, фактографический реализм смешивается с сюрреальным символизмом и все это пропитано невероятными пресуществляющимися метафорами.

Что касается сексуального смысла этой истории нового Эдипа, то в 1970 году Баллард заявил в интервью «Пентхаузу». что идея интереснее физиологического процесса. И подлиннее, можно добавить, и страшнее.

С другой стороны, все тех же эффектов — видений, погружения в суть собственной психики — можно добиться с помощью медитации. Но это же Баллард, поэтому болезнь, хирургическая операция, психоз фрустрации...

Оценка : 10
«Ты, я и континуум»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 17 февраля 2022 г. в 18:42

Входит в антологию «Английский уклон НФ: Умозрительные рассказы», 1968 г. Как произведение Новой Волны.

Интересен момент- как постановка высшим Разумом человеческой цивилизации — начинать надо снова , но отталкиваться не от иудейской веры, а от протестантской. Хаотичное описание , но и интригующее.

Оценка : 8
«Прощание с ветром»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 25 июля 2021 г. в 22:41

Интересно то, что в последнем рассказе цикла его героиня говорит: « В Алых песках ничего не меняется. Сюда приятно возвращаться». И после этого автор действительно сказал «прощай» и покинул этот рай в пустыне навсегда. Почти что. Он вернется сюда четверть века спустя, после целой череды социальных и политических катастроф, чтобы безжалостно его уничтожить в романе «Кокаиновые ночи».

Этот рассказ, как и прочие произведения цикла невероятно интертекстуален, связан многими невидимыми — и видимыми — нитями с другими текстами прошлого и будущего. Читая этот рассказ в духе Рэймонда Чандлера я не мог не задаться вопросом: не является ли Рейн Чарминг, с ее искусственным кукольным лицом вечного подростка, эстетической предтечей Хром из «невероятного «Сожжения Хром» Уильяма Гибсона?

Оценка : 10
«Улыбка Венеры»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 25 июля 2021 г. в 19:50

Довольно необычный для Балларда юмористический рассказ, но с катастрофическим мотивом. Абстрактное искусство как пятый всадник Апокалипсиса — это и забавно и смешно, и жутковато.

Действительно, текст на полпути от Роберта Шекли к Стивену Кингу. Впечатление такое, что Король, прочитав рассказ, решил добавить трагического и ужасного и у него получилась «Ночная смена»))

Оценка : 8
«Игра с ширмами»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 22 июля 2021 г. в 23:37

Вот тоже в первую очередь возникли ассоциации с Эдгаром По. Безумное скрещение его мотивов безумия и первых в мире детективных элементов. Плюс, конечно, готический нуар неоромантизма.

И, конечно, не зря постоянным лейтмотивом рассказа являются обрывочные мелодии звучащих статуй. Вкупе с абстрактными ширмами, среди которых идет непонятная игра с неясными целями и сияющими драгоценностями насекомыми, они создают невероятные свето-шумовые эффекты, на которых рассказ и держится.

Вот эта грань таланта Балларда меня всегда восхищает и завораживает. Написать рассказ словами так, что по прочтении остаются полное ощущение, будто ты побывал на киносеансе, совмещенном с рейв-пати. Полная синестезия и перегрузка органов восприятия. А ведь еще эмоций сколько и мыслей будят его тексты!

Гениально!

Оценка : 10
«Поющие статуи»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 22 июля 2021 г. в 22:27

Необычный для Балларда рассказ в жанре «жестокий романс»... «Он был титулярный советник, а она генеральская дочь»...

Чарующий стиль и вИдение Балларда способны преобразовать даже такой пошлый сюжет, как безответная любовь талантливого бедняка к пресыщенной богачке. Одна деталь из финала — «песок сыпался в мои отпечатки, как множество истощающихся песочных часов» — и уже невозможно не загрустить от забытых обрывков любовной песни скульптора Милтона.

Оценка : 8
«Хрустальный мир»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 28 июня 2021 г. в 07:26

Так заканчивает Баллард свою ТЕТРАЛОГИЮ катастроф, посвященную четырем превоначальным стихиям. Воздух, вода, огонь и вот — земля, в виде хронокристаллов. Если первые романы Дж.Г. были безупречны, каждый в своем роде, то к «Засухе» и «Кристалличекому миру» есть определенные вопросы.

Прозвучали обвинения в скучности и медлительности повествования. У меня обратный протест — слишком много движухи!

Начинается роман по-баллардовски прекрасно, с описания большой тропической реки, городка, утопленного в джунглях, путешественников и местных жителей на полном расслабоне. Баллард — стилист божественного уровня, и хочется, чтобы он продолжал бесконечно в том же духе плодить описания, вызывающие тревогу, томление духа и неясные ожидания.

Но вот внезапно начинается дурацкая схватка двух антагонистов второго плана — Вестресса и Томерсена. И их-то противостоянию над телом местного извода Спящей Красавицы и посвящена большая часть книги. Это какая-то нелепая пародия на «Идиота» Достоевского, она сбивает меланхолический настрой ожидания неминуемой гибели мира.

А хочется больше читать о проказе, поразившей планету, о предсмертных любовных похождениях доктора Сандерса, о чудесах кристаллизующейся вселенной. Баллард даже своему фирменному слиянию внутреннего пейзажа психики и внешнего пространства уделяет меньше внимания. А жаль.

Впрочем, в романе достаточно чарующих описаний (иногда кажется, что Коппола для своей вьетнамской эпопеи и этой книгой вдохновлялся, много перекличек), есть красивые декадентские женщины, невероятные хронотрясения, страшные картины безумия и деградации. То, что психопатологу универсума Балларду удается лучше всего.

Книга очень хорошо зашла в удушающую жару, когда 35 по Цельсию в тени. Плавящиеся мозги верили всему, что рассказывает любимый автор. Если бы не избыток ненужного экшона, поставил бы высший балл. Но книга и так чертовски хороша!

Оценка : 8
«Круши!»
–  [ 2 ]  +

romanpetr, 25 мая 2021 г. в 12:52

Короткий рассказ английского писателя Дж.Балларда «Круши» или 12-ая глава его же сборника «Выставка жестокости» является предтечей и наброском расширенного авторского произведения — романа «Автокатастрофа» опубликованного в 1973 году. Рассказ воспринимается, как сюрреалистические заметки, навеянные анормальной психоделикой с падением к бесстыжим извращениям и мимолетной порнографии, которые с лихвой раскрываются позже в романе. Боюсь, что рассказ многие воспримут, как ироничную шутку, вызванную нездоровым воображением, но что тогда говорить про роман? Однако, я бы назвал это смелым авторским экспериментом с целью вызвать могучую взрывную читательскую реакцию, потому что речь здесь идет на табуированную тему, а значит позволяет человеку раскрыться и посмотреть на себя с другой стороны.

Скажем, преодолеть некоторые чересчур жесткие пуританские устои, но это касается больше романа, нежели рассказа в котором основная цель автора это тезисно указать на «скрытое сексуальное содержание автокатастрофы».

Оригинально и занятно все это выглядит в преддверии знакомства с романом.

Оценка : 7
«Предисловие»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 15 октября 2020 г. в 22:03

Очень любопытно! Значит, свою Эстрелью-дель-Мар из романа «Кокаиновые ночи» Баллард создал в своем «внутреннем космосе» еще в 1956 году в первом профессионально опубликованном рассказе. Он отнес эту песочно-пляжную утопию неопределенное будущее и только ждал его воплощения в действительности. Мир (-ок), где работа и развлечения суть одно и тоже, где нега и блаженство составляют и «резон дётрё» и модус операнди. Где нет угнетения, а заправляют всем свободные художники. Утопия, которую ждет неминуемый финал. Удивительно, но Баллард дождался и воплощения своей мечты, и ее краха.

А возможно, по своему обычаю, Баллард в этом предисловии попросту троллит едва только возникшее общество потребления Западной Европы.

Оценка : 9
«Автокатастрофа»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 06 июля 2020 г. в 11:39

Это переходный роман Балларда от глобального катастрофизма ранней тетралогии к описанию техногенного «будущего ближайших пяти минут». Из лона этой книги (простите за каламбур)) вышли лучшие поздние романы автора, написанные на рубеже тысячелетий. А это пока роман-эксперимент о новых идеях, внезапно захвативших безумную голову писателя.

Всеобщей гибели от космического катаклизма не произошло (пока), и смерть, при всей своей массовости, вновь стала индивидуальной. (Отсюда, кстати, бесконечное варьирование и фетишизация уникальных травм после аварий). Остальным приходится жить в техногенном аду антиутопии. (Ад, точно, — действие книги занимает почти год, но на каждой странице описывается удушающий зной и жар середины лета). Физическая смерть приходит к некоторым, духовная — ко всем. Выражается это во все большем врастании человека во вторую, искусственную природу, киборгизация и необходимая для лучшего встраивания в инфраструктуру дегуманизация. И ужас ситуации в том, что смертоносная трансформация человека в кибернетический организм происходит через его самые глубинные слои — инстинкт самосохранения и тягу продолжению биологического рода. Технология, овладевая человеческой сексуальностью, превращает его в «призрака в доспехах».

Пока Баллард транслирует обрушившееся на него страшное знание на индивидуальных примерах, к социологии антиутопического будущего он перейдет в более поздних книгах. И важнейшую для своего зрелого творчества фигуру антагониста, философа-провокатора он пока только нащупывает (опять же простите за каламбур)). Его крепко сбитый и смертоносно сексуальный Роберт Воэн — пророк-анархист, художник перформанса, а не идеолог, художник-ситуационист, буквально вколотивший себя в исковерканный салон автомобиля. Балларду-герою приходится за него самому много додумывать и придумывать. Долгие, умные и иногда нудноватые диалоги о будущем человечества между друзьями-врагами, духовными близнецами — антагонистами будут написаны Баллардом-автором лишь четверть века спустя. А тут он старается поскорее нарезать правду-матку доходчиво и кратко.

И в этом проявился его писательский талант. Роман-«крушение» доступен всякому, кто удосужится потратить время на его чтение. При всей блестящей стилизации (Нео Смайл ее справедливо и точно оценила) такая порнография может возбуждать только законченных отморозков, так что невольно приходится сосредоточиться на смыслах книги. Порнография нужна для провокации и как ролевая модель взаимоотношений (автор прямо в тексте несколько раз на это указывает, его герои играют в порно, а не сексом занимаются), пусть читатель нервно, а не физически возбуждается. Баллард действительно кричит «остановитесь!», а не старается играть на наших тайных страстишках.

И у него все получилось! Это доказывают оставленные на этой странице отрицательные отзывы и низкие оценки. Читатели, так отнесшиеся к книге, все прекрасно поняли. Просто некоторым не нравится грубая власть факта или излишняя настойчивость в его оглашении, даже в высокохудожественной форме. Вот если бы действительно Баллард написал роман о смартфонах, которых тогда, к сожалению, не было, то доброжелательная и сочувствующая аудитория существенно бы расширилась. (Господи, как у романа «Текст» Глуховского что ли?! Свят, свят!)) А так приходится принимать роман Балларда, как горчайшие, но чрезвычайно полезные пилюли в очень яркой и привлекательной упаковке. Ну что ж, я достаточно мазохист, чтобы быть в восторге от такого времяпрепровождения.

П.С. Кстати, тем, кто только собирается прочитать роман или уже читал, рекомендую, раз уж есть такая отличная возможность, посмотреть предваряющую книгу короткометражку-мокьюментари Балларда 1971 года «Автокатастрофа». Какие-то добрые люди ее перевели, озвучили и выложили на Ютубе, найти очень легко. Все основные идеи романа изложены кратко в неподражаемом баллардовском стиле, а видеоряд и красивая девушка — героиня фильма послужат отличной иллюстрацией для чтения. Техника, кровь, секс, крушение — все в одном флаконе. Как раз то, что доктор Хелен Ремингтон прописала))

Оценка : 10
«Птица и мечтатель»
–  [ 2 ]  +

Groucho Marx, 06 мая 2020 г. в 18:53

В этом небольшом шедевре черного юмора (да, это именно очень черный, пессимистичный и мрачный юмор, а не драма) Баллард соединяет картину экологической катастрофы с размышлением об ограниченности интерпретационных возможножностей человеческого мышления и о неспособности просчитывать все возможные последствия своих действий. Главный герой старательно, всесторонне анализирует поведение обезумевшей женщины и делает определённые выводы на основе своего анализа. В финале выясняется, что гипотеза Криспина была ложной

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
....и это стоит ему жизни...

...Примерно так же ошиблись химики, занимавшиеся разработкой новых удобрений.

Оценка : 9
«Похищенный Леонардо»
–  [ 2 ]  +

drmanhetten, 26 июня 2019 г. в 20:11

Замечательный рассказ, почти предшественник «Кода да Винчи», при этом несравненно оригинальнее и изящнее.

Действительно непредсказумый сюжет и атмосфера загадки. Баллард показал себя знатоком в области исскуствоведения.

Оценка : 8
«Экспорт США: любовь и напалм»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 20 января 2019 г. в 19:25

Это больше не кажется бредом психбольного. Самые смелые фантазии Балларда превратились в коммерческий продукт. Лечение терминальных раковых больных и детей-психопатов с помощью сцен извращенного секса со знаменитостями, перемешанными со сценами пыток. Медиа и Сеть вплотную над этим работают.

К тому же ДжГБ показал в крохотном тексте всю нищету мысли движения хиппи. Мэйк лов, нот вар. Что за нелепость?! Это контрпродуктивно и ведет к снижению прибыли. Ужесточение войны во Вьетнаме — вот единственный путь привить всему миру любовь к США.

Похоже на план инопланетян по управлению земной цивилизацией на ближайшие пятьдесят лет. Но на самом деле люди и тут обошлись без помощи рептилоидов.

Оценка : 10
«Человек из подсознания»
–  [ 2 ]  +

pakin666, 18 апреля 2018 г. в 15:34

Когда читал этот рассказ, мне было по настоящему даже не страшно, а жутко. И осадочек, между прочим, остался. Иногда (причем нередко), оглядываясь по сторонам, или общаясь с некоторыми людьми, рассказ всплывает в моей памяти.

Оценка : 10
«Минус один»
–  [ 2 ]  +

pakin666, 18 апреля 2018 г. в 15:31

Отличный рассказ! Казалось бы, что же делать персоналу, если из их психушки исчез пациент ? И ведь нашли более чем действенное решение проблемы (попробуй поспорь с ними в такой ситуации), не предприняв абсолютно никаких действий.

Вижу аналогию не столько с медициной, сколько с перекраиванием истории (впрочем, карательная психиатрия для того и используется).

Оценка : 10
«Мистер Ф. это мистер Ф.»
–  [ 2 ]  +

pakin666, 18 апреля 2018 г. в 15:24

Оригинальный рассказ. Именно такого сюжетного хода я не встречал больше нигде.

Чаще происходит что-то типа:

«Представь себе, дружок, что если жонглеры временем решат

Переключить прожектора и время повернуть назад,

И стрелки на всех циферблатах начнут неистово шагать,

Справа налево оголтело, и мертвецы начнут вставать»... (Как, например, в чешском фильме «Хэппи Энд». Без мертвецов конечно, но к истокам жизни герой там тоже направился).

А здесь Баллард, похоже не только стрелки часов передвинул, но и гендерную психологию влез не слабо.

Оценка : 9
«Минус один»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 20 марта 2018 г. в 13:31

Забавная зарисовка на тему карательной психиатрии и наплевательского отношения врачей к пациентам. Приятно, конечно, знать, что не только у нас чудовищные проблемы с медициной, но и легче от этого не становится.

Сравнил переводы Казакова и Литинского. Очень сильные расхождения, вплоть до искажения смысла. Пропуск строчек и т.д. Переводчики отнеслись к тексту писателя также пренебрежительно, как и его персонажи-доктора к своим подопечным. И это только добавляет грусти при чтении рассказа.

Оценка : 8
«И пробуждается море»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 20 марта 2018 г. в 01:10

Мистический Баллард менее интересен, чем Баллард реалист от фантастики. Эту делянку оттаптывают слишком уж много авторов лирического склада. Да, финал жуток и неожиданен, но и это мы читали не один десяток раз. Хорошо, что он редко обращался к подобным сюжетам. Написано, впрочем, очень хорошо. В полную силу.

Оценка : 7
«Человек из подсознания»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 20 марта 2018 г. в 00:38

Часто бывает, что ошибившись в деталях, писатель угадывает главное. А Баллард, хоть и не выучился на доктора, всегда очень точно ставил диагнозы человек и обществу. Шестьдесят лет не понадобилось, чтобы создать общество потребления, как раз-таки через 60 лет после первой публикации рассказа консьюмеристское западное общество начинает деградировать и распадаться. Да, западники не услышали увещевания и предостережений Балларда и других авторов и ученых. Теперь придется жестоко расплачиваться, да не деньгами, а жизнями и судьбами. Россию, как и всегда, то ли Бг, то ли фарт уберег. Из-за нашей извечной бедности подобное общество посыпалось значительно раньше и с меньшими последствиями. Я все это на собственной шкуре испытал, так что хорошо знаю частности этого мучительного процесса прихождения в себя. Я в этом рассказе, конечно работяга, а не доктор. Баллард — как всегда — очень точен, ясен и правдив.

Оценка : 9
«Во что я верю»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 05 февраля 2018 г. в 18:54

Американский издатель в ответ на одну из рукописей Балларда написал: «Этот автор патологически болен». Да, и это стихотворение яркое тому подтверждение. Но любим мы его не только за это. За лиризм, за меланхоличную лаконичность. За его тоску по хрупкости человека и всего им созданного. И его веру в человека.

Прекрасный образец творчества великолепного писателя.

Оценка : 10

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11 12



⇑ Наверх