Все отзывы на произведения Станислава Лема (Stanisław Lem) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 2768
Страницы: «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 11 12 13 14 [15] 16 17 18 19 . . . 52 53 54 55 56 (+10)» (+25)»»
«О выгодности дракона» |
| |||
Sablezubr, 14 ноября 2006 г. в 09:47 | ||||
Дракон сейчас до боли похож на Соединённые Штаты Америки. А ученые с этой планеты повторяют доводы наших либеральных экономистов («крах монетарной системы в случае смерти Дракона», «Просто так деньги людям раздать нельзя», «Дракон даёт работу нашей промышленности трубопроводов» и т.д.) | ||||
| ||||
«Эдем» |
| |||
Paf, 26 апреля 2006 г. в 21:52 | ||||
Классно. Я Купил себе сборник Солярис. Эдем. Непобедимый. Все три романа понравились. Читал с упоением. Наверно еще не один раз перечитаю. Эдем очень интересен тем что он продуман до мелких деталей (вплоть до электрописьма жителей планеты, имхо это одна из самых классных задумок автора). Показан мир репрессий и до чего доводит незаконное вмешательство и переделывание тех вещей, которые не стоит трогать (я о эксперементах жителей планеты) | ||||
| ||||
«Солярис» |
| |||
Полковник, 04 марта 2006 г. в 21:38 | ||||
Живая планета, живой океан — и люди, считающие, что живы только они, и становящиеся из-за этого жуткого противоречия мертвецами. И 10 баллов мало. Наш (снял, естественно, Тарковский, но фильм — Наш) фильм с Банионисом (и другими великолепными актерами) мне понравился. А американский римейк — отстой! (Они вообще задолбали своими римейками) | ||||
| ||||
«Солярис» |
| |||
Странник, 01 февраля 2006 г. в 13:50 | ||||
Лучшее произведение Лема. Кстати самому автору экранизация Тарковского не понравилось. Для Лема центральное место занимал думающий океан, а для Тарковского человек. Лем не досмотрел фильма на премьере и ушел из зала... | ||||
| ||||
«Путешествие восьмое» |
| |||
Kairan, 03 января 2006 г. в 16:08 | ||||
Еще один гроб в гвоздь антропоморфизму и идее, что «человек есть мера всех вещей», неоднократно высмеянной Станиславом Лемом в его книгах. | ||||
| ||||
«Солярис» |
| |||
v_by, 19 октября 2005 г. в 00:57 | ||||
Абсолютно гениальная книга, высший балл по всем параметрам. Фантастические идеи, нравственные проблемы, философия Контакта различающихся разумов — не только Солярис отличен от Криса — все умело обернуто захватывающим сюжетом. Читал, кажется, 100 раз, буду еще | ||||
| ||||
«Магелланово облако» |
| |||
1001, 26 октября 2024 г. в 19:21 | ||||
«Магелланово облако» (в издании 1963 года) я прочел практически сразу же после «Астронавтов» (при этом «Астронавты» были только в читальном зале, а «Облако», в весьма потрепанном состоянии выдавали на дом в абонементе). Параллельно я читал и «Мы — из Солнечной системы» Гуревича (изд 1965 года) . И надо честно сказать, что и книга Гуревича, и «Астронавты» мне понравились намного больше — «Облако» на их фоне оказалось бледным :) Но кое что запомнилось, в первую очередь: эпизод марафонского бега, описание внутреннего устройства корабля (большой привет «Сюрпризу» из фильма «Москва-Кассиопея» :), правда, для меня-взрослого это описание уж слишком напоминает описание океанского лайнера типа Титаника, причем в варианте «для пассажиров первого класса», эпизод, когда главный герой не может понять в чем прикол с трамваем («водитель трамвая и пассажиры одеты, как придворные французских королей») — слову, этот момент оказался очень жизненным, примерно такие же сейчас представления о 60х годах ХХ века у современной молодежи (от 35 лет и младше :), «лунная» каюта Руделика, плакат с девушкой у атлантидов и неудачная высадка на планету. Есть в книге места, которые вызывали улыбку уже в начале 70х: «В эту минуту кто-то из присутствующих в зале встал и спросил, нет ли у кого-либо возражений против легкой музыки. Все хором выразили согласие, и в зале раздалась приглушенная мелодия». В общем и целом чувствовалось то, что позднее стали называть «космооперой» — абсолютная условность героев, вымученный сюжет и отсутствие какой-либо логики в поступках персонажей (нет, я бы не смог так сформулировать это во время первого чтения, но ощущения были именно такие :) Долгое время книга была забыта (с небольшим перерывом на чтение книг Снегова, в виду определенного сходства :) Потом я купил собрание сочинений Станислава Лема в 10 томах, и к нему было три дополнительных тома, в том числе и с «Магеллановым облаком». Перечитывая книгу взрослым, я заметил поразительно слабую «любовную линию», после чего создалось впечатление, что у писателя с женским полом были большие проблемы. При дальнейшем перечитывании книг Лема — эта версия подтвердилась, в его романах женские персонажи либо отсутствуют, либо выполняют роль NPC (Хари — это таки биоробот :) Встреча с затерянной орбитальной станцией запомнилась только вот тем самым плакатом на стене (да, это был самый интригующий момент в книге :) Потом Лем таки сплагиатил этот эпизод сам у себя, вставив этот же сюжет в роман «Фиаско» (но уже без плаката :) Ну и финальный контакт с иной цивилизацией в формате «наносим массированный ракетный удар» — вызвал недоумение и у одиннадцатилетнего пацана, уже тогда хорошо знакомого с плакатами и книгами по ГО (и в школе и в пионерском лагере, такие тогда были времена)
И об оценке — по большому счету это 3 по пятибалльной шкале, причем скорее даже с минусом. Однако, именно после этого романа при упоминании «Магеллановых облаков» (не книги, а галактик) у меня всегда возникает чувство «звездной романтики», не забытое с тех детских времен. Вот только за одно это можно поставить 10 баллов по здешней шкале оценок. | ||||
| ||||
«Непобедимый» |
| |||
Sequ, 25 февраля 2024 г. в 14:48 | ||||
В художественном плане роман крайне скуден, кроме немногочисленных описаний корабля, других ярких деталей нет. Персонажи даже внешности не имеют (кроме того что астрогатор старый), ни характера, ни особых черт. Но роман ценен в первую очередь идеей, а не формой и это концепция некрожизни – эволюции не живых клеток, а простейших механизмов-роботов. Постоянная борьба и подстройка под окружающую среду привела их к господству на суше. Будучи изначально инвазивным видом они подстроились и уже перестроили экосистему Региса III, став её частью. Не живой частью, а чем-то сродни стихии, которая не уничтожает потому что хочет, а просто так существует. С ней невозможен контакт, а значит и договориться не выйдет. И вновь Лем размышляет на тему инопланетной жизни, механизмы которой человечество может осознать и частично понять, но никак не установить прямой контакт. | ||||
| ||||
«Эдем» |
| |||
Lucie Morton, 24 сентября 2023 г. в 05:38 | ||||
Добила... Моя вторая прочитанная книга у Лема. Может быть, если бы эту книжечку удалось прочесть залпом, то и картина была бы куда более целостная и понятная. Но увы, в этом месяце я разленилась чёт. ... Герои книжек детской планетарной фантастики повзрослели. И вот уже пять-шесть так называемых космонавтов (имя есть только у одного, у остальных лишь род деятельности) неправильно рассчитали траекторию движения и врезались в поверхность планеты Эдем, на которой был кислород. Делать было нечего, и в промежутках между ремонтными работами ребятки пытались выявить хотя бы какие-то следы местной цивилизации и наладить с нею контакт и причиняли добро направо и налево. Естественно, в целях самозащиты. На планете обнаружились локации: пустырь, в который ракета зарылась едва ли не на половину своей длины; заброшенный завод, который производил неведомую ерунду, вроде как связанную с провалившимся духовным и биологическим перерождением населения; чаши, производившие для местных жителей еду; мачты и зеркальные стены, чьё назначение толком не раскрыли, увы; город, до которого искатели приключений так и не добрались; колония-поселение, озеро, статуи... В общем, местная цивилизация была довольно развита (хотя и крайне не похожа на людей). И побочные плоды развития там были точно такие же, как и у нас с вами. Правительство Эдема было настолько тайное, что даже тень тени его тени находилась в тени, и это очень способствовало образованию внутри населения маленьких и безопасных ячеек, которые сосуществовали друг с другом лишь постольку-поскольку и насилу вырабатывали какие-то общие понятия. «Надсмотрщики» имелись, но их роли (кроме физического уничтожения уродцев) я так и не поняла. К слову, когда о землянах пронюхали, их просто-напросто приняли за уродцев и именно поэтому решили «зацементировать». А вовсе не потому, что земляне убили много народу. Вот. Что ещё-то интересного можно вспомнить... А, ну земляне очень много и охотно стреляли по местным (в том числе, из ядерки, коей взорвали газовую скважину), угоняли транспортные средства... А в самом конце книги к ним пришёл местный учёный, налаживание контакта с которым шло очень живенько, обратно пропорционально его собственному самочувствию, ибо пройдя через разрушенный изоляционный заборчик, он облучился. От него-то земляне и узнали чуть менее чем всё, что хотели. Узнали — и, посовещавшись, поспешили сделать ноги. Ремонт ракеты к тому времени был закончен... Моё никому не нужное мнение о книге таково. И моральные, и социальные, и технические аспекты гораздо интереснее, чем в том же «Солярисе», но недожатые и местами недосказанные шокараул. Ну, а прежде чем кому-то помогать, помоги себе сам. Зато на Эдеме никогда бы не собирали деньги по СМС на лечение тех, кого в подавляющем большинстве случаев уже не спасти. Чик — и в ров... | ||||
| ||||
«Возвращение со звёзд» |
| |||
amak2508, 19 марта 2023 г. в 17:39 | ||||
Одна из тех книг, ради которых мы и читаем научную фантастику — умная, проблемная, позволяющая читателю на пару с автором поразмышлять о будущем человечества. Даже если бы Станислав Лем написал только этот роман, то и тогда его можно бы было по праву считать одним из мэтров мировой фантастики. Выбрав довольно расхожую в фантастической литературе тему возвращения астронавтов на Землю после дальней звёздной экспедиции и добавив к этому ещё идею всеобщей бетризации (медицинским путём прививающей человеку чувство глубоко отвращения к убийствам и агрессии), произошедшей на нашей планете за время их полёта, автор далее очень тщательно и скрупулёзно пытается разобраться — каким же будет это столкновение «старого» и «нового», чего лишилось и что приобрело бетризованное человечество. Читать об этом интересно, даже очень интересно, тем более, что автор совершенно не навязывает читателю какую-то свою точку зрения, просто предоставляя ему факты и доводы с то и иной стороны. Но это далеко не всё, что хочет донести в этом романе до читателя пан Станислав. Как же без его любимой темы взаимопонимания двух сторон при «контакте». Только на этот раз в качестве сторон контакта выступают с одной стороны всё население бетризованной Земли, а с другой — группка космонавтов, вернувшихся на родную планету после более чем столетнего отсутствия. Даже в этом случае, по мнению автора, при попытке понять друг друга уже возникнут проблемы. Ну а как же обойти популярную в то время дискуссию: «А нужен ли нам этот космос?». И здесь Лем высказывает своё мнение, дав устами одного из героев эффектный ответ. И ещё хотелось бы отметить нарисованные им какие-то прямо-таки завораживающие картинки мира будущего, действительно малопонятные человеку из прошлого. Здесь фантазия автора отработала «на всю». Хотя мобильные телефоны он так и не додумал :).... | ||||
| ||||
«Солярис» |
| |||
gdedrakon, 25 января 2023 г. в 21:37 | ||||
Есть книги, что формируют само время, контексты, дискурсы — «Солярис» одна из них. Уж на что американцы свой компот предпочитают в литературе и кинематографе, но по Лему и они фильм сняли, да с самим Дж. Клуни... Ну а до того, разумеется, тарковско-советский к/ф был. Роман, конечно, ближе к философско-социальному, много также научного в нём, куски лекций... роман, располагающий к вдумчивому чтению, то есть это литература именно 20-ого века, не перескочившего ещё на клиповое мышление и доминанту визуального потребления. Не развлекательный роман. При этом, безусловно, знаковый. Даже великий. Обсуждаемый и упоминаемый потом на протяжении десятилетий. Мыслящий океан это ещё и метафора — ноосферы ли, всего непознанного и чуждого, это не зелёные человечки из космоопер, не марсианские пауки, а именно нечто совершенно оригинальное для тех лет в литературе. Многоплановое очень. | ||||
| ||||
«Солярис» |
| |||
Kobold-wizard, 28 августа 2022 г. в 00:50 | ||||
https://kobold-wizard.livejournal.com/101...
Спустя несколько месяцев после аудиокниги я прочитал роман в тексте. Чертовски удачный опыт. Восприятие романа стало объемным. В аудиоформате обостряются эмоциональные моменты. В виде текста гораздо адекватнее воспринимается квазинаучная информация. Чтение совпало с играми с нейросетью Midjourney. В результате «Солярис» стал для меня книгой об одиночестве, иллюзиях и самообмане. Планетарный океан — тот самый черный ящик, который получает что-то на входе и что-то дает на выходе. Есть ли в нем Жизнь, разумен ли он, как он появился — бессмысленные вопросы именно в концепции черного ящика. Примите его как данность, и не нужно обманывать себя пустыми гипотезами. В описанный период в качестве входных данных Океан стал использовать человеческую память и создавать из нее фантомов. Все, что мы знаем наверняка: фантомы очень напоминают героям знакомых ранее людей, и эти фантомы вызывают у них дискомфорт. Главный герой бесспорно переживает драму, увидев вновь свою погибшую любовницу. Как воспринимать драму фантома — вопрос убеждений. Можно вслед за героем поверить ее мучениям, а можно вспомнить великую иллюзию кино. Ведь задача актрисы — подавление недоверия зрителя. Мы понимаем, что она не испытывает сыгранных чувств в действительности, но мастерство создает иллюзию. «Солярис» — роман не о том, зачем был этот эксперимент или спектакль, а о том, что чувствовал исследователь, став объектом исследования. В эксперименте Милгрема человек очень сильно кричал, получая удар тока... Итого: «Солярис» можно читать по-разному. Кому-то выпадет печальная романтика, кому-то дискомфорт от нераскрытых тайн. Мне, кажется, достались чудесные примеры для рассказов про нейросети, да изумительный в своей жестокости эпизод про жидкий кислород. | ||||
| ||||
«Солярис» |
| |||
Bladeness, 25 мая 2022 г. в 16:19 | ||||
Солярис безусловно великий роман. Как, к примеру и Одиссея, но как и Одиссея, он безнадежно устарел и неудобоварим для современного читателя. Если отбросить ореол культовости, то перед нами стандартная фантастика 60-х. Химические ракеты, ленточные магнитофоны и бумажные книги в далеком будущем на далеких планетах. И это при том, что сам Лем предсказывал и электронные читалки и смартфоны примерно в это же время. К этому комплекту наивных анахронизмов прилагаются характерные для ретрофантастики картонные персонажи. Главный герой абсолютно не раскрыт, а все его поведение странное и нелогично. Между собой персонажи общаются какими-то обрывками фраз, постоянно утаивая детали, будто герои фильмов уровня Б, где на недомолвках и строится весь сюжет. Что интересно, в других произведениях Лема подобных недостатков либо нет, либо они не видны. Все что есть в книге — крутая идея о разумном океане, контакт с которым может быть в принципе недостижим (но эта идея на мой взгляд куда лучше раскрыта в романе Глас Господа). В свое время это было одно из самых крутых и необычных представлений об инопланетной жизни (впрочем и сейчас идея об инопланетянине как юном Боге весьма оригинальна). А еще в романе есть целая россыпь интересных и глубоких мыслей и философских размышлений о человеке и его месте в космосе. Собственно вся книга по сути и есть сборник философских размышлений, а сюжет с персонажами чисто для галочки. Является ли роман переоцененным — не думаю. Является ли он интересным и обязательным для современной широкой аудитории — тоже нет. | ||||
| ||||
«Испытание» |
| |||
zotovvg75, 18 февраля 2022 г. в 08:17 | ||||
В научно-фантастической литературе грядущее будущее космической эры зачастую идеализированно. В этом рассказе показываются вполне будничные вещи: шпаргалки на экзаменах, упоминание о проносимых в космический полет алкоголе и табаке. Курсанты волнуются перед первым полетом как обычные студенты, осознавая свою не совсем полную подготовку. Этот мир Лема совершенно лишен пафоса и восторженной романтики, но данный мир приближен как к обычной, так и к ожидаемой реальности, космосу без прикрас, такому как он есть, со своими жесткими законами и нештатными ситуациями. Обращает на себя внимание описание автором мельчайших технических подробностей полета, что говорит о скрупулезной проработке автором деталей предполагаемого космического путешествия. Пусть вместо цифровых технологий здесь рычаги и оголенные провода, все таки это взгляд из конца пятидесятых годов прошлого века. Рассказ явно имеет остросюжетный уклон, с чередой волнительных форсмажоров, вызывающих обильное потоотделение не только у Пиркса, но возможно и у особо впечатлительных читателей. Я бы хотел поставить такой вопрос-почему в конечном итоге Пиркс оказался лучше Берста? На фоне уверенного и скоординированного напарника Пиркс выглядит весьма неважно: нервничает, постоянно что-то забывает. И тут наступает момент истины, цель проводимого испытания. Собственно ни один из нас заранее не знает как он будет вести себя в такой момент, не знали это и Пиркс с Бертоном. И как это зачастую бывает в реальной жизни, супермены и плейбои сдуваются и выглядят весьма бледно, а те, кто не блистал ни особым умом, ни наружностью показывают себя с наилучшей стороны. Как бы ни было жестоко испытание, оно необходимо, ведь космос шутить не любит, а пережитое останется в памяти на всю жизнь. Поэтому, браво Пиркс, ты с честью прошел свой момент истины и суровый шеф своим рукопожатием закрепил успех пройденного испытания. | ||||
| ||||
«Звёздные дневники Ийона Тихого» [Цикл] |
| |||
olga.sb, 29 декабря 2021 г. в 00:10 | ||||
Тем, кто как и я до этого читал у Лема только Солярис будут крайне удивлены, взяв сборник рассказов о приключениях бравого космического авантюриста Ийона Тихого, потому что здесь тон повествования отличается от Соляриса радикально. Даже не знаю, какой Лем мне понравился больше: философски, серьезно, долго описывающий первый контакт с разумным океаном другой планеты (который познает собеседников вовсе не с помощью слов), или тот, что весело и бодро травит байку за байкой из будней исследователя космоса. Я видела множество сравнений с Бароном Мюнхгаузеном и склонна согласиться – что-то в этом точно есть. А еще больше похоже на раритетные сериалы типа Звездного пути. И немного на Космоолухов Громыко. Ну и Автостопом по галактике. То есть лихо и бодро нас окунают в самые разные истории якобы случившиеся с повествователем. Так как это сборник рассказов, то можно читать в произвольном порядке, все или часть, выбирать самые серьезные или самые веселые, по темам и т.д. (многие делали подробное описание и готовили такие подборки). Очень много идей по петлям времени, самым необычным формам религий и технологий, и конечно, про инопланетные расы, которые уже давно стали нормой в этом мире космических путешественников. В путешествии 14 изображен инопланетный мир, где эволюция протекала очень оригинально из-за падения астероидов (чем-то напомнив Перн) Путешествие 22 – христианские миссионеры отправляются к инопланетным расам и сталкиваются с очень сложными проблемами (см.Говорящий от имени мертвых Карда и Эдем Гаррисона) Путешествие 23: раса бжутов из-за отсутствия места на планете нашли любопытный выход из ситуации. В общем, посредством небольших и забавных рассказов рассматриваются такие глобальные идеи, на которые многим другим авторам требовались целые книги. Если кто-то хочет почитать про разные необычные инопланетные расы, но не хочет тратить время и душевные силы – велкам к Ийону Тихому (или же к упомянутым книгам), но в любом случае не обходите Лема! | ||||
| ||||
«Эдем» |
| |||
Morfindel, 09 декабря 2021 г. в 01:05 | ||||
Глупо, наверное, критиковать произведение конца 1950-х с точки зрения читателя в начале 2020-х. Но, тем не менее, есть много моментов в «Эдеме», которые не зашли бы в любую эпоху. И прежде всего, это слишком большое количество незавершенных линий и неразгаданных загадок. Так и не понятно, что и как произошло с давно заброшенным но при этом исправно работающим заводом, который так детально и долго описывает автор. Странноватая линия с сожжённым местным пилотом и его «собакой», которая, вроде как, нападала, но это не точно — так они проявляли агрессию и если да, то почему? Есть и логические несостыковки, вроде того, что технологическая часть туземного населения в упор не видит упавшей ракеты (она и при аварийной посадке должна была бы на себя нормально так внимания обратить на половину неба), но зато примитивный одинокий двутел без проблем шел, нашел ее и даже залез. Физиология этих двутелов — еще одна детально расписанная интрига, которая не завершается ничем. И итог всей истории: земляне, которые так долго искали осмысленного контакта с эдемцами, наконец-то его находят, долго вникают и внезапно: о, по нам стреляют, ну мы полетели, а контактера и его невменяемого сородича, пожалуй, сожжем ракетой по их желанию. Очень странный финал с депрессивным оттенком, что «все было зря», лучше б не залетали сюда. С другой стороны, очень современно в 2021 выглядит идея Лема с манипуляциями данных и «правительством, которое информационно маскируется и притворяется, что его не существует». Это, прям, описание современных гибридных войн с прокси-силами. Еще понравился дух ядерной эпохи фантастики 1950-х, когда путешественники на другие планеты пренепременно ожидают встретить у тамошних цивилизаций именно ядерное оружие. Отпечаток времени. В целом, должен признаться, что еле дочитал. И если бы прочитал «Эдем» раньше, то был бы гораздо худшего мнения о Станиславе Леме. Но на свою эпоху, конечно, вполне достойное произведения и для меня оно скорее будет предтечей более сильных романов Лема. | ||||
| ||||
«Фиаско» |
| |||
kshishtov1, 26 ноября 2021 г. в 11:15 | ||||
Общие впечатления: данное произведение считаю эталоном «твёрдой» научной фантастики. Текст изобилует техническими описаниями, научными терминами, латинскими пословицами, так что чтение его составляет определённый интеллектуальный труд. «Воды» здесь нет, каждое предложение стоит читать внимательно, вчитываться. Бывало, отвлечёт кто-то из домашних от чтения, прочитаешь невнимательно абзац, и приходится возвращаться, чтобы лучше понять дальнейшую нить повествования. В произведении помимо собственно фантастической составляющей, поднимаются философские вопросы, вопросы нравственности, развитие которой не поспевает за техническим прогрессом, вопросы подавления биосферы техносферой. Порадовало: на борту корабля присутствует монах, представитель религиозной конфессии, ведь к модели мироздания, предлагаемой земной религией, начинают появляться вопросы, когда обнаруживается существование внеземного разума. Огорчило: сюжетная линия главного героя вроде берёт разгон в начале, а потом постепенно сходит на нет. Не остаётся персонажа, которому хочется сопереживать, сочувствовать. Итог: крепкая «восьмёрка» как научной фантастике, был бы яркий главный герой с интересной судьбой, поставил бы «девятку». | ||||
| ||||
«Расследование» |
| |||
wolobuev, 10 июня 2021 г. в 21:44 | ||||
Уже устал считать, сколько раз великий поляк оказался впереди планеты всей. То есть, обогнал развитие жанра. В 1969 году Стругацкие написали «Отель «У погибшего альпиниста» в качестве эксперимента по соединению НФ и детектива. Эксперимент этот, по утверждению БНС, не удался, потому что и не мог удасться. Так вот Лем опередил братьев на 10 лет и у него всё получилось. Роман — сочный такой нуар с кучей загадочных явлений, часть которых в итоге объясняется, а часть так и остаётся покрыта мраком тайны. Любителей детектива роман наверняка разочарует, ибо концовка тут мягко говоря странная. Но такова и была задумка Лема. В середине романа он говорит об этом прямым текстом — дескать, в XIX считалось, что уж на Земле-то мы всё открыли, и дальше физике развиваться некуда. А потом возникла квантовая физика, и мы оказались на берегу океана неведомого. Но просто соединить детектив и фантастику Лему показалось мало, он напичкал произведение элементами хоррора, так что иногда роман проваливается в сущую лавкравтовщину (можно даже провести ироничную параллель: если у американца были «неописуемые существа», то у Лема — необъяснимые явления). Концовка, которая приводит в недоумение многих читателей, на мой взгляд куда более естественна, чем концовка Стругацких в ОУПА. Лем не стал гнаться за внешними эффектами, а просто поставил главгера перед своеобразным выбором. Что ж, Лем — не единственный, кто так поступил. В тех же Штатах есть один выдумщик, который тоже обожает ставить людей в тупик — Дэвид Линч. Смотрели «Малхолланд Драйв» или «Твин Пикс»? Если понравилось, «Расследование» придётся вам по вкусу. | ||||
| ||||
«Путешествие первое А, или Электрувер Трурля» |
| |||
wolobuev, 15 мая 2021 г. в 01:27 | ||||
Один из лучших рассказов Лема и ад для переводчика. Толмач справился и заслужил свою собственную десятку. Это ж надо суметь — перевести стихотворение, в котором все слова начинаются с одной буквы (в оригинале — «ц», в переводе — «к»). А ода, написанная языком высшей математики? Лем, конечно, гений, но и Трофимов заслужил овацию. Мне страшно представить, сколько сил он потратил на адекватный перевод этого лингвистического ребуса. А в целом великий поляк дал самое незаурядное толкование фразы «В начале было Слово». :) | ||||
| ||||
«Возвращение со звёзд» |
| |||
Alex301092, 20 апреля 2021 г. в 11:13 | ||||
Этот роман был у меня из разряда тех, которые читают только потому, что он включён в сборник, купленный ради совсем другого произведения, и на который ты, в ином случае, никогда не обратил бы внимания. И, ведь, часто бывает, что такие случайные “встречи” оказываются интереснее, чем то, что ты прочитал запланированно. Часто, но не в этом случае. Сразу отмечу, что роман сильно превзошёл мои ожидания. Наверное потому, что ожиданий как таковых не было. Но дотянуться до целевого романа в сборнике (до “Солярис”) он всё же не смог: тот слишком высоко летает, или слишком глубоко плавает — смотря как повернуть голову. Справедливости ради надо сказать, что эти произведения акцентируются на совершенно разных темах, поэтому сравнивать их в лоб не стоит. Но, по личных ощущениях, автор писал “Солярис” с большей самоотдачей, тщательно прописывал и идею и сюжет и каждый мелкий штрих; писал так, будто пишет в последний раз. А в “Возвращении со звёзд” сюжету отведено весьма скромное место. Перед нами здесь даже не сюжет, а пост-сюжет: все основные события уже произошли, о них только вспоминают, а весь роман — это словно затянувшаяся развязка (хотя у неё тоже есть своя завязка, кульминация и подразвязка). Такой подход я бы не назвал ни плохим ни хорошим: это просто вопрос расстановки акцентов. Здесь автор решил акцентироваться на идеях, на зарисовке недалёкого будущего. Не только сюжет, но даже проработка героев здесь отходят на второй план: под нож идёт всё, что не помогает раскрытию идей, ради которых всё и затевалось. С одной стороны это хорошо, потому что так остаётся меньше места для графомании. С другой стороны, проработанные герои ещё никому не помешали. Возможно, такой подход используется во многих книгах, которые описывают мир будущего (не увлекаюсь данной темой), но, как бы там ни было, “Возвращение со звёзд” — это всё же художественное произведение, которое мало напоминает другой роман Лема: “Голем XIV”, в котором практически нет сюжета и полноценных персонажей, а есть лишь поток мысли. Основные идеи, которые пытается рассмотреть Лем в “Возвращении…” (вы, возможно, выделите другие): это ощущение чуждости мира и чуждости себя для этого мира, а также смысл личной жертвы, положенной на алтарь науки и вечного поиска. Здесь немало мудрых и сильных высказываний, которые можно вставлять в рамочку и вешать на стену. Именно ради них стоит прочитать этот роман. Впрочем, это можно сделать и тезисно: прочитав только набор цитат и высказываний из данного произведения, вы немногое потеряете. Не прочитав же его хотя бы тезисно, вы определённо что-то потеряете. Можно было бы добавить, что здесь достаточно неплохо прописаны отношения героя с женщинами (ради этого можно даже взяться за целый роман), но если вы уже читали “Солярис”, то переживёте лишь лёгкое ощущение дежавю и вряд ли сильно впечатлитесь, так как там отношения прописаны куда лучше, на мой взгляд. Как итог, нужно выставить роману оценку: он весьма интересен, полон глубоких мыслей, автор неплохо — не фрагментарно, но и не очень подробно — описал мир будущего, придумал кучу собственной терминологии. Восьмёрку я поставил “Эдему”, который впечатлил меньше и читался намного сложнее. Девятку отдал “Солярису”, который, в свою очередь, понравился больше. Выходит 8.5. Если округлять, то скорее вверх. | ||||
| ||||
«Человек с Марса» |
| |||
montakvir7511, 06 февраля 2021 г. в 08:02 | ||||
На удивление сильная повесть, прочитанная буквально на одном дыхании. Прочитав аннотацию, рассчитывал на что-то совершенно иное, но Лем сумел меня удивить. Что вызвало восторг, так это постепенное раскрытие сущности, жизнедеятельности, разума марсианского человека. Автор полностью исключил малейшие намеки на сходство землян и этой странной полумашины, работающей на радиоактивном топливе. Существо полностью и беспереворотно чужое, аналогов ему на Земле нет, как оно мыслит и чем руководствуется, неясно до самого конца. И вот так пишет начинающий автор в мохнатом 1946 году. Это когда в СССР пределом фантазии было придумать гигантскую сенокосилку, а на Западе тысячи звездных суперменов уничтожали галактики и перемещались со скоростью мысли, не пытаясь соответствовать званию «научная». Откровенный скептицизм Лема в отношении возможного контакта, который он после развил до немыслимых масштабов, оказывается, пестовался им практически с самого начала писательской деятельности. Что символично — зашедшие в итоге в полный тупик ученые разрубают затягивающийся узел непонимания единственно понятным человеку разумному способом — марсианина убивают...жаль, что профессор так и не пояснил, что же его так потрясло в ментальном путешествии на Марс, что он принял это страшное, хотя и, возможно, необходимое для нашей планеты решение. Мощно написано, невероятное напряжение, драйвовая повесть, сумевшая меня потрясти. Не понимаю, как я умудрился пройти мимо нее до этого. | ||||
| ||||
«Футурологический конгресс. Из воспоминаний Ийона Тихого» |
| |||
mputnik, 03 октября 2020 г. в 19:14 | ||||
Шедевральнейший стёб. Чего-чего, а незатыкаемого фонтана вполне логичного бреда, оформленного с литературной точки зрения более чем приемлемо — автору не занимать. Невольно вызывает уважение, хотя бы с технической точки зрения. Мастер, ёлки-палки. По стилю — две несомненных ассоциации: его же «Абсолютная пустота» и — как сие ни странно — «Маленькие трагедии» Пушкина. Но только не книжка. Фильм. Вольная интерпретация «Египетских ночей». Феерический фонтан фантазий. Бурлеск фантасмагорий трагифарса. Весьма специфическое чтиво, уважаемый потенциальный читатель. Противоречивое. Но — чего не отнять — граблями цепляет извилины серого вещества. Прямо-таки физически ощущается, как оные зубья оных граблей соскальзывают с одной извилины, ударяясь по следующей, болезненно пропахивая третью. Ежели хочется просто отдохнуть — эта не та книжка, поверь, уважаемый потенциальный. НО. По идее, сие чтиво в обязательном порядке стоило бы отнести к полке, которая «..каждый интеллигентный человек обязан прочесть...» и т.д. | ||||
| ||||
«Глас Господа» |
| |||
Feratamin, 22 сентября 2020 г. в 20:16 | ||||
Глубокая философская книга, даже труд по философии я бы сказал. Тема размышлений Лема, впрочем как и всегда — контакт с внеземным разумом, цивилизацией. На этот раз контакта нет, а есть якобы сигнал высокоразвитой древней цивилизации выделенный из фонового нейтринного излучения. Создается оперативный штаб по расшифровке сигнала состоящий из разных видных ученых, повествование ведется от лица выдающегося математика — участника событий. Причем Лем так хитренько вначале книги представляет нашего героя не в лучшем свете — он высокомерный, злобный мизантроп, поэтому вот и мысли у него такие. А мысли то, у него как раз правильные и каждому будет полезно читая этот рассказ взглянуть вглубь себя, поразмыслить над природой человека. И знаете, когда я задумываюсь читая книги Лема над существованием внеземного разума, мне всегда становится страшно, страшно от мысли о том, что мы уникальны и одиноки во вселенной. Космос холодный и безразличный, планеты рождаются и умирают, звезды вспыхивают и гаснут, а вокруг — пустота, это поистине страшно. Поэтому, мы готовы вцепится за любую соломинку, за любую возможность не остаться одинокими и с надеждой смотрим на звезды — Они присматривают за нами, а мы Им за это благодарны. | ||||
| ||||
«Человек с Марса» |
| |||
Кропус, 07 июня 2020 г. в 00:44 | ||||
Роман можно рассматривать как своего рода пробу пера. Здесь уже появляется типично лемовская фишка: непостижимый для человека инопланетный разум. Под конец у меня даже возникли ассоциации с Лавкрафтом: «я видел нечто очень страшное, но вам не скажу». Это же типичная психология его героев. Но если у Лавкрафта так рассуждают в основном обыватели, то здесь всё таки учёный. Вообще вопросов к тексту очень много. Не буду придираться к идиотскому паролю, который герой угадывает абсолютно случайно. В конце концов это можно списать на дилетанство в конспирации всей этой компании. Но вообще-то, что это за организация такая странная и кто за ней стоит? Ответов нет. Они что по собственной инициативе пришельца нашли, перевезли в особняк и стали тайно изучать? Тогда откуда финансирование? Что никто кроме них не заинтересовался падением метеорита? Что бы перевести космический корабль нужна между прочим техника. А они даже особняк где проводили исследования профессионально заминировали. Если пришелец враждебен, а, судя по финалу, похоже, что так, то почему решено обо всём молчать? Решение, как я уже написал в духе героев Лавкрафта. Но ведь рано или поздно будет второй визит. На этот счёт есть лишь туманная фраза профессора «Будем надеяться, что второй попытки марсиане не сделают». Надеяться?! Да с чего он взял, что её не будет?! Или люди через какое-то время на Марс прилетят. Не лучше ли заранее знать кого они там встретят. Ещё один момент. На начало исследований, никаких оснований предпологать враждебность пришельца в общем-то не было. Но люди ведут себя с ним как с подопытной свинкой. Невольно напрашивается мысль, не от этого ли он озверел под конец. Я бы на его месте тоже попробовал бы сбежать. | ||||
| ||||
«Фиаско» |
| |||
zvezdochet2009, 06 июня 2020 г. в 16:58 | ||||
Роман польского гранда научной фантастики Станислава Лема «Фиаско» — заключительное произведение о жизни и подвигах пилота Пиркса, получившего новую жизнь и взявшего себе новое имя. Это не только заключительный в цикле, но последний итоговый роман во всем творчестве польского фантаста, в котором он ставит жирную точку всем своим художественным экспериментам, проводившимся более чем сорок лет. Очень сложное, многогранное произведение, рассказывающее нам о межзвездной экспедиции с целью установления контакта с некоей сверх развитой технологичной цивилизацией, названой в романе «квинтянами». Лем выложился в этом своем последнем романе по максимуму – продемонстрировал все, на что способен как писатель, мыслитель и фантаст. В итоге получилась концептуальная космическая одиссея звездолета «Гермес», насыщенная техническими идеями вроде криогеники, моментальных путешествий между звездами, планетарной инженерии и, конечно же, на невозможности контакта с внеземными цивилизациями. Контакт невозможен, утверждает Лем. Не потому, что цивилизации находятся от нас на огромных расстояниях, а потому что человек ищет в космосе свое отражение и очеловечивает все явления, включая саму жизнь, что исключает возможность нормального контакта и предопределяет фиаско в поиске человеком братьев по разуму. Человек ищет самого себя, на самом деле в силу склада разума, физических особенностей восприятия, психологии мы никогда не сможем установить контакт, нам не нужны Чужие. Идея, не раз озвученная писателем во многих произведениях, включая «Солярис». Поэтому миссия звездолета «Гермес» была заранее обречена на поражение. И даже когда формально контакт с квинтянами был установлен, конструктивного диалога не получилось, потому что человек не в состоянии его наладить – он просто не может отказаться от своей сущности, и во всем будет искать проявление типично человеческого поведения. Кроме того, на протяжении всей финальной части миссии интригует вопрос: что же собой представляют квинтяне? Кто они? Лем дает своеобразный ответ, спрятанный в самом конце. Роман подводит неутешительный итог размышлениям Лема о контакте с Чужими: мы никогда не сможем найти братьев по разуму. А если и найдем, это будет разговор слепого с глухим: никакого общего знаменателя. В лучшем случае непонимание, в худшем – конфликт на уничтожение, где инициатива и конечная ответственность лежит полностью на одной стороне. На самом деле это ужасно. Представьте, что из космоса прилетел огромный звездолет, послал серию цветных сигналов, потом еще, высадил на поверхность шар, а потом испепелил все живое на нашей планете, причем его действия совершенно не понятны с точки зрения разума или какого-то здравого смысла. Роман интересен еще и тем, что очень насыщен научно-технической терминологией и подробнейшим образом описывает гипотетический полет человека на звездолете и использование революционных технологий, что принесет несомненную пользу читателю: вы гарантированно расширите свой словарный запас и познания в области астрофизики, теории космических полетов и во многих других науках. Так что последнее большое произведение Лема однозначно заслуживает внимания, как со стороны поклонников его творчества, так и обычных любителей качественной научной фантастики о межзвездных экспедициях. | ||||
| ||||
«Непобедимый» |
| |||
AdVv, 12 мая 2020 г. в 22:49 | ||||
Простите все поклонники творчества Лема — я подпорчу ему рейтинг. Я понимаю всю глубину философии, но она никак не отменяет здравый смысл, особенно в произведении, претендующем на НФ. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) В ходе по сути разведывательной миссии, прилетели, устроили войну в стиле Рембо сами не поняли с кем. Оценка отлично. Угробили кучу людей и техники — ради чего ? Сходу воевать с разумной силой глупо. С неразумной — еще глупее. | ||||
| ||||
«Дознание» |
| |||
morbo, 12 апреля 2020 г. в 21:24 | ||||
Из всех пока что прочитанных рассказов цикла этот, пожалуй, произвёл наиболее сильное впечатление. Из недостатков хочется отметить в первую очередь странную компоновку рассказа. Он как бы состоит из четырех частей: 1. Суд над пилотом Пирксом, 2. Предложение Пирксу поучаствовать в эксперименте, 3. Псевдодетективная история о том, как Пиркс пытался понять, кто из экипажа — человек, а кто — робот, 4. Разъяснения Пиркса о его понимании произошедшего на корабле. В рассказе имеется одна краеугольная деталь, которая мне бросилась в глаза настолько, что я бы назвал ещё зияющей. Космический корабль новой модели, на котором происходит эксперимент, снабжён выключателем ограничения максимального ускорения. Если ограничения включены, то корабль может развивать только не смертельные для людей ускорения. Если же ограничения убраны, то корабль может ускоряться так, что убьёт весь экипаж, состоящий из людей. Зачем на нормальном космическом корабле, который могут пилотировать только люди, нужен такой выключатель? Зачем вообще этот корабль конструктивно имеет возможность развивать ускорение, которое может убить людей? Ощущение такое, что результаты эксперимента были спланирован заранее. Космический корабль заранее подготовлен к тому, что управлять им в дальнейшем будут только роботы. Испытательный полёт — это лишь спектакль с заранее известным финалом. Роботы выживут при таких ускорениях, которые не под силу выдержать человеку. Осталась только моральная сторона вопроса. Роботы не должны убить людей по собственной прихоти, иначе их посчитают аморальными и не допустят работать ни рядом с людьми, ни отдельно от них. Нужно чтобы люди сами из-за своего несовершенства загнали бы себя в безвыходную ситуацию, из которой смогли бы спастись только роботы. Тогда будут сразу два аргумента в пользу роботов: 1. роботы ведут себя более разумно и осторожно, чем люди, 2. роботы могут работать в таких физических условиях, в которых не способны работать люди. Странно, что Пиркс не заметил этой ловушки сразу. А может быть этой ловушки не заметил и сам автор рассказа? Вообще, Пиркс показал себя не с лучшей стороны. Ему, как пилоту-испытателю, нужно было сосредоточиться на цели объективно оценить достоинства и недостатки членов экипажа. Вместо этого он играл в детектива, как будто знание о том, кто является человеком, а кто — нет дало бы ему какие-то выгоды. Или он просто откровенный шовинист, считающий людей выше роботов? Один из членов экипажа, сообщивший о том, что является роботом, упомянул, что мог бы с равным успехом иметь вид холодильника. По его мнению, у людей существует слишком много условностей и предрассудков, и именно поэтому ему придали вид человека. Нельзя с этим не согласиться, ведь вместо того, чтобы разыгрывать весь этот спектакль, создавая человекоподобных роботов и противопоставляя их людям, можно было бы создать корабль-беспилотник. Вряд ли у кого-то из людей в таком случае нашлись бы достойные аргументы против таких кораблей, ведь корабль — это прибор, имеющий определённое назначение, а не универсальный конкурент человеку, готовый вытеснить его изо всех сфер деятельности. Беспилотник выгоднее, т.к. способен быстрее и дешевле доставлять грузы. Потерять беспилотник вместе со всеми грузами в результате аварии может быть дорого, но не смертельно. Люди остались бы на пассажирских рейсах, когда нужен не баланс между дешевизной и риском, а когда требуется максимальная безопасность и гибкость в парировании внештатных ситуаций. Кому вообще понадобился весь этот спектакль? | ||||
| ||||
«Испытание» |
| |||
morbo, 16 марта 2020 г. в 20:54 | ||||
Для саморазвития психологи рекомендуют почаще покидать зону комфорта. Кто-то воспринимает понятие зоны комфорта как какую-то абстракцию, потому что никогда не оказывался в полностью комфортных условиях, а кто-то, услышав о зоне комфорта, понимающе кивнёт, хотя никогда её по-настоящему не покидал. Люди, считающие себя неудачниками и вынужденные постоянно сталкиваться с трудностями, как правило воспринимают эти трудности как нечто привычное и поэтому легче справляются с ними. Те же, кому по жизни всегда улыбалась удача, в критических ситуациях оказываются растерянными и оказываются не готовы справиться с трудностями. Именно это и случилось с двумя героями этого рассказа. | ||||
| ||||
«Охота» |
| |||
amak2508, 01 августа 2019 г. в 12:31 | ||||
Настоящая приключенческая научная фантастика. Именно так: настоящая, приключенческая, научная — вот такое вот практически уникальное сочетание :). Почему настоящая — потому что с момента создания рассказа прошло уже более полувека, а он всё также хорош в чтении, да и не устарел практически (за исключением некоторых технических деталей). Научная — тоже понятно: столько интересных сведений о Луне и её окрестностях вы не найдёте ни в одном другом произведении. Про приключенческую и вообще говорить нечего — просто попробуйте оторваться от произведения где-нибудь на середине повествования. Кроме этого в рассказе бонусом присутствует ещё и любопытная морально-этическая проблема: Пиркс бесспорно сделал правильно, уничтожив «сбрендившего» робота, но как быть с тем, что всего минуту назад этот самый робот, почему-то спас ему жизнь? И как жить дальше, нося в душе такой вот неоднозначный поступок, пусть даже и по отношению к всего лишь псевдоразумной машине.... | ||||
| ||||
«Возвращение со звёзд» |
| |||
colouroflife, 11 мая 2019 г. в 16:36 | ||||
Прочитав несколько произведений Станислава Лема стал замечать характерные тенденции автора. Они прослеживаются достаточно явно. Некоторые из них мне действительно очень нравятся, но, к сожалению, не все. Например, чрезмерное углубление в детали — в некоторых случаях очень нравится, в некоторых только сбивает с толку. В случае «Возвращения со звёзд» — нравится, этот приём здесь очень к месту. С первых же страниц роман погружает читателя в мир будущего — совершенно незнакомый мир для главного героя. И здесь Лему удаётся удивлять и читателя на таком же уровне, на котором поражён и Г.Г. Автор выдаёт нам панораму таких невероятных вещей, интерьеров и быта человека, да в такой необычной форме — что представить это действительно почти невозможно. Пожалуй это один из самых интересных моментов в книге. Лем часто в изобилии вносит в романы различные сокращения, аббревиатуры, термины (часто достаточно забавные) и целые словари новых слов с подробными пояснениями. Порой это доставляет много удовольствия и делает произведения ещё интересней, иногда запутывает, а порой и просто напрочь сбивает с толку и задаёшься вопросами «Что здесь вообще происходит?!» или «Что курил автор?». Лем коснулся аббревиатурами и «Возвращения со звёзд», но очень умеренно. Также автору характерно объясняя одну идею (термин, слово) выводить из неё 2 (а то и больше) новых идеи, а из каждой из них в свою очередь ещё по 2-3, 5... Причём часто без понимания 1-ой мысли, выводимые из них новые мысли понять совершенно невозможно. А Лем продолжает наращивать их как снежный ком и кажется не собирается останавливаться даже спустя 2 главы посвященных исключительно пояснениям пояснений. Вот этот приём чаще всего повергает в ступор (так я бросил читать «Осмотр на месте»). Я ценю богатую фантазию автора, но порой он перегибает палку. Иногда отложив роман на пару дней и затем продолжая читать бывает трудно вспомнить все эти новые словечки и приходится возвращаться к началу главы чтобы разобраться. Исключительное удовольствие такой приём доставил мне лишь в «Футурологическом конгрессе», когда наркотический сон накатывал слоями, и каждый новый слой был бредовее (и в то же время шедевральнее) другого. Вернёмся к нашему роману — здесь повествование также перескакивает от идеи к идее. Условно можно изложить следующим образом — Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Вот в общем то и всё. Сюжета почти нет. Почти весь роман построен на непринятии нового мира главным героем, на непонимании и непринятии его новых законов, традиций и т.д. Событий происходит немного, читателю предлагает приобщиться к переживаниям героя. Родственников и друзей у героя уже не осталось. Быть полезным работником в сильно изменившемся мире он не способен. Остаются только женщины. Что ещё остаётся кроме как образовать ячейку общества и доживать свои дни. Но и с этим проблема — мир изменился и отношения между мужчиной и женщиной не бывают больше долгосрочными, просто так здесь не принято. Да и как найти общий язык с современными девушками? После нас ожидает открытая концовка.Г.Г. вернулся и потерян, Г.Г. придумывает чем заняться и пытается разобраться в изменениях мира, Г.Г. встречает девушку. Однако, при всей простоте и краткости сюжета, написано очень глубоко и действительно заставляет задумываться над таким «дивным новым миром». Есть здесь очень много того за что мне нравится Станислав Лем. Автору удаётся ошарашить невероятным и совершенно непонятным будущим с первых же страниц, затем разжевать всё-таки вкратце устройство нового мира, оставить пишу для размышления и никакой конкретики в финале. Чаще всего откровенно не люблю открытые финалы, но чем могло ещё закончиться подобное повествование? Герой мог бы например умереть. Достаточно трагично?! Едва ли хуже чем та в которой ему ещё останется жить в мире где он чувствует себя изгоем-неандертальцем. Но быть может ему всё-таки удастся почувствовать себя «как дома». Лишь «как дома», ведь он уже не дома. | ||||
| ||||
«Непобедимый» |
| |||
Кропус, 09 марта 2019 г. в 22:50 | ||||
Впервый раз читал, кажется, в четвёртом классе и проглотил на одном дыхании. Не знаю о какой затянутости писал передо мной morbo, мне было не оторваться и я его несклолько раз перечитывал. Единственная придирка: почему они сперва сели на планету, а потом принялись искать «Кондор» чуть ли не в слепую. Запуск зондов в общем-то не помог. Они на него наткнулись почти случайно. «Почти» потому что экипаж «Кондора» в своё время тоже явно привлёк город. Логичней для «Непобедимого» было зависнуть на орбите и изучать поверхность оттуда. Ну, прикинуть, что на поверхности могло привлечь предыдущий корабль. Даже если как написано «На комплект снимков ушёл бы без малого месяц», с поверхности искать ещё хуже. Тут у Лема небольшой поддавок. Но понял я этот момент много позже. | ||||
| ||||
«Возвращение со звёзд» |
| |||
Блофельд, 16 февраля 2019 г. в 15:13 | ||||
«Возвращение со звёзд» принято считать антиутопией, потому что здесь описан мир, к которому трудно привыкнуть и в котором трудно ассимилироваться. Но вообще роман можно назвать и утопией, потому что мир тут без насилия, без обмана, без преступности. Всю тяжёлую работу за людей выполняют роботы. В конце концов, если Брегг никак не может привыкнуть к миру «Возвращения со звёзд», то это его проблемы. Мир в этом не виноват. Жаль, что Лем толком не описывает, как проводится бетризация. Только и сказано, что бетризованный человек оказывается неспособен к насилию, но никаких подробностей не сообщается. Надо сказать, что Брегг — настоящий бабник: сначала флиртовал с Наис, потом флиртовал с Аэн, а в конечном счёте женился на Эри. Целых три женщины! | ||||
| ||||
«Путешествие восьмое» |
| |||
wanderer18, 15 февраля 2019 г. в 09:04 | ||||
Довольно жёсткая сатира на человечество, в процессе чтения становится даже немного стыдно, что ты принадлежишь к полоумникам чудоюдным. Написано при этом с большим юмором, читается очень легко. Главный недостаток рассказа – его концовка. Я ожидал, что дадут слово Ийону, и он как-то выкрутится, представив людей не в таком ужасном свете. Но закончилось все очень банально и неинтересно. | ||||
| ||||
«Солярис» |
| |||
Aimless, 08 января 2019 г. в 17:35 | ||||
Думаю не стоит указывать, что роман обязателен для прочтения любителям фантастики. Его также нужно рекомендовать рядовому читателю. Причин для это очень много. Начнем с того что книга монументальна по своей философской составляющей (главный ее козырь). Вопрос познания человеком неведомого поднимается тут с высочайшим мастерством. Причем имеется ввиду как знакомство с чем-то внеземным, так и разглядывание собственного Я. Такие «нефантастические» темы как любовь, ненависть, прошлое, вина, любопытсво, стыд и т.д. раскрыты, благодаря методу фантастики, почти что с новой стороны. И это делает книгу универсальной. Есть еще формальные причины — осносительная краткость, незамысловатость языка, легкое повествование и небольшой саспенс. Благодаря этому, книгу может осилить каждый. | ||||
| ||||
«Магелланово облако» |
| |||
ateist5, 10 декабря 2018 г. в 23:31 | ||||
Этот роман самый мой любимый не только среди произведений С.Лема , но и среди всей научной фантастики.Часто читаю его ,слушаю аудио-версию ,моя настольная книга которая для меня образец и идеал ,научно -фантастического романа..Хотелось бы жить в мире описанном в этой книге.Спасибо Лему за эту книгу,остальные его книги сильно уступают . | ||||
| ||||
«Условный рефлекс» |
| |||
muxaJIu4, 12 ноября 2018 г. в 20:10 | ||||
«Открытый люк — следствие приготовления омлетов.» С.Лем «Условный рефлекс». Совсем небольшое отступление от правил безопасности, как следствие спешки, в соединении с другими маловероятными событиями становится причиной гибели людей. Такое случается постоянно и приводит к более (авария на АЭС) или менее (смерть в ДТП) значимым последствиям. Теория Хаоса в действии — предугадать или рассчитать такое не представляется возможным ни сейчас, ни в обозримом будущем. Профессиональная подготовка, внимание к мелочам, острая интуиция — все чего не хватает простым смертным, помогли Пирксу спасти жизнь себе и другому человеку. К подобым сюжетам мастер будет постоянно возвращаться, каждый раз по-новому, и всякий раз блестяще. | ||||
| ||||
«Сексотрясение» |
| |||
artem-sailer, 21 июля 2018 г. в 14:58 | ||||
Рассказ весьма оригинален и интересен. Первое — форма изложения. Это так называемая рецензия на несуществующую книгу, коими (рецензиями) знаменит Лем (разумеется, не только этими рецензиями). Насколько понимаю, у пана Станислава появилась какая-либо идея. Однако реализовывать её он либо поленился, либо не посчитал нужным, подумал, что это пустая трата времени. Поэтому и излагает свой замысел в такой вот, краткой, форме. Нечто подобное мы видим в «Хромой судьбе» Стругацких, которую сами братья называли сборником черновиков несостоявшихся произведений. Напомню, что АБС в пору написания были уже, что называется, в годах и, вероятно, понимали, что реализовать тот или иной сюжет уже не успеют — либо перегорели, либо... Борис Натанович в своих знаменитых «Комментариях к пройденному» пишет о том, что «Хромая судьба» — это роман о надвигающейся и неумолимой старости. Впрочем, я отвлёкся. Что касается самого тела данного произведения, то... Да, кстати, «тело» — весьма уместное в данном случае слово. Так вот, жёсткая сатира на вырождающееся человечество, поданное в произведении, не потеряла актуальность и по сей день. Человек делает очень многое для того, чтобы извлечь низкопробное, животное удовольствие из акта своего существования. Слишком много он для этого делает. Забыв обо всём остальном. А потеряв один источник наслаждения, тут же находит другой, не менее низменный. Печально, но факт. | ||||
| ||||
«Солярис» |
| |||
Hrukodil, 23 июня 2018 г. в 10:50 | ||||
Одна из самых страшных книг, которую я читал. Ка-акой там Кинг с канализационным монстром... | ||||
| ||||
«Фиаско» |
| |||
Нортон Коммандер, 23 марта 2018 г. в 16:46 | ||||
Не секрет, что вся современная массовая культура ориентирована на подростковую аудиторию. Чтобы создать успешный культурный продукт (книгу, фильм, музыкальный альбом), автор должен сделать его таким, чтобы он понравился подросткам, молодёжи и инфантильным (пусть даже в хорошем смысле этого слова) взрослым людям. Станислав Лем в этом плане всегда был бескомпромиссным. Он писал настоящие книги для взрослых. Не в том смысле, что там присутствуют секс и насилие (это как раз привлечёт подростков), а из-за имеющихся в его книгах глубоких мыслей по вопросам философии и социологии. Это твёрдая научная фантастика, и, как бывает свойственно произведениям этого жанра, для её понимания требуется прилагать усилие. Чтение такой литературы — труд, оно ценно не процессом, а результатом, послевкусием. Да, читать Лема скучно, но оценка роману «Фиаско» всё же будет высокой; будь он написан более лёгким языком, оценка могла бы быть и самой высшей. Почему то в иных произведениях (таких, как «Звёздные дневники Ийона Тихого») Лем мог блеснуть великолепным юмором и создать истинно весёлую атмосферу, в других же оставался предельно безэмоциональным. Впрочем, хорошо, что Лема продолжают печатать, читать и перечитывать. Сильно желание людей вступить в контакт с братьями по разуму. Но вступить в контакт с иной цивилизацией можно лишь в том случае, если она в своём развитии входит в пределы окна между тем состоянием, когда она ещё не может вступать в контакт, и тем, когда уже не хочет. Земляне находят такую цивилизацию на планете Квинта, но лёгкого контакта не получается. Совсем не с лучшей стороны показывают себя земляне, которые становятся похожи на субъекта, столь сильно стремящегося пообщаться со своим соседом, что после того, как тот не желает открывать дверь, сносит её с петель или вовсе разрушает чужой дом. | ||||
| ||||
«Последнее путешествие Ийона Тихого» |
| |||
mr_logika, 14 марта 2018 г. в 21:55 | ||||
Вновь читатель встречается с неунывающим ни при каких обстоятельствах величайшим путешественником (после Гулливера) и космопроходцем Ийоном Тихим. Он почти не постарел, разве только некоторая путаница с родственниками профессора Тарантоги, когда Тихий племянника профессора называет его кузеном, заставляет читателя допустить, что время не щадит даже таких деятельных и обладающих острым и пытливым умом людей. Земное общество за время отсутствия Тихого изменилось до неузнаваемости. Ничего особенно удивительного в этом нет, это ведь по своим часам Тихий провёл в системе Кассиопеи шесть лет, а сколько лет прошло на Земле, Автор не сообщает (есть косвенное указание, что прошло около пятидесяти лет). Но профессор Тарантога, к радости путешественника, ещё жив, хотя неизвестно, где находится. Из разговора с племянником профессора становится понятно, какие серьёзные и, по видимому, необратимые изменения произошли на Земле. Наукой теперь занимаются дилетанты, вроде этого самого племянника, не имеющие понятия об эволюции (чтобы показать состояние науки, Лем выбрал в качестве примера эволюционную теорию, и нет причин сомневаться, что сходным образом дело обстоит и в других сферах знаний), сваливающие в одну кучу Дарвина и Эйнштейна и не способные даже правильно произнести фамилии этих великих учёных. Стала повседневной практикой почти открытая педофилия, лицемерно прикрываемая библейской историей наложницы царя Давида Ависаги Сунамитянки*. В связи с этими, так называемыми, «холостяцкими компрессами», возникли «колоссальные проблемы» у полиции нравов, поскольку гарантия асексуальности ничего на деле не гарантирует, а доказать нарушения этой асексуальности заказчиками «компрессов» не просто. Очень интересна в рассказе Лема явная отсылка читателя к роману Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Тихий, спасаясь от сетевиков, покупает латы средневекового рыцаря, во время еды ему мешает постоянно падающее забрало, и вообще «как выдерживали в таких железяках средневековые типы — это для меня загадка» — думает он. Здесь вспоминается путешествие янки в доспехах и в обществе прекрасной дамы. Какая это была для него пытка! Смысл этой литературной параллели в сходстве положений героев Твена и Лема — оба попали из нормального мира в страну идиотов, не пуганых у Твена и, наоборот, сильно испуганных у Лема. Впечатления у обоих примерно одинаковые, но Тихий в лучшем положении — он может сбежать. И делает это, придя к выводу, что лучше жить среди каннибалов Кассиопеи (а жить можно, будучи ядовитой для аборигенов пищей), чем в обстановке интеллектуального каннибализма на опутанной интернетом Земле. В рассказе поставлено много вопросов, но чёткий ответ дан Автором только на один, самый, видимо, животрепещущий для заказчика. Это вопрос — почему «не все женщины КРАСИВЫ?». Где же результат естественного отбора? Ответ прост — в пещерах, где и прошла почти вся история человечества «наверняка было очень темно». Замечательная идея, соответствующая изображённому Автором уровню научного мышления.
*) Вот что говорится об этом в Третьей книге Царств. «Девица была очень красива и ходила она за царём, и прислуживала ему; но царь не познал её.» Но это последнее, решающее обстоятельство никому не было известно. Поэтому, когда (после смерти Давида), сводный старший брат царя Соломона Адония попросил у царя разрешения жениться на Ависаге, царь не просто отказал брату, но и приказал его убить. Адония любил Ависагу и ему может быть и было известно (от неё), что она девственница, но Соломон воспринял (или только сделал вид) просьбу брата, как оскорбление памяти отца и, воспользовавшись случаем, убрал конкурента. В те древние времена всё было просто — царю Соломону не нужны были доказательства, на его стороне был Господь. Во время, описываемое Лемом, попытки что-либо доказать упираются в запутанное и бессильное против достижений технического прогресса законодательство с одной стороны и продажность правозащитников с другой. И это время уже наступило. | ||||
| ||||
«Солярис» |
| |||
Surfer1, 09 февраля 2018 г. в 13:59 | ||||
Читал я «Солярис» еще в детстве. Потом перечитал уже в студенческие времена. И оба раза он показался мне очень неровным произведением. А сейчас этот роман я (для себя) перевожу из статуса великих произведений в статус просто незаурядных. В чем причины моего разочарования? Да, имеется нестандартная потрясающая научно-фантастическая идея. Которая целый новый пласт литературы следом подняла. Эпигонов на темы, скажем так, нетипичного Контакта. Но на фоне этой потрясающей идеи и масштабности действия просто удручают персонажи. Какие то убогие они. Причем — все. Профессиональные ученые, немолодые уже люди сталкиваются с настоящим чудом. И как они реагируют на чудо? Потрясающая сцена регенерации сожженных легких Харри, например. И хоть бы у кого из этих «чудаков» (не с той буквы) шелохнулось удивление и вопрос — Как?! И примеров подобного рода = весь роман. Постоянно сквозило ощущение — ну не наш человек писал, и не наши люди описаны. Какие то банальные они, и убогие. Этакие интеллектуальные пигмеи с зачатками морально-нравственных черт (потому как с нормально развитыми соответствующими качествами совсем не так должны были герои романа реагировать на происходящее). ИМХО, из-за этого проседает в целом психологическая составляющая романа. Вроде бы круто сюжет развивается, но растет недоумение и возмущение. Потому как все «ученые» оказываются, в натуре, «чудаками» с другой буквы. В принципе, сама история эволюции-инволюции Ст.Лема как личности проясняет причину этой проблемы романа. Вообще, лично я считаю Лема очень слабым писателем в плане способности рисовать интересные и емкие психологические портреты. Достаточно вспомнить, например, тот ужас и недоумение от «портретов» героев «Магелланова облака» или «Маски». Лем в абсолютном большинстве своих произведений силен описаниями фантастических идей и боевых коллизий. А герои у него плоские, неинтересные, а часто — убогие. Лучшими произведениями, ИМХО, являются у него те, где герои чуть ли не номерами помечены или должностью в штатном расписании, т.е., совсем никакущие, зато чрезвычайно интересны идеи и действия. Примеры этого и «Непобедимый» с «Эдемом», и «Дневники ...», и «Пиркс», да и прочее. Итого: когда то я считал «Солярис» эпохальным произведением. А сейчас просто поставлю крепкую 7. | ||||
| ||||
«Фиаско» |
| |||
mom, 06 февраля 2018 г. в 15:53 | ||||
Рискнул впервые после трех еле прочитанных лет пять назад книг автора снова дать шанс великому и ужасному. Увы. ФИАСКО! Бедный, бедный Станислав... Чем дальше, тем все более очевидным становится факт, насколько «мимо кассы» твои нудные и тошнотворно подробные описания того, чему никогда не быть. Ну, разве что в фантазиях олдфагов, застравших в болоте твоего футурологического тупика. Человек, однажды сказавший «Стругацкие — это Лем для быдла» был видимо не в курсе, что ты завидовал их «Пикнику». По мне, так даже каждый из братьев по отдельности превосходит тебя как писатель. И зря ты так про «Солярис» Тарковского. Он на основе твоей унылой книги пришел к тому, что сам ты выразить в ней так и не смог — гениальное, простое и — точное — «человеку нужен человек». И на твою недоделанную книгу с тех пор обращают внимание лишь благодаря фильмам. Честно говоря не представляю, кто хотел бы сегодня экранизировать что-либо из написанного тобой. Только мультики для ностальгирующих и остаются. И жаль Содерберг сдрейфил, сначала заявив о том, что он его фильм будет ремейком именно картины Тарковского, а потом начавший жалкие заискивания перед тобой. Ты весь в этой своей фразе «Если бы кто-нибудь когда-нибудь решился точно и целиком перенести мою книгу на экран, опасаюсь, что результаты были бы понятны для узкой группы зрителей». Элитарная дырка от бублика для любителей находить то, чего не подразумевалось, но зато потом так тешит самолюбие авторов.
Покойся с миром, великий скучный фантаст. | ||||
| ||||
«Рассказы о пилоте Пирксе» [Цикл] |
| |||
nissen, 27 января 2018 г. в 01:07 | ||||
Пиркс — герой моего детства. Испытание, Условный рефлекс — перечитывались много раз. Никогда не пропадает ощущение, что это обычный человек просто добросовестно относящийся к своим занятиям, благодаря чему и выпутывающийся из всех передряг. Никакого суперменства. И тонкий, ироничный юмор навсегда стал для меня эталоном)) | ||||
| ||||
«Магелланово облако» |
| |||
Dm-c, 08 января 2018 г. в 11:24 | ||||
Наконец я выполнил задание по внеклассному чтению на лето то ли 1982, то ли 1983 года. Хорошо что не тогда. Наверное существовала адаптированная версия для детей без философских размышлений про любовь, безответную любовь в частности и т.п. Впечатление от книги весьма не очень. Местами кажется нудной и затянутой, представленное «коммунистическое» общество безответственно по отношению к индивидууму. Индивидуумы же, в свою очередь, эгоистичны и также безответственны. В действиях героев присутствует непродуманность, что приводит к вынужденному проявлению «ненужного» героизма. Фантдопущения какие-то надуманные, и служат скорее для антуража, чем для сюжета. Зато антиимпериалистические вставки резко выделяются. Вызывает недоумение избирательная память общества конца 3-го тысячелетия, забыты названия стран, но помнят про конкретных людей XX века, искусство после 21 века как бы не существует (даже просто не упомянуто). В общем согласен с Лемом в том, что работа ранняя, но не верю, что этот роман сможет «завербовать» еще хоть одного коммуниста (хотя может на мне сказывается «противоядие» СССР). | ||||
| ||||
«Насморк» |
| |||
strannik102, 27 декабря 2017 г. в 19:41 | ||||
У Станислава Лема в этой его книге всё совсем не так однозначно — хотя фабула расследования нам известна сразу (смерти нескольких людей при схожих обстоятельствах и деталях), однако в процессе расследования возникают разные версии происшедшего и, как оказалось, происходившего и происходящего уже некоторое время. Поскольку предполагаемая и рассматриваемая вариативность причин и условий трагических событий довольно широка, то отслеживать всю эту детективно-криминалистическую кухню чрезвычайно интересно, тем более, что автор без промедления обостряет ситуацию неким остросюжетным моментом (а спойлера не будет!), отчего концентрация адреналина у читателя сразу подскочила к черте кипения. И хотя лемовский детектив довольно близок к классическому варианту — свершённое преступное деяние и неспешное ветвящееся дерево расследования, всё-таки пан Станислав умело поддерживает градус напряжённости, выводя к концу романа событийные ходы и причинно-следственные связи в совсем уже неожиданные места. Нельзя не отметить фирменный лемовский литературный стиль — всё кажется очень простым и безнаворотным, но именно вот эти самые литературная простота, лёгкость и безнаворотность и являются признаками самого настоящего Мастерства. А концовка и вовсе не такая, какую ожидал читатель. | ||||
| ||||
«Солярис» |
| |||
Kravendel, 23 ноября 2017 г. в 23:30 | ||||
По теме романа : у знаменитого литературоведа Александра Гениса есть замечательное эссе «Три Соляриса». Полагаю, оно заинтересует всех любителей «соляристики», тем более что талантливые литературоведы, увы, нечасто пишут о произведениях фантастической литературы. Эссе опубликовано как минимум трижды: в журнале «Звезда» (2003 год, №4), в сборнике «Частный случай» (АСТ, 2009) и в сборнике «Довлатов и окрестности» (АСТ, 2011). | ||||
| ||||
«Футурологический конгресс. Из воспоминаний Ийона Тихого» |
| |||
A.Ch, 03 октября 2017 г. в 17:45 | ||||
Многослойность и иллюзорность реальности. Кто-нибудь вспомнит книги Филипа Дика, кто-то – старый рассказ “Туннель под миром” Фредерика Пола, киноманы – “Матрицу” и “13-й этаж”, но сегодня речь пойдёт о возможном далёком собрании учёных, задумавшихся, что ждёт нас в будущем, о котором поведал Станислав Лем. Роман обладает качествами перепрочтения: и несколько запутанных историй и красивая сложность новояза будущего и неожиданная концовка. Он ироничен, он жёсток, он язвителен, он непонятен, он интересен и во время чтения вызывал небольшое переутомление терминами, смешками и идеями. Необычный, заставляющий думать, иногда разрешающий улыбнуться роман, но только мне в разрешении вопроса “Что есть реальность?” понятнее и более подходящими кажутся серьёзные вещи, как например, “Убик” или “Лабиринт смерти” Дика, с которыми пересечение истории Ийона Тихого минимально. | ||||
| ||||
«Солярис» |
| |||
ЛитАлхимик, 10 мая 2017 г. в 09:23 | ||||
С этого романа началось знакомство моего брата-школьника с «взрослой» фантастикой. Подарил ему книгу на день рождения. Вместе прочли и долго обсуждали. И я таки его подсадил на фантастику. Уже он серьезный научный работник, а до сих пор это его любимый жанр. Станиславу Лему вечная благодарность за великую книгу. | ||||
| ||||
«Путешествие тринадцатое» |
| |||
Роджер_Янг, 04 мая 2017 г. в 16:09 | ||||
«я имел случай увидеть самого Рыбона, который, к моему удивлению, ни в малейшей степени не напоминал рыбу. Это был зауряднейший на вид, правда, совершенно седой пинтиец с необыкновенно изуродованными конечностями. Восемь сановников, одетых в пурпурную и золотую чешую, поддерживали правителя под его высочайшие ручки, когда он высовывал голову из воды, дабы набрать воздуху; он при этом так отчаянно кашлял, что мне даже сделалось его жалко.» Как все это знакомо. Даже лица, находящиеся на самом верху тоталитарного режима, не в состоянии противодействовать его правилам и логике. | ||||
| ||||
«Путешествие седьмое» |
| |||
Роджер_Янг, 04 мая 2017 г. в 15:48 | ||||
Великолепная вещь. В первый раз прочитал лет в 12. В мою комнату прибежали перепуганные родители, не понимающие, что случилось. Мой хохот был просто истерический. Ни одна книга ни до, ни после не вызывала такую реакцию. Вообще цикл про Йона — самое смешное, что мне попадалось в фантастике. | ||||
|
Страницы: «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 11 12 13 14 [15] 16 17 18 19 . . . 52 53 54 55 56 (+10)» (+25)»»