1. Рубрика предназначена для размещения информации об открытых встречах с писателями вне рамок конвентов или других крупных мероприятий. (для них есть рубрика «Вестник конвентов».
2. Информация должна быть максимально развернутой, содержать достоверные данные, соответствовать тематике сайта и быть максимально иллюстративно оформлена и использовать систему перекрестных ссылок на внутренние базы Фантлаба.
24 апреля и 29 мая 2024 года в Петербургском Доме писателя состоялись завершающие сезон седьмое и восьмое заседания Литературной студии имени Андрея Балабухи. Их тема – выполнение домашнего задания и его обсуждение.
1-2 – Участники заседания 24 апреля; 3 – Участники заседания 29 мая
На традиционных «пятиминутках хвастовства» Леонид Шелудько представил собравшимся подборку стихов, опубликованных в альманахе поэзии «Окно», а Валерий Шлыков – конкурсный фэнтезийный рассказ «Роение» (номинант фантлабораторной работы №26), вышедший в легендарном журнале «Уральский следопыт» (№4 за 2024 год) (https://fantlab.ru/work1831239).
4 – Обложка журнала «Уральский следопыт» с рассказом В.Шлыкова
Вот как звучало задание и сопровождающий его комментарий: «В кулуарах нашей Студии и в ходе дискуссий не раз и не два звучало пожелание почаще давать нетривиальные задания. Вот вам – получите.
…предлагается следующее:
Написать НАЧАЛО повести про ПИСАТЕЛЯ. В любом жанре и стиле на ваш выбор, главное – чтобы ваш текст с первых строк цеплял потенциального читателя (слушателя-студийца)
А) увлекательным действием
Б) психологической напряженностью
В) какой-либо странностью или загадкой
Г) красотой литературного слога
Д) чем-либо еще.
Понятно, что все пункты сразу не потянем, поэтому выбираем, что нам ближе, и над этим работаем.
Объем текста – не более 1,5 тысяч знаков (это лишь самое-пресамое начало).
Обсценной лексики – минимум».
Студийцы проявили завидную активность. Со своими началами повестей выступили почти все посетившие Дом писателя в апреле и мае члены Студии: Ю.Гаврюченков, Т.Берцева, Л.Шелудько, А.Шелегов, В.Кузнецов, В.Шлыков, А.Емельянова (24 апреля), Ш.Маниев, Г.Лебедев, И.Кучеренкова (переслала по электронной почте) и С.Сатучина (29 мая). В финале второго заседания начало своей недописанной повести зачитала Елена Ворон – мой соруководитель. Этот текст вполне гармонично прозвучал в рамках разработанного ею же самой задания.
5 – Юрий Гаврюченков; 6 – Татьяна Берцева; 7 – Леонид Шелудько; 8 – Вадим Кузнецов; 9 – Анастасия Емельянова
Обсуждение было активным, хоть и довольно сумбурным. В нем участвовали все и каждый, причем, некоторые студийцы выступали по несколько раз. Сказано было много трезвых замечаний, но не меньше и крайне субъективных мнений (порой на краю здравого смысла). Не думаю, что стоит пересказывать все произнесенное. Гораздо интереснее будет привести здесь несколько текстов, чтобы читатели этого материала смогли составить собственное (непредвзятое) мнение о нашей текущей работе.
10 — Валерий Шлыков
Невсупорочь (Валерий Шлыков)
Иван Федорович Водосвятский скоропостижно скончался. «Что за новости?! — подумал он. — Не успеешь пожить — и нате! Безобразие! Кто распорядился?» Разволновавшись, он потянулся было за валерианкой — а никак! Мертв ведь, то есть обездвижен. Тьфу!
Иван Федорович был писателем. В молодости заявив о себе двумя-тремя сносными повестями о подвигах подводников (детали ему открыл за бутылкой тесть Петрович), он с тех пор без малого пятнадцать лет сочинял многотомную эпопею из жизни поморов. Поморы представлялись ему эдакими большими белыми птицами, отчего перо нет-нет и выводило: «Степан загоготал и забил крыльями». Поскольку Иван Федорович на Севере никогда не был, тамошнее население в глаза не видывал, его поморы напоминали то казаков «Тихого Дона», то сибиряков «Угрюм-реки», а то и индейцев Майн Рида. Первые тома, давно написанные, отлеживались в нескольких издательствах: не брали. Но Иван Федорович не унывал и вчерне заканчивал шестой. «В конце концов, — философски заключал он, — и «Бориса Годунова» не сразу приняли, и «Улиссу» отказали двадцать раз! Между тем моя вещица (так Иван Федорович игриво называл бумажного монстра, подмявшего под себя уже три подоконника, два стола и полдюжины стульев) местами недурна, взять хотя бы это: “От нее веяло влагой властной воли, сопротивляться коей Степану было невсупорочь”». Что такое «невсупорочь», Иван Федорович в точности не знал, но застенчиво гордился, что не хуже Карамзина и Достоевского может придумывать неологизмы.
Тут Водосвятский вспомнил о своем незавидном положении, и скупая слеза скатилась по небритому третий день лицу. Неужели конец? Ах, как некстати! Его «сокол ясный» Степан только добрался до Петербурга, где безжалостная красавица Аксиния готова была выпотрошить его, как курицу…
Легкий шелест привлек внимание Ивана Федоровича. Скосив, как мог, взгляд, он увидел незнакомого человечка, одетого в странные белые одежды, как в перья. Человечек поклонился, отчего шелест усилился, и сказал:
Человечек неопределенно взмахнул рукой. Невольно последовав взглядом, Иван Федорович в ужасе зажмурился: подоконники, столы и стулья сияли первобытной пустотой: романа не было!
— Я мертв! — сердцем взвизгнул писатель, решив, что происходящее — посмертные галлюцинации.
— Писатели не умирают! — осклабился человечек. — Им уготована другая судьба. Пойдемте же, я покажу. И кстати, зовите меня Невсупорочь!
11 — Алексей Шелегов
Без названия (Алексей Шелегов)
Как следует попарившись баньке, а затем расположившись на веранде, Александр Сергеевич, как обычно, занялся своим любимым делом – вечерним структурированием всех деревенских новостей, собственных мыслей, ощущений и накопившихся за день заметок, периодически не забывая прикладываться к рюмочке уже в меру разбавленного и быстро настоенного на можжевеловых ягодках спирта.
Замирала дневная активность птиц, потянуло вечерней прохладой с недалекой реки, терпко запахло хвоей. Степлеров, омытый благотворными водами местных криниц, от души отхлеставший своё бренное писательское тело веничком из самого воспетого в русской поэзии древа, испытывал ничем непередаваемую невесомость и трепыхание воспарившей своей бессмертной сути. Ощущение всеобъемлющего и всеохватывающего счастья проникло, кажется, в каждую клеточку писателя Степлерова. Он закрыл глаза и всем своим телом ощутил это проникновение. Ветер с шелестом перебирал страницы его дневника, а перо выпало из рук охваченного негой писателя.
Но что-то в этой всеобщей картине любви и гармонии было не так, было не устроено, забыто и не охвачено. Это что-то небрежно топорщилось возмутительной складкой на пастельно-ровной ткани умиротворения, черной точкой мухи навязчиво жужжало вдалеке, постепенно разрастаясь до зловещей тени каркающего ворона. Это что-то, шумя, ворча и ломая все представления о счастьи и мире, разрывая в клочья вечернюю идиллию художника, уже вторгалось в мир многотонной массой и металлическим лязгом, который производила летящая по проселку установка ЗРК, обдавая все вокруг пылью и швыряясь по сторонам изрыгаемым ею шумом и грохотом.
Александр Сергеевич, вздрогнув от дребезга тягача, очнулся, подобрал перо, недовольно поерзал тощим задом в плетеном кресле, несколько минут напряженно смотрел в девственно чистую страничку дневника, потом в сердцах плюнул, захлопнул ежедневник и отправился спать.
12 – Елена Ворон
Золотые слова (Елена Ворон)
Сквозь щели в рассохшихся ставнях наружу пробивался свет, украшал ночь золотыми нитями. Дикий виноград густо оплел стены и крышу неказистого домика; на влажных от росы листьях трепетали призраки звезд, а настоящие звезды растерянно глядели вниз с распростертого над городом высокого, прозрачного неба.
Город был темен и тих, даже собаки не брехали, затаившись. Облава на Мастеров. Прибыл отряд из столицы, и стражи порядка рыщут по улицам, обыскивают дома. В полном безмолвии; не слышно ни криков, ни плача, ни брани. Город Мастеров – особый город. Молчаливый, полный собственного достоинства. Ах, как не любят этот маленький приморский городок в деловой и богатой столице! Как кривят лица королевские маги, едва речь заходит о Мастерах…
Видно, кончилось магическое терпение. Нашептал Высший маг дурные слова юному правителю, который взошел на престол после кончины отца – Арк Даби Мудрого, прозванного Отважным. Отвадил Арк Даби от своего двора магов-кровопийц и магов-лгунов, запретил им являться в столицу и магичествовать в полную силу. Позволил кровопийцам лишь колдовать потихоньку, вполсилы, а лгунам и того позволения не дал. Если понесется под небом смердящее заклятье мага-лгуна, не избежать тому наказания, магические его причиндалы будут изъяты в пользу королевского двора, а самого лгуна заточат в подземных пещерах, куда не заглядывают звезды. Но не стало Арк Даби, и не хватит юному принцу ни мудрости, ни отваги – не выстоит он перед Высшим магом, покорится, откроет слух наговорам с наветами, последует советам хитроумным да гибельным. Уже последовал. Стражи порядка в городе Мастеров бесчинствуют.
Золотые нити на ставнях горели во тьме, отливали красным, зеленым, синеватым. Предательские переливы любому подскажут, чем занят Мастер Эр Линго. Бесстрашный, безрассудный Мастер Слов, посмевший не заметить присланный из столицы отряд стражей.
СЕКЦИЯ ФАНТАСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ
20 мая 2024 года в Петербургском доме писателя состоялось последнее в сезоне 2023/2024 годов (восьмое) совместное заседание Секции фантастики и литературной сказки и Секции научно-популярной, документальной и публицистической литературы.
13 – Участники заседания; 14 – Александр Железняков и Тимур Максютов
Главной его темой изначально было заявлено закрытие сезона. Однако, на практике в значительной степени заседание оказалось посвящено «хвастовству» членов Союза писателей Санкт-Петербурга и членов актива секций. А похвастаться было чем.
Виктория Черемухина предъявила нам диплом Конкурса прозаической миниатюры имени Юрия Куранова и диплом III степени IX Международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман» в номинации «Проза».
15–17 – Виктория Черемухова и ее награды
Елена Шумара представила сборник «Свидетель», изданный в 2024 году в серии «Потустороннее» издательствами АСТ (Москва) и «Астрель-СПб) (https://fantlab.ru/edition411518). В него вошли Рассказы современных отечественных писателей в жанрах мистики, магического реализма и хоррора. Среди авторов сборника оказались наши товарищи: Елена Шумара с рассказом «Когда Олле исполнится сто» и Виктория Черёмухина с рассказом «Под толщей вод».
18 – Обложка сборника «Свидетель»
Неутомимая Юлия Андреева похвасталась изданием сразу четырех книг, выпущенных в издательстве «Северо-Запад» (Санкт-Петербург) в 2023-2024 годах, которые она составляла и готовила к печати. Среди них сборник рассказов о танце "Музыка тет-а-тет" (Серия «Петраэдр», вып.79), сборник малых поэтических форм от однострочника до семистрочника петербургских поэтов «Мгновения вечности» (Серия «Петраэдр», вып.83), сборник стихов и прозы «Живи играя!» (Серия «Петраэдр», вып.82), сборник рассказов«Судьбы, которые нас выбирают» (Серия «Петраэдр», вып.81). Во многих из них публиковались наши товарищи.
19-21 – Юлия Андреева и составленные ею сборники
Людмила Лапина представила нашему вниманию научно-популярную книгу «Память о Петре Великом в Ленинградской области» (Издательство «Родные просторы» (Библиотека журнала "Невский альманах"), 2022) и грамоту Законодательного собрания Санкт-Петербурга за участие в конкурсе на соискание литературной премии ЗакСа имени маршала Советского Союза Л.А.Говорова.
22-23 – Людмила Лапина с книгой и грамотой
Староста Литературной студии имени Андрея Балабухи Татьяна Берцева похвасталась рецензией на ее книгу «Лучший парк Лесного» (https://fantlab.ru/work1797128), вышедшей в журнале «Нева» (№1 за 2024 год). Затем показывал свои награды Иван Карасев. Подробно поговорим о них после январского («лауреатского») заседания. А еще мы познакомились с новыми научно-популярными книгами Сергея Касаткина.
24 – Татьяна Берцева с журналом «Нева»
Затем выступил Сергей Ачильдеев, который вместе с председателем Секции научно-популярной, документальной и публицистической литературы Александром Железняковым ездил на десятые (юбилейные) Азимовские чтения, проходившие на Смоленщине и в Беларуси. Он рассказал о наиболее интересных событиях чтений. В первый день состоялись встречи с читателями в сельской школе села Первомайского и пленарное заседание в Вязьме о будущем и настоящем, о творчестве Айзека Азимова. Во второй день чтений делегация посетила город Мстиславль в Беларуси и заехала на Ржевский мемориал, который произвел на писателей сильное впечатление.
25 – Сергей Ачильдеев
Завершая творческий отчет, А.Железняков зачитал чрезвычайно любопытное выступление Сергея Удалина о стихах Азимова.
Для справки приведу текст, размещенный на сайте «Библиотеки Смоленской области»: «26 апреля 2024 года в Центральной районной библиотеке, в рамках X-ых Азимовских чтений, которые ежегодно проходят в п. Шумячи, на родине русского писателя-фантаста А. Азимова, прошла встреча с писателями из Санкт – Петербурга: главным редактором интернет-журнала «Мозгократия», дважды лауреатом конкурса профессионального мастерства петербургских журналистов «Золотое перо», лауреатом литературной премии имени А. Беляева, членом Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, членом Союза писателей Санкт-Петербурга Сергеем Игоревичем Ачильдиевым и российским писателем, руководителем работ в области создания ракетно-космической техники, инженером – физиком, Академиком Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Федерации космонавтики России, Европейской академии естественных наук, Членом Союза писателей Санкт-Петербурга Александром Борисовичем Железняковым. Тема встречи: «Человек в космосе: вчера, сегодня, завтра».
Писателей из Санкт-Петербурга сопровождала делегация из п. Шумячи в составе начальника отдела по культуре и спорту Шумячского района Т. Г. Семёнова, заведующей методико-информационным отделом Шумячской централизованной библиотечной системы Е.В. Елисеева и председателем Шумячского общества краеведов «Порубежье» И. И. Морозовым.
Открыла встречу Т. Г. Семёнова, которая рассказала присутствующим в зале читателям об Азимовских чтениях, которые проходят под девизом: «Открываем мир, Вселенную и книги Азимова». Их цель: вспомнить знаменитого земляка, рассказать о его книгах, заинтересовать и вызвать интерес к чтению и изучению истории родного края.
С.И. Ачильдиев и А. Б. Железняков рассказали читателям о будущем нашей цивилизации, об искусственном интеллекте, о космических просторах Вселенной, об успехах в развитии космической науки и техники. Затем писатели ответили на многочисленные вопросы присутствующих в зале: «Есть ли жизнь на Марсе», «Когда люди полетят к другим планетам?», «Не опасно ли для человечества осваивать новые планеты?» и многие другие.
Поблагодарила гостей и вручила им памятные подарки директор Вяземской ЦБС Г.А. Краснова».
Под занавес официальной части заседания выступила Марина Бойкова-Гальяни, которая рассказала о своей жизни и творчестве в связи с предстоящим приемом в Союз писателей Санкт-Петербурга. А также несколько слов сказала Юлия Шутова, коснувшись итогов ежегодного XIX Санкт-Петербургского международного книжного салона.
Этот выпуск «ФантКаста» скорее профессиональный, прежде всего для организаторов конвентов, литературных встреч и всего такого. Ну и еще для тех, кто интересуется закулисьем: довольно подробно рассказываю, какие алгоритмы подготовки программы мы выработали за время работы над Фантассамблеей, набив изрядно синяков и шишек. Это, конечно, только малая часть, зато можно масштабировать и использовать на любых других мероприятиях. Что, в общем, сейчас и делаю. Опыт – сын ошибок трудных.
цитата
Как справедливо отмечает литературный критик и журналист Forbes Наталья Ломыкина, далеко не все писатели прирожденные Цицероны: выступая на публичных мероптиятиях, они порой сбиваются, теряют мысль, отвечают односложно. Случается это и с писателями-фантастами, в том числе опытными, авторитетными – и не только отечественными. Книжный обозреватель Василий Владимирский, соорганизатор Фантассамблеи с двенадцатилетним стажем, набивший на этом поприще немало синяков шишек, рассказывает о некоторых внутренних механизмах и делится нехитрыми лайфхаками, которые способны помочь организаторам оптимизировать работу со спикерами – и не испытывать испанский стыд за почетных гостей конвента или фестиваля.
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
Пару слов о книжном фестивале «Белый июнь», который стартует уже завтра. Программа там совершенно безразмерная, почетных гостей тьмы и тьмы, упомянуть все важное-нужное-интересное не получится, не буду даже и пытаться. Полная программа вот здесь, смотрите, выбирайте. А я перечислю те события, в которых принимаю непосредственное участие.
21 июня
15.30 -16.30, Геокупол 1. Паблик-ток «Критический взгляд: книги, которые нельзя пропустить»
Вместе с критиками Натальей Ломыкиной и Максимом Мамлыгой расскажем о свежих книгах, которые, не трудно догадаться, обязательно надо почитать. Планирую сказать о тех, на которые, мне кажется, стоило бы обратить больше внимания: трехтомнике рассказов Ф.К.Дика, романе «Король утра, королева дня» Йена Макдональда, «Персональном детективе» Владимира Покровского, «Хозяйке Шварцвальда» Уны Харт и монографии «Станислав Лем — свидетель катастрофы» Вадима Волобуева.
18.30 – 19.30, Геокупол 3. Лекция «Во времени и пространстве: как писатели-фантасты путешествуют сквозь века в прошлое и будущее»
Расскажу о тропе «путешествие во времени» в фантастике.
22 июня
18.00 – 19.00, Геокупол 1. «Мир без Стругацких». Презентация сборника
Это уже пятая презентация, на сей раз, слава богу, не я модерирую, модерирует редактор Вероника Дмитриева, а мы с Алексеем Сальниковым отвечаем на заковыристые вопросики.
19.30 – 20.30, Геокупол 2. Лекция «Вечная жизнь — благо или проклятье?»
Поговорим о бессмертии в научной фантастике. Ну и порекомендую довеском книгу Владислава Софронова «Положение мертвых. Ревизионистская история "русского космизма"», начал читать, очень здорово.
23 июня
13.00 – 14.00, Сцена в парке. Паблик-ток «Большая литература» и жанровая проза: где проходит разделительная черта?
Буду расспрашивать о вечном Екатерину Тюхай, Ольгу Птицеву, Алексея Сальникова и Шамиля Идиатуллина. Не знаю уж, что писатели успеют наговорить за 50 минут, об этом, по-моему, последние 80 лет спорят, а воз и ныне там.
17:00 — 18:00, Геокупол 1. «Искусственный интеллект: друг или враг? Литература и жизнь». Открытая запись выпуска «ФантКаста». Ведущий: Василий Владимирский. Приглашенный гость — Екатерина Тюхай.
Тут ценно то, что Екатерина не только автор романа «Девочка со спичками», но и эксперт по нейросетям и прочим родственным технологиям, причем начала работать в IT задолго до того, как это стало модно. Послушаем, что говорит человек в теме. Попытаюсь записать это дело для «ФантКаста», в качестве эксперимента, но тут уж как получится, насколько техника позволит.
Дорогие любители чтения! С 6 по 9 июня в Москве пройдет 10‑й книжный фестиваль «Красная площадь 2024». И авторы портала «Литмаркет», как всегда, не останутся в стороне! Предлагаем вашему вниманию расписание книжных презентаций и творческих выступлений наших авторов: Олег Рой, Антонина Крейн, Вадим Панов, Анна и Сергей Литвиновы, Антон Чиж, Никита Аверин и многие другие!
06.06.204 (ЧЕТВЕРГ)
13:00 стенд RUGRAM — Кира Полынь
14:00 стенд 19. Лекторий — Евгения Сафонова, Мэй и Ульяна Черкасова
18:00 стенд 20. Студия — Олег Рой
19:00 стенд RUGRAM — Мария Лунева
20:00 стенд RUGRAM — Дара Мелова
07.06.204 (ПЯТНИЦА)
7 и 8 июня стенд издательства "Яуза" (шатер 16, место 39) Татьяна Грачёва
22 апреля 2024 года в Петербургском доме писателя состоялось совместное заседание Секции фантастики и литературной сказки и Секции научно-популярной, документальной и публицистической литературы. Это седьмое в сезоне-2023/2024 заседание было посвящено творческому вечеру вашего покорного слуги.
2 — Тимур Максютов
Сначала писатели по сложившейся традиции участвовали в обязательной «пятиминутке хвастовства», которая очень сильно затянулась.
Первой выступила известная писательница и художница Марианна Алферова с презентацией фантастического романа Евгения Замятина «Мы», вышедшего в свет на рубеже 2023 и 2024 годов в издательствах АСТ (Москва) и Астрель-СПб (Санкт-Петербург) (серия «Шедевры мировой литературы») (https://fantlab.ru/edition401968). При этом она выступила в роли иллюстратора и автора пространных комментариев.
Вслед за ней рассказывала о своих работах многостаночница Юлия Андреева, которая представила переиздания книг про балерин Матильду Кшесинскую и Анну Павлову, а также свои новые книги: повесть «Тангера» (о знаменитой танцовщице и хореографе Марии Ньевес Рего) (СПб.: Северо-Запад, 2023) (https://author.today/post/421351) и «Пламя Жизели» (о балерине Ольге Спесивцевой) (СПб.: Северо-Запад, 2024) (https://author.today/post/479150).
Вслед за ней на «сцену» вышла Светлана Васильева с презентацией 33-го выпуска альманаха фантастики «Полдень» (СПб.: Издательство «Сидорович», ИП Олексенко А.А., 2024) (https://fantlab.ru/edition414182).
5 — Марина Бойкова-Гальяни, 6 – Светлана Васильева с «Полднем»
На этом «хвастовство» не закончилось. Юлия Чернова рассказала об опубликованном в сборнике «Домашние любимцы» (серия «Литературный альманах») отрывке повести «Из записок о Магдалине» (СПб.:Северо-Запад, 2023) (https://fantlab.ru/edition408870). А неутомимая Людмила Лапина похвасталась публикацией статьи о драматурге Лопе де Вега в интернет-журнале «Мозгократия» (https://mozgokratia.ru/2024/04/lope-de-ve...).
7 – Юлия Чернова: 8 – Людмила Лапина
Председатель секции фантастики и литературной сказки Тимур Максютов представил сборник фантастики и футурологии «Будущему верить!» (в серии «Мозаика миров») (М.: T8 RUGRAM, 2024) (https://fantlab.ru/edition411033), подборку его стихов, вышедшую в свет в питерском литературном журнале «Аврора» (2024, №1), и очередное переиздание романа «Монгольская баллада» (в серии «Литературная панорама») (СПб: Панорама TV, 2024, №01 (спецвыпуск)) (https://fantlab.ru/edition414308).
9-11 – Тимур Максютов со своими изданиями
И наконец состоялось главное событие нашего заседания – творческий вечер Леонида Смирнова, сопредседателя Литературной студии имени Андрея Балабухи, члена Совета Союза писателей Санкт-Петербурга, председателя Санкт-Петербургского микологического общества et cetera.
Подобного рода творческие вечера происходят уже много лет (начиная с 1997 года, когда ваш покорный слуга знакомил со своими творческими делами членов секции фантастики на предмет приема в Союз писателей Санкт-Петербурга), правда, с перерывом.
Свое выступление Смирнов разбил на три части. В первой он весьма художественно поведал аудитории о своих лесных приключениях августа 2004 года, когда имел глупость в одиночку форсировать топь на верховом Яичном болоте (Карельский перешеек). Писатели и гости наших братских секций выслушали эту драматическую историю с живейшим интересом.
Во второй части своего выступления Смирнов отчитался о проделанной работе за последние 13 месяцев (с предыдущего творческого вечера). В число 13 пунктов попало немало разного:
1) продолжение работы над библиографией отечественной фантастики (подготовка второго, исправленного и дополненного издания всех 7 томов);
2) работа над четвертым романом из цикла «На руинах Галактики» (https://fantlab.ru/work1392465) (цикл был продолжен после двадцатилетнего перерыва);
3) подготовка к изданию и выход в свет авторского сборника «Хамелеон» (СПб.: АНОК ТЦ «Борей-Арт», 2023) (https://fantlab.ru/edition403624);
4) подготовка к изданию и выход в свет авторского сборника «Мастер складок» (СПб.: АНОК ТЦ «Борей-Арт», 2024), о котором будет рассказано на Фантлабе в ближайшее время;
5) начата подготовка к изданию авторского сборника «С горки на горку» («африканские» романы);
6) издание в научно-популярном журнале «Планета грибов» (2023 (май), №15) воспоминаний о знаменитом российском микологе Александре Елисеевиче Коваленко;
7) подготовка к печати в следующем номере научно-популярного журнала «Планета грибов» статьи «Самый воинственный гриб» (о «войне» хищных грибов-кордицепсов);
8) написание 13 иллюстрированных статей, размещенных в авторской колонке на Фантлабе, в том числе 10 статей, посвященных новостям питерских фантастов;
9) подготовка и размещение свыше 100 отчетов о походах в лес, размещенных на странице ВКонтакте и в группе ВК «Планета грибов» в сопровождении более 1.000 фотографий;
10) подготовка и размещение на странице ВКонтакте и в группе ВК «Планета грибов» статьи «Итоги роста и сбора грибов на Карельском перешейке в 2023 году» в составе 8 иллюстрированных выпусков;
11) подготовлены и размещены на странице ВК иллюстрированные материалы об авторских книгах фантастики, выпущенных Л.Смирновым за последние 9 лет;
12) продолжалась работа над уникальным «Грибным дневником», где собраны десятки тысяч наблюдений за ростом грибов на Карельском перешейке за более чем полвека в сопровождении почти 100.000 фотографий;
13) участие в мониторинге редких видов грибов в рамках обновления Красной Книги Санкт-Петербурга.
Кроме того, Смирнов вел общественную литературную работу в рамках Совета Союза писателей Санкт-Петербурга, Секции фантастики и литературной сказки и Литературной студии имени Андрея Балабухи, а также микологические изыскания в группе ВКонтакте «Планета грибов», в редсовете журнала «Планета грибов» и Санкт-петербургском микологическом обществе.
12-13 – Леонид Смирнов; 14 – Тимур Максютов и Леонид Смирнов с журналом «Планета грибов»
В третьей части выступления Л.Смирнов напомнил присутствующим предысторию и историю написания Библиографии отечественной фантастики (https://fantlab.ru/work221656).
Все началось в те далекие годы, когда ваш покорный слуга был еще маленьким ребенком и знать не знал, что такое фантастика и библиография. Литературный критик Анатолий Федорович Бритиков в начале шестидесятых годов плодотворно работал в Пушкинском Доме (Институт русской литературы АН СССР) и занимался изучением сугубо реалистической литературы – творчеством Михаила Шолохова, который был бесконечно далек от фантастики. Вершиной этого труда стала его монография «Мастерство Михаила Шолохова» (Л.: Наука, 1964) (https://fantlab.ru/work83280).
Но одновременно Анатолию Федоровичу не давала покоя и русская советская фантастическая литература, которой тогда всерьез никто не занимался. Он начал писать статьи (далеко не все из них удалось опубликовать), которые в конечном счете вылились в его участие в капитальном труде «История русского советского романа» (М.-Л.: Наука, 1965). Он стал автором трех глав «Зарождение советской научной фантастики», «Научная фантастика, социальный роман о будущем» и «Эволюция научно-фантастического романа» общим объемом в 131 страницу.
На этом работа не прекратилась. А.Бритиков впервые в советском литературоведении попытался применить классический метод литературоведческого исследования в научной фантастике, которой доселе занимались сугубо отрывочно или на любительском уровне. И результат оказался блестящим. В 1970 году в издательстве «Наука» (Л.) вышла в свет первая классическая монография «Русский советский научно-фантастический роман» (https://fantlab.ru/work83281) тиражом 9.000 экз. Она было очень высокого оценена специалистами. Чтобы окончательно придать книге академический блеск, автор решил разместить в приложении к ней краткую библиографию русской фантастики (1832-1967 годы), написать которую было поручено известному критику и библиографу Борису Ляпунову. На авторской странице А.Ф.Бритикова на Фантлабе дано примечание: «Библиография упорядочена А.Бритиковым под наблюдением Е.Брандиса». От вдовы Бритикова Клары Федоровны Бритиковой в 1998 году я получил иные сведения, проверить которые теперь уже не возможно. Дескать, библиография содержала недопустимое количество ошибок, и понадобилось ее кардинально исправлять и дорабатывать, чем занимались супруги Бритиковы, а Е.Брандис реального участия в этой работе не принимал – лишь благословил ее.
15 – Анатолий Бритиков; 16 — Обложки двухтомника «История русского советского романа»; 17 – Обложка монографии «Русский советский научно-фантастический роман»
Вплоть до своей безвременной кончины в марте 1996 года Анатолий Федорович продолжал изучать отечественную фантастику. После его смерти вдова А.Ф.Бритикова Клара Федоровна решила увековечить память мужа публикацией его неизданных сочинений. Работа закипела. Основная нагрузка легла на плечи Елены Ворон – писательницы, переводчицы, редактора и верной ученицы А.Ф.Бритикова. Мы же с К.Ф.Бритиковой подготовили продолжение первой библиографии фантастики, которое охватывало 1968-1987 годы. Тогда я воспринимал эту работу всего лишь как товарищескую помощь, а потому мое имя даже не попало в число составителей библиографии.
Многочисленные попытки выпустить книгу в коммерческом издательстве или хотя бы получить финансовую помощь на ее издание завершились провалом. В результате в 2000 году в издательстве «Борей-Арт» (СПб.) мизерным тиражом 100 экз. (на личные средства К.Ф.Бритиковой и частные пожертвования) вышел в свет авторский сборник «Отечественная научно-фантастическая литература. Некоторые проблемы истории и теории жанра» (https://fantlab.ru/work83285). В его состав вошли 14 литературоведческих статей, многие из которых были опубликованы впервые.
18 – Обложка посмертного сборника 2000 года; 19 – Т.Максютов и Л.Смирнов с этим же сборником
В 2001 году эта книга собрала обильный урожай литературных премий: «Странник», «АБС-премия» и «Бронзовая улитка». Как говорится, аппетит приходит во время еды. После такого успеха К.Ф.Бритикова решила целиком и полностью издать все фантастиковедческие произведения покойного мужа. Попытки найти средства на издание трудов А.Ф.Бритикова возобновились. Л.Смирнов опубликовал в питерском журнале «Питерbооk» (2002, №2) статью «В поисках издателя (О судьбе монографии Бритикова)». Но это ничуть не помогло. Печатать двухтомник пришлось на личные средства вдовы.
В первый том «Отечественная научно-фантастическая литература (1917-1991 годы). Научная фантастика — особый род искусства» (https://fantlab.ru/work97116) вошло исправленное, дополненное и переработанное переиздание знаменитой монографии. И снова всю тяжесть работы пришлось взять на себя Елене Ворон, которая правила первоначальный текст, используя огромный массив заметок на полях, сделанных А.Ф.Бритиковым после выхода монографии в 1970 году. Особенно много изменений текст претерпел во время Перестройки и Гласности, когда критик пересматривал многие из своих прежних политических оценок. Второй том «Отечественная научно-фантастическая литература (1917-1991 годы). Некоторые проблемы истории и теории жанра» (https://fantlab.ru/work97117) является вторым изданием книги 2000 года, куда были добавлены пять не вошедших ранее статей. Уникальный двухтомник снова вышел в свет тиражом 100 экз. в издательстве Творческий центр «Борей-Арт» (2005 год).
20-21 – Обложки двухтомника 2005 года
Поначалу было решено, что в двухтомник в качестве приложения войдет окончание библиографии, которое должно было охватить четыре последних года существования СССР (1988-1991). И эта работа представлялась нам вполне подъемной. Однако, когда материал за предшествующие годы был тщательно изучен, стало ясно, что количество пробелов и ошибок зашкаливает, и библиографию дореволюционной фантастики и фантастики 1917-1987 годов необходимо полностью переделать. Объем предстоящей работы вырос колоссально, но отступать было некуда.
Итак, в 2001 году возобновилась работа над библиографией – теперь уже над самостоятельным пятитомным изданием, которая затянулась из-за огромного массива информации и ряда технических трудностей. При этом основная нагрузка легла на вашего покорного слугу, а Клара Федоровна Бритикова осталась подлинным «мотором» проекта.
И вот в 2006 и 2007 годах на средства К.Ф.Бритиковой (полученные от продажи автомобиля и гаража) в том же самом питерском издательстве тиражом 100 экз. вышли в свет первые два тома библиографии (https://fantlab.ru/work221653 и https://fantlab.ru/work221654). Начало масштабного проекта было отмечено двумя литературными премиями 2007 года: «Звездный мост» и Беляевской.
После смерти Клары Федоровны Л.Смирнов из последних сил закончил подготовку к изданию третьего тома библиографии, но денег на печать у него не было. Положение спас спонсор, который оплатил типографские расходы (на 100 экз.) и допечатку быстро разошедшегося первого тома (еще 50 экз.). Третий том вышел в свет в 2009 году (https://fantlab.ru/work221655). На этом работа над проектом окончательно заглохла.
В феврале 2015 года (через пять с лишним лет) на горизонте снова возник спонсор-библиофил, который настоятельно предложил Смирнову продолжить библиографическую работу – теперь уже полностью на его средства. В процессе подготовки четвертого тома (С-Я) стало ясно, что в результате обработки множества новых источников (как печатных, так и электронных) он ощутимо разрастается – особенно с учетом помещенных там исправлений и дополнений к первым трем томам. И вот уже пятитомник превратился в семитомник. При этом справочный пятый том получил номер семь.
Время шло. С выхода в свет первых трех томов библиографии миновало от 14 до 17 лет. Часть материала явно устарела и потребовала переработки, вдобавок за эти годы появилось множество новых источников информации. И вот в феврале 2023 года было решено начать подготовку второго (исправленного, дополненного и переработанного) издания. Работа над многолетним проектом (конец 1960-х годов, 1998-2009, 2015-2021 и с 2023 по сегодняшний день) была в очередной раз возобновлена.
В материале использованы фотографии автора, Т.Берцевой и Фантлаба.