Наконец это произошло: почти через столетие Микки Маус вырвался из оков авторского права Disney. Первые версии этого культового мультперсонажа, которые появились в "Пароходике Вилли" и немом фильме "Безумный самолет", 1 января 2024 года перешли в общественное достояние США. (К счастью, туда же попала и ранняя версия Минни Маус).
Вокруг Микки до сих пор существует множество сложных правовых ограничений, однако сегодняшний день — это то, чего сторонники общественного достояния ждали десятилетиями.
Юридический факультет Университета Дьюка, как обычно, подготовил обзор наиболее заметных произведений, правовая защита которых истекает в США сегодня. В список вошли звукозаписи 1923 года и произведения других видов искусства, опубликованные в 1928 году. Среди них:
🔹 Фильм "Человек, который смеётся" — экранизация романа Виктора Гюго, широко известная тем, что вдохновила образ Бэтмена Джокера
🔹 Ноты музыкальной композиции Коула Портера "Давай сделаем это" ("Давай влюбимся")
🔹 Гравюра на дереве "Вавилонская башня" Маурица Корнелиса Эшера
Множество записей, перешедших в общественное достояние, можно найти для скачивания в Национальном музыкальном автомате Библиотеки Конгресса США. А если вы вдохновитесь перечисленными выше медиа или любыми другими произведениями, попавшими в общественное достояние в этом году, на сайте Techdirt пройдёт шестой ежегодный Public Domain Game Jam, посвященный созданию игр на их основе.
Что касается таких персонажей, как Микки Маус, закон об авторском праве, конечно, особенно сложен. Общественное достояние получила лишь версия персонажа без существенных изменений дизайна, внесенных в более поздних работах, таких как Микки-чародей из "Фантазии" 1940 года. И вы не можете создавать произведения, ложно позиционирующие себя как продукцию Disney или официальный товар на продажу, поскольку Микки Маус также является зарегистрированным товарным знаком Disney. Директор Центра изучения общественного достояния Университета Дьюка Дженнифер Дженкинс дала гораздо более подробное юридическое объяснение в блоге университета.
Общественное достояние должно быть конечной точкой любого произведения, охраняемого авторским правом — это часть компромисса, признающего выгоду предоставления художникам и мыслителям контроля и возможности получать прибыль от своих трудов в краткосрочной перспективе, в то же время позволяя свободно использовать чужие идеи в долгосрочной — баланс, на котором Disney опиралась при создании таких сказочных экранизаций, как "Белоснежка и семь гномов" и "Золушка".
Однако на 20 лет это было заморожено в США благодаря Закону об увеличении срока действия авторского права имени Сонни Боно, который высмеивали как "Акт о защите Микки Мауса" за то, что он отсрочил попадание "Пароходика Вилли" в общественное достояние. Но, несмотря на прозвище, Disney была далеко не единственной компанией, лоббировавшей его принятие.
В результате Микки Маус превратился в символ расширения сроков действия авторских прав и (в разной степени справедливо) корыстных интересов Disney в области интеллектуальной собственности. Мы еще можем увидеть юридические баталии относительно точных границ общественного достояния Микки Мауса, как это было с другими персонажами вроде Шерлока Холмса — но сегодня это хороший день, чтобы подумать о новых способах использования старых медиа.
Ханс Руди Гигер, художник, придумавший образ ксеноморфа и декорации инопланетного корабля для фильма «Чужой». Космический ужастик прославил создателя чудовища на весь мир и произвел революцию в кинофантастике. Однако творчество Гигера не ограничивается участием в этом проекте. Тёмные фантазии мастера въелись в память сотен миллионов людей и отразились в десятках произведений других авторов. Гигера демонизировали, называли слугой Дьявола, антихристом. Этому способствовали и его имидж, и уединенный образ жизни, и, конечно же, его картины, полные неоднозначных, устрашающих персонажей и пейзажей, изображающих толи потусторонний мир, толи мрачные антиутопические фантазии. Но каким был Ханс Руди Гигер на самом деле? Как сформировался его уникальный стиль? О жизни и творчестве швейцарца, напугавшего весь мир, я и расскажу в этом ролике.
Приятного просмотра!
00:00 — Вступление. Индустрия страха
03:05 — Детские страхи Гигера
08:57 — Первые публикации. Атомные дети. Обучение
11:43 — Аэрограф вместо кисти
13:24 — Составляющие стилистики Гигера
15:26 — Ли Тоблер. Муза Гигера
18:30 — Некрономикон Гигера. Источники вдохновения художника
23:32 — Участие в кинопроектах. Дюна Ходоровски
27:20 — Знакомство с Дэном О`Бэнноном. Космизм
29:02 — Чужой
46:30 — Турист, Полтергейст 2, Чужие
50:32 — Японские проекты
52:23 — Чужой 3, Особь
59:38 — Разносторонний Гигер
1:00:39 — Игры
1:02:26 — Музей Гигера, Прометей
1:06:18 — Последние годы Гигера. Тёмная звезда
1:09:34— Список использованных материалов, благодарность спонсорам
Очередной этап проекта «Списанные книги» стартовал в столице. Участие в проекте принимают 224 городские библиотеки, которые готовы подарить жителям города почти 146 тысяч изданий, в том числе шесть тысяч экземпляров для юридических лиц. Больше всего книг и периодических изданий собрали для москвичей библиотеки Южного административного округа – 23 тысячи изданий, Центрального округа – 22,5 тысячи, а также Северного административного округа – 21 тысячу книг.
Так, на портале «Списанные книги» представлены сочинения Александра Куприна, Ивана Гончарова, Антона Чехова, Фёдора Достоевского, работа советского писателя и историка Николая Смирнова-Сокольского «Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина», научно-популярные журналы «В мире науки», «Знание – сила», «Наука и жизнь», а также журналы о религии, истории и искусстве.
По словам руководителя Департамента культуры города Москвы Алексея Фурсина, акция «Списанные книги» подарит большинству изданий вторую жизнь.
– Каждый житель столицы найдет литературу на свой вкус, в проекте представлены книги разных жанров, – уточнил Алексей Фурсин.
Подробно познакомиться с проектом «Списанные книги» можно на сайте https://knigi.bibliogorod.ru. Там представлена информация о том, какие книги готовы подарить библиотеки столицы. Книги дарят москвичам дважды в год – в июне и декабре.
Чтобы стать участником проекта, надо зарегистрироваться на сайте, выбрать издание и забронировать его. Через некоторое время на электронную почту и в личный кабинет придет сообщение о готовности заказа. В течение суток разрешено резервировать не более 10 книг, бронь сохраняется три дня. Книги выдают в библиотеке. Если вы зарезервировали издание, но не забрали, оно вернется на портал и снова станет доступным для бронирования.
Справка «МП»
За шесть лет библиотеки Москвы передали жителям более двух миллионов экземпляров списанных книг, а на портале зарегистрировались около 154 тысяч пользователей. Примерно 70 процентов изданий бронируют люди старше 35 лет. Самые активные пользователи – горожане старше 55 лет, на их долю приходится около 25 процентов всех посетителей сайта.
В проекте могут принять участие и юридические лица – благотворительные фонды, некоммерческие и общественные организации. Для регистрации понадобится ввести название, ИНН, ОГРН и указать контактные данные. Такие пользователи могут зарезервировать не более 100 книг в сутки. Заказ потребуется забрать из библиотеки в течение 14 календарных дней после подтверждения брони.