Схватка прошлого с будущим, или Праздник для адреналиновых маньяков
Уже три года «USS Энтерпрайз», после сражения с Ханом Нуньеном Сингхом бороздит глубинах космоса в рамках «Пятилетней миссии».
Команда находится не в лучшем состоянии.
Капитан Джим Кирк (Пайн) всерьез задумывается об административной должности на одной из баз Звездного флота. Коммандер Спок (Куинто) готовится расстаться с Нийотой Ухурой (Салдана), собираясь вплотную заняться продолжением вулканского рода с одной из соотечественниц. Да и остальных членов экипажа долгое странствие изрядно притомило.
Однако все планы по смене рода деятельности приходится отложить. Прибыв на базу федерации «Йорктаун», Кирк получает призыв о помощи от инопланетянки Калары, корабль которой попал в беду возле Алтемиды. «Энтерпрайз» отправляется на выручку, однако кроме электромагнитного воздействия туманности, глущащего все радары Флота, Кирка и Спока ждут неведомые и непобедимые враги, испытывающие нездоровый интерес к загадочному артефакту, хранящемуся на борту «Энтерпрайза». Артефакту, оказывается, представляющему из себя часть древнего и жутко мощного оружия.
Третья часть альтернативного Звездного пути получилась классическим боевиком-приключением для подростков: красивым, заводным, переполненным действием и не без морали.
Компьютерщики постарались на славу: картинка на диво хороша и достойна каждого доллара из потраченных 165 лимонов бюджета.
Глубины космоса, коварные туманности с поясом астероидов, дивная «хрустальная» база Йорктаун, неизведанные планеты, усыпанные могучими скалами, неудержимые и красочные атаки загадочного противника.
Разве что некоторая местечковость происходящего изрядно понижает эффект. Тоже мне глобальная угроза – база у черта на рогах, и уставший злец со спорным супероружием. Мелковато, судари мои, мелковато. Да и диалоги местами не дотягивают.
Зато экшен на протяжение всей ленты прекращается буквально на пяток минут, вымаливая тайм-аут перед следующим, еще более головоломным экшеном. «Перевели дух? — будто спрашивают создатели ленты у зрителя во время этих минуток покоя – ну тогда поехали дальше!». И вываливают на его голову новую порцию напряженных схваток, перестрелок и погонь.
Жаль лишь, что космических баталий нас ждет не так много, как хотелось бы. Основные, сюжетообразующие битвы (включая часть финальной) будут проходить на поверхности планеты и базы. Ну да, как давно известно — не все коту масленица.
Главные герои, как и всегда, выглядят настоящими рыцарями без страха и упрека – самоотверженными, благородными, сильными духом и телом. В общем, «гвозди бы делать из этих людей — не было б крепче этих гвоздей». И новый персонаж – Джейла в исполнении Софии Бутеллы понравился. Эдакая мечта активных девочек от 10 до 80-ти, бой-баба, гордая и независимая кошка, которая гуляет сама по себе. Но не оголтелая феминистка, а вполне адекватный человек, признающий способности и силу других.
При этом главным моральным конфликтом постановщики подняли довольно интересную тему – кто матери-истории более ценен – мир или война. Что позволяет человечеству развиваться, познавать себя и двигаться вперед – конфликт или дипломатическое решение? Что является визиткой гомо сапиенс – агрессия или миролюбие? Что определит развитие людей – прошлое или будущее? Ведь Федерация в Стартреке, невзирая на все свои недостатки, консерватизм и проблемы – представляет именно будущее. Идеальное будущее, в котором человечество едино, сильно, уверенно в себе и на первое место при встрече с чужими всегда выдвигает дипломатию. Которую затем при надобности могут поддержать фазеры и торпеды миролюбивых исследовательских кораблей, пашущих глубины космоса.
Не секрет, что во время войны людское общество действительно становится более пластичным, облегчая карьерный рост и переходы между социальными слоями, те моменты, которые в мирное, закостенелое время изрядно усложнены. Но эти положительные аспекты мгновенно нивелируются огромным количеством погибших, среди которых вполне могли оказаться будущие Энштейны и Лобачевские, и массой грязи, мгновенно вылазящей наверх наравне с благородными чертами людского характера.
Понятно, что офицер Звездного флота Кирк, официально представляет именно умиротворенную позицию Федерации. Но прикол в том, что как раз Джеймс Т. расцветает именно в военной атмосфере, апологетом которой вроде бы выступает его оппонент. Кирк киснет и хиреет в обстановке обычных, тихих, мирных полетов в космосе, обыденной исследовательской работы, и не сильно отличается от своего главного антагониста. Капитану «Энтерпрайза» подавай схватки, сражения, погони, преодоления себя и трудностей. Если честно Джеймс до сих пор не вышел из подросткового возраста. А возможно не выйдет никогда, являясь классическим адреналиновым маньяком, не представляющим жизни без опасности и выброса адреналина в кровь (как впрочем, и Кролл).
Именно поэтому Кирк, ратующий за мирное решение конфликтов, выглядит несколько неубедительно. Ему в команде откровенно не хватало человека, получающего адреналин от работы не тела, а мозга. Ученого – биолога, математика, физика, вечно стремящегося к изобретениям и новым открытиям. Человека искусства – поэта, художника, писателя – в муках творческой родильной горячки открывающего путь на землю гениальным творениям. Мастера, работающего руками — ювелира, краснодеревщика, кузнеца — создающего потрясающие вещи от задумки до воплощения.
Человека с полным на то правом способного говорить о том, что мирный путь развития однозначно лучше, чем кровавое смертоубийство войны.
Также на протяжении ленты накопилось немало вопросов к устройству Звездного флота. Каково количество экипажа на борту «Энтерпрайза»? 50 существ? 100? На кой тогда переводятся материалы на настолько большой корабль? Чтоб глотки друг другу не перегрызли в тесноте во время «Пятилетней миссии»? Принимается, но все равно уж как-то чересчур гигантоманией попахивает. В пять раз меньше самое то – и экономия средств, и маневренность, и попадать сложнее.
Чем занимаются эти условные 50-100 человек? Мы видим неполный десяток офицеров на мостике, одного доктора и двух инженеров. Двух, Карл! На всю это невыразимо огромную махину корабля. Что делают остальные? Гуляют по коридорам в ярких комбезах, ласково улыбаясь коллегам, и заводят служебные романы?
Дальше пошли вопросы к капитану Кирку и руководству Флота. Как можно отправляясь на спасательную операцию в неведомую туманность, где не работают радары и связь, «не укомплектовавшись для такого столкновения», то бишь не вооружившись по самые уши? Вам не кажется, что нашему Джей Ти за такое светит минимум строгий выговор с занесением в личное дело, причем с отягощающими. Понятно, что поскольку Федерация явно создана русскими, они не против сотворить себе проблемы, чтобы потом их героически порешать, но это уже перебор.
Второе. Кто разрабатывал инструкции на случай абордажа? Этот стратегический гений «строгачом с занесением» не отделается. Тут трибуналом пахнет. Не предусмотрено не то, что отдельного подразделения «морпехов», конкретных профи рукопашной и перестрелок, но даже минимальной индивидуальной защиты для всех этих улыбчивых в комбезах, которые вроде как должны сдерживать нападающих. Хватаешь ты значит пушку, и с голым пузом становишься в рядок с товарищами за перильцами. При таких раскладах и тысячи человек в экипаже не хватит. Перестреляют к чертям.
Эрго. Классический подростковый приключенческий боевик с массой экшена и красивой картинкой. Даже без морали не обошлись. Выразили, ее, правда, коряво, и не через тех людей, но все равно лиха беда начало.
Режиссер: Джастин Лин
В ролях: Крис Пайн, Закари Куинто, Саймон Пегг, Карл Урбан, Зои Салдана, Джон Чо, Антон Ельчин, Идрис Эльба, София Бутелла, Джо Таслим
Будущее человечества оказалось не столь приятным, как виделось оптимистам. Но и пессимисты не были полностью правы.
Да, куча катаклизмов, катастроф и даже День Ужаса, серьезно изменивший лицо планеты. Да, США близки к развалу, природа ведет себя чересчур буйно, а Китай героически сражается с последним захватчиком — морем. Да, в космос почти не летают, кроме как по техническим нуждам, или богатые бездельники за большие деньги. Да, никакой колонизации Солнечной системы не произошло. Да, пандемия аутизма становится серьезнейшей проблемой. Да, Голливуд рухнул. Да, благодаря засилию камер и виртуальным реальностям практически каждый живет под плотным колпаком правительств и друг друга.
Но при этом человечество выжило, и даже неплохо себя чувствует. Искусственный разум стал неотъемлемой частицей жизни каждого. ИР-очки, 23 интернета и куча виртуальных слоев, позволяющих вообразить и овеществить, что угодно — превратились в обыденность.
Мясо выращивают в чанах, а из генно-модифицированных водорослей можно приготовить практически любое блюдо.
В большинстве своем человечество опять получило возможность думать, сомневаться и сожалеть.
И одним из самых актуальных вопросов для гомо сапиенс вновь стал такой: неужели мы все же одиноки во вселенной?
Посему, когда Джеральд Ливингстон, убирая мусор на орбите, наткнулся на некий загадочный артефакт, явно внеземного происхождения, это произвело самый настоящий фурор.
Чем будет эта находка?
Позитивным началом долгожданного контакта, который продвинет людскую цивилизацию и каждого отдельного человека вперед?
Или правы окажутся скептики, считающие «братьев по разуму» самой большой угрозой человечеству за всю его историю?
Дэвид Глен Брин рано связал свою жизнь с наукой. Калифорнийский технический университет по специальности «астрономия». Затем преподавательский труд по тому же предмету. Потом инженерная работа. Научные степени, консультирование по вопросам развития информационных технологий.
Писать Глен начал в 1980-м, издав роман «Прыжок в Солнце», первый роман цикла «Возвышение». Уже второй роман цикла, «Звёздный прилив» (1983), получил «Хьюго», «Небьюлу» и премию журнала «Locus» как лучший роман года. С той поры на счету Брина десяток с лишним романов, пяток повестей, полсотни рассказов и статей, и более полутора десятков премий и наград.
Наш герой – Existence стал крайней на сегодня крупной формой Брина, вызвав довольно противоречивые отклики.
Роман интересный, но действительно требующий определенного настроя.
Пространство Existence разворачивается крайне неторопливо, вальяжно, и как бы нехотя, складывая пазл кусочек за кусочком. Мир приоткрывается плавно и понемногу. Фигуры героев на всемирной доске расставляются вдумчиво и со вкусом. Информацию автор выдает очень постепенно, буквально по капле, обходясь практически без комментариев и сносок.
А они, будем честными, поначалу не помешали бы.
Ведь в мире «Бытия» произошло огромное количество значимых событий хорошо известных протагонистам, но абсолютно загадочных для читателя.
Но Брин упорно отказывается подставлять нам плечо в виде глоссария. Не критично, но немного раздражает, когда информацию о том же Дне ужаса приходится собирать по крохам на протяжении всей первой половины романа.
Как и о политических раскладах. Да-да, у Америки огромные проблемы. А на ее место гегемона претендует Китай, у которого тоже хватает огорчений (одно затопление территорий чего стоит) и некий Земной Союз.
И кстати, кастовая система вновь цветет и пахнет, ведь после Великого договора, были образованы 10 сословий, переход из одного в другое которых весьма затруднителен. Причем первое сословие – аристократию неплохо прижали, например, согласно договору человек с уровнем личного богатства выше среднего не должен вмешиваться в дела корпоративного сословия или обществ с ограниченной ответственностью. Понятно, что нюансов хватает, но в мире Брина бедняк все же влияет на общественную жизнь, меньше чем богач, но влияет.
Как понятно и то, что первому сословию происходящее все меньше нравится, и зарождающийся конфликт выступает одной из ведущих линий романа.
Плюс активно вмешивается в происходящее Движение отречения со своим Пророком, стремящееся обуздать науку, технический прогресс, не дать им определять судьбы человечества. Да и с «мудрецами», жертвами пандемии аутизма все не так просто, как кажется на первый взгляд.
А вот информацией по технологиям своего будущего Дэвид делится с читателем гораздо охотнее. Тут читателю с ходу заявляют и очки с искусственным разумом, отслеживающие направление вашего взгляда, позволяющие полностью интегрироваться во все многообразие здешней виртуальности, постоянно быть на связи, молниеносно отыскивать нужную информацию, переводить с любого языка, и даже убирать рекламу, будто ее и не было. Да еще и с возможностью полного управления всего лишь нажатием языка на имплантат в зубе. И виртуальные слои, где можно смоделировать самые невообразимые реальности. И бордели с роботами, а также секс-боты на дому. И камеры на каждом метре, создавшие паутину, позволяющую «привлечь большее число свидетелей», а также контролировать практически любого человека (и хотя граждане имеют право наблюдать за наблюдателями, но вы же понимаете…). И криогенные заморозки богатых стариков, ожидающих омоложения с помощью будущих технологий, а главное удачные оживления после таких заморозок.
Но разнообразные технологии, гаджеты и фантдопущения это лишь одна, и далеко не самая главная часть романа. Гораздо интереснее погрузиться в поток сознания автора, делящегося с нами множеством интересных мыслей, идей и концепций.
Ведь каждая глава, обычно описывающая действия одного персонажа (поначалу основные пятеро протагонистов почти не пересекаются), завершается дополнением – размышлением на ту или иную тему, зачастую не меньшим по размеру, чем сама глава.
И размышлением не отвлеченным, а самым что ни на есть актуальным для современного гомо сапиенс. Об отношении к планете, экологических проблемах, всевозможных катастрофах, вызванных людской деятельностью и вероятных сами по себе. Об уходе от реальности, атутизме, нашем и искусственном разуме, их отношениях. О науке, ее влиянии на цивилизацию, прогрессе, социальных вызовах, власти, элите, специализациях, профессионализме, героизме и человечестве в целом. Причем поданы эти размышления от разных лиц, сформулированы через разнообразные формы подачи и углы зрения. И читаются аж никак не скучнее основной линии романа.
В общем «Бытие» может вполне послужить своеобразным зеркалом для нашей цивилизации. Когда кривым, а когда беспощадно ясным и кристально чистым, передающим малейшие прыщики, ссадины и воспаления на людском лице.
Кстати и о действии Брин не забывает. Плавное течение книги прерывается тревожными сообщениями, неожиданными поворотами или атакой террористов. Пускай эти всплески активности происходят редко, каждый их них весьма напряжен и притягивает все внимание.
Да и претензии по поводу размытого сюжета выглядят несколько смешно. Сюжетная линия «Бытия» четко прослеживаема, логична и не очень сложна. Просто подается не в лоб, одним куском (герой «попал», а теперь выпутывается), а раскрывается постепенно, на всей тысяче с лишним страницах романа.
Эрго. Неординарный (пускай и подзатянутый) роман-размышление, работающий зеркалом, отражающим нам прямо в лицо массу недостатков и пороков людской цивилизации. Отдельным ее представителям Existence также способен предоставить обильную пищу для ума, параллельно порадовав неоднозначным будущим с кучей продвинутых гаджетов и интересных фантдопущений.
P. S. Как-то отвыкли мы в последнее время от романов объемом в почти полторы тысячи страниц. Сложновато воспринимается такой кирпич текста. Без вагона терпения совсем никак.
Не смог удержаться, и прочитав книгу, посмотрел, чего наснимали в сериале по мотивам романа Стивена Кинга «Под куполом».
Оказалось, не соврали, таки да «по мотивам». Очень серьезно уменьшено количество действующих лиц. В принципе не наказуемо, перенести на экран всю наполненность и многообразие кинговского Честерса вряд ли возможно. К примеру, полицейских осталось всего четверо, священник один, врачей ни одного.
Но при этом, зачем то введены лица отсутствующие в романе, типа пары пожилых лесбиянок с дочерью-подростком. Вечный вопрос, зачем умножать сущности сверх меры? Чем вам местная Норри не угодила? Обязательно нужно из Лос-Анджелеса выписывать?
Плюс бой-баба Максин, эдакий взбадриватель для крутых мужчин. Тоже персонаж абсолютно из другой сказки.
На первый план, помимо Барби и Ренни выходит Джулия и пацан Джо со своей подругой. Сильно переработаны некоторые, причем основные персонажи.
Барби, наиболее положительный персонаж романа, единственная ошибка которого осталась далеко в прошлом, тут приобрел нехилых размеров скелет в шкафу и весьма спорную профессию. Расти Эверетт превратился из фельдшера в пожарного, а затем вообще был изгнан волей постановщиков из города и сериала. Джулия Шамуэй из девы средних лет, позабывшей, когда в последний раз была с мужчиной, стала фигуристой сексапильной рыжей девицей, причем недавно приехавшей в Честерс-Милл. Фил Буши стал диджеем на местном радио (а не Шефом). Джима Ренни вместо полного и откровенного подлеца и сволочи, показали местами адекватным мужиком (особенно поначалу), который кое-что даже делает для города. А еще они на Хаммер пожидились. Даже у Младшего кое-какие проблески мозгов в сериале появились.
Введены новые сюжетные линии, пара (к примеру с мужем Джулии, эпидемией и фермерами) оказывают изрядное влияние на сюжет.
Изменены характеристики Купола. В отличие от книги он не пропускает практически никакие сигналы (включая телефон, радио, голоса и интернет), и даже вода через него почти не просачивается. И, самое главное, кардинально переделана мифология Купола, жители активно обвиняют его в одухотворенности и злонамеренности, переводя Under the Dome из серьезного психологического исследования в разряд восторженно-мистических рассказок о духо-пришельцо-демонах.
Правда среди исполнительных продюсеров числится сам дядька Кинг, и не совсем понятно, то ли он там просто числится. То ли Стивен решил воспользоваться случаем и рассказать одну и ту же историю дважды по-разному.
В общем, очень многие моменты сильно переработаны и, что самое обидное, изрядно упрощены, разжеваны и засунуты в рот зрителю. Здравствуй Голливуд, на своих меньших сериальных братьев ты тоже влияешь не лучшим образом.
Первый сезон заканчивается ничем. Чем они собираются завершать пока неясно, но догадки абсолютно не радуют.
Единственное, что можно занести постановке в безусловный плюс, так это новую встречу с Дином Норрисом, свояком Уолтера Уайта из «Во все тяжкие». Здесь он играет самого Большого Ренни, и наблюдать за ним одно удовольствие.
Эрго. Сравнения с книгой не выдерживает. Слабенький сериальчик.
Туманное искусство алломантии или Свобода! Равенство! Братство!
Давным-давно бессмертный Лорд-правитель сокрушил Бездну, способную разрушить этот мир. С тех пор прошла тысяча лет, и все это время победитель недрогнувшей рукой правил Последней империей. Те, кто в свое время пошли за Повелителем, стали знатью империи, аристократией, владеющей алломантией, основанной на управлении 10 металлами. Остальные превратились в работников-скаа, существ низшего сорта, презренных и презираемых.
Так продолжалось бы еще тысячу лет, если бы не Кельсер, единственный выживший в Ямах Хатсина. Там обычный, пускай и удачливый вор превратился в Рожденного туманом, алломанта, которому подвластны все 10 металлов. Алломанта, искренне ненавидящего Лорда-правителя, поломавшего прежнюю жизнь Кельсера. Алломанта, жаждущего уничтожить Последнюю империю и ее Повелителя. И, вместе с командой лучших представителей воровского дна, всерьез взявшегося за дело.
«Пепел и сталь» — второй увидевший свет роман Брендана Сандерсона, в 2006-м молодого и подающего большие надежды автора. К 2016-му широко известного фантаста, активно переводимого последние пару лет на «великий и могучий».
Идея романа была вдохновлена фильмами про команды воров-профессионалов. А также концепцией мира, живущего под пятой «Черного властелина». Из этих двух компонентов возникла интересная трилогия, завершение которой в прошлом году, наконец, добралось до русскоязычного читателя.
Я познакомился с творчеством Брендона благодаря шикарному «Обреченному королевству», эпическому фентези, погружающему нас в мир с отличными от нашего физическими (!) законами. Затем мне в руки попалось забавное «Стальное сердце», представитель второго горячо любимого Сандерсоном поджанра – подростковой фантастики.
«Пепел и сталь» объединил в себе обе эти грани творчества Брендона. Один из протагонистов находится как раз в пубертатном периоде, и, хотя «эпика» в «Пепле» маловато, «локация» мира, где происходят события, не раз порадует нас интересными открытиями. До «Обреченного королевства», роман впрочем, изрядно не дотягивает, но любители качественного фентези получат немало удовольствия от чтения.
Сперва о достоинствах Mistborn: The Final Empire.
Главная «фишка» романа – это мир. Мрачноватый, недружелюбный, с серой, дышащей на ладан листвой, регулярно сыплющемся с неба пеплом и нагоняющим жуть туманом, полном зловещих призраков. Мир, где осколок божества, бессмертный Лорд-правитель, сокрушив жуткую угрозу, стал не справедливым и мудрым властителем, а фактически Темным владыкой, держащим под пятой миллионы бесправных скаа.
Мир, породивший одну из самых интересных фентезийных магических систем. Системы под названием алломантия, адепты которой принимают вовнутрь, а после используют 10 металлов. «Зажигая» железо или сталь, свинец или латунь «туманщик» может управлять металлом, притягивать и отталкивать предметы содержащие хоть небольшую его частицу, и даже летать, или совершать огромные прыжки. Может влиять на чувства людей, разогревая или наоборот усмиряя бурление страстей. Может увеличивать свою силу, и обострять все чувства. В общем возможности открываются обширные. Но и последствия могут случиться неприятные. Использовав не чистый алломантический металл, а его обычный промышленный аналог, маг рискует сильно навредить своему здоровью (вплоть до летального исхода). А как вам возможность «подсесть на иглу», чересчур часто используя определенные металлы, и фактически становясь «свинцовым» наркоманом? Плюс не забываем, что наши герои относятся к тем самым «бесправных скаа», и практиковать алломантию им запрещено в принципе. А за соблюдением закона следят в частности безжалостные «стальные» инквизиторы, эдакие терминаторы здешнего мира.
А ведь есть еще Хранители с их ферухимией, отдельной системой накопления полезных возможностей, причем довольно интересной и оригинальной. И загадочные Колоссы, не разыгранная козырная карта Лорда-правителя. И отвратные туманные призраки, оказавшиеся чем-то большим, чем кажется поначалу. И неведомый 11 металл. И интриги среди знати (пускай вяловатые). И…
Также хорошей находкой стали обрывки дневников Лорда-правителя, наглядно демонстрирующие его эволюцию из нормального парня в «что выросло – то выросло». И не совсем типичные для фентезюх начальные условия. Очень Черный Маг, выдвинувшийся из народа. Отсутствие как класс, светлых королевств или рас, служащих добру. Империя, в которой злобно угнетают большую часть населения по классово-рассовому признаку, причем воздействуя на чувства рабов не только физически, но и магически.
В общем, читателя ожидает не описание классической войны света с тьмой (твои пацаны туда, мои сюда), а лютадельского бунта. Бессмысленного и беспощадного. А уж финальный твист вышел у Брендона на пятерку с плюсом. Тут никаких вопросов, одни «бравушки».
Но хватает у романа и недостатков, не позволяющих занести его в бессмертные анналы фентезийных летописей.
— Легковесное начало и неторопливое продолжение. «Друзья Оушена», без особых сомнений берущиеся за абсолютно неподъемную задачу. Отбить самый ценный ресурс в государстве? Легко. Захватить столицу с 20-тысячным гарнизоном, туевой хучей магической аристократии и лично суперкрутым Повелителем? Не вопрос. Устроить Великую октябрьскую революцию? Да, пожалуйста. Повалять тысячелетнюю империю? Нет проблем.
Кельсер со товарищи выглядят эдакими недорослями-«геймерами», двигающими фигурки по нарисованной карте. Пускай со временем протагонисты начинают понимать, во что ввязались, и их действия оказываются более обоснованными, чем в завязке романа, но нехороший осадочек по отношению к бравым ворам остается.
— Отсюда и второй момент, не слишком радующий при прочтении.
Персонажи. Они вполне адекватны, и назвать их неудачей Сандерсона нельзя. Но и серьезным успехом, язык тоже не поворачивается.
Фактически главных героев у нас ровным счетом два.
Кельсер. Бывший вор-полукровка, брошенный в Ямы умирать, и неведомым образом ставший Рожденный туманом. Вор, сохранивший в сердце ненависть к Повелителю империи, лишившему Кельсера любимой жены. Веселый, харизматичный, неунывающий, верящий в себя. Порой даже чересчур. Сперва легкомысленный, затем все больше проникающийся ответственностью. Все вроде в порядке, по канону. Но полного сопереживания и сродства с персонажем лично у меня не возникло. Не зацепил.
Так же и Вин. Юная воровка, недоверчивая до жути, пребывающая в самом рассвете пубертатной бури, по этому поводу совершающая кучу глупостей. Влюбляющаяся и переживающая нехилые перемены. Мило. И позволяет раскрыться окружающим ее людям. Но мне этот тип героев в принципе не по душе (крайне редко они в состоянии тронуть циничное сердце), и Вин не стала исключением.
Вроде и придраться особо не к чему. Но не греет.
Еще один момент, добрых две трети книги отбирающий очки у творения Брендона. А где собственно, антагонист? Лорд-правитель? Так он появляется на последней полусотне страниц. Эффектно появляется, не спорю. А до этого? Обезличенные «стальные» инквизиторы? Не тянут. Аристократическое стадо? Ваще без шансов. В общем, нет такого. А без антагониста как-то знаете ли грустновато.
Эрго. Качественное фентези с интересным миром, шикарной магической системой и бравым финальным твистом. Но не без недостатков, среди которых легковесное начало, не идеальные герои и долгое отсутствие на арене антагониста.
Не восхитительное «Обреченное королевство», к сожалению, но читать вполне можно.
Доминик Кобб (Ди Каприо) зарабатывал себе на хлеб весьма необычным способом. Он крал информацию. Казалось бы, что тут необычного? Сколько уже воров видал наш мир. Дело в том, что Кобб оригинальный вор. Его не интересуют бумажники ротозеев, банковские хранилища и квартиры богатых коллекционеров. Доминик «работает» во снах. Благодаря технологии совместных сновидений Кобб и его команда получают возможность заимствовать нужную информацию прямо из подсознания объекта. Дело вроде непыльное, но без проблем не обходится. Буйные проекции подсознания все время норовят подержать за горло пришельцев, а если не дай бог, объект обучен защите своих снов, все становится еще на порядок сложнее.
Но помимо профессиональных неурядиц, есть у Кобба серьезная неприятность и в реальной жизни. Неприятность в виде правоохранительных органов США, разыскивающих Доминика за убийство.
В Америке у Кобба остались любимые дети, и Доминик всем сердцем хочет попасть домой. Посему, когда влиятельный бизнесмен Сайто (Ватанабэ) предлагает решить проблемы Кобба с правосудием, тот хватается за идею обеими руками. Для того чтобы Сайто задействовал свои связи, Коббу придется сделать одну работу. Внедрить в подсознание наследника крупнейшей бизнес-империи Роберта Фишера (Мерфи), идею нужную Сайто.
Мало того, что это считается невозможным. И Фишер отлично обучен защищать свои сновидения. Вдобавок во снах Кобба преследует некто из его прошлого. Некто, способный поставить под удар не только успех операции, но и жизни ее участников.
Идея Inception возникла у Нолана еще в начале 2000-ных. Но уже тогда было ясно, что картина потребует немалого бюджета, и воплощения своей «фишки» о похитителях снов Кристоферу пришлось ждать добрый десяток лет. Они вместили «Бессоницу», «Престиж» , и первых две части «Бэтмена». Именно Темный рыцарь Готэма открыл дорогу «Началу». Студии удостоверились в том, что Нолан способен нести золотые яйца, а сам режиссер получил опыт работы с большими бюджетами.
Лента (стоившая 160 миллионов + 100 на рекламу) создавалась в Токио, Штатах, Лондоне, Париже и Танжере. Причем режиссер отказался снимать в IMAX, чтобы не отвлекать зрителя от рассказываемой истории.
Весьма качественной истории, занявшей 14-е место среди 250 лучших фильмов по версии IMDb, вызвавшей по всему миру массу обсуждений, и собравшей в прокате 800 с лишком лимонов долларов.
Первая составляющая успеха ленты — тема выбранная Кристофером. Вопрос реальна ли реальность — волнительный до дрожи, интересный до безумия и старый, как сам мир. Ответ на него знают лишь великие мудрецы да просветленные, по слухам способные изменять свойства материи. Нам же, пока не достигшим их уровня, остается лишь наслаждаться фантазиями на тему того, что скрыто за обыденной завесой окружающего мира. Особенно хорошо получается, когда за дело берется небесталанный творец, вооруженный современными технологиями. Тогда результаты его работы могут стать воистину культовыми (проверено «Матрицей»).
Вторым аспектом, радующим зрителя, стала неопределенность — создающая из одного рассказа о судьбе пронырливого воришки целую матрешку с массой возможностей, которые можно обсуждать часами.
Верить ли тотемам, единственному фактору, вроде бы позволяющему отличать сон от яви? Что имел в виду отец, советуя Коббу вернуться к реальности? Возможно ли за 20 минут полностью уладить проблемы субъекта с законом? Чисто технически? Не была ли права Мол, сомневающаяся в том, что они вернулись в настоящий мир? Можно ли «выпрыгнуть» из лимба за одно пробуждение? Ведь это чертовски глубокий уровень подсознания? Почему нам не показывают полностью действия Сайто в финале, а лишь неуверенное движение к пистолету? Сколько все же прошло времени между вынужденной эмиграцией Кобба и его возвращением? Неужто меньше года? А иначе вопрос с детьми снова встает во весь свой немалый рост. Причем дело даже не в похожей одежде (что отрицалось Ноланом), в одинаковой позе, месте и времени года, а в банальном возрасте спиногрызов. Не может ли ВСЯ история от начала до конца быть всего лишь сном Кобба, его болезненным бредом или галлюцинацией. На эту мельницу льет воду мир, практически не отличающийся от нашего 21 века. Мир в котором из ниоткуда появляется технология PASIV, как здрасьте, право слово.
Полных и исчерпывающих ответов на эти вопросы мы так и не получим. На фоне подавляющего большинства фильмов, стремящихся затолкать зрителю в рот свою куцую идею, еще и разжевать ее за нас — это всерьез подкупает.
Третьей удачей ленты стал исполнитель главной роли. Леонардо ДиКаприо хороший, разноплановый, и эмоциональный актер. А Inception очень эмоциональный фильм. Вопросы вины, ответственности, сожалений, правоты или неправоты своих действий буквально переполняют протагониста. И ДиКаприо талантливо и профессионально делится всеми этими переживаниями с нами. Мы погружаемся в его отчаяние, непонимание, жажду возвращения, умирающую любовь, сожаление и безнадегу. Показную уверенность, твердость характера, упертость и готовность идти до конца.
На два с половиной часа сроднимся со сноходцем Домиником Коббом.
Остальная актерская братия, как и везде у Нолана затмевающая глаза звездным блеском, на фоне Леонардо смотрится тусклее, но каши аж никак не портит, честно отрабатывая заданные режиссером образы.
Картинка и спецэффекты на высоте, что не удивительно при столь пухлом бюджете, а некоторые моменты работы архитектора и вовсе достойны занесения в золотую книгу кино-компьютерной графики. Да и боевик интересен если не исполнением, то неординарными локациями. Перебрасывающими нас из-под ливня автоматного огня и воды на заснеженные горные склоны, а из невесомо-космического погружающего в супершпионский антураж.
Напоследок пару слов о недостатках ленты. Даже скорее не недостатках, а недомолвках и недодуманностях (возможно специальных, см. одну из версий, озвученных ранее).
Технология совместных сновидений. Самый спорный момент картины. Во-первых, его ценность весьма сомнительна. Ведь для извлечения объект должен находится рядом в течении весьма долгого времени. Так как крадут чаще всего не место хранения последней чекушки на опохмел, а бизнес секреты крутых корпораций, маловероятно, что ворам предоставят нужное им время. Охрана таких зубров обычно не зря кушает свой хлеб с маслом.
Второе. Почему технология, воздействующая на подсознание, выглядит как наркоманская мечта со шприцами и трубочками, подсоединяющимися к вене? Вы уверены, что подсознание находится именно в кровеносной системе? Организм конечно единое целое, но вам не кажется, что это уже чересчур. Третье. Откуда вообще взялась технология, настолько отличающаяся по уровню от всего остального существующего в мире? Военные? А почему пользуются ей непонятные частные грабители? Тут скорее доброжелатели из неснятого еще «Интерстеллара» напрашиваются.
Неаккуратненько? Есть чутка. Но Inception тот нечастый случай, когда абсолютно нет желания пенять создателю за эти упущения и недосказанности. Хорошая, неординарная работа, как для Голливуда так вообще шик.
Эрго. Удачный психоделический боевик с налетом философии, радующий глаз сюжетной многовариантностью, хорошей работой ДиКаприо и качественной графикой.
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллен Пейдж, Том Харди, Кен Ватанабе, Дилип Рао, Киллиан Мёрфи, Том Беренджер, Марион Котийяр, Пит Постлетуэйт, Майкл Кейн, Лукас Хаас, Клер Джир, Тейлор Джир, Тохору Масамуне, Юдзи Окумото, Эрл Кэмерон, Миранда Нолан, Расс Фега, Тим Келлехер, Талула Райли, Сильви Лагюна, Верджил Брэмли, Марк Флайшманн, Николь Пуллиам, Майкл Гэстон