Сильный. Черный. Крепкий или Пуленепробиваемый защитник Гарлема
Этот чернокожий мужик на первый взгляд ничем не отличался от остальных обитателей Гарлема. Проблемы с законом, беспорядочные половые связи, маленькая съемная комнатушка, судорожные попытки свести концы с концами, работа уборщиком и посудомойщиком в нескольких местах.
Особенно если не знать, что в результате странного эксперимента этот самый мужик стал обладателем суперсилы и кожи, непробиваемой для практически любого оружия. Он хотел одного – чтобы его оставили в покое. Но разве есть шансы на спокойную жизнь в одном из самых криминальных районов Нью-Йорка? А значит, на улицах Большого яблока вскоре появится очередной, весьма сильный, супергерой.
Люк Кейдж (он же Силач, он же Карл Лукас, он же Power Man), обладатель 72-го места в списке «Ста лучших персонажей комиксов всех времён» по версии IGN 2011 года, уже появлялся на наших голубых экранах в истории Джессики. И вот мы дождались третьего кирпичика в здание обещанного кроссровера «Защитники» (первым был незабвенный «Сорвиголова». Кирпичика, вышедшего самой неоднозначной частью будущего сооружения. Особенно в начале сезона.
Судите сами. Огромный, абсолютно неуязвимый мужик долго и упорно всячески обижает преступных чернокожих братьев во главе с милягой Аспидом-Щитомордником (Али). Этих криминальных элементов, в конце концов, попросту становится жалко. Ну, сколько можно, жлоб ты здоровенный, над маленькими издеваться. И отношение к протагонисту постепенно падает ниже плинтуса. Неспортивно, да и попросту неинтересно. Тот же Сорвиголова постоянно встречал крутых бойцов, регулярно отвешивающих ему тумаков. Джессика нарвалась на человека, не дающего использовать ее способности против себя. У каждого Супермена есть свой генерал Зод. У каждого Тора – Локи. Всегда есть более менее равный по силам противник. Иначе становится скучно.
У Люка Кейджа в первой половине сезона такого противника нет. Гарлемские гангстеры не считаются – ведь они никак, от слова «совсем», не могут повредить нашему герою. Аспид – в целом харизматичный и неплохо прописанный персонаж, со своими тараканами, детскими психотравмами и талантом композитора – на роль главного антагониста также не тянет (ах, Фиск, как же без тебя скучно!). Вот и остается зрителю наблюдать за внутренними метаниями Люка, практически не отражающимися на его физиономии, с нетерпением ожидать сцен с участием Аспида, порой способного отчебучить хоть что-нибудь интересное. Да размышлять на тему того, почему никто из злецов не попробует стрельнуть надоевшему нигеру в глазик или ушко (там вроде непробиваемой кожи нет). Или напоить коктейлем из цианида, смешанного с крысиным ядом.
А уж тюремная серия с участием патлатого как небритый медвежонок-панда Карла Лукаса, на общем сером уровне начала сезона, и вовсе воспринималась как актерское откровение. Оказывается, Майк Колтер все же способен изображать минимальный набор эмоций, а не просто передвигаться по городу с каменной физиономией. Усугубляли ситуацию политкорректные забавы постановщиков, по представлениям которых гарлемские негры делятся на туповатых бандитов и интеллектуалов, проводящих досуг за игрой в шахматы и обсуждением классической поэзии. Среднего не дано. И слабая подтанцовка, ведь из второстепенных персонажей не запоминается практически никто. Ни копы, у которых тут изрядный сюжетный пласт. Ни обитатели Гарлема. Разве что Мэрайя Диллард (Вудард) немного выделяется на общем сером фоне, да и то скорее за счет шлейфа роли и одного неожиданного действия в середине сезона. Да у Шейдса местами проскальзывает что-то цепляющее (возможно потому, что он мозгами иногда пользуется, в отличие от остальных).
И только перевалив за экватор, сериал потихоньку приходят в себя (из вялой недодрамы эволюционируя в чистый комикс). Антагонисты, наконец, отыскивают противоядие от люковой неуязвимости — местный «криптонит». Все сильнее проявляется загадочная тень, сгущающаяся над персонажами, и все больше хочется узнать, что же собой представляет таинственный шеф Шейдса Даймонд Бэк (как всегда реальность на фоне ожиданий оказалась весьма блеклой). На Кейджа обрушивается 9-й вал перипетий, надолго повергая героя под волнами проблем. Он страдает, переживает, пугается собственной неожиданной уязвимости, сторицей возвращая себе зрительское сочувствие. С неожиданной стороны проявляют себя некоторые старые персонажи. Из ниоткуда появляются новые, опасные противники. Колтер начинает хоть немного играть, и даже детектив Мерседес Найт с ее вечно обиженным лицом, уже не смотрится столь чужеродным телом, как поначалу (привыкли, наверное). Ситуация выправляется, остается лишь один вопрос – почему нельзя было так снимать с самого начала, заставляя зрителя тратить почти семь часов жизни впустую?
Эрго. Необязательный, жутко неровный «негритянский» сериал с провальной первой половиной и почти съедобной второй. Пока самый слабый проект Netflix из тех, что я видел.
P. S. Кроме коварного Шейдса, детектива Скарфа и еще пары копов, представителей белой расы на улицах Гарлема, похоже нет вовсе. А как же политкорректность?
P. S.2. Несмотря на спорного Luke Cage «Защитников» все равно ждать не перестанем. Хотя бы для того, чтобы выяснить, чье кунг-фу лучше: Мэтта Мёрдока, или пока неведомого народу Железного кулака.
Режиссер: Чео Ходаки Кокер, Арчи Гудвин, Джон Ромита мл.
Людоедская эволюция, или Повесть о развитии человечества
Десять лет назад старый мир умер. Не поверите: натуральный зомби-апокалипсис, живые мертвецы, стремящиеся сожрать человечество.
Однако оказалось, что произошла не только смерть старого мира, но и рождение нового. Мира, в котором кроме людей и «восставших», появились еще и кваzи – существа, «вылупившиеся» из зомби. Существа не совсем живые в обычном понимании, и со своими физиологическими особенностями, но вполне разумные и абсолютно вменяемые. Пришлось обычным людям уживаться с новой версией гомо сапиенс.
И когда смертельная опасность стала грозить уже этому новому миру, на его защиту встали двое полицейских: живой и мертвый, человек и кваzи. Человек, искренне ненавидящий восставших и то, что из них вырастает. И кваzи… Да кто ж вам скажет что на уме у безэмоционального «квазюка». Как они умудрились работать в команде? Попросту у двух подвидов людей оказалось гораздо больше общего, чем представлялось.
Тема зомби-апокалипсиса в последние годы что называется «в тренде». Десятки (если не сотни) томов, в которых бравые москвичи, питерцы, или калифорнийцы сотнями режут живую мертвечину, отвлекаясь лишь на секс и драки с собратьями-людьми. В какой-то момент среди этого грязноватого потока стали появляться приличные книги, с качественными героями, берущие за душу и поднимающие весьма интересные вопросы. Сперва за рубежом, к примеру, произведения Макса Брукса «Мировая война Z», или Миры Грант «Корм». Постепенно тенденция добралась и до наших пенатов. Причем подхватил знамя «интеллектуальной зомбятины» никто иной как Сергей Лукьяненко, в последнее время погрязший в бесчисленных «Дозорах» и межавторской «Заставе».
Возвращение одного из самых интересных российских фантастов прошло в целом удачно. Сергей профессионально держит внимание читателя, не забывает об саспенсе и обсуждении разнообразных волнующих писателя тем: Что такое на самом деле человек? Каков его дальнейший путь? Как справляться с ненавистью, излишней агрессией и страхом смерти? Как жить в эмоциональном вакууме? Чего больше в политкорректности: достоинств или недостатков?
Нас ждут две сюжетных линии: основная и короткие воспоминания-флеш-беки капитана милиции дознавателя по смертным делам Дениса Симонова, от лица которого мы и будем знакомиться с миром книги. Читается увлекательно и на одном дыхании. Узнавать детали этого самого дивного нового мира по-настоящему интересно, с фантазией у Сергея все по-прежнему в порядке, также добавляют перчику его любимые подколки и периодически встречающиеся аллюзии. Как вам кваzи-бургеры, кваzи-религия или Питер как столица российских «возвысившихся»?
Плюс автор взял на вооружение линию двух непохожих друг на друга напарников, абсолютно беспроиграшный ход, вспомним хотя бы классику типа «Смертельного оружия» , или недавний сериал «Почти человек». Ведь именно в такой ситуации полнее всего раскрываются персонажи и авторские идеи. В «КВАZИ» нас порадуют как раз такой классической парой: двумя ментами, один из которых, после смерти родных, ненавидит все, что связано с живыми мертвецами. Другой — преследует свои цели, и крайне дозировано выдает информацию напарнику. Имеется в наличии нужная и вполне вменяемая детективная линия, ведь именно в процессе расследования герой (а с ним и читатель) узнает массу нового о кваzи и окружающем его мире.
Теория апокалипсиса, разработанная Лукьяненко не поражает особой детализацией, но интересна идеей возвышения, то бишь превращения куколки «восставшего» в бабочку кваzи. Эти самые кваzи вышли у автора «на ура». Представьте голубовато-серых существ в несколько раз сильнее человека, крайне долгоживущих (если не бессмертных), умеющих регенерировать практически любые повреждения, не способных есть животную пищу на физиологическом уровне и лгать. При этом у них достаточно «багов», например, отсутствуют эмоции, и способность к разностороннему развитию (кваzи занимается лишь тем, чем увлекался при жизни). Хватает среди них радикалов, стремящихся решать проблемы старым добрым человеческим насилием.
Отнюдь не панацея, не идеал, не людены Стругацких (особенно если учитывать, каким образом куколка становится бабочкой), но довольно любопытная попытка шагнуть прочь из замкнутого круга, в котором вертится человечество не первую тысячу лет.
Похоже, Сергею, как и многим думающим людям, не дает покоя застой в среде гомо сапиенс и необходимость изменений человеческого рода.
Чертовски приятно, что «зомби-тему» постепенно берут под контроль хорошие, неординарные авторы. Потихоньку поднимая этот поджанр до уровня мощной, качественной, «мыслящей» литературы.
Эрго. Неординарная зомби-постапокалиптушка, дающая возможность не только порадоваться особенностям нового-старого мира, вышедшего из-под пера качественного писателя, но и подумать о путях решения кризиса в вопросах развития человечества. И пускай чувствуется некоторая усталость автора, не так легко бежит сюжет как в его более ранних вещах, «КВАZИ» займет достойное место на полке любителей отечественной «взрослой» фантастики.
Аристократ на страже африканских свобод, или Обезьянье приключение под сводом джунглей
Джон Клейтон III, пятый виконт Грейсток, он же попросту Тарзан (Скарсгард) давно покинул африканские джунгли, вернулся на туманный Альбион, и неплохо проводит время в фамильном особняке вместе со своей любимой Джейн (Робби).
Однако Черный континент не желает отпускать своего приемного сына. Точнее не весь континент, а непосредственно вождь Мбонга (Хонсу), имеющий на Человека-обезьяну огромный зуб. Мбонга заключает договор с неким Леоном Ромом (Вальц), личным представителем бельгийского короля. Суть соглашения проще некуда. Вождь предоставляет Леону ящик алмазов, Ром — выманивает виконта Грейстока из Англии и доставляет к вождю. Все довольны, все смеются.
Вот только у Тарзана, по приезду в Африку напрочь позабывшего о личине Джона Клейтона, оказывается по поводу этого договора свое, особое мнение.
Приемыш обезьян, созданный Эдгаром Райсом Берроузом, впервые предстал пред очами почтеннейшей публики в 1912 году, а через два года дебютный роман о Тарзане уже вышел отдельной книгой. Далее автор 23 раза возвращался к своему персонажу. И это не считая многочисленных сиквелов, приквелов и вбоквелов, написанных другими авторами (более всего отличился автор «Мира реки» Филипп Фармер). В результате Тарзан по праву претендует на почетное звание «самого узнаваемого литературного персонажа мира». Не остался в стороне, понятное дело, и кинематограф: 88 лент, первая из которых появилась на свет еще в 1918 году. Однако 21 век долгое время пребывал без своей версии приключений Повелителя обезьян (не считая одного телепроекта). И вот, наконец – свершилось.
Работа над лентой началась давно. Еще в 2012-м сотрудники студии «Warner Bros.» мотались по Африке разыскивая локации для будущего фильма. Наиболее сильное впечатление на постановщиков произвел Национальный парк в Габоне, которому и выпала честь отыгрывать в картине Конго. Хотя будем честными, большая часть фильма создавалась в британских павильонах студии. Ну что поделаешь, время такое.
Кстати, хотя вначале в основу нового фильма думали положить романы Берроуза «Возвращение Тарзана в джунгли» и «Сокровища Опара», в результате большую часть идей взяли из комиксов «Dark Horse Comics». От господина Эдгара в The Legend of Tarzan нет практически ничего, кроме главных героев.
Что самое забавное, невзирая на паршивый «сарафан», настраивающий против фильма и некоторые перегибы на местах, картина понравилась.
Нам покажут отличное приключение с монументальным главным героем, очаровательной подругой оного, знатным экшеном, начинающимся со второй трети фильма, кучей компьютерной графики и дозированными вкраплениями красивенных реальных пейзажей.
Внутренний подросток полностью доволен.
Хотя, понятное дело недоработок в фильме тоже хватает.
Начнем с протагониста. Швед Александр Скарсгард, больше всего известный по сериалу «Настоящая кровь», подошел к работе над образом с душой. Четыре месяца тренировок позволили создать фигуру Тарзана, а северная невозмутимость — его железную уверенность в себе. Смотрится Александр в кадре достойно и убедительно (за исключением буквально пары сцен), эдакий непоколебимый супермен без трико. Понятно, что берет актер фактурой и антуражем, но при этом образ Тарзана воспринимается целостно, гармонично и на своем месте. Минимум мимики, убежденность в собственных силах, полное игнорирование преград. По большому счету действительно зверь какой-то. Но зверь, обладающий холодным, хорошо развитым разумом, способный принимать условия игры, мимикрировать, хорошо себя чувствовать в любой среде, зажигать детишек любого возраста своим криком и мускулатурой. А что еще нужно от Человека-обезьяны?
Подруга главного героя в исполнении Марго Робби пленительна, белокура и волнительна. При этом независима, боевита и неглупа. Достойная пара нашему громиле.
Вполне адекватен Сэмюэл Л. Джексон с его юморным американцем Джорджем Вашингтоном Уильямсом. Сэмюэл в последнее время увлекается далеко не всеми своими ролями, порой работая на автопилоте, но похоже этот образ его откровенно позабавил.
А вот касабельно главзлеца Кристофа Вальца, тьфу ты Леона Рома, цельная картина не складывается. С одной стороны Кристоф как всегда улыбчиво опасен и напоминает гремучую змею на выгуле. С другой – этот образ теряется на фоне похожих работ, типа тех же «Бесславных ублюдков» или «Джанго освобожденного». Да и в антураже Африки с ее бескрайними просторами, квадратными гориллами и здоровенными неграми Леон Ром уже не смотрится так убедительно. Может ему партнера-силовика, адекватного соперника Тарзану, не хватило для полного счастья?
Раскачивается фильм действительно долгонько, добираясь до Африки лишь на исходе получаса. Но даже английскую часть вялой не назовешь, а уж когда злодеи неосмотрительно начинают обижать Тарзана, действие и вовсе начинает нестись как испуганная зебра.
Погони и перестрелки, полеты на лианах, звериный рев, схватки, драки с людьми и огроменными обезьянами, постоянная опасность, напряженное ожидание развязки и волшебные пейзажи Габона. Скучать не придется.
Да, порой таки создается ощущение, что ты смотришь вторую часть франшизы, но что самое забавное это ни капли не мешает. Благо короткими флешбеками, проводящими нас по ключевым моментами жизни Тарзана, постановщики нас обеспечили. В результате мы погружаемся в гостеприимное пространство фильма, как в теплую морскую воду – легко, просто и с приятными ощущениями. У постановщиков получилось создать ленту, чьи ни разу еще не виданные герои будут восприниматься старыми знакомыми.
Жаль, натурных съемок маловато, да и компьютерную графику, несмотря на вложенные миллионы (бюджет $180 000 000) идеальной не назовешь. Во всех животных без проблем читается их нарисованное происхождение (по плохому примеру недавней «Книги джунглей». Гориллы, пардон, Мангани, движутся вполне естественно, но все равно с настоящими их не перепутаешь ни под каким соусом (и это после «Планеты обезьян», полной абсолютно живых — нарисованных приматов). Да и полеты над джунглями, несмотря на всю их обворожительность, порой выглядят чудесами абсолютно за гранью фантастики и здравого смысла.
Как и политическая линия, воспринимаемая чуждым элементом в приключенческом подростковом фильме, абсолютно ненужным шумом ветра над зелеными невозмутимыми просторами джунглей. Кто там, кого, започем и зачем купил, какие солдаты куда должны приехать, кто их обещал привезти, и при чем тут король, без пол-литры не разберешься. Несмотря на то, что Леопольд II, лично владеющий в ту пору Конго, действительно покуражился в этой стране знатно, уничтожив миллионы жителей, и в процессе став одним из богатейших людей Европы (заметим, без алмазов Опара, ему каучука и слоновой кости хватило). Просто для демонстрации его преступлений нужно было снимать абсолютно другую сказку – тяжелую, кровавую и без романтичного Тарзана.
Еще и непременный гимн демократии в исполнении приезжего американца – ну не могут ребята из Голливуда удержаться, может им без этого денег на кино не дают, кто знает.
Эрго. На удивление адекватное африканское приключение с качественным Тарзаном и увлекательным экшеном. Природы бы настоящей побольше, над графикой поработать плотнее, да антагониста усилить партнером-качком – было бы «пять» без вопросов. А так твердая четверка, пожалуй, что и с небольшим плюсом.
Режиссер: Дэвид Йэтс
В ролях: Александр Скарсгард, Кристоф Вальц, Сэмюэл Л. Джексон, Марго Робби, Ози Икхайл, Менс-Сана Тамакло, Энтони Ачеампонг, Рори Дж. Сапер
1983 год. США, Индиана. Провинциальный городок Хоукинс вполне можно было назвать раем на земле. Тишь, гладь да божья благодать. Последнее самоубийство случилось тут лет 20 назад, похищение и того больше. Так бы может и продолжалось еще не один год, если б в секретной лаборатории Министерства энергетики США, расположенной возле городка, не грянуло странное и страшное ЧП.
В ту же ночь в Хоукинсе произошло то, чего не бывало уже полвека. Исчез мальчонка — Уилл Байерс (Ной Шнапп), столкнувшийся по дороге домой со странным и страшным существом. Вскоре трое ребят, Майк Уилер (Вулфард), Дастин Хендерсон (Матараццо) и Лукас Синклер (Маклафлин), в поисках своего лучшего друга Уилла, натыкаются в лесу на молчаливую девочку в больничном халате. Девочку (Браун), обладающую невозможными способностями и разыскиваемую по всему округу хмурыми парнями во главе с доктором Мартином Бреннером (Модайн).
Новый проект компании Netflix, подарившей нам шикарного «Сорвиголову» и неплохую «Джессику Джонс» вышел интересным, хотя и не без недоработок. Откровенно порадовала атмосфера сериала, в антураже сонного городка талантливо сплетающая воедино интригу, загадку, расследование, ужас и панику, нагнетание обстановки и настороженное ожидание. Мистика сливается с триллером, ужастик с детективом, что в сумме дает нам весьма вкусный микс. Неизвестность заставляет сидеть как на иголках, а потихоньку появляющиеся элементы мозаики далеко не сразу складываются в единую картину.
Чем-то некоторые работы дядьки Кинга и Спилберга напомнило, а уж эти товарищи с антуражем работать умеют как никто. Правда, стоит отметить, что первая часть сезона по атмосферности смотрится лучше второй, ведь после ответа на некоторые вопросы, сериал все больше скатывается в ужастик, с явными приветами из Сайлент-Хилла.
Также постановщики сериала озаботились об ностальгическом и адекватном погружении зрителя в старые-добрые 80-е. Настольная игра «Подземелья и Драконы». Масса фишек и мелочей, характерных для того времени, плакаты, модели, мелодии, комиксы, активное упоминание молодыми героями популярных новинок (и «старинок») кино и литературы. Фанаты науки и радиокружки. Постоянные отсылки и аллюзии на столь любимые тогда теорию заговора и параллельные пространства. Это не говоря уже о прическах, машинах, телефонах, одежде и стилистике эпохи.
А уж как отлично подобрана музыка и песни – выступающие полноценными героями проекта – просто блеск.
Сюжет льется органично и захватывающе, линии разных персонажей то сходятся, то разбегаются, образуя запутанный лабиринт, выход из которого героям и зрителю приходится искать все восемь серий.
Ну и конечно надо оценить работу создателей проекта над персонажами. Их много, они разнообразны, неплохо продуманы и раскрывают нам практически все слои провинциального американского городка.
Актерские работы хороши, одни более, другие менее, но, к сожалению, без шедевров. А то привыкли, понимаешь, что почти каждый сериал дарит нам хотя бы одну восхитительную роль.
Лучшее актерское послевкусие оставила Милли Бобби Браун и ее Дина, по полной программе использующая в лицедейской работе мимику и пробующая играть глазами. Если не забросит развитие – может получиться отличная артистка. Троица друзей впечатлила слабее, может я просто позабыл, как себя ведут дети, но неестественность и наигранность поведения периодически выползала, как монстр из стены.
Подросткам веришь больше, их постоянные метания и глупости смотрятся очень гармонично, а Джо Кири (Стив Харрингтон) даже выдал отличное развитие образа.
Из взрослых персонажей хотелось бы остановится на Джойс Байерс, матери Уилла в исполнении Вайноны Райдер. Эта неуравновешенная женщина начала бесить буквально с первых минут и так и не прекратила до финала. Ее постоянные истерики, сопли, вопли, заламывание рук и невнятное бормотание, усиленное соответствующим плаксивым голосом переводчицы, раздражали при каждом появлении в кадре. Но прикол в том, что, скорее всего именно это говорит об отличной актерской работе Вайноны. Ведь создать настолько яркую психованную истеричку (по-видимому, именно это и было режиссерской задачей Райдер) нужно хорошо постараться. Шериф Дэвида Харбора тоже не подкачал, изображая хорошего, неглупого, но слегка опустившегося после тяжелой утраты крутого дядьку. А вот главный «как-бы» злец доктор Мартин Бреннер (Мэттью Модайн) абсолютно не впечатлил. Вялый он какой-то, снулый как рыба, ни огонька, ни харизмы. Почему «как-бы»? Да потому, что он и не Злец вовсе, а так — функция системы.
Также из недоработок проекта сразу вспоминается шаблонное финальное решение борьбы с угрозой. Опять, как в огромном количестве ужастиков (с ходу припоминается «Салимов удел», «Кусака») собирается группа единомышленников, героически (причем по частям) лезущая в пасть врага. Оно вроде как и ненаказуемо, но заезжено до чертиков.
А слишком многочисленные оммажи мэтрам как-то и не знаешь к чему отнести – «багам»-недоработкам, или наоборот – «фишкам».
Судить вам.
Эрго. Атмосферный и стильный сериал, возвращающий нас в 80-е, когда деревья были стройнее, трава зеленее, а мистика новым и неизведанным жанром. Вкусный проект. Вот бы еще для финального крестового похода придумать идею пооригинальнее, да подыскать злеца поярче – было бы вообще шик. Но и так весьма и весьма сильно.
P. S. Меж тем сериал уже продлен на второй сезон, ждем девять серий в 2017 году.
Режиссер: Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви
В ролях: Вайнона Райдер, Дэвид Харбор, Финн Вулфард, Милли Бобби Браун, Гейтен Матараццо, Калеб МакЛафлин, Наталия Дайер, Чарли Хитон, Кара Буоно, Мэттью Модайн, Джо Кири, Роб Морган, Джон Рейнольдс, Джо Крест, Ной Шнапп, Марк Стегер, Рэндолл П. Хевенс, Катрин Дайер
Авантюрное приключение с социальным уклоном или Книги читать – не в ладушки играть
Двенадцатилетняя девчонка Мошка Май не была счастлива в родном Чоге. Оно и неудивительно. Мало того, что сирота, почти ведьма, так вдобавок покойного папаню ейного, Квиллама, не считали добропорядочным членом общины. Умным он был чересчур. Книги с собой из Манделиона принес. А ведь не зря в народе говорят – в книгах таится опасность. Короче говоря, когда Квиллам помер, дядя Мошкин девчонку к себе взял — грамотная, за счетами присмотрит. Взять взял, но не любил совершенно, и не доверял ни капли. Посему, когда выдалась возможность выручить заезжего франта, поэта, пустобреха и авантюриста Эпонимия Клента, Мошка не сомневалась ни минуты.
Кленту все равно нужно было бежать из Чога, и побыстрее. С ним покинула родной дом и юная Майне. Отношения с Эпонимием не особо задались, но худо-бедно парочка добралась до того самого Манделиона.
Где оказалась в самом центре конфликта между могущественными гильдиями – Книжников, единственных, кто может одобрить печатную продукцию, и набирающих силу Ключников с их безжалостными Ловцами воров. Конфликта, грозящего перерасти в полномасштабную войну и в очередной раз изменить судьбу злосчастного Расколотого королевства.
Британка Фрэнсис Хардинг, обладательница непременной черной шляпы, мечтала стать писательницей с детства. Потом был колледж при Оксфорде, работа графическим дизайнером, сочинение в свободное время, и, наконец, победа в литературном конкурсе рассказов. Явно придавшая Фрэнсис уверенности, ведь вскоре за ней (2005) был создан наш сегодняшний герой. А затем звезды, в лице подруги, также писательницы Рианнон Ласситер, подтолкнули Хардинг к визиту в издательство Macmillan. Там молодого автора приняли «на ура» заключив контракт сразу на несколько книг.
С той поры на счету Фрэнсис семь романов, два из которых относятся к циклу «Хроники Расколотого королевства». Циклу, объединяющему черты авантюрной, приключенческой, подростковой и юмористической литературы.
Причем фантастикой в Fly by Night и не пахнет. Автор приглашает нас в некое абстрактное государство условного 17-18 века, где царит классический социальный бардак, хорошо знакомый по истории Земли. Ослабление королевской власти, возвышение гильдий, их ссоры, гражданские и религиозные войны, мятежи и их подавление, убийства и политические дрязги. Но если взглянуть на роман вооруженным глазом, всплывают интересные и забавные отличия этого мира от нашего.
Для начала упомянем о религиозных нюансах Расколотого королевства. У них удивительно и поразительно не сложилось с монотеизмом. Зато здесь огромное количество Почтенных покровителей всего чего только можно (а порой и того чего нельзя, но очень хочется). Все эти Добряки, Добрячки, Господа и Госпожи полностью перекрывают религиозные, духовные и бытовые потребности жителей Королевства. Язычество в его идеальной и незамутненной форме: жертвы плодами и злаками, весь день почасово расписан между божествами, каждый считается покровителем человеку, родившегося в его час. Полная свобода вероисповедания. Единственными, кто попытался стать самыми большими жабами в этом религиозном болоте – Птицеловы со своим Сердцем Явления – но это отдельная, и весьма кровавая история. А так — церкви, переполненные многочисленными изображениями Покровителей, оглушающий Молитвенный час – недурно придумано.
Второй запоминающийся момент книги Хардинг – забавы с престолонаследием. После казни старого короля, импотенции Парламента и долгой гражданской войны дело в свои руки взяли ремесленные гильдии. Они остановили смертоубийство, переведя ситуацию из военной в исключительно политическую сферу. Был избран Комитет влиятельных особ, где каждый представитель претендентов на трон (а их расплодилось за это время как нерезаных собак), могли вдоволь агитировать за своих патронов. Операция «Возвращение короля» продолжается уже седьмой год, каждая область страны поддерживает одного из потенциальных владык, но, не ковыряя друг дружку железными предметами, а, к примеру, активно посвящая будущим королям бойцовских животных и болея за свою живность.
А тем временем все большую власть в стране получали те самые гильдии, в разборки между которыми и влипают наши герои.
Персонажи поначалу не кажутся особо сильной стороной романа, но во второй половине, когда мы получаем классическое развитие образа главной протагонистки, отношение к героям исправится.
Мошка в дебюте — весьма цинична и расчетлива, порой мила, порой раздражающа, при этом особо умной назвать ее язык не повернется. Обычный трудный подросток с нелегким детством и кучей «тараканов» в голове.
Со временем девчонка начинает проявлять весьма достойные черты характера, преодолевает себя и свои комплексы, показывает, что голова у нее не только для того, чтобы чепчик носить, анализирует информацию и делает выводы. Растет над собой, право слово.
Клент поизысканее не особо куртуазной Мошки, ироничен, отлично владеет словом, тоже отнюдь не альтруист. Эдакий авантюрист-интеллигент. Ему бы интеллект подразвить – многого бы достиг.
Cюжет разворачивается гладко, продуманно и мягко, как удобная грунтовая тропинка, ведущая нас в далекую, интересную страну.
Политические игрища, коварные заговоры, радикальные элементы, нелегальные печатные станки и безумные властители сплетаются в запутанный клубок. Приключения, предательство, благородство и коварство подстерегают за каждым углом.
Главы романа выстроены в стройные шеренги, носящие название букв алфавита и поясняющего слова (забавный и неординарный прием).
Написано иронично, порой до стеба, причем в отличие от большинства литературы с юмористическими элементами, автор не превращает свою книгу в сплошной балаган, не забывая о трагедии, динамике, людских сомнениях и чувствах, создавая довольно интересный мир.
При этом не забывая поговорить с молодым читателем о роли слова, печатного и не только, фанатизме, свободе, духовности, святости и вере.
И вишенкой на торте — удачный финальный твист, переворачивающий с ног на голову наше отношение к определенным персонажам. И к побудительным мотивам многих участников ситуации.
Эрго. Неплохой приключенческий подростковый роман для ценящих качественную иронию и развивающихся персонажей. Книга вряд ли заинтересует любителей темного и эпичного фентези, а вот приверженцы авантюрных историй не без морали будут довольны.