Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 февраля 2011 г. 21:57

Итак, обещанная "азбучная" серия современной прозы, в которой засветились, как фантасты (Гибсон, Брэдбери), так и не фантасты (Грошек, Мисима). Большинство книг еще не заверены, так что если у кого есть томики — милости прошу в форму заявок, все ко мне попадет. :beer:

Следующими будут "цветные серии" от АСТ — "Поколение XYZ", "Мастера. Современная проза", "Bestseller" (твердый и мягкий варианты), когда и в каком порядке пока не известно:-)


Тэги: на сайте
Статья написана 31 января 2011 г. 13:30

В ходе дискуссии о романе "Террор" всплыло неожиданное замечание "о презумпциях", в частности о том, что раздолбайство и отсутствие здравого смысла в поведении людей — есть черта нормальная, если не сказать больше, действительная и адекватная.

Само по себе это высказывание — тянет за собой глубокий философский разговор. К примеру, если возразить на вышеупомянутый тезис, что состоящее из раздолбаев человечество не достигло бы того уровня развития, который мы имеем, — оппонент сразу может отметить, что результатом развития человечества является весь букет сопутствующих проблем — от революций и терактов до экономических кризисов и бюрократической волокиты. То есть косвенно опять возвращаемся к раздолбайству как таковому, в разных его проявлениях.

От себя хочу отметить, что опять же по косвенным наблюдениям, склонен предположить, что раздолбайство, как неотъемлемая черта, — признак не вида, но времени, и, скажем, во времена власти идеологий влияние ее на жизнь людей было не столь заметным и значимым, нежели сейчас. Теперь же, в пору кризиса ценностей, в отсутствии внятных идеологий и в условиях общекультурного, социального и экономического кризисов, — бесцельность и безответственность, как основные показатели раздолбайства, обнаруживают себя явно и недвусмысленно.

Попытка размышлять на эту тему возвращает к извечным двум вопросах: кто... и что...? Обращаться к которым, ввиду их риторичности, — занятие бессмысленное и неблагодарное. Поэтому в вопросе понимания феномена раздолбайства меня более заинтересовала культурная сторона.

Не хочется снова повторять известные формулировки из ТРИЗа, а еще вернее из "Биографии искусства" (БИ) Мурашковского, однако, для иллюстрации хода моих размышлений пару моментов все-таки нужно озвучить. Итак, искусство, в частности, литература — это непрерывной процесс появления, развития, становления и угасания множества художественных систем, а также средств их выражения. В частности, всякая художественная система проходит обязательный этап развития — антисистема (гегелевское отрицание). Например, развитие в литературе детективной тематики кроме героя-полисмена включила на более поздних этапах сыщика-неполисмена — частного сыщика, сыщика-священника, журналиста, художника и т.п. На смену сыщикам-мужчинам пришли сыщики-женщины. От героев-сыщиков перешли к героям-преступникам. В развитии военной тематики, к примеру, можно обнаружить, что на смену известной идеологической посылке "мы — хорошие, враги — плохие" приходят вариации вроде "мы — плохие, враги — еще хуже", "мы — хорошие, но враги, в принципе, тоже неплохие", наконец, "мы — плохие, враги — хорошие", что в произведении может выражаться "в лоб" (в поступках персонажей) или косвенно, — например, русский автор возьмется писать роман, в котором главным героем станет немецкий солдат времен нашей ВОВ.

Так вот, проводя аналогию, можно сказать, что до недавнего времени — основными литературными героями были люди здравомыслящие, поступающие в соответствии с некоторыми ценностями и принципами, в чьих поступках всегда можно нащупать некоторую обоснованную логику, "правильность", целеположность. В данном случае под целями можно понимать все, что угодно, от идеологической установки, до инстинкта самосохранения или самопожертвования ради кого-либо. Обязательным в этом контексте выступает наличие какой-либо осязаемой последовательности — восприятие, эмоции, поступки.

Итак, по большому счету, не было пока такого ярко выраженного персонажа, который поступал бы вне какой-либо логики вообще: сказал — собрался в библиотеку, но отправился в продуктовый магазин, долго-долго выбирался из-под развалин дома, спасся от смерти, и бац — выпил серную кислоту, поставил капкан на медведя — и тут же сам в него ногой. Так вот, продолжая аналогию с БИ, можно предположить, что следующим этапом развития литературы может оказаться.... наличие такого героя. Героя-раздолбая. Или героев. Или, вообще, всех героев в произведении, ведущих себя подобным образом. Не просто сумасшедших, с нарушениями нервной системы, обкурившихся травки, а нормальных людей, при этом действующих в отсутствии всякой логики. Не так уж это невероятно, если учесть нервное состояние, в котором находятся современники, — массированная атака СМИ, "шокирующие сенсации", обещания президента, деструктивные действия и бездействия здравоохранительных и правоохранительных органов, виртуальная реальность в лице однотипных сериалов (где в поступках персонажей и событиях отсутствует четкая логика), резкие климатические изменения, общий пофигизм и эгоизм, коллективное бессознательное в форме флешмобов, чатов и т.п.

В таком ключе, высказывания моих оппонентов о том, что "раздолбайство" — является нормальной чертой для человека — можно считать первым тревожным сигналом, первым звоночком. Не такие ли персонажи — герои нового времени?..


Статья написана 11 января 2011 г. 00:40

Дождавшись, наконец, когда жена освободится от всех тех дел, что не давали нам пойти в кино до НГ, решился-таки и сходил, пока в кинотеатрах не закончился показ, на фильм "Трон". Не ждал от фильма ничего хорошего, приготовился к самому худшему... и был приятно удивлен, потому что оказалось, что не все так ужасно в королевстве датском.

Во-первых, была у меня мыслишка пересмотреть старый, тот самый "Трон", но понаслушавшись ругательных рецензий, решил не ходить на новый фильм вовсе, и потому пересматривать не стал.... поэтому шел сегодня, как впервые.

В общем, фильм неплох. Я бы даже сказал, что фильм мне понравился. В любом случае, это добротный Дисней, который при всей неоригинальности своих картин несет что-то такое, чего у них не отнять. Может быть, это призрак старика Уолта?

Итак, плюсы картины:

1) превосходный саундтрек, дифирамбы которому кто только не пел и вполне заслуженно;

2) восхитительные компьютерные декорации, которые в Троне смотрятся на своем месте и создают фильму, при всех недостатках сценария, неповторимый стиль, сравнимый с черно-белым нуаром рисованной картины Renaissance;

3) два часа погружения в то время — конец 80-х начало 90-х, когда мы, будучи мелкими, тратили последние деньги в игровых автоматах (а это были далеко не рулетки и однорукие бандиты) — и уставившись в эти четырех или 16-цветные CGA-EGA дисплеи верили, что заглядываем в удивительный волшебный мир.

Минусы картины, которые в целом, могут и перевесить ее плюсы и не перевесить, в зависимости от приоритетов. Для меня они не перевесили. И слава богу. Итак, минусы:

1) совершенная ненаучность, которая присутствовала и в первом "Троне" — человек, в принципе, не способен реагировать также быстро как программа, тем более, несколько программ, исполняющихся параллельно; плюс время в компьютерном мире, и прочее, прочее, не говоря уже о наличии гравитации и старении персонажа в виртуале;

2) линейность сюжета, темный властелин, захвативший власть, желающий захватить весь доступный мир;

3) выступление диктатора с банальными лозунгами перед толпой тупых исполнительный солдат.

Тут стоит внести поправку, потому что обилие штампов — сюжетных и не только, — именно в картине "Трон", в отличие от целого ряда иных картин, воспринимается (мною по крайней мере) более-менее спокойно. Фильм в целом настолько динамичен, замечателен в визуальном плане, и удачно скомпонован, что многим нюансам легко можно найти объяснение, отчего они, путь и не переходят в разряд "фич", но, по крайней мере, оказываются не такими значительными "багами".

Итак, ненаучность. Стоит сделать одно маленькое допущение, что оцифрованный человеческий мозг внутри компьютера достигает тех же скоростей, что и обычный электросигнал, как противостояние человека и компьютера, в общем-то, оказывается возможным, хотя никаких объяснений этому феномену в фильме нет, да и вообще этой стороне не уделено ни толики внимания. С другой стороны, это допущение приводит к временному парадоксу — если скорость движения сигнала человеческого мозга приближается к электрическому, т.е. к скорости света минус поправка на сопротивление проводников, тогда сколько же миллионов лет прожил Создатель внутри Системы, если в реальности прошло 20 лет? В фильме говорится о соотношении: минута к часу.

Линейность сюжета и Темный властелин. Напоминаю, фильм — это машина времени, переносящая нас в 80-е гг, время бурного развития компьютерных технологий (которые тогда были еще вполне убоги) и в этом отношении угроза Компьютерного темного властелина всему миру — ретрофутуризм в чистом виде, вспомнить хотя бы "Газонокосильщика"; не сказать, что очень уж удачна сама по себе, но в некотором смысле объяснима.

В фильме даже нашлось место конфликту и драматизму. Итак, центральный конфликт — это конфликт Создателя и его детища, причем, на одной чаше весов мы видим сына — живого ребенка, — а на другой — "ребенка" иного рода: компьютерный мир, в котором старший герой оказывается Творцом, или Создателем. Сын, выросший без отца, и, в некотором смысле, переживающий личную трагедию: что это — предательство? несчастный случай? — словно бы встречается со своим "братом" — ребенком, которому отец действительно отдал свою любовь и свое время. Гамма чувств: сыновняя ревность, восхищение тем, что создал отец — а Система была мечтой, которую отец успел подарить ему до исчезновения, — наконец, понимание и прощение; удачно здесь запараллелены жизни старшего и младшего героев — сын приручил собаку, которую спас от живодеров, а отец воспитывает живую-программу, которую спас от стирания. В единственном коротком диалоге, где сын рассказывает об изменениях, произошедших в мире за 20 лет находится место юмору, и с веселым оттенком — действительным сегодняшним реалиям.

Фильм соткан из узнаваемых кусков. Более всего досталось, кроме оригинального "Трона" конечно, "Звездным войнам" и "Матрице", куда ж без нее. Но узнаваемые эпизоды подобраны таким образом, что язык не поворачивается записать их в штампы — скорее уж кивки, намеки. Например, эпизод, когда младший герой отстреливается в турели от атакующих истребителей — не что иное, как атака на Звезду смерти в "Звездных войнах", тех самых, и работает это, как возвращение в дух того времени.

Строго говоря, фильм — это коллекция штампов, но.... тут мне к слову вспоминается, что Лем говорил о творчестве Ф. Дика, в вольном пересказе звучит так: Дик изобрел метод, позволяющий из шаблонных приемов SF строить антишаблонные структуры — произведения.

Удачным намеком-штрихом в этом смысле оказывается, что старший герой — отец — постаревший в Системе, загримирован под... Ф.К.Дика, из чего получается, что Дик — как бы Создатель всей компьютерной системы, в которой и развивается действие фильма. А ведь Дик — проложил дорогу тому, что впоследствии окажется жанром киберпанк, да и не только ему.

И да, финал не слит, хотя и очень-очень близко и на грани.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Несмотря на банальный диалог в духе — я твой творец, но я ошибался, мы были не правы, — мы видим многоходовку, в которой злодей проявляет вероломство, но оказывается обманут, а Создатель в последний момент показывает свою истинную Силу (красивый эпизод!) в этом своем мире.

В общем, будучи человеком сентиментальным, этот фильм я даже пересмотрю. И может быть, в компании с "Газонокосильщиком", "Звездными войнами" и первым, тем самым, "Троном".

Оценка — 8. Рекомендую тем, кто не прочь поностальгировать о времени конца 80х — начала 90х, о времени, когда мы, черт подери, были счастливы, играя в первые компьютерные аркады (на космические и фантастические сюжеты) на вокзалах и в залах игровых автоматов.


Статья написана 9 января 2011 г. 20:10

В году 2005 звонит мне АШ — хороший друг по лито, работавший тогда на Ивановском телевидении, и говорит, у нас тут Мегафон конкурс одностиший объявил, и за две недели не случилось почти что ни одного участника, поможешь? Ну я и помог, помнится. Более всего мне запомнилась фраза АШ после того, как все закончилось. Смысл таков: некоторые, говорит, одностишия мы по политическим соображениям в эфир пускать не стали, но отдел над ними ржал.

В общем, есть проходные, а есть и вполне забавные:

цитата
*

Где мой платеж? не пробегал ли мимо?..

*

А что звонить — там все равно не слышно...

*

Опять я денег положил другому...

*

Так ты звонил? так это был твой голос?

*

Простыла? Нет? Опять на МегаФоне?

*

Простыл? Не ты? Твоя простыла симка?

*

Я сэкономил рубль на смсках..

*

Би-лайн один, а МегаФонов много

*

Би-лайн дерет, а МегаФон не только

*

Люблю твой интернет и смски...

*

Мне МегаФон дороже с каждым годом!..

*

Вчерашний счет.. Он самый достоверный..

*

Зато свое, зато не полосатый.

*

А спорим, ты свой счет не угадаешь?

*

Пришлите счет, хотя б позавчерашний.

*

Ты мне звонил? А мне уже сказали..

*

Я вас хотел.. А вы закрыли офис

*

А я люблю звонить и вешать трубку

*

Я все скажу одною смской

*

ЛюблюСкучаюКакВыВышлиДенег!

*

Ты не ори, мне все равно не слышно

*

Я сбрасываю азбукою морзе

*

Мне МегаФон помог сдавать экзамен

*

Меняю симку на твою с доплатой

*

Продам свои бесплатные минуты

*

Почем там нынче бонусы на рынке

*

Хороший конкурс — подключусь, наверно..

*

Мой оператор "Только 112"

*

Подруга изменила с МегаФоном

*

Я вам писал на ваш стационарный

*

По мотивам "Белое солнце пустыни": НесравМояЕкатериМатвевна!

*

Я вас любил.. А вы не отвечали.

*

Я вас любил.. А номер был подруги

_

Через пару месяцев ситуация повторилась, но поскольку я выложился в первый раз, да и "приз" был не сказать, что очень заманчив — всякая мелочь с эмблемами Мегафона (ручки, блокноты и пр.), то результат во второй раз вышел скромнее, заметно скромнее. Итак "Мегафон. зимний вариант":

цитата
*

Где б номер раздобыть Мороза Деда?

*

Снегурочка, и Вы на МегаФоне?

*

Снегурки-бонус. По ночам дешевле.

*

Мне Санта-Клаус пишет смски.

*

Але, Мороз, постой, не вешай трубку!..

*

Але, Мороз!.. Зачем же сразу матом?..

*

Я телефон сменил.. На двух оленей.

*

Мороз конструктор. Борода и шапка.

*

Мороз мобильный. Сани и олени.

*

Мой роуминг в метель в два раза больше.

*

Я к празднику бронирую минуты.

*

А я нашел под елкой плащ и зонтик.

*

Але, Мороз. Пиши, диктую список.

*

Наутро елка сильно поредела.

*

Я ночью слышал мат и крик оленей.

*

Под елкой был мобильник по кредиту.

*

Снегурочка: Мне Дед Мороз баланс не пополняет.

*

Дед Мороз: Снегурочка, зачем тебе мобильник?

*

Вас с праздником! И счет за разговоры.

*

Мобильник продал... А счета приходят.


Тэги: свое, юмор
Статья написана 5 января 2011 г. 00:29

Если Ваш ребенок вдруг, купившись за забавные кадры или рекламу, вдруг позовет смотреть вас комедию 2010 года под бесхитростным названием "Месть пушистых", то лучшее, что вы можете для него сделать, — дать ему диск с чем-нибудь другим.

Месть пушистых

Furry Vengeance

2010

Дети, комедии, детские фильмы, тв, семейное кино

Режиссер: Роджер Камбл

В ролях: Брендан Фрейзер, Кен Джонг, Брук Шилдс, Дик Ван Дайк, Анджела Кинси, Мэтт Прокоп, Роб Риггл, Скайлер Сэмюэлс

92 мин.

www.furryvengeance-movie.com

Фильмы этого класса начались, если мне не изменяет память, примерно в начале девяностых годов, и самым известным представителем была и, наверное, останется картина "Home alone" 1990 года. Потом были "Один дома 2" и "Один дома 3", "Невероятные приключения янки в африке" и прочие, прочие. Сюжетная основа с тех пор изменилась незначительно: есть плохие взрослые, которые творят всяческие непотребства, и есть противостоящие плохим взрослым милые/симпатичные антиподы в лице детей. Причем, методы, при помощи которых условные "дети" "побеждают" условных же "взрослых", — далеки от гуманных и "слизаны" из американских же мультсериалов вроде "Тома и Джерри", дятла Вуди и пр. — в ход идут, если не деревянные кувалды величиной с голову, то уж во всяком случае — непременные удары чем-нибудь большим по лицу, промеж ног и прочим, более-менее чувствительным местам.

Вот вкратце и все, что ваш ребенок найдет в фильме "Месть пушистых". Правда, роль условных "детей" здесь отведена забавным обитателям заповедника — енотам, барсукам, скунсам [естественно, брызгающим из своих желез направо и налево] и пр. Зверюшки вполне милы, в меру реалистичны, но в 1995 году уже был снят фильм "Эйс Вентура 2: когда зовет природа", с настоящими живыми животными. Продолжая сравнение, остается отметить, что "Эйс Вентура" был, как бы это сказать, "взрослым" фильмом, а "Месть пушистых" — адаптирован для детей, а если уж быть вовсе откровенным — для тупых идиотов, которыми просто должны быть американские дети, если верить картинам, подобным этой.

Будут здесь многочисленные удары в область паха главному герою всеми подручными средствами, полное отсутствие логики хотя бы на уровне средней школы в поступках персонажей, полнейшая искусственность всего происходящего [звери, мыслящие метафорами и понимающие человеческий язык, использующие хитроумные технические приспособления вроде катапульты для гигантских валунов, разбирающиеся в электронике автомобилей и тэпэ]

Фильм проигрывает всем появляющимся при просмотре ассоциациям: и картине "Один дома", и второму "Эйсу Вентуре", пожалуй, даже уступает фильму "Янки в Африке..." На другой стороне весов — как эталон, которого можно было попытаться достичь на таком материале и с такми эффектами, — рисованная картина Такахаты "Война Тануки" — увы, сравнивать с последней "звериный" опус Роджера Камбла — нонсенс.

Какие бы то ни было придирки к сюжету также бессмысленны, как охота с базукой на майских жуков. Отмечу только, что в фильме есть место и непременному переодеванию мужского персонажа в женское нижнее белье, и голые ягодицы, и беееесконечно-тууууупые ужимки всех, якобы смешных, героев. В плохом смысле позабавило также наблюдать возлюбленную сына главного героя (актриса Скайлер Сэмюэлс) после слов о пробежке в десяток миль, — с завивкой на голове и телесами, не намекающими даже на утреннюю гимнастику.

Главную роль, как это не печально, исполняет неплохой актер Брендан Фрейзер. И в этом отношении картина напоминает мне "Озмозиса Джонса" с Биллом Мюрреем в главной роли, как яркий пример того, в какое д*мо порой вынуждены ввязываться неплохие актеры, особенно в условиях сценарного кризиса.

Или вот еще деталька: интересно, главные злодеи в фильме выбраны случайно или нет?

Потому что в этом ведь можно увидеть и политический смысл: картина превращается в сказку о том, как японец и индиец (или араб?) обманули доверчивого американца, вынудили его уничтожать природу родной страны, но он все-таки обрел самосознание, объединился с братьями-американцами и победил злобных агрессоров.

Резюме: не смотреть ни в коем случае, потому что даже те забавные шутки и эпизоды, что в фильме все-таки присутствуют — это чайная ложка меда в бочке дряни. Убрать подальше от детей.

Оценка: 4.





  Подписка

Количество подписчиков: 112

⇑ Наверх