FantLab ru

Все отзывы посетителя Kalibree_say

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Михаил Булгаков «Морфий»

Kalibree_say, 28 марта 18:50

Сначала я думал, что Булгаков слишком мало написал. Со временем стал понимать, что «а в принципе, что можно ещё сказать о наркозависимости?».

Как по мне Михаил Афанасьевич очень точно передал ощущение и видение человека, чья жизнь перестала принадлежать ему, — она стала принадлежать морфию; и она его не отпустит, что мы видим ещё в начале рассказа.

В целом всё, что описал автор, правда — и я это говорю как человек, имевший дело с наркотиками (мне не удалось, конечно, «подсесть», ибо я вовремя отошёл от всего этого, но всё же чувства героя рассказа мне знакомы).

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Филип Дик «Порог между мирами»

Kalibree_say, 18 ноября 2020 г. 18:37

«Порог между мирами» — этой мой пятый прочитанный роман Дика. Все прочитанные мной его романы, как по мне, по своему великолепны: один был волнующим и полный интриг («Порвалась дней связующая нить»), другой был самым головоломным и психоделическим («Стигматы Палмера Элдрича»); был также депрессивный и экзистенциальный роман («Помутнение») и глубоко философский и социальный роман, который я смог по достоинству оценить только некоторое время спустя к моему сожалению («Мечтают ли андроиды об электроовцах?»). Но этот роман сумел меня разочаровать, немного правда.

У «Порога между мирами» есть «подзаголовки», которые никуда не идут и либо они разрешаются почти сразу же, как только вводятся, либо нуждаются в кратком резюме. Ничто в нём не затрагивает каким-либо последовательным образом социальные проблемы, которые поднимает автор. В лучшем случае это похоже на фарс с персонажами, путешествующими по разным версиям одной планеты в своих скатлерах и карабкающимися вверх, чтобы собрать победную президентскую кампанию, но это остаётся путаницей. Однако скучным при этом он не становится — скорее немного раздражающим (под конец). Я лично уже просто не мог запоминать столько имён в книге. Да, сюжет дико изобретательный, но из-за огромного количества символов, персонажей и событий приводит к рассеиванию фокуса над фабулой.

Ставлю 7 синантропов из 10. Концовка была немного искажена, и роман в целом был непоследовательным. Ну а так это было хорошее приключение: думаю, читателям понравится орбитальный бордель, принадлежащий одноголовому сиамскому близнецу с двумя телами.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»

Kalibree_say, 16 августа 2020 г. 19:30

Впервые я начал читать роман в возрасте 15-16 лет, когда перечитал всю школьную литературу до 9 класса. Я стал скачивать разные книги из списков по типу «Топ 100 книг…», среди коих оказался роман Воннегута. Я не смог тогда его прочитать до конца из-за стилистики написания «Бойни»: текст был для меня трудным для восприятия из-за нелинейности сюжета и шизофренического повествования автора. Представьте себе сюжет, в котором будет описана жизнь вашего главного героя. Распишите его на бумаге, а затем вырвите страницы и смешайте их в кучу: получите роман «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей».

Позже я вернулся к прочтению романа в 2019 году когда работал в книжном. Восприятие текста для меня было всё также трудноватым, плюс иногда градус безумия и фантазии в тексте переходит всякие рамки, которые можно себе вообразить (я даже не говорю про большое количество иронии и чёрного юмора в книге). Но всё же я считаю «Бойню №5» лучшим романом Воннегута как писателя широкого формата без каких-либо жанровых ограничений — ставлю 8 серебряных пар сапог Золушки из 10. Это автобиографическая вещь, куда писатель выплеснул всю свою горечь и ужас от пережитой однажды бомбежки Дрездена в период Второй мировой. Будучи призванным в армию США, Воннегут попал в плен и работал на нацистов на скотобойне №5, и когда американская авиация «высыпала» на мирный немецкий город свои бомбы, под раздачу попали все

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Филип Дик «Помутнение»

Kalibree_say, 28 июля 2020 г. 08:24

«Это история о людях, которые понесли слишком суровое наказание за свои проступки. <...> Я любил их всех и вот список тех, кому я посвящаю свою любовь:

Гейлин — нет в живых;

Рей — нет в живых;

Фрэнси — тяжёлый психоз;

Кэти — необратимые изменения головного мозга;

Джим — нет в живых;

Вэл — обширные необратимые изменения головного мозга;

Нэнси — тяжёлый психоз;

Джоан — необратимые изменения головного мозга;

Марен — нет в живых;

Ник — нет в живых;

Терри — нет в живых;

Фил — необратимые изменения поджелудочной железы;

Сью — необратимые изменения сосудистой системы;

Джерри — тяжёлый психоз и необратимые изменения сосудистой системы...

...и так далее.

В память о моих друзьях; лучше их нет. Они останутся со мной и враг никогда не будет прощён. «Враг» — это их ошибка в игре с жизнью. Пусть они сыграют ещё раз по другому. И пусть они будут счастливы.

Филип К. Дик»

Роман, как вы уже поняли, о наркоманах. Но в отличие от многих публикаций, в которых один протест против веществ, здесь Дик отнёсся с пониманием и особой заботой к своим персонажам. Наркоманы здесь такие же люди, как и мы: «Они всего лишь хотели повеселиться, словно дети, играющие на проезжей части. Одного за другим их давило, калечило, убивало – на глазах у всех, – но они продолжали играть». Герои Дика вызывают жалость и сочувствие, они стремились к свободе и независимости от общества, и наркотики подходили на роль альтернативы в этой жестокой реальности. Но эта альтернатива — иллюзорная свобода, оказалась не менее жестоким. «Арктор подошёл к микрофону и, опустив голову, тихо и отчётливо произнёс: — Вот ещё что. Не надо плевать им вслед лишь потому, что они сели на дозу. Большинство из них, особенно девчонки, не знали, на что садятся или что садятся вообще. Просто постарайтесь удержать их...».

По словам автора «роман лишён назидания», он просто рассказывает каков будет итог. И как по мне это верное решение. Книга по большей части автобиографична, так как сам писатель одно время был сам наркоманом и жил с такими как он. По началу он употреблял разные стимулирующие вещества, чтобы можно было больше писать рассказы и романы для поддержания семьи. Чего уж греха таить — я тоже употреблял наркотики разной степени тяжести. Только я употреблял рекреационо, то есть эпизодически: брал определённое количество и употреблял в определённое время, дабы не подсесть, потому что у меня был опыт чуть не подсесть.

Роман-солянка из психологии и фантастики, хотя из такого фантастического здесь можно выделить только одно: костюм-болтунья, который носили Фред и Хэнк на работе, а также другие их коллеги. Принцип работы данного костюма прост:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он каждую долю секунды изменял вашу внешность, налаживая по верх вашего лица лица других людей, мужчин, женщин — словно хамелеон
. По истине довольно тяжёлый экзистенциальный роман, заставляющий вас испытывать такие чувства, как страх, угнетение, уязвимость и тоску; они словно перочинный ножик проникают в живот медленно, но стремительно. Очень депрессивный и реалистичный роман. Довольно динамичный сюжет, который непременно вас затянет и, конечно же, резкий поворот сюжета в диковском стиле, из-за которого ты теряешься в реальности. Конец вышел весьма опустошающим и удручающим, который окончательно добивает тебя. Я даже прослезился, если честно, в конце.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

Kalibree_say, 28 июля 2020 г. 08:16

Сто процентно роман меня не впечатлил по сравнению с предыдущими («Порвалась дней связующая нить» и «Помутнение»). Я ожидал нечто такого блокбастера, но получил философский роман, который поднимает такие темы, как этика, человеческая натура и создание роботов (андроидов). Дик в своём произведении ставит вопросы что из себя представляет искусственно созданная жизнь и является ли она таковой?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В произведении люди довольно негативно смотрят на тех, кто содержит искусственных животных:

»- <...> Я испытываю почти те же чувства, а слежу за его здоровьем едва ли не больше, чем прежде. Потому что он может сломаться, и все соседи узнают. Я уже шесть раз отдавал его в ремонт, всё по разным пустякам, которые здесь же, при мне, в минуту исправляли, но заметь кто-нибудь такой, скажем, пустяк, как когда у него забарахлил голосовой механизм и он начал безостановочно блеять, тут бы и стало ясно, что он — фальшак, потому что уж это-то была явно механическая неисправность, болезней таких не бывает. А фургон ремонтной мастерской, — добавил Рик, — имеет, конечно же, надпись«Ветеринарная лечебница такая-то», и водитель у них одет в белое, как ветеринар.».

- Диалог главного героя Рика Декарда с соседом Биллом Барбуром о своей овце.

Однако, не смотря на разницу в отношении к настоящим и электронным животным, которая кажется надуманной, человек не знающий кто или что перед ним на автомате испытывает к нему эмпатию. Только когда он узнаёт, что это искусственный человек, сразу отказывается сопереживать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рик Декард в Сиэтле видит сову, которая считается вымершей, сначала признаёт её за живую, но потом он выясняет, что она искусственная. Постепенно Рик начинает испытывать к анди, которых он должен убить, чувства, при чём далеко не те, которые должен испытывать охотник за головами. Когда он услышал как поёт Люба Люфт, Рик был восхищён её голосом. Да, он позже узнаёт, что она андроид и даже убивает её (точнее её убивает Рэш), но это не решает проблемы в плане сопереживания. Декард всё время колеблется стоит ли убивать андроидов или нет? И ради чего: ради того, чтобы в итоге получить премию и купить на них себе животное, настоящее животное?

Изначально в романе андроиды выставлены как гонимые и нелюбимые существа. Но ближе к концу мы узнаём, что «святые» анди ни чем не отличимы от людей по своей жестокости.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вспомните момент, когда Прис отрезала лапки пауку, которого нашёл Изидор, а ведь пауки считаются вымершими. Или когда Рэйчел признаётся Рику в своих делах, что она соблазняет охотников, чтобы потом избавить их от нужды убивать анди.

Весь этот цинизм достигает катарсиса в тот момент, когда по ходу сюжета появляется телезвезда Бастер Фрэндли — андроид, который 23 часа в сутки вещает по радио и телевидению свои остроумные шутки, а также раскрывает тайну Уилбура Мерсера, что он актёр и всё подстроено. Не стоит забывать о самой Рэйчел, которая будучи андроидом является наследницей компании Розен. А Гарленд, который работает главой в департаменте полиции. Пока одни добились какого-то признания и славы, другие бегают с одного места в другое, чтобы скрыться от неминуемой смерти.

В целом в романе очень хорошо передана атмосфера упадка или отчаяния. Филип Дик мастерски изменил старую схему на тему роботов в НФ, поставив читателя перед довольно главным вопросом: возможно ли то, что андроиды только машины? — Такие сложные и умные, но эгоистичные и совсем не способные к сочувствию или к обычному приятию и пониманию другого, того, который ближний наш.

P.S.: в аниме «Психо-Паспорт» (15 эпизод) персонаж Сёго Макишима советует прочитать роман Дика для ознакомления с творчеством писателя.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Филип Дик «Распалась связь времён»

Kalibree_say, 28 июля 2020 г. 08:09

До того как приступить к чтению этой книги я долгое время изучал биографию писателя, а также его стиль, идеи в романах и концепции. Дик меня сильно впечатлил, поэтому перед этой книгой я был настроен максимально позитивно. Мне было очень интересно читать; я буквально уходил с головой в сюжет и старался не отвлекаться — уж больно интересная книга попалась. «Порвалась дней...» — моя первая книга Дика и она самая лучшая в моём списке. Не пожалел, что прочитал её.

Я советую всем читателям, которые бы тоже хотели познакомиться с творчеством Филипа К. Дика, начать именно с романа «Порвалась дней...» — как по мне это отличный старт для начинающего поклонника — на не такая замороченная и в меру фантастическая, в отличие от поздних работ автора; эдакая облегчённая версия «Убика». Вследствие чего она быстро и легко читается.

Прекрасно проделана работа с деталями, что усиливает внимание над книгой и заставляет не отрываться от неё. Целый круговорот странных и необъяснимых событий моментально втягивает читателя. Я с каждой прочитанной главой смотрел сколько ещё осталось страниц, чтобы узнать, когда раскроется передо мной истинный смысл происходящего.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Филип Дик «Три стигмата Палмера Элдрича»

Kalibree_say, 28 июля 2020 г. 07:59

Роман «Стигматы Палмера Элдрича» о злом Боге — Палмер Элдрич и есть этот злой Бог, но как и Христос, он проявляется через стигматы, и он контролирует Вселенную и, в какой-то степени, саму реальность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Антагонист предстаёт перед читателем как злобное существо из глубин космоса и всё к чему он прикасается, становится Палмером Элдричем — он, своего рода, зараза.

Весь роман Дика — это пространная аллегория пришествия Антихриста. Палмер Элдрич более не человек, а некое трансцедентальное зло, на что прямо указывают его «стигматы»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
искусственная рука, стальные зубы и электронные глаза, которые представляют собой отчуждение, размытую реальность и отчаяние.
Вкусившие наркотик чуинг-зет, то есть выбравшие ложное спасение, приобретают отметины, подобные элдричевским:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«У Энн одна рука была искусственная, пальцы из пластика и металла находились в нескольких дюймах от его лица, так что он ясно их видел. А взглянув ей в лицо, он увидел пустоту, глубокую, как космическая бездна, из которой явился Элдрич. Мёртвые глаза, полные вакуума, парящего за границами известной Вселенной».

По всей вероятности, данные стигматы — это отсылка на «Откровение Иоанна Богослова», в которой описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю: в 13 главе стих 16 есть следующие строчки: «<…>и он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их…».

По словам друга писателя, Рэя Нильсона, в «Трёх стигматах…» описывается пугающий взгляд на реальность: Дик был почти уверен, что Бог был злым или безразличным к человеческим страданиям. Дик верил в Бога, но как и многие христианские отщепенцы, он считал, что наш мир создал нищий либо злой Бог, когда настоящий Бог пытается нас спасти от этого несовершенного мира. Поэтому в романе описывается потребность в идеологической иллюзии (боге или воплощении зла).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Принимая наркотик кэн-ди, люди испытывают коллективные ощущения и растворяются в единой сущности, утрачивают собственное Я. Данный наркотик разрабатывается и внедряется исключительно в коммерческих целях, являясь банальными продуктами и практиками идеологической манипуляции в обществе потребления.

И казалось бы, Элдрич — воплощение Антихриста, угроза человечества.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Обнаружив на Проксиме мощный галлюциноген чуинг-зет, Элдрич предлагает «вечную жизнь» через перевоплощения в собственной виртуальной реальности. К концу романа человеческая природа радикально трансформируется: Элдрич завладевает телами большинства людей, которые носят на себе его стигматы и превращаются в коллективную механизированную сущность.
Но при этом образ Элдрича остаётся неоднозначным: он выглядит как зло, однако обладает «глубокой, истинной мудростью» и стремится разрушить убогий мир иллюзий и подделок; искусственные стигматы указывают на человеческие увечья и страдания. Поэтому Элдрич как бы является вынужденным злом, Богом-фармаконом — и яд, и лекарство:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Широко раскинув руки, он простирался от системы Проксимы Центавра до самой Земли, и он не был человеком, он вернулся не человеком. И он обладал огромной властью. Он мог победить смерть. Однако он не был счастлив. По одной просто причине: он был одинок».

Оценка: 9
⇑ Наверх