Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «chert999» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 октября 2022 г. 00:07

Копипаст моего сегодняшнего поста в Фейсбуке.

У Игоря Всеволодовича Можейко (он же Кир Булычёв), которого в 80-е годы прошлого века все отечественные фэны уверенно признавали Советским Фантастом Номер Два (ибо Иван Ефремов так же уверенно признавался ими Фантастом Номер Ноль, не говоря уж про Александра Беляева и Александра Грина, которые вообще воспринимались как ветхозаветные пророки советской фантастики, а Михаил Булгаков в этом ряду и вовсе не рассматривался) — в общем, у писателя Кира Булычёва в профессиональной фант-среде, крайне нервной и завистливой в 70-е — 80-е годы, была масса недоброжелателей. Одним не нравилась его национальность (а кстати, какая она? русско-литовский еврей, что ли? или еврейско-русский белорус?), другие ненавидели его за плодовитость и лёгкость пера, третьих раздражала его бешеная популярность в среде школьников, которую он приобрёл за счет книжной серии про девочку Алису Селезнёву, печатавшуюся в Детгизе, и известно какого телесериала. Наконец, была еще одна группа фантастов, которая считала беднягу Булычёва беспринципным плагиатором — мол, хорошо зная английский язык и часто бывая за рубежом, он все свои идеи и сюжеты крадёт из американской фантастики. Но из конкретных фактов на этот счёт всегда приводился один и тот же пример — рассказ Криса Невила "Бетти-Энн", который на русский язык для сборника в серии ЗФ вроде бы перевёл именно Булычев, и вышедший примерно тогда же в его первом авторском сборнике "Чудеса в Гусляре" рассказ самого Булычева "Выбор". Да, конечно, по своей сюжетной фантастической идее эти два рассказа довольно-таки похожи, но вот лично я, скажем, не считаю это каким-либо грехом — взаимоопыление фантастов новыми идеями из произведений друг друга — явление скорее положительное, нежели отрицательное, — равно как и взаимоопыление музыкантов новыми музыкальными приёмами. "Мы берём своё там, где мы видим своё", — пелось в одной из ранних песен "Аквариума", сочиненных БГ. Ну а если автор умеет классно придумывать своё (а Булычев это всегда умел), то он ведь и чужое берёт вовсе не для того, чтобы украсть, а чтобы превратить заимствованную идею в увлекательный собственный сюжет, быть может, даже более значимый для НФ, нежели оригинальный текст.

Короче говоря, если бы я был писателем, то я бы обязательно утащил у Булычева одну из его собственных — и, на мой взгляд, очень интересных и перспективных — идей, чтобы положить ее в основу своего романа или повести. Как раз из того самого первого авторского сборника — то есть, из одного из ранних его рассказов. Причем этот текст мог бы стать весьма актуальным и для нынешнего очень непростого времени.

Ну как, догадываетесь, какую Булычёвскую идею я имею в виду?


Статья написана 6 октября 2022 г. 19:40

Читал/аудил я вчера последний том Акунина из цикла "История Российского государства" — давно я его мучаю, — и вот дошел я как раз до главы о том, как полиция боролась с революционным движением — в частности, засылала в него провокаторов, которые внедрялись в революционные кружки, группы и партии — к эсерам, эсдекам и анархистам, а потом сдавали своих новых товарищей полиции. Но некоторые из них становились "двойными агентами" — одновременно и работали на полицию, и устраивали громкие теракты и покушения, потому что полиция их прикрывала, а они этим пользовалась. Так что непонятно, кому они больше приносили вреда — революционерам, которыми они зачастую даже руководили, или же государству, которое они вроде как тайно защищали. Наиболее известный пример такого "двойного агента" — это эсер Евно Азеф, фигура совершенно "выдающаяся". А у большевиков это был Роман Малиновский, который даже в Госдуме сидел и возглавлял социал-демократическую фракцию. Кстати, в каком-то смысле и Борис Савинков был "двойным агентом", но там история вообще запутанная. И вот подумал я вдруг про сюжет, про который понятно уже по самому его названию.

То есть, это может быть история как про земного разведчика-наблюдателя-прогрессора из 22 века, засланного на гуманоидную планету, находящуюся по своему технологическому и историческому развитию где-то на уровне 19-20 века, и которого вдруг раскололи/раскрыли местные спецслужбы, но не кокнули, а попытались перевербовать. Ну а он начинает работать и нашим, и вашим — и это могла бы быть весьма любопытная история.

Но это могла бы быть история и про инопланетного прогрессора, присланного с Тау Кита на современную Землю и разоблаченного какой-нибудь спецслужбой типа Ми-6, ФБР или ФСБ. Ну и тут может быть очень интересный сюжет...

Кстати, наиболее известный пример такого перевербованного прогрессора, который еще просто не успел стать двойным, потому что захотел тихо сбежать с Земли на свою Тау Кита — это банда господина Мозеса из "Отеля "У Погибшего Альпиниста". Просто господин Мозес был слишком наивен, чтобы стать двойным агентом. Хотя, в принципе, вполне мог бы.


Статья написана 6 октября 2022 г. 00:26

В отличие от предыдущих записей, это не перепост из Фейсбука — это мысль, которая пришла мне в голову вот прямо сейчас, и я решил запузырить ее прямо на Фантлаб.

Изложение этой идеи может занять рассказ, повесть или даже целый роман — всё зависит от "писучести" конкретного автора, от его фантазии и от его умения придумывать всякие "вкусные" детали и подробности (увы, вот как раз это у меня и не получается — мне это лениво и скучно). Ну так вот — летит по космосу большой мощный звездолет, целый Ковчег, прорывает пространство, совершает нуль-прыжки. Но постепенно команда обнаруживает, что она не одна на корабле (на этом "празднике жизни"), что во всяких тайных его закоулках обитает фэнтезийный "малый народец" — домовые, гномы и гремлины, переквалифицировавшиеся в "звездолётных". Долгое время далее идёт рассказ о том, как люди налаживают контакт с этими своими таинственными попутчиками, как они с ними общаются, ругаются и мирятся — смотри Саймака. Но только в самом конце — в качестве коронного финального трюка — открывается главная тайна произведения: оказывается, это вовсе не люди отправили звездолёт к звёздам. На самом деле их заставили это сделать те самые гномы и домовые — это они много столетий, обитая в домах людей и в их земной технике, постепенно развивали сапиенсов, управляли их историей — с единственной главной целью: они готовили людей к строительству вот этого гигантского корабля и к отправке его в космос, причем именно к какой-то конкретной звезде — просто потому, что этот бессмертный (или очень долгоживущий) народец захотел вернуться домой — на ту планету, с которой он когда-то, десятки тысяч лет назад, прилетел на Землю, но по какой-то причине потерял возможность собственными силами вернуться обратно. И вот человечество наконец созрело для того, чтобы отвезти своих тайных сожителей — гномов и гремлинов — на планету далёкой звезды, даже об этом не догадываясь. Вот такой вот "Заповедник гоблинов", только наоборот...)))


Статья написана 5 октября 2022 г. 18:24

Продолжаю раскапывать свои старые посты на литературно-фантастические... а заодно — и общекультурные темы (см. скриншоты и копипасты из фейсбука)))





Николаи Воронов

Так это, как в лебедях, получается..

Ответить4 г.


Petr Deynichenko

слушать, возможно, и стали бы — музыка теперь чрезвычайно разнообразна, для всего место находится.

Ответить4 г.


Анастасия Виноградова

Вам удивительно? Другое поколение — другие вкусы. "Так дайте же каждому валенку свой фасон" (с)

Ответить4 г.


Petr Deynichenko

наблюдение за музыкой мировой (а я внимательно наблюдаю) показывает, что в новом поколении присутствуют все вкусы разом. Как говорили двадцати-с-чем-то-летние участники одной сравнительно новой шведской группы: "Мы — хорошие дети, нам нравится музыка, которую слушают наши родители" https://www.youtube.com/watch?v=Iu-vLn9GOvI


Александр Хакимов

"Давайте снизим потребности, и всем будет смешно..." (с)

Ответить4 г.


Павло Войналович

Я вам скажу ещё более странную вещь — вот то, что вы перечислили, — для современного русского рока недосягаемые вершины.

P.S. Хотя там и есть очень интересные композиции, я всё же более люблю западный рок конца восьмидесятых, он свободный и он живёт по другим правилам, в отличие от советского того же периода.

Ответить4 г.


Тимур Максютов

Отцы и дети, версия 8.0

Ответить4 г.




Samir Mamedoglu

Это, современное, не "океан Соляриса", а нужник из "Хищные Вещи века".

@вно, выдаваемое за нечто глубокосмысленное.



Занавес.




Статья написана 4 октября 2022 г. 20:29

А вот еще один старенький "идейный" пост по этому хэштегу из моего архива (см. скриншот):

Вот только комменты в данном случае я копипастить не буду — там в основном речь про тех гномов, домовых и гремлинов из современной фантастики, про которых я в своей записи не упомянул. И если это кому-то всё еще интересно, можете глянуть комменты сами — ссылка вверху.





  Подписка

Количество подписчиков: 84

⇑ Наверх