Итак, вот она — обещанная жёлтая вкладка со спецвыпуском "Ник Горнофф Гальюн Мэгэзин". Вот только для чтения этого фэнзинчика нужно иметь в виду следующее. Если сам "Интеркомъ" был свёрстан" в стандартном журнальном формате А4 — портретный формат и нормальная последовательность страниц, — то вкладка была повёрнута на 90 градусов и специально свёрстана в альбомном формате А5, причём так, чтобы вкладку можно было аккуратно вырвать или вырезать из журнала, сложить страницы вдвое и читать её как отдельную брошюрку. Поэтому последовательность страниц тут следующая:
8 (конец брошюры) — 1 (обложка)
2 — 7
6 — 3
4 — 5
Разобрались? Сохраните все эти файлы к себе на компьютер и читайте вкладку в указанной последовательности страниц.
С уважением, редакция "Интеркома", нагло обокравшая несчастную "Страж-птичку", чтобы создать вот эту самую "жёлтую" вкладку.
И еще раз огромное спасибо Роману Арбитману (чуть не написал на автомате: Арману Робитману))) — за правильное сканирование страниц!
5-й номер "Интеркома" имел ту забавную и уникальную особенность, что он был разделён ровно надвое — 4-х-страничной вкладкой, которая была вставлена между страницами 32 и 33 и намеренно отпечатана на жёлтой бумаге. И на этой вкладке находился своеобразный "журнал в журнале" — дайджест знаменитого хулиганского фэнзина Николая Горнова и Александра Диденко"Страж-птица", составленный по принципу "The Best of...". А на "интеркомовских" страницах 32 и 33 находились вступительная ("Кстати, о птичках") и заключительная ("Птичку — жалко") заметки об этом более чем своеобразном фэнзине. Первая заметка была подписана псевдонимом "Икарий Шпок", но кто её написал, я уж и не помню, — и всё же по стилю изложения и по вполне характерным оборотам могу предположить, что это был некто Сергей Бережной.
Заключительная же заметка была подписана "Итар Атасс", но кто это был, я тоже уже не помню, но методом исключения могу предположить, что под этим незамысловатым псевдонимом скрывался некто Андрей Чертков (либо, что вероятнее, Чертков и Бережной совместно и попеременно). В общем, держите:
По поводу этой рекламной страницы всё из того же номера "Интеркома", размещенной на 3-й странице обложки, говорить что-либо дополнительно и вовсе не нужно — достаточно просто отдать команду оркестру, чтобы он сыграл траурный марш... Хотя, однако, следует признать, что все творческие наработки, сделанные в процессе подготовки данного собрания сочинений (основные отличительные черты коего — черные коленкоровые переплёты, сквозная нумерация томов, расчленённый дракон на корешках, иллюстрации Яны Ашмариной), всё-таки не пропали даром — спустя 10-15 лет они были использованы в большой серии книг Роберта Хайнлайна, которую "Терра Фантастика" выпустила совместно с ЭКСМО (а если быть точнее в словах, то — подготовила для ЭКСМО "под ключ"... точно так же, как она готовила "под ключ" для АСТ серию "Миры братьев Стругацких"). Но я в ТФ тогда уже не работал и к этой серии книг никакого отношения уже совсем не имею. Если я не ошибаюсь, эту Хайнлайновскую серию готовил к изданию казанский фэн, редактор и библиограф Андрей Ермолаев, пришедший в ТФ уже в нулевые годы.
Из переписки в Фейсбуке
Victor Rivas -- А что, оно тогда не вышло?.. или с ним было что-то не так (кроме обычного качества переводов)?..
(вопрос без подвоха — я правда не в курсе: в те годы жил давно уже вне пост-советского пространства, с земляками общался мало, англоязычных авторов читал по-английски, книгоизданием на русском не интересовался аж нияк)
Андрей Чертков -- Всего вышло 6 томов, как раз и указанные здесь в рекламе, и на том дело застопорилось. К 1995 году закончился кредит, выданный "Терре Фантастике" финансовой компанией РоссКо, а нормальный бесперебойный сбыт выпущенных книг наладить так и не удалось. Все 15 томов так и не были изданы; читатели, оформившие подписку на это СС через магазины "Подписные издания", были сильно разочарованы, хотя по деньгам практически не пострадали. В итоге летом 1995 года ТФ влетела в серьёзнейший финансовый кризис, выходом из которого стало заключение партнёрского договора с московским издательством АСТ, причем ТФ оказалась в роли младшего партнёра. Ибо АСТ (а примерно в то же самое время и ЭКСМО) пошли по совсем другому пути, нежели первый питерский монстр "Северо-Запад" (да и ТФ тоже начинала примерно так же, — вот только за "Террой Фантастикой", в отличие от "Северо-Запада", не стояли большие "комсомольские деньги"): москвичи же начали свою деятельность не с издания супер-популярных книг и попыток заработать шальные деньги на пост-дефицитном спросе, а с создания полных издательских и книготорговых цепочек — бумага и материалы, типографии, транспорт, склады, розничные сети. И поэтому, когда "Северо-Запад", уже издавший с полсотни книг в "жёлтой" серии фэнтези и возивший деньги Камазами, вдруг оказался банкротом, АСТ и ЭКСМО неожиданно для всех оказались новыми монстрами рынка — по сути, монополистами (каковыми они являются и по сей день, особенно после своего объединения в 10-х годах в единого супер-монстра). Но у них поначалу были очень слабенькие собственные редакции, поэтому они с радостью принимали любые предложения извне — от тех частных издательств, которые в начале 90-х годов научились издавать качественные книги разных жанров, но так и не научились их самостоятельно продавать. Таким образом ТФ стала чуть ли не самым первым внешним импринтом для АСТ. С другой стороны, ТФ, попав в такую ситуацию, была вынуждена закрыть все свои прежние книжные серии, а на их месте запустить, — но уже специально для АСТ, — несколько принципиально новых серий: "Век дракона" (западная фэнтези); "Виртуальный мир" (киберпанк); "Далекая Радуга", "Звездный лабиринт", "Вертикаль" и "Заклятые миры" (отечественная фантастика разных направлений), "Миры братьев Стругацких" (новое собрание сочинений АБС + подсерия "Неизвестные Стругацкие" + проект "Время учеников"). Ну а незаконченный Хайнлайн был отложен на 10 лет, пока этими разработками не заинтересовалось ЭКСМО. А вот созданные тогда же разработки по Желязны (полный "Эмберский" цикл в переводе Ян Юа) были в итоге изданы в середине нулевых годов, — но уже при помощи издательства "Азбука", прямой наследницы того самого "Северо-Запада".
Victor Rivas -- Андрей, а как и почему обанкротился "Северо-Запад"?
Андрей Чертков -- Его раздавили шальные деньги. Создатели "Северо-Запада" просто не выдержали груза богатства, пустились во все тяжкие, а само издательство было смётано на "живую нитку", которая очень быстро начала рваться, и особенно после пожара в 1993 году в Ленинградском Доме писателей на улице Шпалерной (Воинова), где находились редакции "Северо-Запада".
Andrey Ermolaev -- Да, это был прекрасный проект, который стал образцом, пусть даже и остался незаконченным. К его продолжению в 2002-2003 году я подключился не с самого начала. Впрочем, сначала он и не рассматривался Кириллом Королевым как продолжение проекта 90-х годов. Предполагалось просто брать оттуда готовые переводы и публиковать. Но скоро оказалось, что готовых переводов, за исключением тех исторических пяти томов, нет. В итоге, их стали тупо сканировать с "Миров Хайнлайна". Я в TF тогда работал без году неделю, как-то Королев вызвал меня к себе в кабинет и сказал, что он передает мне этот проект ("История будущего"). Я от восторга чуть дар речи не потерял, а они с Леной Кривцовой начали меня уговаривать со словами, что это, дескать, не так уж и плохо, вон, дескать, Лене некоторые романы даже понравились... :) И когда я взялся за него, то поднял все старые разработки (папки за прошедшие годы, надо сказать, пришли в ужасное состояние, чаще всего было не понять даже имя переводчика — это же всё было не в цифровом виде), стал сравнивать существующие переводы (вот откуда растут ноги у сделанной мной библиографии Хайнлайна!), уговорил всех восстановить старый подход к комментариям... Спасибо тебе, Андрей, — благодаря тебе и я получил возможность поработать с творчеством Грандмастера, и это было счастье.
Андрей Чертков -- Спасибо, Андрей, твой комментарий был очень интересен, я и не ожидал даже, что ты откликнешься...
Ну, вот одна из рекламных страниц из этого многострадального номера (на с.14).
Что характерно, ни одна из этих книг, готовившихся к изданию в "Терре Фантастике", так и не была там издана, причем не только в 1994 году, но и вообще.
"Гравилет "Цесаревич" Вячеслава Рыбакова вышел в итоге в питерском издательстве "Лань" (кстати, всё-таки в 1994 году) — и тут же срубил 5 заслуженных премий, в том числе и "странниковский" "Меч" в Красноярске в 1995 году.
"Опоздавшие к лету" Андрея Лазарчука (все 7 повестей цикла) вышли в полном виде (двухтомником) в 1996 году в питерской "Азбуке". И тоже набрали положенное количество премий — но, в основном, по отдельности.
"Времена негодяев" Эдуарда Геворкяна вышли в 1995 году в московском издательстве "Локид", открыв тем самым серию "Современная российская фантастика", включившую в себя значительное количество "классических" НФ-и-Ф романов из "портфеля" "Терры Фантастики", среди которых были книги Михаила Успенского, Андрея Лазарчука, Сергея Лукьяненко, Сергея Иванова. Составитель этой серии (директор издательства) Георгий Хубларов в 1996 году был удостоен премии "Странник", хотя ни для кого, в общем-то, не было секретом, что реальным составителем серии был сам Геворкян, а Хубларов в фантастике был человек совершенно случайный.
Первая книга Сергея Казменко, умершего в 1991 году в возрасте 37 лет, вышла в 1994 году в тогдашнем издательстве-однодневке Александра Сидоровича "Интерпресссервис" и называлась она "Знак Дракона". Вторая книга Казменко, "Contra ideologica", вышла в 1998 году в издательстве "Лицей". "Терра Фантастика" к обеим книгам, увы, не имела никакого отношения.
Любовь и Евгений Лукины совместно, равно как и Евгений Лукин сольно, в 90-е годы издавались очень много раз — в АСТ, в ЭКСМО и в куче других издательств. Некоторые их книги были подготовлены при участии "Терры Фантастики", но сама ТФ сольно ни одной книги Лукиных так и не выпустила. И сборника под названием "Черный понедельник" в библиографии Лукиных не числится. В их библиографии вообще нет произведения с таким названием. Загадки, тайны, расследования.
Ну вот, собственно, такая рекламная страница. И ничего тут не поделаешь.
А вот этот снимок был сделан как раз в тот период, когда я делал то ли 4-й (1993), то ли уже 5-й (1994) номер "Интеркома". Сразу видно, что тут мы уже съехали из Пулковской обсерватории, где ТФ базировалась в 1990-1992 годах, потому что это уже явно штаб-квартира "Терры Фантастики" на Вознесенском проспекте (бывший проспект Майорова) — у нас тогда как раз появилась пара-тройка специальных вертикальных мониторов (довольно дорогих, кстати), при помощи которых было очень удобно верстать страницы в программе "Вентура Паблишер" (и особенно, если это сложная журнальная вёрстка), — и один из таких мониторов я тогда на время прибрал себе — специально для работы над журналом. Книги-то я, в принципе, не верстал — это была не моя штатная специальность. Моя специальность была — литературный и ответственный редактор. И единственная книга, которую я смастерил целиком и полностью — и как редактор, и как верстальщик (технический редактор), и даже как художественный редактор, — это был небезызвестный сборник эссе Сергея Переслегина "Око тайфуна". Однако верстать я всё равно любил, хоть и был непрофессионалом, поэтому оттягивался на своем личном журнале. Кто понимает толк в вёрстке, тот подтвердит, что в "Интеркоме" вёрстка довольно непростая, со множеством "загогулин", и особенно если делать её в "Вентуре", а не в "Пейджмейкере" (который, кстати, я так и не освоил толком, хотя журнал "Если", куда я перешел накануне 1995 года, чтобы делать там "интеркомовскую" вкладку — "журнал в журнале", верстался именно в "Пейджмейкере". Но в "Если" я проработал недолго, всего год-полтора, да и верстать мне там особо не пришлось, — я просто привозил туда свой готовый макет вкладки, свёрстанный в "Вентуре" и отпечатанный на принтере, плюс файлы всех текстов и картинок на дискетах, а "есливский" техред, ориентируясь по моему бумажному макету, перевёрстывал его заново в "Пейджмейкере" и вставлял вкладку в готовый номер.
Кто сделал данный снимок, я уж и не помню, но, скорей всего, это был фотограф Александр Филиппов, который в то время постоянно сотрудничал с ТФ. Так что спасибо ему за этот маленький вклад в историю.