И опять Фейсбук напомнил мне про этот мой старый пост
(хотя вот прямо сейчас данная тема меня волнует гораздо меньше, чем это было когда-то):
В ЭТОТ ДЕНЬ
5 лет назад
Андрей Чертков
19 ноябрь 2017 г.
Это видят: Доступно всем
В одном месте наткнулся я на забавный разговор между старыми фэнами. Один говорит: "А вот в нашем городе (скажем, в Рекограде) было выращено 10 писателей-фантастов". А другой ему отвечает: "А в нашем городе (например, в Высотске-на-Реке) жило и работало 20 писателей-фантастов". А я послушал их, послушал, да и подумал вот что: мы живем в такое время, когда информация, в том числе и художественная письменная информация, увеличилась вдруг взрывным образом на порядок по сравнению с тем, что мы имели всего-то 30-50 лет назад. И при этом мы сами — те, кому сейчас от 40 до 60 лет, и тем более наши дети, у кого они есть, — читаем на самом деле гораздо меньше, чем те же самые мы читали 20-40 лет назад. Книг стало гораздо больше, но одновременно они стали и неинтереснее, и банальнее, чем раньше. И в этой ситуации хвалиться количественными показателями как-то бессмысленно. Ну, вот у вас в городе 10 фантастов, но есть ли среди них хоть один равный по уровню Булычеву или Гансовскому, или Войскунскому с Лукодьяновым, или Биленкину, или Альтову (а про АБС я уж и не говорю)? Могут ли они выдавать раз в 2-3-4 года роман (или сборник рассказов), который будет читать вся страна, а потом еще и перечитывать? Всё-таки лозунг "Лучше меньше, да лучше", как мне кажется, должен стать ключевым в наше время переизобилия и доступности всего, что только можно. Ну а дальше встаёт вопрос: а способны ли на этот процесс хоть как-то повлиять фэны — те самые, которые обсуждают количество фантастов в своем городе? Способны ли они найти наиболее талантливого и перспективного автора, выделить его из общего ряда, да и помочь ему с выбором такой темы и такой идеи для романа, чтобы он стал и бестселлером сегодня, и лонгселлером на долгие времена? Вот такой вот странный вопрос у меня возник, уж извините.
Андрей, ведь всяк кулик свое болото хвалит, вот и меряется кто-то в том числе и количеством выращенных писателей. Но на самом деле есть некая странность, почему некоторые КЛФ генерировали в основном писателей, а другие — исследователей фантастики. К примеру, Новосибирск и Красноярск больше известны писателями-фантастами, а Омск и Свердловск-Екатеринбург — фэнами. Есть тут некоторая странность, которая вполне может стать темой для обсуждения...
Ответить5 г.
Eugene Ellansky
Не согласен, что "Книг стало гораздо больше, но одновременно они стали гораздо неинтереснее и банальнее, чем раньше"
Я четко понимаю, что сейчас я читаю на два порядка меньше, чем 20 лет назад, просто потому, что моя жизнь очень сильно изменилась, и у меня просто не получается каждый день на пару часов зависнуть с книгой. При том у меня есть очень четкое ощущение, что интересных нечитаных книг (и старых, и, конечно же, новых) много больше, чем я мог бы прочитать, читая нон-стоп, как в юности.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
так я, собственно, именно об этом и сказал.
Ответить5 г.
Boris Gurevich
У меня вообще получается читать только 2 раза в неделю в самолетах. И бесит, что до многих хороших книжек я доберусь только на пенсии, если доживу.
Ответить5 г.
Владимир Нимлас
Если 10 писателей, то больше шансов, что хоть один будет хороший, чем если 5...)
Ответить5 г.
Сергей Жарковский
не факт, по-моему...
Ответить5 г.
Андрей Чертков
по-моему, нет такой корреляции. Дело случая — и еще внутреннего самообразования всех пытающихся покорить Олимп.
Ответить5 г.
Владимир Нимлас
Ну, как нам известно, если миллион обезьян посадить за пишущие машинки...)
Ответить5 г.
Jens Kleinfischer
Знаете, вот это вот "помочь выбрать тему", кажется мне, и привело к кризису идей и тем. Потому что все пишущие (не скажу -- писатели) стали ориентироваться на мнение. А мнение у нас одно, и оно -- большинства. И в это большинство входят и те, кто издаёт, и те, кто покупает, и те, кто массово читает в сети, и те, кто советует пишущим. Замкнутый круг. Единичные голоса и гамбургский счёт не в счёт. Никого не интересуют.
Потому что в новую информационную эпоху мнение эксперта и мнение Васи Пукина с тремя классами и подворотней уравновесились. Оно и раньше пыталось, да пиетет перед образованием и культурой еще существовал, шариковых ставили на место, чему даже государство способствовало -- все-таки в СССР идея просвещения нации еще была. А в последние 20-25 лет, когда у власти троечники и дблблд, по меткому выражению одного такого же, просвещение стало вредным, культуру унижают и уничтожают (знаю со 100%-ной уверенностью), и эти пукины и шариковы просто задавили экспертов. Так что ясно, чьё мнение стало преобладать. Всех 86%.
Они заказывают музыку, и пишушие радостно отвечают на их запросы. Открылась -- вдруг (хотя о школе магии писали и за 20 лет до) -- поттерятина -- и понеслось; вылезли в сумерках вампиры -- и побежали толпами за Мэри-Сью, пустили Метро -- и кинулись бродить, разрешили тащить хабар -- и все ломанулись за добычей. Я даже вижу точки, с которых начинались эти "Бурные потоки". И это далеко не лучшие образцы жанра, тем и идей.
Я видел и слышал это "посоветовать писателю тему и идею" в исполнении старейшин фэндома, но это всегда звучало дико!
«— Вот вам тема, — сказал ему Чарский: — поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением».
А перепощу-ка я эту простыню к себе...
Ответить5 г.
Сергей Малицкий
нельзя меньше да лучше. Мнится, что хорошие книги появляются (не сразу, не всегда, не всегда заметно) из того субстрата, который принята называть макулатурой. Так же, как певцы появляются там, где поют. Плохо, но многие.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Сергей, я же не призываю запретить макулатуру, я всего лишь призываю авторов скорректировать установку, с которой они садятся за очередное свое творение... хотя, впрочем, понимаю, что это бессмысленно...
Ответить5 г.
Сергей Малицкий
Это понятно. Время поможет. Другое дело, что гениальное — "требуйте долива после отстоя пены" — здесь не работает. В прошлом не дольёшь
Ответить5 г.
Семён Цевелев
Для того, чтобы повлиять на процесс, фэны должны вытащить голову из-под излучателей и вывести шерсть на ушах. Другого пути я не вижу.
Ответить5 г.
Boris Gurevich
Старджон, слышь, старик, а давай ты скажешь, что ты свой закон спьяну придумал, и всё это не правда.
Ответить5 г.
Семён Цевелев
Гадом буду, пьяный был!
Ответить5 г.
Александр Митюшкин
Семён Цевелев -- Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке, но от этого правда ложью не становится.
Ответить5 г.
Марина Бернацкая
Это ты много букв написал на старую тему:
"Сейчас в Орловской области 60 писателей, а до революции было всего трое — Тургенев, Лесков и Бунин" (с)
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Всем спасибо за комменты. Меня эта тема на самом деле очень сильно волнует, поэтому буду думать ее дальше...
Ответить5 г.
Марина Бернацкая
Борис Руденко -- Борь, какая-нибудь там гламурная тёлка, за которую литрабы написали мемуар о походах в магазин — тоже у нас "писатель". Это понятие настолько девальвировано, что уже вроде бы и неловко становится это слово произносить.
Ответить5 г.
... Тут, видимо, пропало несколько реплик Бориса Руденко, потому что он по какой-то технической причине выпал из моего списка фейсбучных френдов ...
Андрей Чертков
Борис Руденко -- Уважаемый Борис, меня совершенно не волнует, сколько пишущих единиц напринимали в свои ряды многочисленные союзы писателей. Меня волнует то, что из тысячи фантастических романов в год крайне редко обнаруживается такой, который можно было бы сравнить — причем даже не с самыми лучшими — работами ведущих советских фантастов, не говоря уж про западных, которых такого уровня было еще больше. В советское время на 20 книг в год обнаруживались обычно одна-две приличные, а сейчас соотношение значительно хуже, учитывая объемы издаваемого. Вот что меня волнует. А про "Заххок" я знаю, и он уже стоит у меня в близкой очереди на прочтение, но это же не НФ.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Мне вообще кажется, что авторы-фантасты ан масс просто перестали ставить перед собой установку, садясь за письменный станок с клавишами — а вот сейчас я обязательно должен написать нетленку, потому что жизнь коротка — и будет мучительно больно...
Ответить5 г.
Вячеслав Настецький
"А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь"...
когда-то пишущего новичка называли "литератор", а "писателя" уже надо было заслужить...
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Вячеслав Настецкий — да, была такая градация... я, например, так и остался в звании литератора, хотя и это для меня слишком много... а когда БН однажды в своем офлайн-интервью обозвал меня писателем, это было и незаслуженно, и очень неудобно...
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Измайлова как уважаемого писателя с "корочками" менты отпускали без последствий еще в 2005 году (ну и меня с ним заодно, хоть я был и без "корочек"), а вот как сейчас — уже не знаю...
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Так ожидаю. В принципе, 20 лет назад я именно этим и занимался — поиском, изданием и продвижением новых Пушкиных, но максимальное наше (ТФ) достижение в те годы — это Лукьяненко, чем я уже никак не могу быть доволен... А вот сейчас я вглядываюсь, вглядываюсь — и всё никак...(((
Ответить5 г.
Александр Хакимов
— А если без шуточек? — терпеливо сказал Гейгер. — В Городе миллион человек. Больше тысячи числятся литераторами. И все бездари. То есть, сам я, конечно, не читаю…
— Бездари, бездари, — кивнул Изя. — Правильно тебя информировали. Ни Толстых, ни Достоевских не видно. Ни Львов, ни даже Алексеев…
— А в самом деле, почему? — спросил Андрей.
— Писателей выдающихся — нет, — продолжал Гейгер. — Художников — нет. Композиторов — нет. Этих… скульпторов тоже нет.
— Архитекторов нет, — подхватил Андрей. — Киношников нет…
— Ничего такого нет, — сказал Гейгер. — Миллион человек! Меня это сначала просто удивило, а потом, честно говоря, встревожило.(с)
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Товарищ Хакимов сходу подобрал нужную цитату. И на сей раз — удачно...)))
Ответить5 г.
Алексей Молокин
И наше количество в качество враз, само перейдёт по закону!
Ответить5 г.
Андрей Чертков
а по какому такому закону?
Ответить5 г.
Алексей Молокин
Андрей Чертков -- Время диктует, и мы признаём все беззаконья законом. (Из той же песенки середины 70-х)
Ответить5 г.
Андрей Чертков
ааа, так это песенка, оказывается...
Ответить5 г.
Алексей Молокин
Андрей Чертков -- Ага. Много тогда их я насочинял с приятелями. За что и был замечен патриотическим органами.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
ооо, они очень любили замечать высовывающихся из общих смирных рядов — как молоток замечает недозабитые гвози...
Ответить5 г.
Алексей Молокин
Андрей Чертков ... "И так подумав, этот гвоздь, родной каблук проткнул насквозь, уперся в пятку головой, и гражданин воскликнул — Ой!" (Баллада о Гвозде. 1978г. Молокин.)
Ответить5 г.
Андрей Чертков
прямо в тему... и в темечко...)))
Ответить5 г.
И я даже не знаю, стоит ли всё это комментировать теперь заново?..)))
Если открыть шкатулку Пандоры, то потом закрыть ее будет уже довольно непросто. Разве что только уничтожить совсем. Примерно вот так же дела обстоят и с Ютубом, ставшим за последние 20 лет крайне удобной площадкой для самых разнообразных видеоблогеров, быстро научившихся внятно говорить в микрофон, качественно снимать камерой в телефоне и делать на компьютере видеомонтаж, иногда настолько даже виртуозный, что он уже ничем не отличается от профессионального видеомонтажа в телевизоре, а порой — и еще лучше! Причем многие такие блогеры специализируются на кино (что неудивительно), а некоторые — даже и на фантастике. Я уже публиковал на Фантлабе списки роликов, позаимствованных мною в домашнюю коллекцию у таких плодовитых и интересных видеоблогеров, как RocketMan и GreenGrass. И вот на днях я набрёл на Ютубе на еще один любительский канал, управляемый неким Бэнгом и очень близкий нам по профилю. Называется этот канал "Классика кино" * и действительно рассказывает о старых фильмах разных популярных жанров преимущественно 20-х-30-х и 40-х-60-х годов. Тут тебе и детективы, и нуары, и триллеры, и военные фильмы, и мелодрамы, но вот что касается кинофантастики, то здесь уклон сделан явно в ту сторону, которая определена в заголовке настоящего поста. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть три ролика из этого канала, которые я разместил ниже в своей авторской колонке. Ну, с первым фильмом тут вообще всё понятно — это лента, которая официально признана "самым худшим фильмом за всю историю кино". Ну а что касается двух следующих подборок, то там среди откровенного трэша то и дело попадаются и весьма значительные, можно даже сказать — легендарные ленты типа "Запретной планеты" или "Вторжения похитителей тел". Кстати, обратите внимание — ниже каждого ролика в списке тайм-кодов имеются названия фильмов, использованных в монтаже, причем ссылка с русского названия ведёт на страницу фильма на "Кинопоиске", а ссылка с английского названия — на аналогичную страницу на IMDb. Пришлось немножко повозиться. Ну так что, поехали?..)))
* Примечание: Примерно через неделю после публикации этого материала данный канал совершенно неожиданно сменил свое название на еще более неудачное, на мой взгляд, — "На кураже". Но при этом все ссылки и ролики на Ютубе по-прежнему работают.
Из недавних моих разговоров в Фейсбуке — пост и избранные комментарии.
Андрей Чертков
13 ноября 2022 года.
Это видят: Доступно всем
Если бы мне нужно было написать современный фантастический рассказ о "светлом будущем" (ну вот как для того сборника, который решили сделать в Петербурге), то после пары дней раздумий я сделал бы так — я взял бы "Мир Полудня" АБС (но не ранний, времен "Стажеров" и "Возвращения", а поздний, времен "Парня из преисподней", "Жука в муравейнике" и "Волны гасят ветер"), ну и скрестил бы его с киберпанковскими образами и мотивами в манере Гибсона и Стерлинга. Это несложно, благо я сейчас как раз слушаю в аудио пропущенный ранее роман Гибсона "Периферийные устройства", а параллельно смотрю его же сериальную экранизацию под тем же самым названием (пока только 4 серии вышло). Вот периферали Гибсона, куда можно подселять ИскИн или чужой разум, с Миром Полудня довольно-таки легко скрещиваются, нужно только тему олигархов и мафиозной преступности слегка приглушить, потому что при коммунизме частные олигархи невозможны — только государственные. Кстати, и у самих Стругацких киберпанковские мотивы еще в 1965 году впервые прозвучали — в "Далёкой Радуге": помните рассказанную там историю Чёртовой Дюжины и супермена-киборга Камилла? И это даже не говоря про рассказы "Свечи перед пультом", "Загадка задней ноги" и про моменты о поисках нужной информации в БВИ в "Жуке", немножко напоминающие поиски в гугле. Вот отсюда вполне можно выудить и идею, и сюжет для рассказа о, так сказать, "светлом будущем".
Ох, не лэзэ мне совсем твой разлюбезный Гибсон! Слишком до хрена там про неведомые мне компьютерные прибамбасы!)) То ли дело Стругацкие! Тем более, что все оттенки светлого будущего они уже расписали во всей красе, на фига с чем-то смешивать? Это как мешать водку с портвейном…)))
Ответить3 д.
Андрей Чертков
Андрей Стругацкий -- когда мешаешь водку с портвейном, получается "ёрш" — очень забористый напиток, кстати, хотя и башка после него сильно болит. Так что и фантастику АБС с киберпанком тоже вполне можно смешать, и получится тогда весьма забористое... чтиво...)))
Ответить3 д.
Андрей Стругацкий
Андрей Чертков -- Ну тока если для забористости…))
Ответить3 д.
Александр Зайковский
Ну.., личное))
Читать Гибсона в подлиннике лениво, все же со школы я изрядно позабыл инглиш, типа, читать могу, но уже без оценки стиля)
А читая на русском, мы читаем переводчиков, а там такое бывает))
Все же, в основном, читаю русскоязычных авторов (при пичальках)
Но серия Пратчетта, конечно, подвиг редактуры)
Но прелесть АБС, всё-таки в подтексте, то, что ощущается на уровне генов)
Нонешние это не понимают, это не грустно, это печаль динозавров)
Ответить3 д.
Михаил Якобсон
Андрей Чертков -- И голова потом болеть будет...
Ответить2 д.
Всеволод Грач
Михаил Якобсон -- Водка с портвейном, это уже не ёрш! От этого ещё Воланд предостерегал приснопамятного Степу Лиходеева!))
Осенний марафон, опять же!
— Говорил я ему... А он "коктейль, коктейль... Хиппи лохматый!)))
Ответить2 д.
Андрей Чертков
Всеволод Грач -- ну да, ёрш — это водка с пивом... но и водку с бормотухой (по-украински — гомулой) пить тоже доводилось, особенно по молодости...
Ответить2 д.
Всеволод Грач
Андрей Чертков -- Даа уж, всякое бывало!)))
Ответить2 д.
Павел Воронцов
Нуууу, скажем, "Небо сингулярности" Стросса вполне себе имеет элементы современного светлого будущего... Цивилизация Фестиваля там просто прекрасна 🙂
Ответить3 д.
Kerstin Stoss
Павел Воронцов -- так, пошла читать. Как раз сегодня пыталась вспомнить, где у западных авторов есть аналогичное, и никак ничего не приходило на ум. Все-таки очень они критичны и обязательно включали в свои миры разные современные косяки социальной организации. А это не читала, надо восполнить, раз так.
Ответить2 д.
Павел Воронцов
Kerstin Stoss -- ну, там, в общем, мир не без недостатков, конечно... Если вы хотите у буржуев коммунистическую утопию — то это, конечно, цикл "Культура" Йена Бенкса. Проблема в том, что она немножко технически устарела, как мне кажется. Ну, то есть, на фоне "Акселерандо" того же Стросса, "Квантового вора" и "Ложной слепоты" Питера Уоттса — ну, то есть "новых странных" — вообще тяжело держаться на уровне.
Вот ещё "Пламя над бездной" Вернора Винджа, наверное, можно вам посоветовать... Там цивилизации Верхнего Перехода были прямо очень классные.
Ответить2 д.
Павел Воронцов
Kerstin Stoss -- "Посольский город" Чайны Мьевиля тоже вполне себе ничего такое... Не то, чтобы тамошнее общество было без косяков — но это космическая фантастика про по факту — научный посёлок, решающий проблему контакта — в общем это где-то близко.
Ответить2 д.
Kerstin Stoss
Павел Воронцов -- "Пламя над бездной" читала. Это совсем уже не в ту степь. Там нет никакого особого социального прогнозирования, по-моему. Как будто само общество особо и не изменилось с современности, только чисто физические примочки открылись — все эти разницы скоростей и т. д. А вот инопланетяне у Винджа интересные.
Ответить7 ч.
Павел Воронцов
Kerstin Stoss -- тут такое дело — само общество верхнего перехода — точнее, конгломерат обществ — даны у Винджа предельно размыто — ясно только, что это очень богатые сообщества с развитой социальной инфраструктурой, с заботой о ближнем, с очень высокой степенью толерантности к Чужому и что они стоят на несколько более высоком уровне социального развития, чем мы. При желании в них в принципе можно увидеть как пролонгированное настоящее, так и Великое кольцо. Но — да,возможно он их сделал слишком человеческими...
Зато концепция сфер разума мне чем то напоминает мироустройство "Розы мира" Даниила Андреева...
Ответить7 ч.
Kerstin Stoss
При коммунизме никакие олигархи невозможны, потому что деньги уже не существуют. А государственные тем более, потому что локальные государства давно отомрут, а мировое правительство будет иметь лишь часть государственных функций, остальное заменится горизонтальными связями. (Чего АБС как авторы насквозь советские прописать не могли. Ведь в СССР была государственно-монополистическая диктатура.)
Ответить2 д.
Андрей Чертков
Kerstin Stoss -- А вот был ли олигархом Леонид Горбовский? Или Геннадий Комов? Или уж — тем более! — Рудольф Сикорски?..)))
Ответить2 д.
Михаил Якобсон
Kerstin Stoss -- Вот как раз горизонтальные связи у АБС и прописаны.
Ответить2 д.
Kerstin Stoss
Михаил Якобсон -- да, но неубедительно. Они как бы есть, и на этом основании публика как бы капризничает, много о себе понимает. Но у нее за спиной настоящие начальники решают на основе "засекреченной" информации.
Ответить8 ч.
Kerstin Stoss
Андрей Чертков -- да, по отношению к ним всем это абсурдное определение. Сразу понятно, что в этом мире нет частной собственности и никто не чувствует себя хозяином чего бы то ни было (каковы бы ни были экономические основы этого общества).
Но вот "службистами" некоторые из них кажутся, и не только Сикорски.
Ответить8 ч.
Михаил Якобсон
Kerstin Stoss -- "Настоящих начальников" очень много — Вы не заметили?
Ответить6 ч.
Kerstin Stoss
Михаил Якобсон -- у АБС? Много, да. Потому что им уделяется большое внимание. Что и показывает, кто в этом мире важные фигуры. Это как в фэнтези сплошные короли и принцы — а куда деваться, именно они ключевые персонажи, принимающие решения.
Ответить4 ч.
Михаил Якобсон
Kerstin Stoss -- Когда в начальниках много людей, причём все они компетентны в своём деле — это и есть горизонтальные связи.
Да, не между дворниками — между специалистами.
Ответить2 ч.
Kerstin Stoss
Михаил Якобсон -- нетЪ. Это совок. Начальников много, они между собой вась-вась, и компетентность оценивают тоже перекрёстно, в своем кругу. А результаты деятельности плачевны, но начальники просто не знают, а как по-другому. А над начальниками есть еще секретные службы, которые примут "самое важное решение", не считаясь со всеми ними.
Ответить1 ч.
Михаил Якобсон
Kerstin Stoss -- Если Вы читали и помните "Жука" и ВГВ, то там секретные службы ни шагу не делают без решения Всемирного Совета.
И результаты деятельности никак не назовёшь плачевными.
Ответить54 мин.
Kerstin Stoss
Михаил Якобсон -- там этот Всемирный Совет — какая-то дохлая отмазка, вроде ООН. Всё равно решает Сикорски единолично.
И да, результаты плачевные. Прямо везде. По факту всё, что сколько-нибудь подробно показано, делается через задницу, а остальное вокруг непонятно за счет чего достигнуто. Ну, как это всегда в утопии: кругом красиво, но неясно, как так вышло.
Ответить37 мин.
Михаил Якобсон
Kerstin Stoss -- Сикорский НИЧЕГО не делает без одобрения Всемирного совета.
За исключением истории с преследованием и убийством Абалкина — но нетипичность этой истории настолько вопиюща, что "синдром Сикорски" фиксируется в истории как страшное преступление.
"всё, что сколько-нибудь подробно показано, делается через задницу" — а нельзя ли конкретнее, что Вы имеет в виду?
Неужто трагедию с алапайчиками?
Ответить4 ч.
Kerstin Stoss
Михаил Якобсон -- вообще всё. Вот что они ни делают... "не идут дела". Как будто за всё берутся дилетанты.
А история с убийством Абалкина не может быть исключением. Может, другие истории просто не всплыли, а эта всплыла, потому что "вопиющая". Но там сразу видно, что Сикорски решение берет на себя и совершенно уверен, что оно будет зависеть только от него. Невозможно внезапно взять и полностью изменить образ действий и мыслей: если он в этой истории всё берет на себя и чхать хотел на других, то он всегда так делал. Совет! Английская королева тоже "одобряла"...
Ответить3 ч.
Михаил Якобсон
Kerstin Stoss -- "Вообще всё" — это, конечно, сильно сказано.
Но хотелось бы примеров.
Что же до синдрома Сикорски и Вашей версии о её типичности — тут ключевое слово "может".
Т.е. Вам бы хотелось, чтобы так было — ибо иная версия противоречит Вашему мировоззрению, а менять мировоззрение только из-за каких-то писателишек Вы не намерены.
Понимаю. Но для меня авторитет АБС выше Вашего, уж извините.
Ответить2 д.
Kerstin Stoss
Михаил Якобсон -- причем тут "версия"? Читайте АБС, там всё это видно.
Ответить8 ч.
Михаил Якобсон
Kerstin Stoss -- Я не знаю, что там видно Вам.
Потому и прошу привести примеры, как "что они ни делают... "не идут дела"". Ну и основания для утверждения о типичности истории Сикорского хотелось бы.
Ответить2 ч.
Александр Хакимов
Есть неплохой старый чешский сатирический фантастический фильм о светлом будущем — "Человек первого века". Поведение мещанина из нашего времени в обществе, где нет денег...
Ответить2 д.
Андрей Чертков
Александр Хакимов -- вот я, думаю, в мир без денег вполне вписался бы — мои запросы довольно невелики... и всегда были невелики... по-настоящему важные вещи в любом мире стоят недорого — потому что они нужны всем, и в любом обществе они производятся в первую очередь и с избытком. Это вот дворцы, лимузины и океанские яхты нужно совсем немногим — людям с ненасытным, избалованным эго (разумеется, за чужой счёт)...
Ответить2 д.
Kerstin Stoss
Андрей Чертков -- в мире без денег не должны быть "запросы невелики". Наоборот, все, по идее, будут считать само собой разумеющимся, что в любой момент любое материальное желание удовлетворяется. Никто себя ни в чем не стесняет.
Но именно по этой причине в таком мире невозможно мериться обладанием ценностями, и они не приносят никаких преимуществ — а значит, никто не хапает ни про запас, ни ради вклада на будущее, ни ради престижа. Потому не гребут под себя, а запрашивают только то, что могут непосредственно использовать.
Ответить18 ч.
Андрей Чертков
Kerstin Stoss -- у Стругацких в романе это всё очень хорошо описано — например, в главе "Скатерть-самобранка". Но вот насколько это реально? И даже в мире, где есть полевой синтезатор "Мидас"...
Ответить1 мин.
Boris Gurevich
Не надо смешивать. Ни водку с портвейном, ни Полдень с сайберпанком.
АБС начинали писать свой Полдень 60+ лет назад. Это почти 3 поколения.
Лучше сделай попаданский эксперимент наоборот. Выдерни какого-нибудь МНСа из 62-го и воткни его в сегодня. И посмотри, как он мгновенно а*уеет и засеки, как скоро он попросится назад. Потому что future shock. Лем знал, что писал.
Есть хорошее выражение: drinking from a firehouse = пить из пожарного шланга.
Это oчень неудобно, поверь мне, старому эмигранту.
Ответить2 д.
Андрей Чертков
Boris Gurevich -- да, нашего сегодня я тоже никогда представить себе не мог... как раз сегодня об этом думал...
Ответить2 д.
Людмила Казарян
Андрей Чертков -- читаю текст фантаста начала XXI века: "Существует мир, где Россия и Украина воюют за Крым, и другие столь же невероятные миры"))
Ответить2 д.
Андрей Чертков
Людмила Казарян -- какой век, такие и фантасты...
Ответить2 д.
Kerstin Stoss
Boris Gurevich -- МНС из 62-го? Это тот, который помнит с детства сталинщину? Да, он ох*еет от возможностей и сдрыснет немедленно в какую-нибудь страну, где вот этим не воняет. Тем более, он узнает, что 60-е не расцветут всё краше и краше, а закончатся тем дерьмом, из которого он уже надеялся выпрыгнуть.
Ответить16 ч.
Boris Gurevich
Kerstin Stoss -- МНС из 62 сталинщину помнить не мог. Когда Сталин кинул кони, ему было примерно 15, а может и меньше.
Наверно, тут есть порог. Прыжок через 2 поколения ментально преодолим, через 3 — с трудом, а через 4 — уже все.
Ответить13 ч.
Kerstin Stoss
Boris Gurevich -- вот именно — ему было аж целых 15, он прекрасно всё это знал. Я с двух лет помню эту тематику: кто великий, кто авторитет, о чем можно говорить, а о чем нельзя... Детсад — сплошная накачка "правайну". Школа — я вообще молчу, там сплошь. Разговоры в семье. Умолчания, страхи. Денегнет, жратьнечего, дотянутьдополучки, гденашикарточки, молчимолчи.
Ответить2 ч.
Boris Gurevich
Kerstin Stoss -- это аберрации сознания. Это мы сейчас так вспоминаем/понимаем/рефлексируем.
Я до 12-14 вообще не задумывался ни о чем. Просто не хватало бэкграунда. О том, чтобы сравнить ГУЛАГ со сталагом, и речи нет. И не могло быть.
Да чего далеко ходить. Русскоязычные пенсионеры в эмиграции не в состоянии выучить простейшие фразы, освоить лаптоп, смартфон за $700 используют, только чтобы звонить голосом, и проч. и проч.
И при этом они на 90% голосуют за Трампа или за AfD.
Вот этот поколенческий gap. Или chasm.
Oни попали в будущее, но оно им нахер не надо.
Ответить1 ч.
Kerstin Stoss
Boris Gurevich -- вы сравниваете людей в положении "у меня нет будущего, нет сил, нет здоровья, нет памяти и соображения, нет возможности всё переиграть по-другому, есть только воспоминания, и я из них выбираю лучшие, потому что нафига помнить о плохом" и молодого человека в начале пути, который вот только что был в гуще всего дерьма и ломал голову, что со всем этим делать, искал ответы на насущные вопросы (в том числе "как выжить на эти деньги" и "в каком углу пристроиться с девушкой"). И хлоп — он увидел невероятные достижения и перспективы, до которых в его времени еще как до луны раком, он узнал, что в его стране ничего хорошего так и не будет, он сообразил, что сейчас может поехать куда угодно, ему еще возраст позволяет много учиться, и он смекает, что в принципе не особо отстал: щаз метнуться на курсы айти и английского — и он на коне, не хуже других, и живи где и как хочешь с приличной по мировым стандартам зарплатой.
А пенсионер — он 1) как сказано, забыл подробности, причем избирательно забыл плохое, 2) он не имеет ресурса, 3) у него впереди нет времени, чтобы что-то изменить, поэтому он занят оправданием того, что было раньше.
И нет, это не аберрации сознания. Я до университета не знала, что с нашей страной не так, но информацию-то я копила. И когда пришло понимание, вся эта информация (с двухлетнего возраста накопленная) актуализировалась и была по-новому оценена.
МНС в 62 году — как раз свеженький, переоценивший происходящее молодой человек, со свежеобновившимся миропониманием. Он, конечно, не знает того, что мы узнали после "перестройки", но уже встряхнут, ошарашен и полон стремления выяснить. И, кстати, еще как раз надеется, что вот-вот выяснит.
Ответить1 ч.
Андрей Чертков
Kerstin Stoss -- МНС в 1962 году — это как раз Борис Стругацкий, ему тогда было 29 лет, он был МНСом в Пулковской обсерватории, но, в отличие от других юных астрономов, он уже был автором 5 популярнейших НФ книг — разумеется, вместе с братом, которому было 37 лет, и он по своему профилю тоже был кем-то вроде МНСа, но по специальности японовед. Вот они и продолжили копать в этом направлении, а мы сейчас обсуждаем их творчество, и это обсуждение затянется еще на десятки лет, наверное.
Ответить1 мин.
Kerstin Stoss
Андрей Чертков -- во-от! Представьте себе — молодой БНС сейчас бы сюда попал. Да ни за что бы он не засобирался обратно. Тут можно, конечно, ввести в рассуждение дополнительные факторы — а как же брат, а как же совместное творчество, а вот он узнал, что они столько хороших книг написали, а что с этим делать — но это уже именно вмешательство прочих обстоятельств. А у кого-то другого, может, большая любовь, и он хочет к ней обратно, например. А вот взять такого человека самого по себе, без "отягчающих факторов". Да ни в жизнь он не вернется в условия, когда впереди ничего особо светлого и интересного, зато можно спокойно играть в поддавки и пожинать плоды.
Ответить1 ч.
Boris Gurevich
Kerstin Stoss -- не, всё хуже.
Во-первых, есть противоположные примеры, которые подтверждают, что в 50-60-70 вполне возможно выучить на приемлемом уровне язык, научиться водить машину, и даже записаться в универ на класс по любимому предмету, который всегда хотел изучать, но не мог.
Я приехал сюда в 33, сейчас мне 62. Я пашу по 10 часов, и по 14 с перелетами по всей стране, когда надо.
Пенсионеры, о которых я говорю, приехали сюда в 60, включили русское ТВ, легли на печку — и всё.
На хера мне учить язык, у меня есть дети, переведут.
На хера мне машина — у меня есть дети, отвезут.
На хера мне учить, как работает мышь — у меня есть замечательные дети, позвоню, приедут за 20 миль, нажмут кнопку. А если не приедут, я устрою скандал, и тогда точно приедут.
И так далее. На каждом шагу.
Дело не в сталинщине и двойном сознании.
Эти люди ДОБРОВОЛЬНО отказываются от будущего, потому что будущее требует усилий, а им лень. Они приехали в будущее — ОТДЫХАТЬ.
Можно спорить, что страх Сталина сделал их такими. Типа отбил инициативу, любопытство, критическое мышление и проч.
Возможно.
Но это не страх будущего. Им просто на него насрать.
Ответить1 ч.
Kerstin Stoss
Boris Gurevich -- примеры фтопку сразу. Это "ошибка выжившего". Есть люди, у которых есть ресурс на что-либо. У которых хорошо идет язык. Или которые по своему складу и с плохим языком шустро общаются и всех располагают к себе. У которых есть водительские права или другие полезные компетенции и они сообразили, где их применить. У которых по стечению обстоятельств случилось найти, где нужны конкретно их знания, опыт или способности. Которым удачно подвернулся случай, добрый работодатель, который их терпел на первых порах, хороший знакомый или случайный попутчик, давший удачный совет... и т. д. Это некоторый процент иммигрантов: удачных стечений и полезных талантов не так много случается. С остальными ничего счастливого не произошло.
А ваш личный пример вообще нерелевантен. 33 года! Так это же молодость! В 33 года можно горы свернуть, впереди куча времени на осуществление любых планов, а окружающие относятся к тебе как к "молодому и перспективному". Куча возможностей для адаптации.
И вы себя сравниваете с людьми, которые приехали в шестьдесят! Естественно, что у них ноль полезного опыта, и естественно, что они уже ничего не начинают в массе своей — а смысл? Времени-то нет ни хрена. Несколько лет учиться, несколько лет мучиться, набирая опыт — и в гроб?
Ответить1 ч.
Boris Gurevich
Kerstin Stoss -- мои примеры — не интерпретации, а цитаты.
Случай имеет место быть, но случаи подворачиваются, только когда их так или иначе ищут. Если не ходить в лес, грибов не найдешь.
Дальше — это очень распространенное мнение, что в 60-70 можно и нужно отвалиться и заснуть, потому что всё равно скоро в гроб.
И же считаю, что это ужасная ошибка.
Никто не ждёт от пенсионера, что он начнет с нуля и сделает очередной Гугл. Никто не требует от него писать романы на английском/французском/немецком/иврите.
Но он мог бы за 20 ЛЕТ (20 FUCKING YEARS) жизни в стране научиться понимать, что доктор просит его снять штаны, чтобы сделать укол в его собственную жопу.
Но нет, за 20 лет даже такой уровень они ниасилили.
Речь о совсем другом, Керстин.
О том, что пенсионер хочет для себя. Что интересно. Хобби. Путешествия. Собирать марки. Продавать щенков.
Что угодно, но не 24/7 русского телевизора и нытья про тупых аборигенов, которые не понимают меня, заслуженного ветерана наполеоновской войны.
И вот оказывается, что в 70 лет этим людям неинтересно ничего, кроме воспоминаний актеров Мосфильма — кто с кем спал на съёмках. Единственная причина, по которой им не интересно — они отвыкли, или никогда не умели что-то делать для себя. Они умели только выживать. Стоять в очереди за колбасой. За квартирой.
А тут, в будущем, не надо стоять в очереди. И золотая медаль героя доставания колбасы из-под прилавка ничего не стоит.
И всё. Они сдуваются. И вовсе не потому, что "нет будущего и скоро в гроб". А потому что они родились в гробу, выросли в гробу и не знают ничего, кроме гроба.
Исключения — есть. По пальцам пересчитать.
Моей матери 86. Я вижу ее знакомых. Это печальное зрелище.
Поэтому пример БНСа как попаданца в будущее — не катит. Он будет тем самым исключением. Собственно, он и в своем настоящем был исключением.
Ответить14 ч.
Kerstin Stoss
Boris Gurevich -- да-да-да, пенсионер именно хочет "то, что интересно". Потому что он уже напахался. Но у него нет денег, общения, языка, чтобы свободно реализовывать то, что вы ему так легко предлагаете. Он может попытаться объединиться с такими же, как он, если они есть под боком. Но они не всегда есть, а если и да, так их мало. У них может оказаться несовпадение — интересов, характеров, темперамента, чего угодно. Они просто могут друг другу оказаться неприятны — а других поблизости нет. С местными без языка не подружишься.
И нет — у всех у них много чего было в прошлом. Но это всё отменилось. А новое набрать уже нет возможности. Это естественное свойство человеческой психики — при таких условиях начать искать в прошлом какие-то ценности, на которые можно опереться.
Ответить2 ч.
Boris Gurevich
Kerstin Stoss -- у пенсионеров, как оказалось, денег больше, чем у меня. Они приехали с пенсией, с тыщами от проданных в Раше квартир, уселись тут на пособие, и не тратят ничего. Копят. На черный день. Который всё не наступит.
При этом продолжают активно сопротивляться попыткам заставить их выучить простейшие фразы в типовых ситуациях.
Я видел не старых ещё людей, которые 10 лет сами не ходили в магазин за жратвой. Они требовали от детей ходить с ними и переводить. Через какое-то время детям это надоело, и тогда начались истерики, что мама с папой сдохнут с голоду, и их смерть будет на совести неблагодарных отпрысков.
Другие — и я их знаю тут 22 года — до сих пор требуют переводить меню в ресторане. А то меню — текст с картинками.
Таким примерам несть числа. Это натуральный зоопарк.
Так что дело не в отсутствии денег, друзей и проч. Дело в интеллектуальной лени, которая породила интеллектуальную беспомощность. Хотя тут трудно сказать — что есть курица, а что яйцо.
Мне кажется, с этим жизненным фактом нужно смириться — оказывается, на свете есть до хера народу, которым это самое будущее нахер не надо. Им хорошо в прошлом. И мало того, они ещё затянут обратно в прошлое других, до кого дотянутся.
Ответить39 мин.
Сергей Гусев
В 1990 вышла книга некоего Сократа Платонова (коллективный псевдоним) "После коммунизма". Вот там наступлению киберпанкПолудня даётся "научный" обоснуй. Но — никто из фантастов не вдохновился. В неудачное время вышла. 1990 год, там другие события отвлекали, почти не замеченной прошла.
Ответить2 д.
Андрей Чертков
Сергей Гусев -- не тот Сократ, не тот Платон, да и не та Атлантида, в общем-то...
Ответить2 д.
Sergey Sobolev
Сергей Гусев -- Книга, изданная в "Молодой Гвардии" в 1989 году (в 1990-м — это уже второе издание) , по месту и году издательства не может быть нормальной.
Ответить2 д.
Сергей Гусев
Sergey Sobolev -- Они перестроились. ПТУ МТА создали... книжки выпускали, фантастику... или, нет ГТО МВФ называлось, тьфу, давно было, не помню уже, как.
Ответить2 д.
Андрей Чертков
Сергей Гусев -- ваще-то, в политике все эти молодогвардейские ребята еще с 70-х годов, то есть еще при социализме, втихую продвигали русский исконно-посконный феодальный национализм, из которого и вылупились впоследствии местные идеологи фашизма типа Дугина. И фантасты тут не были исключением. Просто они русскую родословную предпочитали вести аж от Атлантиды и этрусков — потому что так и красивше, и солиднее.
Пересечения жанров иногда бывают очень любопытные. Вот у меня старшие внуки интересуются Майнкрафтом. А младшая внучка — Свинкой Пеппой. И тут... Неожиданно обнаруживается что есть мультики про Свинку Пеппу в мире Майнкрафта. Старшие пришли в восторг.
Я понимаю, упоминание Стругацких и Гибсона в таком контексте выглядит кощунством и меня могут забанить за богохульство. Но это, по-моему, очень хорошая иллюстрация. Выстрелить могут самые неожиданные "гибриды".
Ответить9 ч.
Андрей Чертков
Leonid Reznick -- ну, кроссоверы — это технология не столько творческая, сколько чисто коммерческая — в погоне не за читателем, а скорее за покупателем. Ибо задачи тут ставятся не художественные, а чисто тиражные. Но и на этом направлении действительно бывают иногда успехи — но всё равно всё зависит от таланта автора, а не от его изворотливости...)))
И опять Фейсбук напомнил, подняв наверх в архивной ленте старый пост петербургского политика и журналиста Бориса Вишневского.
Воспроизвожу здесь копипастом и этот пост, и тогдашние комментарии к нему — просто в память о Юре:
Борис Вишневский
7 ноябрь 2020 г.
Друзья, новое горе. От ковида умер Юра Флейшман, лучший знаток творчества Стругацких и координатор группы "Людены". Светлая память нашему Юре...
— с Николаем Романецким и ещё 6
574 л. — 64 к. — 8 р.
Комментарии
Лариса Санжиева
RIP
Ответить2 г.
Роман Арбитман
Ох, беда... Светлая память.
Ответить2 г.
Андрей Чернов
Царствия Небесного Юрию
Ответить2 г.
Veronika Artemeva
Кошмар. Лавина тяжелых утрат... светлая память
Ответить2 г.
Юрий Кузнецов
Светлая память!
Ответить2 г.
Ирина Плаксина
Светлая память!
Ответить2 г.
Алексей Молокин
Да что же это творится! Умирают артисты, поэты, фантасты, музыканты, ученые... Уходит наше прошлое, а с ним и будущее, а значит и настоящего практически не осталось! Зона касания нашего настоящего с реальностью все меньше и меньше. Уже не годы, не месяцы, уже дни, а иногда и минуты. Остается память живых, что же, будем помнить! Пока мы здесь. Пока мы...
Ответить2 г.
Sergei Soloviev
Беда... Очень печально. Светлая память.
Ответить2 г.
Николай Романецкий
Юрка, как же так? Должны были встретиться 12-го... Светлая тебе память
Ответить2 г.
Дмитрий Дубровский
Ох, беда... мои соболезнования.
Ответить2 г.
Андрей Чертков
Всего-то месяц назад письмами с Юрой обменялись. И даже меньше.
Ответить2 г.
Светлана Бондаренко
ох...
Ответить2 г.
Людмила Реброва
(Печальная картинка. Нет описания фото)
Ответить2 г.
алексей кирьянов
Какой Ужас.
Царствие ему Небесное...
Надо нам беречь себя !!!
Желаю всем не болеть....
Ответить2 г.
Андрей Рысев
Солидаризируюсь
Ответить2 г.
Tania Collins
Ужасно...
Ответить2 г.
Nataly Komarova
Танюша, в Питере совсем плохая ситуация? В новостях все про Беглова(((
Ответить2 г.
Tania Collins
Nataly Komarova -- очень плохо, Наташа! Сбеглов только наверх рапортует, что хорошо! Опять больницы переполнены
Ответить2 г.
Ольга Старовойтова
Nataly Komarova -- Совсем плохая. В том числе плохая новость, что у нас такой сбеглов. Трус, и даже врать гладко не умеет
Ответить2 г.
Светлана Крючкова
(Печальный эмодзик)
Ответить2 г.
Любовь Петрова
Светлая память...
Ответить2 г.
Алла Борисова-Линецкая
Я его знала...светлая память.
Ответить2 г.
Рэдрик Шухарт (Владимир Борисов)
Ужасно и несправедливо. RIP.
Ответить2 г.
Светлана Васильева
Светлая память тебе, Юра...
Ответить2 г.
Nataly Komarova
о, Господи..
Ответить2 г.
Ольга Старовойтова
Очень жаль... А Андрей Стругацкий знает о несчастье? Наверняка... Беда
Ответить2 г.
Нелли Раткевич
Ой, мы же с ним знакомы... Черт бы побрал эту заразу....
Ответить2 г.
Людмила Казар
Соболезную
Ответить2 г.
Владимир Костюшев
Встреча с Юрой 28 февраля 2020: Mark Shalimov передавал тексты Стругацких Юре и Борису Вишневскому. При обсуждении Юра цитировал — по памяти — большие фрагменты текстов Стругацких, ссылался на издания того или другого года. Спросил: Юра, Вы книжный червь? Ответил серьезно: Да, в Крупе с 1980-х. Светлая память..
Фото 28 февраля 2020 г., в лаборатории Марка Шалимова на Аптекарском.
Ответить2 г.
Евгения Ханина
Милые, дорогие мои, берегите себя !
Ответить2 г.
Светлана Кульчицкая
Светлая память...
Ответить2 г.
Leo Kaganov
Боже, как?! Почему?!!
Ответить2 г.
лариса дмитриева
Что происходит?Светлая память...
Ответить2 г.
Ирина Сапунова
Светлая память!
Ответить2 г.
Anzhela Zinchenko
Светлая память...
Ответить2 г.
Nata Voronina
Ох...
Ответить2 г.
Семен Семенов
Да что же это такое(((
Светлая память
Ответить2 г.
Юрий Самодуров
Очень жаль. Светлая память!
Ответить2 г.
Владимир Мирзоев
Соболезную... R.I.P.
Ответить2 г.
Александр Прокопович
Ох
Ответить2 г.
Наталия Зазулина
Мои искренние соболезнования!
Ответить2 г.
Pavel Tsyplenkov
От сопутствующего заболевания?
Ответить2 г.
Андрей Егоров
Pavel Tsyplenkov -- Ковид обостряет все болезни. Не было бы ковида, не было бы сопутствующего заболевания.
Ответить2 г.
Екатерина Кисель
Андрей Егоров -- ковид не убивает, он добивает.
Ответить1 г.
Галина Иванова
Светлая память...
Ответить2 г.
Елена Санникова
Горе...
Ответить2 г.
Yarik Kurashov
Пусть Земля ему будет пухом! Царствие небесное!
Ответить2 г.
Misha Peril
Барух Даян Hammet
Ответить2 г.
Tatiana Yurieva
Страшно, просто косит....
Ответить2 г.
Валентина Литвиненко
Светлая память!
Ответить1 г.
Юрий Касьяник
О, как жаль! 😪
Ответить1 г.
Ирина Захарова
Барух Даян аЭмет
Ответить1 г.
Elena Z. Andersen
Соболезную родным и близким.
Ответить1 г.
елена коротаева
Царствие Небесное!
Ответить1 г.
Anna Babicheva
Ушел в Космос...
Ответить1 г.
Елена Добрякова
Господи. Ковид, кругом ковид, уносит жизни талантливых и молодых. Какой-то злой умысел прямо(...
Ну вот, соцсеть опять подсунула мне под нос одну старенькую дискуссию на фантастико-философскую тему из неистощимого архива Фейсбука-Мордодыра... Хотя дискуссию эту, если быть совсем уж честным (дворником), начал в Фейсбуке именно я, неоднократно возобновлял ее для получения новых лулзов — в том же Фейсбуке и в полумёртвом тогда уже ЖЖ — тоже я. И вот теперь снова я выкладываю ее сюда — вдруг и здесь, на Фантлабе, она может показаться кому-то интересной.
5 лет назад
Ваши воспоминания
Андрей Чертков
5 ноябрь 2017 г.
Это видят: Доступно всем
Тема для диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата
(или даже доктора) филологических (а заодно и исторических, и даже политологических) наук
(между прочим, я тут даже не шучу))):
" Как советские фантасты сумели обмануть идеологических кураторов из ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, СП СССР, а также цензоров из Гослита и Госкомиздата, и написали много-много вполне коммунистических, но при этом вполне антисоветских книг, которые немало поспособствовали формированию вольнодумства в среде пионеров и комсомольцев 60-х — 80-х годов, которые благодаря этому оказались вполне готовы к переменам, которые происходили в СССР с 1982 по 1991 год и закончились распадом Советского Союза и попыткой реставрации буржуазно-демократического капитализма. "
Тезисы для автореферата диссертации, по-моему, вполне очевидны, но, если хотите, можете набросать их здесь, в комментах...)))
интересно... никогда не слышал, чтобы кто-то исследовал эту тему... за рубежом были попытки монографий с таким примерно звучанием, но не здесь...
5 г.
Владимир Серебровский
Андрей Чертков -- Потому что на бездуховном Западе есть шикарная междисциплинарная "антропология", а у нас такой вот стык литературоведения и социологии начал было развиваться (под маркой "культорологии"), но был начисто и быстренько убит.
Это отдельная и печальная тема.
5 г.
Владимир Матвеев
Гм, ничего антисоветского в вышеприведенных книгах не вижу.
5 г.
Андрей Чертков
Владимир Матвеев -- а вы подумайте. Я ж не зря дал эту вводную...
5 г.
Владимир Серебровский
Владимир Матвеев -- Проблема в том, что занюханные комсомольские секретари — видели.
5 г.
Владимир Матвеев
Про Севера Гансовского тут подумал. На его "День гнева" Голливуд снял бы суперблокбастер, конечно. Хотя и наш фильм неплох.
Ответить5 г.
Александр Хакимов
(мрачно) не разделяю, увы, Ваших восторгов по поводу фильма — измененный финал потерял всю драматичность... Хэппи энд, видите ли... Но повесть "День гнева" смело поставлю рядом с "Пикником на обочине"
Ответить5 г.
Eugene Ellansky
Ефремов таки честно писал, без фиги в кармане.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
но даже и в этом случае всё равно закладывал мину под советскую власть...
Ответить5 г.
Eugene Ellansky
Под советскую власть мину закладывает всё — включая саму советскую власть.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Eugene Ellansky — именно... так был устроен этот мир...
Ответить5 г.
Андрей Козлов
"Антисоветский Советский Союз" (В. Войнович)
Ответить5 г.
Евгений Прошкин
Именно эту книгу Гансовского. Перечитал раз 500.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
у меня когда-то была, потом потерялась...
Ответить5 г.
Евгений Прошкин
Андрей Чертков -- У меня тоже потерялась. Из детства вообще ни одной книжки не осталось. Даже Казанцева куда-то запузырить умудрился...
Ответить5 г.
Андрей Чертков
у меня пара книг чудом сохранились...
Ответить5 г.
Андрей Коломиец
Знатная бы вышла диссертация! Жаль только, что никто не напишет, и уж точно никто не даст защитить. И самый безумный цензурный запрет был у Крапивина в "Голубятне". Его обвинили в пропаганде сионизма за фразу" снежинки шестиугольными звездочками падали на землю"...
Ответить5 г.
Valery Belyanin
когда я выступал в клубе фантастов в Москве (1988?), за мной записывала дама из райкома. Потом ничего, правда, не последовало, но неприятно было. Она делала это очень демонстративно. Миша Ковальчук вёл заседание.
Ответить5 г.
Алексей Зима
"КАК СУМЕЛИ..." — элементарно!
просто сама система взглядов классического марксизма была взята партаппаратом догматично, без дальнейшего осмысления, и даже с запрещением оного.
А логические противоречия просто замалчивались — типа, "поживём — увидим!"
Фантасты тупо продлили "линию партии" в будущее и ЯРКО рисовали общество "абсолютно сознательных людей", ставящих общественное выше личного.
Так как противопоставить что-либо было сложно — образы получались и положительные, и заманчивые, и (вроде бы) ВСЁ было "как положено", то и какой-то части удавалось проскочить рогатки худсовета — не все же рецензенты были
номенклатурными скотами...
Ну да, материала тут пожалуй на хорошую диссертацию!
— почему НЕКОТОРЫЕ вещи принимались на "ура" (и фигу между строк типа стока лет не замечали), а другие книги, при этом заметно менее крамольные, на корню зарезали.
Вангую — такие диссертации непременно появятся!
возможно скоро...
Ответить5 г.
Андрей Чертков
ну вот наконец содержательный отклик... то, чего я и добивался ваще-то...)))
Ответить5 г.
Andrey Lunev
К списку книг: Вячеслав Назаров — Силайское яблоко. До сих пор гадаю, каким образом его цензура пропустила
Ответить4 г.
Алексей Зима
ничего удивительного — с биркою "их нравы" — там и недемократический захват власти, и контрабандисты, и силовой спорт, и насилие, и правитель, пустивший жизнь страны на волю случая — полный набор агитки об "ужасах капиталистического строя".
Ну а то, что написано на грани таланта — "это не ваша заслуга, а наша недоработка"... 🙂
Ответить4 г.
Andrey Lunev
аха, и "Великий Кормчий" — кто ж вспомнит, что раньше это было прозвище усатого 😃
Только и можно сказать: "Наверно, в следующей жизни"...
Ответить4 г.
Сергей Лифанов
Эзоп очень и очень давно жил.
4 г.
Алексей Зима
потому что номенклатура в массе своей строила НЕ советское общество, а собственный свечной заводик,
поэтому у большинства честных и умных граждан мечты были О ДРУГОМ.
По мере сил граждане мечты описывали, а "сверху" им пальчиком грозили — "Играйте-играйте, да не заигрывайтесь!"
Ответить4 г.
Раф Гуревич
не понимаю, почему "Туманность Андромеды" подрывала советский строй и идею коммунизма. Если уж говорить о Ефремове, то это "Час быка" — не зря же вместо этой повести в 4 том собрания сочинений Ефремова поставили "Таис Афинскую". А сам Ефремов попросил составителя его биографии Бугрова (Уральский следопыт) повременить с написанием.
Ответить4 г.
5 лет назад
Ваши воспоминания
Андрей Чертков
28 ноябрь 2017 г.
Это видят: Доступно всем
А вот вам отрывок из романа Кира Булычева "Последняя война",
впервые изданного, емнип, в 1970 году:
– Может, и обойдется, – сказал Павлыш. – Чем мы можем быть полезны коронам? Я понимаю: если их надо куда-то подвезти, а собственный корабль далеко. Но ведь они же летели на своем.
– Вот что, Слава, – сказала Кирочка, – хочешь поспорим, что через полчаса ты все будешь знать?
– Капитан просит свободных от вахт членов экипажа собраться в кают-компании, – раздался голос Бакова по внутренней связи.
– За тобою, Слава, торт ленинградского «Метрополя», – улыбнулась Кирочка.
– И, кажется, уже восьмой, – заметила Снежина.
– А я и не спорил, – сказал Павлыш. – Кстати, тортов всего пять.
Ну вот кто мне скажет, что это коммунизм? Это или продлённый сильно в будущее советский социализм с его блатом и дефицитом, либо госкапитализм типа штатовского "СтарТрека". Да и вообще, утопические и космические вещи Булычева — это один из самых характерных примеров "коммунизма без коммунистов".
А других цветов в природе не бывает? Ни сейчас, ни потом?
Ответить4 г.
Андрей Чертков
вот про "потом"-то и вопрос — как жить-то будем? при свободе и равенстве, или же при очередном замаскированном рабовладении? Человеческой цивилизации, вообще-то, всего 5 тысяч лет, это всего ничего...
Ответить4 г.
Eugene Ellansky
Блат и дефицит придают смысл жизни и выстраивают социальные связи в обществе — а иначе же анархия!
Ответить4 г.
Андрей Чертков
а нельзя ли выстраивать социальные связи на чём-то другом?
Ответить4 г.
Eugene Ellansky
Любые связи выстраиваются за счет разницы в потенциалах
Ответить4 г.
Андрей Козлов
Так и любая фантастика — это современность, но, говоря словами Брэдбери, доведенная до абсурда. Не более этого. Мы не можем вообразить психологию человека будущего, как и человек средневековья не смог бы вообразить психологию человека современности из более или менее развитой страны.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Советские фантасты, с одной стороны, не могли вообразить реальный облик реального будущего, а с другой стороны, не хотели продлевать в будущее опостылевшую в настоящем "власть лицемерных жлобов" — вот и рисовали "коммунизм без коммунистов"...
Ответить4 г.
Людмила Реброва
Андрей Чертков -- Я всё-таки обращаю ваше внимание на Мартынова.
Георгий Мартынов выделяется среди советских фантастов внимательной, очень серьёзной, очень детальной проработкой представлений о том, каким может быть действительно возможное коммунистическое общество, попыткой смоделировать, какой будет тогда жизнь, какими будут люди и их отношения.
Георгий Мартынов, по-видимому, понимал, а, может быть, не столько понимал, сколько опять-таки ощущал, что общество будущего не может быть, в принципе не может быть, рафинированной современностью, похоже, он где-то подспудно ощущал и надвигающиеся проблемы, надвигающиеся трудности. Шестидесятники упрекали романы Мартынова, в основном, в наивности, заявляли, что там нет приключений, напряжённости действия, и, соответственно, что читать их скучно. На самом деле, если взять его романы, во всяком случае, те, что я перечислила, то драматизма и проблемности там не меньше, а больше, чем у наших прекрасных шестидесятников «золотого века», но это другой драматизм и другие проблемы. Мартынов, как я уже говорила, пытался представить, каким должно быть действительно коммунистическое общество, а, значит, перед ним в неявном виде вставал вопрос, как к этому прийти, какими будут это пути, какой будет цена, за это заплаченная, и в самих конфликтах его романов эти вопросы проступают, скажем так, достаточно отчётливо. Хотя, я ещё раз повторяю, они не формулируются открыто.
Ответить4 г.
Людмила Реброва
К примеру, роман «Гость из бездны». Кстати, этот роман вообще очень интересен. Он задумывался автором ещё в 1951 году, до выхода в свет «Туманности Андромеды». Я, конечно, не могу точно сказать, почему Мартынов отложил этот роман, почему он не выпустил его раньше «Туманности Андромеды», но, в отличие от «Туманности Андромеды», которая рисует картину будущего такой ярчайшей, ослепительной вспышкой, что в ней едва-едва различимы какие-то контуры, «Гость из бездны» проработан очень тщательно, очень детализирован, и, в связи с этим, заслуживает самого серьёзного рассмотрения.
Сюжет этого романа можно передать кратко так. Человек 20 века, Дмитрий Волгин, умирает в послевоенные годы и воскресает, точнее, его оживляют (это тоже подробно разработано), в 39 веке по нашему счёту времени. Общество этого периода давным-давно коммунистическое, и другое им известно только из данных истории. Взаимоотношения человека 20 века и людей века 39 и составляют основной конфликт романа. Эти взаимоотношения очень хорошо высвечивают разницу, которая существует между ними, и, по всей видимости, всё-таки непреодолима (автор, по-моему, ясно ощущает непреодолимость этой разницы), т.е. как бы ни было хорошо это общество, человек 20 века не сможет там жить нормальной для себя жизнью, и не потому, что оно его не примет (как раз этого и нет, Дмитрия Волгина принимают с огромным уважением), а потому, что он не прошёл весь путь к этому обществу, в историческом опыте его сознания, его личности нет этого пути от 20 до 39 века, а, следовательно, ОН не может понять и принять то, что для людей 39 века естественно и просто. Вот здесь, как мне кажется, и встаёт вопрос о важности самого процесса перехода от одних общественных отношений к другим, о необходимости такого процесса для формирования человека коммунистического общества, который будет качественно отличаться от человека нашего времени.
Близкий по проблематике, хотя и совершенно своеобразный, конфликт в романе «Гианэя». Действие этого романа отнесено не в такое далёкое будущее, по тексту можно установить, что это 21 век. На Земле утвердилось ещё не коммунистическое, но социалистическое общество. В это общество попадает девушка с другой планеты, девушка, которая выросла и сформировалась в условиях высокого уровня техники, но отсталых общественных отношений, отношений эксплуататорских, колониалистских. И эта девушка тоже не может легко и спокойно войти в более высоко развитое общество, несмотря на то, что общество принимает её с радостью, и на то, что она сама очень молода (ей около 17 лет, т.е. она почти девочка). Прежде всего, ОНА очень многого не может понять и принять в этих отношениях, для неё здесь так много чуждого и даже непостижимого, что это доводит её до попытки самоубийства.
Даже самый, скажем так, благополучный роман Мартынова «Каллисто. Каллистяне» содержит эту проблему, правда, в наиболее неявной форме. Собственно, это два романа, но один прямо продолжает другой. Первый из них, «Каллисто», построен по схеме «шпионского» романа, характерного для 50-х годов. На Землю в наше время прилетают инопланетяне с планеты Каллисто системы Сириуса. (На Каллисто давно коммунистическое общество, поэтому жители её существенно отличаются от нас.) Приземляется их корабль на территории Советского Союза, но на встречу с гостями приезжают делегации всех стран, в том числе капиталистических. Среди них оказываются шпионы, показана попытка вывести из строя космический корабль, происходит покушение на гостей из космоса. В общем, схема достаточно традиционная, хотя тема совместимости – несовместимости звучит и здесь. Зато во втором романе, «Каллистяне», где двое советских людей отправляются на Каллисто, и тоже оказывается, что они не могут там жить, эта тема выступает отчётливо, хотя причины названы скорее биологические, а не социальные: излучение Сириуса существенно отличается от излучения Солнца и оказывается непереносимым для землян. Но, тем не менее, проблема невозможности свободного вхождения людей из менее развитого общества в более развитое стоит и здесь, хотя, повторяю, в наиболее неявной форме.
Ни один роман Мартынова не рисует общество будущего «гладким», застывшим, абсолютно идеальным.
Ответить4 г.
Михаил Рудашевский
Ну вот... а мне эти три романа Мартынова при попытке перечитать взрослым показались смешными...
А вот "Спираль времени" пару раз перечитывал с удовольствием...
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Людмила Реброва -- Спасибо за столь подробные комменты. Я Мартынова читал в детстве и юности — не всё, но многое. Тогда он меня почти совсем не зацепил — ни "Звездоплаватели", ни "Каллисто/Каллистяне". Вот только "Гианэя" запомнилась. А "Гостя из бездны" я только в руках однажды подержал, а прочитать не пришлось.
Что ж, попробую перечитать и прочитать то, что раньше пропустил. Год назад пытался перечитать на ридере "Каллисто", но меня хватило только на сотню страниц — уж очень анахроничным показался этот текст.
Ответить4 г.
Людмила Реброва
Первая часть "Каллисто" сейчас и впрямь может показаться анахроничной. Я об этом пишу. А вот вторая значительно важнее.
Ответить4 г.
Людмила Реброва
Моя близкая подруга, историк и философ-марксист, оценила "Гостя из бездны" так высоко, что даже я удивилась. Как жаль, что Елена так быстро ушла, и мы не успели записать наши диалоги о фантастике, в том числе о Мартынове и Ефремове. Сейчас пытаемся воспроизвести с моим мужем, чьей первой женой она была, как бы эти диалоги могли выглядеть
Ответить4 г.
Людмила Реброва
Мартынов привлёк моё внимание ещё в юности именно постановкой таких вопросов и проработкой таких деталей, которыми другие фантасты не заморачивались.
Ответить4 г.
Алексей Борисов
Андрей Чертков -- "Гость из бездны" когда-то поразил мое подростковое воображение...
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Людмила Реброва — Ну что ж, могу только пожелать удачи. Хотя у меня у самого к коммунизму, как вы видите, отношение сложное. Я одновременно и коммунар (по терминологии АБС), и либерал-интель.
Ответить4 г.
Александр Митюшкин
По поводу Мартынова. Всегда профессионально коробила его любимая тема насчет скрещиваний землян с инопланетными дамами, причем, естественно, с получением потомства — что в "Каллистянах", что в "Гианее". Кстати, в "Гианее" был еще один забавный момент — когда она решила самоубиться, то это у нее не вышло — по той причине, что излучение земного Солнца изменило состав ее крови, и яд не подействовал как следует. А насчет мартыновского коммунизма — тут даже особых комментариев, мне кажется, не требуется.
Ответить4 г.
Мария Елифёрова
Александр Митюшкин -- в исходной редакции "Гианеи" не было никаких скрещиваний и вообще всё гораздо печальнее и реалистичнее кончалось. Героиня, правда, выжила, но розового хэппи-энда там нет (и всеобщей революции со свержением колонизаторов тоже нет).
Ответить4 г.
Александр Митюшкин
Maria Eliferova -- В "Гианее" есть еще великолепный пассаж — "Вы представляете, что может натворить взрыв спутников, во много раз более сильный, чем их аннигиляция"?
Ответить4 г.
Мария Елифёрова
Александр Митюшкин -- вот уж чего не помню. Няшно, да. Но до "пиу-пиу" в вакууме ("Звёздные войны") всё ж не дотягивает 🙂
Ответить4 г.
Александр Митюшкин
Maria Eliferova -- Но, справедливости ради, в "Гианее" есть действительно неплохое место — когда она там непринужденно переодевается в присутствии мужиков — те шизеют и начинают думать, что она, как древняя римлянка, нас за людей не считает. И только позже оказывается, что у нее спектр восприятия уходит в инфракрасную область, и понятия наготы для нее не существует вообще. И тут-то герою становится не по себе 🙂
Ответить4 г.
Мария Елифёрова
Александр Митюшкин -- как раз за это и и люблю роман.
Ответить4 г.
Алексей Корепанов
Прочитал "Гостя из бездны" лет в 13, и по ночам во дворе мне мерещился стальной гроб... Брр...
Ответить4 г.
Алексей Янг
Коммунизм подразумевался, как окончательное достижение целей, поставленных... не при нём. То есть как некий переломный момент, когда всеобщими усилиями планы великих предков исполнены, и...
И что? Всё вокруг предназначено для построения коммунизма, и оно больше не нужно. Оно потребляет все ресурсы, материальные, природные, человеческие, и оно больше не нужно. Значит ли это, что при достижении коммунизма нужно сломать буквально всё? Или строить ещё больше коммунизма, признав, что в текущем состоянии он ужасен, никуда не годится и единственный мотив жить и работать — избавиться от этого коммунизма тяжким трудом и любыми средствами. Ж)
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Вот и меня еще в 18-20 примерно лет начал очень серьезно интересовать вопрос — а дальше-то что? конец истории? а что после него?
Закончил истфак пединститута — никто из профессоров мне так ничего и не объяснил. А тут еще и по голове дали в 1984 году в одной известной конторе — и за фантастику, и чтобы глупыми вопросами не задавался.
Ответить4 г.
Eugene Ellansky
А что после тепловой смерти вселенной? Непрерывный праздник энтропии и всё
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Eugene Ellansky — Женя, это гораздо более отдалённый и посему пока неактуальный вопрос...
Ответить4 г.
Eugene Ellansky
как и про коммунизм
Андрей Чертков
а вот про коммунизм — всё время возвращаемся... значит, вопрос актуальный и даже, быть может, перезревший.
Ответить4 г.
Eugene Ellansky
Это примерно как и второе пришествие Христа — хотя оно еще дольше обсуждается.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Eugene Ellansky -- так ведь тоже совсем не исключено, что еще явится товарищ.
Ответить4 г.
Eugene Ellansky
Интересно — принимают ли ставки букмекеры?
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Eugene Ellansky -- специально не интересовался, но кажется — да...)))
Ответить4 г.
Павел Амнуэль
Андрей Чертков -- Примерно тот же вопрос задал Альтов в рассказе "Порт Каменных Бурь": какова конечная цель человечества, или что будет после коммунизма? На что последовала разгромная статья академика Францева в "Известиях". Мол, как это советский фантаст нелепый вопрос задает? Коммунизм и есть конечная цель.
Ответить4 г.
Natalia Cherepko
Павел Амнуэль -- я этот вопрос умудрилась задать на уроке обществоведения))) Нам как раз вещали про смену формаций (ну, и про развитие по спирали было известно). Вот я и спросила — что будет после коммунизма (ну, формации же не могут не меняться), и если коммунизм — аналог первобытно-общинного строя на новом витке, тооо... дальше -новое рабовладение?
На удивление, репрессий не последовало, вопрос просто замяли.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Павел Амнуэль -- Павел, очень смешно. Надо будет перечитать Альтова, давно его не перечитывал. А академика Францева, естественно, перечитывать не буду...)))
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Павел Амнуэль -- У меня такое ощущение, что среди новых фантастов, кому сейчас 30-50, никто такими серьезными мировоззренческими вопросами уже не задаётся, вот ведь в чем беда. Причем не только у нас, но, похоже и на Западе...
Ответить4 г.
Семён Цевелев
Это же проблема Б-бен Бецалеля. Калиостро же д-доказал, что она не имеет решения.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
А мы ВСЁ РАВНО хотим знать, как ее решать...)))
Ответить4 г.
Алексей Янг
Natalia Cherepko -- Многие уходили от темы нового рабовладения через роботовладение. 🙂
Но и это в фантастике было отражено не совсем радужно. Хотя, конечно, в хозяйстве удобно.
Ответить4 г.
Мария Елифёрова
Андрей Чертков -- могу ответить как молодой фантаст в возрасте от 30 до 50 (мне 37). Просто я считаю саму проблематику на данный момент неактуальной. Т.е. проблематику типа "какой общественный строй хорош, может ли быть сколь угодно хороший общественный строй вечным и не меняться и пр." Этот способ мышления — наследие определённой эпохи и определённой реальности, которой больше нет (постмонархической Европы 18-го — начала 20-го веков). Я просто вообще не нахожу возможным мыслить в таких категориях. Как для Вас совершенно чужды соображения, имеет ли троюродная племянница короля права на престол или нуждаются ли индейцы в крещении (а когда-то этими вопросами занимались лучшие умы своего времени).
Ответить4 г.
Семён Цевелев
Мария Елифёрова -- Никакой; нет, не может; да, имеет; нет, не нуждаются.
А какие проблемы сегодня актуальны?
Ответить4 г.
Мария Елифёрова
Семён Цевелев -- я предпочитаю писать о том, что волнует лично меня. Но, имхо, проблемой, которая не утеряет актуальности никогда, остаётся сам человек. Что он вообще такое, есть ли у него объективная (для некоторых "богоданная") природа, предписывающая ему вести себя так-то и так-то? Не ошибочны ли наши представления о себе? Знаем ли мы себя по-настоящему? И пр.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
не знаем... но как раз об этом, как мне кажется, и не пишут теперь совсем — во всяком случае, так же мощно, как писали "старые фантасты" 40-х — 60-х... всё больше какие-то искусственные конструкции... наверное, это влияние кино и сериалов с их намеренно запутанной драматургией...
Ответить4 г.
Сабитов Валерий
Ну что за ненужные переговоры? Анклавы коммунизма и в текущий момент присутствуют на планете. Дело ж не в названиях и психологическом отторжении каких то конкретных программ и действий.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Не могли бы Вы перечислить эти анклавы? А то люди ведь не знают, что коммунизм уже где-то совсем рядом...
Ответить4 г.
Aleksandr Napanya
в 1989 году Чингиз Айтматов на сьезде депутатов говорил, что настоящий социализм построили в Швеции, Финляндии, Норвегии... может, за 30 лет там и коммунизм построили?
Ответить4 г.
Сабитов Валерий
Не надо делать такое удивленное лицо. Сие давно известно. Мы же не на уроке полит. грамоты. Я понимаю, в чем тут дело. Потому и не упорствую.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
ну, значит, называть не будете...)))
Ответить4 г.
Сабитов Валерий
Не-а... Пусть мне поставят незачет.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Aleksandr Napanya -- с социализмом там тоже не всё так просто, если судить по впечатлениям побывавших там людей. Да и процент самоубийств в Швеции что-то слишком уж высок для счастливого общества.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Сабитов Валерий -- уже поставили...)))
Ответить4 г.
Сабитов Валерий
Благодарю. Польщён!
Ответить4 г.
Мария Елифёрова
Андрей Чертков -- а Вам не приходило в голову, что "процент самоубийств" в Швеции выше потому, что там честно называют самоубийства самоубийствами, а не маскируют под несчастные случаи, как в более консервативных странах? См. "Тихий Дон", как Дарья топилась.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
вот почему-то консерватизм всегда граничит с лицемерием, ложью и управляемой "свободой слова"...
Семён Цевелев
Э, хуже, когда что-то граничит с правдой и свободой. Для того хуже, конечно, кто по эту сторону границы.
Ответить4 г.
Александр Митюшкин
Aleksandr Napanya -- Социализм — не строй, а метод управления, при котором некая существенная часть бюджета отводится на социальные программы. Поэтому он возможен как при капитализме (Швеция, Норвегия), так и при феодализме (СССР). Не путайте и не обольщайтесь.
Ответить4 г.
Aleksandr Napanya
мне без разницы — как жил при феодализме, так и живу.
Ответить4 г.
Александр Митюшкин
Aleksandr Napanya -- Вы совершенно правы. Только беда в том, что большинство простофиль считает, что в 1991 году у нас с понедельника объявили капитализм...
Ответить4 г.
Андрей Коломиец
Андрей, а так ли уж это важно, какой коммунизм изображал Булычев, главное — чтобы в нем было удобно жить. Вот мы стали очевидцами краха советской власти, не стало КПСС с ее направляющей ролью. А в итоге получили худшие варианты антиутопии. И самое страшное, что теперь все думают, что нынешний режим — на века, избавиться из него можно только с помощью инопланетян...
Ответить4 г.
Алексей Борисов
Не существует ничего на века. Кто в 1913 году предполагал, что в 1917 году не станет Российской Империи? А кто в 1985-м — что в 1991-м не станет СССР? Кстати, когда я был в пятом классе (это 1981 год), и смотрел на карту СССР — мне пришла в голову крамольная мысль: а ведь может случиться так, что через какое-то время СССР не будет... Была же Римская империя, Британская империя, даже империя Чингисхана — но теперь их нет. Вслух, понятное дело, я это никому не говорил... сочли бы идеологической диверсией и пропесочили по линии пионерской организации... 🙂