Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Papyrus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 22  23  24

Статья написана 21 мая 12:38

Вячеслав Адамчик (Вячаслаў Адамчык)

Вячеслав Адамчик – известный белорусский писатель, автор четырёх романов и десятка сборников рассказов и повестей, практически классик белорусской литературы. Впрочем, вполне вероятно многие сегодня припомнят его не потому что читали его книги — кто сегодня читает классику? — а потому что он отец Адама Глобуса и Мирослава Шайбака.

Есть у Вячеслава Адамчика повесть «Падарожжа на Буцафале», которую я крайне рекомендую – качественная литература и безусловная фантастика. Главный герой повести, отправившись с журналистским заданием в белорусскую глубинку, постепенно перемещается всё дальше в прошлое. Впрочем, в научную фантастику это произведение не определишь, автор не стал никак объяснять происходящее — воздействием машины времени, или хотя бы ударом молота по башке. Да и сам герой, проснувшись поутру на следующий день, сомневается – было ли оно всё на самом деле, или только привиделось.  

Опубликована повесть была в сборнике «Яблык спакусы». В книгу вошли также две драмы — «Раіна Грамычына», по которой был снят фильм «Ятринская ведьма», и «Чорны цмок».

Справочная информация:

Вячеслав Владимирович Адамчик (белор. Вячаслаў Уладзіміравіч Адамчык; 1 ноября 1933, дер. Ворокомщина, ныне — Дятловский район, Гродненская область— 5 августа 2001, Минск) — белорусский писатель, переводчик, кинодраматург.

Лауреат Литературной премии Союза писателей Белорусской ССР имени Ивана Мележа (1980). Лауреат Государственной премии Белорусской ССР имени Якуба Коласа (1988).

Основная библиография — Авторские книги:

Свой чалавек : апавяданні (1958)

Млечны шлях : апавяданні (1960)

Міг бліскавіцы : апавяданні (1965)

Дзікі голуб : апавяданні (1972)

Чужая бацькаўшчына : раман (1978)

Год нулявы : раман (1982)

І скажа той, хто народзіцца : раман (1987)

Раяль з адламаным вечкам : апавяданні (1990)

Голас крыві брата твайго : раман (1991)

Яблык спакусы : аповесць і п'есы (1995)

Развітальная аповесць : аповесць, апавяданні, дзённікі (1999)

Нязрушаны камень : апавяданні (2002)

Избранные сочинения:

Выбраныя творы у 2 тамах (1983)

Выбраныя творы у 3 тамах (1995)

*на втором фото — пасхальная открытка, нарисованная Владимиром Короткевичем, на которой изображена семья Адамчиков:

     Адам Глобус (Адам Глобус, или Адам Глёбус)

Адам Глобус (литературный псевдоним Владимира Адамчика, образованный из фамилий отца и матери) – считай что культовая фигура современной белорусской литературы. Критики пишут о нём статьи, журнал ARCHE как-то выпустил номер полностью посвящённый его творчеству. Был одним из основателей товарищества молодых литераторов «Тутэйшыя», которое выступало проводником идейно-жанрового обновления белорусской литературы. Начинал с поэзии (его первая книга стихов, готовившаяся к печати, была запрещена цензурой). На выборах руководства «Тутэйшых» избирался ответственным за прозу.

Стал широко известен после выпуска книги «Дамавікамерон», считается, что этой книгой он открыл в белорусской литературе эротическую тему. Уже из её названия очевидно, что она имеет отношение и к фантастике. И действительно, там орудуют такие персонажи как дамавік, вадзянік, русалка, лясун, чараўнік… Оригинальностью отличаются и сказки Адама Глобуса. Белорусские литераторы часто обращаются к местному фольклору. Но у Глобуса это не только и не столько старинные легенды и предания, а ещё и городской фольклор, школьный фольклор (каждый может припомнить «страшные истории», которыми мы пугали друг друга в детстве). Так появились его «Казкі» – Крутагорскія, Мінскія, Асмалоўскія, Парыжскія, Віленскія, Каляровыя… Также он был автором первого изданного отдельной книгой белорусского комикса по повести Владимира Короткевича. Адамчики и Короткевичи дружили семьями, много лет жили в соседних квартирах. Когда Владимира Короткевича не стало, Адам Глобус решил в память о добрых отношениях с ним создать детскую кигу в новой для белорусской культуре форме – в виде комикса. Сперва комикс «Дзікае паляванне», для которого было исполнено больше 40 рисунков, был опубликован в 1988 году в журнале «Бярозка». После этого директор издательства «Юнацтва» предложил издать комикс книгой. Количество рисунков было увеличено до 70. В работе Адаму Глобусу помогал его товарищ Владимир Степан. В 2005 году комикс был переиздан, на этот раз в работе над ним участвовали художники Илья Миланов и Татьяна Угрина, а в книгу добавили текст легенды о короле Стахе из повести Короткевича. После было и четвёртое издание, вышедшее под названием «Дзікае паляванне і кароль Стах».

Не завидую тому, кто возьмётся составлять полную библиографию Адама Глобуса. Его проза выделяется лаконичностью. Тот же «Дамавікамерон» вмещает 63 истории. А за ним последовали «Дамавікамерон новы», «Дамавікамерон найноўшы», «Дамавікамерон алфавітны», «Дамавікамерон sexэвалюцыйны», «Дамавікамерон miencki».

А уж пытаться разобраться с произведениями, изданными в своё время под псевдонимами, и вовсе гиблое дело. Один «Андрей Воронин» чего стоит – скорее всего и братья Адамчики в своё время приложили руку к написанию детективных романов этого более чем плодовитого – и вполне успешного — «автора». Но конкретно ничего на этот счёт не известно, можно только теряться в догадках. Разве что сам издатель сотоварищи решат как-нибудь открыть все тайны отечественного книгоиздания. Иногда фактические авторы проглядывают в книгах как якобы переводчики или редакторы текстов, но официально раскрыты только псевдонимы Тэафілія Сабоцкая и Уладзімір Сакалоў, под которыми были опубликованы несколько детективных повестей.

Справочная информация:

Адам Глобус (белор. Адам Глобус, также Адам Глёбус; наст. имя — Владимир Вячеславович Адамчик, белор. Уладзімір Вячаслававіч Адамчык; род. 29 сентября 1958, г. Дзержинск Минская обл.) — белорусский писатель, поэт, художник, издатель.

Сын белорусского писателя Вячеслава Адамчика. С 1959 года живёт в Минске. Окончил педагогическое отделение Минского художественного училища им. А. К. Глебова (1977), художественное отделение Белорусского театрально-художественного института (1983). Работал чертёжником, художником-реставратором, художником-оформителем, редактором журнала. Занимается издательской деятельностью (издательство «Современный литератор»).

Основная библиография — Авторские книги:

Художественная проза:

Адзінота на стадыене : апавяданні (1989)

Смерць — мужчына : проза (1992)

Дамавікамерон (1994)

Толькі не гавары маей маме... : Зборнік інтымнай прозы (1995, 2012)

Койданава : проза (1997)

Новы дамавікамерон : Казкі для дарослых (1998)

Post scriptum : Кантамінацыі (1999)

Тэксты (2000)

Браслаўская стыгмата : апавяданні (2001)

Сшыткі (2003)

Дом : раман(2004)

Літары : проза (2006)

сУчаснікі : фацэціі (2006)

Казкі (2007)

Convolutus (2008)

Замак : дэтэктывы (2008)

Play.by : эсэ, апавяданні (2009)

Крутагорскія казкі (2010)

Сказы : проза (2012)

Казкі пра дарослых (2013)

Імёны : літаратурныя партрэты (2013)

Апавяданні розных гадоў (2014)

Партрэты (2014)

Гісторыі пра Мінск і ваколіцы (2015)

Зваротная перспектыва (2015)

Сям'я : раман (2017)

Казкі сталічныя : Парыж—Вільня—Мінск—Віцебск (2018)

Рысы : нарысы пра творцаў (2019)

Поэзия:

Парк : вершы (1988)

Скрыжаванне : вершы (1993)

Новае неба : вершы (2010)

Комикс:

Дзікае паляванне : легенда ў малюнках паводле аповесці У. Караткевіча (1988, 1991, 2005, 2013?)

     Мирослав Адамчик (Міраслаў Адамчык)

Мирослав Адамчик (использовал также литературный псевдоним Мирослав Шайбак, белор. Міраслаў Шайбак) находится как бы несколько в тени своего брата – Владимира Адамчика (Адама Глобуса). Между тем он автор ряда произведений, которые безусловно могут заинтересовать любителей фантастики. Совместно с Максимом Климковичем он написал первый белорусский мистический триллер «Каханка д'ябла або Карона Вітаўта Вялікага» (если не считать таковым повесть Владимира Короткевича). Также ими были написаны пьесы «Vita brevis, або Нагавіцы святога Георгія» и «Чорны квадрат», которые были с успехом поставлены минским театром «Вольная сцэна».

Справочная информация:

Мирослав Вячеславович Адамчик (белор. Міраслаў Вячаслававіч Адамчык; 6 августа 1965, Минск) — белорусский писатель, переводчик, издатель.

Окончил филологический факультет Белорусского государственного университета, работал в журналах "Беларусь" и "Бярозка", издательстве "Современный литератор".

Сын белорусского писателя Вячеслава Владимировича Адамчика.

Основная библиография — Авторские книги:

Каханка д'ябла або Карона Вітаўта Вялікага (1991) соавтор — Максім Клімковіч

Забойства на каляды : Аповесць. Апавяданні (1994)

Зборнік : Аповесці. Апавяданні. Хоку. П'есы (2004)

Карона : Дэтэктывы (2008)


Статья написана 13 мая 12:28

Алесь Аркуш (Алесь Аркуш)

Полоцк сегодня – районный центр в Витебской области, в котором живёт меньше ста тысяч человек. Но при этом Полоцк остаётся одним из центров культуры. Древнейший город Беларуси, с которым связано множество исторических событий и мифов. Всеслав-Чародей и Преподобная Евфросиния, Симеон Полоцкий и Франциск Скорина, подземные лабиринты, описанные Вацлавом Ластовским.

О Петре Васюченко, который родом из Полоцка, я уже написал, в Полоцке живёт и писатель Алесь Аркуш – основатель и главный координатор Таварыства Вольных Літаратараў, основанного в 1993 году. Он же организовал издательсво «Полацкае ляда», в котором издаются книги членов этого товарищества. Среди книг, написанных Алесем Аркушем, есть и фантастика.

«Мне прысьніўся Ластоўскі і прапанаваў напісаць кнігу з такой назвай — «Захоп Беларусі марсіянамі». Я да сёньняшняга дня дакладна памятаю ўсе дэталі таго сну. Гэта адбылося ў Полацку, я прачнуўся і разважаў над прысьнёным. Спачатку падумаў, што гэта нейкія бздуры — мала чаго можа прысьніцца. Але той сон мяне не адпускаў, я ўвесь час да яго вяртаўся. Памятаю да драбніцаў, як мы з Ластоўскім ішлі па Полацку, як зайшлі ў нейкі разьбіты будынак, і ён, паказаўшы мне закурадымленую полацкую мэрыю, сказаў, што Полацак і ўсю Беларусь захапілі марсіяне. І што я мушу напісаць пра гэта кнігу. Я ня ведаў, пра што павінна была быць тая кніга. Пра якіх фантастычных марсіянаў, я ж ня Ўэлс.» — так рассказывает сам автор предысторию написания романа ««Захоп Беларусі марсіянамі». Так же и главному герою романа, нашему современнику, полоцкому писателю Василю Крокве, во сне и наяву является Власт Ластовский. Действие второй линии романа происходит в середине двадцатых годов прошлого века, когда в Полоцк приезжает поэт Алесь Дудар чтобы открыть там филиал литературной секции «Маладняк». Объединяет их тема поиска мистических полоцких лабиринтов.

К фантастике можно отнести и роман «Сядзіба», действие которого также происходит в Полоцке и его окрестностях.

Справочная информация

Алесь Аркуш — литературный псевдоним, настоящее имя — Козик, Александр Борисович (Козік, Аляксандр Барысавіч, род. 28 мая 1960, г. Жодино, Минская область) — белорусский поэт, писатель, публицист, издатель.

С 1987 года живёт в Полоцке.

Основная библиография — Авторские книги:

Художественная проза:

Палімпсэст : раман (2012)

Мясцовы час : раман (2014)

Захоп Беларусі марсіянамі : раман (2016)

Сядзіба : раман (2017)

Спадчына : раман (2018)

Поэзия:

Вяртанне : вершы (1988)

Тайніца : вершы (1991)

Крылы ператворацца ў карэньні : вершы (1993)

Разьвітаньне з Танталам : вершы, эсэ (1994)

Выбранае : вершы і паэма (1999)

Проста ў сярэдзіну : вершы (2001)

Прывід вясны : вершы (2003)

Песні ля Замкавай гары : вершы (2015)

Возера Вялікае : вершы (2018)

Сборники статей, эссе, интервью:

Выпрабаванне развоем : артыкулы, эсэ, гутаркі, інтэрв'ю (2000)

Аскепкі вялікага малюнку : эсэ (2007)

Владимир Орлов (Уладзімір Арлоў)

Родом из Полоцка и писатель и историк Владимир Алексеевич Орлов. У него есть чудесный рассказ «Ордэн Белай Мышы» (опубликован в 2002 году в журнале «Крыніца», позже – в одноимённых сборниках) из-за которого один чиновник пообещал, что в государственных издательствах Орлова не будут печатать десять лет. Этот рассказ — своеобразная антиутопия: В одной небольшой по европейским масштабам конституционной монархии население состояло из одного короля, одного премьера, одного шефа службы безопасности, одного министра полиции, одного прокурора... И всё в этой стране было стабильно и спокойно, пока королевский ювелир не изготовил орден, и, следовательно, должен был появиться и единственный его кавалер…

Владимир Орлов известен в Беларуси прежде всего книгами исторической тематики. (В 1997 году он был уволен из государственного издательства с формулировкой «за выпуск исторической и другой сомнительной литературы».) Но последний его сборник прозы «Танцы над горадам», изданный в 2017 году, несколько отличается от его предыдущих произведений. Эта книга – «для шырокага кола аматараў метафізічных вандровак» – как сказано в аннотации. Герои повести, давшей название книге, — сомнамбулы. Днём они не общаются друг с другом, а ночью объединяются в своеобразное тайное братство танцующих на крыше. В 2018 году книга получила довольно престижную в Беларуси литературную премию Ежи Гедройца.

Справочная информация

Владимир Алексеевич Орлов (белор. Уладзімір Аляксеевіч Арлоў, р. 25 августа 1953, Полоцк) — белорусский историк, писатель, поэт.

Окончил исторический факультет БГУ (1975).

Вице-президент Белорусского ПЕН-центра.

Основная библиография — Авторские книги:

Художественная проза:

Добры дзень,мая Шыпшына : апавяданні, аповесць (1986)

Дзень, калі ўпала страла : аповесці і апавяданні (1988)

Рандэву на манеўрах : Аповесць, апавяданні (1992)

Міласць князя Гераніма : Аповесці, апавяданні (1993)

Пяць мужчын у леснічоўцы : Аповесці. Апавяданні. Эсэ (1994)

Рэквіем для бензапілы : аповесці, апавяданні (1998)

Сны імператара : Апавяданні. Аповесці. Эсэ (2001)

Ордэн Белай Мышы : Аповесці, апавяданні (2003, 2013)

Каханак яе вялікасці : Гістарычныя апавяданні, эсэ (2004)

Час чумы : Гістарычныя Аповесці (2005)

Ля дзікага поля : гістарычныя апавяданні, аповесць, эсэ (2010)

Танцы над горадам : тры аповесці (2017)

Поэзия:

Там, за дзвярыма : вершы ў прозе (1991)

Фаўна сноў : Вершы (1995)

Паром празь Ля-Манш : вершы (2006)

Усё па-ранейшаму. Толькі імёны змяніліся : вершы (2009)

Паручнік Пятровіч і прапаршчык Здань : балады (2018)

Сборники статей и эссе:

"Совершенно секретно", або Адзін у трох іпастасях : літаратурна-публіцыстычныя артыкулы, эсэ (1992)

Мой радавод да пятага калена : Эсэ (1993)

Божая кароўка зь Пятай авэню : Эсэ (1998)

Адкусі галаву вароне : эсэ (2003)

Сланы Ганібала : выбраныя эсэ (2005)

Імёны свабоды : эсэ (2007)

Пакуль ляціць страла : 100 пытанняў пісьменніку (2012)

Научно-популярные книги по истории Беларуси:

Таямніцы полацкай гісторыі (1994)

Адкуль наш род : Апавяданні па гісторыі Беларусі (1996)

Дзесяць вякоў беларускай гісторыі, 862―1918 : Падзеі. Даты. Ілюстрацы (1999) (соавтор — Генадзь Мікалаевіч Сагановіч)

Краіна Беларусь : Ілюстраваная гісторыя (2003,2012)

Краіна Беларусь. Вялікае Княства Літоўскае : ілюстраваная гісторыя (2012)

Айчына : маляўнічая гісторыя (2016)

В 2018 году в издательстве «Логвінаў» вышло собрание книг — Пяцікніжжа Уладзіміра Арлова:

Архіварыус Война — гістарычная проза

Я марыў стаць шпіёнам — сучасная проза

Танцы над горадам — проза апошніх гадоў

Краіна Ур — вершы і балады

Вустрыцы а пятай раніцы — выбраныя эсэ

Одну из исторических книг Орлова иллюстрировал один из лучших белорусских художников Павел Татарников. Подробнее узнать о нём и полюбоваться на его работы можно на его персональном сайте — http://tatarnikov.com/index-by.html

Павел Татарников много работает именно с книжной иллюстрацией, ниже – несколько фото с его иллюстрациями к книге Владимра Орлова «Айчына», а также к книгам «Царэўна ў падземным царстве», «Легенда о короле Артуре», «Красотка и Чудовище».


Статья написана 5 мая 09:45

Олег Минкин (Алег Мінкін)

Если вам доведётся читать статью о жанре антиутопии в белорусской литературе, там наверняка будет упомянута повесть в рассказах Олега Минкина (Алег Мінкін) «Праўдзівая гісторыя Краіны Хлудаў» про обитателей вымышленной страны (впрочем вся эта страна сводится даже не к городу, а скорее к посёлку городского типа, огороженному Высоким квадратным забором). Может и антиутопия, раз уж сам автор так определил, хотя как по мне это скорее сатира-фантасмагория. Мне видится, что повесть Минкина куда как ближе к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, чем к романам Оруэлла или Хаксли. Или к повести того же Оруэлла «Скотный Двор» или «Кроликам и удавам» Фазиля Искандера, хотя действуют в ней не животные, а человеки, впрочем, этакого карикатурно-мультяшного склада — мастак Круцель Маньцель, апошні рамантык Гіцаль Валанцай, арыстакратка Гарэзія Набіванка, народны пісьменьнік Цьвінтарэй, іншаземец Шампанскі...

У этой повести есть любопытная предыстория. Изначально она была написана Минкиным совместно с его другом по учёбе в Московском энергетическом институте Виктором Голковым (поэт из Молдовы, ныне живёт в Израиле) на русском языке под названием «Правдивая история страны хламов. Сказка– антиутопия» (издана книгой — или лишь планировалась к изданию? — в 1991 году в Кишинёве) ). Затем Олег Минкин перевёл её на белорусский. Две главы были опубликованы в альманахе «Тутэйшыя» с указанием обоих авторов. В процессе перевода Минкин существенно переработал текст, добавив несколько глав-рассказов, и когда повесть «Праўдзівая гісторыя Краіны Хлудаў» вышла в 1994 году на белорусском в одноимённом сборнике, её автором был указан уже только Олег Минкин, а на титульном листе было размещено посвящение бывшему соавтору — «З удзячнасцю Виктару Галкову, sine qua non…». Там же было опубликовано несколько фантастических рассказов в разделе «Кароткія антыўтопіі» — «Мяне тут не было», «Карова», «Стары дом». Позже эти рассказы были переизданы в 2018 году в сборнике «Мяне тут не было...». Рассказы «Шарая гадзіна» и «Лаўка ў старым садзе» из этого сборника написаны в виде рецензий на творчество несуществующего поэта из будущего — по аналогии с апокрифами Станислава Лема из цикла «Библиотека XXI века». Впрочем и у самого Олега Минкина есть одноимённое со вторым рассказом стихотворение:

Я знаю замшэлую лаўку ў старым закiнутым садзе,

Нябачна яе за высокай травой i густым лiсцём,

Аднак калi хто выпадкова патрапiць у сад i сядзе

На лаўку – дык перайначыць дазвання сваё жыццё.

Не тое, каб страшнае нешта здарылася, цi штосьцi

Таемнае адбылося – проста ў нутро, спаняволь,

Халодная лiне пустэча, праб’юцца парасткi млосцi,

А скронi сцiсне нязнаны нiколi дагэтуль боль.

I можна не знаць, што прычына нязводнай хваробы – лаўка,

I можна ведаць пра тое… ды нiякi ўжо алкаголь,

Нiякае ўжо каханне, нiякая ў свеце забаўка

Не вытравяць той пустэчы, не змогуць суняць той боль.

Боль будзе з табой паўсюдна, пустэча будзе, як п’яўка,

Высмоктваць цябе i ў пекла тваё ператворыць жыццё…

Я знаю ў закiнутым садзе адну замшэлую лаўку,

Нябачную за высокай травой i густым лiсцём.

Справочная информация

Минкин, Олег Гаврилович (Мінкін, Алег Гаўрылавіч, род. 31 марта 1952 г., д. Чернявка, Хотимский район, Могилёвская обл.) — белорусский поэт, прозаик, переводчик.

Лауреат литературной премии «Глиняный Велес», премии Михася Стрельцова.

С 1991 года живёт в Вильнюсе.

Основная библиография — Авторские книги:

Сурма : Вершы (1985)

Расколіна : Вершы і паэма (1991)

За месяцам месяц : Вершы і казкі (1994)

Праўдзівая гісторыя Краіны Хлудаў (1994)

Пэнаты : Вершы (2007)

Мяне тут не было... : паэзія і проза (2018)

P.S. По изданной в 1991 году книге «Правдивая история страны хламов. Сказка– антиутопия» хотелось бы перепроверить информацию, поскольку в базах данных библиотек (настоящих библиотек, а не интернет-сайтов с текстами) мне её отыскать не удалось. Электронный вариант выложен на сайте ЛитРес. Рецензию на неё можно прочитать здесь — http://www.sunround.com/Artikl/40/MINKIN....

Иллюстрации в книге выполнены художником Олегом Аблажеем. Он также был и автором сказок и рассказов, публиковавшихся на белорусском и на польском языках.

Олег Аблажей (Алег Аблажэй)

Справочная информация

Олег Аблажей (Алег Аблажэй, 6 мая 1954, д. Лезневичи, Дятловский район, Гродненская область — 18 мая 2016, Вильнюс, Литва) – белорусский художник, литератор.

Образование получал в Московском заочном народном университете искусств, Витебском педагогическом институте (художественно-графический факультет) и Литовском художественном институте (отделение графики).

С 1979 года жил в Литве.

Основная библиография — Авторские книги:

Siedem bajek o królewnach (1999)

Красамоўнае сэрца (2015)


Статья написана 30 апреля 14:33

В последние годы не всегда у меня было время и возможность плотно заниматься темой белорусской фантастики. Продолжал собирать и накапливать информацию, но оформлять это в виде полноценных сводных обзоров не получалось.

Информация о книгах белорусских авторов, издаваемых в России, достаточно оперативно появляется на страницах сайта, в частности в колонке Новинки фантастики. Можно как-то всё это собрать до кучки, оформить, но не сказать, что это прямо так уж необходимо.

Вот с информацией о книгах, издаваемых в Беларуси, сложнее. Увы, утверждение – в сети есть всё – на практике не подтверждается. Не всё получается отыскать, не со всем получается разобраться. Если кто-то сможет прояснить некоторые вопросы, наведав нашу Национальную библиотеку, буду благодарен.

Тем не менее, материала набралось уже достаточно много, да и произведений и изданий на сайт внесено не так уж и мало. Идания, введённые в базу сайта, можно посмотреть на книжных полках:

Белорусская фантастика. Издано в Беларуси

На этой полке представлены книги белорусских писателей, пишущих на русском, изданные в Беларуси.

Беларуская фантастыка — на беларускай мове

На этой полке представлены книги белорусских писателей, пишущих на беларускай мове, изданные в Беларуси и за её пределами. Особо отмечу что на этой книжной полке много книг с фантастикой, трактуемой в широком смысле слова, не вписывющейся в стандарты и каноны НФ или фэнтези.  

И поскольку образовалось некоторое свободное время — буду помаленьку разбирать свои заметки и заготовки и выкладывать кое-что здесь в авторской колонке.

                                                   Петро Васюченко (Пятро Васючэнка)

Начну с печального. В августе прошлого года ушёл из жизни белорусский писатель, драматург, сказочник, литературовед Петро Васюченко (Пятро Васючэнка – так он подписывал свои произведения).

Ему в том году всего лишь исполнилось 60 лет – мой ровесник. Замечательный писатель – я уже несколько раз писал о нём в этой авторской колонке, глубокой эрудиции специалист, прекрасный человек – все, кто его знал, отмечают его скромность и доброжелательность.

Меня иногда спрашивают: Вот вы как библиограф стремитесь учесть всё написанное и опубликованное из белорусской фантастики, это ладно, это хорошо, а вот что вы выделите из неё мне как читателю. Вот книги Петро Васюченко и выделю. Есть расхожее мнение, что в литературные критики подаются те, кто сам писать не способен. Васюченко – убедительное опровержение этого тезиса.

Прежде всего назову его сказки о панах Кублицком и Заблоцком. Литературная сказка – та же фэнтези, как говорил сам Васюченко. Как по мне, отнюдь не всякая сказка – фэнтези. Я бы скорее согласился с формулой: фэнтези – сказка для взрослых. Пожалуй что книги о панах Кублицком и Заблоцком именно таковы – их стоит взять в руки взрослому не только для того чтобы почитать деткам, а скорее и прежде всего для собственного удовольствия – как сегодня читаются нами сказки Эрнста Гофмана, Льюиса Кэрроллла, Туве Янссон.

Да и среди ранних рассказов Васюченко есть такие, что украсили бы Антологию белорусской фантастики – если когда-нибудь такая увидит свет. Например, рассказ «Упрочкі», вошедший в альманах товарищества молодых литераторов «Тутэйшыя». К слову, «Тутэйшыя» когда-то избрали Петро Васюченко ответственным за детскую литературу, и так оно и вышло, что и начинал он с публикации детских рассказов в журнале «Бярозка» и его последней изданной при жизни книгой стал сборник сказок «Жаласлівая каралеўна». Может, для кого-то Васюченко интересен прежде всего как автор серёзных литературоведческих работ, но и в белорусском детлите его книги — из самых заметных и ярких.

Мне сильно хотелось как-нибудь пересечься Петром Васюченко, поговорить о том, о сём, узнать кто такой Антоний Вырвич – соавтор одной из его книг, понять почему его практически не переводят на русский (не считая некоторых литературоведческих статей и заметок, я отыскал только один рассказ в переводе на русский, сам в меру своих умений перевёл и выложил в этой АК небольшие фрагменты), обсудить возможность составления полной библиографии. Не сложилось. Остались только читать и перечитывать его книги. А сколько ещё было у Васюченко планов. В одном из интервью он говорил о желании написать книгу о Полоцких лабиринтах, развив тему, начатую известной повестью Вацлава Ластовского. Да вот — не судьба…

Справочная информация

Пётр Васильевич Васюченко (Пётр Васільевіч Васючэнка; 15 февраля 1959, Полоцк — 25 августа 2019, Минск) — белорусский писатель, литературовед, драматург.

Кандидат филологических наук (1983).

Родился в городе Полоцке. Окончил факультет журналистики Белорусского государственного университета (1981), аспирантуру — при Институте литературы имени Янки Купалы Национальной академии наук Белоруссии (1983).

С 1984 по 1997 год — научный сотрудник Института литературы имени Янки Купалы Национальной академии наук Белоруссии. С 1997 года — заведующий кафедрой белорусского языка и литературы Минского государственного лингвистического университета.

Лауреат литературной премии «Глиняный Велес».

Основная библиография — Авторские книги:

Художественная проза:

«Белы мурашнік» (1993)

«Прыгоды паноў Кубліцкага ды Заблоцкага» (1997)

«Прыгоды аднаго губашлёпа : Аповеды пра Валентага» (1999)

«Жылі-былі паны Кубліцкі ды Заблоцкі» (2003)

«Каляровая затока» (2008)

«Дванаццаць подзвігаў Геракла : раман-бурлеск» (2013)

«Дзівоснае лета паноў Кубліцкага ды Заблоцкага» (2018)

«Жаласлівая каралеўна» (2018)

Драматургия:

«Маленькі збраяносец» (1999)

Поэзия:

«Піраміда Ліннея» (2008).

Литературоведение – Сборники статей и эссе:

«Адлюстраванне першатвора» (2004)

«Ад тэксту да хранатопа» (2009)

Литературоведение — Монографии:

«Драматургія і час» (1991)

«Драматургічная спадчына Янкі Купалы» (1994)

«Пошукі страчанага дзяцінства» (1995)

«Беларуская літаратура ХХ стагоддзя і сімвалізм» (2004)

Учебное издание:

«Сучасная беларуская драматургія» (2000)

*последнее фото — иллюстрация белорусской художницы Маши Дудар (Masha Dudar), она же — Мария Коротаева (Марыя Каратаева) — загляните на её страничку на сайте Сообщество иллюстраторов — получите массу удовольствия — https://illustrators.ru/users/id56431

P.S. Буду благодарен за предоставление дополнительной информации о книгах «Прыгоды аднаго губашлёпа : Аповеды пра Валентага» (1999), «Цвіце верас» (1987), публикациях Петро Васюченко в журнале «Бярозка».


Статья написана 25 сентября 2018 г. 20:49

Последнюю обзорную статью по белорусской фантастике я выкладывал в 2014 году. В ней шла речь об авторах, успевших проявить себя в начале третьего тысячелетия. Попытаюсь бегло, но при этом полно, рассказать о том что же происходило в белорусской фантастике в последние пять лет.

В этом обзоре будут перечислены белорусские авторы, издающиеся в России. Об авторах, издающихся в Беларуси, расскажу позже.

Начнём с авторов, о которых уже шла речь в предыдущих обзорах.

Из "старой гвардии" — авторов которые заявили о себе в конце века минувшего (см. обзор номер два https://fantlab.ru/blogarticle16289) — в России продолжает регулярно издаваться лишь Сергей Булыга. Его детективно-приключенческий с элементами мистики цикл "Дела Разбойного Приказа", начатый в 2011 романом "Углицкое дело", на сегодня насчитывает уже 5 книг. Упомяну здесь и сборник "Правило правой руки" (он вообще-то издан в Иерусалиме), в котором есть и твёрдая НФ — повесть, давшая название сборнику, и фэнтези — рассказы из цикла "Крайские хроники", а также ряд оригинальных рассказов, наглядно иллюстрирующих, что фантастика может быть разнообразной и не сводится к НФ и фэнтези.

Из "молодой гвардии" (см. обзор номер три https://fantlab.ru/blogarticle25840) — белорусских авторов, пришедших в фантастику в веке нынешнем, многие по-прежнему востребованы российскими издателями.

Ольга Громыко — по прежнему в топе читательских пристрастий. Она продолжает юмористический цикл "Космоолухи", начатый в 2011 году. Сейчас она работает уже над пятой книгой цикла.

Андрей Жвалевский в соавторстве с Евгений Пастернак написали несколько повестей для детей и подростков. не относящихся к фантастике. А вот сольные книги Андрея — роман "Те, которые" (2013 г.) и сборник "Серое зеркало" (2018 г.) — написаны в жанре НФ.

У Тима Скоренко в 2013 г. вышел роман "Переплётчик" (под псевдонимом Эрик Делайе), который сравнивают с "Парфюмером" Патрика Зюскинда.

Анатолий Дроздов сохранил набранный в предыдущие годы темп. В 2014-2018 гг. вышло семь его романов: "Обезьяна с гранатой", "Самец взъерошенный", "Самец причёсанный", "Запасной мир", "Капеллан", "Реваншист", "Не плачь, орчанка!". Ещё один роман — "Непрощённ­ые" — был написан им в соавторстве с Андреем Муравьёвым.

У его земляка и тёзки Анатолия Матвиенко появился псевдоним Анатолий Минский, под которым было издано три романа цикла "Небо империи". В 2018 г. вышел его роман — "Де Бюсси" — о попаданце в прошлое.

У Сергея Слюсаренко в 2014-2016 гг. вышло 3 романа — из межавторских циклов "S.T.A.L.K.E.R.", "Кремль 2222" и цикла «Пограничье».

У Сергея Антонова также вышли очередные романы межавторского цикла "Метро" — "Метро 2033: Рублёвка. Чего стоит империя"

В последних книгах популярного автора детективов Татьяны Корсаковой всё больше мистики и магии. Таковы её романы из циклов "Не буди ведьму" и "Тайна старого поместья", изданные в 2014-2018 гг.

У Ольги Тарасевич — в 2013-2014 гг. вышло 3 романа о детективе-экстрасенсе из цикла "Расследования Наталии Писаренко".

Екатерина Насута продолжила дрейф от Лесиной к Дёминой. Под псевдонимом Екатерина Лесина у неё вышло в 2014-2016 гг. восемь детективных романов с элементами мистики. Проект Карина Дёмина развивается куда успешнее. Уже первый её опубликованный в 2013 г. цикл — "Изольда Великолепная" — доказал способность автора, оставаясь в рамках романтического фэнтези, создавать яркие картины иных миров и выстраивать увлекательный сюжет. За ним последовали циклы романов "Мир камня и железа" "Голодная бездна", "Хельмовы игры", "Внучка берендеева". Новый же цикл "Леди из ниоткуда" был уже волею издательства опубликован под псевдонимом Екатерина Воронцова. Можно сказать, что после отхода Ольги Громыко от фэнтези, именно Карина Дёмина выдвинулась на первые позиции среди белорусских авторов этого жанра.

Вот собственно и всё. К сожалению многие из авторов, упомянутых мной в первых обзорах, сошли с дистанции. Кто-то вовсе перестал заниматься литературным ремеслом. Кто-то продолжает писать, но издаётся сейчас лишь в белорусских издательствах. Кто-то ограничивается размещение своих новых произведений в сети — благо ресурсов для их размещения сейчас в Интернете много — не Самиздатом единым...

Теперь пора перечислить белорусских авторов, не упомянутых мной в предыдущих обзорах — их дебютные книги были изданы в России после 2013 г.

Здесь наблюдается довольно любопытная картина. Первое, что бросается в глаза — это следование сложившемуся формату. Стремление удивить читателя, явно уступает желанию соблюсти принцип "не высовываться". Произведений, действительно оригинальных — пускай хотя бы по задумке — просматривается не много. Второе — заметный перекос при разделении "новой" белорусской фантастики на "женскую" и "мужскую". Я обычно с некоторым скепсисом смотрю на разделение в литературе по гендерному принципу, но в данном случае позволю себе применить именно такой поход, уж больно показательный результат прорисовался.

Так что переходим к рубрике: Смотрите кто пришёл. Новые имена. Мальчики налево, девочки направо

Начнём с наших мужчин.

Тут наблюдается некоторое разнообразие.

Братья Шелег — героическое фэнтези — Дмитрий Шелег — цикл "Нелюдь" (в 2014-2018 гг. вышло три романа, пишется четвёртый — попаданец перемещается в иной мир в тело малолетнего Нелюдя) и Игорь Шелег — цикл "Нужно просто остаться в живых" (в 2015-2017 гг. вышло три романа — снова попаданец в иной мир с магией)

Вад Макей — юмористическое фэнтези — роман "Ад во мне" (2016 г., попаданец в — см. название)

Николай Инодин — роман "Звериной тропой" (2014 г., попаданец в мир дикой природы, безо всякой магии, заметим! — своеобразная "новая робинзонада")

Дмитрий Зурков — пишет в соавторстве с украинским автором Игорем Черепнёвым — альтернативная история — цикл "Бешеный прапорщик" (в 2017-2018 гг. вышло 4 романа, попаданец в прошлое — во времена Первой Мировой войны)

Алексей Свадковский — сочетание фэнтези и ЛитРПГ — цикл "Игра Хаоса" (в 2016 г. опубликован первый роман цикла, два выложены в сети, пишется четвёртый)

Андрей Амельянович — научная фантастика — (в 2016-2018 гг. вышло три романа из серии "S.T.A.L.K.E.R.")

Переходим к прекрасной половинке человечества. И наблюдаем завидное единство и постоянство.

Катерина Полянская — с 2013 г. по 2018 г. в российских издательствах опубликовано 19 романов ( из циклов "Северная невеста", "Хранительница", "Шерихем", "Береника" и др.)

Оксана Головина — 6 романов в 2014-2018 гг. (из цикла "Академия Арфен" и др. )

Анна Гринь — 5 романов в 2014-2017 гг. (из циклов "Олимпиада", "Имя", "Тиоли" и др.)

Наталья Мазуркевич — 8 романов в 2014-2018 гг. (из циклов "Сайлейн и Вильгельм", "Мир контрастов", "Эльфийский для..." и др.)

Светлана Шумовская — 4 романа — в 2014-2018 гг. (из цикла "Путешествия по Сумеречной Империи" и др.)

Ирина Матлак — 4 романа в 2017-2018 гг. (из циклов "Академия пяти стихий", "Сладости и пряности", "Сумеречье")

Ирина Успенская — 4 романа в 2015-2017 гг. (из циклов "Практическая психология", "Хроники Перекрёстка" и др.)

Ольга Олие — 4 романа в 2017-2018 гг. (из циклов "Шальная некромантка" и "Блондинки")

Надея Ясминска — романы "Хранитель чародеев" и "Заклинатель единорогов" в 2018 г.

Юлия Шкутова — 2 романа в 2018 г. (из цикла "Академия Магического Познания") и в 2017 г. роман "Звёздный отбор. Как украсть любовь" в соавторстве с Натальй Косухиной

Катя Зазовка — романы "Ворожея" и "Немира. Колесо судьбы" в 2016 и 2017 г.

Яра Горина — роман "Последняя из рода Теней" в 2017 г.

Полина Мельник — роман "Демоны Анны" в 2018 г.

Ольга Ярошинская — роман "Ведьма по наследству" в 2018 г.

Людмила Клемят — роман "Выживут только волшебники" в 2017 г.

Елена Соловьёва в соавторстве с Еленой Лир — роман "Точка искажения" в 2017 г.

Книги Надеи Ясминской и Людмилы Клемят написаны в жанре Young Adult Fantasy — фэнтези для подростков. Добавим, что Надея Ясминска не ограничивается форматом фэнтези и замечена также ещё и в написании сказок, детских повестей, пьес и стихотворений — но эти её книги в основном издавались в Беларуси.

Всё остальное — от и до — романтическое фэнтези.

Единственное исключение, нарушающее единство и стройность рядов:

Александра Ковалевская, автор из г. Речица, в 2016 г. опубликовала стопроцентно научно-фантастический постапокалиптический роман "Война Моря и Суши".

Впрочем, следует добавлить, что

Пока всё. Надеюсь, никого не забыл. Подсказывайте — если что.

Следующий обзор будет посвящён белорусским писателям-фантастам, издающимся в Беларуси. Временной отрезок тот же — последние пять лет.

P.S. Статья отредактирована с учётом поправок пользователей сайта.


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 22  23  24




  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх