Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pouce» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 мая 2019 г. 13:09


      

   Анна Бжезинская (Anna Brzezińska) "Вода в решете. Апокриф колдуньи (Woda na sicie. Apokryf czarownicy)"


Весьма своеобразное по форме произведение. Мы знаем романы в письмах, а «Вода в решете» — роман в протоколах допросов. Главная героиня Ла Веккиа, бывшая блудница (затем куртизанка), а ныне деревенская знахарка, обвиняемая в колдовстве, предстаёт перед трибуналом инквизиции, расследующим убийство инквизитора брата Рикельмо. Действие происходит в некой стране, напоминающей Италию начала эпохи Возрождения. Некогда здесь водились драконы, которые, судя по всему, спят теперь в недрах гор, в частности горы Интестини. Их кровь превратилась в драгоценный минерал вермильо (киноварь – по-итальянски), который используется для изготовления красного красителя, но, кроме того, по мнению многих, обладает могучей целительной силой. Естественно, многие хотели бы наложить на вермильо руку, но проблема в том, что добывать его могут только жители четырёх расположенных на горе деревень, язычники вермилиане, называемые также просветлёнными, поскольку обладают неким внутренним светом.


В ходе расследования, которое ведёт трибунал, перед нами предстают две версии истории, охватывающей практически всю жизнь героини. Первая – та, которой придерживается трибунал, основывающийся на показаниях свидетелей, и вторая – версия самой героини, которая объясняет всё совершенно иначе. Какой версии верить, зависит исключительно от предубеждённости, поскольку обе они выглядят одинаково убедительно (для людей, верящих в колдовство и драконов, поскольку колдовство используется для объяснения лишь в одной из этих версий). Соответственно, читателю почти до самого конца романа трудно понять, кто прав (хотя симпатии читателей, воспитанных в нелюбви к инквизиции, очевидно, будут на стороне героини). А в конце появляется ещё одна версия…


Форма требует соответствующего стиля, так что читатель, привыкший к фразам не длиннее пяти слов, может и не осилить «Воду в решете». Абзацев в романе редко помещается больше двух на страницу, да и фраз в этих абзацах немного. Автор использует много италицизмов и архаизмов, причём не только на уровне лексикона, но и построении фраз. В общем, «не всякая птица долетит до середины Днепра». Вы можете спросить, а стоит ли долетать? Почитайте приведенное ниже начало романа и решайте сами. Я лично не пожалел, что прочитал, хотя в процессе периодически было нелегко. Кстати, судя по всему, польские феминистки считают роман феминистическим, но, как по мне, это уже вопрос трактовки. Каждый вчитывает в текст свою идеологию. Именно по этой причине я не стану растекаться мыслью насчёт социальных вопросов, которые затрагивает автор, и не слишком приятных сторон человеческой психологии, которые она раскрывает. Оставлю читателю возможность самому делать выводы.


Рекомендую любителям своеобразного фэнтези, владеющим польским языком.


Начало романа:


      «В деревне Чинабро в приходе Сангреале, в освящённом зале трибунала, в четверг четырнадцатого дня мая, в канун праздника Святой Бенедикты, мученицы, покровительницы бедных девиц, доктор Аббандонато ди Сан Челесте, председательствующий данного трибунала, в присутствии инквизиторов Унги ди Варано и Сарто ди Серафиоре, а также свидетелей, падре Фелипе, пресвитера храма указанного прихода, а также падре Леоне, исповедника и духовного наставника Его Сиятельства Липпи ди Спина, наместника прихода Сангреале и окрестных земель, а также падре Лаппо, проповедника упомянутого Его Сиятельства наместника, людей благочестивых и сведущих в законах, повелел, дабы была приведена женщина, называющая себя Ла Веккиа, год пребывающая в этом приходе, согласно её утверждению дочь здешней женщины и неизвестного отца, возраста, по её показанию, тридцати пяти лет или около того. Затем она официально приведена к присяге, что будет говорить правду во время этого слушания, а также всех последующих.
      Отвечаю, что мне сообщены и полностью разъяснены причины, по которым я предстаю перед этим почтенным судом, и я понимаю, что произошло это из-за мёртвого монаха, однако не знаю ничего об этом деле и не могу отвечать за его смерть, ибо тяготы и бедствия земной жизни лишили меня сил необходимых, чтобы зарезать и разделать как овцу крепкого мужчину в расцвете лет. Не могу помочь вам никаким иным образом, кроме как стать вашей проводницей по четырём селениям, расположенным на склонах вокруг Интестини и испокон веков населённых просветлёнными, хотя сама я со всей решительностью отрекаюсь от исповедуемой ими ереси, ибо отказалась от неё много лет назад, когда уехала из деревни, называемой Циннобер [Киноварь], дабы жить в долинах среди почитателей святых, монахов в сандалиях и храмовых кадильниц. Однако я сохранила знание о том, что произошло во времена моей молодости, а также потом, вплоть до нынешнего дня, и если только пожелаете, расскажу вам обо всём самым скрупулёзным образом, начиная от того дня, когда мать показала мне дракона, приведя в движение дьявольские жернова, которые много лет спустя перемололи вашего собрата в мелкую муку».


      

   Марта Кисель (Marta Kisiel) "Маленькое Лихо и тайна Небожечки (Małe Licho i tajemnica Niebożątka)"


Детская повесть, которая, судя авторскому сайту, начинает подцикл «Małe Licho» цикла «Dożywocie» («Вечное владение»). Главный герой, девятилетний мальчик по имени Божек (имя можно перевести как божок, кумир), живёт в расположенном на отшибе очень старом и очень необычном доме. Живёт не один, а с мамой, двумя дядюшками, тремя привидениями, настоящим чудовищем под кроватью и много кем ещё. У Божека есть даже свой личный ангел-хранитель, то самое Маленькое Лихо, похожее не на грозного архангела с картин классиков, а на простодушного ангелочка с рождественских открыток. Впрочем, грозный ангел в доме тоже есть, но в данном случае это не важно. Божек почти никогда не покидает пределы двора, да и зачем – при таком количестве необычных домочадцев ему совсем не скучно. Но вот наступает день, когда дядюшка Конрад принимает твёрдое решение – Божек должен, как все дети, ходить в школу. И осенью племянник вынужден покинуть родные стены, и направиться навстречу неизведанному. Примет ли внешний мир весьма необычного мальчика? Ведь люди не любят странного…


Как и предыдущие произведения цикла «Dożywocie» повесть написана в духе Иоанны Хмелевской: Дом (с большой буквы), населённый самыми разными сущностями, живущими в симбиозе, смачное бурление жизни, весёлый бедлам и т.п. (при желании можете взглянуть на мои отзывы на роман «Низшая сила (Siła niższa)» и рассказ «Сумасбродка (Szaławiła)» из того же цикла). Отличие, как я уже написал, в том, что повесть детская и посвящена проблемам социализации необычного ребёнка. В чём суть необычности Божека, написано в «Низшей силе», а читатели «Маленького Лиха…» о ней поначалу не знают, так что сохраню это в тайне. Прозвище Niebożątko, употреблённое в заглавии повести, с трудом поддаётся переводу на русский. В украинском есть использованное мною редко употребляемое устаревшее слово Небожечка, имеющее примерно тот же набор значений: бедняжечка, племянничек и ещё некоторые, которые не назову ради сохранения упомянутой тайны.


Повесть вышла в меру весёлая, в меру страшная и очень душевная. Не знаю, насколько она подходит для детей, но мне понравилась. Можно рекомендовать любителям фантастических историй в духе Хмелевской, владеющим польским языком.


Пара цитат:


      […] Такое место называлось «пансион». Но не обычный пансион, а особенный. Для нечтов – существ не из этого мира, привидений, чудовищ, ангелов и так далее. Собственно оттуда взялись маленький Гуцьо под кроватью и Кракерс, его гораздо более крупный соплеменник, который обитал в бездонном подвале и занимался готовкой для всех домочадцев, а также призраки на чердаке, зелёный утопец в огородном пруду, джинн в бутылке, которую ежемесячно меняли, а также жар-птица, гномик и ещё парочка особенных и при этом стыдливых созданий. Список жильцов заканчивали восемь розовых кроликов и самая обычная старая кошка по имени Жуть.


      Конрад тоже решил использовать то, что дала ему природа – в то время, как Туру с помощью учительниц и безмерно счастливого Лиха (которое превосходно изображало, что Это Только Такой Костюм) раздавал подарки, он кружил по гимнастическому залу в костюме дьявола и пугал учеников, которые не хотели послушно ждать своей очереди.
      — … а если и дальше не будете слушаться, то приду к вам сегодня ночью – заявил он особенно раскричавшимся четвероклассникам. Детишки все, как один, вытаращили глаза, разинули рты и, к изумлению Конрада, простонали с нескрываемым восторгом:
      — КЛАСС!..
      — В моё время это работало иначе, — пожаловался Конрад, проходя мимо уже запыхавшегося Туру, на что тот тихо засмеялся.
      — Надо было, братец, одеться отключением интернета. Был бы такой ужас, что ХО-ХО-ХО!


P.S. Имя чудовища из-под кровати Гуцьо (Gucio) совпадает с именем трутня Вилли из "Пчёлки Майи" (в польском переводе). Имеет ли это какой-то дополнительный смысл не знаю, поскольку с "Пчёлкой Майей" знаком только по названию.


P.P.S. Книга для детей невозможна без иллюстраций, и "Маленькое Лихо..." богато проиллюстрировано Паулиной Вырт (Paulina Wyrt) имя которой указано на обложке рядом с именем автора текста.



P.P.P.S. Обе книги номинированы на премию имени Зайделя за 2018 год.


Статья написана 10 мая 2019 г. 15:19

Отсмотрел три сезона детективного фэнтезийного сериала "Люцифер" (Lucifer), США, 2016-2018 гг.

Похоже, лавры "Касла" и "Менталиста" не давали покоя телевизионщикам, и они решили снять ещё один сериал про женщину-детектива и её необычного помощника. И в качестве помощника, чтоб не мелочиться, выбрали самого Князя Тьмы. Тому стало скучновато в аду и он поселился в Лос-Анджелесе под именем Люцифер Денница (Lucifer Morningstar). Обзавёлся ночным клубом "Люкс" (Lux) и ведёт плейбойский образ жизни, попутно искушая не слишком сопротивляющихся этому местных любителей весёлой жизни. Так проходит пять лет и вот однажды погибает одна из подружек Люцифера. Желая найти и покарать её убийцу, Люцифер подключается к расследованию, которое ведёт детектив Хлоя Деккер. В ходе общения с Хлоей он с изумлением обнаруживает, что на неё совершенно не действуют его чары. Заинтригованный дьявол устраивается в полицию штатским консультантом и начинает помогать Хлое в расследованиях...

Как и в "Касле" в "Люцифере" много юмора, так что смотрится он с удовольствием и не напрягает. А чтобы зрители не заскучали, наблюдая за приключениями героя, обладающего сверхъестественными способностями, создатели сериала лишили Люцифера большинства этих самых способностей. В присутствии Хлои он даже становится смертным. Так что по части сверхъестественного Люцифер в сериале не слишком отличается от Патрика Джейна из "Менталиста". Эдакий обаяшка, который может угадывать тайные желания людей. При этом, в силу самонадеянности и презрения к людишкам крайне редко правильно определяющий преступника (это, конечно очень странно для владыки ада, тысячи лет изучавшего психологию грешников, но ведь детективу Хлое надо дать возможность показать, насколько она хороша в сыскном деле).

А теперь я раскрою секрет. На самом деле это не детективный сериал, а подростково-молодёжный, где в каждой серии поднимается какая-нибудь психологическая проблема и даётся рецепт её решения. Вообще похоже, что создание сериала профинансировала какая-то ассоциация психоаналитиков. И сам Люцифер и большинство других персонажей регулярно посещают психоаналитика и размышляют о своих проблемах. В частности у Люцифера это конфликт с Отцом. В общем Князя Тьмы, как Тони Сопрано, опускают по полной программе. Не удивлюсь, если для создателей сериала в аду приготовлен особый участок, где установлены самые совершенные котлы с автоподогревом.

Артисты подобраны хорошо. Том Эллис (Люцифер) дьявольски обаятелен, а Лорен Джерман (Хлоя Деккер) выглядит, как и положено, чертовски правильной девушкой. В её случае, правда, у меня странное ощущение — формально она вполне себе красивая, душевная и правильная, то есть должна вызывать симпатию, но организм при виде её настораживается. Очевидно из-за совершенно безумного взгляда. Другие персонажи тоже вполне хороши. Правда к третьему сезону сценаристы уже не знают, чем большинство из них занять, но в первом — все на месте.

Всего телеканал Фокс снял три сезона, причём в третьем творческий палец явно стал заканчиваться, так что четвёртый сезон снял Нетфликс. Кстати, он вышел буквально два дня назад — 8 мая. Не знаю, воспользовались ли нетфликсовцы придумкой второй дополнительной серии третьего сезона, где вся история фактически началась по новой с некоторым изменением начальных условий. Будем посмотреть.

В общем, всячески рекомендую любителям ненавязчивых детективных сериалов в стиле "Касла" и (местами) "Менталиста". Сам же через некоторое время намерен посмотреть четвёртый сезон.

P.S. Совсем забыл упомянуть, что поскольку сериал, похоже, шёл по каналам, которые смотрят дети, разврат в нём выглядит довольно своеобразно. Все предаются разнузданному сексу за кадром и в нижнем белье. С насилием подобная же история. Любопытно было бы взглянуть на этот сериал в исполнении HBO.


Тэги: Кино, Отзыв
Статья написана 1 мая 2019 г. 15:56


      

   Том Светерлич "Исчезнувший мир"


Жёсткая НФ в детективном антураже. Главная героиня, Шеннон Мосс, специальный агент Следственного управления ВМС, участвует в расследовании кровавого убийства целой семьи. Есть подозрение, что одну из дочерей, тело которой не обнаружено, похитили. Следов нет, время дорого, и Шеннон отправляют в одно из вероятных будущих, чтобы попытаться найти зацепки там. Героиня справляется с задачей, но по возвращении постепенно обнаруживает, что убийца действовал не сам по себе, а как член террористической группировки, уничтожающей людей, связанных с возникшей в будущем фирмой, занимающейся новейшими технологиями. И всё это как-то связано с неизменно наступающим в будущем концом света, который называют Рубежом. Причём в каждом из последующих вариантов будущего, которые посещает героиня этот Рубеж наступает всё раньше и раньше…


Автор взял эвереттовскую или многомировую интерпретацию квантовой механики, которая в последние годы пользуется у фантастов всё большей популярностью и предполагает существование параллельных вселенных. Квантовая механика вообще наука слабо поддающаяся популяризации, поскольку описываемые ею объекты невозможно представить (если вы не физик-теоретик, да и те не столько представляют, сколько оперируют формулами). Возможно поэтому почти все попадавшиеся мне НФ-книги, использующие идеи квантовой механики, трудно воспринимаемы (кроме книг Амнуэля). Связано ли это с тем, что авторы их — гуманитарии, строящие свои представления на базе упрощённых для популярности объяснений знакомых физиков, которые не очень ловки в оперировании литературными образами, или с проблемами переводчиков, которым порой и обратиться толком не к кому, не знаю. Но книга, несмотря на детективный сюжет, воспринимается тяжело. Возможно по второй причине, поскольку, по моим ощущениям, эрудиция переводчика не слишком широка.


Можно порекомендовать любителям жёсткой НФ с квантовыми заморочками.


      

   Дэйв Хатчинсон "Осень Европы"


Первая книга цикла «Европа». Недалёкое будущее. В Европе возобладали центробежные тенденции, в результате чего она распалась (и продолжает распадаться) на множество суверенных территорий, которые в романе названы политиями. Причём суверенитет получили не только очевидные в наше время претенденты на независимость, как Шотландия, или Силезия, но и такие странные образования как несколько городских кварталов Потсдама или горнолыжная курортная зона на границе Чехии и Польши. Соответственно, каждая полития оборудовала свою государственную границу, ввела собственное гражданство и валюту, и перемещение людей и товаров по Европе стало весьма не простым занятием. Чтобы облегчить его возникла тайная организация Les Coureurs — Курьеры (полное название Les Coureurs des Bois – лесные курьеры), занимающаяся доставкой почты, грузов и, если надо, людей через многочисленные границы. Курьеры не просто контрабандисты, а организация с миссией – бороться с накладываемыми раздробленностью ограничениями. А поскольку политиям курьерская деятельность не по нраву, действуют курьеры тайно, в духе шпионских романов ХХ века. Главный герой, Руди, эстонец по происхождению, работает шеф-поваром в одном из краковских ресторанчиков. И именно из-за эстонского происхождения Курьеры просят его выполнить одно задание. Потом ещё одно, потом Руди получает наставника… В общем, становится Курьером. И в ходе своей курьерской деятельности сталкивается с явлениями, которые не может объяснить…


Поначалу книга читается как неторопливая экспозиция к шпионскому роману, в которой автор решил при помощи отдельных штрихов и мазков набросать полотно раздробленной Европы потенциального близкого будущего. И лишь ближе к концу автор вбрасывает неожиданную деталь, которая сразу меняет возможные трактовки происходящего, и делает роман решительно фантастическим, а не историко-прогностическим. К сожалению, читатель не успевает насладиться открывшимися перспективами, ибо книга заканчивается. Но конец явно промежуточный и дальше ожидается ещё много всего (ещё три книги уже написаны). Так что придётся с нетерпением ждать перевода следующих книг (надеюсь более качественного), или читать его на другом языке, к чему я пока морально не готов. Так что буду ждать.


Рекомендую любителям фантастико-шпионских романов и исторических прогнозов. Возможно, стоит подождать выхода продолжения, и читать потом.


Пара цитат:


      

цитата
В паре километров от Гливице вдоль путей бегали польские дети и бросались в поезд камнями. Никто не обращал на них внимания; в эти дни было бы странно проехать по Польше на поезде без того, чтобы в тебя что-нибудь не бросили, или не уронили с моста, или не оставили на путях. Руди полагал, что это как-то связано с обидой поляков из-за Линии, но обида поляков из-за Линии – вещь сложная, а, кроме того, у поляков имелось еще столько поводов для обид, что было трудно сказать наверняка. Возможно, это просто мода – одно из бессмысленных невротических поветрий, которые иногда охватывают культуры, как езда на крыше лифта, загородные торговые центры или краш-музыка.


      

цитата
В последние годы двадцатого века по Европе пронеслось эхо открывающихся дверей, когда обрел плоть и кровь, хотя и с оговорками в случае некоторых государств, проект Шенгенского соглашения.
Долго он не протянул. В первые годы двадцать первого века в полную силу зазвучала симфония захлопывающихся дверей. Экономический коллапс, паранойя из-за беженцев и, конечно, GWOT – Глобальная война против терроризма – вернули паспортные и иммиграционные проверки разной степени жесткости – смотря о чьей границе идет речь. Затем сианьский грипп вернул карантинные проверки и национальные границы как средства контроля за распространением болезни; он погубил – в зависимости от того, чьим данным веришь, – примерно от двадцати до сорока миллионов человек в одной только Европе. В придачу он погубил Шенген и выбил и без того довольно шаткую почву из-под ЕС.
Союз дотянул до двадцать первого века и умудрился в том или ином виде выживать еще несколько лет – годы нытья, междоусобиц и кумовства. Затем от него спонтанно начали отшелушиваться всё более мелкие и безумные национальные государства, как с обгорелого отпускника – завитки кожи.
Никто так и не понял, почему это произошло.
Неожиданным оказалось то, что Союз продолжал облезать кусочек за кусочком даже после сианьского гриппа. На бумаге он еще существовал, но только в разрозненных осколках, вроде франшизы «Бургер Кинг», в основном в Англии, Польше, Испании и Бельгии, и по большей части только громко ныл в ООН. Последней модой в Европе стали страны, и их с каждым годом становилось все больше и больше.


      

цитата
Сапожник еще долго смотрел на него, потом грустно покачал головой. Пошел к телефону и принялся что-то прокручивать на тап-клавиатуре.
– И, конечно, в Зоне бумажные паспорта, – сказал он, пристально глядя на экран телефона. Покачал почему-то головой, ткнул в тап-клавиатуру несколько раз. – С кремнием куда проще.
– Вроде должно быть сложнее.
Сапожник снова покачал головой. Побарабанил по телефону костяшками пальцев.
– С кремнием все можно сделать здесь. С бумагой… ну, нужно найти правильную бумагу, правильные чернила, правильные печати… намного сложнее.
– Ясно, – сказал Руди.
– Мой пианист за десять минут хакнул компьютер погранслужбы Зоны и обновил записи по твоей легенде. Где тут безопасность?
– Ясно, – сказал Руди.
– Вот бы все и делали такие паспорта, – продолжал сапожник. – Кремниевый паспорт может хакнуть любой пианист, но для того, чтобы работать с бумагой и чернилами, нужен художник.


      

цитата
– А зачем этим занимаешься ты? – спросил он.
– Мне нравится думать, что я поддерживаю дух Шенгена, – Дариуш постучал сигаретой по хрустальной пепельнице, служившей заодно пресс-папье для разглаживания карт. – У всех и у всего есть право свободного прохода через национальные границы.
– У всего? У наркотиков? Оружия? Белых рабов?
Дариуш ухмыльнулся.

– Особенно у наркотиков, оружия и белых рабов.
Неважно. Руди вдруг понял, что согласен с Дариушем. Начиналось все ради безобидного приключения, но чем больше он их переживал, тем чаще думал, что он реально, реально ненавидит границы и всю ту дурацкую бюрократическую волокиту, что идет с ними в комплекте.


      

цитата
Но у него имелось небольшое преимущество. Он знал правду о слежении. С рассветом GWOT народы Запада – не считая Соединенных Штатов Америки, где либертарианцы носили ружья и применяли их при встрече с камерами для выражения своей свободы, – решили создать параноическое государство, где каждый шаг каждого гражданина записывается, классифицируется и снимается – если тебе нечего скрывать, то не о чем и беспокоиться, так что иди на хрен.


      

цитата
Если он что-то и узнал за годы странствий по Европе, так это то, что люди ненавидят, когда находят места, куда они не могут попасть. Потому-то взломщики грабили банки, офицеры MI-6 переходили через Чекпойнт Чарли, резиденты ЦРУ создавали сети стрингеров в Москве и Бухаресте. О да, они воровали прибыли компаний или собирали разведданные о враге. Но на самом деле, суть сводилась к тому, что они отправлялись туда, куда больше никто не мог попасть. Руди было знакомо это ощущение власти, ощущение всемогущества, которое получаешь от подобных занятий.


      

   Мария Галина "Слишком много действующих лиц"


Фантастическая пьеса. Двенадцать самых разных людей, точнее одиннадцать людей и одна тёмная эльфийка, участвуют в некоей телепрограмме в стиле крысиных бегов. Участников помещают в замкнутое пространство и лишают связи с внешним миром. После чего начинается взаимодействие, в котором, собственно, весь цимес. Галина весьма иронична (один список действующих лиц чего стоит) и даже афористична. Хотел настричь цитат, но решил, что проще будет дать ссылку на не слишком большой текст пьесы, благо он совершенно бесплатно доступен в сети на сайте «Нового мира».


Рекомендую любителям ироничной социальной фантастики вообще и творчества Марии Галиной в частности.


В качестве цитаты приведу список действующих лиц:


      

цитата
Вероника Аркадьевна — тонная женщина
Людмила Петровна — хорошая женщина
Таллэ — темный эльф
Ниночка — продавщица в отделе косметики
Варя — домашняя девочка
Лера — молчаливая девочка
Леонид Сергеевич — очень старательный человек
Алексей — сложный человек
Костя — очень хороший мальчик
Викентий — нервный человек
Родион — правильный человек
Алик — от кого-то скрывающийся человек
Алиса, Аслан….


      

   Кейт Фокс "Наблюдая за англичанами: скрытые правила поведения"


Автор, социальный антрополог, решила исследовать не первобытные племена где-нибудь в жарких странах или на крайнем Севере, а своих соотечественников – англичан. Причём именно англичан, поскольку у шотландцев, уэльсцев и ирландцев другие нравы и обычаи. И представила результат исследований в виде достаточно толстой книги. Книга не относится к лёгкому чтению для туристов, а стоит где-то между научпопом и научной литературой, однако написана в ироничном стиле, что несколько сглаживает обилие материала и множество излишних для туристов подробностей. Так что читать её стоит тем, кого реально интересуют англичане, как народ.


Книга заставила меня взглянуть на англичан (да и на другие европейские народы) по-новому, несколько пошатнула сложившиеся представления и объяснила кажущиеся противоречия. Так что польза от чтения антропологической литературы таки есть.


Меня лично поразил тот факт, что большая часть моего собственного поведения характерна для британского высшего класса (в противоположность среднему), к которому я, очевидно, никакого отношения не имею. По-видимому, сказывается тлетворное влияние прочитанных в детстве и юности английских писателей.


Пара цитат:


      

цитата
То, что люди во всех странах хотят носить спортивную одежду фирмы «Найк» и пить кока-колу, вовсе не означает, что они меньше заинтересованы в сохранении самобытности своей культуры.


      

цитата
Например, напускная, бьющая через край пылкость и помпезная выспренность, свойственные почти всем американским политикам, не найдут понимания у англичан. Мы наблюдаем их выступления в программах теленовостей с отстраненной снисходительностью, изумляясь легковерности ликующих толп, покупающихся на подобную высокопарную чушь. Иногда речи американских политиков пробуждают в нас не презрительную насмешливость, а неловкость: нам трудно понять, как они решаются произносить постыдные банальности таким смехотворно пафосным тоном.


      

цитата
В сущности, наша сдержанность — это форма учтивости, так называемая отрицательная вежливость, по определению социолингвистов Брауна и Левинсона, подразумевавших под данным понятием отказ от вмешательства в частную жизнь людей и навязывания им своего общества (в противоположность «положительной вежливости», связанной с потребностью людей в общении и общественном одобрении).


      

цитата
В среде английских школьников существует неписаное правило, запрещающее проявлять излишний энтузиазм в учебе. В некоторых школах усердие при подготовке к экзаменам допустимо, но при этом школьники должны жаловаться по поводу того, что им приходится много сидеть над учебниками, и ни в коем случае не признавать, что учеба доставляет им удовольствие. [...] Школьники, которым нравится учиться или которые увлечены каким-то одним предметом или гордятся своими успехами в учебе, старательно скрывают свое рвение под маской притворной скуки или показного безразличия.


      

цитата
Посетив одно собрание какого-нибудь английского клуба или общества, вы получите представление обо всех подобных мероприятиях. Даже собрание анархистов, на котором я однажды присутствовала, проводилось по аналогичному сценарию, хотя оно было организовано гораздо лучше, чем собрание других ассоциаций.


      

цитата
Не бывает «социально нейтральных» алкогольных напитков. В Англии дело обстоит так же, как и везде. «Что ты пьешь?» — вопрос с социальным подтекстом, и мы судим о человеке по его ответу. Выбор напитка редко обусловлен исключительно личным вкусом.


      

цитата
В разных странах люди в состоянии алкогольного опьянения ведут себя по-разному. В некоторых обществах (в Великобритании, США, Австралии и некоторых областях Скандинавии) употребление алкоголя ассоциируется с агрессией, насилием и антиобщественным поведением, в других (в южных странах) пьющие ведут себя вполне мирно. Эти различия нельзя объяснить разным уровнем потребления алкоголя или генетическими факторами — они непосредственно связаны с тем, что в каждой культуре свое понятие об алкоголе, о том, как он должен воздействовать на человека, и свои социальные нормы относительно поведения в состоянии опьянения.


      

цитата
Однако то, что люди принимают за английскую эксцентричность в одежде, на самом деле — прямая противоположность: это трибализм, форма традиционализма, единообразие. Пусть панки, готты и им подобные выглядят диковинно, но все они — вернее, каждая из этих характерных групп диковинны одинаково. Нет ничего уникального или эксцентричного в английской «уличной» моде: все ее разновидности указывают на принадлежность к той или иной субкультуре.


      

цитата
Еда, говорят нам, это секс наших дней. Действительно, так называемые назойливые классы, которые прежде учили нас правилам здорового секса, теперь вовсю проповедуют нормы здорового питания.


      

цитата
Мы не задумываясь указываем в анкете или заявлении, что мы по вероисповеданию англиканцы [...], потому что это не подразумевает ни соблюдения религиозных предписаний, ни веры во что бы то ни было — даже в существование Бога.


      

цитата
Выражения, с помощью которых характеризуют почившего, — это своеобразный шифр. О мертвых плохо не говорят, но всем известно, что, например, фраза «всегда был душой общества» — это эвфемистический синоним пьянства; «не выносил людской глупости» — вежливый способ сказать, что покойный был мелочным, сварливым человеком; «щедро дарила свою любовь» — значит, была неразборчива в связях; а «закоренелый холостяк» — это всегда гомосексуалист.


      

цитата
День святого Валентина тоже считается точкой с запятой (хотя этот день выходным не является), потому что данный праздник играет важную роль в наших обычаях ухаживания и бракосочетания (во всяком случае, в этот день резко возрастает число самоубийств).


Статья написана 7 апреля 2019 г. 14:49


           

   Кэтрин М. Валенте "Сказки сироты"


Роман в сказках. Издан в двух томах: "В ночном саду" и "Города монет и пряностей", каждый из которых в свою очередь состоит из двух книг. Но это ещё не весь фрактал – роман написан в шкатулочном стиле, то есть герой одной истории рассказывает другую историю, герой которой, в свою очередь, рассказывает третью… и так до семи уровней вложения. И при этом герои одних историй через какое-то время возникают в других, в результате чего образуется причудливое переплетение сюжетных линий, формируя ткань повествования. В истории-канве же рассказывается о девочке-сироте, живущей в саду могущественного султана. Девочку все избегают, ибо считается, что на ней лежит проклятье, проявляющееся в виде чёрных кругов вокруг глаз, но по той же причине ей боятся причинить вред. И лишь любопытный принц находит в себе смелость подойти к девочке и заговорить с нею. Оказывается, что упомянутые круги это сверхплотная запись многочисленных историй, которые девочка и начинает рассказывать принцу…


Как видим базовый сюжет «Сказок сироты» чем-то напоминает базовый сюжет «Тысячи и одной ночи» и, собственно, автор и не скрывает, что писала свои сказки под влиянием сказок Шахерезады. А также множества других сказок самых разных народов (включая русские сказки), отголоски которых порой улавливаешь при чтении. Однако Валенте не просто компилирует классику, а создаёт своё глобальное сказочное полотно. И делает это превосходно. Никогда не думал, что буду читать сказки с таким интересом. Впрочем, написана книга явно не для детей и полна интересных, часто парадоксальных мыслей о множестве вещей. При чтении меня постоянно тянуло выписать какую-нибудь особо афористичную фразу, но потом оказалось, что выписки и сами могут составить книгу, так что я забросил это занятие.


Стиль изложения у Валенте весьма красочный и витиеватый со множеством эпитетов, порой странных и неожиданных, что хорошо для сказки, но может создать трудности для читателей комиксов и соцсетей. В любом случае, читать Валенте лучше небольшими кусочками, смакуя.


Рекомендую любителям красивой сказочной прозы.


      

   Майк Маллейн "Верхом на ракете. Возмутительные истории астронавта шаттла"


Мемуары Майка Маллейна, который, невзирая на препятствия вроде плохого зрения, смог осуществить детскую мечту и стать астронавтом – участником программы Space Shuttle. Автор весьма откровенно описывает отбор (включая политически-интрижную составляющую) и подготовку астронавтов и «бытовые» подробности, связанные с космическими полётами. Много внимания уделено жизни автора до поступления в отряд астронавтов, службе в армии, родителям и жене, что позволяет увидеть, как написано в предисловии, портрет эпохи. В общем, интересная книга – о многих деталях я узнал впервые.


Рекомендую интересующимся космическими полётами вообще, и программой Space Shuttle в особенности. Российским читателям следует быть готовыми к тому, что автор американский военный с соответствующими взглядами.


      

цитата
Мать и отец не замечали опасности моих экспериментов. В ответ на новую красную угрозу с небес организовывались школьные кружки ракетостроителей, чтобы заинтересовать детей естественнонаучными и техническими предметами, а формула ракетного топлива распространялась подобно лотерейным билетам. Раз в этом участвует школа, это должно быть безопасно – такова была ошибочная логика моих родителей.


      

цитата
Старая военная поговорка гласит: жёны не имеют званий. Ну, тогда пасхальный кролик – астронавт. Каждая из жён неназначенных астронавтов, в том числе и моя, знала, что её положение изменилось. Жёны назначенных работали с пиар-службой NASA, планируя телевизионные и журнальные интервью с мужьями, а супруги неназначенных вытирали детям попы. Эти королевы на час скоро будут всходить на борт бизнес-джета «Гольфстрим», чтобы вылететь во Флориду в качестве очень важных персон. Нет сомнений, что некоторые браки страдали в этой новой реальности с делением на назначенных и неназначенных.


      

цитата
[…] в одном полёте на F-4 […] моим пилотом был человек с генеральскими погонами, а я был первым лейтенантом и боялся. Мне никогда не приходилось раньше летать с флаг-офицером. Но этот человек был лидером, который понимал, как страх может поставить под угрозу работу команды, и сделал всё от него зависящее, чтобы снять его. Когда моя нога ступила на трап самолёта, генерал остановил меня и сказал, показывая на своё плечо: «Посмотри на эти звёзды. Если я сделаю ошибку, они не спасут нам жизнь. Если ты увидишь в этом полёте что-то, что покажется тебе подозрительным, скажи мне. Полёт сам по себе достаточно опасен, не хватало ещё, чтобы члены экипажа боялись высказаться». Этот момент придал мне сил. Отдел астронавтов отчаянно нуждался в подобном разговоре, но такого не случилось.


      

   Лен Дейтон "Британские СС"


Детектив плюс альтернативная история. В описываемом варианте истории Германия оккупировала Великобританию. Цитата: ”Каучуковый штемпель оставил на очередном документе оттиск: «Скотланд-Ярд, четырнадцатое ноября тысяча девятьсот сорок первого года». Невероятно. Прошло всего два года с того дня, как началась война. И всё уже кончено. Бои отгремели. Страна проиграла”. Соответственно, Скотланд-Ярд теперь подчиняется руководству СС в лице группенфюрера Келлермана. Главный герой, Дуглас Арчер, инспектор Скотланд-Ярда, человек аполитичный. Он считает, что кто бы ни правил Великобританией, преступников всё равно надо ловить, и весьма успешно этим занимается, ещё до войны заработав у газетчиков прозвище «Снайпер Скотланд-Ярда». Однако, неожиданно, к расследованию убийства одного из расплодившихся после начала оккупации спекулянтов проявляет интерес сам рейхсфюрер Гиммлер, направляя в Лондон штандартенфюрера Хута. И, в ходе расследования, политики уже избежать не удаётся – ниточки ведут к Сопротивлению, к Абверу и в другие подобные места, а от результатов зависит будущее всего мира…


Читал с интересом. Автор создал весьма достоверно выглядящую картину оккупации, да и собственно детективная интрига хороша. Ну и этические дилеммы, которые постоянно встают перед главным героем, заставляют задуматься и примерить его шкуру на себя.


Рекомендую любителям альтернативной истории.


      

цитата
Армия, семья, школа – таковы были тесно переплетенные нити, связывающие высшие слои английского общества крепче совместных деловых предприятий и капиталов. Диктаторам правого и левого толка для объединения рядов приходилось насаждать идеологию. Но для собравшихся за этим карточным столом людей и тысяч таких же, как они, цель не оправдывала средства – средства и были целью, сам процесс игры в команде был важнее выигрыша, если команда состояла из своих.


      

    Иван Тропов "Цензор"


Цикл, состоящий из двух рассказов: «Цензор» и «Сейва не будет». Цикл посвящён теме насилия в компьютерных играх. Тема достаточно популярная, но автор нашёл новый поворот – изобрёл профессию цензора. Правда, это скорее не цензор, а агент-провокатор, но "цензор", ясное дело, звучит лучше. В чём суть новой профессии? В некоем ближнем будущем изобретено оборудование, которое даёт такой эффект присутствия, что игровой мир практически невозможно отличить от реального. Соответственно, насилие в этом виртуальном мире может стать опасной тренировкой перед применением его в мире реальном. Понятно, что государство считает своим долгом контролировать этот уровень насилия, что облегчается тем, что оборудование дорогое, и игроки вновь из квартир потянулись в компьютерные клубы. Контролем, а точнее проверкой игр на максимально достижимый в них уровень насилия и занимаются цензоры. Для чего входят в игру и начинают профессионально зверствовать, стараясь набрать нужное число баллов…


В первом рассказе молодой цензор проходит испытание на профпригодность, а во втором показаны уже последствия цензорской профдеформации. В плане языка и стиля рассказы не выделяются, но внимание удерживают (правда, местами, примитивными приёмами, но автор, похоже, молодой, да и целевая аудитория тоже).


Первый рассказ геймерам стоит почитать, второй – опционально, конец в нём подкачал.


Статья написана 26 марта 2019 г. 22:44

Отсмотрел фантастический комедийный боевик "Чужие на районе" (Attack the Block), Великобритания, 2011 г.

Фильм вполне можно было бы назвать "Гопники против пришельцев". Группа малолетней шпаны из Южного Лондона грабит молодую медсестру, когда с неба на стоящий рядом автомобиль падает нечто вроде метеорита. Главарь шайки из интереса лезет в машину и подвергается атаке инопланетного монстра, эдакого мелкого Чужого. Шпана бросается на помощь главарю и пришельцу приходит конец. Ребятишки думают, что это им попалось и нельзя ли с этого что-нибудь поиметь, но вскоре с неба начинают падать другие пришельцы, напоминающие смесь гориллы с собакой Баскервилей, которые легко рвут в куски даже полицейских...

В общем, в конечном итоге, пришельцев победят. Причём благодаря тому, что один укурок любит биологию, а другой устроил прямо в многоквартирном доме плантацию конопли.

В принципе, можно посмотреть (особенно, если вас интересуют нравы лондонской шпаны), а можно и не смотреть.


Тэги: Кино, Отзыв



  Подписка

Количество подписчиков: 88

⇑ Наверх