Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 13 ноября 2020 г. 10:20

Честно говоря, в мои планы не входил поход в кинотеатр на фильм "Пустошь тьмы и зла" сценариста и режиссера Брайана Бертино. Но посмотрев достаточно атмосферный трейлер картины и вспомнив, что на счету ее автора есть годный триллер "Незнакомцы" (The Strangers, 2007), я пришел к выводу: почему бы и нет? Возможно, если бы в свое время мне на глаза попались два предыдущих низкопробных "шедевра" Бертино, я бы все-таки остался дома. Ну да ладно.

"Пустошь тьмы и зла" повествует о брате и сестре (Майкл и Луиза), которые приезжают на уединенную ферму своих родителей, дабы проведать тяжело больного отца, находящегося в некотором подобии комы. Их встречает мрачная неразговорчивая мать, с порога призывающая их отправляться обратно. Но дети не хотят бросать родительницу в подавленном состоянии и намереваются провести с ней несколько дней, дабы помочь в трудную минуту и словом и делом. И буквально на следующие сутки пожилая женщина совершает самоубийство, а Майкл и Луиза находят ее дневник, в котором она обвиняет во всех бедах демона, вторгшегося в их с мужем тихий провинциальный мир. Что это, правда или бред впечатлительной старушки? Брат с сестрой теряются в догадках. Однако, когда на ферме начинают происходить жуткие явления, им не остается ничего другого как признать, что их мама была недалека от истины.

Казалось бы, надо что-то делать: либо бежать, либо дать отпор отродью сатаны. Причем, второй пункт предполагает массу вариантов. Можно позвать священника, чтобы освятить дом и окрестности. Или обратиться к какому-нибудь оккультному специалисту и провести обряд изгнания беса. Да в конце концов можно просто отвезти отца в больницу, а самим покинуть проклятое место и забыть о нем как о дурном сне. И как вы думаете, что же выберут наши герои? Ровном счетом НИ-ЧЕ-ГО. Серьезно! Вокруг Майкла и Луизы будет твориться всякая лютая паранормальная ерунда, но они даже пальцем не пошевелят, чтобы как-то ее прекратить и продолжат обитать в родительском доме как ни в чем не бывало, не забывая при этом повторять как же им страшно.

Самое забавное, что в какой-то момент служитель церкви сам приходит к ним и говорит, что общался с их матерью и пытался помочь ей разобраться с ее проблемой. Но брат с сестрой, выслушав его, заявляют, что, мол, они не религиозны и не хотят вникать во всю эту чушь про демонов, которую священник скармливал пожилой женщине. Ну и в результате они отправляют святого отца куда подальше. Поистине замечательное решение в сложившихся обстоятельствах!

Кстати, с фигурой пастора будет связана одна из по-настоящему криповых сцен, коих в фильме оказалось не так уж и много. Тут стоит заметить, что зло в картине тоже вышло весьма необычным. С одной стороны, ему нужна душа старика, но при этом оно не прочь поизводить и его родственников. Видимо в деревне и правда скучновато жить. Хорошо хоть гости приехали, а то совсем не с кем было поразвлечься.

Короче, вся эта компания тусуется на ферме, периодически довольно вяло взаимодействуя друг с другом, пока не наступает скомканная кульминация, тупо обрывающая сюжет на полуслове и порождающая целый ворох вопросов. Например, "что за сущность преследовала героев?" и "что за хрень я только что посмотрел?".

В общем, если подводить итог, то получается, что "Пустошь тьмы и зла" — это крайне странный и невнятный фильм, который я при всем желании не могу порекомендовать для ознакомления. Разве что Вам по душе всякие нестандартные хорроры. Но и в этом случае нужно будет запастись терпением, чтобы осилить картину Брайана Бертино до конца.

Оценка: 4/10.


Статья написана 6 ноября 2020 г. 10:00

Премия Эдгара Аллана По в номинации "Лучший роман", премия "Кинжал" от Ассоциации писателей-криминалистов за лучший триллер, рейтинг 4.13 на сайте goodreads.com, сформированный на основе 34248-ми оценок читателей. Казалось бы, что может пойти не так? — спрашивал я себя, перед тем как приступить к знакомству с книгой Джона Харта "Последний ребенок". И, к сожалению, много чего пошло не так. Практически все. Но начнем по порядку.

Роман рассказывает историю подростка Джонни Мерримона, чье детство при всем желании нельзя назвать беззаботным. Его сестра-близнец Алисса была похищена, отец ушел из семьи, а мать ударилась во все тяжкие, пытаясь приглушить свое горе алкоголем и таблетками. Джонни всеми силами стремится найти сестру, потому что уверен, что после воссоединения с ней, жизнь снова войдет в привычную колею. И вот однажды он становится свидетелем ДТП и сбитый машиной мотоциклист успевает подкинуть ему зацепку, которая может сдвинуть расследование исчезновения Алиссы с мертвой точки. Правда, полицейский детектив Клайд Хант не разделяет энтузиазма Джонни, потому как одновременно с происшествием на дороге в городе пропадает еще одна маленькая девочка по имени Шарлотта Ремплинг. Как знать, возможно мотоциклист говорил о ней, а не о пропавшей год назад близняшке. Кто же ворует детей прямо средь бела дня? И кто обнаружит маньяка первым, 13-летний пацан или опытный служитель закона?

Такова главная интрига произведения Джона Харта. Но я бы не рекомендовал браться за него, даже если краткий синопсис книги вас заинтриговал. Прежде всего потому, что "Последний ребенок" — это ни в коем случае не детектив. Это примитивная по своей сути мелодрама, которая пытается быть глубже и сложнее, чем она есть по факту. Ну, серьезно. Вместо выстраивания причинно-следственных связей и поисков преступника персонажи только и заняты тем, что говорят о своих чувствах или выясняют отношения друг с другом. При этом, когда дело доходит до каких-либо логических построений, герои действуют скорее вопреки логике, чем в соответствии с ней. Такое ощущение, что автор романа вообще не слышал про дедуктивный метод, а сведения о работе полиции почерпнул из второсортных сериалов, редко когда дотягивающих до второго сезона. В противном случае, я не понимаю как можно было сочинить такую ерунду как "Последний ребенок".

Другая проблема книги — это максимально картонные персонажи. Несмотря на все усилия Харта и тот психологизм, который он щедро рассыпал по страницам своего произведения, ему так и не удалось вдохнуть в героев искру жизни и сделать их хотя бы минимально интересными. А посему и сопереживать протагонистам и антагонистам совершенно не хотелось.

Отдельного упоминания заслуживают диалоги в романе. Не знаю, кто тут в итоге отличился, писатель или переводчик, но читать реплики персонажей иногда было физически тяжело. Очень часто казалось, что люди не общаются между собой, а просто произносят какие-то слова, будучи погруженными в свои мысли. В общем, давненько мне не попадались столь нелепые разговоры, вызывающие чуть ли не ежесекундные фэйспалмы.

Однако при всех недостатках текста, я все же осилил его до конца, поскольку мне было любопытно, кого же из героев автор запишет в педофилы. И надо признать, что здесь Джон Харт все-таки смог удивить, немного скрасив утомляющую унылость книги.

В предисловии к роману Харт благодарит целую группу людей, отвечавших за рекламу и продвижение "Последнего ребенка", попутно называя книгоиздание "бизнесом" — что, в принципе, соответствует действительности. Только вот есть у меня подозрение, что и сам Джон больше бизнесмен, чем писатель. То есть, человек, создающий непритязательный массовый продукт и успешно продающий права на его выпуск в других странах, дабы были средства на хлеб с маслом, пока вымучиваешь свой следующий "шедевр". Конечно, подобных ремесленников от мира литературы пруд пруди. И пускай они трудятся, если их работы кем-то востребованы. Но когда за откровенную халтуру дают еще и профильные премии — это уже ни в какие ворота не лезет.

Оценка: 5/10.


Статья написана 31 октября 2020 г. 13:31

На дворе 31-е октября, а значит канун Дня всех святых и то время, когда я, как обычно, оставляю в своей авторской колонке очередную пугающую кино-рекомендацию. Сегодня мне захотелось посоветовать для ознакомления одновременно жуткий и забавный фильм "Рыцарь демонов ночи" (Tales from the Crypt: Demon Knight, 1995), который является полнометражным ответвлением от культового сериала "Байки из склепа" (Tales from the Crypt, 1989-1996).

Речь в картине идет борьбе представителей Рая и Ада за обладание неким ключом, с помощью которого силы Тьмы могут установить свою власть на Земле, дабы повергнуть ее в пучину хаоса. В данное противостояние оказываются невольно втянуты постояльцы гостиницы, расположенной близ маленького провинциального городка. И теперь исход бесконечной битвы во многом зависит от того, смогут ли простые смертные помочь посланнику Небес защитить таинственный артефакт от загребущих рук верного подданного сатаны или же падший ангел одержит верх и привычный нам мир перестанет существовать.

На мой взгляд, в этом фильме прекрасно все! В первую очередь стоит отметить продуманный до мелочей сюжет картины. Несмотря на то, что за сценарий отвечали сразу трое человек, им удалось написать весьма качественный скрипт, бодро ведущий зрителя по лабиринту из страшных и комедийных эпизодов, выполненных в стиле лучших историй Хранителя склепа. Поверьте, скучать во время просмотра вам точно не придется и все полтора часа пройдут буквально на одном дыхании.

Кроме того, нельзя не сказать пару слов о визуальной составляющей фильма. Она получилась по-настоящему мрачной и запоминающейся, благодаря профессиональной работе гримеров (от внешнего вида демонов просто глаз не оторвать) и декораторов (интерьеры гостиницы, утонувшие в ночной мгле и полные кровожадных монстров намертво врезаются в память, чтобы вернуться потом в кошмарных сновидениях). Все это создает неповторимую и вязкую атмосферу безнадеги, в которую угодили главные герои. Ты прямо-таки кожей чувствуешь смятение людей, очутившихся в полной изоляции посреди безымянного захолустья, и их шок, вызванный осознанием того, что помощи ждать неоткуда и им самим придется дать отпор хитрому и безжалостному противнику.

Как водится, в подобных стрессовых ситуациях каждый человек начинает по разному проявлять те или иные стороны своего характера. Кто-то старается не падать духом и ищет решение проблемы, кто-то, наоборот, озабочен спасением лишь собственной шкуры, ну а некоторые тупо плывут по течению, как бы наблюдая за происходящим со стороны. Компания людей, столкнувшихся с демоническим Рыцарем, не стала исключением. Каждый из персонажей вышел по-своему интересным и колоритным, и каждый со своей реакцией на встречу с порождениями Тьмы. И здесь следует упомянуть отличную работу актеров, занятых в картине. Их игра была действительно яркой и убедительной, поэтому за одних героев реально хотелось переживать, а других без труда получалось ненавидеть за проявления их гнилой и мелочной натуры. Среди лицедеев отдельную похвалу заслужили Уильям Сэдлер, исполнивший роль избранника Господа, и Билли Зейн, примеривший на себя образ адского антагониста. Думаю, не погрешу против истины, если заявлю, что последний выдал чуть ли не самый зажигательный перформанс за всю свою кинокарьеру.

Короче говоря, "Рыцарь демонов ночи" — это годный во всех смыслах хоррор, снятый в лучших традициях "Баек из склепа". Идеальный вариант для просмотра в Хэллоуин, который одинаково хорошо пугает и развлекает, как любой грамотно рассказанный ужастик.


Статья написана 9 октября 2020 г. 20:15

We are sick, fucked up and complicated

We are chaos, we can't be cured...


Marilyn Manson "We are chaos" (2020)


***


Конец 1960-х годов в США был отмечен ростом числа антивоенных движений, выступавших против вооруженного конфликта во Вьетнаме. Активное участие в них принимали представители популярной в то время субкультуры хиппи. Несмотря на то, что большинство "детей цветов" вело себя относительно безобидно, были и те, кто не стеснялся прибегать к крайне радикальным способам борьбы с властью.

Одна из героинь романа Роберта Маккаммона "Моё!" по имени Мэри Террелл когда-то состояла в одной из таких террористических групп, которая приказала долго жить в результате массированной облавы ФБР. Лишившись верных друзей, Мэри ушла в глубокое подполье, где потихоньку сходила с ума, довольствуясь жалким существованием на задворках общества.

Проходят годы и уже не молодая женщина внезапно получает весточку от одного из членов "Штормового Фронта" с предложением встречи. Террелл предполагает, что с ней на связь вышел ее бывший лидер и по совместительству любовник Джек Гардинер, а посему собирается ответить на его зов. Однако Мэри понимает, что воссоединение родственных душ будет не полным, если она не привезет Джеку кое-что особенное. Кое-что, что она по праву может назвать своим...

Маккаммона принято считать очень неровным писателем, который способен выдать как "конфетку", так и лютый "проходняк". Слава богам, при создании романа "Моё!" вдохновение не покинуло Роберта и он подарил нам весьма продуманный и динамичный триллер с целым рядом весомых достоинств. Прежде всего, хотелось бы похвалить автора за его работу с персонажами. Читая текст, ты действительно видишь настоящих людей, понимаешь особенности их характеров и мотивацию их поступков. Поэтому эмоциональная вовлеченность в сюжет остается довольно высокой на протяжении всего повествования. При этом, особенно удачным оказался образ Мэри Террелл — чертовски опасной и несгибаемой психопатки, для которой человеческая жизнь — не более чем пустой звук.

Также в глаза бросается и то, как умело Маккаммон чередует "спокойные" сцены и экшен, не забывая и там и там уделять внимание самым мелким деталям, благодаря чему в голове без труда рождается яркая и насыщенная "картинка" происходящих в книге событий. Хотя для тех, кто знаком с другими произведениями писателя, не станет открытием его кинематографичный литературный стиль.

Дополнительный интерес вызывает и затрагиваемый в романе исторический контекст. Книгу вполне можно воспринимать как эссе на тему судьбы юного поколения 1960-х годов, которое, на первый взгляд, сражалось с несправедливостью мира, а на самом деле, воевало с самим собой, умирая либо от наркотиков, либо от полицейских пуль. Конечно, были и те, кто выстоял. Но далеко не все из них смогли прижиться в новой реальности. Далеко не все смогли забыть о своей борьбе.

Даже финал романа получился на загляденье: драматичный, брутальный и кровавый. Одним словом, даже в конце Маккаммон не подвел и поставил в своей истории эффектную точку, попутно подтвердив мысль о том, что никогда нельзя терять надежду и опускать руки в трудной ситуации. Что важно всегда защищать свое, даже если шансы на успех невелики. И что тот, кто ищет, тот обязательно обрящет.

Оценка: 10/10.


Статья написана 18 сентября 2020 г. 12:55

Здорово, что издательство "Полтергейст Пресс" радует читателей выпуском разноплановых произведений в жанре хоррор. Вот и роман Аарона Драйза "Падшие мальчики" даже при всем желании нельзя назвать обычным ужастиком.

Речь в книге идет о благополучной с виду семье, потерявшей ребенка. Четырнадцатилетний Ной Дикинс покончил жизнь самоубийством, спрыгнув с верхнего этажа торгового центра на глазах у десятков ничего не подозревавших покупателей.

Спустя четыре года после трагедии отец мальчика находит файл с перепиской сына с другим подростком, из которой становится ясно, что собеседник Ноя всячески подталкивал того к роковому шагу. Не желая впутывать полицию, Маршалл собственноручно связывается с интернет-подстрекателем, не ведая к каким чудовищным событиям это приведет в самом ближайшем будущем.

Лично для меня "Падшие мальчики" условно делятся на две части. Первая рассказывает о смерти Ноя и ее разрушительных последствиях для его семьи. Здесь есть и грамотно закрученная интрига, и достоверные характеры главных героев, и подробный разбор их психологического состояния после потери единственного чада.

Вторая же половина текста, посвященная, в основном, столкновению Маршалла Дикинса с человеком, виновным в гибели Ноя, меня не слишком порадовала. Пытаясь найти причину этого, я пришел к выводу, что сильнее прочего меня напрягло желание Драйза впихнуть в свой роман как можно больше всего.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Тут у нас и жуткая смерть ребенка; и маньяк-многостаночник, который параллельно со склонением подростков к суициду, успевает пускать кровь невинным в подвале собственного дома; и малолетний отпрыск злодея, внезапно сам становящийся психопатом в присутствии Маршалла (вопрос, что раньше мешало ему слететь с катушек?); и религиозная подоплека убийств… Короче, Аарон явно создавал сюжет по принципу "пожирнее и погуще".

Наверняка, кому-то придется по вкусу подобная литературная "солянка". Мне же она показалась слишком перегруженной различными ингредиентами. Причем, некоторые из них, на мой взгляд, слабо стыковались друг с другом. Например, я так и не понял, почему кровавый ритуал назывался "Прощение". Вроде как через него антагонист хотел достучаться до Бога и добиться его милости. Но неужели он действительно думал, что ему удастся осуществить это посредством насилия? Какая-то очень странная логика, однако. Да и действия маньяка в отношении Ноя тоже оказались "притянутыми за уши".

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ну появилось у тебя дитя на стороне, и что? Какой смысл было тратить кучу времени и сил на его поиски и промывание неокрепших мозгов, когда у тебя под боком есть еще один ненавистный тебе сын? Хотел убить кровинушку? Так покончи с Сэмом и живи дальше. Какое тебе дело до какого-то там пацана в Австралии? В общем, для меня мотивация Гая Напье так и осталась загадкой.

Тем не менее, я не стану утверждать, что "Падшие мальчики" — плохая книга. Нет, это далеко не так. Она может похвастаться и цепляющей историей с несколькими неожиданными поворотами; и "объемными" персонажами, которым хочется сопереживать; и вызывающим оторопь финалом.

Вот если бы еще все это было доработано и доведено до ума, то было бы совсем замечательно. А так имеем просто хорошо написанный триллер с тоннами фан-сервиса для поклонников хоррора. Прочесть можно, но явно не в первую очередь.

Оценка: 8/10.





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх