Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 мая 2013 г. 17:36

Автор: Бен Бова / Ben Bova

Название: Обратная сторона / Farside

Серия: Grand Tour

Язык: Английский

Издательство: Tor Books (февраль 2013 года)

Аннотация:

Обратная сторона Луны, никогда не обращённая к Земле — идеальное место для астрономической обсерватории. И отличные декорации для перепутанного клубка политических махинаций, личных амбиций, любви, ревности и убийства.

Телескопы на Земле обнаружили землеподобную планету, обращающуюся вокруг звезды в тридцати световых годах от Солнца. Теперь все спешат получить изображения далёкого мира, фотографии и спектры, которые покажут, действительно ли планета похожа на Землю, и есть ли на ней жизнь.

"Обратная сторона" включит в себя крупнейший в Солнечной системе оптический телескоп, а также обширную сеть радиоантенн, самый чувствительный радиотелескоп из возможных, защищённый от помех земной радиоболтовни тысячами километров твёрдого тела Луны.

Строительство обсерватории "Обратная сторона" — сложная, часто опасная задача. На безвоздушной поверхности Луны, под постоянным ливнем жёсткой радиации и падающих микрометеороидов строителям приходится работать в громоздких скафандрах и полагаться, насколько возможно, на роботизированные машины. Срывы — механические и эмоциональные — становятся обычным делом. Время от времени происходят несчастные случаи, порой фатальные.

То, что они находят, ошеломляет всех, и человечеству уже никогда не стать прежним.

______________________________________________________ _____________

Пару месяцев назад американский автор Бен Бова женился. Казалось бы, рядовое событие, если бы не тот факт, что в ноябре прошлого года Бова разменял девятый десяток лет. В столь почтенном возрасте Бен старается сохранять активность, и не только приударяет за женщинами, но и регулярно радует поклонников новыми произведениями. На протяжении последних нескольких десятков лет основным трудом Бена Бовы остается эпическая серия "Большое путешествие", в которой уже насчитывается свыше двадцати книг. Цикл повествует о расселении землян по всей Солнечной системе. Входит сюда и вышедший в феврале 2013 года роман "Обратная сторона".

За свою долгую и плодотворную творческую карьеру Бен Бова заработал себе репутацию автора, пишущего «твердую» научную фантастику, и в новой книге Бен делает все, чтобы подтвердить реноме. Говоря об «Обратной стороне» незадолго до выхода романа, Бова упомянул, что старается следить за всеми новейшими разработками и исследованиями НАСА и учитывать их в своих произведениях, что делает их чрезвычайно достоверными в научно-техническом плане. Не стала исключением и "Обратная сторона", в которой Бова описывает очередной этап освоения лунной поверхности. Рассказывая о строительстве обсерватории на дальней стороне Луны, автор справедливо замечает, что первым колонистам придется жить в поистине спартанских условиях. У них не будет какого-либо места для простора или роскоши, а ресурсы придется добывать крайне тяжелым трудом. Поэтому, по мнению Бена, жители Селены будут не столь разборчивы в выборе средств для выживания, чем их земные соседи.

Если же говорить о Земле, то Бова дает крайне неутешительный прогноз касательно возможного будущего нашей планеты. В "Обратной стороне", как и во всем цикле, автор отмечает, что в дальнейшем жители Земли испытают на себе всю мощь парникового эффекта и последовавших за этим наводнений, повышением уровня океана, засухами и прочими малоприятными явлениями.

Однако, несмотря на столь печальное положение дел, герои Бовы не унывают и всегда стремятся сквозь тернии к звездам. Творчество автора в этом плане можно назвать своеобразной «производственной» фантастикой. Действующие лица "Обратной стороны" далеки от геройства и приключений, это простые инженеры, ученые и исследователи (плюс один богатый молодой плейбой), которые всего лишь стараются делать свою работу правильно в крайне тяжелых условиях, что порой действительно сродни геройству.

Автор описывает будни строителей космической обсерватории, однако его зачастую интересуют лишь ключевые события повествования, так что между двумя соседними главами вполне может пройти несколько недель, за все время которых ничего не происходило. Бова делает акцент на человеческих взаимоотношениях и поступках, поскольку считает, что даже на обратной стороне Луны, вдали от цивилизации, в тяжелых условиях, находясь под угрозой радиации и постоянного падения метеоритов, самым главным врагом человека по-прежнему остается сам человек.

Обратная сторона Луны
Обратная сторона Луны

Однако для писателя, делающего акцент на человеческих взаимоотношениях, Бова очень мало внимания уделяет собственно проработке характеров своих героев. Все персонажи книги действуют строго в рамках нескольких строчек характеристики, выданной автором в кратких досье, которые время от времени всплывают в повествованиях. Вот у нас профессор Джейсон Ульрих, амбициозный исследователь, заинтересованный исключительно в Нобелевской премии, и все его дальнейшие действия будут так или иначе плясать вокруг возможности или невозможности ее получения. Вот Картер МакКлинток, богатый плейбой, застрявший на обратной стороне Луны по воле отца. Он должен выполнять функции администратора, и он будет этим заниматься, в перерывах между поисками той девушки, с которой он сегодня переспит. А вот Грант Симпсон, и это местный Стаханов, следовательно, всю книгу он будет пахать за троих, лишь время от времени отвлекаясь на поиски девушки, с которой он сегодня…

Но хуже всего у Бовы получились женские характеры, особенно доктор Труди Йост. Девушка может существовать только в двух режимах – или она увлеченно, не замолкая ни на секунду, болтает об астрономии, либо же она ищет, с кем бы ей сегодня… Однако если остальные персонажи воспринимаются как-то легче, то Труди, с глав которых, к слову говоря, начинается книга, воспринимается очень тяжело, потому что практически невозможно представить себе в виде серьезного ученого девушку, которая при первом посещении станции заглядывается на своих сопровождающих с мыслями: "Он красив как Аполлон, у меня нет шансов. Постойте, тут не так много девочек. Значит, мои шансы повышаются!".

Поначалу повествование развивается как производственная драма, и все мысли Ульриха о соперничестве с руководителем конкурентного проекта Анитой Халлек кажутся лишь причудой не совсем здорового пожилого человека. Но начиная с середины события приобретают оттенок детективного триллера, несколько третьестепенных персонажей погибают, а над всеми остальными нависает угроза неминуемой смерти. К сожалению, Боба нагнетает интригу настолько слабо, что большинство сюжетных ходов угадывается наперед.

Резюме: Бен Бова заслуживает уважения уже за то, что пишет читабельные книжки на девятом десятке лет, однако до уровня шедевра «Farside» не дотягивает. Да и не стоит забывать, что и в лучшие свои годы Бова получал «Хьюго» за редакторскую деятельность.


Статья написана 10 мая 2013 г. 17:41

Автор: Timothy Zahn / Тимоти Зан

Название: Scoundrels / "Мошенники"

Серия: одиночный роман

Язык: Английский

Жанр: Авантюрная космоопера, плутовской роман

Аннотация:

Звезда смерти уничтожена. Восстание одержало свою первую большую победу. А Хан Соло, только примкнувший к Альянсу, теперь бежит как от Империи, так и охотников за головами, которые мечтают заполучить награду, назначенную за голову контрабандиста Джаббой Хаттом. А теперь загадочный незнакомец предлагает Хану свою помощь в осуществлении дерзкого ограбления крупного криминального босса. Задание попросту неосуществимо, но успех сделает Хана Соло свободным человеком. Не имея другого выбора, кроме как принять предложение, Хан и его напарник, вуки Чубакка, начинают набирать команду лучших в Галактике разбойников, мошенников и авантюристов, обладающих нужной комбинацией ума, навыков и безрассудства, необходимой для осуществления такого задания. А затем игра начинается! Вас ждет межгалактическая, буйная, в стиле "Одиннадцати друзей Оушена" приключенческая история, написанная обладателем первого места в списке бестселлеров газеты "Нью-Йорк Таймс" Тимоти Заном с участием Хана Соло, Чубакки и Ландо Калриссиана.

________________________________________________

Начало 2013 года в издательстве Del Rey отметили на славу. 1 января на прилавках книжных магазинов появился новый роман одного из самых популярных авторов Расширенной Вселенной – Тимоти Зана. В «Негодяях» Тимоти на время отвлекся от эпических приключений и масштабных махинаций и рассказал небольшую, локальную историю, случившуюся с Ханом Соло и Чубаккой где-то на задворках галактики вскоре после уничтожения первой «Звезды Смерти».

Напарники пока еще даже и не подозревают, что вся их дальнейшая судьба будет неразрывно связана с Восстанием, поэтому воспринимают недавнее приключение лишь как единичный эпизод в своей биографии. На уме у контрабандистов совсем другие проблемы – Хан умудрился лишиться награды, полученной за спасение принцессы Леи, и вынужден опять искать деньги для оплаты долга Джаббы Хатту. Кореллианин готов взяться за любое стоящее дело, поэтому, когда в кантине к нему подходит загадочный незнакомец и делает предложение, от которого невозможно отказаться, Хан после недолгих раздумий соглашается.

Перед друзьями ставится сама по себе практически невыполнимая задача, которая усложняется тем фактом, что Хан и Чуи не имеют никакого опыта в подобного рода делах. Поэтому кореллианин решает собрать целую команду специалистов самого разного профиля, в число которых входят Лэндо Калриссиан, Винтер и Келл Тайнер.

По сути, перед нами авантюрная история в лучших традициях «Блефа», «Аферы» и «Одиннадцати друзей Оушена». «Негодяи» полностью подчиняются негласным законам жанра, так что исход операции, в принципе, известен заранее. Равно как и тот факт, что Хан так и не смог сорвать какой-либо большой куш, и окончательные разборки с Джаббой пришлось отложить до «Возвращения джедая».

На обложку книги попали все более-менее значимые персонажи
На обложку книги попали все более-менее значимые персонажи

Таким образом, Зану приходилось поддерживать интригу другими способами. Первым делом, он разработал очень хитроумную и запутанную схему ограбления, а затем сочинил множество самых разных осложнений, из-за которых все тщательно продуманные негодяями планы трещат по швам и рушатся. Этим, к слову, книга выгодно отличается от прошлогоднего «Убийства из милосердия» (новый роман Аарона Оллстона о Призрачной эскадрилье), в котором все настолько идет по маслу, что становится банально скучно. Ну а финальный твист у Зана и вовсе получился настолько неожиданным, что возникло желание сразу же перечитать книгу снова в поисках намеков на подобную концовку.

По сравнению с другими недавними релизами «Негодяи» получились достаточно объемным романом. Из-за этого в некоторых местах действие немного провисает, и размеры книги кажутся несколько избыточными, однако в последней четверти, когда начинается непосредственно ограбление, события набирают такую скорость, что оставшиеся до конца страницы пролетают совершенно незаметно. Повествование увлекает читателя настолько, что отложить книгу в сторону не представляется возможным.

В «Негодяях» Зану особенно удалось прописать характер Хана Соло. Кореллианин показан хорошим стратегом и умелым импровизатором, доказывая, что не зря обучался в имперской академии и может быть не только пилотом корабля, но и мозговым центром целой операции. В этом человеке виден уже не только контрабандист, но и будущий генерал Альянса.

Отдельного упоминания заслуживают отношения Хана и Лэндо. В «Негодяях» они впервые встречаются после серьезной ссоры, апофеозом которой стало обещание Калриссиана пристрелить кореллианина при следующей ссоре. Зан описывает попытки друзей объясниться и помириться, но в то же время показывает остатки недоверия, которое карточный игрок испытывает к контрабандисту.

А вот другие персонажи показаны не так хорошо. Зан очень тщательно подбирал команду и старался предоставить свои 15 минут славы каждому действующему лицу, но далеко не все смогли реализовать себя. С одной стороны, Тимоти удалось передать эмоции Винтер, только что пережившей гибель родной планеты, и ввести в состав угонщика Дозера, фокусника Зербу и воровку Бинк. А с другой, остался полностью нераскрытым характер хакерши Рашель Ри, ничем не оправдал свое присутствие в книге Келл Тайнер, и полностью потерялась на фоне своей гиперактивной сестры Тавия Китик.

В «Негодяях» нет привычного для саги размаха. Все действие романа разворачивается в пределах одного города на захолустной планетке на задворках галактики. Казалось бы, стоит убрать из повествования традиционный для Зана звездный разрушитель, появляющийся на первой странице, и заменить пару-тройку имен, и книгу легко можно будет выдать за самостоятельное произведение. Однако не тут-то было. Тимоти щедро разбрасывает по тексту самые разные подробности, неуловимо работающие на создание атмосферы "Звездных войн".

«Негодяи» идеально подойдут тем, кто за свою жизнь не прочел ни одной книги по "Звездным войнам". События романа происходят почти сразу после завершения "Новой надежды", поэтому для понимания сюжета читателю достаточно известной по фильмам информации. Большинство действующих лиц книги появляются впервые именно здесь, а уже известные по Расширенной Вселенной Келл Тайнер и Винтер показаны в самом начале своей карьеры.

Резюме: Качественный одиночный роман Тимоти Зана. Прекрасно воспринимается даже теми, кто до этого не прочитал ни единой книги по "Звездным войнам", и в то же время автор находит, чем поощрить интерес преданных поклонников Расширенной Вселенной. Возможно, это и не лучшее произведение писателя, но собственной планки качества Зан не уронил.


Статья написана 9 мая 2013 г. 02:29

Автор: Джо Аберкромби

Название: Лучше подавать холодным / Best Served Cold

Серия: одиночный роман, действие которого происходит в мире Земного круга

Язык: Русский

Издательство: ЭКСМО (апрель 2013 года)

Аннотация:

Весна в Стирии означает войну...

Девятнадцать лет длятся Кровавые Годы. Безжалостный великий герцог Орсо погряз в жестокой борьбе с вздорной Лигой Восьми. Белая земля меж ними залита кровью. Армии маршируют. Головы летят с плеч. Горят города. А тем временем банкиры, священники и древние темные силы затеяли закулисную возню, цель которой — избрание короля.

Война может быть и ад, но для Монцы Меркатто, Змеи Талина, самой опасной и знаменитой наемницы на службе герцога Орсо, это еще и чертовски хороший способ заработать. Победы Монцы сделали ее популярной – пожалуй, даже слишком, по мнению ее работодателя. Преданная, сброшенная с горы и оставленная умирать, Монца нашла себя — изувеченное тело и сжигающая душу жажда мести. Чего бы это ей не стоило, семь человек должны умереть.

Весна в Стирии означает месть.

_________________________________________

Если после прочтения трилогии «Первый закон» у кого-то еще оставались сомнения в том, что Джо Аберкромби пишет мрачные, суровые и реалистичные книги, то «Лучше подавать холодным» способна переубедить даже самого отъявленного скептика. Среди действующих лиц романа очень сложно найти хотя бы одного персонажа, которого можно назвать безусловно положительным. Главной героиней движет исключительно месть, Монца не заботится ни о чем другом и не жалеет ни своей, ни чужих жизней на пути к осуществлению своей цели. Ей даже в голову не приходит мысль о том, чтобы начать все заново, оставив прошлое позади.

Монце нужно убить семерых, в том числе несколько самых влиятельных людей в Стирии, поэтому женщине очень нужны помощники. Она набирает команду самых беспринципных мерзавцев, какие еще остались без работы в Стирии. В их число входят как знакомые нам люди, так и совсем новые лица. Итак, знакомьтесь: бывший практик, а ныне мать-одиночка, Шейло Витари; экс-лидер «Тысячи мячей», в прошлом прославленный наемник, а теперь опустившийся, но все такой же обаятельный и харизматичный, пьяница без гроша в кармане Никомо Коска; помешанный на числах и счете каторжник Балагур; мастер-отравитель Морвир, его веселая и прожорливая ученица Дэй и еще один наш старый знакомый, Трясучка. Он, пожалуй, единственный, кто выделяется из списка, поскольку переехал в Стирию, чтобы начать жизнь заново и стать лучше. К сожалению, он выбрал не ту страну. Наивные мечты северянина обращаются в прах вскоре после того, как он сходит с трапа корабля. Оказывается, человеку, всю свою сознательную жизнь сражавшемуся в различных войнах, битвах, засадах и прочих драках, очень сложно найти занятие, где не нужно проламывать кому-нибудь череп. В итоге, единственным нанимателем Трясучки оказывается Монца, и парень вынужден вернуться к тому самому ремеслу, от которого он пытался уйти — к убийствам. И вскоре, под влиянием окружения и обстоятельств, Трясучка начинает понимать, что, пожалуй, убийства — это единственное, что у него хорошо получается, и нет смысла менять профессию.

Впрочем, негативные изменения, происходящие с Трясучкой, не должны удивлять давних поклонников автора — Джо довольно скептически относится к своим соплеменникам. Он любит проходиться по негативным сторонам человеческой психологии, культуры, структуры общества, затрагивать многие актуальные и в нашем мире социально-политические вопросы и давать многим сторонам нашей жизни нелестную оценку. При этом Джо уделяет много времени своим персонажам, раскрытию новых черт и развитию характеров действующих лиц, и какими бы плохими не становились герои, их эволюция не выглядит надуманной. Земной круг — очень тяжелый и неуютный мир, поэтому наивным оптимистам приходится либо подстраиваться под жесткие и жестокие условия, либо сходить с дистанции. Но в то же время, как бы персонажи не старались доказать обратное, подставляя и предавая своих товарищей, Аберкромби призывает не терять надежду, показывая, что даже под самой жестокой маской могут скрываться милосердие, доброта или, по крайней мере, преданность своим близким.

Как и в «Первом законе», в новой книге Джо в очередной раз изрядно потоптался по жанровым клише, неоднократно обманывая ожидания читателей неожиданными сюжетными поворотами. Событий с «двойным», а то и «тройным» дном в книге столько, что челюсть порой не успевает занять свое место прежде, чем снова падать от удивления. К тому же роман не ограничивается одной сюжетной линией. Книга разбита на семь частей, по числу имен в списке Монцы, и первые несколько частей действительно посвящены исключительно очередной изощренной схеме отправки нового врага на тот свет. Но, начиная с четвертой части, действие набирает обороты, масштаб событий неуклонно возрастает, в поле зрения читателей появляются новые игроки, раскрываются ранее неизвестные подробности, и в итоге банальная история мести превращается в смесь геополитического триллера с военной драмой.

У Джо развиваются не только герои, не стоит на месте и научно-технический прогресс. Зажигательная смесь, примененная гурками при осаде Дагоски и считавшаяся тогда новым словом в технике ведения войны, теперь прочно вошла в арсенал средств для осады, и широко применяется в Стирийских «Кровавых годах». Кроме того, благословленные Пророком умельцы изготовили новое средство — гуркский сахар (читай, порох).

А слова Байяза, произнесенные в конце «Последнего довода королей», начинают воплощаться в жизнь — и Союз, и Пророк полагаются теперь не на магию, а на более приземленные средства — обширные резервы банка «Валинт и Балк» и не менее огромные запасы золота в горах Гуркхула. Более того, Байяз и Кхалюль не только сражаются друг с другом напрямую, но и выбирают своих ставленников во всех возможных конфликтах, вспыхивающих в Земном круге. Их поведение очень напоминает действия лидеров СССР и США в годы Холодной войны.

События книги происходит в новом для поклонников «Первого закона» месте — Стирии. И нужно отметить, что остров просто идеально подходит под историю, которую рассказывает Джо. Стирия очень похожа на Италию времен Ренессанса, с городами-государствами, кровавыми междоусобицами, многочисленными предательствами, сведениями счетов, отравителями, фокусниками, борделями, интригами и всем прочим. Причем Аберкромби очень творчески подошел к созданию стирийских городов — здесь нет двух одинаковых, и каждый город способен похвастаться собственными красотами. Строгие здания Веспорта, туманы Сипани, башни Виссерина и практически неприступный замок Фонтезармо будут еще долго вспоминаться после того, как перевернута последняя страница книги.

Стирия как она есть
Стирия как она есть

В «BSC» Джо много делает для развития своего мира — он добавляет в повествование детали о выдающихся полководцах прошлого, рассказывает о религиях народов Земного Круга, о политике и жизни правящего класса, о нравах общества и отдельных его представителей, а также о том, что произошло в мире после окончания «Последнего довода королей». Союз погряз в бесконечных войнах на Севере, Черный Доу все еще сидит на королевском троне, в самом Союзе неспокойно, но королева Тереза не прекращает радовать своего мужа новыми детьми, а Глокта крепко держит реальную власть в своих руках.

Ну а для полного счастья в новой книге можно встретить едва ли не половину выживших персонажей из «Первого закона». Помимо уже упомянутых Витари, Коски, Трясучки и герцога Орсо в романе появляются Карлотта дан Эйдер, Йору Сульфур, банкир Мофис и даже Его Величество король Союза Джезаль Первый собственной персоной. Ну а тех героев, у которых не получилось лично засветиться в новой книге, постоянно поминают добрым или не очень словом.

Кстати, о словах, Джо виртуозно владеет английским языком, и читать его романы в оригинале — сплошное удовольствие, пусть даже текст воспринимается сложнее, чем у большинства других авторов, с творчеством которых я знакомился на языке оригинала. В «BSC» же присутствуют все составляющие фирменного стиля Абекромби: постоянная игра слов, обыгрывание одних и тех же фраз в разных ситуациях, самоцитирование, искрометные диалоги, циничные комментарии и море черного юмора.

В настоящий момент русскоязычным читателям доступно два перевода романа – любительский и официальный от издательства "ЭКСМО". К сожалению, претензии можно предъявить к обеим работам. В любительском жители Земного круга внезапно заговорили на языке гопников из Южного Бутово, а вот красота языка Джо пропала под нагромождением англоязычных конструкций и подстрочником. Официальный перевод получился слегка выхолощенным на эмоции, но он бесспорно выигрывает в художественном плане, хотя и грешит рядом ошибок и косяков.

Резюме: Великолепная книга, которая должна прийтись по душе большинству любителей творчества Джо Аберкромби. Колоритные герои, блестящий черный юмор, увлекательный сюжет, игра слов, замечательные диалоги, камео героев «Первого закона», очередной раунд борьбы Байяза и Кхалюля и многое-многое другое ожидает вас под обложкой этой основательной, толстенькой книги. Но будьте осторожны! Открывая роман, вы рискуете поглощать холодной всю свою еду — погрузившись в книгу, очень легко забыть про обед.

В то же время я не рискну рекомендовать книгу для всеобщего прочтения — если даже некоторые поклонники «Первого закона» от книги плюются, то уж что говорить обо всех остальных. Но если вы любите мрачные, жестокие, реалистичные истории, с элементами натурализма, с колоритными, но беспринципными и циничными мерзавцами в роли главных героев — Джо вас не подведет.

Впервые опубликовано 17.08.2011


Статья написана 8 мая 2013 г. 14:43

Автор: Джеймс Кори (Дэниэл Абрахам и Тай Фрэнк)

Название: Пробуждение Левиафана / Leviathan Wakes

Серия: Expanse

Язык: Русский

Издательство: Фантастика Книжный Клуб (апрель 2013 года)

Аннотация:

Человечество успешно колонизировало Солнечную систему, Марс, Луна и Пояс Астероидов уже заселены, но звёзды по-прежнему таят немало опасностей.

Водовоз «Кентербери», транспортирующий лед из колец Сатурна к станциям Пояса Астероидов, во время очередного рейса засекает сигнал бедствия от корабля «Скопули». Прибыв на место, экипаж «Кентербери» не обнаруживает на его борту ни одной живой души. Хуже того, спасательная миссия неожиданно превращается в гонку на выживание. Капитан Джеймс Холден и уцелевшие члены его команды становятся обладателями смертоносной тайны.

А на станции Церера в Поясе Астероидов детектив Миллер начинает поиски пропавшей девушки. Расследование приводит сначала к «Скопули», а дальше — к Джеймсу Холдену. Исчезновение Джули Мао становится ключом к разгадке чудовищного преступления, заказчики которого не постесняются развязать полномасштабную войну между Землей и Марсом, чтобы достичь своих целей.

_________________________________

Дэниэл Абрахам – писатель плодовитый и разносторонний. За последние пять лет из-под его пера вышло десять романов, причем под тремя различными именами. Своим настоящим Дэниэл подписывает книги в жанре эпического фэнтези, под псевдонимом М. Л. Н. Гановер выпускает городское фэнтези, ну а Джеймс Кори замахнулся на космическую оперу. Причем последний псевдоним Абрахам делит с Таем Фрэнком, личным помощником самого Джорджа Мартина.

Первая работа в соавторстве с Фрэнком, «Пробуждение Левиафана», появилась на зарубежных книжных прилавках в 2011 году, а этим летом нас уже ждет завершение трилогии, начатой "Левиафаном". При этом первый роман можно читать в отрыве от последующих частей, поскольку все еще основные сюжетные линии логически завершены, и в конце нас ждет приемлемый итог.

Действие книги происходит в не столь отдаленном будущем, когда человечество уже успело расселиться по всей Солнечной системе, но выбираться за ее пределы пока не спешит. Земные колонии появились на Марсе, Луне, Ганимеде и самых крупных представителях Пояса астероидов. С годами колонисты постепенно приспособились к условиям своих новых жилищ, научились подолгу находиться в вакууме и жить в условиях пониженной гравитации. Различия между представителями когда-то единой расы землян накапливались, напряжение в обществе росло, и в конечном итоге оказалось достаточно одной метко брошенной спички, чтобы полыхнувшее зарево охватило всю систему.

Роль поджигателя досталась землянину Джеймсу Холдену, старшему помощнику грузовоза «Кентербери», огромного судна, транспортирующего глыбы льда с колец Сатурна на станции Пояса и внутренние планеты. Во время очередного рейса радисты перехватывают просьбу о помощи, и Холден возглавляет спасательную команду. Спасать, однако, оказывается некого – подавшее сигнал бедствия судно заброшено, но на его борту Холден делает страшную находку, ставшую началом цепи событий, грозящих уничтожить все человечество.

Тем временем на Церере детектив полицейского управления Джозеф Алоизио Миллер получает задание разыскать Джульетту Андромеду Мао, наследницу крупного земного картеля, решившую поискать приключений на свою пятую точку на станциях Пояса. Проведя расследование, Миллер приходит к неутешительному выводу, что Джули входила в состав команды корабля, обнаруженного Холденом. Детектив переключается на поиски Холдена, но Миллеру придется поторопиться, если он хочет что-то узнать – на землянина объявили охоту все основные политические силы системы.

По первым впечатлениям, «Пробуждение Левиафана» – типичная космическая опера, с перестрелками в открытом космосе, сражениями боевых кораблей, сложными политическими интригами и гонками на высоких скоростях. Но стоит только появиться детективу Джозефу Алоизио Миллеру, как вместе с ним в дверь входят сигаретный дым, прокуренный закадровый голос, музыка начала 40-х годов и непередаваемая атмосфера американского нуара. Дальше – больше, примерно к середине роман неожиданно превращается в смесь «Обители зла» с «Чужим» и «Dead Space».

«Пробуждение Левиафана» – очень атмосферный роман, причем не имеет значения, к какому из жанров, составляющих лоскутное одеяло повествования, обращаются авторы в данный момент. Во многом такой эффект достигается за счет лихо закрученной интриги. С первых же страниц герои попадают в череду непрерывно сменяющих друг друга ситуаций, они выбираются из одной передряги только для того, чтобы попасть в следующую. Это повторяется снова и снова, и каждый раз соавторы готовят все новые и новые неприятности, с которыми предстоит столкнуться Холдену, Миллеру и их друзьям.

Точнее, друзьям Холдена, поскольку Миллер – типичный герой-одиночка. Трудно вообще найти двух более разных людей, чем эти двое. Холден – прирожденный лидер, честный, открытый, добродушный, дружелюбный и до ужаса наивный. Он относится к породе людей, которых можно было бы назвать святыми, если бы их вечное стремление поступать правильно не оборачивалось постоянными проблемами для всех окружающих. Тем не менее, Холден не теряет веры в человечество и регулярно пытается снабжать общественность последними данными о событиях, свидетелем которых он стал. Джеймс верит, что обладание полной информацией сведет на нет возможность принятия неправильного решения, однако с каждым разом он лишь все больше запутывает ситуацию.

Детектив Джозеф Миллер – прямая противоположность Холдену. Циничный и немолодой уже детектив, Миллер давно потерял веру в торжество человеческого разума, поэтому никому особо не доверяет и никого не любит. При этом он сохранил некий личный кодекс чести, невероятное упрямство и стремление докопаться до сути вещей. Последние качества регулярно приносят детективу проблемы, но зато на след Миллер действительно нападает.

Цитата: «-Сдается мне, у нас есть три варианта действия, — произнес Миллер. — Мы двинемся в доки, найдем твой корабль, примем все необходимые лекарства и, быть может, выживем. Второй вариант, мы отправимся к кораблю, по пути нарвемся на мафию и героически погибнем под ливнем пуль. Третий вариант — мы остаемся здесь и истечем кровью. Первые два нравятся мне больше. А что насчет тебя?

-Конечно, откликнулся Холден, — мне всего лишь нужна была минутка, чтобы забиться в угол и пожалеть себя. Давай пойдем и покончим жизнь самоубийством, нарвавшись на мафию».

В конечном итоге пути обоих героев пересекаются, и Миллер и Холден вынуждены действовать сообща. На таком близком расстоянии различия делаются еще очевиднее, однако у обоих героев есть свои причины поступать так, как они считают нужным, поэтому читатели понимают мотивы обоих героев и сопереживают и тому, и другому. Другие действующие лица получили меньше внимания, чем главные герои книги, но менее колоритными от этого не стали. Все они выглядят живыми людьми, со своими радостями, проблемами и мечтаниями.

Таким же реальным получился и созданный Абрахамом и Фрэнком мир. Развитие общества, социальное расслоение, проблемы колонистов показаны настолько достоверно, что в подобный вариант развития событий охотно веришь. К тому же мир этот не стоит на месте – изменения в положении сил и настроениях общества происходят постоянно, причем как по вине героев, так и по абсолютно независящим от них обстоятельствам.

Авторы достаточно подробно описывают положение дел в Поясе и внутренних планетах, рассказывают про историю отношений Марса и Земли, рассказывают о том, как обитатели Пояса приспосабливались к жизни в условиях пониженной гравитации, как теперь очень легко отличить астера от землянина или марсианина. Мир в «Пробуждении Левиафана» не просто фон, на котором действуют герои романа, нет, это настоящий, живой и постоянно изменяющийся под влиянием происходящих событий.

Интрига начинает закручиваться практически с самого начала. И если Миллер в своих первых главах еще какое-то время раскачивается, то Холден сразу же попадает в водоворот событий. Миллер же получает небольшую передышку, за время которой сюжет успевает получить несколько крючков, на которые потом будет вешаться целая картина, но как только действие с головой поглотит и Миллера, его линия будет играть в книге очень важную роль.

Авторы постоянно подбрасывают читателям все новые и новые сюрпризы, неожиданные повороты сюжета и новые трактовки ранее случившихся событий. Поначалу общая картина не выстраивается из разрозненных элементов, но как только из отдельных элементов начинает собираться мозаика, от масштабов происходящего поневоле захватывает дух. И пусть в конце романа большинство сюжетных линий подходят к логическому концу — Абрахам и Фрэнк оставили неплохой задел на продолжение.

Резюме: «Пробуждение Левиафана» – лишь первая книга новой серии, но уже в ней события принимают такой размах, что дух захватывает. Пускай полностью головоломка собирается только на самых последних страницах, но процесс ее решения оказался настолько увлекательным, что продолжения хочется сразу после прочтения.

Впервые опубликовано в журнале Darker.


Статья написана 17 апреля 2013 г. 18:33

Автор: Нил Гейман

Название: Одд и Ледяные Великаны / Odd and the Frost Giants

Серия: Внецикловая повесть

Язык: Русский

Издательство: АСТ (апрель 2013 года)

______________________________________

Знаменитый сказочник и фантаст Нил Гейман, автор «Коралины» и «Звездной пыли», на этот раз обратился к скандинавской мифологии.

В далекой стране викингов, жил мальчик по имени Одд. Ему было очень одиноко, потому что его отец погиб, отчиму не было до него никакого дела, а у матери просто не хватало на него времени. Однажды зима никак не хотела уступить законное место весне и Одду было очень грустно потому что больше всего он не любил именно это время года, когда весь мир оказывался скован льдом. И тогда он решил отправиться странствовать, даже не предполагая, что именно ему предстоит спасти мир от вечной зимы и помочь трем могущественным богам освободить Асгард, захваченный Ледяными Великанами.

______________________________________

Эта история произошла давным-давно в далекой северной стране, где жили сильные и отважные люди, которых все называли викинги. В одном из поселений жил мальчик по имени Одд. Родной отец парня погиб в одном из походов, а после того, как мать второй раз вышла замуж, Одду пришлось уживаться со вздорным отчимом и его многочисленными отпрысками от первого брака. Как-то раз, когда по всем приметам и законам должна была уже наступить весна, но зима даже не думала ослаблять свою хватку, Одду все надоело, он собрал свои вещи и ушел в заснеженный лес. Там-то с ним и случилась эта встреча, которая не только изменила его судьбу, но и помогла спасти весь мир, вырвав его из оков вечной зимы.

Подобную историю вполне могли бы передавать друг другу могучие северные воины, собираясь вокруг стола или за праздничным столом, но первым ее рассказал добродушный британский литератор по имени Нил Гейман в трогательной повести «Одд и Ледяные Великаны». Произведение рассчитано прежде всего на детей и подростков, но это вовсе не значит, что более взрослые читатели найдут историю скучной или, упаси Один, детской. Просто Нил рассказывает в ней о таких важных, и в то же время таких простых вещах, что чем раньше ты о них узнаешь, тем лучше.

Другой известный британский автор и большой друг Нила Терри Пратчетт как-то сказал, что писать для детей гораздо труднее, чем для взрослых. Юные читатели безошибочно чувствуют фальшь, к тому же писателям приходится рассказывать даже самые сложные вещи максимально доступным языком. Нил, по всей видимости, не испытывает проблем ни с тем, ни с другим. Ему одинаково легко удаются как полные сложных образов, аллюзий, отсылок и сюжетных поворотов романы или комиксы, так и простые, но ни в коем случае не примитивные истории для подрастающего поколения. Вот и в «Ледяных великанах» Гейман с подкупающей искренностью рассказывает о том, как многого можно добиться, если есть голова на плечах, и о том, что смекалка, любовь и красота могут спасти этот мир ничуть не хуже, чем грубая сила.

Сюжет «Великанов» основан на скандинавской мифологии, однако не полностью следует канонам северных мифов. Для Нила Асгард и северные страны – лишь декорации, на фоне которых рассказывается философская притча о торжестве человеческого духа и разума над происками природы, проделками богов и даже деструктивным элементом в лице самих ледяных великанов. К слову, Гейман избегает заезженных клише, поэтому у него и асы, и обитатели Нифльхейма выглядят в первую очередь живыми персонажами, наделенными своими достоинствами и недостатками, а потом уже героями и злодеями эпоса с тысячелетней историей вражды.

Ну а главным действующим лицом всей истории является мальчик по имени Одд. Гейман выбрал своему персонажу на редкость говорящее имя, Одд на первый взгляд и правду выглядит очень странной личностью. Хромоногий калека, выводящий из себя окружающих своей постоянной, всезнающей усмешкой, Одд предпочитает решать все проблемы при помощи собственного интеллекта и мудрых слов, благодаря чему порой добивается поразительных результатов, например, страшный спойлер, первого бескровного разрешения конфликтов между асами и великанами со времен создания мира.

На русском языке «Одд» выходит отдельным изданием, но без замечательных иллюстраций Бретта Хелквиста, придававших особого шарма одному из изданий английских. Можно, конечно, поспорить о целесообразности подобного шага, ведь в «Великанах» наберется чуть больше ста страниц, но не стоит забывать, что в первую очередь это книга для детей, для которых подобные объемы вполне себе норма. К тому же выход российского издания подозрительно совпал с окончательным (по крайней мере, снег растаял) отступлением зимы, что намекает на некоторые мысли о шантаже со стороны ледяных великанов или асов, лоббирующих таким образом выход книги.





  Подписка

Количество подписчиков: 307

⇑ Наверх