Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 августа 2010 г. 13:12

Joshua W. Cotter

Skyscrapers of the Midwest

AdHouse Books, 2008

Эту книгу составили доселе выходившие отдельными выпусками истории, оформленные в виде газеты\журнала Среднего Запада. К примеру, номер открывают рекламные полосы, далее идут письма читателей, а затем уже сами графические истории.

Средний запад Коттера – это человекоподобные коты, костюмы роботов, роботы-божества и человекоподобные роботы, а также все то, что более привычно для человека и населяет мир детей: ужин у бабушки, походы в церковь как самое страшное, что может случиться, скаутские лагеря, потерянные любимые игрушки, мелкие ссоры с братом. Коттер очень удачно схватывает тему детства. Вот уже в первой части мы видим, как одного мальчиков не взяли играть в футбол и он выдумывает, как на футбольное поле заходит гигантский робот, уничтожающий все на своем пути и хватающий других детей. Обиженный мальчик в момент представляет себя спасителем людей, переодеваясь тоже в костюм робота, мутузит врага и становится любимчиком девочек. Вот два брата помогают бабушке готовить ужин, смотрят телевизор, а потом бабушка уходит в чулан и пропадает навсегда. В одной из следующих частей мы видим школьный фотоальбом, муху внутри головы как символ головной боли. Старшие школьники отобрали игрушечного динозавра и выкинули из окна автобуса. Мальчик с родителями едет обратно, чтобы найти игрушку, всю дорогу спрашивая, не больно ли динозаврику.

Это всегда комичные истории, но смех здесь сквозь ладошку, с напряженным лицом. Единственные моменты чистого и радостного смеха посещают только на рекламах в начале каждой части. Сигареты для детей “Fun” – «Доктора рекомендуют!», и это невероятно смешно.

Автор (он же и художник) еще и очень умело рисует, хотя это довольно простые черно-белые картинки, но получаются очень забавные персонажи и куча сочных деталей.

Все хорошо с этой книгой, она выполнена очень профессионально, но вот полюбить ее, как бы я ни хотел этого, не получается. Дело, видимо, в том, что роман состоит из отдельных книг-фрагментов, которые пронизаны одним духом, но не имеют общего сюжета, финального паззла здесь нет. Когда нет сюжета, можно подкупить читателя, предложив ему что-то неуловимое внутри каждой части, тайну, оставляющую послевкусие. Однако автор не преподносит и этого: возникает ситуация с профессионально сделанными стульями, но на которых неудобно сидеть.

Мастерством “Skyscrapers of the Midwest” до неба действительно достает, но вот задеть какие-то чувства у нее не получается.


Статья написана 28 августа 2010 г. 11:02

Алексей Иванов

Географ глобус пропил

Азбука, 2005

Название романа Алексея Иванова уже вроде бы содержит в себе очевидный спойлер, однако это такой же спойлер, как «глобус круглый», к тому же он роман не делает хуже.

Географ и есть центральная ось повествования, вокруг которого вертятся события романа. Виктор Служкин, не зная, куда податься и где работать, решает попробовать себя учителем в школе. По предметам, которые Служкин может вести после окончания биофака, — ботаника, зоология, анатомия, общая биология, органическая химия – в школе уже есть учителя, но нет учителя географии. До 1 сентября остаются считанные дни, так что директор, несмотря на сопротивление завуча, берет Служкина на работу. Уроки в девятых классах проходят отнюдь не гладко: нерадивые ученики, сразу же прозванные зондеркомандой, ведут себя на уроках как хотят, совершенно не желая слушать рассказы нового учителя. Географ орет, применяет силу, выгоняет учеников из класса, но добивается этим только замечания от завуча Розы Борисовны, которая сразу вызвала у него неприязнь. Параллельно с никак не клеящимися делами в школе, проблемы плотным колесом окружают Служкина. Постоянные пьянки с другом детства приводят к тому, что жена выгоняет географа спать на диван. Он мечется от одной женщины к другой. Это, как ни странно, все его школьные влюбленности и увлечения: Ветка, Сашенька Рунева, Лена плюс учительница Кира. По сути вся первая половина книги – одни сплошные хождения по музам: думает, что любит одну, встречается с другой, провожает до дома третью, они все ему нравятся, они все из его детства, но Географ никак не может определиться не только с девушкой, но вообще с тем, чего он все-таки хочет. Вторая половина романа – поход Географа с лучшими учениками (отцами, как их называет Служкин) девятых классов плюс двоечник Градусов, который основательно попортил жизнь Географу, но тот, сославшись на свою доброту, берет хулигана с собой, с которым они в первый же день похода и напиваются до потери сознания. Сплавляться по реке с Географом идут не только мальчишки, но и две девочки, в одну из которых, Машу, Служкин влюблен и, собственно, ради которой затеял этот поход.

Служкин в этом романе как тот бандит из фильма «Брат», который говорил все пословицами да поговорками. Служкин тоже слова без шуточки не скажет. Он отшучивается, посмеивается, насмехается от всего, что встречает в жизни. Это несерьезность губит его, но он и сам это прекрасно знает. Весь роман вообще держится на диалогах. Иванов очень достоверно передает речь героев, забивая прямой речью больше половины романа. Куда менее удачно получаются у автора описания. Роман вообще написан довольно слабо. Все девушки в романе описываются только как красивые. Автору веришь, но одной веры мало, хочется детальных описаний. Иванов привязан к месту, Перми и окрестностям, это тоже заметно по тексту романа, но описания природы так неизящны, по-плохому просты, что глазу не за что зацепиться – вынужденно просто пропускаешь их. В сцене застолья, где Географ отмечает свой день рождения, Иванов до обидного экономит даже на диалогах, оказываясь в глупом положении. «Служкин еще сдерживался в речах и поступках, но затем развернулся во всю прыть» — после этого предложения какой-нибудь Битов бы так развернулся в такую прыть, что застолье вылилось бы в четыре изумительно написанных (так что только бы и пришлось кивать: верю, верю) страницы, но Иванов только этой фразой и ограничивается, отчего выходит скомканность, так что не веришь, что было какое-никакое застолье.

В «Географе» по стилю вообще не видно, что из Иванова через несколько лет будет выдающийся стилист; никаких намеков. Это еще и такой юношеский роман, по тематике, по настроению. Алкоголь, девушки, шуточки, прогулки по берегу Камы – всем этим он пытается заглушить свое одиночество, разобраться, а было бы лучше ему, измени он всю свою жизнь, от школы до настоящего момента.

У романа очень бойкий финал – не непредсказуемый, но мощный. Да и вся книга вроде бы с очевидными промахами, кривоватым порой стилем, ничем не лучше сотен других романов с подобными темами (почему этот роман не издали еще в 95-м? Ничего запретного в нем нет, написан он лучше сотен других романов), по идее заслуживает сдержанной брани, однако роман так срезонировал с моими настроениями и мыслями (чувствами само собой), что признать его неудачей никак не получается. Очень хороший плохо написанный роман.


Статья написана 27 августа 2010 г. 19:12

Скоро здесь, возможно, появится объявление об очередной книжной распродаже. На этот раз книжки будут более интересные, но цен в 20-30 рублей уже не будет. Следите за обновлениями здесь и в соответствующей теме на форуме.


Статья написана 24 августа 2010 г. 18:40

Людмила Петрушевкая попала в этом году в шорт-лист World Fantasy Award.

Мои поздравления Людмиле Стефановне.

Среди моих фаворитов роман Кэтлин Кирнан, новелла Пола Витковера, рассказ Карен Джой Фаулер, антология Poe Эллен Дэтлоу, ну и Петрушевская среди авторский сборников. Из моих фаворитов реальные шансы есть только у Дэтлоу, остальные скорее всего пролетят.


Статья написана 22 августа 2010 г. 12:17

‘When the Door Closed, It Was Dark’ by Alison Moore

‘Black Country’ by Joel Lane

Nightjar Press, 2010

Очередные две книги от издательства Nightjar Press продолжают радовать любителей малой формы (книг на всех любителей может не хватить: тираж ограничен всего 200 и 300 экземплярами). В этом дубле оба рассказа оказались хорошим доказательством того, что малая проза жива и здравствует, а один из рассказов содержит в себе маленький сюрприз.

Проза Лейна более изящна, но того требует рассказываемая им история. В “Black Country” полицейский возвращается в город, где он вырос. Самого города, однако, уже не существует: он постепенно пустел, разрушался, пока окончательно не стал пригородом. Полицейский не узнает родных мест: знакомых людей нет, старые дома исчезли, все абсолютно чужое. Само дело довольно пустяковое, но со странностями: все началось с серии подростковых избиений – сломанные пальцы, вывихнутые руки, однако никто детей не трогал, они спали, а просыпались уже с травмами. Проникли в магазин с журналами, но кроме комиксов, ничего не взяли. Похитили игрушки в магазине игрушек. Местная полиция в растерянности: хулиганят явно дети, но дети всегда на виду, всегда знаешь, кто на что способен, так что нет даже зацепок. Протагонист, похоже, узнает, в чем дело сразу по приезде в Блэк Кантри. Он не торопится с расследованием: пьет в барах, отдыхает в гостинице, играет на губной гармошке среди прочих музыкантов.

Лейн в рассказе певец города, но нотки песни тревожны. Прошлым можно не жить, редко вспоминать о былом, но оно само способно вернуться к человеку. И часто такое возвращение не несет ничего хорошего.

Рассказ «When the Door Closed, It Was Dark» Элисон Мур не про память, а про страх, одиночество и непонимание. Начало истории – как будто затравка киношного евро-хоррора: безымянная служанка, почти не понимающая язык, приезжает в некую страну работать в одной из семей. Ей нужно в первую очередь ухаживать за ребенком: у мальчика нет матери, зато в семье есть отец, дядя и бабушка. Знакомство с домом, где ей предстоит жить и работать, начинается с такой сцены, что ждешь от рассказа, когда он уже превратится в мясной слэшер: отец ребенка забивает прямо в ванной свинью, приказывая потом девушке убрать следы крови. Слэшера, однако, не получается (и к лучшему, наверное), однако мурашки по коже еще пробегут за время короткого чтения рассказа. У Мур угловатая проза, и это объяснимо: таким языком примерно и рассказал бы свою историю человек, не понимающий язык окружающих, но пытающийся схватывать какие-то слова, а в основном читать по лицам.

Сюрприз приготовил именно этот рассказ: от Nightjar Press можно было ждать жанровой истории, но в «When the Door Closed, It Was Dark» нет ничего сверхъестественного. Стоило автору придумать стране, куда приехала безымянная героиня, вымышленное название, история стразу бы перешла в разряд хоррора, не указывая никаких конкретностей, рассказ, по сути, остается реалистичным. Стоит все же сказать, что читается он тем не менее не как хоррор даже, а скорее как фэнтези.

Еще два отличных рассказа от Nightjar Press. Ждем следующей порции.





  Подписка

Количество подписчиков: 74

⇑ Наверх