Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 июля 2020 г. 07:09

Если хочешь любить князя Сонно – роди его себе сама

Олег ДИВОВ (псевдоним).

Настоящие индейцы

М.: Эксмо, 2014 год. – 544 стр.

«Настоящие индейцы» – четвертый роман из цикла «Профессия: инквизитор». Смесь космической оперы и женского детектива. Даже скорее женского авантюрного боевика, так как на сей раз много экшена. Очень много. А также крови, насилия, убийств, мордобоев и инопланетных шпионов.

Все это происходит на планете Саттанг, где обитают наши «братья по разуму» – индейцы, отставшие от человечества в развитии на пару тысяч лет. Сзади они своей шерстистостью напоминают медведя, спереди – человека, разве что у мужчин борода растет не на щеках, а на шее. Их царь учился в одном из земных университетов, мечтает о реформах, но ограничен властью старейшин, опирающихся, понятно, на традиции старины. Правда, к концу романа выясняется, что глава этих старейшин работает на противостоящее земной конфедерации государство Эльдорадо.

Повествование большей частью ведется от имени Офелии ван ден Берг, покинувшей своего босса-инквизитора и вернувшейся в армейскую разведку в чине капитана. А разыскивает она своего бывшего мужа, поднявшего бунт на военном корабле, бежавшего на Саттанг и погибшего. Об этом, во всяком случае, гласили итоги официального расследования.

Напомню, что в предыдущем романе «Дама с собачкой» официально погибшим считался брат Офелии (впрочем, она предпочитает имя Делла). После ряда опасных приключений, связанных с коррумпированной военной верхушкой, брата нашли живым и очень богатым. Понятно, что экс-муж Макс – звездный принц, светский лев, любимец женщин – тоже оказался жив.

Для их спасения, правда, на Саттанг пришлось прилететь самому «великому» инквизитору Августу Маккинби, с официальной делегацией – все как один в шотландских килтах – и выдержать ряд испытаний, включавших необъезженную лошадь и бой насмерть холодным оружием. И так далее, включая индейскую свадьбу, беременность Деллы, пульт управления навигационной системой некой давней космической цивилизации и прочее, прочее, прочее.

Что касается качества книги, это смотря с чем сравнивать. Если с бесконечным потоком отечественной халтуры, то – очень даже ничего. Если с лучшими работами ДИВОВА – так себе…

Читать как самостоятельное произведение нет ни малейшего смысла: только после прочтения первых трех романов.


Статья написана 1 июля 2020 г. 03:29

«Дама с собачкой. Чехов, если не ошибаюсь? Но у вас какое-то очень уж гротескное прочтение классического материала. Авангардное, не побоюсь такого слова»

Олег ДИВОВ

Дама с собачкой

М.: Эксмо, 2014 год. — 512 стр.

Третий том из цикла «Профессия: инквизитор». Смесь космической оперы и женского детектива. Много переживаний по поводу кто кого любит или не любит, как у нас могло бы быть, если бы... ее непонимания его психологических установок и, соответственно, его непонимания оснований ее поступков. То, что называется «розовыми соплями».

Она – это Делла ван ден Берг, помощница инквизитора Августа Маккинби, он – этот самый инквизитор. Слава богу, помимо «чуйств» в книге хватает и экшена. Идет расследование, связанное с масштабными хищениями, коррупцией, работорговлей в армейской верхушке. Найденные инквизиторами (что-то вроде независимых следователей) следы преступления планомерно отсекаются, чуть ли не каждый свидетель спустя короткое время оказывался мертвым по какой-то на первый взгляд нелепой случайности, а чаще всего – просто кончал с собой. А дом расследователей, как выяснилось к концу повествования, оказался напичкан подслушивающими киборгами-мышами. На которых у Деллы оказалось свое противоядие в виде гигантской сибирской овчарки, и тоже киборга, очень любящей разгрызать металлические предметы и терпеть не могущей всякого рода роботов. Это и есть та самая собачка Василиса, о коей говорится в заголовке, – одна из главных героев книги со своим непростым нравом и повадками. Подарили ее Делле на планете «Сибирь» в романе «Жизнь за царя», который должен был выйти до «Дамы с собачкой», и на события которого периодически ссылаются в тексте. Но этот роман так и не появился.

Как это всегда бывает у ДИВОВА, текст насыщен культурными реминисценциями нашего времени от мультфильма про капитана Врунгеля («как лодку назовешь, так она и поплывет») до солдат в противогазах, прозванных «слониками», упомянутых в связи с обсуждением происхождения девичьей фамилии Деллы – Слоник. Впрочем, по семейной легенде она произошла от фамилии снайпера Александра Солоника, работавшего на мафию.

Очень много гречневой каши и собаки Василисы. Последнее косвенным образом указывает, что патологический собаколюб Олег ДИВОВ приложил куда большую руку к этой книге, чем признал, когда позже снял свою фамилию, указав автором одну лишь Светлану ПРОКОПЧИК.


Статья написана 27 июня 2020 г. 15:57

Когда мужчина взывает к женскому уму, он рассчитывает на женскую глупость и тщеславие

Олег ДИВОВ.

Леди не движется-2

М.: Эксмо, 2013. 512 стр.

Продолжение космического детектива про Деллу ван ден Берг, помощницу инквизитора Августа-Александера Пола Николаса Маккинби: «Ее первый муж – князь, ее нынешний босс – герцог, но работа Деллы – идти по следу преступника». Но бывший не отлипает от нее, ревнует, зовет обратно замуж, а нынешний, на вид холодный и высокомерный, — давно любит ее, правда, Делла так и не поняла этого до самого конца книги. Даже несмотря на свою квалификацию: капитан тактической разведки, кавалер двух орденов – оболганная, уволенная с позором из армии без права ношения формы и наград и чудом оставшаяся в живых.

В отличие от затянутой экспозиции части 1, часть вторая прыгает сплошным действием, как в американском боевике, скрещенном с женским романом: кровь и любовь.

Героиню пытаются убить, и не раз, но у нее есть персональный ангел-хранитель, которому тоже заказали ее смерть, но у него есть собственные воззрения на этот счет: «У дилетантов всегда больше шансов убить профессионала. Профи знает замашки профи. А дилетант способен отмочить такую глупость, что удивишься уже на том свете». Кстати, что-то подобное говорил Макс фон ЗЮДОВ в фильме «Три дня Кондора».

Интересно, что в ходе чтения выясняется: мир «Леди» — тот же самый, что и в знаменитой повести ДИВОВА «У Билли есть хреновина», только действие проистекает пять веков спустя, а чуть ли не все главные герои романа – потомки героев «Билли…». Похоже, в дальнейших книгах из подземного бункера на глубине 740 метров будет вытащена законсервированная на века красная машина «тэ-пятая Эво» из «Билли…» и сыграет свою таинственную роль.

Ну а пока – дикие орки из поместья, фальшивые чипы, незарегистрированные космические корабли, трупы, мошенники, коррупция, полиция, и в центре всего этого – несравненная Делла ван ден Берг: «Золушек не бывает. Не верь, когда тебе говорят про случайности и везение. За успехом каждой Золушки вроде меня стоит адов труд. Каторжный. Но никто не хочет об этом знать, потому что не желает трудиться». Правда, сказала это не она.


Статья написана 24 июня 2020 г. 15:40

«Томас Торквемада, – весело представился Барро. – Налоговый инспектор»

Олег ДИВОВ

Леди не движется

М.: Эксмо, 2013 год. — 446 стр.

Олег ДИВОВ запустил цикл, где о событиях рассказывается от имени женщины Деллы ван ден Берг, прекрасной помощницы инквизитора Августа-Александера Пола Николаса (и еще несколько имен) Маккинби:

— Институт независимого следствия — иначе говоря, инквизиции, — появился как средство для одновременного противодействия «мафии адвокатов» и борьбы с коррупцией в полиции. Любой человек или инородец, гражданин или нет, мог прийти к лицензированному инквизитору и заказать расследование по интересующему его вопросу. Инквизиторы могли пользоваться материалами полиции и ее техническими мощностями, могли обходиться своими силами. В сущности, инквизитор был сам себе криминальная полиция. В отличие от частного детектива, инквизитор был абсолютно легальным игроком на правовом поле, целиком вписанным в систему следствия и судопроизводства.

Действие происходит в далеком будущем на ряде планет, на которых обитают четыре гуманоидные расы с преобладанием и лидерством человеческой. Это что-то среднее между космической оперой, женским романом и детективом. Идет расследование серии убийств, на первый взгляд, не связанных друг с другом.

Взаимоотношения Деллы и Августа напоминают взаимоотношения Арчи Гудвина и Ниро Вульфа. Более того, орхидеи Вульфа Августу заменяет его коллекция моделей автомобилей, с которой он возится так же, как Ниро со своими цветами. Даже полицейский инспектор Крюгер похож на стаутовского Кремера с его отношением к частным конкурентам.

А еще более эти двое героев ДИВОВА похожи на Алекса Бенедикта и его активную помощницу Чейз Колпат, которых неизменно кто-то пытается убить, из цикла про авантюрные археологические расследования меж звезд Джека МАКДЕВИТА, опиравшегося на СТАУТА. От лица этой Чейз – бывшей сотрудницы разведки, правда, планетарной, — и идет повествование в цикле, начиная со второй книги — «Искатель». На русский книга переведена в 2014-м, но у себя на родине вышла почти на 10 лет раньше.

В обозреваемом цикле предполагается несколько романов, и первый, точнее, половина первого (вторая часть вышла позже) – это всего лишь экспозиция. Возможно, поэтому в нем недостает фирменной дивовской блистательности и брутальности.

Несколько раздражает, когда Делла, окончившая факультет разведки военной академии, занимающаяся сложными расследованиями, чуть ли не треть книги тупит при встрече с братом убитого близнеца, не делая выводов из несоответствий в его поведении, в то время как читатель, знающий «Тайну двух океанов» и иже с ними, уже все понял.


Статья написана 20 июня 2020 г. 06:10

На старте и финише от Юрия ГАГАРИНА потребовали предъявить документы, чтобы убедиться, что он – это он

Антон ПЕРВУШИН

108 минут, изменившие мир

2-е издание, М.: Изд-во «Э», 2016

528 стр. Серия «CIVILIЗАЦИЯ»)

108 минут Юрия ГАГАРИНА уже не вырубишь топором. Даже если будешь размахивать рассекреченными спустя десятилетия документами, что этих минут было на самом деле 106. Про новый хронометраж я вычитал в примечаниях Антона ПЕРВУШИНА к основному тексту. Автор и сам не решился покуситься на святое, ставшее легендой, поэтому и отодвинул оное во вторую производную текста.

А я люблю читать примечания. Книгу поэтому читал медленно. Надолго застрял, например, на первой станице предисловия. Потому что наткнулся на выражение Yuri’s Night, которую празднуют в ночь с 11 на 12 апреля. Когда в 9-07 утра по московскому времени взлетел Юрий ГАГАРИН, в Вашингтоне было 2 часа ночи. В 10-02 по Москве диктор Юрий ЛЕВИТАН торжественно (а по-другому он и не умел) зачитал сообщение о первом полете человека в космос.

Юрьеву ночь начали отмечать в США с 2001 года – в честь 40-й годовщины. В 2004-м ее уже праздновали в 34 странах. В нынешнем коронавирусном году она впервые прошла онлайн: их пятичасовой ролик я посмотрел более, чем наполовину: эти зарубежные ребята действительно энтузиасты.

Одна из вещей, которая зацепила меня в книге Антона ПЕРВУШИНА – события, связанные с Международной аэронавтической федерацией (FAI). Через три месяца после полета -18 июля – в Париже FAI должна была зафиксировать мировые рекорды Юрия ГАГАРИНА: продолжительности полета – 108 минут (так и зафиксировали!), высоты полета – 327,7 км (такая высота получилась случайно из-за неисправности оборудования, по плану была меньшая) и максимального груза, поднятого на космическую высоту – 4 725 кг.

Проблема была в том, что по правилам федерации рекорд мог официально быть зарегистрирован только если пилот приземлялся в кабине своего летательного аппарата. Советская делегация утверждала, что именно так и произошло. Хотя, как известно, ГАГАРИН катапультировался и приземлился отдельно от спускаемого аппарата.

Около пяти часов на заседании FAI спорили: как именно произошло приземление? Россияне стояли на своем: ГАГАРИН был в кабине корабля (как сказано в сообщении ТАСС, «советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза»). Автор пишет в книге, что СССР несколько лет твердо держался этой версии, тем более, что спускаемый модуль видели считанные единицы советских граждан, не работающих в космической программе. Но если в федерации пять часов сопротивлялись словам единственных свидетелей посадки, то, надо полагать, у них были какие-то основания. Похоже, что они основывались на советской же печати. 14 апреля 1961 года в «Комсомольской правде», например,   был опубликован репортаж Давида НОВОПЛЯНСКОГО «Приземление», написанный по свидетельства очевидцев посадки:

– Наша бригада с утра находилась в поле, – говорит тракторист Иван Руденко. – Погода стояла теплая, солнечная. Работали мы вшестером недалеко от полевого стана. Все хорошо видели приземление космического корабля. Космонавт опустился на парашюте недалеко от нас. Он управлял парашютом, подтягивая то одни стропы, то другие. Ближе всех к нему оказалась колхозница первой бригады, учетчица Анна Ивановна с девочкой. Мы побежали навстречу. Перед нами был очень спокойный и невредимый человек, стройный, одетый в красный комбинезон, белый летный шлем.

Репортаж «Комсомолки» Антон ПЕРВУШИН, правда, упоминает не здесь, а в другой своей книге — «Юрий Гагарин. Один полет и вся жизнь» (в поисках в интернете информации о решении FAI обнаружил и прочитал в ней только главу, этим рекордам посвященную). И как мне кажется (простите, Антон), в обеих книгах есть неточность. В них говорится, что Международная аэронавтическая федерация зафиксировала кроме трех вышеназванных еще и два рекорда радиосвязи ("осуществление впервые в мире двусторонней радиосвязи Земля-космос, космос-Земля в диапазонах KB и УКВ").

Однако в книге спортивного комиссара Ивана БОРИСЕНКО "На космических стартах и финишах" и его же статье "Мировые рекорды Юрия Гагарина" в №7 журнала "Радио" за 1961 год, которыми, в частности, пользовался автор, однозначно говорится, что FAI зарегистрировала лишь три рекорда, а два радийных – являются всесоюзными. И хотя, по сути, они осуществлены впервые в мире, но все же не авиационные – то есть не по профилю FAI. Неплохо бы проверить для следующего издания книги.

Для регистрации рекордов были задействованы два спортивных комиссара. Один из них – Владимир ПЛАКСИН, как пишет автор, потребовал от Юрия ГАГАРИНА предъявить удостоверение на старте, второму – Ивану БОРИСЕНКО, по его собственным «воспоминаниям», первый космонавт предъявил документы для удостоверения, что он это он, на финише. Есть, правда, разночтения, где последнее произошло — в поле, куда первый космонавт приземлился, или в городе Энгельсе, куда его привезли позже. По регламенту FAI комиссар должен был лично присутствовать при посадке, но…

Впрочем, указанные мною тонкости занимают в книге одну тысячную часть – просто ситуация с рекордами меня заинтересовала, и я начал поиск. На сайте Национального музея воздухоплавания и астронавтики в Вашингтоне, который является авторитетным исследовательским центром в области истории авиации и космических полетов, размещен текст о том, что ежегодно в апреле в этот центр неизменно обращаются с вопросом: а на каком основании FAI зарегистрировала рекорд Юрия ГАГАРИНА, если позже стало известно, что он не соответствует правилам? И там неизменно отвечают так (эта цитата не из книги ПЕРВУШИНА):

— Да, ГАГАРИН не следовал правилам, установленным FAI до его полета. Однако, как и в любой спортивной организации, FAI оставляет за собой право пересмотреть и переосмыслить свои правила в свете новых знаний и обстоятельств. Юрий ГАГАРИН остается неоспоримо первым человеком в космосе и понятие о том, что первые космонавты должны были приземлиться внутри их космического корабля — это увядший артефакт перехода от авиации к космическому полету.

Книга «108 минут...» имеет полтысячи страниц, и ее автору, естественно, пришлось оставить за бортом многие детали. В основном те, о которых нередко писали другие. Но мне, неофиту, эти детали – увы — неизвестны или забылись за давностью лет: о космонавтике последний раз читал на заре туманной юности. Поэтому с интересом разглядывал даже то, что автор явно считал банальностью. Так меня заинтересовал, например, не едва упомянутый развязавшийся шнурок ГАГАРИНА во время шествия по красной дорожке к генсеку, а примечание в конце книги, что это была «офицерская подтяжка для носка». А я и не знал об их существовании и с любопытством погуглил. Погряз даже в дискуссию на форуме, что лучше было для армии: портянки или носки, вспомнив свои партизанские дни на сборах со сбивавшимися портянками под кирзачами.

Так что не уверен, что я целевой читатель этой книги, но мне кажется в моем отношении цель научно-популярной литературы как таковой – заинтересовать описываемой темой – была осуществлена по максимуму.

Ну и да: чтобы за деревьями не забыть о лесе. Есть такой замечательный мультфильм Федора ХИТРУКА «Икар и мудрецы» о чудаке, который пытается придумать приспособление для того, чтобы летать. Но каждый раз обрушивается вниз. И наблюдающие за этим мудрецы указывают на него как на пример того, что заниматься надо тем, что возможно: Quod licet Jovi, non licet bovi. Но однажды он взлетел.

Книга ПЕРВУШИНА – это гимн инженерам, которые через все препятствия и невозможности сумели преодолеть земное тяготение и выйти в космос. Не ГАГАРИН, а они, занимавшиеся обычно узким конкретным делом – это сопло или другое, оторвавшийся клапан, поиски нужного топлива, выбор места взлета – являются действительными героями книги. Показательно, что импульс основоположникам – ЦАНДЛЕРУ с ГИРД и ОБЕРТУ с «Обществом межпланетных сообщений» дал роман Жюля ВЕРНА «Из пушки на Луну». На это, во всяком случае, намекает Антон ПЕРВУШИН.





  Подписка

Количество подписчиков: 71

⇑ Наверх