Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 сентября 2021 г. 07:28

По призрачной пустыне мертвого мира

Дэн СИММОНС. Террор

СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018 год. – 768 стр.

Тираж 3 000 экз.

«Террор» и «Эребус» – так называются реальные корабли, вышедшие из британского порта 19 мая 1845 года для поисков Северо-Западного прохода из Атлантического океана в Тихий. Они пропали вместе с экипажами в 129 человек. Ни одна из экспедиций, исследовавших регион как до, так и после, не понесла столь существенных потерь, что наводит на мысль о неких особенных обстоятельствах, погубивших исследователей.

Возможно, потому она остается в центре внимания уже более ста пятидесяти лет. В разных местах были найдены останки нескольких людей из этой экспедиции, а также отдельные предметы с пропавших кораблей, есть какие-то воспоминания эвенков. Был даже скандал с участием писателя Диккенса по поводу найденных костей некоторых участников экспедиции, которые указывали на людоедство. Был еще один скандал с другими их останками, содержание свинца в которых зашкаливало за все нормы.

Дэн СИММОНС написал роман, где в единое целое увязываются все находки следов пропавших кораблей и их экипажей, последняя из которых была сделана летом 1992 года. Он описывает мир, где вокруг нет ничего, кроме тесного льда и жуткого холода. Это не белое безмолвие: завывает ветер, трещит лед, сдавливая в объятиях корабли.

Жесточайшая флотская дисциплина, где в качестве неотвратимого наказания для любого проступка – повешение (для поиска и казни беглецов с «Баунти» в свое время, не считаясь с затратами, специально снаряжали отдельные экспедиции) сталкивается с человеческими страхами, усталостью, постоянным напряжением, начинающейся цингой, кончающимся спиртным (во флоте каждый день выдавали порцию), потерей надежды.

В этих условиях размывается сама ткань рациональности, тем более что вокруг бродит некий жестокий зверь, убивающий моряков. Чтобы сбросить с себя страх или отгородиться от него, накануне Нового года экипажи устраивают маскарад по мотивам рассказа Эдгара По «Маска красной смерти» в семи залах из парусины, раскрашенной в разные цвета. В последнем черном зале укрепили голову убитого белого медведя.

В самый разгар празднества там появилось убивающее без разбора белое чудовище. К концу романа смерть настигла всех. Кроме капитана Крозье, который стал другим человеком с иным именем.


Статья написана 25 августа 2021 г. 13:43

«Что же вы мне рассказывали о каком-то молодом человеке? Ведь это ребенок, совершеннейший ребенок!»

Лоис Макмастер БУДЖОЛД

Ученик воина

М.: Астрель, 2012 г. — 352 стр.

«Ученик воина» — второй опубликованный роман из 16 книг о Майлзе Форкосигане. О первом и последнем произведениях этого цикла я уже писал ранее. Здесь впервые Майлз появляется собственной персоной – семнадцатилетний полутораметровый полукалека с хрупкими костями, которые он ломал уже не раз, не поступивший из-за этого в Военную академию. Сын премьер-министра и потомок уходящего в глубь веков дворянского военного рода с пылким характером своего ровесника Д*Артаньяна.

Это приключенческая космическая фантастика с интригами, сражениями, любовью. Сам Майлз – в каждой бочке затычка, его природное любопытство приводит его к авантюрам – сначала небольшой, потом покрупнее и еще крупнее — одна тянет за собой следующую. Но он, катясь кубарем по крутому склону событий, успевает быстро реагировать, думать и действовать. И как-то само собой оказывается во главе флота космических наемников и участником ряда боевых операций. Более того – победителем в них. Пусть некоторые из его путей к победе оказывались не прямыми стратегиями: вместо того, например, чтобы воевать с наемниками противной стороны, он четырежды перехватывал и уничтожал катера, в которых наниматели присылали тем зарплату. Что вызвало изрядную напряженность между работодателями, которые свои средства потратили, и нанятыми бойцами, закономерно ожидающими стабильного регулярного дохода за свою работу.

Впрочем не все обходилось так изящно и бескровно: «Когда убиваешь человека, надо сперва стереть его лицо. Это такой психологический трюк. Солдату он необходим. Я не уверен, что ты сумел бы достичь должного тупоумия. Ты поневоле все видишь объемно».

Но пока он выбирался из того водоворота, который сам же и закрутил, на родине противники его отца обвинили Майлза в попытке государственного переворота: зачем же одному из потенциальных кандидатов на престол собирать под своим началом боевой флот?


Статья написана 9 августа 2021 г. 18:04

Маленькие войны: игра для ребят от 12 до 150 лет и для тех умных девочек, которым нравятся мальчишечьи игры и книги

Ханну РАЙАНИЕМИ

Страна вечного лета

М.: Эксмо, 2019 год. 416 стр.

Серия «Большая фантастика»

Парадокс: в русском издании «Страны вечного лета» указан лондонский первоисточник-оригинал 2018 года, в то же время написано, что перевод сделан с финского. Но, как известно, живущий в Эдинбурге Ханну РАЙАНИЕМИ пишет по-английски. А на финский его переводят, как и на русский.

По ту сторону смерти

Мир, описанный в романе, — альтернативная Великобритания поздней осенью 1938 года. Германия потерпела в первой мировой столь сокрушительное поражение, что так и не оправилась. Генерала Франко в разгоревшейся в Испании гражданской войне поддерживает правительство ее величества королевы Виктории, которая правит страной и после смерти. Дело в том, что смерть здесь – не конец жизни. Параллельно нашему существует мир загробный –«страна вечного лета». И если есть Билет, скончавшись, ты перебираешься туда и в тот же вечер можешь уже переговорить по эктофону с членами своей семьи. Но и там, за гранью, все продолжают заниматься привычным делом: шпионы шпионят, клерки клеркуют, а бизнесмены продолжают управлять своими предприятиями.

Героя — два: он и она. Он – советский крот, а она его пытается на этом поймать. Но он – внебрачный сын премьер-министра Уэста и поэтому лицо неприкасаемое. До тех пор, пока нет железобетонных доказательств.

Уэст – это Герберт Уэллс. Он сам говорит о написанных им «Человеке-невидимке» и «Войне миров». А более всего — о книжке «Маленькие войны» (Little Wars) о правилах игры в солдатиков: «Порою мне кажется, что это лучшее мое творение оно меня переживет». Такая книга действительно написана Уэллсом и на русский до сих пор не переведена. В 1923 году в России были изданы лишь похожие на нее «Игры на полу».

Кто читал трилогию «Квантовый вор» обнаружит схожесть ряда элементов: вместо виртуального мира — загробный. А души, собственно, ничем не отличаются от оцифрованных разумов. В 16-й главе обозреваемого романа упоминаются «Морком и его друг Тьюринг». В 11-й доктор Морком участвует в дискуссии на лекции. А в 14-й преподаватель Ушлихт (одним из его прототипов явно является советский агент Арнольд Дейч, завербовавший еще в университете всех будущих членов «кембриджской пятерки») утверждает, что «страна вечного лета» — «просто еще одна конструкция без подлинной вечности. Доска для очередной словесной игры. Но кто устанавливает правила? Кто стоит у доски, наблюдает и судит?». При этом в базовой для концепции «страны» «Науке смерти» Герберта Уэста




Статья написана 4 августа 2021 г. 13:22

Физика не отменяет метафизику

Илья НОВАК. Петля Мебиуса.

(серия «Амальгама»)

М.: Астрель, 2012 год. -

350 стр. Тираж 3 500 экз.

Илья НОВАК — псевдоним киевлянина Андрея ЛЕВИЦКОГО, автора романов из серии «S.T.A.L.K.E.R.» и ряда электронных игр и их новеллизаций. Впрочем данная книга – попытка вывалиться из круга ремесленичества в литературу пограничную. Несколько напоминает сборник «Черный сок» Марго ЛАНАГАН: сюр, мистика и в некоторой степени киберпанк. Но слабее. А еще напоминает сборник Шимуна ВРОЧЕКА «Танго железного сердца». Но тоже слабее.

Две повести — «Ризома» и «Никотин» — попытка показать будущее принципиально иным, чем у коллег-фантастов, не линейным продолжением настоящего, а чем-то уродливо, на первый взгляд, выросшим из достижений биологии и информатики:

— У Стигматы начались проблемы, связанные с активным использованием церебрального софта, в психиатрии именуемые инсталляционной манией. Иногда она перерастала в инсталляционный психоз. Инстаман загружает в свой мозг все новые и новые программы, так или иначе облегчающие человеческую жизнь: бытовые подсказники, словари, универсальные технические руководства, наборы мгновенных советов на все случаи жизни, различные поведенческие библиотеки, экскурсоводы и прочее и прочее. Они перегружают нейропционарий, генерируя запутанные взаимосвязи, подкоманды и раздутые до предела базы данных. Емкость человеческого мозга велика, но не безгранична, и даже подключение к черепу биоприставок не спасает — дополнительные мозги создают дополнительное место для записи данных, но никак не помогают разросшемуся нейропционарию, то есть БОСу — Большой Операционной Системе, прошиваемой в мозг каждого индивидуума в возрасте 15 лет.

Саркастический калейдоскоп кардинально изменившегося мира с живыми звездолетами и компьютерами, клонами, корпоративными богами, виртуальными вселенными, модифицированными осьминогами, полицейскими гнездами из стай-семей ороговевших фемокопов концептуально называется «Ризома», отсылая к одному из ключевых понятий философии постструктурализма и постмодернизма о нелинейной, как переплетенные корни структуре с отсутствующим централизующим принципом.


Статья написана 26 июля 2021 г. 06:21

Боги не любят оставаться в дураках. Особенно два раза подряд.

Стивен ЭРИКСОН

Сады Луны

Серия Черная Fantasy

М.: Эксмо, 2018 год – 752 стр.

Доп. тираж 2 000 экз.

Прочитать этот роман – некоторый подвиг, что под силу только заядлому любителю фэнтези, ищущему новых ощущений. Когда все уже читал, знаешь вероятный расклад персонажей, их возможные действия и ограничения… Как в сексе, когда привычное уже не возбуждает. И тут появляется ЭРИКСОН с циклом «Малазанская «Книга Павших», где «Сады Луны» стали первым томом.

Почти до середины романа ничего не понятно: буквально «смешались в кучу кони, люди/ И залпы тысячи орудий». Начинается рассказ об одном персонаже, через страницу – речь идет уже о другом, через две – о третьем, через пару дюжин – о ...цатом. Повествование рваное, истории внутри фрагментов неоконченные, действующих лиц – масса и продолжают появляться новые. Куча магов, и у каждого особенная, отличающаяся от других система колдовства.

Упоминается десяток рас, о которых сказано, что они не человеческие, хотя так и непонятно, что, собственно, в них нечеловеческого, кроме того, что они опасные воины. Причем опасные воители – каждая из этих рас. И до самого конца недоумеваешь, чем «тлан имассы» отличаются от «тисте анди».

Впрочем ко второй половине книги этот огромный пазл начинает складываться в общую картину, где зубчики одного элемента прилегают к впадинам другого, и уже как-то ориентируешься в большей части персонажей, каждый из которых плетет собственную интригу. Есть Императрица, ставшая таковой после неожиданной и подозрительной гибели Императора. Она ведет войну и против вольных городов, и против старой гвардии из собственного войска. От этой «гвардии» остался лишь отряд ветеранов-мостожогов, и их бросают на все более опасные задания.

Одновременно на вольный Даруджистан движется разбуженное из тысячелетнего кургана чудовище – ягутт, опаснее которого в этом мире почти никого нет. На протяжении сотни страниц мы ждем, что вот-вот он уничтожит город, но в конце романа его легко и небрежно убивает только что появившееся в повествовании нечто похожее на растение – азат, тоже неожиданно выбравшееся из тысячелетнего забвения – и там, в этой табакерке прошлого, еще много таких чертиков.





  Подписка

Количество подписчиков: 59

⇑ Наверх