Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 октября 2012 г. 10:42

цитата
РОМАН КАНУШКИН: «ОБОЙДЕМСЯ ПРОСТО ХОРОШИМИ КНИГАМИ»


Целиком читайте на сайте онлайн-журнала "Питерbook": http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_f...

— Природа хоррора двояка: с одной стороны, он эксплуатирует базовые физиологические страхи — боязнь боли, старости, смерти. С другой стороны — страхи, так сказать, высшего порядка: страх одиночества, страх растворения в толпе, страх перед чужими... Какие фобии интереснее вам как писателю?

— Ну вот возьмем, например, тему исписавшегося автора. Не раз уже было. Ладно, давайте посмотрим под немного другим углом: писателю каждый раз кажется, что у него больше не получится, все, не получится следующая книга, его покарали (не важно кто и что, вопрос личных предпочтений) и он разучился писать. Каждый раз это чувство становится все острее, текст сопротивляется ожесточенней, и в ремесле все меньше притягательности игры... Он вспоминает молодость, когда был увлеченным графоманом, в хорошем смысле, просто любил много писать... Психоаналитик скажет, что эти его страхи являются лишь символами, скрывают страхи более глубинные, ну там угасание творческих и иных потенций, дойдет и до самых глубинных, какого-нибудь «страха кастрации», да еще поинтересуется каковы были его отношения с отцом. В каком-то смысле психиатр, а ведь они изучают фобии профессионально, будет прав. Например, если для решения проблемы наш писатель берет топор, заворачивает его в наволочку от подушки (свою, или изменяющей жены, или умершей в юном возрасте любовницы) и идет ночью в парк. А потом возвращается домой освобожденным, чистым, выдает очередной шедевр и до следующей книги топор с уже давно засохшей кровью спокойненько пылится на полке.

Ну а если это не так? Если этот нарастающий страх, темная психическая болезнь, была лишь кризисом, как грипп, необходимым для здорового функционирования его не совсем обычной психофизики? Как известно, ночь никогда не бывает так темна, как перед рассветом. Выход из болезни лежит через создание новой книги. Только с каждым разом он все ближе подходит к опасной грани (и вот тут торчат уши нашего психиатра), с которой он может свалиться... Наверное, этот момент, тонкая грань между творчеством (речь может идти и о писателе, и о слесаре) и сползанием в безумие очень интересен. Ночь перед рассветом. Хотя для заявленного произведения образ слесаря-перверта с гомосексуальными наклонностями, почитывающего по ночам Кафку, кажется предпочтительнее всех поднадоевших писателей.

А вообще я никогда не задумывался, какие фобии предпочтительней. Скажу только, что на мой взгляд в анализе психиатров все более невротической человеческой композиции есть что-то лукавое. Не все расщепляется до этих вот ингридиентиков, какой-то важный элемент ускользает. И там спрятана не только наша очищенная от фобий гордость, но и наша отвага. В этом смысле писатель если не милосердней, то в чем-то точнее психоаналитиков. У них другой микроскоп, он способен не только к анализу, разрушению, но и синтезу.

И вообще представьте уже обыгранную ситуацию: психоаналитик берет роман о сползающем в безумие писателе, устраивается поудобнее в кожаном кресле, выносит свои высокопрофессиональные вердикты. А теперь представьте, что наш проблемный писатель окажется... женщиной! И у нее «страх кастрации»? Действительно крутая фобия!


Статья написана 29 октября 2012 г. 11:17

Перепост из ЖЖ Дмитрия Володихина: http://volodihin.livejournal.com/866131.h...

цитата
КОНКУРС ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ О МОСКВЕ И СПБ

Литературно-философская группа "Бастион" объявляет конкурс фантастической повести, содержащей ЯРКИЙ ОБРАЗ МОСКВЫ ИЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА БУДУЩЕГО.

Условия игры:

1. Объем вещи от 50.000 до 160.000 знаков с пробелами.

2. Не годятся вещи, уже опубликованные офф-лайн. То, что висело в сети, но не печаталось, принимается, вот только анонимность прохождения конкурса оргкомитет в этом случае гарантировать не возьмется.

3. Дальность будущего -- не менее 10 лет, а по верхнему пределу не ограничена, однако в Москве и СПб. должны быть какие-то узнаваемые элементы. Просто принести вещь, где есть какой-то причудливый город из бесконечно далекого грядущего безо всякой привязки к одной из русских столиц, но названный Москвой или СПб. в надежде пройти в финал конкурса, -- значит зря потратить время. Такой текст принят не будет.

4. Принимаются варианты как "светлого" будущего, так и "темного". Иначе говоря, если в Москве или СПб. будущего идет война, эпидемия, смута, полгорода разворочено, всеобщая нищета, это так же приемлемо, как и варианты с великим славным Третьим Римом в ореоле космодромов. Не принимаются лишь тексты, где на месте города -- ровное поле, называемое "Московские лужки" или водная гладь, называемая "Эрмитажный залив". Не принимаются воронки от ядерных взрывов. В общем, города должны реально существовать, там должны жить люди с их надеждами, верой, любовью, проблемами, творчеством.

5. Годятся вещи, где используются элементы фантастического допущения в традициях НФ, фэнтези, мистики, альтернативки, конспирологии, литературной сказки, чего угодно. НФ предпочтительнее, но остальные варианты не отрицаются.

6. Принимаются тексты с любой политической начинкой -- консервативной, либеральной, имперской, коммунистической, фашистской, антифашистской, вообще нулевой в политическом смысле. Не принимается только то, что содержит откровенную русофобию, нападки на Церковь и христианство.

7. Срок приема -- до 10 ноября 2012 года включительно.

8. Тексты присылать на адрес volodih@mail.ru

9. Принимается не более 2 текстов от одного автора.

10. В строке "тема" должна быть пометка: "На конкурс повести о столицах". Формат присланных файлов может быть .doc или .rtf . Форматы .pdf и .docx исключаются. В письме должны сообщаться реальные ФИО автора, город проживания, а также контактная информация -- мэйл и (желательно, но не обязательно, номер моб. телефона). У повести обязательно должно быть название.

Судейство: На первом этапе тексты оцениваются жюри, состоящим из критиков и писателей, либо входящих в группу "Бастион", либо дружественных ей. Основной критерий -- художественные достоинства. Голосование анонимно, фамилии авторов повестей членам жюри не раскрываются.

На втором этапе 10 финалистов конкурса будут приглашены на конвент Басткон-2013, который пройдет в последней декаде января 2013 года. На Бастконе пройдет мастер-класс по футур-повести, который будет вести, скорее всего, Дмитрий Володихин. На мастер-классе будет определено 4 лауреата. Первые два получат денежную премию, гонорар и публикацию в сборнике ЛФГ "Бастион". Третье место дает небольшой гонорар и публикацию в сборнике ЛФГ "Бастион". Четвертое место -- поощрительное. Оно предполагает только публикацию в сборнике.

Вопросы можно задать здесь, либо по указанному адресу электронной почты.

ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ ПРОШУ ПЕРЕПОСТИТЬ ЭТО ОБЪЯВЛЕНИЕ.


Файлы: bastion.gif (10 Кб)
Статья написана 25 октября 2012 г. 17:21

До "Зиланткона", крупнейшего в СНГ фестиваля фантастики и ролевых игр, который пройдет в г. Казани со 2 по 5 ноября 2012 года, осталась неделя. Формирование программы в целом закончено. Спешу рассказать, какие мероприятия в этом году гостям конвента площадка Фантастиковедения:

ДОКЛАДЫ


Юлия Зонис: "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что, или Как писать рассказы на заданную тему?"

Краткий анонс: В наши дни автор, пишущий преимущественно рассказы и делающий это талантливо, не испытывает проблем с публикацией. Площадок для «малой прозы» хватает: от научно-популярных журналов до солидных ежегодников. Однако даже для такого автора особой привлекательностью отличаются тематические сборники, набирающие популярность в последние годы. О том, как быстро и качественно написать рассказ на заданную тему, который с высокой долей вероятности подойдет составителю, какие секреты и методики существуют в этой области, расскажет писательница Юлия Зонис, неоднократный участник сетевых конкурсов и тематических антологий, лауреат премий «Бронзовая улитка», «Портал», «Интерпресскон» и «Серебряная стрела».




Александр Белаш: "Эпоха зомби"

Краткий анонс: Зомби повсюду, они окружают нас. Они в книгах, фильмах, компьютерных играх. Телевизор называют зомбоящиком, рекламу – зомбированием. Это слово в самом широком ходу, а ведь ста лет не прошло со дня, когда оно впервые прозвучало в Европе. Как и почему зомби-вирус распространился в массовой культуре? Откуда пришли эти зловещие мертвецы и куда идут? Изучив панораму зомби, мы сможем понять истинный смысл слова, которым так легко пользуемся.




Наталья Резанова: "Историческая фантастика как средство от апокалипсиса"

Краткий анонс: Писательница Наталья Резанова расскажет о целительных свойствах исторической фантастики, лучшего средства от эсхатологической хандры. Тезисы: 1. Историческая фантастика в разнообразных ее видовых проявлениях: альтернативная история, стимпанк, криптоистория, «альтернативная классика», эпическая фэнтези – то есть разнообразные подвиды жанра, где для создания фантастического произведения используются данные реальной истории. ( Примечание – «попаданчество» рассматриваться не будет). 2. Наиболее интересные авторы, зарекомендовавшие себя на этом поле в «нулевые» годы и в нынешние время: С. Логинов,А. Лазарчук, К. Еськов,К. Бенедиктов, В. Камша, Е. Хаецкая и другие. 3. Феномен последних лет- сетевые публикации, привлекшие большое внимание читателей, возможность их публикаций ( Т. Апраксина, А. Оуэн, К. Медведкевич) 4. Причины интереса к истории среди фантастов: критическое осмысление истории как таковой, постмодернистские игры, интерес к построению общественных моделей в литературе, средство от национального унижения, создание развлекательной литературы по готовым образцам. 5. Дальнейшие судбы исторической фантастики: а) слияние с мейнстримом,б) уход значительной части текстов в сеть в) редкий, но возможный успех книжных публикаций в этом жанре г) грамотное использование в коммерческих проектах типа «Этногенеза» и «Обитаемого острова».




Сергей Переслегин: "Новая схоластика" (внимание: тема может измениться!)

Краткий анонс: В своем докладе известный футуролог, литературный критик и ветеран ролевого движения Сергей Переслегин раскроет тему кризиса формата мышления.





Василий Владимирский: "Русская фантастика: жизнь после жизни. Стратегия выживания автора жанровой литературы"

Краткий анонс: Осенью 2012 года издательство «Эксмо» и перешедшее под его управление «АСТ», крупнейшие игроки на книжном рынке, предельно четко дали понять, на какую фантастику планируют делать ставку в будущем. Отечественной фантастике указали ее место – среди «одноразового» чтения, по соседству с сочинениями Донцовой и Марининой. Как серьезная, взрослая литература фантастика для крупнейших издателей умерла: приговор окончательный, обжалованию не подлежит. Однако далеко не все писатели готовы смириться с этой политикой. Какие лазейки существуют для тех, кто планирует писать и публиковаться, не подстраиваясь под требования времени, рассказывает журналист, редактор, литературный критик Василий Владимирский.



ПРЕЗЕНТАЦИИ


Елена Бойцова и др. Презентация "Петербургской фантастической Ассамблеи" с показом слайдов

Краткий анонс: В 2012 году "Петербургская фантастическая Ассамблея" во второй раз прошла под Санкт-Петербургом, в одном из пансионатов Курортного района. Гостями этого молодого конвента стали канадец Кори Доктороу, Ник Перумов, Вера Камша, Вадим Панов, Святослав Логинов, Алан Кубатиев, Мария Галина и многие другие именитые писатели-фантасты. Впереди третий сезон. Что же это за конвент? Основной интерес организаторов Ассамблеи – это фантастика во всей широте понятия. Кто-то читает фантастическую литературу; кто-то её пишет, переводит, редактирует и издаёт; кто-то вдохновляется фантастическими сюжетами на другие формы творчества. Кинематограф и мультипликация (в том числе аниме), комиксы, компьютерные и настольные игры – и в этих явлениях тоже часто воплощается фантастический элемент. Не следует забывать и о любителях ролевых игр, течении, зародившемся когда-то в недрах фэндома, – к нынешнему времени многолюдном, многогранном и полном своих традиций. И сам фэндом как сообщество любителей и энтузиастов фантастики тоже интересен нам, и с точки зрения современного состояния, и в аспекте его богатой истории. Наконец, если говорить об околофантастических субкультурах – таковые складываются вокруг различных жанров и течений фантастики, а подчас и вокруг отдельных ярких авторов. А ещё… впрочем, тут стоит остановиться, ибо продолжать можно долго, но читатель уже, наверное, понял главную мысль, которую мы хотим донести: Петербургская фантастическая ассамблея – это о фантастике вообще.




Василий Владимирский. Презентация литературного семинара "Малеевка-Интерпресскон". Новая волна" с показом слайдов

Краткий анонс: Одна из характерных черт современной отечественной фантастики — дефицит культурной преемственности. Обстоятельства сложились так, что механизм передачи опыта в фантастике работает с перебоями. Большинство авторов, пришедших в жанр, вынуждено вновь торить давно исхоженные другими тропы, вместо того чтобы использовать багаж, накопленным предыдущими поколениями, для создания ярких, запоминающихся книг. Семинары, которые ведут мэтры фантастики, например, в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, как правило, достаточно замкнуты и не решают проблемы в целом. Краткие же мастер-классы на конвентах, при всех их достоинствах, не позволяют в достаточной степени подробно и вдумчиво разобрать представленные произведения, а тем более получить какие-то серьезные общелитературные навыки. Учитывая все эти факторы, конвент «Интерпресскон» возрождает традиции Малеевки — легендарного семинара, через который прошли все звезды «четвертой волны». Первый такой семинар прошел в Малеевке под Москвой, позже пререехал в Дубулты, но название «Малеевка» навсегда закрепилось за ним. Теперь новая Малеевка — в Санкт-Петербурге: в начале февраля 2012 года состоялся первый рабочий семинар, вели который бывшие «малеевцы», а ныне живые классики российской фантастики: Алан Кубатиев, Андрей Лазарчук, Святослав Логинов. Не за горами второй семинар, запланированный на февраль 2013 года. На презентации вы сможете узнать, какие изменения произошли за год в положении о семинаре и составе мастеров, что нужно, чтобы принять участие в "Малеевке-Интерпрессконе-2013", посмотреть фотослайды с предыдущего семинара и задать вопросы куратору мероприятия Василию Владимирскому.




ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА


Лев Лобарёв: "Тяжела ты, шапка Мономаха? или Диалог с главредом". Встреча с главным редактором журнала "Мир фантастики"

Краткий анонс: Кто не знает Лина, Льва Лобарёва, создателя альманаха «Конец эпохи», главмастера ролевых игр, знатока фантастики? Но не все в курсе, что вот уже год он занимает пост главного редактора «Мира фантастики», крупнейшего жанрового СМИ России и окрестностей. Какие изменения произошли с журналом после прихода нового главного редактора? Насколько полно представлена на его страницах ролевая субкультура? Каковы планы на будущее? Обо всем этом вы сможете лично узнать у господина главреда.




Помимо того, на "Зилантконе" вас ждет два литературных семинара для фантастов, один из которых ведут Леонид Кудрявцев и Дмитрий Федотов, второй -- Юлия Зонис и Дмитрий Скирюк. А так же поэтическое выступление писателя Леонида Каганова, встречи с известными фантастами "четвертой волны", презентация издательства "Вече", церемония вручения премии "Большой Зилант" и многое другое. До встречи на фестивале!

P.S. А, чуть не забыл. Еще будет работать площадка сайта "Лаборатория Фантастики". Но тут о своих впечатляющих достижениях по формированию программы, думаю, отчитается сам Иван Сенников. Вот только шашлыков не будет: не сезон. :-(


Статья написана 20 октября 2012 г. 12:46

Без комментариев.


Статья написана 3 октября 2012 г. 18:37

цитата
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ: «ИЗДАТЕЛЬСТВА В НЫНЕШНЕМ ВИДЕ — ОТЖИВАЮЩИЙ ИНСТИТУТ»


— Исторически сложилось, что к фантастике, «нереалистической прозе», тянутся в основном те писатели, основу чтения которых она же, фантастика, и составляет. В России это особенно стало заметно в последние пятнадцать лет: в литературу пришло поколение, выросшее во время фантастического бума 1990-х. А что заставляет обращаться к этому жанру или приему писателей, воспитанных на других книгах? Таких сейчас тоже немало, от вездесущего Дмитрия Быкова и Андрея Рубанова до Анны Старобинец и Марии Галиной. Даже в «Черной обезьяне» Захара Прилепина присутствует отчетливо фантастический элемент...

— Если честно, то я не так стар — я во-первых застал фантастический бум девяностых, а во-вторых, все равно много читал фантастику в восьмидесятые. Основу моего чтения, впрочем, фантастика никогда не составляла — у меня довольно разнообразные авторы в качестве основных.

Но раз уж зашла об этом речь, назову своих любимых фантастичеких авторов, исключив классику, которую я читал в детстве и юности (Стругацкие, Шекли, Бестер и много-много разных рассказов. Помню, был один сборник... как же он назывался?.. вот он меня перепахал совершенно! Ладно, вспомнил: он назывался «Продается планета» и любимый рассказ там был про девушку и исполнение желаний).

Из того, что я читал в девяностые и что на меня самое сильное впечатление произвел «Нейромант» Уильяма Гибсона. Это довольно естественно, учитывая, что «дедушкой киберпанка» принято считать одного из моих самых любимых писателей, Томаса Пинчона. Из всего киберпанка Гибсон для меня, конечно, номер один, на втором месте — «Алмазный век» Стивенсона, у которого, на самом деле, я больше люблю «Криптономикон» и «Барочный цикл».

Еще одним автором, который формально относится к фантастике, стал для меня Стивен Кинг. У меня с ним сложные отношения, потому что в начале девяностых я переводил не самые его лучшие книги. Точнее, не переводил, а собирал переводы из кусочков в качестве редактора. Как сейчас помню, роман «Томинокеры» должен был быть переведен за месяц. Меня хватило только на то, чтобы имена у героев не менялись от главы к главе — о точности перевода и художественных достоинствах речь не шла. Самое смешное, что этот перевод перешел потом от «Кэдмена» к АСТ и издается едва ли не до сих пор. Жаль, что я не застолбил за собой права на перевод на двадцать лет вперед. Надеюсь, они его почистили хотя бы.

Так вот, скажем честно, плотное чтение «Томинокеров» и «Бегущего человека» — не лучший опыт для знакомства с Кингом. Прошло еще много лет, прежде чем я его начал нормально читать. «Salem's Lot» и «Сияние» были прекрасны, но полюбил я Кинга после «Темной башни» (внимательный читатель «Хоровода воды» найдет в одной из глав развернутую цитату). При этом ужасы как жанр я не очень люблю — в том же «Кэдмане» я был причастен к переводу одного из романов Клайва Баркера, он мне понравился, но желания читать другие не возникло.

А вот теперь надо назвать две книги, которые относятся к фантастике весьма относительно, но которых я очень люблю. Во-первых это «1984» Джорджа Оруэлла (прочитанный в Самиздате примерно в заглавном году), а во-вторых «Infinite Jest» Дэвида Фостера Уоллеса, роман о сравнительно недалеком будущем, объемом в тысячу с лишним страниц мелкого шрифта, с множеством героев и крайне неспешным сюжетом. По сравнению с ним «Радуга тяготения» Томаса Пинчона (кстати, только что вышедшая по-русски) выглядит простым и легким для чтения романом.

Рекомендация, я понимаю, так себе, но Дэвид Фостер Уоллес совершенно гениальный автор — хотя не все, кто его полюбят, дочитают книгу до конца.

Отвечая на этот вопрос, я понял, что для меня «фантастика» — это, по сути, sci-fi и футурология. Даже Стивена Кинга я вспомнил в последний момент, а автора, больше всего повлиявшего на замысел «Живых и взрослых» не вспомнил вообще — ну, вспомню дальше, пусть будет немного саспенса.

Еще, конечно, надо назвать Филиппа К. Дика и Роджера Желязны. Уходя в сторону фэнтези, надо сказать, что в девяностые я был большим поклонником и популяризатором Анн Райс и, кажется, автором первой рецензии на ее прозу, напечатанной в мейнстримном СМИ — один из романов о вампире Лестате удалось обозреть не то в «Сегодня», не то в «Коммерсанте».

Возвращаясь к вопросу, надо сказать, что я не воспринимаю «Живых и взрослых» как фантастику — для меня это скорее young adult book, книга для подростков. Про роман «Нет» я скажу чуть позже, но если отвечать на вопрос, то я не думаю в терминах «напишу-ка я фантастику» — я придумываю очередную книжку и иногда в ней бывают элементы фэнтези (как в «Хороводе воды»), а иногда это оказывается что-то вроде «Нет» или «Живых и взрослых». Меня, то есть, ничто не заставляет обращаться к этому жанру, кроме того, что — как я только что убедился — среди моих любимых книг довольно много книг в этом жанре. И я эти книги не отделяю от всех других, которые я люблю.

Честное слово, Оруэлла и Дэвида Фостер Уоллеса трудно назвать фантастами.

И последнее. Я думаю, мой интерес к фантастике предопределен моим интересом к трансцендентным переживаниям и измененным состояниям сознания. Понятно, что Пинчон, Фостер Уоллес, Гибсон, Стивенсон, Анн Райс, Филип К. Дик и, подозреваю, даже Роберт Шекли как раз из числа вот таких психонавтов, которых хлебом не корми, дай написать про необычные переживания. Есть, конечно, авторы, которые честно описывают собственный опыт, но как правило они пишут куда скучнее, чем те, кого принято считать «фантастами».


Целиком читайте на сайте онлайн-журнала "Питерbook": http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_f...





  Подписка

Количество подписчиков: 360

⇑ Наверх